Дипломная работа

«Разработка информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов сош с. октябрьский»

  • 85 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального выгорания 7

1.1. Синдром эмоционального (профессионального) выгорания. Основные понятия и определения 7

1.2. Симптомы и стадии эмоционального (профессионального) выгорания 13

1.3. Факторы, инициирующие эмоциональное (профессиональное) выгорание 20

Выводы по первой главе 26

Глава 2. Проектирование информационной системы 28

2.1. Разработка функциональной модели информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов 28

2.2. Проектирование архитектуры информационной системы с помощью унифицированного языка моделирования UML 36

Выводы по второй главе 41

Глава 3. Программная реализация информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов 43

3.1. Постановка задачи и описание информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов 43

3.2. Тестирование информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов 50

Выводы по третьей главе 55

Глава 4. Исследование особенностей эмоционального выгорания 56

4.1. Исследование педагогов и методики исследования 56

4.2. Результаты и анализ исследования 58

Выводы по четвертой главе 64

Заключение 65

Литература 67

Приложения 71

Введение

В психологической литературе укоренился термин, который очень тонко и точно характеризует деятельность педагога - "эмоциональное выгорание", свидетельствующий об эмоциональной перегруженности педагогов, которая влечет за собой высокие риски заболеваний. Кроме того, выгорание влияет на результативность профессионального труда педагога, а также отражается на взаимоотношениях между взрослыми и детьми, учениками и учителями в учебном процессе.

Учащийся любого возраста хочет получать знания у доброго и хорошего учителя, который всегда будет готов его выслушать, а не отмахнуться от него раздраженно, который всегда будет находиться в благоприятном, уравновешенном состоянии, способным обсудить серьезные моменты школьной (и не только) жизни школьника.

Не секрет, что в школе учащиеся проводят значительную часть своего дня при непосредственном общении с учителем. Наверняка, каждый понимает, что состояние педагога не может не повлиять на состояние учащегося. Успехи в учебе школьника во многом зависят не только от профессионализма учителя, но и от его психического состояния (А.О. Прохоров), и личностных качеств (С.П. Безносов) [26, 3].

Например, такие авторы как: Т.В. Форманюк, Т.И. Ронгинская, В.Е. Орёл, которые исследовали деятельность учителя, сделали акцент на синдроме психологического (эмоционального) выгорания, который сказывается на состоянии учителя и, как следствие, затрудняет, либо препятствует созданию благоприятного эмоционального фона на занятии [32, 27, 24].

В психологии на довольно популярном уровне закрепилось убеждение о влияние условий жизнедеятельности и социальных предпосылок на развитие личности, но в тоже время, во многих работах, рассматривающих данное влияние, объектом исследования выступают индивидуальные особенности городских жителей, и практически не затрагивается сельское общество, исключением можно считать исследования следующих авторов:

1. С.М. Ветвитской (2001), сравнившей этнические структуры интегральности у городских и сельских школьников [5];

2. Г.И. Волкова, изучившего характерные черты тревожности у младших подростков - обучающихся в сельских школах (2003) [8];

3. Т.В. Копань (1995), раскрывший особенности структур интегральной индивидуальности у школьников села и города в зависимости от мотивации достижения успеха [20];

4. А.Ф. Шакировой, изучившей становление культуры межнациональных взаимоотношений сельской молодёжи (2003) [33].

Результаты и выводы, сделанные этими авторами, говорят о своеобразии формирования индивидуальности подростков, проживающих и обучающихся в селе.

В случае если психологическая специфика сельских школьников, в небольшой мере, но исследовались, то учителя практически не были затронуты в этих исследованиях. Так, изучив литературу, я не нашла исследований, источников, авторы которых интересовались или изучали бы психологическое (эмоциональное) выгорание педагогов именно сельских местностей.

Учитель в сельской местности общается с учениками и их родителями более долго и тесно. Например, после завершения уроков общение с учителем не прерывается, т.к. ученики и их родители часто встречаются (видятся) с педагогом, также и за пределами школы круг общения учителя состоит практически из тех же лиц, и, кроме всего этого, личная жизнь педагога сельской школы постоянно «на виду».

Также профессия учителя без сомнений наделена существенной социальной важностью и широкой распространенностью, и относится к социальному типу профессий, которые отличаются насыщенностью и напряженностью психоэмоционального состояния. Вопрос психологического состояния преподавателя остается одним из наиболее актуальных в современной педагогической психологии. В связи с этим огромную роль приобретает исследование феномена выгорания - эмоционального (психологического) явления, которое оказывает отрицательное влияние как на состояние здоровья (психического и физического), так и на эффективность деятельности учителя.

Характер труда педагога в большой степени насыщен общением с учащимися и данная черта работы школьного учителя, а именно: изучение синдрома психологического (эмоционального) выгорания сельских педагогов, не достаточно хорошо изучен. В связи с этим, данная тема остается актуальной и на сегодняшний день.

Целью исследования является изучение синдрома психологического (эмоционального) выгорания и определение уровня выгорания педагогов СОШ с. Октябрьский.

Задачи исследования:

1. изучить и проанализировать литературу по данной теме;

2. изучить теоретические нюансы психологического (эмоционального) выгорания;

3. разработать ИС для исследования выгорания;

4. выявить степень профессионального выгорания педагогов;

5. сделать выводы.

Объектом исследования выступает синдром психологического (эмоционального) выгорания.

Предметом исследования выступают особенности психологического (эмоционального) выгорания у педагогов.

Гипотеза исследования:

Синдром психологического (эмоционального, профессионального) выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога.

Экспериментальная база: в исследовании принимали участие педагоги МОБУ СОШ с. Октябрьский.

Методы исследования:

1. Методика исследования эмоционального состояния по В.В. Бойко (прил. 1);

2. Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)» адаптация Н.Е. Водопьянова Методика К. Масаач и С. Джексон (прил. 2).

Структура: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав: первая - теоретические аспекты, вторая - разработка модели ИС; третья - программная реализация ИС, четвертая - исследование и результаты исследования, выводов, заключения и списка использованной литературы (34 источника). Также содержит 33 рисунка, 1 таблицу и 2 приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1.1. Синдром эмоционального (профессионального) выгорания.

Основные понятия и определения

Всем известно, что учитель занимает главную роль в процессе обучения и является центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, отталкиваясь от этого, наиболее актуальной проблемой современной педагогической психологии выступает проблема психологического состояния учителя. Поэтому огромную роль приобретает исследование феномена выгорания, которое оказывает негативное воздействие на результативность деятельности специалистов социальных сфер, а также на психофизическое здоровье. В начале 1950х годов синдром хронической усталости был открыт сначала как заболевание и довольно длительный промежуток времени считался неопределенной формой вирусной инфекции.

Но в 1970-х, начале 1980-х годов многие медики заметили необоснованную социальную избирательность этого вируса, и было установлено, что около75% заболевших были (или являлись членами их семей) так называемыми «белыми воротничками». В основном заболеванию подвергались директора компаний и персонал, связанный с обслуживанием клиентов, но на тот момент времени ученые не пришли к единогласному мнению о природе происхождения синдрома хронической усталости, но смогли установить прямую связь между профессиональными перегрузками, стрессами на работе и ростом заболевших.

В 1974 году впервые в своей статье американский психолог Х. Дж. Фрейденбергер применил термин «выгорание», определивший его как психологическое состояние здоровых людей, находящихся в близком и довольно тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально загруженной атмосфере.

Основой для исследования выгорания с научной стороны послужили модели, разработанные при исследовании феномена выгорания психологами: К. Маслач, Э. Пайнс и С. Джексон [25].

Определение довольно много раз меняло свою трактовку. В 1976 году К. Маслач обозначила выгорание как ответ на стресс, который связан с работой и приводящий к негуманному отношению к клиенту, эмоциональному отдалению от него, и кроме того понижению производительности в работе. Но, уже в 1981 году С. Джексон и К. Маслач предложили новое определение сгоранию: это синдром психологического (эмоционального) истощения и цинизма, часто появляющийся у персонала, работающего с людьми, и приводящий к формированию отрицательного отношения к клиентам.

Идея Э. Пайнс представляет немалый интерес для исследований выгорания. Она рассмотрела феномен в другом ракурсе: как результат процесса постепенного разочарования в безуспешном поиске смысла жизни, проявляющийся в состоянии психофизического и эмоционального истощения. Именно такая модель присуще для представителей всех профессий.

Синдром психологического (профессионального) выгорания формируется на фоне хронического стресса и приводит к истощению творческих и эмоционально-энергетических ресурсов человека. Этот синдром - наиболее опасная профессиональная болезнь людей, которые заняты в социальной сфере: учителей, полицейских, психологов, продавцов и т.д.

По определению В.В. Бойко психологическое (эмоциональное) выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты. Проходит он в форме частичного или абсолютного исключения чувств в ответ на избранное психотравматическое влияние, представляющие собой приобретенный стандарт эмоционального, но гораздо чаще профессионального поведения, с одной стороны позволяющий человеку экономно использовать энергетические ресурсы, а с другой - негативно сказывающийся на взаимоотношениях с людьми и выполнении работы [4].

Заключение

Данная выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме психологического выгорания педагогов, в ней я изучила и исследовала феномен синдрома психологического выгорания, факторы, которые непосредственно влияют на развитие и формирование данного явления. Также рассмотрела стадии и симптомы развития выгорания. В работе были выявлены личностные качества педагогов, которые влияют на формирование и развитие этого явления. Произвелись исследования профессионального выгорания педагогов СОШ с. Октябрьский, полученные результаты систематизированы и проанализированы.

Для достижения поставленных задач была проведена следующая работа:

1) изучена и проанализирована литература по данной теме;

2) изучены теоретические аспекты эмоционального выгорания;

3) выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома;

4) рассмотрены стадии и симптомы выгорания;

5) разработана ИС для исследования выгорания;

6) произведено психологическое исследование педагогов и выявлен уровень их профессионального выгорания;

7) полученные в результате исследования данные проанализированы и систематизированы, а также взяты на контроль администрацией школы;

8) сделаны соответствующие выводы.

Исследуемая в работе проблема, является очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, их самочувствие и деятельность, но и на людей, находящихся рядом с ними - родственников и друзей, а также учеников, которые просто вынуждены находиться рядом, из-за чего они становятся заложниками синдрома.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Общетеоретическое исследование литературы позволило выявить проблему, заключающуюся в недостаточности знаний о специфике развития синдрома эмоционального выгорания педагогов сельской местности.

Длительная профессиональная деятельность не является основным критерием для формирования профессионального выгорания.

Формирование профессионального выгорания зависит от профессиональных и возрастных кризисов педагога.

И необходимо отметить, что важно уделить внимание тем симптомам и фазам стресса, которые уже сформированы и доминируют, и именно с ними и необходимо работать.

Полученные в ходе исследования результаты, подтверждают гипотезу о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в результате длительной профессиональной деятельности.

В ходе выполнения работы информационная система исследования эмоционального выгорания педагогов была реализована с помощью языка программирования С#. С помощью case-средства BPWHI была разработана функциональная модель системы. Архитектура разработанной системы была представлена с помощью унифицированного языка моделирования. Данная информационная система позволяет обрабатывать большое количество информации необходимого для выявления эмоционального выгорания педагогов без вовлечения в процесс сбора и обработки данных большого количества персонала.

Было произведено тестирование системы при разных входных данных.

Цели, поставленные в данной работе, были достигнуты, задачи выполнены.

Список литературы

1. Аминов, Н. А. Дифференциальный подход к исследованию

структурной организации главных компонентов педагогических способностей [Текст] / Н. А. Аминов; // Вопросы психологии. (издается с января 1955 г.) №5 сентябрь-октябрь 1995 / отв. ред. А. М. Матюшкин, О. А. Конопкин; Москва, 1995. - С. 160;

2. Аппаев, М. Б. Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками [Текст] : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Аппаев Магомет Билялович. - Ставрополь, 2001. - 151 с. - Библиогр.: с.125-137;

3. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С. П. Безносов ; СПб.: Речь, 2004. - 272 с. - ISBN 5-9268-0258-X;

4. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко; М.: ИИД Филинъ, 1996. - 472 с. - ISBN 5900855-60-0;

5. Ветвитская, С. М. Сравнительное исследование структур интегральности городских и сельских школьников различных этнических групп [Текст] : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Ветвитская Светлана Михайловна. - Ставрополь, 2001. - 174 с. - Библиогр.: с.150-165;

+ еще 29 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Разработка информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов сош с. октябрьский»
Раздел: Информатика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика