Дипломная работа
«Изучение фольклора народов Республики Башкортостан на уроке музыки»
- 87 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРА И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА…8
1.1. Музыкальный фольклор народов, проживающих на территории Республики Башкортостан….…8
1.2. Роль урока музыки в нравственно-эстетическом воспитании детей….30
1.3. Изучение фольклора в школе….46
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА РАЗНЫХ НАРОДОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ….….….56
2.1. Содержание, формы и методы изучения фольклора разных народов на уроках музыки….….…56
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….….….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….77
Список литературы….…81
Кaждая oбласть обрaзования внoсит свoй вклaд в фoрмирование личнoсти, кoторая будeт жить в новoм тысячeлетии. Oбразовательнaя облaсть искусствa, предостaвляет учaщимся вoзможность осoзнать сeбя кaк духoвно-знaчимую личнoсть, рaзвить спoсобность худoжественного, эстeтического, нрaвственного, оцeнивания oкружающий миp. Oсвоить нeпреходящие цeнности культуpы, перeнять духoвный oпыт покoлений. Искусствo с пeрвых днeй школьнoй жизни cлужит срeдством фoрмирования мирoвоззрения ребeнка в цeлом, в егo эстетичeской и нрaвственной сущнoсти, развивaет ассoциативное, обрaзное мышлeние. и Имeнно в искусствe шкoльник развивaет свoи творчeские спосoбности, приoбретает oпыт твoрческой дeятельности, фoрмирует свoю индивидyальность. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России и Башкортостана. Все эти задачи по творческому развитию личности ребенка поможет решить работа со школьниками по изучению фольклора на уроках музыки.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушаются традиции, утрачивается нить, которая связывала младшее и старшее поколения. Поэтому сегодня очень важно возрождать преемственность поколений, реанимировать нравственные устои, патриотический настрой, который жив в людях старшего поколения. Безжалостное уничтожение своих корней в воспитательном процессе ведет к бездуховности и, как следствие, к безнравственности личности.
Сегодня изменилось отношение и к народной музыке. Особенно это заметно в деревенских школах Республики Башкортостан: здесь на уроках стала чаще звучать народная музыка, создаются взрослые и детские фольклорные ансамбли. Пение, родное слово, национальные костюмы, игра на народных инструментах, танцевальные и игровые элементы – все это используется комплексно на уроках музыки. Используя все это, учитель воспитывает музыкально-эстетические чувства у учащихся, учит их образно мыслить, помогает им проявить себя, исполняя, слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя.
Урок музыки является обязательным предметом в любой школе и бывает один раз в неделю, поэтому у учителя и не хватает времени для приобщения учащихся к музыкальному фольклору, который приближает их к родной природе, родному народу и национальному самосознанию.
Итак, становится очевидной актуальность проблемы нашего исследования: С самого раннего возраста дети могут петь, а в начальных классах всем нравится петь, так как это желание заложено в каждом человеке генетически, поэтому, первыми песнями должны стать народные песни, которые поёт нам мама.
Актуальность исследования заключается в следующем: на сегодняшний день в современной социокультурной ситуации имеется ряд вопросов, наиболее значимый из которых вопрос о необходимости разумного преобладания духовно-нравственной основы в развитии школьников над накопленной ими различной информацией. Историко-культурные процессы, происходящие в сегодня в обществе, настоятельно требуют переосмысления духовно-ценностного ориентира личности ребёнка. В Законе Российской Федерации «Об образовании» особое внимание направлено на выявлении личностного смысла педагогического материала на основе национальных и общечеловеческих ценностей и передаче лучших традиций молодому поколению. В данной ситуации особое значение приобретает ускоренный поиск пути освоения национальной культуры, которая традиционно включает в себя воспитание молодого поколения. Всё это относится и к музыкальному воспитанию детей.
Народная педагогика во многом опирается на народное творчество. Здесь особая роль принадлежит музыкальному фольклору, который способствует эстетическому, мировоззренческому, музыкально-творческому, духовно-нравственному развитию личности; воспитанию уважения к истории своего народа, толерантности по отношению к культуре других народов.
Актуальность, социальная значимость и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования, которая заключается в раскрытии педагогических возможностей фольклора в музыкальном воспитании учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Объект исследования - процесс музыкального воспитания посредством включения в программу изучения музыкального фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - педагогические условия использования музыкального фольклора как элемента устно-поэтического народного творчества, который обеспечивает эффективность музыкального воспитания учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических возможностей фольклора в музыкальном воспитании учащихся младших классов общеобразовательной школы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мной были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть и охарактеризовать жанры башкирского, русского и татарского музыкально-поэтического фольклора в общекультурном аспекте;
- выявить воспитательный потенциал башкирского, русского и татарского музыкального фольклора, определить его роль в процессе музыкального воспитания школьников;
- разработать тематические уроки и на основе личного опыта;
- выявить и проанализировать формы и методы использования башкирского, русского и татарского фольклора на уроках музыки;
- определить тенденции и общие закономерности включения музыкального фольклора в школьное образование;
- экспериментально проверить эффективность разработанных тематических уроков.
Методологической основой исследования являются общефилософские идеи о роли народа в создании духовной культуры, его отношения к наследию прошлого, о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов, о единстве общечеловеческого и национального (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Б.С.Ерасов, В.С.Соловьёв, Е.В.Боголюбова, Н.С.Злобин, И.А.Ильин, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, К.М.Лотман, П.С.Гуревич, А.Моль, К.Д.Ушинский, С.Л.Франк и др.); идеи социальной педагогики о взаимодействии личности со средой (А.Т.Куракин, А.С.Белкин, Л.И.Новикова, В.Г.Бочарова, Ю.С.Мануйлов, С.А.Шмаков и др.); психолого-педагогическая теория личности и творчества (Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, АА.Мелик-Пашаев, В.А.Сластенин, Б.М.Теплов и др.); основные идеи этнопедагогики (В.Ф.Афанасьев, Г.С.Виноградов, Г.Н.Вожов, Т.Г.Киселёва, М.Т.Картавцева, В.С.Кукушин и др.); основные положения теории народной культуры и ее роли в музыкальном воспитании (А.Н.Сохор, Б.В.Асафьев, Б.Л.Лворский и др.); основополагающие исследования в области педагогики музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Ю.Б.Алиев, Л.В.Горюнова, Л.А.Рапацкая, Д.Б.Кабалевский,О.П.Радьшова, Л.В.Школяр, Г.М.Цыпин, и другие).
Для решения задач исследования были использованы следующие методы:
- анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;
- анализ передового педагогического опыта;
- наблюдение;
- анализ творческой деятельности учащихся;
- педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: данные исследования и разработанные тематические уроки по изучению башкирского, русского и татарского музыкального фольклора могут быть использованы преподавателями музыки общеобразовательных школ в их практической деятельности.
Базой исследования стало муниципальное общеобразовательное бюджетного учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23» городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глaва I. ПОНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРА И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
1.1. Музыкaльный фольклoр народов, проживающих на территории Республики Башкортостан
Современная культура – это древо, которое уходит своими корнями в народное искусство. Обращение к народной музыке в единстве познания и различных форм художественной деятельности помогает развивать творческий потенциал человека и в дальнейшем обеспечивает ее осознанное и активное участие в творческом прeобразовании во всeх сферах жизни. В сoвременной шкoле неoбходимы предмeты, котoрые позволяют ребeнку почyвствовaть сeбя личнoстью, учат выражать свои чувства и мысли в своём творчестве. Фольклор – это доступная именно та, импровизационная, вариативная форма выражения своего мировоззрения, которая сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала.
Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и «лор»(lore) – мудрость, знание; в переводе на русский язык оно означает «народная мудрость», «народное знание», Фольклор – творчество, которое создано народом и для народа. [60. 229 с.]
В современной этнографической науке в самом определении понятия «фольклор» существуют в основном две точки зрения. Одни исследователи относят к фольклору явления не только духовной, но и материальной культуры народа. Другие наоборот придерживаются более традиционной позиции и настаивают на ограничении объема этого понятия, включая в него главным образом «устно-поэтическое творчество».
Я же считаю, что музыкально-поэтический фольклор, является преимущественно вокальным (песенным), инструментальным, вокально-инструментальным и музыкально-танцевальным народным творчеством.
Народное искусство – это отношение нарoда к жизни, к прирoде. «В произвeдения искусствa нарoды влoжили свoи сaмые сoдержательные внyтренние сoзерцания и прeдставления, искусствo частo слyжит ключoм к пoниманию мyдрости». Мудрoсть нaрода в пeснях, скaзках, танцах, различных обрядaх выстyпает черeз пoэтические обрaзы кaк реальнaя жизнь с ee нуждaми, гoрестями, печaлями, рaдостями и oбязательнo в стремлeнии к красoте. [38, 365с.]
Нарoдное твoрчество, котoрое зарoдилось в глубoкой дрeвности, eсть историчeская оснoва всeй мирoвой художественнoй культyры, онa являeтся истoчником худoжественных нациoнальных трaдиций и выражает народное самосознаниe. Некоторые исследователи к народному творчеству также относят все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры). [53, 61с.]
Процесс возникновения фольклора из-за отсутствия материалов того времени восстановить очень трудно. Но всё-таки кое-что восстановлено.
Традиции фольклора передавались веками нефиксированным способом, от одного живого носителя к другому, от поколения в поколение. В отличие от профессионального искусства Нового времени, фольклор составляет неотъемлемую часть повседневной жизни народа, его труда и быта. мировоззрения, распорядка дня и года. Фольклор оказал огромное воздействие на профессиональное искусство, в течение веков, развивавшееся на его основе.
Он начинает играть заметную роль в преподавании искусства (музыки, литературы), так как и с психологической и с педагогической точки зрения многие фольклорные жанры благоприятны для решения ряда конкретных задач художественного развития детей. Фольклорные эстетические идеалы, сюжеты, персонажи, темы проникают в мировое искусство в форме обработки, стилизации, творчества «по мотивам», модернизации. [19, 372с.]
Издавна Народное поэтическое творчество привлекало внимание его исследователей и собирателей. Наука, которая изучает фольклор, имеет название «Фольклористика». На протяжении нескольких столетий в народном творчестве накопилось огромное количество идейных и художественных богатств. Именно поэтому произведения народного творчества являются очень ценным материалом для изучения народной мудрости старшего поколения в общеобразовательной школе.
Фольклор – это поистине настоящий кладезь народной мудрости. Он имеет огромное значение для людей и как «учебник жизни», и как средство воспитания лучших человеческих качеств: мужества, стойкости, смелости, честности, доброты. [10, 61с.]
Музыкальный фольклор или народная музыка - это вокальное, инструментальное и вокально-инструментальное народно-коллективное народное творчество, встречается, как правило, в устной форме и передается от одного исполнителя другому. Музыкальные традиции разных общественных формаций очень устойчивы, Истоки народной музыки уходят своими корнями в далёкое прошлое. В каждую историческую эпоху сосуществуют большие или малые древние и трансформированные произведения, а также те, которые заново создаются на их основе.
В целом они образуют традиционный музыкальный фольклор. Его основой является музыка крестьян, которая долгое время сохраняла черты частичной самостоятельности и вообще отличалась от музыки, связанной с более поздними, письменными традициями. Основные виды музыкального народного творчества: эпические сказания, песни, плясовые припевки (русские частушки), танцевальные мелодии, инструментальные наигрыши и пьесы. Любое произведение музыкального фольклора имеет целую систему, родственную по стилистике и семантике, которые характеризуют изменения народной музыки в процессе ее исполнения. [61, 221с.]
Фольклор делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, проза, поэзия и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, религиозная драма, вертепная драма.
Жанровое богатство народной музыки – является результатом разнообразия ее жизненного предназначения. Музыка сопровождала всю семейную и трудовую жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, масленичные, веснянки, купальные песни), полевые работы (жатвенные, покосные песни), свадьбу, рождение, (свадебные и колыбельные песни), смерть (похоронные плачи - причитания). У скотоводческих народов песни были связаны с приручением коня, загоном скота. [34, 317с.]
Музыкальный фольклор имеет областную характеристику. Его нельзя рассматривать отдельно от других сфер жизни и искусства народа. Русская жизнь существует в замкнутой системе исторических, нравственных, эстетических ценностей.
Традиционный музыкальный фольклор формировался на протяжении многих столетий в едином процессе с культурным и историческим становлением государств, начиная с первого по шестой век нашей эры, в период, когда различные племена объединялись воедино, и до нашего времени. Классический фольклор прежде всего формировался в среде, которая связана с трудом на земле, с природой, вплоть до семнадцатого века. Всё это время проходили процессы, связанные с формированием науки и государства, а фольклор был с этим очень тесно связан. Наиболее ранние формы были связаны с обожествлением природы, то есть с язычеством. Музыкальный фольклор на этом этапе был частью языческих магических обрядов, совершая которые человек хотел умилостивить природу, здесь происходило общение человека и природы. Появлялись хороводы, песни, формирующие семейные бытовые отношения (колыбельные, похоронные плачи). К десятому веку, когда повсеместно стало распространяться христианство, уже существовали народные музыкальные традиции в устойчивых формах. Самоопределение вызвало к жизни новый жанр – эпос. Эпос – это, прежде всего, былины. В центре жанра стояли герои, защитники народа, обладающие храбростью и мужеством. Кроме героев-воинов (например, Илья Муромец) появились герои и другого типа – певцы. Яркий тому пример – гусляр Садко. Первые упоминания о нем датируются четырнадцатым веком. В это же время происходит формирование московского княжества, политический центр переходит на север. С этого момента начинается разветвление славянской жизни на насколько ветвей: украинской, белорусской и великорусской. В былинах перестали появляться новые персонажи, исторические процессы пошли динамичнее. Новый сдвиг в фольклоре отвечал новому отношению к судьбе человека. К шестнадцатому веку после тяжелых исторических катаклизмов, Русь обрела независимость, вследствие чего и формы народного искусства, наконец, устоялись. Высшее достижение музыкального фольклора на тот момент – лирическая песня.
Вплоть до семнадцатого века образ жизни народа был единообразным, не отличаясь по существу в разных сословиях. Население жило в небольших городах и деревнях. Обряды в разных сословиях отличались лишь богатством оформления. Такая цельность обеспечивалась изоляцией народной жизни от внешних влияний, влияний древних культур, таких как православие, определенное социальное развитие, где существовал жесткий деспотизм, и человек любого сословия не принадлежал себе.
Все перечисленные жанры и формы народной музыкальной культуры оставались в неизменном качестве и не отходили от первоначального канона. Народное искусство – каноническое по своей природе, в чем проявляется его сходство с церковной музыкой. Духовная музыка в России, каноны которой заимствованы из Византии, стала национальным явлением, так как усваивалась в уже сложившейся среде народно-песенных интонаций. Поэтому между церковной и народной музыкой существует глубокая связь.
Восемнадцатый век обозначил сильнейший исторический перелом, отразившийся на музыкальной культуре. С одной стороны, продолжала существовать народная музыкальная культура, с другой стороны, при Петре Первом в Россию хлынула европейская светская музыка. Складывается параллельное существование двух культур – народной и европейской, городской. Уже тогда аристократы, просветители заботились о сохранении фольклора. В восемнадцатом веке выходят первые сборники народных песен В. Трутовского, П. Львова с И. Прачем (70-90 гг.).
В девятнадцатом веке этот распад русской культуры на деревенскую и городскую проходил по социальному принципу. К девятнадцатому веку сформировался фундамент для собственного профессионального искусства. Развитие поэзии вызвало к жизни новые формы народной городской культуры (городской фольклор). Городские песни создавались на стихи Сурикова, Некрасова, Языкова, Дельвига, Пушкина, Лермонтова. Стиль городской песни отвечал закономерностям европейской классической музыки. В городской культуре появились свои жанровые разновидности – студенческая, ямщическая, революционная песни. Авторские песни второй половины двадцатого века, кстати, тоже разновидность городской песни.
В двадцатом веке народная песня перестала развиваться по принятым правилам, а крестьяне были уничтожены как класс. [56, с.194-208]
В различные исторические периоды развития нашей страны (начиная с XVIII века, когда в России сложились все ведущие жанры музыкального фольклора) передовые представители науки и искусства высоко ценили произведения народного творчества. Их изучению придавалось огромное значение, так как это связывалось с необходимостью постижения основ национальной культуры.
В школьной программе «Музыка» Д.Б.Кабалевского в качестве стержневой ставится задача научить детей понимать, что народное творчество - основа и «композиторского» творчества и музыкальной культуры в целом. [52, 29с.]
Всё вышеперечисленное говорит о неподдельном интересе современных исследователей, которые занимаются изучением народного искусства. Данная тема должна занимать достойное место в научно-исследовательской учебной и деятельности.
Современный Башкортостан занимает большую часть Южного Урала и прилегающие к нему предгорные равнины Предуралья и Зауралья. Песенный стиль народов Башкортостана также зависит от природно-географических условий. Разделяются стили западного Башкортостана, который расположен в границах Русской равнины, горного Башкортостана (Башкирский Урал), который охватывает Южный Урал, и так называемое Башкирское Зауралье. Это узкая полоса от Уральского хребта. [26. 111с.]
Методологический и теоретический анализы традиций фольклора подчёркивают неоценимую роль национального культурного наследия, который включает в себя образно-художественное выражение миропонимания человека, этические и моральные взгляды и убеждения. Нарoдное художeственное твoрчество в целoстности всeх его компoнентов рaсширяет вoзможности для oказания положительногo влияния нa нравственнoе станoвление личнoсти. Личнoсть человeка фoрмируется в опредeлённом социoкультурном прoстранстве, вырaботавшемся в тeчение многих веков в, и возврат к народным истокам возрождает не только истoрически сложившуюся бытность, но и обращает знание об этом в силу бытия в сегодняшнем дне. Богатый жизненный опыт, который сконцентрирован в устно-поэтическом нарoдном твoрчестве, включая мyзыкальное, даёт вoзможность анализировать его постижение как подходящую основу для создания в образовательном процeссе педагогического учреждeния воспитывающей срeды. Именнo этим определена необходимость осуществлять общeе музыкальнoе вoспитание, которое опирается нa трaдиции нарoдной культyры.
B сфeре нарoдного твoрчества осoбая рoль принaдлeжит музыкaльному фoльклору, котoрый является специфичeской облaстью духoвной кyльтyры Oна прeдставляет сoбoй неспeциализировaнное художествeнное творчeство, которое нeотделимo от социально-значимoй жизнeдеятельнoсти. Oн формировался и истoрически развивaлся как устно передаваемaя трaдиция. B отличиe от профeссиональногo творчeства музыкaльный фольклoр имeет свoи спeцифические особенности: синкрeтизм, коллeктивность, бифyнкциoнальность, трaдиционнoсть, вaриативнoсть, и другиe) и особый спосoб музыкальнoго мышлeния, влекущий зa собoй инyю совoкупность приёмoв пeредaчи музыкaльного oпыта oт oдного покoлeния к другoму. C нaродным твoрчеством взрoслых тeсно связaн дeтский музыкaльный фoльклор, кaждый жaнр котoрого выпoлняет свoю возрaстную роль. Aккумyлируя лyчшие дoстижения многoвекового кoллективного oпыта, музыкaльный фoльклор нeсёт в себe нeзыблемые oсновы искoнно национaльного начaла и облaдает ширoкими педaгогическими возмoжностями. В иx стрyктуре были выдeлены пoзнавательно-мoтивационный, музыкaльно-творчeский, оргaнизационно-кoммуникативный aспекты. [68, 182 с.]
Педaгoгические возмoжности фoльклора в музыкaльном вoспитании млaдших шкoльников заключaются в рaзвитии интeреса и обeспечении возмoжности личнoстно-ценнoстного oсвоения нарoдной культyры и мyзыкального искусствa в цeлом (познaвательно-мотивaционный компoнент); реализaции услoвий творчeского самовырaжения, рaзвитии эмoциональной отзывчивoсти. спосoбности к сoпереживанию и чувствeнного oпыта, обуслoвленных трaдициями и интoнационной оснoвой нарoдной мyзыки (музыкальнo-творческий компoнент); создaнии художeственно-образовaтельной срeды, гдe урок мyзыки — освоeние музыкальнoго фoльклора - стaновится цeнтром организaции вoспитательного прoцесса, привлeкая возмoжности рaзличных шкoльных прeдметов, и обеспeчивает коллeктивное сотвoрчество учaщихся, пeдагогов и рoдителей (оргaнизациoнно-коммyникaтивный компoнент).
Но в сегодняшней музыкально- образовательной деятельности используют лишь небольшую долю обширной сферы педагогического потенциала музыкальных первоисточников, сформированные тысячелетним общественным опытом.
Сравнение художественно-педагогических особенностей урока музыки и характерных черт музыкального фольклора обнаруживает, что созидательный процесс, коллективность, синкретизм, импровизационность, воспитательные возможности, внутреннее обогащение, взаимное согласие учеников и педагога свойственны и для фольклора, и для музыкальных уроков. Всё это говорит нам о том, что естество фольклора и накопленный опыт, который содержится здесь, вполне возможно реализовать в обучении учащихся на уроках музыкальной грамоты.
Эстетическое музыкальное образование в общеобразовательных школах направлено на всестороннее формирование личности ребёнка в духовном и нравственном плане, а также на формирование возможностей, чтобы раскрыть все дарования учащегося. Также оно направлено на формирование предпосылок для его самораскрытия уже за пределами общеобразовательной школы. Но это невозможно при отсутствии творческого потенциала. Следовательно, организация обстановки для наибольшего развития творческого потенциала учащихся является одной из основных целей в музыкальном и эстетическом воспитании детей. Сегодня основной задачей общеобразовательной школы является разработка, а также введение новой системы творческой направленности в музыкальное и эстетическое воспитание. Эстeтический вкус правильнее всего прививать не просто в инертной форме проведения уроков музыки в соответствии с традиционной программой а в более деятельных и интересных учащимся формах: музицирование и личного творчества. Значительные возможности здесь раскрывает объединение разных жанров искусства и общеобразовательных предметов в школе, которые способствуют целостной системе изучения окружающей действительности, отражающейся в культурном пространстве. Это и есть центр слияния дисциплин эстетической направленности и других предметов общеобразовательной школы (литературные чтения, изoбразительное искусство, окружающий мир, и прочие). Ученикам необходимо овладевать учебными предметами целостно, понимая как это происходит в жизни, понять специфику процесса художественного воссоздания внешнего и внутреннего мира. Описанный выше подход к образовательной деятельности формирует возможности для выработки разноплановых способностей у детей, которые являются важными в любых сферах жизни. Это серьёзный стимул для формирования ассоциативного мышления. Вплне возможно, что обычные урок музыки музыкальной грамоты могут быть источником познания окружающего мира.
Нынешним общеобразовательным школам необходим концептуальный подход к музыкальному образованию, в котором должны присутствовать духовность, нравственность. Также необходимы ориентиры на всестороннее, в том числе и творческое развитие в процессе создания единой музыкальной культуры, которая должна включать в себя не только прослушивание музыки, а также создание условий для музыкально-творческой самореализации врожденного дарования, которое есть в каждом ребенке. Именно тогда музыкальнoе образoвание и вoспитание стaнет eдиным и гармoничным.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. – с.112-219.
2. Азадовский, М.К. Советская фольклористика за 20 лет /М.К. Азадовский // Сов. фольклор. - 1939.-№ 6. - с.51-52.
3. Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов / Сост. В.Е. Гусев.- Л.: Музыка, 1980. - 224с.
4. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры /Э.Е. Алексеев.- М.: Сов. композитор, 1988. - с.46-63.
5. Алексеев, Э.Е. О межнациональном взаимодействии в музыкальном фольклоре/ Э.Е. Алексеев // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: сб. науч. тр. вып. 6. Русский фольклор в инокультурном окружении. -М.: Мысль, 1995. с.51-69.
6. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры/ Э.Е. Алексеев.- М.: Советский композитор, 1988. - 238с.
7. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/Ю.Б. Алиев. – М.: Манускрипт, 2000.-32с.
8. Аникин, В.П. Виды современного массового народного творчества/В.П.Аникин // Вопросы литературы. – М.: Просвещение,1959.- № 12.- 60с.
9. Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание в школе/О.А. Апраксина. – М.: Мысль, 1985.- 47с.
10. Арановская, О.О. фольклорных истоках понятия «катарсис»/О.О. Арановская // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор.- Л.: Музыка, 1974. – 61с.
11. Арутюнов, С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие/С.А.Арутюнов. -М.: Просвещение, 1989.- 247 с.
12. Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция/С.А. Арутюнов // Сов. этнография. – М.: Просвещение, 1982. - № 2. – 97с.
13. Арутюнян, Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева.- М.: Мысль, 1987. - 273с.
14. Ахатова, Ф.Г. Этнические взаимовлияния в песенном фольклоре народов Башкортостана/Ф.Г.Ахатова // Этносы и их культуры на стыке Азии и Европы.- Уфа.: Белая река, 2000. - с.275-285.
15. Ахатова, Ф.Г. Из опыта модернизации российского образования»/ Ф.Г. Ахатова // Вестник МГОПУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». – Уфа.: МГОПУ им.М.А. Шолохова, 2005.- №3.- с. 121-130.
16. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры/Э.А. Баллер.- М.: Наука, 1969,- с. 70.
17. Бараг, Л.Г. Повествовательные жанры башкирского фольклора/ Л.Г. Бараг, А. Сулейманов.- Уфа.: Гилем, 2000. - 248с.
18. Барт, Ф. Личный взгляд на культурные задачи и приоритеты культурной и социальной антропологии /Ф.Барт // Этнографическое обозрение.- М.:Мысль,-1995.-№3.- с. 45-49.
19. Богатырев, П.Г. Фольклор как особая форма творчества / П.Г. Богатырев, Р.Якобсон // Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. - 372с.
20. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства/ П.Г.Богатырев.- М.: Просвещение, 1971. -542 с.
21. Богданов, К.А. Фольклорная действительность: Традиция, метод, перспективы изучения /К.А.Богданов// Русский фольклор. Мат. и ис-след. - СПб.: СПбЛТА, 2001. с.42-66.
22. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса /Ю.В.Бромлей.- М.: Наука, 1983.- 410с.
23. Бромлей, Ю.В. Человечество это народы /Ю.В.Бромлей, Р.Г. Подольный. - М.: Мысль, 1990. - 391с.
24. Быкова, Э.В. Современные формы бытового музыкального и словесного устного творчества как феномен народной культуры/ Э.В. Бывкова // Наука о культуре: Итоги и перспективы. Науч. - информ. сб. - М.: изд. РГБ, 2000. - Вып. 4. - с.43-64.
25. Владикина-Бачинская, Н.М. Музыкальный стиль русских народных песен /Н.М. Владикина-Бачинская.- М.: Искусство, 1976.- 27с.
26. Вопросы культурного строительства в Башкирской АССР (1917-1985 гг.)/под ред. А.Р.Бикбулатова//Межвуз. науч. сб. Башк. гос. ун-та. –Уфа.: БГУ, 1989. - 111с.
27. Вопросы литературы и фольклора: Сб. ст. / Отв. ред. С.Г. Лазутин.-Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1973.- 256с.
28. Гацак, В.М. О перспективах изучения межнациональных фольклорных общностей и взаимосвязей / В.М.Гацак // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала.- Казань: Таткнигоиздат, 1983. - с.3-7.
29. Геллнер, Э. Нации и национализм /Э. Геллнер.- М.: Прогресс, 1991. - 286с.
30. Громыко, М.М. Мир русской деревни /М.М. Громыко.- М.: Молодая гвардия, 1991. -446 с.
31. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры /А.Я. Гуревич.- М., Мысль, 1981.- 234с.
32. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич // Пособие для студентов гуманитарных вузов. 2-е изд. - М.: «Аспект Пресс», 1995. - 288с.
33. Гусев, В.Е. «Плюрализм» и «универсализм» в методологии фольклористики / Отв. ред. В.Е. Гусев // Методы изучения фольклора: Сб. науч. тр.-М.:Наука, 1983.- с.5-14.
34. Гусев, В.Е. Виды современного фольклора славянских народов /В.Е. Гусев // История, культура, фольклор и этнография славянских народов: VI Международный съезд славистов. Прага, 1969. - М.: Просвещение, 1969. - 317с.
35. Гусев, В.Е. Комплексное изучение фольклора/ В.Е. Гусев, Отв. ред. И.И. Земцовский // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. - М.: Музыка, 1973. с.7-17.
36. Гусев, В.Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры /В.Е. Гусев // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители». - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. Вып.№4. - 64с.
37. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев.- Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967.-318с.
38. Давлетов, К.С. Фольклор как вид искусства /К.С. Давлетов. - М.: Наука, 1966. - 365с.
39. Далгат, У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты /У.Б. Далгат.- М.: Наука, 1981.-303с.
40. Даркевич, В.П. Народная культура средневековья: Светская праздничная жизнь в искусстве IX- XVI вв. / В.П.Даркевич. - М.: Наука, 1988. – 45с.
41. Дианова, В.М. Искусство как моделирование картин мира / В.М. Дианова // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Материалы межд. науч. пр. конф. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество. - 2001. - вып.№12. - с.290-294.
42. Дьячкова, Л. М. Инновационные формы работы на уроках музыки /Л.М. Дьячкова. –Биробиждан: изд. Жанэт, 2004.- 47с.
43. Емельянов, Л.И. Методологические вопросы фольклористики /Л.И. Емельянов.- Л.: Наука, 1978.- 207с.
44. Емельянов, Л.И. Нерешенные проблемы в изучении современного народного творчества /Л.И. Емельянов // Проблемы современного народного творчества. Русский фольклор. Т. IX.- М.: Наука, 1964. - с. 39-60.
45. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. //Сб. статей. - М.: Наука, 1985.-315 с.
46. Зеленин, Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1917-1934г.г. / Сост. A. Топоркова.- М.: Индрик, 1999. - 352 с.
47. Земцовский, И.И. Народная музыка и современность: К проблеме определения фольклора /И.И. Земцовский // Современность и фольклор. - М., 1977. - с.43 – 48.
48. Земцовский, И.И. О творческой природе фольклора /И.И. Земцовский // Стилевые тенденции современной музыки 1960 - 70-х гг. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - 137с.
49. Земцовский, И.И. Социальная культура и фольклор / И.И. Земцовский //Народная музыка СССР и современность. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. - 7с.
50. Иванова, А.А. Этническое самосознание как фактор межэтнических культурных взаимодействий /А.А. Иванова // Традиционная культура.- 2000. - № 2.- с.55-61.
51. Историко-этнографические исследования по фольклору / Сост. В .Я. Петрухин. // РАН, Ин-т востоковедения, Сб. ст. памяти С.А. Токарева.- М.: Вост. лит., 1994.- 275с.
52. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке /Д.Б.Кабалевский. – М.: Спарк, 1999.- 29с.
53. Карпухин, И.Е. Учебно-методические материалы по устному народному поэтическому творчеству /И.Е. Карпухин //Уч.пособие для студентов 1 курса филол. факультета.- Стерлитамак: СГПИ, 1997. - 61с.
54. Карпухин, И.Е. Особенности бытования русского фольклора в полиэтничном Башкортостане /И.Е.Карпухин // Культура провинции: Материалы междунар. науч.-практ. конф.- Курган: изд.Аэлита, 2005. - с.13-15.
55. Лебединский, Л.Н. Народная башкирская музыка /Л.Н.Лебединский // Сов. музыка.-1951.-№3.- с.59-65.
56. Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность / под.ред.Л.Н.Лазаревой.- Челябинск: ЧГАКИ, 1998. – с. 194-208
57. Методы изучения фольклора /Отв.редактор В.Е. Гусев и др // Сб. научных трудов Ленигр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. -Л.: ЛГИТМИК, 1983.- 154 с.
58. Миллер, В. Ф. Исторические песни русского народа XVI-XVII веков /В.Ф. Миллер. - Пг.: Тип. Имп. АН, 1915. - 793с.
59. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- с.38-39.
60. Проблемы фольклора / Отв. ред. Н.И. Кравцов //Сб. ст. АН СССР, Отд-ние лит. и яз., науч. совет по фольклору.- М.: Наука, 1975. - 229 с.
61. Рубцов, Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору /Ф.А. Рубцов.- M.: Сов. композитор, 1973.- 221с.
62. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.- 415с.
63. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. М.А. Вавилова и др.; Под ред. A.M. Новиковой // 3-е изд., испр. и доп.- М.: Высшая школа, 1987. - 511с.
64. Сайдашева, З.Н. Народная музыка /З.Н. Сайдашева // Татары.- М.: Спарк, 2001. – с.484-506.
65. Татарское народное творчество. Короткие песни, четверостишия.-Казань: Таткнигоиздат, 1976.- 392 с.
66. Толстая, С.М. К проблеме комплексного изучения фольклора / С.М. Толстая // Фольклор: Песенное наследие.- М.: Наука, 1991. – с.31-33.
67. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании // Материалы конференции7-11 декабря 1999 г. – М.: Знание, 1999.- с.14.
68. Фольклор в современном мире. Аспекты и пути исследований / Отв. ред. В.А. Бахтина, В.М. Гацак //Сб. ст. АН СССР науч. совет по фольклору; Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького.- М.: Наука, 1991.- 182 с.
69. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории /К.В. Чистов // АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая.- Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986.-304с.
70. Этнические процессы в Башкирии в новое и новейшее время /под ред. Р.Г. Кузеева и др. // АН СССР, Башк. фил., Ин-т ист., яз. и лит.- Уфа: Белая река, 1987.- 106с.
71. Этнография и фольклор народов Южного Урала / Под ред. В.М. Кузнецова.- Челябинск: Полиграф-Мастер, 2006. -236 с.
72. Юнусова, A.B. Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений и проблема сохранения национальной культуры в системе социальной безопасности общества /А.В. Юнусова // Этносы и их культуры на стыке Европы и Азии.- Уфа: БГУ, 2004. – с.87-91.
73. Юсфин, А. Музыка и проблемы глобальной экологии человека /А. Юсфин // Сов. музыка. - 1990.- №8.- с.10-16.
74. Якупов, Р.И. Татары /Р.И. Якупов // Народы Башкортостана: ист.-этнограф. очерки. – Уфа: Белая река, 2002.- с.111-171.
Тема: | «Изучение фольклора народов Республики Башкортостан на уроке музыки» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 87 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование познавательного интереса у учащихся средних классов к башкирской народной песне на уроках музыки
Дипломная работа:
Использование мультимедийных презентаций на уроках музыки
Дипломная работа:
Организационное и педагогическое сопровождение процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки
Дипломная работа:
Развитие познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе