Реферат
«Теория Д.Б. Эльконина о развитии ребенка в онтогенезе»
- 25 страниц
Введение
1. Предпосылки возникновения теории Эльконина Д.Б.
1.1. Эльконин Даниил Борисович
1.2. Основные понятия возрастной психологии
2. Теория Эльконина
2.1. Основные принципы теории Эльконина
2.2. Понятие возраста по Эльконину
2.3. Периодизация психического развития
Заключение
Актуальность проблемы достаточно высока. Периодизация психического развития в детском возрасте является одной из фундаментальной проблемой возрастной психологии. Именно от правильного решения этой проблемы во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений.
Гипотеза Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития считается общепринятой в современной возрастной психологии. В ее основу легли исследования других психологов того времени, в частности, представителей школы Выготского. Гипотеза Эльконина настолько тесно переплетена с культурно-исторической концепцией Выготского и с деятельностным подходом вообще, что часто упоминается как теория Выготского-Эльконина.
Цель работы: изучить теорию Д.Б. Эльконина о развитии ребенка в онтогенезе
Задачи работы:
1. Изучить предпосылки формирования теории Эльконина
2. Изучить теорию Эльконина о развитии ребенка в онтогенезе
Объект: периодизация развития ребенка в онтогенезе
Предмет: теория Эльконина о развитии ребенка в онтогенезе
Проблемой периодизации психического развития детей занимались отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, З. Фрейд, С. Холл, В. Штерн и многие другие.
Эльконин Даниил Борисович (1904 - 1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития. Даниил Борисович Эльконин принадлежит к психологической школе Выготского.
Д. Б. Эльконин опубликовал десять монографий и сотни научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях.
На основе культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева, Эльконин разработал собственную концепцию периодизации психического развития человека в онтогенезе. Ее основное понятие — понятие ведущей деятельности.
1.2. Основные понятия возрастной психологии
Как уже отмечалось, Эльконин Д.Б. вел свою научную деятельность в команде Л.С. Выготского. В эту крупнейшую советскую психологическую школу также входили: П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др.
Разрабатывая собственную теорию периодизации развития ребенка в онтогенезе, Эльконин опирался на следующие психологические постулаты: понятие о человеке, как существе биосоциальном; положение о преодолении противоречий; понятие возрастного кризиса развития; соотношение обучения и развития; понятие зоны ближайшего развития; понятие ведущей деятельности [8].
Рассмотрим каждое из них подробнее:
Понятие о человеке, как существе биосоциальном
В настоящей научной парадигме человек считается существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, заключающегося в субъективном отражении объективного внешнего мира.
Новорожденному ребенку только предстоит стать человеком, он еще не человек в психологическом смысле слова, а только кандидат в человека. Биологической основой формирования человека является его неповторимый набор ДНК — генов, на основе которых формируется мозг. Из всех представителей животного мира, человек рождается с самым незрелым мозгом, следовательно — самым беспомощным. Мозг ребенка на протяжении всего первого года жизни увеличивается на 1 грамм за сутки, а размеров мозга взрослого человека достигает примерно к 7 годам. К биологическому фактору относятся наследственность и врожденность.
Эльконин Д.Б. – выдающийся психолог из команды Выготского Л.С. Для создания новой возрастной периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконин взял за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, но исходил и из собственных заключений:
Возрастное развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок.
Развитие - это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, имеющий на своем пути определенные критические периоды.
Природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании.
В основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.
Периодизация психического развития делится на следующие этапы:
Эпоха раннего детства до 3 лет: младенчество (до года) и ранний возраст (1-3 лет)
Эпоха детства 3-11 лет: дошкольный возраст (3-7 лет) и младший школьный возраст (7-11 лет)
Эпоха отрочества 11-17 лет: младшее отрочество (11-14 лет) и старшее отрочество (14-17 лет)
Вся психическая деятельность человека была рассмотрена ученым как процесс непрерывной смены деятельности, в которой выделяются ведущая деятельность, новообразования и кризисы данного возраста.
В каждом возрастном периоде жизнь ребенка должна быть максимально насыщена факторами развития прежде всего его ведущей деятельности, что является основой для успешного перехода на новую стадию, успешного психического развития Но нельзя применять искусственную акселерацию (ускорение), так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие. Развитие ребенка отчасти задано генетически, отчасти социально, оно подчиняется законам логики.
Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.
В настоящее время периодизация Эльконина является общепринятой.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология — М.: Академия, 2000
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1991
3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003
4. Еникеев М И Общая и социальная психология — М.: Норма, 2005
5. Захаров А.И. Метод игровой коррекции – СПб.: СОЮЗ, 2000
6. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека — Спб.: Питер, 2002
7. Леонтьев А.Н Проблемы развития психики — М.: Академия, 2005
8. Маклаков А.Г. Общая психология - Спб.: Питер, 2008
9. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество: Учебник - М.: Академия, 2004
10. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология - М.: 1996
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии — РнД.: Феникс, 2006
12. Хомутов А.Е. Антропология. Учебное пособие - РнД.: Феникс 2004
13. Эльконин Д.Б. Детская психология - М.: 2000
Тема: | «Теория Д.Б. Эльконина о развитии ребенка в онтогенезе» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 25 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Тест:
ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ Психология 2015
Курсовая работа:
Индивидуальный подход к развитию детей разных категорий
Дипломная работа:
Сюжетно – ролевая игра как средство развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Трудности в общении подростков, воспитывающихся в детском доме