Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Сравнительный анализ истории вопроса сигнальных систем действительности - Реферат №33194

«Сравнительный анализ истории вопроса сигнальных систем действительности» - Реферат

  • 15 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: ЮЛИ_Я

Содержание

Введение

1. Высшая нервная деятельность

2. Первая и вторая сигнальные система действительности

3. Взаимодействие сигнальных систем

4. Мышление и речь как результат взаимодействия сигнальных систем

Заключение

Литература


Введение

Сигнальные системы действительности — сложное, интегративное понятие. В их основе лежит условно-рефлекторная деятельность высшей нервной системы. Причем, за реализацию второй сигнальной системы отвечает в основном неокортекс, а первой — эволюционно более древние структуры мозга. Взаимодействие первой и второй сигнальной системы — физиологическая основа памяти, мышления и речи. А также, сознательного отражения мира, основа психической жизни.

Само понятие сигнальных систем действительности принадлежит Ивану Петровичу Павлову, дальнейшим изучением занимались Е. И. Бойко, Е.В.Шорохов, Л.С. Выготский, А.Г. Иванов-Смоленский, Н. И. Чуприкова, Т. Н. Ушакова и другие видные деятели отечественной и зарубежной науки.

Актуальность проблемы достаточно высока. Высшая нервная деятельность представляет собой суть человеческой природы. Сформированная на ее основе способность к абстрактному мышлению и речи — это то, что делает нас людьми и обуславливает всю человеческую цивилизацию.

Объект исследования: высшая нервная деятельность

Предмет исследования: сравнительный анализ истории вопроса первой и второй сигнальных систем

Задачи:

1. Изучить высшую нервную деятельность человека

2. Рассмотреть первую и вторую сигнальные системы действительности

3. Показать взаимодействие сигнальных систем

4. Рассмотреть мышление и речь как результат взаимодействия сигнальных систем


Выдержка из текста работы

Высшая нервная деятельность человека представляет собой взаимосвязь трех уровней сигнальных систем:

Бессознательный уровень — врожденные (безусловные) рефлексы — самый низкий уровень, общий для человека и животных. Он представляет собой систему врожденного (рефлекторного) поведения, некоторые группы безусловных рефлексов объединены в инстинктивное поведение. Физиологическую основу составляют подкорковые ядра мозга. Это, например, коленный рефлекс, рефлекс отдергивания руки. Из более сложных — ориентировочный рефлекс, резкий крик в ответ на опасность.

Подсознательный уровень — первая сигнальная система — представляет собой непосредственную реакцию на воспринимаемый мир. Этот уровень также общий для человека и животных. Основой служат прижизненно сформированные (условные) рефлексы. Примером такого поведения у животных служат действия животного, сформированный дрессировщиком — нажимание на педаль даст лакомство. Когда условный стимул подкрепляется безусловным, то образуется условный рефлекс первого порядка. Условный рефлекс второго порядка образуется в том случае, если условный стимул подкрепляется условным раздражителем, на который ранее был выработан условный рефлекс. Возможно формирование рефлексов и более высоких порядков. Примером действия первой сигнальной системы у человека является слюноотделение при виде пищи, либо, сложнее: наглядно-действенное мышление: манипулирование объектами, находящимися в поле видимости.

Сознательный уровень — вторая сигнальная система — свойственна только человеку (по последним предположениям, в некоторой форме может присутствовать у некоторых китообразных). Вторая сигнальная система представляет собой опосредованное восприятие реальности — через слова (понятия). Слово представляет собой «сигнал сигналов» и формирует понятие, которое в своем строении имеет чувственную ткань образа (звучание или написание слова), культурно-историческое значение и личностный смысл. [1, 11].

Представление о сигнальных системах действительности принадлежит Ивану Петровичу Павлову — отечественному физиологу, создателю науки о высшей нервной деятельности.


Заключение

Высшая нервная деятельность человека представляет собой взаимодействие трех уровней сигнальных систем: бессознательного - его физиологической основой являются врожденные рефлексы и инстинкты, подсознательного — обуславливающего непосредственное ощущение и восприятие, сознательного — собственно человеческого абстрактного и опосредованного отражения реальности.

Первая сигнальная система — подсознательный уровень — представляет собой временные связи образовавшихся условных рефлексов и ассоциаций, которые непосредственно связаны с натуральным раздражителем. Ее физиологической основой является подкорковая областью и полушариями головного мозга, кроме лобных долей и отделов речи. Первая сигнальная система отвечает за конкретно-чувственное отражение реальности

Вторая сигнальная система — сознательный уровень — представляет собой все речевые временные связи, образовавшиеся между словом как знаковой единицей и каким-либо раздражителем среды. Физиологической основой этой системы являются специфические структуры новой коры, центры речи, ассоциативные зоны, ответственные за мышление. Эта сигнальная система отвечает за опосредованное (словом) отражение реальности.

Человеческое сознание появляется во взаимодействии образа и слова — первой и второй сигнальных систем, правого и левого полушария мозга, соответственно. В зависимости от преобладания сигнальной системы, людей можно разделить на «художников» - преобладание первой системы — и «мыслителей» - преобладание второй системы. Однако, большинство людей относятся к средней категории, в совей психической жизни практически в равных долях совмещая деятельность обеих этих систем.

Развитие мышления и речи в онтогенезе повторяет эволюционный путь человечества. Это развитие идет от наглядно-действенного мышления младенца, его примитивной звуковой, пассивной речи, к абстрактно-логическому мышления и понятийной речи взрослого человека.


Список литературы

1. Александров Ю.Н. Психофизиология - С.-Пб. : Питер, 2001.

2. Виноградова О.С. Гиппокамп и память - М. : Наука, 1975.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - Р.-на-Д.: Феникс, 2002

4. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь — Р.-на-Д.: Феникс, 1998

5. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы - М.: Мир, 2004.

6. Коган А.Б. Нейрофизиологические механизмы мышления человека. Основы физиологии высшей нервной деятельности — М.: Высшая школа, 1988

7. Кураев Т.А., Алейникова Т.В. Физиология ЦНС - Р.-на-Д. : Феникс, 2000.

8. Маклаков А.Г. Мышление. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001

9. Недоспасов В.О. Физиология ЦНС — М.: Психология, 2002

10. Роуз С. Устройство памяти от молекул к сознанию — М. : Мир, 1995

11. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков — М.: Академия, 2009

12. Студенческий меридиан - Загадка абсолютной памяти - 2001 № 4

13. Ушакова Т.Н. Психология речи и языка. Психолингвистика — М.: Академия, 2003

14. Физиология человека - под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько, М.: Медицина, 2007

15. h**t://becmology.r*


Тема: «Сравнительный анализ истории вопроса сигнальных систем действительности»
Раздел: Психология
Тип: Реферат
Страниц: 15
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Сравнительный анализ формул делового общения в английской, российской и таджикской культурах

    94 страниц(ы) 

    Введение ….….4
    Глава 1. Теоретические основы коммуникации.8
    1.1. Понятие и основные элементы деловой коммуникации….8
    1.2. Виды общения.13
    1.3. Характеристики делового общения.17
    1.4. Вербальные средства коммуникации.20
    1.5. Невербальные средства в деловой коммуникации.22
    Выводы по Главе I….….….….….25
    Глава 2. Особенности деловой коммуникация в Англии, России и в странах средней Азии (Таджикистан) .26
    2.1.Особенности деловой коммуникации в Англии…. 26
    2.2. Особенности деловой коммуникации в России.32
    2.3.Особенности деловой коммуникации в Таджикистане .38
    Выводы по Главе II ….43
    Глава 3. Сравнительный анализ формул делового общения в английской, российской и таджикской культурах .44
    3.1. Формулы приветствия, обращения и прощания в российской, английской и таджикской культурах в сфере образования .44
    3.2. Формулы приветствия, обращения и прощания в российской, английской и таджикской культурах в политической сфере .54
    3.3. Вербальные и невербальные особенности прощания в Англии, России и Таджикистане ….65
    3.4. Возможности изучения формул обращения, приветствия и прощания на уроках английского языка в средней школе .75
    Выводы по Главе III ….….87
    Заключение .88
    Список использованной литературы .91
  • Курсовая работа:

    Сравнительный анализ монетаристской и кейнсианской модели денежно-кредитной политики

    47 страниц(ы) 

    Введение.3
    1 Теоретические аспекты формирования и осуществление денежно-кредитной политики.5
    1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства.5
    1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики.11
    2 Сравнительный анализ монетаристской и кейнсианской модели денежно-кредитной политики.19
    2.1 Теоретическая база монетаристской модели денежно-кредитной политики.19
    2.2 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике в кейнсианской модели.22
    2.3 Сравнительный анализ.28
    3 Современные трансформации монетаристской и кейнсианской моделей денежно-кредитной политики.41
    Заключение.44
    Список использованных источников и литературы.43
    Приложение.44
  • Дипломная работа:

    Сравнительный анализ использования композиционного повтора в немецкоязычной и англоязычной прозе

    76 страниц(ы) 

    Введение 3-6
    Глава I. Повтор как стилистический прием
    1.1 Понятие повтора 7-9
    1.2 Классификация повторов в английском и немецком языках 10-15
    1.3 Виды композиционно-речевых повторов 15-19
    1.4 Функции композиционно-речевых повторов 19-21
    Выводы по первой главе 22-23
    Глава II. Композиционно-речевые повторы в произведениях немецких и англоязычных авторов
    2.1 Использование композиционно-речевого повтора в текстах художественных произведений немецкоязычных авторов. 24-37
    2.2 Использование композиционно-речевого повтора в художественных текстах англоязычных авторов 37-43
    2.3 Сравнительный анализ использования композиционно-речевого повтора немецкоязычной и англоязычной прозе 44-46
    2.4 Методическое обоснование использования материала сравнительного анализа композиционно-речевых повторов в средней школе на уроках иностранного языка 46-54
    Выводы по второй главе 55-56
    Заключение 57-58
    Список используемой литературы 59-63
    Приложение 64-76
  • Курсовая работа:

    Американская и японская модели менеджмента: сравнительный анализ

    35 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…3
    1 . Характеристика американской модели …. .5
    2 . Особенности японской модели менеджмента .….….13
    3 . Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента ….…23
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….31
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….33
  • Дипломная работа:

    Стилистические средства английского языка в сертификационных системах toefl и ecl (сравнительный анализ)

    61 страниц(ы) 

    Введение 2
    Глава I. Стилистические средства современного английского языка 6
    1.1. Определение понятия стилистических средств выразительности 6
    1.2. Классификация стилистических средств английского языка 9
    Выводы по главе 1 19
    Глава II. Сертификационные системы английского языка 21
    2.1. Определение понятия сертификационных систем 21
    2.2. Сертификационная система TOEFL 25
    2.3. Сертификационная система ECL 28
    Выводы по главе II 30
    Глава III. Сравнительный анализ стилистических средств английского языка в сертификационных системах TOEFL и ECL 32
    3.1. Стилистические средства выразительности английского языка в текстах части «Чтение» экзамена ECL 32
    3.2. Стилистические средства выразительности в текстах части «Чтение» экзамена TOEFL 42
    Выводы по главе III 53
    Заключение 55
    Список литературы 57
  • Курсовая работа:

    Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и за рубежом

    38 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Характеристика НДФЛ в России 5
    1.1. Общая характеристика налога 5
    1.2. Анализ роли и места НДФЛ в налоговой системе России 17
    Глава 2. НДФЛ в США 26
    2.1. Общая характеристика налога 26
    2.2.Анализ роли и места НДФЛ в налоговой системе страны 28
    Глава 3. Сравнительный анализ 32
    3.1.Общие черты и отличительные черты 32
    3.2. Тенденции сближения и расхождения 33
    Заключение 40
    Список использованной литературы 42

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Спор как метод убеждения

    18 страниц(ы) 

    Введение
    1. Убеждение, как метод влияния
    1.1. Этапы процесса убеждения
    1.2. Техники убеждения
    1.3. Успешность убеждения
    2. Понятие о споре
    2.1. Методы аргументации в споре
    2.2. Виды и цели спора
    2.3. Принципы и правила ведения спора
    Заключение
    Список литературы
  • Реферат:

    Основные теории памяти

    14 страниц(ы) 

    Введение
    1. Психологические теории памяти
    1.1. Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза
    1.2. Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера
    1.3. Деятельностная теория памяти
    1.4. Память с точки зрения гештальт-теории
    2. Биохимические теории памяти
    3. Нейронные и физико-химические теории памяти
    Заключение
  • Реферат:

    Нарушения пищевого поведения. Нервная булимия и нервная анорексия.

    17 страниц(ы) 

    Введение
    1. Нарушение пищевого поведения — общее представление
    2. Симптоматика расстройств пищевого поведения
    3. Нервная анорексия — понятие и лечение
    4. Нервная булимия — понятие и лечение
    Заключение
    Литература
  • Реферат:

    Теория Д.Б. Эльконина о развитии ребенка в онтогенезе

    25 страниц(ы) 

    Введение
    1. Предпосылки возникновения теории Эльконина Д.Б.
    1.1. Эльконин Даниил Борисович
    1.2. Основные понятия возрастной психологии
    2. Теория Эльконина
    2.1. Основные принципы теории Эльконина
    2.2. Понятие возраста по Эльконину
    2.3. Периодизация психического развития
    Заключение
  • Реферат:

    Биологическое и социальное в психическом развитии человека

    21 страниц(ы) 

    Введение
    1. Биологическое в психическом развитии человека
    2. Социальное в психическом развитии человека
    3. Взаимосвязь биологического и социального в психическом развитии
    4. Влияние состояния здоровья и физиологических особенностей на психическое состояние
    Заключение
    Список литературы
  • Реферат:

    Врожденная деятельность организма

    17 страниц(ы) 

    Введение
    1. Понятие безусловного рефлекса
    1.2. Нейронная организация простейшего рефлекса
    1.3. Классификация безусловных рефлексов
    2. Особенности организации безусловных рефлексов и инстинктов
    2.1. Познавательная функция инстинкта
    3. Концепция драйва и драйв-рефлекса
    3.1. Актуализированная потребность как основа драйва
    3.2. Драйв и антидрайв
    Заключение
  • Реферат:

    Методы изучения травматизма и аварийности

    13 страниц(ы) 

    Введение
    1. Общее представление о производственном травматизме и аварийности
    2. Методы изучение и анализа травматизма и аварийности на производстве
    3. Предупреждение производственного травматизма
    Заключение
    Литература
  • Реферат:

    НЛП как коммуникативный феномен

    15 страниц(ы) 

    Введение
    1. Феноменология общения, коммуникативный процесс
    2. Устная речь, как средство коммуникации
    3. Невербальные средства коммуникации
    4. Феноменология НЛП, раппорт
    5. Установление и поддержание раппорта
    6. Для чего нужен раппорт
    Заключение
    Литература
  • Реферат:

    Методологические основы организационного консультирования

    20 страниц(ы) 

    Введение
    1. Основные представления о методологии в психологическом знании
    1.1. Понятия методологического анализа, уровни методологических законов
    1.2. Методы организационного консультирования
    2. Организационная психология и организационное консультирование
    2.1. Организационный психолог, его функции, внешнее и внутреннее консультирование.
    2.2. Виды и модели организационного консультирования.
    2.3. Этапы организационного консультирования
    2.4. Принципы организационного консультирования
    Заключение
    Литература