Реферат
«Методологические основы организационного консультирования»
- 20 страниц
Введение
1. Основные представления о методологии в психологическом знании
1.1. Понятия методологического анализа, уровни методологических законов
1.2. Методы организационного консультирования
2. Организационная психология и организационное консультирование
2.1. Организационный психолог, его функции, внешнее и внутреннее консультирование.
2.2. Виды и модели организационного консультирования.
2.3. Этапы организационного консультирования
2.4. Принципы организационного консультирования
Заключение
Литература
Любая наука опирается на определенные методологические основания, имеет свой объект, предмет, задачи, структуру, принципы, положения, теоретические и практические наработки, пользуется как общенаучными, так и собственными методами. Понимание методологических основ позволяет лучше усвоить знания, на методологию, как на основу, ложится практическая деятельность психолога в любой сфере психологического знания. Организационная психология, в частности, организационное консультирование, не является исключением.
Психолог-консультант, в ходе работы с организацией должен следовать, во-первых, этическим принципам работы, во-вторых, знать и уметь применять правила проведения исследований, в-третьих, уметь применять выводы на практике. Кроме того, консультант должен уметь выбирать определенную стратегию взаимодействия с клиентами, с коллегами, с другими специалистами, уметь объективно смотреть на положение дел в организации и уметь признавать собственные ошибки.
Всем этим задачам и служит изучение методологических основ консультирования.
Целью настоящей контрольной работы служит изучение основных представлений о методологии в психологическом знании, изучение методологических основ организационной психологии, прежде всего организационного консультирования.
Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций. Объектом исследования организационной психологии является организация, во всем многообразии ее аспектов.
Предмет исследования – это совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения. Предметом исследования в организационной психологии является какой-либо процесс в жизни организации, на который направлено внимание консультанта.
Средства исследования – базовые понятия науки, с помощью которых выявляется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства. То есть все многообразие методик, тестов, анкет и др., используемых консультантом.
Познавательная ситуация — фундаментальная категория методологии науки. Специфика психологии как науки в том, что познавательная ситуация в ней — субъект-субъектная, что, конечно, накладывает свой отпечаток на исследуемую проблему. Для повышения объективности в психологическом исследовании были выработаны специальные правила, которым предлагает следовать экспериментальная психология.
В современной методологии выделяют четыре уровня расположения методологических законов:
Общенаучная методология (или общефилософская методология) — включает в себя общефилософские принципы познания, постулаты, а именно диалектико-материалистический и подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Его основные положения сводятся к следующему:
окружающий нас реальный мир материален
материя первична, а сознание вторично
психика есть свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;
сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности;
психика, сознание социально обусловлены;
окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции и развития.
Специальная методология - совокупность методологических принципов, применяемых в психологии, выступающая как реализация определенных философских принципов применительно к специфическому объекту какой-либо психологической отрасли знаний. В ней можно выделить следующие принципы:
принцип детерминизма - признание необходимости изучать закономерные зависимости явлений от порождающих их факторов
принцип системности — требует истолковывать явления в их взаимозависимости от внутренне связанного целого, которое явления объединяют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства. Организация представляет собой систему, целостный организм, стремящийся к динамическому равновесию своих процессов
Таким образом, организационное консультирование, будучи прикладной областью психологического знания, опирается прежде всего на общенаучные и собственно психологические принципы научного исследования. Кроме того, организационное консультирование располагает и собственной методологией, структурой ,принципами работы, теоретическими и практическими наработками.
Методы организационного консультирования подбираются в зависимости от целей и задач, диктуемых ситуацией, и делятся на технические - методы решения содержательной части проблемы, и человеческие - методы работы с клиентом.
Организационное консультирование представляет собой процесс и результат осуществления направленных изменений в организации. В нем можно выделить следующие этапы: подготовительный, организацию диагностики, планирование действий, внедрение изменений, оценку результатов. Консультантом может являться как штатный специалист компании, так и психолог, либо группа специалистов, действующая на основе аутсорсинга.
Целью консультирования может служить улучшение сложившейся ситуации, изменение ухудшившейся ситуации, создание новой ситуации. Так или иначе, основная цель — повышение эффективности организации. Консультирование организации проводится как при создании компании, так и в период ее работы — в случае кризиса, низкой эффективности, разнообразных проблем с персоналом, либо для помощи в организации нужного восприятия компании потребителями услуги и конкурентами.
В своей деятельности психолог-консультант следует морально-этическим принципам, которые облегчают его общение с клиентом и помогают придерживаться правильной стратегии поведения. Среди них можно выделить принципы компетентности, лояльности и конфиденциальности, активности клиента — как основные.
1. Григорьева Н.Н. Организационная психология — М.: МИЭМП, 2006
2. Занковский А.Н. Организационная психология — М.: Флинта: МПСИ, 2002
3. Кабаченко Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами — Спб.: ПИТЕР, 2003
4. Крысько. В. Г. Психология. Курс лекций — М.: Омега-Л, 2006
5. Никитина Т.А., Шаталина М.А Социально - Психологические аспекты управления: коучинг. — Самара: СМИУ, 2008
6. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. — СПб.: ПИТЕР, 2002
7. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования — М.: МЭСИ, 2006
Оригинальность работы по системе Антиплагиат 71.92%
Тема: | «Методологические основы организационного консультирования» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 20 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Теоретико-методологические основы формирования поликультурой личности учащегося общеобразовательной школы
Магистерская работа:
Научно-методическое сопровождении лингвистически одарённых школьников в обучении иностранным языкам
Курсовая работа:
Организационно–управленческий анализ организации
Дипломная работа:
Разработка технологии внедрения коучинга в практику управления персоналом организации
Магистерская работа:
Управление проектной деятельностью учащихся в общеобразовательных организациях (на примере мбоу «аксаковская гимназия №11» кировского района го г. уфа)