Реферат
«Биологическое и социальное в психическом развитии человека»
- 21 страниц
Введение
1. Биологическое в психическом развитии человека
2. Социальное в психическом развитии человека
3. Взаимосвязь биологического и социального в психическом развитии
4. Влияние состояния здоровья и физиологических особенностей на психическое состояние
Заключение
Список литературы
Один из ключевых вопросов психологии — что делает нас людьми, чего больше в человеке — биологического или социального? Новорожденный ребенок — он «чистая доска» ( Tabula rasa лат. ) или уже является индивидуальностью?
Несомненно, что психические качества имеют под собой материальную основу — мозг, чье развитие детерминировано генетически. Экологическая и техногенная атмосфера в настоящее время оказывают довольно существенное влияние на биологическое, а вместе с ним и психическое состояние человека. Кроме того, огрехи воспитания, допущенные элементарным незнанием или халатностью, влияние сформированной в обществе культуры, политическая обстановка и другие социальные факторы также могут усугублять как физиологические проблемы — через стрессовое состояние, так и пагубно влиять на социальное развитие личности.
Актуальность данной работы достаточно высока, решение этого вопроса позволит выяснить роль наследственности в формировании личности, а также возможность корректировать нежелательные качества и развивать социально желаемые.
Наследственность или среда? Что оказывает решающее воздействие на человека? Это один из основных вопросов психологии, и окончательный ответ на него не найден до сих пор. Если спросить генетика или биолога, они будут склоняться к биологической основе. Если спросить представителя гуманистического подхода или социолога, они отдадут первенство социальной составляющей. Попробуем выделить эти два составляющих фактора и рассмотреть их по отдельности и вместе.
Итак, что в человеке, в частности, в его психическом развитии обусловлено биологическими факторами?
Новорожденному ребенку только предстоит стать человеком, он еще не человек в психологическом смысле слова, а только кандидат в человека. Биологической основой формирования человека является его неповторимый набор ДНК — генов, на основе которых формируется мозг. Из всех представителей животного мира, человек рождается с самым незрелым мозгом, следовательно — самым беспомощным. Мозг ребенка на протяжении всего первого года жизни увеличивается на 1 грамм за сутки, а размеров мозга взрослого человека достигает примерно к 7 годам.
В биологической природе человека генетически заложены следующие параметры:
рефлексы и инстинкты, как биологическая основа поведения — они являются видоспецифическими, то есть общими для всех людей. Инстинкты и рефлексы — это готовые нервные связи, находящиеся главным образом в подкорковых ядрах головного мозга. Человеческие инстинкты являются сложным образованием, для их реализации необходима социальная надстройка.
физические данные: группа крови, цвет глаз, пол и т. д. На психику в данном случае влияет половая принадлежность, а также гормональный статус человека.
общее состояние здоровья и продолжительность жизни. Наличие либо отсутствие наследственных и приобретенных патологий, генетических и хромосомных аномалий, состояние иммунитета, энергетический статус, конституция — тесно связаны с социализацией человека, с дальнейшим развитием его личностных черт.
темперамент: холерический, сангвинический, меланхолический или флегматический (сила и уравновешенность нервных процессов) — врожденная основа формирования характера, играющая роль в дальнейшем выборе профессиональной деятельности, в успешности адаптации.
задатки, способности, таланты. Например, уровень развития общих и специальных способностей заложены генетически.
Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически неповторимый индивид. Подсчитано, что людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых генетически идентичными можно считать только монозиготных близнецов.
По биологическим показателям человек существенно уступает большинству представителей животного мира. Фактически, единственным превосходством вида, можно считать наличие высокоразвитой коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества [6].
В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития. Большинство наследственных задатков многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. В семьях ,где растет несколько детей, родители часто удивляются: воспитывали одинаково, почему же дети выросли такими разными? Воспитывали одинаково, дети изначально были разными.
Таким образом, к биологическим факторам развития человека можно отнести все то, что задано генетически: пол, состояние здоровья, силу и динамику психических процессов, рефлексы и инстинкты, конституцию, задатки, способности, таланты. Кроме того, биологическими будут и разнообразные факторы, имеющие ненаследственную природу: приобретенные болезни и патологии.
Социальные факторы — это, прежде всего, культурные и воспитательные воздействия. В ходе своего развития личность проходит несколько стадий социализации — от пассивного усвоения культурных норм и правил, через осознанный поиск своей индивидуальности, избирательность социального воздействия, к нахождению своего места в обществе, полноправное вступление в его ряды.
Взаимосвязь психологического и социального осуществляется на каждой стадии социализации. Для формирования человеческой личности необходимо взаимное влияние обеих составляющих — и природной, и социальной. В настоящее время господствующей является концепция генотипического-средового взаимодействия, утверждающая, что наследуется не сам признак, а норма реакции — то есть то, насколько он разовьется. Степень развития признака зависит от действий среды. В некоторых случаях, когда необходимо скорректировать развитие, действия средовых факторов должны быть четко спланированными и интенсивными. Если же развитие является нормальным, то воспитание только сопровождает развертывающуюся биологическую программу.
1. Александров А. А. Психогенетика: Учебное пособие — СПб.: Питер, 2007
2. Еникеев М И Общая и социальная психология — М.: Норма, 2005
3. Зейгарник Б.В. Патопсихология — М.: Норма, 2000г.
4. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс - СПб.: Питер, 2010
5. Леонтьев А.Н Проблемы развития психики — М.: Академия, 2005г
6. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2004
7. Мухина В. С. Таинство детства. В 2-х т. - Екатеринбург: Баско, 2004
8. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. - Новосибирск: ЮКЗА, 2001
9. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика, М.: Аспект Пресс 2000
10. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. М., 2000
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии — РнД.: Феникс, 2006
12. Хомутов А. Е., Кульба С. Н. Антропология — РнД.: Феникс, 2007
Оригинальность работы по системе Антиплагиат 71.23%
Тема: | «Биологическое и социальное в психическом развитии человека» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 21 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проблема наследственности и среды в развитии ребенка (критический анализ)
Контрольная работа:
Личность человека
Дипломная работа:
Психологическая диагностика познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Курсовая работа:
Психологические особенности первоклассников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста в задержкой психического развития