Реферат

«Основные теории памяти»

  • 14 страниц
Содержание

Введение

1. Психологические теории памяти

1.1. Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза

1.2. Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера

1.3. Деятельностная теория памяти

1.4. Память с точки зрения гештальт-теории

2. Биохимические теории памяти

3. Нейронные и физико-химические теории памяти

Заключение

Введение

Актуальность проблемы. Изучение памяти дает представление о разнообразных процессах и механизмах адаптации к окружающей среде, раскрывает закономерности функционирования мозга и формирования высших психических функций. Кроме того, память является сквозным психическим процессом, неразрывно связанным с вниманием, мышлением и речью. Понимание закономерностей запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации дает возможность управлять этими процессами и повышать эффективность деятельности.

Цель работы: изучить основные теории памяти.

Задачи работы:

1. Изучить психологические теории памяти

2. Изучить биохимические теории памяти

3. Изучить нейронные и физико-химические теории памяти

Объект: память

Предмет: основные теории памяти

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Ассоциативной теорией памяти уделяли внимание разработанное Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер. Закономерности осмысленного запоминания вывели А. Бине и К. Бюлер. В рамках деятельностного подхода работали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, которые считали память одним из видов деятельности. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции", а также отнес произвольную, осмысленную память к высшим психическим функциям. Стремление человека к структурированию запоминаемой информации исследовали представители гештальтпсихологии В. Келер, К. Коффка, М.Вертгеймер, К.Левин. А также, видные физиологи раскрыли психофизиологические основы научения в рамках биохимической и физико-химической теорий памяти (Дж. Унгар, Д. Мак-Коннел, Д.О. Хебб).

Фрагмент работы

1. Психологические теории памяти

1.1. Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза

Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза, представленный в виде кривой ( Рис.1). В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию [4].

Таким образом, ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторении предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени, как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

Заключение

Таким образом, под памятью понимается процесс запоминание, хранения, воспроизведения и забывания информации. Разнообразные психологические направления понимали по-своему основные характеристики этого сложного явления и, по сути, занимались изучением разных сторон процессов памяти (Рис. 3).

Суть ассоциативной теории заключается в том, что если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Смысловая концепция памяти, представленная А. Бине и К. Бюлером, выдвигает на передний план смысловое содержание, опираясь на тот факт, что запоминание смыслового содержания не совпадает механически с запоминанием речевой формы, в которой оно дано.

Согласно теории деятельности именно деятельность личности является фактором, определяющим формирование процессов памяти: образование связи между различными представлениями определяется не столько содержанием запоминаемого материала, сколько тем, что с ним человек делает.

Основной принцип теории памяти в гештальтпсихологии, заключается в том, что анализ отдельных элементов ассоциации не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть - только часть и никакого представления о целом не дает.

Авторы биохимической теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени в мозгу происходит кратковременная реакция, которая вызывает физиологические изменения и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени происходят структурные изменения. Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

Связь памяти с научением показывают авторы нейронной теории памяти.

Список литературы

1. Данилова Н.Н. , Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Р-на-Д: Феникс , 2002.

2. Кураев Т.А. , Алейникова Т.В. Физиология ЦНС // Р.-на-Д. : Феникс, 2000.

3. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005.

4. Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. – Р-н-Д: Феникс, 2003

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С - Пб: Питер , 2002.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии // Р.-на-Д. : Феникс , 2003.

7. Студенческий меридиан - Загадка абсолютной памяти // 2001 № 4

Покупка готовой работы
Тема: «Основные теории памяти»
Раздел: Психология
Тип: Реферат
Страниц: 14
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика