Реферат

«Основные теории памяти»

  • 14 страниц(ы)
  • 3144 просмотров
фото автора

Автор: ЮЛИ_Я

Введение

1. Психологические теории памяти

1.1. Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза

1.2. Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера

1.3. Деятельностная теория памяти

1.4. Память с точки зрения гештальт-теории

2. Биохимические теории памяти

3. Нейронные и физико-химические теории памяти

Заключение

Актуальность проблемы. Изучение памяти дает представление о разнообразных процессах и механизмах адаптации к окружающей среде, раскрывает закономерности функционирования мозга и формирования высших психических функций. Кроме того, память является сквозным психическим процессом, неразрывно связанным с вниманием, мышлением и речью. Понимание закономерностей запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации дает возможность управлять этими процессами и повышать эффективность деятельности.

Цель работы: изучить основные теории памяти.

Задачи работы:

1. Изучить психологические теории памяти

2. Изучить биохимические теории памяти

3. Изучить нейронные и физико-химические теории памяти

Объект: память

Предмет: основные теории памяти

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Ассоциативной теорией памяти уделяли внимание разработанное Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер. Закономерности осмысленного запоминания вывели А. Бине и К. Бюлер. В рамках деятельностного подхода работали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, которые считали память одним из видов деятельности. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции", а также отнес произвольную, осмысленную память к высшим психическим функциям. Стремление человека к структурированию запоминаемой информации исследовали представители гештальтпсихологии В. Келер, К. Коффка, М.Вертгеймер, К.Левин. А также, видные физиологи раскрыли психофизиологические основы научения в рамках биохимической и физико-химической теорий памяти (Дж. Унгар, Д. Мак-Коннел, Д.О. Хебб).

1. Психологические теории памяти

1.1. Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза

Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза, представленный в виде кривой ( Рис.1). В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию [4].

Таким образом, ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторении предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени, как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

Таким образом, под памятью понимается процесс запоминание, хранения, воспроизведения и забывания информации. Разнообразные психологические направления понимали по-своему основные характеристики этого сложного явления и, по сути, занимались изучением разных сторон процессов памяти (Рис. 3).

Суть ассоциативной теории заключается в том, что если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Смысловая концепция памяти, представленная А. Бине и К. Бюлером, выдвигает на передний план смысловое содержание, опираясь на тот факт, что запоминание смыслового содержания не совпадает механически с запоминанием речевой формы, в которой оно дано.

Согласно теории деятельности именно деятельность личности является фактором, определяющим формирование процессов памяти: образование связи между различными представлениями определяется не столько содержанием запоминаемого материала, сколько тем, что с ним человек делает.

Основной принцип теории памяти в гештальтпсихологии, заключается в том, что анализ отдельных элементов ассоциации не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть - только часть и никакого представления о целом не дает.

Авторы биохимической теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени в мозгу происходит кратковременная реакция, которая вызывает физиологические изменения и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени происходят структурные изменения. Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

Связь памяти с научением показывают авторы нейронной теории памяти.

1. Данилова Н.Н. , Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Р-на-Д: Феникс , 2002.

2. Кураев Т.А. , Алейникова Т.В. Физиология ЦНС // Р.-на-Д. : Феникс, 2000.

3. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005.

4. Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. – Р-н-Д: Феникс, 2003

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С - Пб: Питер , 2002.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии // Р.-на-Д. : Феникс , 2003.

7. Студенческий меридиан - Загадка абсолютной памяти // 2001 № 4

Покупка готовой работы
Тема: «Основные теории памяти»
Раздел: Психология
Тип: Реферат
Страниц: 14
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика