Реферат
«Основные теории памяти»
- 14 страниц
Введение
1. Психологические теории памяти
1.1. Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза
1.2. Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера
1.3. Деятельностная теория памяти
1.4. Память с точки зрения гештальт-теории
2. Биохимические теории памяти
3. Нейронные и физико-химические теории памяти
Заключение
Актуальность проблемы. Изучение памяти дает представление о разнообразных процессах и механизмах адаптации к окружающей среде, раскрывает закономерности функционирования мозга и формирования высших психических функций. Кроме того, память является сквозным психическим процессом, неразрывно связанным с вниманием, мышлением и речью. Понимание закономерностей запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации дает возможность управлять этими процессами и повышать эффективность деятельности.
Цель работы: изучить основные теории памяти.
Задачи работы:
1. Изучить психологические теории памяти
2. Изучить биохимические теории памяти
3. Изучить нейронные и физико-химические теории памяти
Объект: память
Предмет: основные теории памяти
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Ассоциативной теорией памяти уделяли внимание разработанное Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер. Закономерности осмысленного запоминания вывели А. Бине и К. Бюлер. В рамках деятельностного подхода работали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, которые считали память одним из видов деятельности. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции", а также отнес произвольную, осмысленную память к высшим психическим функциям. Стремление человека к структурированию запоминаемой информации исследовали представители гештальтпсихологии В. Келер, К. Коффка, М.Вертгеймер, К.Левин. А также, видные физиологи раскрыли психофизиологические основы научения в рамках биохимической и физико-химической теорий памяти (Дж. Унгар, Д. Мак-Коннел, Д.О. Хебб).
1. Психологические теории памяти
1.1. Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза
Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.
В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза, представленный в виде кривой ( Рис.1). В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.
Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.
Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию [4].
Таким образом, ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторении предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени, как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.
Таким образом, под памятью понимается процесс запоминание, хранения, воспроизведения и забывания информации. Разнообразные психологические направления понимали по-своему основные характеристики этого сложного явления и, по сути, занимались изучением разных сторон процессов памяти (Рис. 3).
Суть ассоциативной теории заключается в том, что если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов.
Смысловая концепция памяти, представленная А. Бине и К. Бюлером, выдвигает на передний план смысловое содержание, опираясь на тот факт, что запоминание смыслового содержания не совпадает механически с запоминанием речевой формы, в которой оно дано.
Согласно теории деятельности именно деятельность личности является фактором, определяющим формирование процессов памяти: образование связи между различными представлениями определяется не столько содержанием запоминаемого материала, сколько тем, что с ним человек делает.
Основной принцип теории памяти в гештальтпсихологии, заключается в том, что анализ отдельных элементов ассоциации не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть - только часть и никакого представления о целом не дает.
Авторы биохимической теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени в мозгу происходит кратковременная реакция, которая вызывает физиологические изменения и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени происходят структурные изменения. Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.
Связь памяти с научением показывают авторы нейронной теории памяти.
1. Данилова Н.Н. , Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Р-на-Д: Феникс , 2002.
2. Кураев Т.А. , Алейникова Т.В. Физиология ЦНС // Р.-на-Д. : Феникс, 2000.
3. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005.
4. Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. – Р-н-Д: Феникс, 2003
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С - Пб: Питер , 2002.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии // Р.-на-Д. : Феникс , 2003.
7. Студенческий меридиан - Загадка абсолютной памяти // 2001 № 4
Тема: | «Основные теории памяти» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 14 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Общая характеристика основных теорий происхождения государства
Реферат:
Виды памяти человека.
Контрольная работа:
Альтернативные теории формирования стоимости товара. Бюджетный дефицит.
Реферат:
Особенности памяти у школьников с разными типами высшей нервной деятельности в динамике учебного процесса
Курсовая работа:
Состав и назначение основной памяти компьютера.