Дипломная работа
«Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами в условиях Реабилитацион-ного центра»
- 84 страниц
Введение 3
Глава I. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов как проблема 8
1.1.Характеристика детей с ограниченными возможностями и причины их инвалидности 8
1.2. Реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями: отечественный и зарубежный опыт 23
1.3. Направления социально-педагогической реабилитации
в условиях реабилитационных центров 33
Выводы к главе I 37
Глава II. Изучение и обобщение опыта социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами в реабилитационном центре 38
2.1. Содержание деятельности реабилитационного центра города Нефтекамска 38
2.2. Работа в группах 48
2.3 Характеристика программы деятельности реабилитационного центра города Нефтекамска «Дуэт» 54
2.4. Сотрудничество Центра и семьи в реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности 61
Выводы к главе II
Заключение
Список литературы
Приложения
В силу различного рода причин объективного и субъективного ха-рактера (экономической нестабильности, ухудшения финансового положения, недостаточности для значительного числа населения квалифицированной медицинской помощи, роста производственного травматизма и др.) отмечается рост показателей инвалидности. В существующих социально-экономических условиях состояние здоровья населения России остается одной из наиболее острых медико- социальных, психолого-педагогических проблем.
За последние семь лет общая численность инвалидов, зарегист-рированных в органах социальной защиты населения, увеличилась примерно на 60%. По России впервые признано инвалидами в 1999 г. 1 049 722 человека, что составляет 90,2 человека на 10000 населения в возрасте от 16 лет и старше. В связи с этим возникает необходимость в создании реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями и их родителей, предназначенных для комплексной реабилитации.
Реабилитационное учреждение - это учреждение, обладающее правом юридического лица, осуществляющее комплексную реабилитацию инвалидов и их трудоустройство на своей производственной базе, являющейся структурным подразделением этого учреждения, в целях полной интеграции инвалидов в общество.
Структура и деятельность реабилитационного учреждения должны отвечать следующим принципам:
- индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность реабилитационного процесса;
- направленность реабилитационного процесса на восстановление или компен-сацию нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности инвалида;
- направленность реабилитационного процесса на восстановление трудо-способности и обеспечение занятости инвалида (сначала на закрытом рынке труда, с последующим переходом на открытый рынок труда).
Индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, ком-плексность реабилитационного процесса включают в себя необходимость учета кон-кретных индивидуальных медицинских показателей у данного индивидуума, непрерывность обеспечения процесса реабилитации, комплексность в проведении мероприятий медицинской, психолого-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации. Все эти принципы должны быть внедрены в деятельность реабилитационно-социального учреждения.
Направленность реабилитационно-социального процесса на восстановление или компенсацию нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности инвалида предусматривает включение в деятельность реабилитационно-социального учреждения таких структур, которые должны обеспечивать восстановительную терапию, профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов, восстановление или уменьшение степени нарушений таких видов жизнедеятельности, как передвижение, общение, ориентацию, контроль за своим поведением, самообслуживание, обучение и способность к трудовой деятельности.
Направленность реабилитационного процесса на восстановление трудоспособ-ности и обеспечение занятости инвалида предусматривает создание в реабилитационно-социальном учреждении структур, обеспечивающих проведение профессиональной реабилитации и занятость инвалидов, включая их профориентацию, обучение (переобучение), профессиональную адаптацию и трудоустройство на производстве (входящем в виде структурного подразделения в данное учреждение). Данный принцип должен обеспечивать особую организацию процесса занятости инвалида, представляющую из себя процесс и систему мероприятий, направленных на развитие компенсаторных функций организма инвалида, на восстановление и расширение его трудовых возможностей и производительности труда, на формирование у инвалида активной жизненной позиции и воли к труду.
В научной и социологической литературе проблема социальной реабилитации и защиты детей с ограниченными возможностями разработана достаточно хорошо. Основной задачей научных исследований в области реабилитологии является разработка и внедрение современных технологий реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства и новых форм ее управления и организации.
Основные виды реабилитации, направления социальной работы с инвалидами, вопросы распространенности инвалидности, основные технологии социальной работы с инвалидами, изучение зарубежного и регионального опыта с людьми с ограниченными возможностями, а также нормативно-правовой базы освещаются в работах социологов, специалистов по социальной педагогике и психологии.
С начала 90-х годов в стране появляются исследовательские работы по изучению детской инвалидности. Однако исследованию подвергались в основ-ном отдельные стороны этой многогранной проблемы: взаимодействие родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, структура причин и некоторые особе6нности детской инвалидности, направления социальной работы в отношении детей инвалидов. В ряде работ нашли отражения вопросы социальной реабилитации детей-инвалидов при отдельных заболеваниях и причинах (эпилепсия, ДЦП и др.).
Актуальность проблемы послужила основанием выбора темы нашего ис-следования: «Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами в условиях реабилитационного центра»
Объектом исследования является деятельность реабилитационного цен-тра города Нефтекамска.
Предметом исследования является организация социально–педагогической деятельности реабилитационного центра.
Цель нашего исследования - изучить опыт организации социальной реабилитации в Центре реабилитации инвалидов г. Нефтекамска и разработать конкретные рекомендации по его совершенствованию.
Цель исследования позволяет сформулировать гипотезу исследования, согласно которой социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями происходит более успешно, если:
- опираться в социально-педагогической работе на принципы специального образования: ранней социально-педагогической помощи, педагогического оптимизма, деятельностного подхода, дифференцированного подхода, социально-адаптирующей направленности образования, коррекционно-компенсирующей направленности образования;
- социально-педагогическую реабилитацию ребенка-инвалида проводить в тесном сотрудничестве с его семьей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- провести теоретический анализ научно-педагогической, психологической, социальной, методической литературы, сопоставить точки зрения различных специалистов по проблеме реабилитации;
- изучить опыт организации реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями в Центре реабилитации г. Нефтекамска;
- проанализировать медико-социальное и психологическое состояние ин-валидов, прошедших курсы реабилитации в Центре.
- разработать рекомендации по совершенствованию работы Центра реабилитации г.Нефтекамска.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обобщении опыта работы реабилитационного центра г. Нефтекамска, что может служить базой для дальнейшего поиска эффективных форм и методов реабилитационной работы с детьми-инвалидами.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1) разработаны рекомендации по совершенствованию работы Центра реабилитации города Нефтекамска с детьми с ограниченными возможностями;
2) материалы исследования могут служить опорным методическим мате-риалом в работе сотрудников центров реабилитации инвалидов, органов социальной защиты населения, специалистов, работающих в области реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Методологической основой исследования является личностно-ориентированный подход, которой основывается на гуманном отношении к личности (Бондаревская Е.Н., Селиванова Н.Л., Сухомлинский В.А., И.С. Якиманская.); положения диалектико-материалистического подхода о роли деятельности человека в личностном саморазвитии (Блонский П.П.). В значительной степени исследование опирается на работы Выготского Л.С., Бондаревской Е.Н., Гаязова А.С., Малофеева Н.Н., Назаровой Н.М., Пузанова Б.П., Шагаровой С.В., Шматко Н.Д.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался следующий комплекс методов исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической, медицинской, социологической, учебно-методической литературы;
- анализ нормативных документов;
- анкетирование, беседа, наблюдение;
- статистическая обработка материалов и др.
Глава I. Социально-педагогическая реабилитация
детей-инвалидов как проблема
1.1. Характеристика детей с ограниченными возможностями
и причины их инвалидности
Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии как в отечественной, так и в зарубежной педагогике всегда придавалось большое значение К.Д.Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Этому способствует ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп, неквалифицированная медицинская помощь при родовспоможении и т.д.
Психомоторное развитие ребенка – сложный диалектический процесс, его отличают последовательность и неравномерность формирования отдельных психических процессов и функций.
На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими стадиями, каждый возрастной этап характеризуется качественным своеобразием, отличающим его от других этапов.
Нарушения развития детей могут быть вызваны разными патогенными факторами, которые по времени воздействия делятся на:
- пренатальные (до начала родовой деятельности);
- натальные (в период родовой деятельности);
- постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет).
Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной кле-точной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности.
Биологические факторы риска, способные вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, подразделяются на:
1) генетические
- хромосомно-генетические отклонения как наследственно обус-ловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;
2) соматические
- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
- венерические заболевания (гонорея, сифилис);
- эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
- несовместимость по резус-фактору;
- алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;
- биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окру-жающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
- серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;
- гипоксические (кислородная недостаточность);
- токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;
- патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровож-дающееся травматизацией головного мозга;
- мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистро-фические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
- хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
К социальным факторам риска возникновения недостатков в психофизическом и личностно-социальном развитии можно отнести:
- длительные отрицательные переживания матери;
- сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги;
- негативное психологическое состояние матери во время родов;
- отсутствие полноценного эмоционального общения ребенка со взрослыми;
- пребывание ребенка в семье социального риска и т.д. (22, с. 17-18)
Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида. Многочисленными психолого-педагогическими исследования доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений и социальной депривации (22, с. 13-14).
Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.
В соответствии с разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:
- причины нарушений;
- виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
- последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
В работе М.А. Власовой и М.С. Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» дается следующая классификация (6):
1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);
2) дети с задержкой психического развития;
3) дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными пе-реживаниями;
4) дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения); умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии);
5) дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).
В монографии В.А. Лапшина и Б. П. Пузанова «Основы дефектологии» приводится следующая классификация детей с нарушениями развития (14):
1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.
В педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка (31). Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
- глухие;
- слабослышащие;
- позднооглохшие;
- незрячие;
- слабовидящие;
- лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- лица с нарушением интеллекта;
- дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
- лица с тяжелыми нарушениями речи;
- лица со сложными недостатками развития.
В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:
- врожденное нарушение развития;
- несчастный случай, стихийное бедствие;
- производственная травма;
- профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограниче-ния возможностей;
- дорожно-транспортное происшествие;
- участие в боевых действиях;
- экологические преступления;
- болезнь;
- прочие причины.
Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи.
Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека - на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.
Значительный удельный вес в структуре инвалидности в целом составляет инвалидность, связанная с нарушением опорно-двигательного аппарата. При этом ведущее место среди подобного рода нарушений занимает детский церебральный паралич (ДЦП), при котором наблюдается как поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, так и изменение в работе внутренних органов, и, что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения. Сегодня в мире насчитывается более 15 миллионов человек, пораженных церебральным параличом. Ежедневно на свет появляется 900 новорожденных с признаками этого неизлечимого заболевания. Вместе с тем, большая часть специалистов определяет частоту случаев ДЦП в индустриально развитых странах между 2 и 3 на 1000 рождений. Характерно, что этот показатель на протяжении десятков лет является достаточно стабильным в разных странах. Более того, многие склонны считать, что заболевание в странах с высоким уровнем развития медицины стало встречаться значительно чаще. Это, по их мнению, объясняется снижением смертности среди недоношенных и новорожденных с низкой массой тела; у которых весьма значителен риск развития ДЦП, перед которым бессильны современные достижения в области акушерства и родовспоможения. Анализ причин, приводящих к возникновению ДЦП, показал, что в большинстве случаев выделить одну из них не представляется возможным, т.к. часто отмечается сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в периоде беременности, так и в родах.
ДЦП считается неизлечимым заболеванием. Однако современная медицина и реабилитационная педагогика накопили определенный опыт по смягчению последствий некоторых форм ДЦП. Поскольку многие мероприятия по реабилитации больных ДЦП проводятся в реабилитационных центрах, социальные работники должны знать о том, что такое ДЦП, иметь представления об его формах и опыте работы по реабилитации детей с ДЦП.
Детский церебральный паралич – это заболевание головного мозга, приводящее к различным психомоторном нарушениям. Дети, страдающие этим заболеванием, нередко отягощены нарушениями поведения, интеллекта, речи, зрения, слуха (тогда модно говорить о сложном, или сочетанном, дефекте). Часто ДЦП является первичным дефектом, на фоне которого могут сформироваться вторичные патологические изменения в области интеллекта, речи, поведения и др. (в этом случае ДЦП является предпосылкой для возникновения вторичных нарушений). ДЦП объединяет группу двигательных расстройств, вызванных нарушениями контроля со стороны центральной нервной системы за функциями мышц.
В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные расстройства. В связи с этим выделяют 5 форм ДЦП (22, С. 280).
1. Спастическая диплегия.
2. Двойная гемиплегия.
3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия).
4. Гиперкинетическая форма.
5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).
Наибольшее распространение (45-50% учащихся спецшкол) имеет спастическая диплегия, известная также под названием «болезнь Литтля», если заболевание возникает на фоне недоношенности. При спастической диплегии поражаются обе половины тела, причем в большей степени ноги, чем руки, манипуляционные возможности которых широко варьируются от выраженных парезов до легкой неловкости. Относительное легкое нарушение двигательные функций рук позволяет пользоваться ими: ребенок помогает себе при передвижении во время ходьбы, дает возможность формировать и развивать навыки самообслуживания, трудовые навыки, навыки письма и т.д.
Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов, эквиноварусной или вальгусеной деформации стоп. У 30-40% детей выявляется патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха.
У 70-80% больных отмечаются нарушения речи в виде задержки ее развития, псевдобульбарной дизартрии; у 30-40% детей – снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятный, чем при гемипарезе: лишь 20-25% больных ходят самостоятельно без подручных средств, 40-50% способны передвигаться с помощью различных опор или на коляске. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.
Самая тяжелая форма ДЦП – это двойная гемиплегия, при которой двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Развитие двигательных функций крайне затруднено. Больные дети с трудом овладевают навыком сидения. Любая попытка движения приводит к содружественным реакциям, проявляющимся с нарастанием мышечного тонуса и фиксацией ребенка в патологической позе. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформация туловища и конечностей. В 35-40% случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются потологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха. У 50-75% больных отмечают микроцефалию, которая обычно носит вторичный характер. У 90% детей – снижение интеллекта, которое соответствует олигофрении в степени дебильности, имбецильности или идиотии. У 45-60% больных двойной гемиплегии сопутствуют судороги. Прогноз двигательных возможностей неблагоприятный – даже в тех редких случаях, когда больные овладевают навыками сидения, вставания и стояния, тяжелые отклонения в психическом развитии препятствуют их социальной адаптации и обучению. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают формирование навыков самообслуживания и простой трудовой деятельности.
Гемипаретическая форма ДЦП возникает чаще в результате энцефалитов, характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще отмечается более тяжелое поражение руки. Мышечный тонус в руке высокий, она согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу; кисть опущена и сжата в кулак. Если ребенок не пользуется пораженной рукой, то со временем наблюдается ее укорочение (постепенное отставание в росте), уменьшение в объеме (атрофия). Нога разогнута в коленном суставе, стопа опущена. Сухожильные рефлексы повышены, имеются патологические рефлексы. Нередко поражаются и черепные нервы. При поражении глазодвигательных нервов отмечается косоглазие, при поражении лицевого нерва — асимметрия мимической иннервации лица и др.
В специальной школе эта форма встречается примерно у 20—25 % уча-щихся. У каждого третьего больного выявляется олигофрения, дизартрия, в половине случаев - ЗПР.
Еще недавно старались реже показывать, тише говорить о проблемах детей с ограниченными возможностями в жизнедеятельности. Но уже в самом факте освоения нового термина при обозначении не совсем благополучных в физическом или психическом отношении людей содержится особый смысл. Называя человека инвалидом, мы как бы сразу относим его к людям ущербным, тем, к кому не может быть предъявлено равных требований, от кого нельзя ждать и серьезных успехов. Называя такого человека лицом с ограниченными возможностями, мы как бы подразумеваем, что ему всего лишь недоступно что-то: зорко видеть или тонко слышать, показать высокие спортивные достижения или выполнять операции с мельчайшими деталями. Это принципиально иное отношение к проблеме и живому человеку.
Именно с освоения общественным и индивидуальным сознанием этой су-щественной разницы понятий и подходов начинается формирование самой стратегии отношения общества к человеку с ограниченными возможностями. Россия постепенно усваивает современную идеологию решения этой проблемы, которой руководствуются цивилизованные страны. Эта идеология очень ясно выражена в Рекомендации 1185 на Парламентской Ассамблее Совета Европы в 1992 года. «Инвалидность», – говорится в ней, – это ограничения в возможностях, обусловленных физическим, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существование в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью».
Примером реализации новых подходов к проблемам инвалидности в России могут служить Президентская программа «Дети-инвалиды» и «Основные направления социальной политики в интересах детей».
В Республике Башкортостан начала складываться система социальной работы с этой категорией детей, смысл которой заключается в комплексном подходе к оказанию помощи ребенку с ограниченными возможностями и семье, в которой он воспитывается, в создании условий для максимально возможной самореализации его личности, реализации всех имеющихся возможностей интеграции в общество, а не в решении какой-то одной проблемы: обеспечения протезом, выделения санаторной путевки, оказания материальной помощи и др.
При воспитании и обучении ребенка с ДЦП наряду с укреплением его здоровья, важное значение имеют специальные психолого-педагогические приемы ранней коррекционной работы, которые направлены на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений в становлении различных психических функций и стимуляцию возрастного психомоторного развития. Соблюдая общие принципы методологического подхода к педагогической реабилилитации, следует особое внимание уделить следующим аспектам социально-педагогической работы:
- развитию эмоционально-положительного общения с ребенком, формированию наиболее адекватного взаимодействия мать — ребенок;
- созданию психологических предпосылок для развития речи и коммуникативного поведения;
- развитию различных форм познавательной деятельности;
- в коррекционной работе максимально использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности;
- широко использовать в коррекционной работе различные игры: сюжетно-ролевые, подвижные (музыкально-ритмические и игры-инсценировки);
- в зависимости от состояния ребенка дифференцировать структуру и продолжительность занятий.
Анализ деятельности реабилитационного Центра в городе Нефтекамске позволил определить направления совершенствования работы реабилитационного центра с детьми – инвалидами:
1. Расширять контакт реабилитационного центра с другими учреждениями, непосредственно или опосредованно занимающимися проблемами детской инвалидности, с целью обмена опытом работы.
2. Содействовать созданию общественных объединений для семей с деть-ми-инвалидами и других заинтересованных лиц с целью организации культурно-досуговой деятельности, консультирования родителей по различным вопросам (организация встреч с различными специалистами), трудоустройства родителей (на неполный рабочий день или на дому).
3. Привлекать средства массовой информации к обсуждению проблем детской инвалидности и сиротства при проведении профилактической работы с населением.
4. Расширять и совершенствовать деятельность Центра по разработке и реализации программ социальной реабилитация детей-инвалидов по следующим направлениям:
- обучение детей-инвалидов поведению в быту, в общественных местах, в учреждениях социальной инфраструктуры общества;
- расширение возможностей овладения детьми-инвалидами допрофессио-нальных умений и навыков с рамках организации кружковой работы;
- организация общения и взаимодействия детей-инвалидов со здоровыми детьми с целью дальнейшей успешной интеграции инвалидов в общество.
5. Активизировать научно-методическую работу в области реабилитации детей-инвалидов, обобщать свой опыт и распространять его через участие в научно-практических конференциях, семинарах.
1. Аберкранби Н. и др. Социологический словарь/ Н.Аберкранби, С.Хилл, Б.С. Тернер; Пер. с англ. С.А. Ерофеева - М., 1999. - 428 с.
2. Алексеева Л.С., Буданова Л.Б., Даньярова Т.А., Ширинский В.И. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями в школе-комплексе «Детская личность». - М.: НИИ
семьи, 1997.- 112 с.
3. Баркер Р. Словарь социальной работы (пер. с англ.) - М.: Институт социальной работы, 1994. - 197 с.
4. Блохина С.И., Козлова В.П. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России //Российский журнал соц.работы. - 1996. - № 1.
5. Василькова Ю. В. Методика и опыт социального педагога.- М, 2001.-160с.
6. Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии - М., «Просвещение», 1993 - 175с.
7 .Высоцкая О.М. Мостовой Д.Ю. Педагогическая подготовка родителей к реабилитации ребенка с ДЦП: Учеб. пособие. - М., 2001. - 24 с.
8. Гидденс Э. Социология: Учебник./Под ред. В.Ярдова - М., 1999. - 705 с.
9. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими де-тей-инвалидов.- М., 1992.
10. Гусейнова А.А Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с тяжелыми двигательными нарушениями.// Детская и подростковая реабилитология, 2000. - № 1, С. 52 – 55.
11. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 25.11.1995 г. № 181-Ф3.
12. Зальцман Г.В. Соколова А.В. Кондуктивная педагогика в реабилитации детей с ДЦП: Учеб. пособие. - М., 2001 - 21 с.
13. Если ваш ребенок не такой, как другие. Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья./Под ред. Волжиной О.И. - М.: НИИ семьи, 1997.-180 с.
14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990.
15. Лебедев И. Реабилитация и социальная интеграция инвалидов - проблема многоаспектная //Человек и труд. - 1997 - № 4 - С.78-79
16. Лекции по технологии социальной работы./Под ред. Холостовой Е.И. Часть III.- M.: Социально-технологический институт, 1998.
17. Лукьянов А.Б., Соколова А.В., Путягин А.Н. Дети с ДЦП: кондуктивный подход. Учеб. пособие. - М., 2001 –17 с.
18. Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности: Учеб. пособие. - М., 2001. - 40 с.
19. Мардахаев Л.В. Психосоциальные основы реабилитации ребенка: Учеб. пособие. - М.,2001. - 32 с.
20. Методические рекомендации по технологии социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на модели жилого помещения. - М.: ЦИЭТИН, 2000.
21. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии.- М, 1997.
22. Основы специальной психологии: Учебное пособие /Под ред Л.В.Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
23. Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с церебральным параличем // Детская и подростковая реабилитология .- 2004, № 2 , С. 49-52.
24. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка:Пособие для учителя-дефектолога/Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528.с.
25. Разработка организационно-функциональной модели реабилитационно-производственного учреждения – М.: ЦИЭТИН, 2000. –28 с.
26. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы./Под ред. Панова A.M. — М., 1997. –200 с.
27. Российская энциклопедия социальной работы./Под ред. Панова A.M. и Холостовой Е.И. - М., 1999. - 416 с.
28. Россия в цифрах: Крат.стат.сб./Госкомстат России. - М., 1999. - 416 с.
29.Рычкова Л.С., Фуникова Н.И. Актуальные проблемы детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сборник материалов регионального научно-практического семинара «Проблемы реабилитации детей и подростков с ДЦП». - Челябинск, 1994.
30. Социальная работа с инвалидами./Под ред. Холостовой Е.И. - М., 1996.
31. Специальная педагогика: Учебное пособие/Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2002. – 400 с.
32. Технология социальной реабилитации инвалидов: Методические реко-мендации. - М., ЦИЭТИН, 2000.
33. Энциклопедия социальной работы. В 3 т., Т.1: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 .-480 с.
Тема: | «Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами в условиях Реабилитацион-ного центра» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 84 | |
Цена: | 1480 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей
Магистерская работа:
Воспитательный потенциал семьи, как условие профилактики социального сиротства
Дипломная работа:
Система деятельности социального педагога дошкольного образовательного учреждения с неблагополучной семьей
Дипломная работа:
Консультирование в системе социально - педагогической деятельности
Курсовая работа:
Методика работы организаций занимающихся социально-педагогической помощью