Дипломная работа

«Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами в условиях Реабилитацион-ного центра»

  • 84 страниц(ы)
  • 2945 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава I. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов как проблема 8

1.1.Характеристика детей с ограниченными возможностями и причины их инвалидности 8

1.2. Реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями: отечественный и зарубежный опыт 23

1.3. Направления социально-педагогической реабилитации

в условиях реабилитационных центров 33

Выводы к главе I 37

Глава II. Изучение и обобщение опыта социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами в реабилитационном центре 38

2.1. Содержание деятельности реабилитационного центра города Нефтекамска 38

2.2. Работа в группах 48

2.3 Характеристика программы деятельности реабилитационного центра города Нефтекамска «Дуэт» 54

2.4. Сотрудничество Центра и семьи в реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности 61

Выводы к главе II

Заключение

Список литературы

Приложения

В силу различного рода причин объективного и субъективного ха-рактера (экономической нестабильности, ухудшения финансового положения, недостаточности для значительного числа населения квалифицированной медицинской помощи, роста производственного травматизма и др.) отмечается рост показателей инвалидности. В существующих социально-экономических условиях состояние здоровья населения России остается одной из наиболее острых медико- социальных, психолого-педагогических проблем.

За последние семь лет общая численность инвалидов, зарегист-рированных в органах социальной защиты населения, увеличилась примерно на 60%. По России впервые признано инвалидами в 1999 г. 1 049 722 человека, что составляет 90,2 человека на 10000 населения в возрасте от 16 лет и старше. В связи с этим возникает необходимость в создании реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями и их родителей, предназначенных для комплексной реабилитации.

Реабилитационное учреждение - это учреждение, обладающее правом юридического лица, осуществляющее комплексную реабилитацию инвалидов и их трудоустройство на своей производственной базе, являющейся структурным подразделением этого учреждения, в целях полной интеграции инвалидов в общество.

Структура и деятельность реабилитационного учреждения должны отвечать следующим принципам:

- индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность реабилитационного процесса;

- направленность реабилитационного процесса на восстановление или компен-сацию нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности инвалида;

- направленность реабилитационного процесса на восстановление трудо-способности и обеспечение занятости инвалида (сначала на закрытом рынке труда, с последующим переходом на открытый рынок труда).

Индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, ком-плексность реабилитационного процесса включают в себя необходимость учета кон-кретных индивидуальных медицинских показателей у данного индивидуума, непрерывность обеспечения процесса реабилитации, комплексность в проведении мероприятий медицинской, психолого-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации. Все эти принципы должны быть внедрены в деятельность реабилитационно-социального учреждения.

Направленность реабилитационно-социального процесса на восстановление или компенсацию нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности инвалида предусматривает включение в деятельность реабилитационно-социального учреждения таких структур, которые должны обеспечивать восстановительную терапию, профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов, восстановление или уменьшение степени нарушений таких видов жизнедеятельности, как передвижение, общение, ориентацию, контроль за своим поведением, самообслуживание, обучение и способность к трудовой деятельности.

Направленность реабилитационного процесса на восстановление трудоспособ-ности и обеспечение занятости инвалида предусматривает создание в реабилитационно-социальном учреждении структур, обеспечивающих проведение профессиональной реабилитации и занятость инвалидов, включая их профориентацию, обучение (переобучение), профессиональную адаптацию и трудоустройство на производстве (входящем в виде структурного подразделения в данное учреждение). Данный принцип должен обеспечивать особую организацию процесса занятости инвалида, представляющую из себя процесс и систему мероприятий, направленных на развитие компенсаторных функций организма инвалида, на восстановление и расширение его трудовых возможностей и производительности труда, на формирование у инвалида активной жизненной позиции и воли к труду.

В научной и социологической литературе проблема социальной реабилитации и защиты детей с ограниченными возможностями разработана достаточно хорошо. Основной задачей научных исследований в области реабилитологии является разработка и внедрение современных технологий реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства и новых форм ее управления и организации.

Основные виды реабилитации, направления социальной работы с инвалидами, вопросы распространенности инвалидности, основные технологии социальной работы с инвалидами, изучение зарубежного и регионального опыта с людьми с ограниченными возможностями, а также нормативно-правовой базы освещаются в работах социологов, специалистов по социальной педагогике и психологии.

С начала 90-х годов в стране появляются исследовательские работы по изучению детской инвалидности. Однако исследованию подвергались в основ-ном отдельные стороны этой многогранной проблемы: взаимодействие родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, структура причин и некоторые особе6нности детской инвалидности, направления социальной работы в отношении детей инвалидов. В ряде работ нашли отражения вопросы социальной реабилитации детей-инвалидов при отдельных заболеваниях и причинах (эпилепсия, ДЦП и др.).

Актуальность проблемы послужила основанием выбора темы нашего ис-следования: «Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами в условиях реабилитационного центра»

Объектом исследования является деятельность реабилитационного цен-тра города Нефтекамска.

Предметом исследования является организация социально–педагогической деятельности реабилитационного центра.

Цель нашего исследования - изучить опыт организации социальной реабилитации в Центре реабилитации инвалидов г. Нефтекамска и разработать конкретные рекомендации по его совершенствованию.

Цель исследования позволяет сформулировать гипотезу исследования, согласно которой социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями происходит более успешно, если:

- опираться в социально-педагогической работе на принципы специального образования: ранней социально-педагогической помощи, педагогического оптимизма, деятельностного подхода, дифференцированного подхода, социально-адаптирующей направленности образования, коррекционно-компенсирующей направленности образования;

- социально-педагогическую реабилитацию ребенка-инвалида проводить в тесном сотрудничестве с его семьей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- провести теоретический анализ научно-педагогической, психологической, социальной, методической литературы, сопоставить точки зрения различных специалистов по проблеме реабилитации;

- изучить опыт организации реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями в Центре реабилитации г. Нефтекамска;

- проанализировать медико-социальное и психологическое состояние ин-валидов, прошедших курсы реабилитации в Центре.

- разработать рекомендации по совершенствованию работы Центра реабилитации г.Нефтекамска.

Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обобщении опыта работы реабилитационного центра г. Нефтекамска, что может служить базой для дальнейшего поиска эффективных форм и методов реабилитационной работы с детьми-инвалидами.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1) разработаны рекомендации по совершенствованию работы Центра реабилитации города Нефтекамска с детьми с ограниченными возможностями;

2) материалы исследования могут служить опорным методическим мате-риалом в работе сотрудников центров реабилитации инвалидов, органов социальной защиты населения, специалистов, работающих в области реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

Методологической основой исследования является личностно-ориентированный подход, которой основывается на гуманном отношении к личности (Бондаревская Е.Н., Селиванова Н.Л., Сухомлинский В.А., И.С. Якиманская.); положения диалектико-материалистического подхода о роли деятельности человека в личностном саморазвитии (Блонский П.П.). В значительной степени исследование опирается на работы Выготского Л.С., Бондаревской Е.Н., Гаязова А.С., Малофеева Н.Н., Назаровой Н.М., Пузанова Б.П., Шагаровой С.В., Шматко Н.Д.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался следующий комплекс методов исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической, медицинской, социологической, учебно-методической литературы;

- анализ нормативных документов;

- анкетирование, беседа, наблюдение;

- статистическая обработка материалов и др.

Глава I. Социально-педагогическая реабилитация

детей-инвалидов как проблема

1.1. Характеристика детей с ограниченными возможностями

и причины их инвалидности

Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии как в отечественной, так и в зарубежной педагогике всегда придавалось большое значение К.Д.Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Этому способствует ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп, неквалифицированная медицинская помощь при родовспоможении и т.д.

Психомоторное развитие ребенка – сложный диалектический процесс, его отличают последовательность и неравномерность формирования отдельных психических процессов и функций.

На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими стадиями, каждый возрастной этап характеризуется качественным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными патогенными факторами, которые по времени воздействия делятся на:

- пренатальные (до начала родовой деятельности);

- натальные (в период родовой деятельности);

- постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет).

Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной кле-точной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности.

Биологические факторы риска, способные вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, подразделяются на:

1) генетические

- хромосомно-генетические отклонения как наследственно обус-ловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;

2) соматические

- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

- венерические заболевания (гонорея, сифилис);

- эндокринные заболевания матери, в частности диабет;

- несовместимость по резус-фактору;

- алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

- биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окру-жающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;

- серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;

- гипоксические (кислородная недостаточность);

- токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

- патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровож-дающееся травматизацией головного мозга;

- мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистро-фические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

- хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

К социальным факторам риска возникновения недостатков в психофизическом и личностно-социальном развитии можно отнести:

- длительные отрицательные переживания матери;

- сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги;

- негативное психологическое состояние матери во время родов;

- отсутствие полноценного эмоционального общения ребенка со взрослыми;

- пребывание ребенка в семье социального риска и т.д. (22, с. 17-18)

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида. Многочисленными психолого-педагогическими исследования доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений и социальной депривации (22, с. 13-14).

Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

В соответствии с разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

- причины нарушений;

- виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

- последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

В работе М.А. Власовой и М.С. Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» дается следующая классификация (6):

1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными пе-реживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения); умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

5) дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).

В монографии В.А. Лапшина и Б. П. Пузанова «Основы дефектологии» приводится следующая классификация детей с нарушениями развития (14):

1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.

В педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка (31). Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

- глухие;

- слабослышащие;

- позднооглохшие;

- незрячие;

- слабовидящие;

- лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

- лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

- лица с нарушением интеллекта;

- дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);

- лица с тяжелыми нарушениями речи;

- лица со сложными недостатками развития.

В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:

- врожденное нарушение развития;

- несчастный случай, стихийное бедствие;

- производственная травма;

- профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограниче-ния возможностей;

- дорожно-транспортное происшествие;

- участие в боевых действиях;

- экологические преступления;

- болезнь;

- прочие причины.

Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи.

Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека - на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.

Значительный удельный вес в структуре инвалидности в целом составляет инвалидность, связанная с нарушением опорно-двигательного аппарата. При этом ведущее место среди подобного рода нарушений занимает детский церебральный паралич (ДЦП), при котором наблюдается как поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, так и изменение в работе внутренних органов, и, что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения. Сегодня в мире насчитывается более 15 миллионов человек, пораженных церебральным параличом. Ежедневно на свет появляется 900 новорожденных с признаками этого неизлечимого заболевания. Вместе с тем, большая часть специалистов определяет частоту случаев ДЦП в индустриально развитых странах между 2 и 3 на 1000 рождений. Характерно, что этот показатель на протяжении десятков лет является достаточно стабильным в разных странах. Более того, многие склонны считать, что заболевание в странах с высоким уровнем развития медицины стало встречаться значительно чаще. Это, по их мнению, объясняется снижением смертности среди недоношенных и новорожденных с низкой массой тела; у которых весьма значителен риск развития ДЦП, перед которым бессильны современные достижения в области акушерства и родовспоможения. Анализ причин, приводящих к возникновению ДЦП, показал, что в большинстве случаев выделить одну из них не представляется возможным, т.к. часто отмечается сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в периоде беременности, так и в родах.

ДЦП считается неизлечимым заболеванием. Однако современная медицина и реабилитационная педагогика накопили определенный опыт по смягчению последствий некоторых форм ДЦП. Поскольку многие мероприятия по реабилитации больных ДЦП проводятся в реабилитационных центрах, социальные работники должны знать о том, что такое ДЦП, иметь представления об его формах и опыте работы по реабилитации детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич – это заболевание головного мозга, приводящее к различным психомоторном нарушениям. Дети, страдающие этим заболеванием, нередко отягощены нарушениями поведения, интеллекта, речи, зрения, слуха (тогда модно говорить о сложном, или сочетанном, дефекте). Часто ДЦП является первичным дефектом, на фоне которого могут сформироваться вторичные патологические изменения в области интеллекта, речи, поведения и др. (в этом случае ДЦП является предпосылкой для возникновения вторичных нарушений). ДЦП объединяет группу двигательных расстройств, вызванных нарушениями контроля со стороны центральной нервной системы за функциями мышц.

В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные расстройства. В связи с этим выделяют 5 форм ДЦП (22, С. 280).

1. Спастическая диплегия.

2. Двойная гемиплегия.

3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия).

4. Гиперкинетическая форма.

5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).

Наибольшее распространение (45-50% учащихся спецшкол) имеет спастическая диплегия, известная также под названием «болезнь Литтля», если заболевание возникает на фоне недоношенности. При спастической диплегии поражаются обе половины тела, причем в большей степени ноги, чем руки, манипуляционные возможности которых широко варьируются от выраженных парезов до легкой неловкости. Относительное легкое нарушение двигательные функций рук позволяет пользоваться ими: ребенок помогает себе при передвижении во время ходьбы, дает возможность формировать и развивать навыки самообслуживания, трудовые навыки, навыки письма и т.д.

Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов, эквиноварусной или вальгусеной деформации стоп. У 30-40% детей выявляется патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха.

У 70-80% больных отмечаются нарушения речи в виде задержки ее развития, псевдобульбарной дизартрии; у 30-40% детей – снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятный, чем при гемипарезе: лишь 20-25% больных ходят самостоятельно без подручных средств, 40-50% способны передвигаться с помощью различных опор или на коляске. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

Самая тяжелая форма ДЦП – это двойная гемиплегия, при которой двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Развитие двигательных функций крайне затруднено. Больные дети с трудом овладевают навыком сидения. Любая попытка движения приводит к содружественным реакциям, проявляющимся с нарастанием мышечного тонуса и фиксацией ребенка в патологической позе. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформация туловища и конечностей. В 35-40% случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются потологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха. У 50-75% больных отмечают микроцефалию, которая обычно носит вторичный характер. У 90% детей – снижение интеллекта, которое соответствует олигофрении в степени дебильности, имбецильности или идиотии. У 45-60% больных двойной гемиплегии сопутствуют судороги. Прогноз двигательных возможностей неблагоприятный – даже в тех редких случаях, когда больные овладевают навыками сидения, вставания и стояния, тяжелые отклонения в психическом развитии препятствуют их социальной адаптации и обучению. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают формирование навыков самообслуживания и простой трудовой деятельности.

Гемипаретическая форма ДЦП возникает чаще в результате энцефалитов, характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще отмечается более тяжелое поражение руки. Мышечный тонус в руке высокий, она согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу; кисть опущена и сжата в кулак. Если ребенок не пользуется пораженной рукой, то со временем наблюдается ее укорочение (постепенное отставание в росте), уменьшение в объеме (атрофия). Нога разогнута в коленном суставе, стопа опущена. Сухожильные рефлексы повышены, имеются патологические рефлексы. Нередко поражаются и черепные нервы. При поражении глазодвигательных нервов отмечается косоглазие, при поражении лицевого нерва — асимметрия мимической иннервации лица и др.

В специальной школе эта форма встречается примерно у 20—25 % уча-щихся. У каждого третьего больного выявляется олигофрения, дизартрия, в половине случаев - ЗПР.

Еще недавно старались реже показывать, тише говорить о проблемах детей с ограниченными возможностями в жизнедеятельности. Но уже в самом факте освоения нового термина при обозначении не совсем благополучных в физическом или психическом отношении людей содержится особый смысл. Называя человека инвалидом, мы как бы сразу относим его к людям ущербным, тем, к кому не может быть предъявлено равных требований, от кого нельзя ждать и серьезных успехов. Называя такого человека лицом с ограниченными возможностями, мы как бы подразумеваем, что ему всего лишь недоступно что-то: зорко видеть или тонко слышать, показать высокие спортивные достижения или выполнять операции с мельчайшими деталями. Это принципиально иное отношение к проблеме и живому человеку.

Именно с освоения общественным и индивидуальным сознанием этой су-щественной разницы понятий и подходов начинается формирование самой стратегии отношения общества к человеку с ограниченными возможностями. Россия постепенно усваивает современную идеологию решения этой проблемы, которой руководствуются цивилизованные страны. Эта идеология очень ясно выражена в Рекомендации 1185 на Парламентской Ассамблее Совета Европы в 1992 года. «Инвалидность», – говорится в ней, – это ограничения в возможностях, обусловленных физическим, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существование в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью».

Примером реализации новых подходов к проблемам инвалидности в России могут служить Президентская программа «Дети-инвалиды» и «Основные направления социальной политики в интересах детей».

В Республике Башкортостан начала складываться система социальной работы с этой категорией детей, смысл которой заключается в комплексном подходе к оказанию помощи ребенку с ограниченными возможностями и семье, в которой он воспитывается, в создании условий для максимально возможной самореализации его личности, реализации всех имеющихся возможностей интеграции в общество, а не в решении какой-то одной проблемы: обеспечения протезом, выделения санаторной путевки, оказания материальной помощи и др.

При воспитании и обучении ребенка с ДЦП наряду с укреплением его здоровья, важное значение имеют специальные психолого-педагогические приемы ранней коррекционной работы, которые направлены на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений в становлении различных психических функций и стимуляцию возрастного психомоторного развития. Соблюдая общие принципы методологического подхода к педагогической реабилилитации, следует особое внимание уделить следующим аспектам социально-педагогической работы:

- развитию эмоционально-положительного общения с ребенком, формированию наиболее адекватного взаимодействия мать — ребенок;

- созданию психологических предпосылок для развития речи и коммуникативного поведения;

- развитию различных форм познавательной деятельности;

- в коррекционной работе максимально использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности;

- широко использовать в коррекционной работе различные игры: сюжетно-ролевые, подвижные (музыкально-ритмические и игры-инсценировки);

- в зависимости от состояния ребенка дифференцировать структуру и продолжительность занятий.

Анализ деятельности реабилитационного Центра в городе Нефтекамске позволил определить направления совершенствования работы реабилитационного центра с детьми – инвалидами:

1. Расширять контакт реабилитационного центра с другими учреждениями, непосредственно или опосредованно занимающимися проблемами детской инвалидности, с целью обмена опытом работы.

2. Содействовать созданию общественных объединений для семей с деть-ми-инвалидами и других заинтересованных лиц с целью организации культурно-досуговой деятельности, консультирования родителей по различным вопросам (организация встреч с различными специалистами), трудоустройства родителей (на неполный рабочий день или на дому).

3. Привлекать средства массовой информации к обсуждению проблем детской инвалидности и сиротства при проведении профилактической работы с населением.

4. Расширять и совершенствовать деятельность Центра по разработке и реализации программ социальной реабилитация детей-инвалидов по следующим направлениям:

- обучение детей-инвалидов поведению в быту, в общественных местах, в учреждениях социальной инфраструктуры общества;

- расширение возможностей овладения детьми-инвалидами допрофессио-нальных умений и навыков с рамках организации кружковой работы;

- организация общения и взаимодействия детей-инвалидов со здоровыми детьми с целью дальнейшей успешной интеграции инвалидов в общество.

5. Активизировать научно-методическую работу в области реабилитации детей-инвалидов, обобщать свой опыт и распространять его через участие в научно-практических конференциях, семинарах.

1. Аберкранби Н. и др. Социологический словарь/ Н.Аберкранби, С.Хилл, Б.С. Тернер; Пер. с англ. С.А. Ерофеева - М., 1999. - 428 с.

2. Алексеева Л.С., Буданова Л.Б., Даньярова Т.А., Ширинский В.И. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными

возможностями в школе-комплексе «Детская личность». - М.: НИИ

семьи, 1997.- 112 с.

3. Баркер Р. Словарь социальной работы (пер. с англ.) - М.: Институт социальной работы, 1994. - 197 с.

4. Блохина С.И., Козлова В.П. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России //Российский журнал соц.работы. - 1996. - № 1.

5. Василькова Ю. В. Методика и опыт социального педагога.- М, 2001.-160с.

6. Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии - М., «Просвещение», 1993 - 175с.

7 .Высоцкая О.М. Мостовой Д.Ю. Педагогическая подготовка родителей к реабилитации ребенка с ДЦП: Учеб. пособие. - М., 2001. - 24 с.

8. Гидденс Э. Социология: Учебник./Под ред. В.Ярдова - М., 1999. - 705 с.

9. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими де-тей-инвалидов.- М., 1992.

10. Гусейнова А.А Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с тяжелыми двигательными нарушениями.// Детская и подростковая реабилитология, 2000. - № 1, С. 52 – 55.

11. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 25.11.1995 г. № 181-Ф3.

12. Зальцман Г.В. Соколова А.В. Кондуктивная педагогика в реабилитации детей с ДЦП: Учеб. пособие. - М., 2001 - 21 с.

13. Если ваш ребенок не такой, как другие. Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья./Под ред. Волжиной О.И. - М.: НИИ семьи, 1997.-180 с.

14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990.

15. Лебедев И. Реабилитация и социальная интеграция инвалидов - проблема многоаспектная //Человек и труд. - 1997 - № 4 - С.78-79

16. Лекции по технологии социальной работы./Под ред. Холостовой Е.И. Часть III.- M.: Социально-технологический институт, 1998.

17. Лукьянов А.Б., Соколова А.В., Путягин А.Н. Дети с ДЦП: кондуктивный подход. Учеб. пособие. - М., 2001 –17 с.

18. Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности: Учеб. пособие. - М., 2001. - 40 с.

19. Мардахаев Л.В. Психосоциальные основы реабилитации ребенка: Учеб. пособие. - М.,2001. - 32 с.

20. Методические рекомендации по технологии социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на модели жилого помещения. - М.: ЦИЭТИН, 2000.

21. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии.- М, 1997.

22. Основы специальной психологии: Учебное пособие /Под ред Л.В.Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.

23. Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с церебральным параличем // Детская и подростковая реабилитология .- 2004, № 2 , С. 49-52.

24. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка:Пособие для учителя-дефектолога/Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528.с.

25. Разработка организационно-функциональной модели реабилитационно-производственного учреждения – М.: ЦИЭТИН, 2000. –28 с.

26. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы./Под ред. Панова A.M. — М., 1997. –200 с.

27. Российская энциклопедия социальной работы./Под ред. Панова A.M. и Холостовой Е.И. - М., 1999. - 416 с.

28. Россия в цифрах: Крат.стат.сб./Госкомстат России. - М., 1999. - 416 с.

29.Рычкова Л.С., Фуникова Н.И. Актуальные проблемы детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сборник материалов регионального научно-практического семинара «Проблемы реабилитации детей и подростков с ДЦП». - Челябинск, 1994.

30. Социальная работа с инвалидами./Под ред. Холостовой Е.И. - М., 1996.

31. Специальная педагогика: Учебное пособие/Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2002. – 400 с.

32. Технология социальной реабилитации инвалидов: Методические реко-мендации. - М., ЦИЭТИН, 2000.

33. Энциклопедия социальной работы. В 3 т., Т.1: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 .-480 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами в условиях Реабилитацион-ного центра»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 84
Цена: 1480 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика