Дипломная работа

«Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей»

  • 61 страниц(ы)
  • 1077 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми из разведенных семей 7

1.1 Сущность понятий «семья», «разведенная семья» и их содержательная характеристика» 7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей из разведенных семей 20

1.3. Содержание деятельности социального педагога с детьми из разведенных семей 28

Выводы по первой главе 31

Глава II. Опытная работа социального-педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей 32

2.1. Цель и задачи опытной работы социального педагога с детьми из разведенных семей 32

2.2. Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей 38

2.3. Анализ результатов опытной работы 45

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54

ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Однако в последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания. Причинами подобных проблем называют всплеск числа разводов в нашей стране. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т.е. раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Категорию неполных семей пополняют также внебрачные и осиротевшие семьи. В результате сегодня каждый седьмой ребенок в стране воспитывается в неполной (разведенной) семье со всеми вытекающими отсюда социальными и психолого-педагогическими последствиями.

Дети в разведенных семьях зачастую становятся участниками и свидетелями событий имеющие психотравмирующего характера. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями. [22] Эти трудности становятся причиной асоциального поведения несовершеннолетних. По экспертной оценке Головановой Н.Ф. более половины несовершеннолетних правонарушителей воспитываются в неполной семье, в их числе 30-40% подростков, употребляющие алкоголь или наркотики, 53% занимающихся проституцией. Эти и другие негативные последствия (отклонение в психическом и соматическом здоровье, снижение социальной активности ребенка (заниженная самооценка, чувство собственной неполноценности), оказывают серьезное влияние на дальнейшую личную жизнь ребенка [15, 37].

Поэтому данная категория детей нуждается в поддержке и защите, как со стороны государства, так и со стороны квалифицированных в данной области людей. Задача социального педагога заключается в том, что призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категорией детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.

В отечественной педагогике проблемой воспитания и обучения детей из разведенных семей занимались Т.В.Андреева, Д.Сова, Н.Соловьев и др. однако в педагогической теории и практике остается неразработанным социально-педагогический аспект проблемы содействия социализации детей из разведенных семей. Актуальность проблемы предопределила выбор темы исследования: «Формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей».

Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с детьми из разведенных семей.

Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей.

Гипотеза исследования: деятельность социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семьей будет эффективна, если:

- выявлены психологические проблемы детей;

- разработана и реализована программа с учетом наиболее эффективных форм и методов работы;

- организована совместная работа со школьным психологом.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятия «семья», «разведенная семья» и раскрыть их содержательную характеристику;

2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей из разведенных семей;

3. Описать содержание деятельности социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей;

4. Обосновать формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); диагностические (тесты, опросники, проективные методики); опытная работа.

Теоретической основой исследования явилась теория социально-педагогической деятельности (М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, Т.В.Лодкина, М.В.Шакурова, П.А.Шептенко, Г.А.Воронина, Ю.В.Василькова и т.д.); проблемы разведенных семьей и их влияние на развитие личности ребенка (С.И.Голод, Л.Б.Шнейдер, Т.В.Андреева, В.М. Целуйко, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьевой и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизирован и обобщен материал по теме исследования; определено содержание деятельности социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа деятельности социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей; результаты исследования могут быть использованы в работе социального педагога, психолога, классного руководителя общеобразовательной школы.

База исследования явилась МОУ СОШ № 88 Октябрьского района ГО г.Уфы.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава II. Опытная работа социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей

2.1. Цель и задачи опытной работы социального педагога с детьми из разведенных семей

В первой главе «Теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми из разведенных семей» нами были изучены сущность понятий семья, разведенная семья и дана их содержательная характеристика; представлена психолого-педагогическая характеристика детей из разведенных семей; определено содержание деятельности социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей.

Опытная работа осуществлялась на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 88 Октябрьского района ГО г.Уфы. В ней в 20011 – 2012 учебном году обучается 787 учеников. Директор школы – А.В.Оленников (учитель географии, стаж работы составляет 25 лет); зам. директора по учебно-воспитательной работе – А.Н.Лукьянова (учитель русского языка и литературы, стаж работы 18 лет); зам директора по воспитательной работе – О.О.Михайловская (учитель математики, стаж работы – 28 лет). Социальный педагог Зимина Раиса Петровна (стаж работы составляет более 2-х лет).

В настоящее время педагогический коллектив школы состоит из 50 учителей. Из них - 80% имеют высшее педагогическое образование, 6,6% -высшую квалификационную категорию, 38% - первую, 11, 6% - вторую.

В 2011 – 2012 учебном году педагогический коллектив продолжает работать над методической темой «Развитие познавательных интересов у школьников путем внедрения новых информационных технологий». Следует отметить, что воспитательный план школы включены следующие разделы как:

- организация педагогической работы;

- методическая тема школы;

- внутришкольный контроль;

- работа с родителями;

- работа с детьми.

Задачи, сформулированные в воспитательном плане выполняются в полном объеме, этому способствуют следующие факторы:

• спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для всех участников образовательного процесса;

• анализ выполнения принятых управленческих решений;

• ежемесячный рейтинговый анализ успеваемости учащихся, позволяющий выявить: анализировать успехи и неудачи каждого ученика школы; регулярность частоты опроса по отдельным предметам; продвижение учащихся согласно рейтинговому списку;

• -проведение всех воспитательных мероприятий с учетом всех текущих событий происходящих в стране, республике и т.д.

С целью проверки выдвинутой нами гипотезы исследования, согласно которой деятельность социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семьей будет эффективна, если:

- выявлены психологические проблемы детей;

- разработана и реализована программа с учетом наиболее эффективных форм и методов работы;

- организована совместная работа со школьным психологом.

Цель опытной работы – выявить формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей.

Задачи опытной работы:

1. реализовать диагностическую программу по выявлению личностных особенностей каждого ребенка;

2. определить содержание программы и реализовать ее в практической деятельности социального педагога;

3. провести анализ, позволяющий определить эффективность проведенной работы.

Опытная работа включала в себя следующие этапы исследования:

I – организационно-диагностический этап. Цель – проведение первичной диагностики выявление личностных особенностей у детей из разведенных семей, а также ознакомление с особенностью работы социального педагога и его документацией.

Для реализации данного этапа нами были использованы следующие методы: анализ ряда нормативно-правовых документов, по которым работает социальный педагог, анализ годового плана социального педагога, беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование детей.

II – формирующий этап. Цель – разработка и реализация программы.

В процессе работы были использованы следующие методы: разъяснение, убеждение, показ, одобрение, просьба, личный пример, поощрения и игровые методы.

III – заключительный этап. Цель - обобщение и анализ результатов опытной работы.

На организационно-диагностическом этапе нами изучался социальный паспорт школы с целью выявления детей из разведенных семей. Согласно этому документу в школе обучается 34 ребенка из разведенных семей. В том числе в школе обучаются дети, входящие в группу риска – многодетные, педагогически несостоятельные, опекунские, неполные и др. семей. В нашей опытной работе мы будем рассматривать проблемы детей, воспитывающихся в разведенных семьях.

Анализ социальной паспортизации семей за 2011-12 уч. год показал, что количество разведенных семей, имеющих детей школьного возраста, составляет 25% от общего числа семей. В основном данные школьники возрасте от 13 – до 14 лет. Почти 88% родителей из разведенных семей отметили низкий уровень материальной обеспеченности. Данный факт объясняется не только отсутствием одного из родителя, но также низкооплачиваемой работой оставшегося родителя. Данные причины были указаны в социальных паспортах данных семей.

Таким образом, социальный паспорт разведенных семей выявил проблемы в социальной сфере, а именно, низкую материальную обеспеченность, что еще раз подтверждает факты неблагополучия данной категории семей, которые описанные в теоретической части исследования. При совместном совещании с социальным педагогом и школьным психологом было принято решение о необходимости проведения опытной работы с учениками в возрасте 13 – 14 лет, обучающиеся в 6-7 классах. Данное решение было определен с учетом того, что в этих классах обучается большое количество детей группы риска, а также данный период детей обусловлен переходным возрастом.

Следующим критерием для диагностики проблем детей из разведенных семей явилось изучение личностных особенностей, которые выявлялись при помощи следующих диагностических методик:

- диагностика уровня тревожности (Методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора);

- агрессивности (Опросник Басса-Дарки);

- определение самооценки (Методика «Альтернативный список качеств личности»);

- выявление социально-психологических проблем (проективная методика «Недописанный тезис»);

- изучение медицинских карт детей из разведенных семей.

Рассмотрим полученные результаты отдельно по каждой методике.

Анализ результатов по выявлению уровня тревожности показал, что 28% детей имеют высокий уровень тревожности, 50% - средний уровень тревожности с тенденцией к высокой, 22% - средний уровень тревожности с тенденцией к низкой, с низким уровнем тревожности - 0%

Рис 1. Уровень тревожности у детей из разведенных семей

Данные результаты свидетельствуют о том, что количество детей с высоким уровнем тревожности относительно небольшое (28%), но если учесть тот факт, что у половины детей (50%) есть тенденция к развитию высокой тревожности, то здесь приходится говорить о группе риска, у которой при неблагоприятном стечении обстоятельств уровень тревожности может стать высоким. Поэтому в данном случае социально-педагогическая поддержка будет охватывать детей с высоким уровнем тревожности и детей, у которых существует риск развития высокой тревожности.

Диагностика по выявлению уровня агрессии у подростков отличается особенностью методики, в которой дифференцированы проявления агрессии, враждебности, негативизма и чувства вины. Это позволяет в свою очередь говорить не только о подростках с высоким уровнем агрессии, но также о тех, у кого высокий уровень враждебности (зависть, ненависть к окружающим, недоверие к людям и убежденность, что другие люди приносят вред), проявление негативизма (оппозиционная манера в поведении против установившихся традиций и законов). Проявления чувства вины можно сопоставить с проявлением заниженной самооценки, так как данный вид реакции характеризуется тем, что человек убежден, что он плохой, поступает зло, испытывает угрызения совести. В соответствии с данной градацией результаты диагностики оказались следующими:

1). Высокий уровень агрессии - 31%, средний уровень - 44%, низкий уровень - 25%о.

2). Высокий уровень враждебности - 31%, средний уровень - 69%, низкий уровень - 0%.

Проявление негативизма и чувства вины по данной методике не коррелируются по степени выраженности, так как общего среднего показателя, по которым можно судить о высоком или низком уровнях, нет. Следовательно, по результатам диагностики, количество детей, проявляющих реакцию негативизма, составило 5 человек или 31%. Количество детей, испытывающие угрызения совести, составило 3 человека или 19%.

Результаты исследования самооценки оказались несколько иными, чем предполагалось получить. Так, у 75% детей завышенная самооценка, у 25%> - адекватная самооценка и ни одного ребенка с заниженной самооценкой. Мы предполагаем, что завышенная самооценка у большинства детей объясняется тем, что сработал защитный механизм в оценке качеств своей личности (боязнь оказаться самым худшим на самом деле, привело к тому, что дети приписывали себе положительные качества личности с тем, чтобы уважать себя в собственных глазах). То есть данное противоречие показывает, что самооценка у подростков связана с теми внутренними переживаниями, конфликтами, которая присуща им в силу их личностного становления и сопряженная с проблемами, связанная с их воспитанием в неполной семье.

По результатам проведенной методики «Недописанный тезис», нами были выявлены следующие социально-психологические проблемы детей, воспитывающихся в разведенных семьях. Больше всего на свете дети боятся остаться одни (57%), что объясняется их опасением потерять единственного оставшегося родителя. Остальные 42% детей боятся природных катаклизмов и воин. Проблема одиночества прослеживается в ответах следующего тезиса «Мне грустно, когда я .». Многие из детей ответили, что им грустно, когда они одни (85%). Также подростки испытывают трудности в учебе, в личностном становлении. Большой процент ответивших отметили недостаток денежных средств (70%). Но, несмотря на низкое материальное положение неполных семей, дети все-таки мечтают не о деньгах, а о дружной семье, о наступлении «хорошего времени» без войн и насилия.

Следующим критерием для диагностики проблем детей, воспитывающихся в разведенных семьях, является показатели состояния их здоровья. По результатам анализа медицинских карт детей было выявлено, что 36% принадлежат к первой группе здоровья, 64% - ко второй группе здоровья. Данные результаты указывают, что большинство детей имеют какие либо ограничения в здоровье, в основном это миопия различной степени, различные хронические заболевания органов дыхания и др.

Таким образом, анализ результатов первого этапа исследования позволил выявить те сферы жизни, в которых ребенок из разведенной семьи испытывает эмоциональные трудности и нуждается в социально-педагогической поддержке и помощи. Это, в первую очередь, психологические проблемы детей, воспитывающихся в неполных семьях. Высокий уровень тревожности, агрессивности, проблемы в оценке своих личных качеств, боязнь потерять единственного родителя - все эти выявленные проблемы ребенка требуют разрешения не только путем оказания социально-педагогической помощи, но и путем выстраивания индивидуальной социально-педагогической поддержки ребенка с целью саморазвития, самоорганизации и самореализации конкретного ребенка.

Семейное неблагополучие для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, не справляющихся со своими основными функциями. К данной категории семей относятся и неполные семьи, в которых остро предстаёт проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей.

Приоритет защиты интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни заложены в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году. Данная проблема признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях. В указе Президента «О первоочередных мерах по реализации выживания, защите и развитию детей», а также в региональной программе «Дети Южного Урала» подчеркивается, что основной целью по реализации намеченных перспектив является обеспечение социально-экономических, психолого-педагогических условий социализации личности. Необходимо также отметить указ Президента «Об усилении социальной поддержки-одиноких матерей», который непосредственно касается неполных семей.

Впервые проблема педагогической поддержки была озвучена в работах О.С. Газмана, который теоретически обосновал данную проблему, обозначил принципы и этапы деятельности по педагогической поддержке. О необходимости оказание семье и детям социально-педагогической поддержки говорится в ряде работ Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги, Р.А. Литвак, С. Юсфина, Н. Михайловой.

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах В.М. Целуйко, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьевой и др.

Из зарубежных исследователей наибольший вклад в изучении неполной семьи в следствии развода, внесли Г. Фигдор, М. Раттер, Ф Райе, 3. Матейчик.

В работах отмечается, что семья в своей воспитательной деятельности все более нуждается в помощи, поддержке, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Под социально-педагогической поддержкой понимается социально-педагогическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и воспитание.

Были раскрыты проблемы разведенной семьи с целью определения их влияния на психическое и социальное развитие детей, воспитывающихся в данных семьях. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. "Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки.

Деятельность социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей проводилась на базе МОУ СОШ №88 Октябрьского района г. Уфы. Опытная работа проводилась с учениками 7 классов, в возрасте 13 -14 лет.

Цель опытной работы – выявить формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей.

Задачи опытной работы:

4. реализовать диагностическую программу по выявлению личностных особенностей каждого ребенка;

5. определить содержание программы и реализовать ее в практической деятельности социального педагога;

6. провести анализ, позволяющий определить эффективность проведенной работы.

В ходе диагностики мы выявили, что 28% детей имеют высокий уровень тревожности, ); высокий уровень агрессии - 31%; высокий уровень враждебности - 31%; больше всего на свете дети боятся остаться одни (57%), что объясняется их опасением потерять единственного оставшегося родителя. По результатам анализа медицинских карт детей было выявлено, что 36% имеют какие либо ограничения в здоровье, в основном это различные хронические заболевания органов дыхания и др. Таким образом, анализ результатов первого этапа исследования позволил выявить те сферы жизни, в которых ребенок из разведенной семьи испытывает эмоциональные трудности и нуждается и социально-педагогической поддержке и помощи.

Для оказания социально-педагогической помощи и поддержки детям из разведенных семей была разработана программа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей. В ходе опытной работы на формирующем этапе исследования нами использовались такие методы и формы работы как беседа, рассказ, объяснение, убеждение, мини-лекция, игра и т.д. В работе принимали участие социальный педагог, психолог, студент-практикант. Результатом проделанной работы должно стать понимание своего психологического состояния как результата управления эмоциональным состоянием; умение положительно и позитивно оценивать окружающий мир, которые влияют на развитии личности подростка.

Повторный диагностический срез показал, что подростки из разведенных семей снижение уровня тревожности, где высокий уровень составил 37%. Исследуя уровень агрессии мы не выявили существенные, результаты остались на том же уровне, как и при первичной диагностике. Уровень самооценки составил 42%, что говорит о его повышении.

Однако полученные результаты опытной работы требует необходимости продолжить работу по снижению уровня агрессивного поведения, а также проводить систематическую работу по формированию «Я-Концепции». Из беседы с детьми выяснилось о том, что подобная работа им нужна, поскольку они учатся совладать своими эмоциями, которые влияют на межличностные отношения с родителями.

Т.о., проведенная нами опытная работа показала, что деятельность социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей будет эффективна при следующих условиях:

- выявлены психологические проблемы детей;

- разработана и реализована программа с учетом наиболее эффективных форм и методов работы;

- организована совместная работа со школьным психологом.

Цель работы достигнута, задачи разрешены, гипотеза исследования подтвердилась.

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина // Классный руководитель. - 2000. - №3. -С.63-81.

2. Асмолов, А.Г. Тренинг общения с подростками / А.Г. Асмолов. -М.: Издательство «Владос-Пресс», 2005. - 215 с.

3. Ахметшина В.А. Психолого-педагогические аспекты работы с родителями / В.А. Ахметшина // Классный руководитель. - 2007 - №1. - С. 65-73.

4. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка / В.П. Бедерханова // Классный руководитель. - 2000. - №3. - С.39-50.

5. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. -М.: Просвещение, 2001.-207 с.

6. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М., 2001.-234 с.

7. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш./Общ. ред. Н.М. Ершовой. - М.: «Прогресс», 1980. - 206 с.

8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 119 с.

9. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. - 1998 - №6. - С. 108 - 111.

10. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман //Классный руководитель. - 2000. - №3. -С.6-33.

11. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова . -СПб.: Речь, 2004-272 с.

12. Дармодехин СВ. Семья и государство / СВ. Дармодехин //Педагогика. - 1999. - №1. - С. 12 - 16.

13. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социс. - 2001. - № 11. - С.36 - 38.

14. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24. 07.1998. № 124-ФЗ.

15. Закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999. № 178-ФЗ.

16. Закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19.05.1995. №81.

17. Истратова, О.Н. Практикум по детской псиокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 349 с.

18. Кевля Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей «группы риска» / Ф.И. Кевля //Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. - 1998. - №1. - С. 24-28.

19. Кожевников Е.А. Нужна государственная семейная политика / Е.А. Кожевников // Воспитание школьников. - 2001. - № Ю.- С. 9 - 14.

20. Конвенция ООН о правах ребенка, от 20 ноября 1989 г.

21. Копытин, А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 256 с.

22. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н.Б. Крылова // Классный руководитель. - 2000. - №3. - С.92-103.

23. Лютова, Е.К., Монина, Г.П. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) / Е.К. Лютова, Г.П. Монина. СПб.: Речь, 2003.-98 с.

24. Лютова, Е.К., Монина, Г.П. Шпаргалка для взрослых (психокор-рекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и ау-тичными детьми) / Е.К. Лютова, Г.П. Монина. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.-102 с.

25. Михайлова Н.Н., Поляков С.Д. К истории идеи педагогической поддержки / Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков // Классный руководитель. -2000. -№3.-С.5 -863.

26. Михайлова, Н.Н., Юсфин, СМ. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, СМ. Юсфин. - М.: МИРОС, 2001.-208 с.

27. Михайлова Н.Н. Между двух огней / Н.Н. Михайлова // Семья и школа.-2001.-№8.-С. 12- 15.

28. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для пед. вузов / Ф.А. Мустаева. - М.: Академ. Проект, 2001. - 234 с.

29. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -200 с.

30. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Ов-чарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.

31. 31.Овчарова, Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-368с.

32. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-256с.

33. Основы социальной работы/Под ред. П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2004.-355 с.

34. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей / М.М. Плоткин // Педагогика. - 2000. - № 1. - С. 24 -28.

35. Поддубная, Т.Н. Справочник социального педагога: Защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный, науч. редактор P.M. Чумиче-ва. - Ростов н/Д, издательство ФЕ1ТИКС, 2005. - 473 с.

36. Полонский, И.С. Практические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни / И.С. Полонский. - Курск: КП, 1990. - 93 с.

37. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие / Под общей ред. B.C. Торохтий. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-348 с.

38. Прохорова О.Г. Социально-педагогическая поддержка школьника в трудной жизненной ситуации / О.Г. Прохорова // Воспитание школьников. - 2004. - № 5. - С. 30 - 35.

39. Рабочая тетрадь социального педагога. Сост. Г.С-Семенов. Под ред. Л.В. Кузнецовой - М.: Школьная пресса, 2005. - 63 с.

40. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. - СПб.: Питер, 2000. - 212 с.

41. Романова, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей (диагностические и коррекционные методики) пособие для дефектоло-гов, детских психологов, педагогов, родителей / А.А. Романова. - М.: Школьная пресса, 2003. - 48 с.

42. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 3-е изд. / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с.

43. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Рыбинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.

44. Сабитова Г.В. Законодательное обеспечение социально-педагогической поддержки семей с детьми в России / Г.В. Сабитова // Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 3. - С. 26 - 34.

45. Сатир, В. Как строить себя и свою семью: Пер с англ. / В. Сатир. -М, 1992.-204 с.

46. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М., 1994. - 368 с.

47. Семейный Кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, 2006. -64 с.

48. Социальная работа: теория и практика: Учеб пособие/Отв. ред. д.и.н. проф. Е И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. - М; ИНФРА-М, 2002. -427 с.

49. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике / Т.А. Строкова // Педагогика. - 2002. - №4. -С.20-27.

50. Теория и методика социальной работы/ Под ред. И.Г. Зайнышева. -М.:Союз, 1994.-289 с.

51. Тихонова Н.П. Российская семья в начале века: ситуация удручающая / Н.П. Тихонова //Воспитание школьников. - 2002. - №3. - С. 16 -19.

52. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996г. №712.

53. Указ Президента Российской Федерации «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» от 08.06.1996г. №851.

54. Филиппова Г.В. Ребенок для родителей и родители для ребенка / Г.В. Филиппова // Семья и школа. - 2000. - №8. - С.7 - 9.

55. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.

56. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.

57. Шапарь, В.Б. Практическая психология иструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика