Дипломная работа
«Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей»
- 61 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми из разведенных семей 7
1.1 Сущность понятий «семья», «разведенная семья» и их содержательная характеристика» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей из разведенных семей 20
1.3. Содержание деятельности социального педагога с детьми из разведенных семей 28
Выводы по первой главе 31
Глава II. Опытная работа социального-педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей 32
2.1. Цель и задачи опытной работы социального педагога с детьми из разведенных семей 32
2.2. Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей 38
2.3. Анализ результатов опытной работы 45
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Однако в последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания. Причинами подобных проблем называют всплеск числа разводов в нашей стране. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т.е. раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Категорию неполных семей пополняют также внебрачные и осиротевшие семьи. В результате сегодня каждый седьмой ребенок в стране воспитывается в неполной (разведенной) семье со всеми вытекающими отсюда социальными и психолого-педагогическими последствиями.
Дети в разведенных семьях зачастую становятся участниками и свидетелями событий имеющие психотравмирующего характера. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями. [22] Эти трудности становятся причиной асоциального поведения несовершеннолетних. По экспертной оценке Головановой Н.Ф. более половины несовершеннолетних правонарушителей воспитываются в неполной семье, в их числе 30-40% подростков, употребляющие алкоголь или наркотики, 53% занимающихся проституцией. Эти и другие негативные последствия (отклонение в психическом и соматическом здоровье, снижение социальной активности ребенка (заниженная самооценка, чувство собственной неполноценности), оказывают серьезное влияние на дальнейшую личную жизнь ребенка [15, 37].
Поэтому данная категория детей нуждается в поддержке и защите, как со стороны государства, так и со стороны квалифицированных в данной области людей. Задача социального педагога заключается в том, что призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категорией детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.
В отечественной педагогике проблемой воспитания и обучения детей из разведенных семей занимались Т.В.Андреева, Д.Сова, Н.Соловьев и др. однако в педагогической теории и практике остается неразработанным социально-педагогический аспект проблемы содействия социализации детей из разведенных семей. Актуальность проблемы предопределила выбор темы исследования: «Формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей».
Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с детьми из разведенных семей.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семьей будет эффективна, если:
- выявлены психологические проблемы детей;
- разработана и реализована программа с учетом наиболее эффективных форм и методов работы;
- организована совместная работа со школьным психологом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «семья», «разведенная семья» и раскрыть их содержательную характеристику;
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей из разведенных семей;
3. Описать содержание деятельности социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей;
4. Обосновать формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); диагностические (тесты, опросники, проективные методики); опытная работа.
Теоретической основой исследования явилась теория социально-педагогической деятельности (М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, Т.В.Лодкина, М.В.Шакурова, П.А.Шептенко, Г.А.Воронина, Ю.В.Василькова и т.д.); проблемы разведенных семьей и их влияние на развитие личности ребенка (С.И.Голод, Л.Б.Шнейдер, Т.В.Андреева, В.М. Целуйко, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьевой и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизирован и обобщен материал по теме исследования; определено содержание деятельности социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа деятельности социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей; результаты исследования могут быть использованы в работе социального педагога, психолога, классного руководителя общеобразовательной школы.
База исследования явилась МОУ СОШ № 88 Октябрьского района ГО г.Уфы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава II. Опытная работа социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей
2.1. Цель и задачи опытной работы социального педагога с детьми из разведенных семей
В первой главе «Теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми из разведенных семей» нами были изучены сущность понятий семья, разведенная семья и дана их содержательная характеристика; представлена психолого-педагогическая характеристика детей из разведенных семей; определено содержание деятельности социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей.
Опытная работа осуществлялась на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 88 Октябрьского района ГО г.Уфы. В ней в 20011 – 2012 учебном году обучается 787 учеников. Директор школы – А.В.Оленников (учитель географии, стаж работы составляет 25 лет); зам. директора по учебно-воспитательной работе – А.Н.Лукьянова (учитель русского языка и литературы, стаж работы 18 лет); зам директора по воспитательной работе – О.О.Михайловская (учитель математики, стаж работы – 28 лет). Социальный педагог Зимина Раиса Петровна (стаж работы составляет более 2-х лет).
В настоящее время педагогический коллектив школы состоит из 50 учителей. Из них - 80% имеют высшее педагогическое образование, 6,6% -высшую квалификационную категорию, 38% - первую, 11, 6% - вторую.
В 2011 – 2012 учебном году педагогический коллектив продолжает работать над методической темой «Развитие познавательных интересов у школьников путем внедрения новых информационных технологий». Следует отметить, что воспитательный план школы включены следующие разделы как:
- организация педагогической работы;
- методическая тема школы;
- внутришкольный контроль;
- работа с родителями;
- работа с детьми.
Задачи, сформулированные в воспитательном плане выполняются в полном объеме, этому способствуют следующие факторы:
• спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для всех участников образовательного процесса;
• анализ выполнения принятых управленческих решений;
• ежемесячный рейтинговый анализ успеваемости учащихся, позволяющий выявить: анализировать успехи и неудачи каждого ученика школы; регулярность частоты опроса по отдельным предметам; продвижение учащихся согласно рейтинговому списку;
• -проведение всех воспитательных мероприятий с учетом всех текущих событий происходящих в стране, республике и т.д.
С целью проверки выдвинутой нами гипотезы исследования, согласно которой деятельность социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семьей будет эффективна, если:
- выявлены психологические проблемы детей;
- разработана и реализована программа с учетом наиболее эффективных форм и методов работы;
- организована совместная работа со школьным психологом.
Цель опытной работы – выявить формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей.
Задачи опытной работы:
1. реализовать диагностическую программу по выявлению личностных особенностей каждого ребенка;
2. определить содержание программы и реализовать ее в практической деятельности социального педагога;
3. провести анализ, позволяющий определить эффективность проведенной работы.
Опытная работа включала в себя следующие этапы исследования:
I – организационно-диагностический этап. Цель – проведение первичной диагностики выявление личностных особенностей у детей из разведенных семей, а также ознакомление с особенностью работы социального педагога и его документацией.
Для реализации данного этапа нами были использованы следующие методы: анализ ряда нормативно-правовых документов, по которым работает социальный педагог, анализ годового плана социального педагога, беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование детей.
II – формирующий этап. Цель – разработка и реализация программы.
В процессе работы были использованы следующие методы: разъяснение, убеждение, показ, одобрение, просьба, личный пример, поощрения и игровые методы.
III – заключительный этап. Цель - обобщение и анализ результатов опытной работы.
На организационно-диагностическом этапе нами изучался социальный паспорт школы с целью выявления детей из разведенных семей. Согласно этому документу в школе обучается 34 ребенка из разведенных семей. В том числе в школе обучаются дети, входящие в группу риска – многодетные, педагогически несостоятельные, опекунские, неполные и др. семей. В нашей опытной работе мы будем рассматривать проблемы детей, воспитывающихся в разведенных семьях.
Анализ социальной паспортизации семей за 2011-12 уч. год показал, что количество разведенных семей, имеющих детей школьного возраста, составляет 25% от общего числа семей. В основном данные школьники возрасте от 13 – до 14 лет. Почти 88% родителей из разведенных семей отметили низкий уровень материальной обеспеченности. Данный факт объясняется не только отсутствием одного из родителя, но также низкооплачиваемой работой оставшегося родителя. Данные причины были указаны в социальных паспортах данных семей.
Таким образом, социальный паспорт разведенных семей выявил проблемы в социальной сфере, а именно, низкую материальную обеспеченность, что еще раз подтверждает факты неблагополучия данной категории семей, которые описанные в теоретической части исследования. При совместном совещании с социальным педагогом и школьным психологом было принято решение о необходимости проведения опытной работы с учениками в возрасте 13 – 14 лет, обучающиеся в 6-7 классах. Данное решение было определен с учетом того, что в этих классах обучается большое количество детей группы риска, а также данный период детей обусловлен переходным возрастом.
Следующим критерием для диагностики проблем детей из разведенных семей явилось изучение личностных особенностей, которые выявлялись при помощи следующих диагностических методик:
- диагностика уровня тревожности (Методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора);
- агрессивности (Опросник Басса-Дарки);
- определение самооценки (Методика «Альтернативный список качеств личности»);
- выявление социально-психологических проблем (проективная методика «Недописанный тезис»);
- изучение медицинских карт детей из разведенных семей.
Рассмотрим полученные результаты отдельно по каждой методике.
Анализ результатов по выявлению уровня тревожности показал, что 28% детей имеют высокий уровень тревожности, 50% - средний уровень тревожности с тенденцией к высокой, 22% - средний уровень тревожности с тенденцией к низкой, с низким уровнем тревожности - 0%
Рис 1. Уровень тревожности у детей из разведенных семей
Данные результаты свидетельствуют о том, что количество детей с высоким уровнем тревожности относительно небольшое (28%), но если учесть тот факт, что у половины детей (50%) есть тенденция к развитию высокой тревожности, то здесь приходится говорить о группе риска, у которой при неблагоприятном стечении обстоятельств уровень тревожности может стать высоким. Поэтому в данном случае социально-педагогическая поддержка будет охватывать детей с высоким уровнем тревожности и детей, у которых существует риск развития высокой тревожности.
Диагностика по выявлению уровня агрессии у подростков отличается особенностью методики, в которой дифференцированы проявления агрессии, враждебности, негативизма и чувства вины. Это позволяет в свою очередь говорить не только о подростках с высоким уровнем агрессии, но также о тех, у кого высокий уровень враждебности (зависть, ненависть к окружающим, недоверие к людям и убежденность, что другие люди приносят вред), проявление негативизма (оппозиционная манера в поведении против установившихся традиций и законов). Проявления чувства вины можно сопоставить с проявлением заниженной самооценки, так как данный вид реакции характеризуется тем, что человек убежден, что он плохой, поступает зло, испытывает угрызения совести. В соответствии с данной градацией результаты диагностики оказались следующими:
1). Высокий уровень агрессии - 31%, средний уровень - 44%, низкий уровень - 25%о.
2). Высокий уровень враждебности - 31%, средний уровень - 69%, низкий уровень - 0%.
Проявление негативизма и чувства вины по данной методике не коррелируются по степени выраженности, так как общего среднего показателя, по которым можно судить о высоком или низком уровнях, нет. Следовательно, по результатам диагностики, количество детей, проявляющих реакцию негативизма, составило 5 человек или 31%. Количество детей, испытывающие угрызения совести, составило 3 человека или 19%.
Результаты исследования самооценки оказались несколько иными, чем предполагалось получить. Так, у 75% детей завышенная самооценка, у 25%> - адекватная самооценка и ни одного ребенка с заниженной самооценкой. Мы предполагаем, что завышенная самооценка у большинства детей объясняется тем, что сработал защитный механизм в оценке качеств своей личности (боязнь оказаться самым худшим на самом деле, привело к тому, что дети приписывали себе положительные качества личности с тем, чтобы уважать себя в собственных глазах). То есть данное противоречие показывает, что самооценка у подростков связана с теми внутренними переживаниями, конфликтами, которая присуща им в силу их личностного становления и сопряженная с проблемами, связанная с их воспитанием в неполной семье.
По результатам проведенной методики «Недописанный тезис», нами были выявлены следующие социально-психологические проблемы детей, воспитывающихся в разведенных семьях. Больше всего на свете дети боятся остаться одни (57%), что объясняется их опасением потерять единственного оставшегося родителя. Остальные 42% детей боятся природных катаклизмов и воин. Проблема одиночества прослеживается в ответах следующего тезиса «Мне грустно, когда я .». Многие из детей ответили, что им грустно, когда они одни (85%). Также подростки испытывают трудности в учебе, в личностном становлении. Большой процент ответивших отметили недостаток денежных средств (70%). Но, несмотря на низкое материальное положение неполных семей, дети все-таки мечтают не о деньгах, а о дружной семье, о наступлении «хорошего времени» без войн и насилия.
Следующим критерием для диагностики проблем детей, воспитывающихся в разведенных семьях, является показатели состояния их здоровья. По результатам анализа медицинских карт детей было выявлено, что 36% принадлежат к первой группе здоровья, 64% - ко второй группе здоровья. Данные результаты указывают, что большинство детей имеют какие либо ограничения в здоровье, в основном это миопия различной степени, различные хронические заболевания органов дыхания и др.
Таким образом, анализ результатов первого этапа исследования позволил выявить те сферы жизни, в которых ребенок из разведенной семьи испытывает эмоциональные трудности и нуждается в социально-педагогической поддержке и помощи. Это, в первую очередь, психологические проблемы детей, воспитывающихся в неполных семьях. Высокий уровень тревожности, агрессивности, проблемы в оценке своих личных качеств, боязнь потерять единственного родителя - все эти выявленные проблемы ребенка требуют разрешения не только путем оказания социально-педагогической помощи, но и путем выстраивания индивидуальной социально-педагогической поддержки ребенка с целью саморазвития, самоорганизации и самореализации конкретного ребенка.
Семейное неблагополучие для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, не справляющихся со своими основными функциями. К данной категории семей относятся и неполные семьи, в которых остро предстаёт проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей.
Приоритет защиты интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни заложены в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году. Данная проблема признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях. В указе Президента «О первоочередных мерах по реализации выживания, защите и развитию детей», а также в региональной программе «Дети Южного Урала» подчеркивается, что основной целью по реализации намеченных перспектив является обеспечение социально-экономических, психолого-педагогических условий социализации личности. Необходимо также отметить указ Президента «Об усилении социальной поддержки-одиноких матерей», который непосредственно касается неполных семей.
Впервые проблема педагогической поддержки была озвучена в работах О.С. Газмана, который теоретически обосновал данную проблему, обозначил принципы и этапы деятельности по педагогической поддержке. О необходимости оказание семье и детям социально-педагогической поддержки говорится в ряде работ Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги, Р.А. Литвак, С. Юсфина, Н. Михайловой.
Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах В.М. Целуйко, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьевой и др.
Из зарубежных исследователей наибольший вклад в изучении неполной семьи в следствии развода, внесли Г. Фигдор, М. Раттер, Ф Райе, 3. Матейчик.
В работах отмечается, что семья в своей воспитательной деятельности все более нуждается в помощи, поддержке, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.
Под социально-педагогической поддержкой понимается социально-педагогическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и воспитание.
Были раскрыты проблемы разведенной семьи с целью определения их влияния на психическое и социальное развитие детей, воспитывающихся в данных семьях. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. "Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки.
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей проводилась на базе МОУ СОШ №88 Октябрьского района г. Уфы. Опытная работа проводилась с учениками 7 классов, в возрасте 13 -14 лет.
Цель опытной работы – выявить формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей.
Задачи опытной работы:
4. реализовать диагностическую программу по выявлению личностных особенностей каждого ребенка;
5. определить содержание программы и реализовать ее в практической деятельности социального педагога;
6. провести анализ, позволяющий определить эффективность проведенной работы.
В ходе диагностики мы выявили, что 28% детей имеют высокий уровень тревожности, ); высокий уровень агрессии - 31%; высокий уровень враждебности - 31%; больше всего на свете дети боятся остаться одни (57%), что объясняется их опасением потерять единственного оставшегося родителя. По результатам анализа медицинских карт детей было выявлено, что 36% имеют какие либо ограничения в здоровье, в основном это различные хронические заболевания органов дыхания и др. Таким образом, анализ результатов первого этапа исследования позволил выявить те сферы жизни, в которых ребенок из разведенной семьи испытывает эмоциональные трудности и нуждается и социально-педагогической поддержке и помощи.
Для оказания социально-педагогической помощи и поддержки детям из разведенных семей была разработана программа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей. В ходе опытной работы на формирующем этапе исследования нами использовались такие методы и формы работы как беседа, рассказ, объяснение, убеждение, мини-лекция, игра и т.д. В работе принимали участие социальный педагог, психолог, студент-практикант. Результатом проделанной работы должно стать понимание своего психологического состояния как результата управления эмоциональным состоянием; умение положительно и позитивно оценивать окружающий мир, которые влияют на развитии личности подростка.
Повторный диагностический срез показал, что подростки из разведенных семей снижение уровня тревожности, где высокий уровень составил 37%. Исследуя уровень агрессии мы не выявили существенные, результаты остались на том же уровне, как и при первичной диагностике. Уровень самооценки составил 42%, что говорит о его повышении.
Однако полученные результаты опытной работы требует необходимости продолжить работу по снижению уровня агрессивного поведения, а также проводить систематическую работу по формированию «Я-Концепции». Из беседы с детьми выяснилось о том, что подобная работа им нужна, поскольку они учатся совладать своими эмоциями, которые влияют на межличностные отношения с родителями.
Т.о., проведенная нами опытная работа показала, что деятельность социального педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей будет эффективна при следующих условиях:
- выявлены психологические проблемы детей;
- разработана и реализована программа с учетом наиболее эффективных форм и методов работы;
- организована совместная работа со школьным психологом.
Цель работы достигнута, задачи разрешены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина // Классный руководитель. - 2000. - №3. -С.63-81.
2. Асмолов, А.Г. Тренинг общения с подростками / А.Г. Асмолов. -М.: Издательство «Владос-Пресс», 2005. - 215 с.
3. Ахметшина В.А. Психолого-педагогические аспекты работы с родителями / В.А. Ахметшина // Классный руководитель. - 2007 - №1. - С. 65-73.
4. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка / В.П. Бедерханова // Классный руководитель. - 2000. - №3. - С.39-50.
5. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. -М.: Просвещение, 2001.-207 с.
6. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М., 2001.-234 с.
7. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш./Общ. ред. Н.М. Ершовой. - М.: «Прогресс», 1980. - 206 с.
8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 119 с.
9. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. - 1998 - №6. - С. 108 - 111.
10. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман //Классный руководитель. - 2000. - №3. -С.6-33.
11. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова . -СПб.: Речь, 2004-272 с.
12. Дармодехин СВ. Семья и государство / СВ. Дармодехин //Педагогика. - 1999. - №1. - С. 12 - 16.
13. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социс. - 2001. - № 11. - С.36 - 38.
14. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24. 07.1998. № 124-ФЗ.
15. Закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999. № 178-ФЗ.
16. Закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19.05.1995. №81.
17. Истратова, О.Н. Практикум по детской псиокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 349 с.
18. Кевля Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей «группы риска» / Ф.И. Кевля //Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. - 1998. - №1. - С. 24-28.
19. Кожевников Е.А. Нужна государственная семейная политика / Е.А. Кожевников // Воспитание школьников. - 2001. - № Ю.- С. 9 - 14.
20. Конвенция ООН о правах ребенка, от 20 ноября 1989 г.
21. Копытин, А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 256 с.
22. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н.Б. Крылова // Классный руководитель. - 2000. - №3. - С.92-103.
23. Лютова, Е.К., Монина, Г.П. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) / Е.К. Лютова, Г.П. Монина. СПб.: Речь, 2003.-98 с.
24. Лютова, Е.К., Монина, Г.П. Шпаргалка для взрослых (психокор-рекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и ау-тичными детьми) / Е.К. Лютова, Г.П. Монина. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.-102 с.
25. Михайлова Н.Н., Поляков С.Д. К истории идеи педагогической поддержки / Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков // Классный руководитель. -2000. -№3.-С.5 -863.
26. Михайлова, Н.Н., Юсфин, СМ. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, СМ. Юсфин. - М.: МИРОС, 2001.-208 с.
27. Михайлова Н.Н. Между двух огней / Н.Н. Михайлова // Семья и школа.-2001.-№8.-С. 12- 15.
28. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для пед. вузов / Ф.А. Мустаева. - М.: Академ. Проект, 2001. - 234 с.
29. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -200 с.
30. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Ов-чарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.
31. 31.Овчарова, Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-368с.
32. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-256с.
33. Основы социальной работы/Под ред. П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2004.-355 с.
34. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей / М.М. Плоткин // Педагогика. - 2000. - № 1. - С. 24 -28.
35. Поддубная, Т.Н. Справочник социального педагога: Защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный, науч. редактор P.M. Чумиче-ва. - Ростов н/Д, издательство ФЕ1ТИКС, 2005. - 473 с.
36. Полонский, И.С. Практические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни / И.С. Полонский. - Курск: КП, 1990. - 93 с.
37. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие / Под общей ред. B.C. Торохтий. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-348 с.
38. Прохорова О.Г. Социально-педагогическая поддержка школьника в трудной жизненной ситуации / О.Г. Прохорова // Воспитание школьников. - 2004. - № 5. - С. 30 - 35.
39. Рабочая тетрадь социального педагога. Сост. Г.С-Семенов. Под ред. Л.В. Кузнецовой - М.: Школьная пресса, 2005. - 63 с.
40. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. - СПб.: Питер, 2000. - 212 с.
41. Романова, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей (диагностические и коррекционные методики) пособие для дефектоло-гов, детских психологов, педагогов, родителей / А.А. Романова. - М.: Школьная пресса, 2003. - 48 с.
42. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 3-е изд. / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с.
43. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Рыбинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
44. Сабитова Г.В. Законодательное обеспечение социально-педагогической поддержки семей с детьми в России / Г.В. Сабитова // Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 3. - С. 26 - 34.
45. Сатир, В. Как строить себя и свою семью: Пер с англ. / В. Сатир. -М, 1992.-204 с.
46. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М., 1994. - 368 с.
47. Семейный Кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, 2006. -64 с.
48. Социальная работа: теория и практика: Учеб пособие/Отв. ред. д.и.н. проф. Е И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. - М; ИНФРА-М, 2002. -427 с.
49. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике / Т.А. Строкова // Педагогика. - 2002. - №4. -С.20-27.
50. Теория и методика социальной работы/ Под ред. И.Г. Зайнышева. -М.:Союз, 1994.-289 с.
51. Тихонова Н.П. Российская семья в начале века: ситуация удручающая / Н.П. Тихонова //Воспитание школьников. - 2002. - №3. - С. 16 -19.
52. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996г. №712.
53. Указ Президента Российской Федерации «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» от 08.06.1996г. №851.
54. Филиппова Г.В. Ребенок для родителей и родители для ребенка / Г.В. Филиппова // Семья и школа. - 2000. - №8. - С.7 - 9.
55. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
56. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.
57. Шапарь, В.Б. Практическая психология иструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с.
Тема: | «Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 61 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования
Дипломная работа:
Система деятельности социального педагога дошкольного образовательного учреждения с неблагополучной семьей
Курсовая работа:
Методика работы социального педагога с детьми, пережившими стрессовую ситуацию
Курсовая работа:
Формы и методы работы социального педагога с неполной семьей
Курсовая работа:
Технология работы социального педагога с семьей