Дипломная работа
«Развитие навыков чистого интонирования»
- 120 страниц
Введение….…. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития навыков чистого интонирования в детском хоре.
1.1. Исторические взгляды на проблему детского вокально-хорового воспитания в России …. 6
1.2. Значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса….23
1.3. Проблема развития навыков чистого интонирования в музыкально-педагогической и научно-исследовательской литера-туре…. 44
ГЛАВА 2. Педагогические условия развития навыков чистого интонирования в детском хоре.
2.1. Содержание, формы и методы развития навыков чистого интонирования в детском хоре… 71
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты… 97
Заключение….116
Список использованной литературы….117
Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполни-тельских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъем-лемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспита-ния.
Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового пения обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом, детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную задачу через следующие функции:
- познавательную;
- эстетическую;
- рекреационную;
- гедонистическую;
- функцию общения.
Различные вопросы, связанные с детским хоровым пением, разрабатывались рядом ученых. Последние разработки и достижения в вокальной педагогике большое внимание уделяют качественному развитию детского голоса. Таким образом, учитывая все возрастающий интерес к детскому хоровому творчеству и повышение требований, как к качеству репертуара, так и к качеству исполнения хоровых произведений возникает необходимость более тщательно исследовать ранее созданные методики и
на их основе разработать рекомендации по оптимизации процесса развития навыков чистого интонирования.
Цель работы:
Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к хоровой деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс усвоения вокально-хоровых и интонационных навыков.
Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической работы с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие навыков чистого интонирования проходит более успешно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка и, наконец, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка. Это и доказывает используемая нами система методов и приемов по формированию и развитию интонационных навыков у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является детский хор.
Предмет исследования: теоретические основы процесса формирова-ния первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исторические взгляды решения вопросов вокально-хорового обучения частично за рубежом и в наше время.
2. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных интонационных навыков в детском хоре.
3. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче.
4. Теоретически обосновать применение таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных интонационных навыков.
В соответствии с поставленными задачами были использованы сле-дующие методы:
1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы.
2. Обобщение педагогического опыта, направленного на формирование навыков чистого интонирования.
3. Обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках поставленной проблемы.
4. Экспериментальное изучение путей и методов формирования навыков чистого интонирования в детском хоре.
Общая методология предполагает формирование у детей творческой личности, которая способна вести созидательную деятельность. Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса мы применяем методики: А. Е. Варламова; Д. Н. Зарина; А. Н. Карасева; С. И. Миропольского; Г. А. Струве, О. А. Апраксиной, А. Г. Раввинова, А. Л. Маслова.
Экспериментальная работа проводилась на базе Иглинской ДМШ им. М. Хисматуллина и опиралась на анализ и обобщение передового опыта ведущих педагогов, методистов и личного исследовательского опыта (с 2004 года работаю с хоровым коллективом в ДМШ).
Данная работа состоит из введения, двух глав, экспериментальной работы, заключения
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧИСТОГО ИНТОНИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ.
1.1. Исторические взгляды на проблему детского вокально-хорового воспитания в России.
Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о детском хоровом пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о различных методических приемах в обучении пению.
Уже в средние века в Европе существовало множество церковных школ, в Италии и Франции были и музыкальные школы. Из дошедших до нас сведений в Древней Руси (XI -XIII вв.) детей, начиная с 6-7 лет, обучали пению в монастырских и церковных школах. Великий князь Владимир привез из Корсуня в Киев священнослужителей и певцов-учителей, славян по происхождению. При его жене княгине Анне, дочери византийского императора, существовал греческий («царицын») хор.
Первые певческие школы на Руси были организованы привезенными из Греции священнослужителями. От них русская церковь переняла «восьмигласие» и безлинейную нотопись. В этих школах уровень музыкального обучения был весьма высок. Однако необходимо подчеркнуть, что пению тогда обучали весьма ограниченное число наиболее одаренных детей. Для данного исторического периода было предпочтительно светлое и нежное звучание голосов, так как церковные хоры, в которых пели только мальчики, предназначались для участия в богослужении. Из этого можно сделать вывод о социальной обуслов-ленности качественной характеристики звучания детских голосов уже на данном этапе.
С развитием хорового исполнительства постепенно стало развиваться и музыкальное образование. В XI веке уже были духовные сочинения, переписанные русскими певцами. Так же существовали и частные школы, где пение было основным предметом. Обучение проходило не только по группам, но и индивидуально. Необходимо отметить открытие княгиней Анной Всеволодовной школи для девочек в Киеве при Андреевском монастыре. Позже, в XIII веке, в Суздале существовало женское училище, организованное дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича.
В 1274 году собор - высший церковный орган - поручает церковное пение «специально обученным людям» и увеличивает число певческих школ. В литературе указывается на высокий уровень обучения в этих школах.
В 1551 году по указу Ивана Грозного возникают специальные училища при церквях. Постепенно стали появляться профессиональные хоры. Первым профессиональным хором в России был хор государевых певчих дьяков. Они возникли еще при Василии III. Главной обязанностью хора было обслуживать церковь. В повседневной жизни певчие дьяки обучали пению царских детей.
В XVI веке был создан профессиональный хор «пaтриарших певчих дьяков». В XVIII веке он получил название Синодальный хор. Голоса мальчиков нужны были не только в детских церковных хорах. С развитием светского многоголосного пения в мужские профессиональные хоры вводились голоса мальчиков (альты и дисканты), так как звучание женских голосов в те времена в смешанном хоре не использовалось.
В XVII веке в Россию проникает с Запада так называемый стиль «концертного пения», под влиянием которого постепенно утверждается многоголосное пение, а голоса получают название – бас, тенор, альт, дискант. Исполнители в профессиональных хорах обладали прекрасными голосами. Лучшие детские и взрослые голоса набирались по всей России. Уже с XVII века появляются и частные хоры: по примеру царского хора организуют хоры бояре, приближенные царя, а так же и лица духовного сана.
В начале XVII века возникла Киево-Могилянская академия, которая содействовала появлению учебных заведений, где готовили учителей музыки. Выдающийся просветитель Симеон Полоцкий, воспитанник академии, создал свою систему обучения, в которой уделял большое внимание эстетическому воспитанию. В Киево-Могилянской академии обучался и замечательный музыкант и педагог Н.Дилецкий. Он впервые на русском языке изложил правила певческого обучения детей. Он требовал понимания содержания песни, выразительного ее исполнения. В обучении Дилецкий применял наглядный метод, а именно использовал пальцы руки для уяснения расположения нот на нотном стане.
Уже в те далекие времена была установлена взаимосвязь развития речевой и певческой функции голосового аппарата человека. В первом учебнике по правилам чтения «Псалтыря» сформулированы по сути дела основы певческого обучения, хотя речь там идет о грамоте. Она воспитывалась с детских лет и была национальной особенностью речи. В учебнике по чтению говорится о высоком и звонком детском звучании, среднем по силе голоса, о ровности звука и плавности дыхания. Все это переносилось на пение. Таким образом, обучение грамоте содействовало воспитанию определенных певческих навыков.
В середине XVII века хоровое исполнительство выходит за рамки церкви. Это содействовало распространению пения в обществе того времени. Во второй половине XVII века с проникновением в быт полудуховной-полусветской музыки получают распространение так называемые “канты”, в которых нашло отражение влияние народной песни. Параллельно так же под влиянием народной музыки складывается детский репертуар. До нас дошли такие песни, как: «Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли», «Посеяли девки лен» и другие.
«Детей подготавливали не только в хоры, но и в театры, где играли крепостные. Первую русскую театральную школу языковед С.Булич назвал первой русской консерваторией, разумея, очевидно, высокие требования к обучению». [52, 12].
В начале XVIII века с развитием музыкальной культуры продолжалось расширение хоровой исполнительской деятельности. Собирались особые хоры из специально обученных исполнению особо сложных хоровых произведений мальчиков, юношей и мужчин, обладавших прекрасными голосами.
С течением времени заметно усиливается стремление не только увеличить количество обученных хористов, но и улучшить качество звучания их голосов. В 1740 году в городе Глухове Черниговской губернии была основана специальная детская певческая школа, где обучались мальчики со всей Украины, обладавшие лучшими голосами. Кроме школы в Глухове при Дворе была создана специальная певческая школа на 20 человек, из которых готовили певчих для Придворной певческой капеллы.
В капелле высокого исполнительского мастерства дети достигали не только благодаря своей исключительной одаренности. Они имели очень серьезную вокальную и музыкальную подготовку. Необходимо отметить, что постепенно с развитием хорового пения складывались и основы вокального воспитания. С детства певцы обучались правильному, свободному звучанию, чего требовал стиль церковного пения.
Несмотря на принципы обеспечения щадящего режима голосообразования, которые были изложены уже в первых методических рекомендациях, в певческой практике имело место нарушение певческих норм, что приводило к порче голосового аппарата детей. Требования к исполняемым произведениям были зачастую непосильны для еще неокрепших детских голосов. Большая концертная нагрузка и ранняя исполнительская деятельность растрачивали нервные силы и надрывали голоса маленьких певцов.
«Сведениями о развившемся «вундеркизме» и рабской купле-продаже детей - музыкантов испещрены газеты того времени. Для привлечения публики выпускали в концертах даже дошкольников, наиболее одаренных в вокальном отношении, не говоря уже о детях 10-14 лет, считавшихся зрелыми артистами. «.Будет выступать певица - трехлетняя девица.», «. 11-летний мальчик Николай Матвеев будет петь самые трудные и приятные арии.» (из «Петербургских» и «Московских ведомостей»)». [Там же, 14].
Во второй половине 18 века огромное влияние на музыкальную культуру оказывала народная песня. К этому времени уже практиковалась запись народных мелодий. Народная песня исполнялась не только в «низших» кругах общества, но и среди дворян. Она была основой музыкальной культуры. Росло количество провинциальных хоров. Много детей пело в частных хорах, набиравшихся из крепостных. В Петербурге были прекрасные хоры - шляхетского корпуса и университета, славились хор графа Шереметьева, хор князя Голицына.
В учебных заведениях того времени преподавали такие замечательные музыканты, как Д.С. Бортнянский, И. Прач. В литературе того времени уже находят отражение прогрессивные мысли о необходимости обучения пению наряду с мальчиками и девочек.
Возникновение методической литературы по вопросам развития и охраны детского голоса в России, по мнению исследователей, относится к началу XIX века. Она появилась в то время, когда вокальное искусство в России достигло высокого уровня. В 1783 году в Санкт-Петербурге было издано «Руководство учителям 1 и 2 классов народных училищ в Российской империи», написанное Ф.И.Янковским, одним из передовых деятелей просвещения в России.
Янковcкий пишет:
1. «Каждую букву в речении надлежит ясно и порядочно выговари-вать.».
2. Читать средним по силе и ясным звуком, в умеренном темпе, с четким произношением, «без крика, смело, ясно, не тихо, не скоро. и без проглатывания букв».
3. «Когда ученик вызван читать один, то не нужно, чтобы он читал тем самым гласом, который употребляют ученики при совокупном чтении, но читать он должен своим обыкновенным», то есть находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения. [Там же, 16].
Вся ценность и самобытность этого пособия в раскрытии столь важного вопроса, как воспитание и сохранение наравне с ясностью и ровностью звучания индивидуальной сущности голоса. Уже первые попытки осветить вопрос развития детского голоса в методических разработках того времени позволяют судить о талантливости музыкантов и педагогов, чьи достижения в наше время получают научно-практическое подтверждение.
Создание же самостоятельной русской школы относится уже к XIX веку. Формирование русской вокальной школы связано с именем замечательного русского композитора М.И.Глинки. В середине XIX века активно развивается музыкальная исполнительская деятельность и музыкальное образование. В 1862 году открывается Петербургская консерватория, а в 1866 - Московская. В 1862 году М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным была создана бесплатная музыкальная школа. Здесь выступали крупнейшие музыканты, входившие в творческое объединение «Могучая кучка»: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков продолжали развивать идеи М.И. Глинки.
Последователем и горячим сторонником вокальной методики Глинки был В.Ф. Одоевский. Проявляя внимание к менее способным ученикам, он указывал на взаимосвязь слуха, зрения и голоса. В обучении Одоевский стремился к последовательности.
В конце XIX века усиливается борьба за массовое обучение детей пе-нию, и в методических разработках все чаще высказывается мысль о воз-можности и необходимости обучения пению всех детей. Пение признается основой формирования музыкальной культуры, что явилось весьма прогрессивной идеей для того времени. Однако на практике в большинстве школ ситуация оставляла желать лучшего. Отсутствовала система, не учитывались возрастные особенности учащихся, не было надлежащего внимания к задачам эстетического воспитания средствами вокального искусства. На страницах печати все чаще поднимается вопрос о понимании певческого процесса, о вокальном слухе и о сознательном слуховом контроле учащихся.
С 90-х годов XIX века произошло разделение светского и церковного пения на уроках в учебных заведениях. Однако прогрессивные идеи о массовом обучении пению не могли еще осуществиться, так как в школах того времени не было для этого условий. И в целом в дореволюционной России образование не могло быть массовым. Настоящие знания были доступны лишь детям буржуазии. Народное образование в России оставалось неудовлетворительным. Пение в большинстве школ преподавалось бессистемно, недооценивались важнейшие педагогические требования.
В конце XIX – начале XX века в литературе критикуются эксплуата-торские методы хорового обучения в школе. Появляются протесты против пения детей в церковных хорах, так как во время репетиций и слишком продолжительных служб дети уставали.
Пытаясь решить проблему детского репертуара, крупные музыканты – А.К. Лядов, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, В.С. Калинников – создают сборники детских песен.
В 1914 году появляется перевод методического пособия Д. Бетса. Ос-новными принципами воспитания детского голоса автор считает: отказ от крикливости в пении, ограничение использования крайних звуков диапазона, формирование звонкого головного звучания. Особое внимание в работе Бетса занимает вопрос о выполнении режима и правилах гигиены голоса. Специальный раздел книги отведен вопросу мутации.
Таким образом, в дореволюционный период стиль духовного пения определил основные качественные характеристики звучания детских голосов:
• Легкость и звонкость тембра;
• Умеренность по силе в удобной, в основном средней, тесситуре.
Все это настраивает детский голос на фальцетное или близкое к фальцетному звучание, что было социально обусловлено.
Развитие методической мысли в области детской вокальной педагогики в дореволюционный период началось с решения вопроса о выборе регистра, используемого детьми в процессе пения. Впервые годы Советской власти музыкальное воспитание в общеобразовательной школе приобретает массовый характер. В связи с этим резко понижается общий уровень вокального воспитания детей. Сам репертуар тех лет, а именно революционные песни маршевого характера провоцировал детей на форсированное пение, что создавало неблагоприятные условия для формирования детского голоса, работавшего в режиме перегрузки.
Уже впервые десятилетия стала ясно вырисовываться «картина массовой порчи детских голосов, фонастения, не смыкание голосовых связок, сип при пении по причине узелкового процесса на связках и других патологических явлений, связанных с неправильным функционированием гортани во время фонации». [47, 16].
Вопросам создания единого метода обучения пению занимается Государственный институт музыкальной науки, созданный в 1912 году. Под председательством профессора В.А. Багадурова в ГИМНе была создана детская комиссия, которой разрабатывались вопросы об охране и воспитании детского голоса.
В 1925 году ГИМН организовал первую конференцию ученых-вокалистов и педагогов. А.Ф. Гребнев выступил с докладом «Голос детей, его развитие и обработка в трудовой школе», в котором обращалось внимание на заболеваемость школьников горловыми болезнями и необходимость изучения и решения этого вопроса.
В 1938 году в Москве состоялась первое методическое совещание, в котором приняли участие медики, отоларингологи, фониатры, вокальные педагоги и музыкальные работники. Главный вопрос – охрана детского голоса. В результате совещания были приняты рекомендации, в которых предлагалось использовать фальцетную манеру звукообразования у всех детей до периода наступления мутации.
Вопрос о развитии детского голоса также нашел отражение в материалах совещания. Однако многие специалисты считали, что работать над развитием детского голоса не следует, так как детский организм находится в бурном развитии и голос требует не развития, а охраны и должен тренироваться по мере роста организма. К такому же выводу позже, в послевоенный период, пришли и исследователи детского голоса Н.Д. Орлова и Т.Н. Овчинникова.
В 50-е и 60-е годы сотрудники лаборатории музыки и танца ИХВ опубликовали ряд научно-методических работ. Среди них:
• А.А. Сергеев «Воспитание детского голоса» (1950);
• М.А. Румер «Методика преподавания пения в школе» (1952);
• В.А. Багадуров «Воспитание и охрана детского голоса» (1953),
«Начальные приемы развития детского голоса» (1954);
• Е.М. Малинина «Вокальное воспитание детей» (1967);
• В.К. Белобородова «Развитие музыкального слуха учащихся» (1956).
Все эти работы были основаны на научно-педагогических наблюдениях и подкреплены практическими разработками.
Конец XIX века в России богат появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей. Среди педагогов последней трети XIX века Степан Васильевич Смоленский пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки. В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные задачи:
- воспитательная - формирование духовной культуры;
- образовательная - знание русской музыкальной литературы;
- развивающая - обучение приёмам пения.
Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки: четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения», в которой дана методика знаменного пения. В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения по цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России. Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах школы в течение 1,5 - 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития навыка слухового воспри-ятия.
Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, ставила воспитательные задачи. Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично. Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения.
Главной задачей массового музыкального просвещения Смоленский считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую очередь, через школьное музыкальное образование. Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа - диатоника.
Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс, основываясь на образцах древнерусских распевов. Целесообразность он обосновывал тем, что древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения детей пению.
Результатом деятельности Смоленского в области школьного хорового воспитания явилась музыкально-педагогическая концепция, нашедшая своё выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной школе»(1880 г) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для учителей»(1885 г).
Создание специальных школьных учебников подняло на новый уровень методическую литературу для учителей пения.
В 70 годах 19 века появляется книга Сергея Иринеевича Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-методической литературы по обучению пению, где он особенно выделяет значение хорового пения, которое, по его словам, является:
- навыком к дружному, совокупному действию;
- разумным стремлением общими силами достигнуть цели;
- привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность.
В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта, связанные с песней. Говоря о методах обучения пению, Миропольский отмечает, что:
- голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и следует начинать обучение пению;
- пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству. [26, 80].
Книга С. И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музы-кального воспитания, так как она давала представление о состоянии музы-кального воспитания в России и на Западе.
Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея Николаевича Карасева. Задачи музыкального воспитания Карасев определяет следующим образом: научить учащихся петь начальные молитвы и соответствующие тропари и песнопения «с голоса», но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос; петь те же молитвы, песнопения и тропари в два голоса.
Методические требования Карасева:
- обучение следует начинать со слушания;
- добиваться внутренного слышания;
- в обучении пению опираться на нотную грамоту, используя различные способы записи нот (в том числе цифровой и буквенный);
- теоретическую часть нотной грамоты проходить одновременно с практической;
- обучение с голоса и по нотной записи.
Так, например, в методическом пособии «Начальные уроки пения», рекомендованном для обучения пению в народных церковноприходских школах и первых классах всех учебных заведений, на примерах молитв и тропарей последовательно изучались строения мажорной гаммы, ритмическое деление и многие другие элементы теории музыки. Диапазон начальных песнопений насчитывал терцию – кварту. Песнопения нотированы в До мажоре, хотя автором оговаривается их исполнение в тоне ре, ми или фа, тем самым исключая неудобство пения в низких тональностях. Начальные уроки пения включали одноголосие и двухголосие, причем фактура сочинений на два и более голосов была основана на использовании параллельных терций и секст с возвращением в примы (унисоны), а также трезвучий и аккордов в своем основном виде, т. е. без обращений; какие – либо полифонические формы (имитации, каноны) не применялись. [32, 196 - 197].
А. Н. Карасев придает изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что на занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа.
Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:
- развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем органов голоса, речи и дыхания;
- применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике. [21, 12].
Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слу-хом, но при этом отказывает им в творческих возможностях: «Не имея спо-собностей творчества самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию». [Там же, 10].
Следует отметить статьи профессора А. И. Пузыревского. По мнению Пузыревского, «школьное пение, правильно поставленное и хорошо ведённое, важно для школы в различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом и в нравственном». В статье «Пение в семейном воспитании» он отмечает, что очень важны занятия пением, потому что «для успешности всяких музыкальных занятий необходимо развивать общую музыкальность…а для этого лучшим средством является пение, доступное всем нормальным детям».
Говоря о методах обучения пению, Пузыревский предостерегает от формального обучения нотной грамоте. Много внимания уделяет вопросу о последовательности в обучении. Он указывает на необходимость учитывать закономерности психофизического развития ребёнка, ставить перед учеником только посильные задачи, которые могут быть им не только правильно поняты, но и выполнены. «При пении главную роль играют музыкальный голос и музыкальный слух, развивающийся медленнее способности мышления и, при исключительности метода, не сообразующегося с этим естественным развитием музыкальности, может случиться то, что мы будем давать непосильную работу слуху или голосу ребёнка». [40, 32].
В период до 30-х годов первостепенное значение приобрели проблемы: охраны детских голосов, создание специальной детской вокальной музыки. Проблема привития вокально-хоровых навыков в эти годы или вовсе не затрагивалась или рассматривалась противоречиво и непоследовательно.
С 1930 по 1941 года начинается систематическая работа над усовер-шенствованием методов певческого обучения, основанных на регулярных наблюдениях за вокальным развитием детей. Подробно об этом пишут в своих работах Н. Л. Грозденская и В. Т. Соколов.
Анализ планов и программно-методических материалов показывает, что в этот период происходило постепенное сокращение уроков музыки. Считалось, что дети, имеющие желание и способности, могут заниматься хоровым пением и музыкой во внеурочное время. Хоровое пение способствовало созданию детских хоровых коллективов, отличавшихся высоким профессионализмом. Традиционными становились городские и областные школьные праздники песни.
В предлагаемой квалификационной работе была рассмотрена проблема развития навыков чистого интонирования.
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования целенаправленным и последовательным.
Успешность процесса формирования интонационных навыков нахо-дится в зависимости от наличия единой методологической основы. Единство подходов в освоении звуковысотных навыков на занятиях ведет к совершенствованию мелодического, гармонического и внутреннего слуха, а также к расширению диапазона, что является важной составляющей как для развития вокально-певческих навыков, так и для работы над интонированием.
Задачи, поставленные в начале нашего исследования, такие как - ана-лиз исторического развития системы вокально-хорового обучения, последовательность формирования первоначальных навыков развития интонации, разработка системы упражнений и применение специальных педагогических приемов формирования интонационных навыков - выполнены.
Учитывая возрастные и личностные качества учащихся, при система-тической и правильно разработанной методике мы не только добились узко поставленной цели - развития навыков чистого интонирования, но и стремились сформировать общую музыкальную культуру учащихся. Таким образом, это доказывает, что используемая нами система методов и приемов по формированию и развитию интонационных навыков у детей младшего школьного возраста имела положительный результат, который мы постараемся использовать в дальнейшей нашей работе.
1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от дет-ского сада – к начальной школе. – Воронеж, 1998.
2. Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. – М., 1990.
3. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М., 1948.
4. Апраксина О. , Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и ме-тоды занятий с ними//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1. –М., 1961.
5. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. – М., 1977.
6. Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспита-ния. – М., 1987.
7. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс.
8. Безбородова В. Развитие музыкального слуха учащихся 1 класса. – М., 1956.
9. Брянский Н. Метод обучения хоровому пению. – СПб., 1883. –Ч. 1.
10. Варламов А. Полная школа пения. – М., 1953.
11. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.:Музыка,1966.
12. Гарбузов Н. А. Музыкант, исследователь, педагог. – М., 1980
13. Глинка М. Литературное наследие. Автобиографические и творческие материалы / под ред. В. Богданова – Березовского. – Т. I. –М., 1952.
14. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. Изд. 2 – е. – М.: МГУ, 1977.
15. Дмитриевский Г. А. Хороведение и управление хором. – М., 1957.
16. Егоров А. С. Теория и практика управления хором. – М., 1951.
17. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и дренаж. – СПб: Лань, 1997.
18. Емельянов В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования/ Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука, 1991.
19. Жарова Л. М. Начальный этап обучения хоровому пению // Ра-бота с детским хором: Сб. статей. – М., 1981.
20. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. – М., 2003.
21. Карасёв А. Н. Методика пения.
22. Картавцева М. Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994.
23. Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. – М., 1969.
24. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. –Ростов н/ Д: «Феникс», 2002.
25. Кольцова М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.
26. Миропольский С. И. О музыкальном образовании народа в России.
27. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. – М., 1965.
28. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
29. Никольская – Береговская К. Ф. Русская вокально – хоровая школа от древности до XXIвека. – М., Владос, 2003.
30. Огороднов Д. Е. Методика комплексного музыкально – певческого воспитания и программа как методика воспитания вокально – речевой и эмоционально – двигательной культуры. – М., 1994.
31. Огороднов Д. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и с самим собой. Свердловск, 1981.
32. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально – хоровым коллективом. – М., Академия, 1999.
33. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., Академия, 2003.
34. Переверзев К. Проблемы музыкального интонирования. – М., 1966.
35. Пигров К. К. Руководство хором. – М., 1964.
36. Пономаренков А. С. Строй и ансамбль хора // Работа в хоре. – М., 1960.
37. Пономарёв А. С. Жизнь детского хора // Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т. Вендрова, И. Пигарева. – М., 1991.
38. Пономарьков И. Занятия пением с детьми, не имеющими достаточного музыкального слуха//Методика музыкального воспитания в начальной школе. – М., 1954.
39. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
40. Пузыревский А. И. О желательной постановке пения в городских училищах и школах. Журнал «Русская школа», 1892, №7.
41. Романовский Н. В. Хоровой словарь. – М., 1980.
42. Сафонова В. И. Заметки хормейстера // Искусство в школе. – М., 1998.
43. Соколов В. Работа с хором. – М,1967.
44. Соколов В. Работа с хором. – М., 1983.
45. Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия: Вопросы социологии и эстетики музыки. – М., 1980. –Вып. 1.
46. Струве Г. Хоровое сольфеджио. Изд. 2 – е. – М.: «Советский композитор», 1988.
47. Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пе-нию. – М.: Прометей, 1992.
48. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985. –Т. I.
49. Ушинский К. Предисловие к I тому «Педагогической антропологии»./ Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1968.
50. Чесноков П. Г. Хор и управление им. – М., 1961.
51. Шаповалова О. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 2003.
52. Шацкая В. Педагогика. – М., 1970.
Тема: | «Развитие навыков чистого интонирования» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 120 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи iii уровня
Дипломная работа:
Особенности развития навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- билингвальной среды
Дипломная работа:
Развитие навыка фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломная работа:
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
Курсовая работа:
Развитие навыков общения у тревожных детей дошкольного возраста