Курсовая работа

«Наземная газотурбинная энергетическая установка с силовой турбиной»

  • 64 страниц(ы)
  • 2338 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение ….….6

1 Краткое описание ГТУ АЛ-31СТЭ….….….…7

1.1 Краткое описание ГТУ….….7

1.2 Конвертирование авиационного ГТД АЛ-31Ф при создании

стационарной ГТУ….…13

2 Термогазодинамический расчет ГТУ на номинальном режиме….16

2.1 Ручной расчет….….16

2.1.1 Исходные данные для расчета….…16

2.1.2 Расчет рабочего процесса в компрессоре….….…18

2.1.3 Расчет рабочего процесса в наружном контуре….20

2.1.4 Расчет рабочего процесса в камере сгорания….20

2.1.5 Расчет рабочего процесса в турбине….22

2.1.6 Расчет рабочего процесса в выходном тракте….26

2.1.7 Расчет основных характеристик ГТУ…27

2.2 Термогазодинамический расчет в системе математического

моделирования DVIGwT…28

3 Расчет эксплуатационных характеристик ГТУ…37

3.1 Расчет нагрузочных характеристик….37

3.2 Расчет климатических характеристик….41

4 Предварительный расчет свободной силовой ГТУ на номинальном режиме….46

4.1 Исходные данные для расчета….46

4.2 Предварительная оценка геометрических и кинематических

параметров в выходном сечении силовой турбины на номинальном режиме.48

4.3 Выбор числа ступеней турбины и распределение эффективной работы

по ступеням….49

5.4 Расчет турбины на номинальном режиме по среднему диаметру…54

5 Газодинамический расчет многоступенчатой турбины по среднему диаметру и высоте лопатки….55

Заключение ….….58

Список использованных источников ….59

Приложение А (обязательное) Схема проточной части пятиступенчатой

турбины….61

Приложение Б (обязательное) Построение треугольников скоростей…62

Наиболее распространенные типы авиационных газотурбинных двигателей (АГТД) по ряду основных показателей вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к приводным двигателям электростанций. В частности, АГТД сравнительно просты, так как выполняются по открытому циклу. Они не нуж-даются в охлаждающей воде и не имеют вспомогательных систем с автономными приводами. АГТД отличаются быстрым запуском из любого состояния, высокой степенью автоматизации и надежности. По сравнению с энергетическими ГТД они обладают еще меньшими удельными массами и габаритами, компактны и могут работать в любых климатических условиях.

Благодаря крупносерийному выпуску АГТД имеют сравнительно низкую удельную стоимость.

Однако по ряду показателей, как, например, числу оборотов выходного вала, экономичности, моторесурсу, тепловыделениям, они не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к ГТД электрических станций.

В то же время авиационные ГТД обладают рядом специфических качеств, которые вовсе не обязательны для ГТД энергетического назначения. Поэтому в случае использования того или иного авиационного двигателя в энергетических целях, необходимо его конвертировать, т. е. приспособить для нового назначения. Естественно, что, конвертируя АГТД для энергетики, можно создать установки лишь с такими характеристиками, какие способен обеспечить конкретно выбранный АГТД. Например, для создания газотурбогенератора (ГТГ) можно использовать как ТРД, так и ТВД. В то же время ТВД может быть одновальным или двухвальным. Конструкция и характеристики любого из выбранных двигателей определяются типом самолета или вертолета, для которого он предназначен. Естественно, что все это скажется на характеристиках ГТГ.

В настоящей работе произведен термогазодинамический расчет, а также расчет эксплуатационных характеристик стационарной газотурбинной установки (ГТУ) АЛ-31СТЭ, созданной на базе АГТД АЛ-31Ф.

1 Краткое описание ГТУ АЛ-31СТЭ

1.1 Краткое описание ГТУ

Газотурбинный двигатель АЛ-31СТЭ является модификацией высокоэффективного двигателя АЛ-31СТ, со специально спроектированной силовой турбиной, предназначенной для совместной работы с электрогенератором.

Газотурбинный двигатель АЛ-31СТ был разработан на базе авиационного двигателя АЛ-31Ф и АЛ-31ФП НТЦ им. А. Люльки НПО «Сатурн». После этого на НТЦ им. А. Люльки НПО «Сатурн» был разработан двигатель АЛ-31СТЭ для энергоустановок. В настоящее время двигатель выпускается также в ОАО «УМПО».

АЛ-31СТЭ может использоваться и как самостоятельный агрегат для выработки электроэнергии на ГТЭС, и как один из элементов в составе комбинированных парогазовых электростанций. В качестве топлива для двигателя используется природный газ.

Конструктивно двигатель выполнен в виде двух модулей: модуля газогенератора (ГГ) и модуля силовой турбины (СТ).

ГГ двигателя, разработанный на базе авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя, выполнен по двухвальной схеме.

Модули ГГ и СТ собраны на отдельных рамах. При стыковке модулей их рамы соединяются болтами, образуя единую раму, являющуюся основным элементом силовой схемы двигателя. Задний фланец ГГ жестко крепится к переднему фланцу СТ.

Газодинамическая устойчивость компрессора обеспечивается регулируе-мыми входными направляющими аппаратами (ВНА) и направляющими аппаратами двух первых ступеней девятиступенчатого компрессора высокого давления (КВД), а при запуске двигателя - выпуском избытка воздуха за четырехступенчатым компрессором низкого давления в атмосферу через клапан перепуска воздуха до набора заданной частоты вращения ротора КНД.

Поворотные лопатки направляющих аппаратов КВД изменяют углы установки линейно в зависимости от частоты вращения ротора КВД.

Атмосферный воздух через входное устройство поступает в компрессор двигателя.

В промежуточном корпусе за КНД воздух разделяется на два потока - наружный и внутренний.

Поток воздуха внутреннего контура поступает в КВД, где происходит его дальнейшее сжатие. Из КВД сжатый воздух поступает в кольцевую, камеру сгорания, где разделяется на первичный и вторичный потоки.

Первичный поток сжатого воздуха смешивается в жаровой трубе с топ-ливным газом, подаваемым форсунками. Образовавшаяся смесь сгорает при по-стоянном давлении, в результате чего образуются продукты сгорания с высокой температурой.

Вторичный поток воздуха обтекает стенки камеры сгорания, постоянно подмешивается через смесительные отверстия в жаровой трубе к продуктам сгорания и формирует заданное температурное поле перед турбиной.

Кинетическая энергия продуктов сгорания при расширении на рабочих лопатках турбин высокого и низкого давления преобразуется в механическую работу вращения роторов высокого и низкого давления.

ТВД приводит во вращение ротор КВД, а ТНД - ротор КНД.

Смесь продуктов сгорания, имеющая достаточную кинетическую энергию, после ТНД поступает в силовую турбину, которая через выходной вал с полумуфтой приводит во вращение ротор электрогенератора.

Воздушный поток из наружного контура сначала поступает в воздухо-воздушный теплообменник, где нагревается от воздуха, отобранного за КВД. Далее он охлаждает корпуса камеры сгорания и турбины ГГ и подмешивается к основному потоку продуктов сгорания перед силовой турбиной.

Первая часть воздуха, отобранного за КВД, подмешивается к продуктам сгорания после КС, вторая часть после теплообменника поступает на охлаждение соплового аппарата и рабочих лопаток ТВД, а оставшийся воздух смешивается с основным потоком газов после ТНД.

На рисунках 1.1 и 1.2 представлены продольные разрезы модуля газогенератора и силовой турбины двигателя АЛ-31СТН, который предназначен для привода газоперекачивающих агрегатов. АЛ-31СТЭ отличается от него тем, что:

• АЛ-31СТН имеет трехступенчатую силовую турбину, а АЛ-31СТЭ – пяти-;

• АЛ-31СТН рассчитана на частоту вращения ротора СТ 5300 об/мин, а АЛ-31СТЭ – 3000об/мин;

• Номинальная мощность АЛ-31СТН составляет 16 МВт, а АЛ-31СТЭ – 18 МВт.

Основные характеристики двигателя АЛ-31СТЭ приведены в таблице 1.1

Таблица 1.1 − Основные характеристики двигателя АЛ-31СТЭ

№ Наименование характеристики Величина

1 Мощность силовой турбины на валу, МВт 18

2 Степень повышения давления в компрессоре 17,05

3 Температура газов за камерой сгорания, К 1548,6

4 Температура газов за силовой турбиной, К 762

5 Эффективный КПД, % 36±0,5

6 Расход воздуха через двигатель, кг/с 64,88

7 Частота вращения ротора силовой турбины, об/мин 3000

8 Топливо Природный газ

9 Габариты:

- длина по оси, мм

- максимальная высота, мм

- максимальная ширина, мм

4880

2118

1950

10 Межремонтный ресурс, ч 15000…25000

11 Общетехнический ресурс, ч 45000…75000

12 Общетехнический ресурс силовой турбины, ч 60000…100000

4.5 Предварительная оценка кинематических параметров по ступеням турбины

Принимаются предварительные значения углов потока на выходе из сопловых аппаратов турбины. Углы в значительной степени определяют КПД ступеней, сильно влияют на течение газа в решётках рабочего колеса и являются одним из определяющих параметров, влияющих на оптимальное значение . Углы рекомендуется плавно изменять от ступени к ступени, приняв для первой ступени (принимаем ),для второй ступени =30 а для последней ступени до значений (принимаем ).

Принимаются предварительные значения кинематической степени реактивности ступеней турбины на среднем диаметре

Рекомендуемые значения :

 для первой ступени (принимается );

 для второй ступени (принимается );

 для последних ступеней (принимаем ).

Кинематическая степень реактивности ступеней турбины на среднем диаметре выбирается такой, чтобы во втулочном сечении было (при отрицательной степени реактивности в этих сечениях рабочего колеса происходит не расширение, а сжатие газа).

5 Газодинамический расчет многоступенчатой силовой турбины по среднему диаметру и высоте лопатки

Результаты предварительного расчёта используются в качестве исходных данных для последующих этапов детального газодинамического расчета каждой ступени силовой турбины. При проведении последующих газодинамических и прочностных расчётов результаты предварительного расчёта турбины могут корректироваться и уточняться.

Газодинамический расчет многоступенчатой силовой турбины по среднему диаметру и высоте лопаток выполнен на ЭВМ с использованием программы TURB.exe.

В настоящей работе произведен ручной термогазодинамический расчет газотурбинной установки АЛ-31СТЭ, результаты которого существенно отличались от реальных характеристик двигателя. Поэтому был выполнен расчет в системе математического моделирования DVIGwT.

В ходе расчетов были получены следующие основные технические данные проектируемой ГТУ, работающей на природном газе, на номинальном режиме работы:

1) эффективная мощность Ne = 18000 кВт;

2) удельная мощность Neуд = 277,474 кВт/(кг/с);

3) эффективный КПД (e) =0,3633;

4) удельный расход топлива Се = 0,1982 кг топл/кВт ч;

Произведен расчет нагрузочных и климатических характеристик, а также предварительный расчет свободной силовой турбины ГТУ на номинальном режиме. Число ступеней составило Z=5.

Газодинамический расчет многоступенчатой турбины произведен с помощью программы turb.exe. Построена проточная часть меридионального сечения свободной турбины, построены треугольники скоростей на среднем диаметре и получены ее характеристики.

1. Александров А.А., Григорьев Б.А. Таблицы теплофизических свойств воды и водяного пара: Справочник. Рек. Гос. Службой стандартных справочных данных. ГСССД Р-776-98 – М.: Издательство МЭИ, 1999.

2. Арьков Ю.Г. , Шайхутдинов З.Г. Конвертирование АД для использования в наземных энергетических установках.- Уфа: изд УАИ, 1986- 82 с.

3. А.М.Ахметзянов «Термогазодинамические расчеты авиационных ГТД» - Уфа: УАИ, 1982.

4. Каталог газотурбинного оборудования. Газотурбинные технологии. Газпром, 2006.

5. Моделирование работы элементов авиационных ГТД в системе DVIGw: Практикум по курсу «Теория, расчет и проектирование АД и ЭУ»/ Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: Х.С. Гумеров, О.Н. Иванова. – Уфа, 2005. – 74 с.

6. Предварительный расчёт свободной силовой турбины АГТУ: Методические

указания к курсовому проектированию по дисциплине «Теория тепловых

машин, теплоэнергоустановок и ДЛА». Сост. Ю.Г. Арьков. - Уфа.: УГАТУ;

2000. - 27 с.

7. Руководство по эксплуатации двигателя АЛ-31СТН. ОАО «НПО Сатурн» НТЦ им. А. Люльки. – Рыбинск, 2005.

8. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник/ В.И. Бакулев, В.А. Голубев, Б.А. Крылов и др.; Под редакцией В.А. Сосунова, В.М. Чепкина – М.: Изд-во МАИ, 2003 – 688 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Наземная газотурбинная энергетическая установка с силовой турбиной»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 64
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика