Курсовая работа
«Наземная газотурбинная энергетическая установка с силовой турбиной»
- 64 страниц
Введение ….….6
1 Краткое описание ГТУ АЛ-31СТЭ….….….…7
1.1 Краткое описание ГТУ….….7
1.2 Конвертирование авиационного ГТД АЛ-31Ф при создании
стационарной ГТУ….…13
2 Термогазодинамический расчет ГТУ на номинальном режиме….16
2.1 Ручной расчет….….16
2.1.1 Исходные данные для расчета….…16
2.1.2 Расчет рабочего процесса в компрессоре….….…18
2.1.3 Расчет рабочего процесса в наружном контуре….20
2.1.4 Расчет рабочего процесса в камере сгорания….20
2.1.5 Расчет рабочего процесса в турбине….22
2.1.6 Расчет рабочего процесса в выходном тракте….26
2.1.7 Расчет основных характеристик ГТУ…27
2.2 Термогазодинамический расчет в системе математического
моделирования DVIGwT…28
3 Расчет эксплуатационных характеристик ГТУ…37
3.1 Расчет нагрузочных характеристик….37
3.2 Расчет климатических характеристик….41
4 Предварительный расчет свободной силовой ГТУ на номинальном режиме….46
4.1 Исходные данные для расчета….46
4.2 Предварительная оценка геометрических и кинематических
параметров в выходном сечении силовой турбины на номинальном режиме.48
4.3 Выбор числа ступеней турбины и распределение эффективной работы
по ступеням….49
5.4 Расчет турбины на номинальном режиме по среднему диаметру…54
5 Газодинамический расчет многоступенчатой турбины по среднему диаметру и высоте лопатки….55
Заключение ….….58
Список использованных источников ….59
Приложение А (обязательное) Схема проточной части пятиступенчатой
турбины….61
Приложение Б (обязательное) Построение треугольников скоростей…62
Наиболее распространенные типы авиационных газотурбинных двигателей (АГТД) по ряду основных показателей вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к приводным двигателям электростанций. В частности, АГТД сравнительно просты, так как выполняются по открытому циклу. Они не нуж-даются в охлаждающей воде и не имеют вспомогательных систем с автономными приводами. АГТД отличаются быстрым запуском из любого состояния, высокой степенью автоматизации и надежности. По сравнению с энергетическими ГТД они обладают еще меньшими удельными массами и габаритами, компактны и могут работать в любых климатических условиях.
Благодаря крупносерийному выпуску АГТД имеют сравнительно низкую удельную стоимость.
Однако по ряду показателей, как, например, числу оборотов выходного вала, экономичности, моторесурсу, тепловыделениям, они не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к ГТД электрических станций.
В то же время авиационные ГТД обладают рядом специфических качеств, которые вовсе не обязательны для ГТД энергетического назначения. Поэтому в случае использования того или иного авиационного двигателя в энергетических целях, необходимо его конвертировать, т. е. приспособить для нового назначения. Естественно, что, конвертируя АГТД для энергетики, можно создать установки лишь с такими характеристиками, какие способен обеспечить конкретно выбранный АГТД. Например, для создания газотурбогенератора (ГТГ) можно использовать как ТРД, так и ТВД. В то же время ТВД может быть одновальным или двухвальным. Конструкция и характеристики любого из выбранных двигателей определяются типом самолета или вертолета, для которого он предназначен. Естественно, что все это скажется на характеристиках ГТГ.
В настоящей работе произведен термогазодинамический расчет, а также расчет эксплуатационных характеристик стационарной газотурбинной установки (ГТУ) АЛ-31СТЭ, созданной на базе АГТД АЛ-31Ф.
1 Краткое описание ГТУ АЛ-31СТЭ
1.1 Краткое описание ГТУ
Газотурбинный двигатель АЛ-31СТЭ является модификацией высокоэффективного двигателя АЛ-31СТ, со специально спроектированной силовой турбиной, предназначенной для совместной работы с электрогенератором.
Газотурбинный двигатель АЛ-31СТ был разработан на базе авиационного двигателя АЛ-31Ф и АЛ-31ФП НТЦ им. А. Люльки НПО «Сатурн». После этого на НТЦ им. А. Люльки НПО «Сатурн» был разработан двигатель АЛ-31СТЭ для энергоустановок. В настоящее время двигатель выпускается также в ОАО «УМПО».
АЛ-31СТЭ может использоваться и как самостоятельный агрегат для выработки электроэнергии на ГТЭС, и как один из элементов в составе комбинированных парогазовых электростанций. В качестве топлива для двигателя используется природный газ.
Конструктивно двигатель выполнен в виде двух модулей: модуля газогенератора (ГГ) и модуля силовой турбины (СТ).
ГГ двигателя, разработанный на базе авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя, выполнен по двухвальной схеме.
Модули ГГ и СТ собраны на отдельных рамах. При стыковке модулей их рамы соединяются болтами, образуя единую раму, являющуюся основным элементом силовой схемы двигателя. Задний фланец ГГ жестко крепится к переднему фланцу СТ.
Газодинамическая устойчивость компрессора обеспечивается регулируе-мыми входными направляющими аппаратами (ВНА) и направляющими аппаратами двух первых ступеней девятиступенчатого компрессора высокого давления (КВД), а при запуске двигателя - выпуском избытка воздуха за четырехступенчатым компрессором низкого давления в атмосферу через клапан перепуска воздуха до набора заданной частоты вращения ротора КНД.
Поворотные лопатки направляющих аппаратов КВД изменяют углы установки линейно в зависимости от частоты вращения ротора КВД.
Атмосферный воздух через входное устройство поступает в компрессор двигателя.
В промежуточном корпусе за КНД воздух разделяется на два потока - наружный и внутренний.
Поток воздуха внутреннего контура поступает в КВД, где происходит его дальнейшее сжатие. Из КВД сжатый воздух поступает в кольцевую, камеру сгорания, где разделяется на первичный и вторичный потоки.
Первичный поток сжатого воздуха смешивается в жаровой трубе с топ-ливным газом, подаваемым форсунками. Образовавшаяся смесь сгорает при по-стоянном давлении, в результате чего образуются продукты сгорания с высокой температурой.
Вторичный поток воздуха обтекает стенки камеры сгорания, постоянно подмешивается через смесительные отверстия в жаровой трубе к продуктам сгорания и формирует заданное температурное поле перед турбиной.
Кинетическая энергия продуктов сгорания при расширении на рабочих лопатках турбин высокого и низкого давления преобразуется в механическую работу вращения роторов высокого и низкого давления.
ТВД приводит во вращение ротор КВД, а ТНД - ротор КНД.
Смесь продуктов сгорания, имеющая достаточную кинетическую энергию, после ТНД поступает в силовую турбину, которая через выходной вал с полумуфтой приводит во вращение ротор электрогенератора.
Воздушный поток из наружного контура сначала поступает в воздухо-воздушный теплообменник, где нагревается от воздуха, отобранного за КВД. Далее он охлаждает корпуса камеры сгорания и турбины ГГ и подмешивается к основному потоку продуктов сгорания перед силовой турбиной.
Первая часть воздуха, отобранного за КВД, подмешивается к продуктам сгорания после КС, вторая часть после теплообменника поступает на охлаждение соплового аппарата и рабочих лопаток ТВД, а оставшийся воздух смешивается с основным потоком газов после ТНД.
На рисунках 1.1 и 1.2 представлены продольные разрезы модуля газогенератора и силовой турбины двигателя АЛ-31СТН, который предназначен для привода газоперекачивающих агрегатов. АЛ-31СТЭ отличается от него тем, что:
• АЛ-31СТН имеет трехступенчатую силовую турбину, а АЛ-31СТЭ – пяти-;
• АЛ-31СТН рассчитана на частоту вращения ротора СТ 5300 об/мин, а АЛ-31СТЭ – 3000об/мин;
• Номинальная мощность АЛ-31СТН составляет 16 МВт, а АЛ-31СТЭ – 18 МВт.
Основные характеристики двигателя АЛ-31СТЭ приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1 − Основные характеристики двигателя АЛ-31СТЭ
№ Наименование характеристики Величина
1 Мощность силовой турбины на валу, МВт 18
2 Степень повышения давления в компрессоре 17,05
3 Температура газов за камерой сгорания, К 1548,6
4 Температура газов за силовой турбиной, К 762
5 Эффективный КПД, % 36±0,5
6 Расход воздуха через двигатель, кг/с 64,88
7 Частота вращения ротора силовой турбины, об/мин 3000
8 Топливо Природный газ
9 Габариты:
- длина по оси, мм
- максимальная высота, мм
- максимальная ширина, мм
4880
2118
1950
10 Межремонтный ресурс, ч 15000…25000
11 Общетехнический ресурс, ч 45000…75000
12 Общетехнический ресурс силовой турбины, ч 60000…100000
4.5 Предварительная оценка кинематических параметров по ступеням турбины
Принимаются предварительные значения углов потока на выходе из сопловых аппаратов турбины. Углы в значительной степени определяют КПД ступеней, сильно влияют на течение газа в решётках рабочего колеса и являются одним из определяющих параметров, влияющих на оптимальное значение . Углы рекомендуется плавно изменять от ступени к ступени, приняв для первой ступени (принимаем ),для второй ступени =30 а для последней ступени до значений (принимаем ).
Принимаются предварительные значения кинематической степени реактивности ступеней турбины на среднем диаметре
Рекомендуемые значения :
для первой ступени (принимается );
для второй ступени (принимается );
для последних ступеней (принимаем ).
Кинематическая степень реактивности ступеней турбины на среднем диаметре выбирается такой, чтобы во втулочном сечении было (при отрицательной степени реактивности в этих сечениях рабочего колеса происходит не расширение, а сжатие газа).
5 Газодинамический расчет многоступенчатой силовой турбины по среднему диаметру и высоте лопатки
Результаты предварительного расчёта используются в качестве исходных данных для последующих этапов детального газодинамического расчета каждой ступени силовой турбины. При проведении последующих газодинамических и прочностных расчётов результаты предварительного расчёта турбины могут корректироваться и уточняться.
Газодинамический расчет многоступенчатой силовой турбины по среднему диаметру и высоте лопаток выполнен на ЭВМ с использованием программы TURB.exe.
В настоящей работе произведен ручной термогазодинамический расчет газотурбинной установки АЛ-31СТЭ, результаты которого существенно отличались от реальных характеристик двигателя. Поэтому был выполнен расчет в системе математического моделирования DVIGwT.
В ходе расчетов были получены следующие основные технические данные проектируемой ГТУ, работающей на природном газе, на номинальном режиме работы:
1) эффективная мощность Ne = 18000 кВт;
2) удельная мощность Neуд = 277,474 кВт/(кг/с);
3) эффективный КПД (e) =0,3633;
4) удельный расход топлива Се = 0,1982 кг топл/кВт ч;
Произведен расчет нагрузочных и климатических характеристик, а также предварительный расчет свободной силовой турбины ГТУ на номинальном режиме. Число ступеней составило Z=5.
Газодинамический расчет многоступенчатой турбины произведен с помощью программы turb.exe. Построена проточная часть меридионального сечения свободной турбины, построены треугольники скоростей на среднем диаметре и получены ее характеристики.
1. Александров А.А., Григорьев Б.А. Таблицы теплофизических свойств воды и водяного пара: Справочник. Рек. Гос. Службой стандартных справочных данных. ГСССД Р-776-98 – М.: Издательство МЭИ, 1999.
2. Арьков Ю.Г. , Шайхутдинов З.Г. Конвертирование АД для использования в наземных энергетических установках.- Уфа: изд УАИ, 1986- 82 с.
3. А.М.Ахметзянов «Термогазодинамические расчеты авиационных ГТД» - Уфа: УАИ, 1982.
4. Каталог газотурбинного оборудования. Газотурбинные технологии. Газпром, 2006.
5. Моделирование работы элементов авиационных ГТД в системе DVIGw: Практикум по курсу «Теория, расчет и проектирование АД и ЭУ»/ Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: Х.С. Гумеров, О.Н. Иванова. – Уфа, 2005. – 74 с.
6. Предварительный расчёт свободной силовой турбины АГТУ: Методические
указания к курсовому проектированию по дисциплине «Теория тепловых
машин, теплоэнергоустановок и ДЛА». Сост. Ю.Г. Арьков. - Уфа.: УГАТУ;
2000. - 27 с.
7. Руководство по эксплуатации двигателя АЛ-31СТН. ОАО «НПО Сатурн» НТЦ им. А. Люльки. – Рыбинск, 2005.
8. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник/ В.И. Бакулев, В.А. Голубев, Б.А. Крылов и др.; Под редакцией В.А. Сосунова, В.М. Чепкина – М.: Изд-во МАИ, 2003 – 688 с.
Тема: | «Наземная газотурбинная энергетическая установка с силовой турбиной» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 64 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Расчет тепловой схемы комбинированной ПГУ электростанции
Дипломная работа:
Устройство для крепления газотурбинного двигателя к летательному аппарату
Дипломная работа:
Развитие скоростно-силовых качеств юных каратистов в условиях крайнего севера
Дипломная работа:
Улучшение эксплуатационных и конструктивных показателей автомобильных двигателей, применяемых для силовых установок
Курсовая работа:
Проектирование и расчет карданной передачи для автомобиля типа 4х2 категории n2, после замены бензинового силового агрегата на дизельный