Дипломная работа

«Электронный каталог в вузовской библиотеке»

  • 48 страниц(ы)
  • 3013 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение…

ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КАТАЛОГОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕКАХ.

1.1. Электронный каталог как основное средство библиографического доступа в вузовской библиотеке….

1.2.Электронный каталог в Российских библиотеках….….

ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО СОЗДАНИЮ И ВЕДЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА…

2.1. Электронный каталог в научной библиотеке Башкирского государственного медицинского университета …

2.2. Онлайновая среда библиотеки Башкирского государственного медицинского университета: этапы и особенности формирования…

2.3. Система поиска и обновления информации в электронном каталоге библиотеки…

Заключение…

Список использованной литературы…

Актуальность исследования. Электронный библиотечный каталог является ядром и основой функционирования информационно-библиотечных систем, а также одним из основных объектов приложения новых информационных технологий. Сегодня это одна из повседневных реалий жизни каждой вузовской библиотеки. Электронный каталог (ЭК) на базе информирует читателя о составе и содержании библиотечных фондов, а значит, эффективность использования информационных ресурсов библиотек во многом зависит от его качества. Интерактивный каталог представляет библиотеку в глобальных информационных сетях и позволяет значительно упростить доступ к ресурмам библиотеки как студентов так и преподавателей. ЭК в той или иной степени задействован во всех основных библиотечных технологических процессах, поэтому знание его свойств, умение работать с ним необходимо и создателям его информационной базы, и библиотечным технологам, и всем профессиональным и конечным его пользователям.

С развитием информационных технологий, особенно сети Интернет, на первый план выступают проблемы организации информационного обслуживания. Они обусловлены, в первую очередь, противоречиями непосредственно между уровнем подготовленности информационных работников и пользователей.

Объект исследования – электронные каталоги библиотек высших образовательных учреждений.

Предмет исследования – использование электронного каталога в библиотеке БГМУ.

Целью данной работы является изучение электронного каталога библиотеки Башкирского государственного медицинского университета.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. Рассмотреть электронный каталог как основное средство библиографического доступа в вузовской библиотеке;

2. проанализировать уровень использования электронных каталогов в библиотеках России;

3. изучить электронный каталог научной библиотеки Башкирского государственного медицинского университета;

4. пранализировать Онлайновая среда библиотеки Башкирского государственного медицинского университета;

5. рассмотреть электронный каталог как источник поиска информаций.

Степень изученности проблемы. Говоря об электронных каталогах, следует отметить, что в российском библиотечном сообществе идет процесс изучения и практической апробации по этому направлению. С 90–х годов XX столетия российские библиотеки стали активно использовать в своей работе компьютерную технику и Интернет–технологии. В разработках и исследованиях таких известных всему библиотечному сообществу специалистов, как: Я.Л. Шрайберг, Ф.С. Воройский, А.И. Земсков, А.Б. Антопольский, Б.И. Маршак, Б.Р. Логинов, Э.Р. Сукиасян, В.К. Степанов, Е.Д. Жабко, О.А. Лаврёнова, А.И. Вислый и многих других - мы находим объективное и профессиональное рассмотрение указанных проблем [17; 36].

В диссертационном исследовании М.И. Вершинина «Проблемы создания электронного каталога в научных библиотеках» и в его же монографии «Электронный каталог: проблемы и решения» основное внимание уделено лингвистическим проблемам организации электронного каталога, созданию специализированных программных сред, обеспечивающих успешную реализацию его основных функций: поиска и доступа к документальным источникам библиотеки.

Особое место в публикациях, связанных с процессами становления и развития электронных каталогов, отводилось проблемам ретроконверсии карточных каталогов. В диссертационном исследовании Г.А. Кисловской «Ретроспективная конверсия карточных каталогов» проведен анализ процессов создания электронного каталога на основе программ ретроконверсии, и дана оценка роли электронного каталога в работе современной библиотеки.

Тема «электронный библиографический каталог» часто рассматривается в контексте справочного информационно-библиотечного обслуживания. Разработанность данного направления исследований достаточна велика. В публикациях Э. Р. Сукиасяна, Е.Д. Жабко, В.К. Степанова, А.И. Земскова, О.В. Шлыковой и многих других проблемы организации обслуживания и доступа к информационным ресурсам библиотеки рассматривались в свете технологических возможностей автоматизированных систем и работы поисковых сервисов и инструментов, к которым, несомненно, относится электронный каталог.

В публикациях Т.В. Мошковской тема “электронный каталог и его роль во вновь созданной библиотеке или библиотеке «нового поколения»” является основной и приоритетной.

Об электронных каталогах имеются публикации в журналах «Научные и технические библиотеки», «Библиотека», «Библиотековедение», «Библиография». Опыт создания и использования электронных каталогов широко освещает региональная пресса.

Базой исследования является библиотека Башкирского государственного медицинского университета. Проведен анализ виртуальной среды библиотеки, рассмотрены поисковые возможности e-каталога библиотеки.

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, метод классификации, методы сравнения и обобщения источниковедческий теоретический анализ литературы, терминологический анализ.

Научная новизна и теоретическая значимость: Охарактеризованы тенденции развития электронного каталога в вузовской библиотеке, его функционирования. Проанализированы возможности использования элетронного каталога Башкирского государственного медицинского университета.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой исследования и включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

В приложении представлены:

Список использованной литературы состоит из 51 источника

В первой главе Создание электронных каталогов в отечественных и зарубежных вузовских библиотеках. Проанализировано определение понятия электронный каталог, дана характеристика е-каталога, как как основного средства библиографического доступа в вузовской библиотеке. Рассмотрена история появления электронных каталогов в библиотеках России. Проанализированы особенности формирования и функционирования электронных каталогов Российской Национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Библиографической базы данных «Вся Россия», Сводного каталога «Сигла».

В настояшее время насчитывается большое количество понятий электронный каталог, каждое из которых трактует различные стороны его существование, например, существование в машиночитаемом виде; возможность удаленного доступа с ним; наличие большого количества дополнительных поисковых возможностей по сравнению с традиционными каталогами; удобную форму ведения и работы, как для библиотекаря, так и для читателя и т.д.

Во второй главе. Опыт работы библиотеки башкирского государственного медицинского университета по созданию и ведению электронного каталога. Проанализированы ресурсы библиотеки БГМУ. Рассмотрены особенности функционирования электронный каталога внаучной библиотеке. Выявлены особенности развития онлайновая среда библиотеки Башкирского государственного медицинского университета. Рассмотрены ее ключевые особенности. Система поиска и обновления информации в электронном каталоге библиотеки

1.1. Электронный каталог как основное средство библиографического доступа в вузовской библиотеке

Своевременное получение актуальной информации является необходимым условием для принятия обоснованных решений, экономит время поиска нужной информации и ускоряет процесс решения научных и учебных задач. В настоящее время высшие учебные заведений имеют дело с огромным количеством данных, располагают богатой библиотекой, которые активно применяются студентами и сотрудниками для получения научной, учебной и справочной информации, анализа тех или иных аспектов деятельности учебного заведения. E-каталог библиотеки выступает универсальным средством оперативного предоставления подобного рода информации.

В современной научной теории существует большое количество определений понятия электронный каталог, приведем некотрые из них: Электронный каталог (ЭК) — совокупность программных и аппаратных средств по обеспечению деятельности библиотеки по заказу, каталогизации, поиску, выдаче книг, решения различных задач по отчётности и книгообеспеченности читателей и др. как в локальной вычислительной сети, так и через web-сопряжение .

Электронный каталог прочно вошел в жизнь библиотечного сообщества. Он достаточно многогранен и может рассматриваться с различных точек зрения. Есть множество вариантов определений этого понятия. Большинство из них характеризуют отдельные функции электронного каталога или его назначение, или определяют его структуру и форму существования. В «Справочнике библиотекаря» приведено следующее определение: «Электронный каталог — это библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей библиотеки».

Другое определение предлагает В. В. Мосягин: «Электронный каталог библиотеки (синоним: библиографический банк данных библиотеки) — совокупность библиографических и лексикографических баз данных в комплексе с СУБД и набором прикладных программ, обеспечивающих принципиально новые возможности поиска по сравнению с традиционными библиотечными каталогами. Объединение различных библиографических и лексикографических БД в единое целое приводит к качественно новому понятию» . Оно характеризует ЭК с точки зрения структуры и расширения поисковых возможностей.

Ряд исследователей, в том числе и российских, отождествляют ЭК с модулем OPAC (Online public access catalog). Подобной точки зрения придерживается и известный библиотековед Э. Р. Сукиасян: «ЭК — то же самое, что и ОРАС».

Определяя понятие «электронный каталог», на наш взгляд, прежде всего, необходимо учитывать, что современный ЭК состоит из трех основных частей, а именно: части, включающей библиографические сведения, части, включающей авторитетные сведения, и части, включающей сведения об экземпляре (циркуляции документа). Такая трактовка ЭК, впервые в отечественном библиотековедении предложена И. Б. Цветковой и основывается на истории развития ЭК . Как известно, автоматизация каталогизации началась с механического перевода в электронную форму библиографических сведений, затем в машиночитаемую форму стали переводиться авторитетные данные, потом — данные о циркуляции документов.

Определение структуры ЭК с точки зрения содержания и наполнения дает понимание его функционирования, обусловленного взаимодействием трех его частей. Однако, очевидно, что даже совмещение приведенных определений и трактовок ЭК не раскрывает всей его сущности, проявляющейся в единстве многообразных функций и свойств.

файлов.

Изначально задача создания автоматизированных каталогов была поставлена в связи с осознанием возможности сократить затраты на выполнение трудоемких технологических операций в сфере каталогизации. Первые усилия в этом направлении относятся к началу 60-х гг. XX в. Это связано с разработкой формата машиночитаемой каталогизации и попытками создания интегрированных библиотечных систем на базе ЭВМ второго поколения, работавших в пакетном режиме, в крупных университетских библиотеках США.

Электронный каталог стал первым достижением, которое могли использовать непосредственно сами читатели. Наибольшую популярность для его обозначения в американской печати получила аббревиатура OPAC (Online Public Access Catalogue – интерактивный общедоступный каталог). Работа в режиме online (режиме реального времени, интерактивном режиме) предполагает подключение терминала потребителя к «живой», действующей базе данных, пополняемой в то же время новой информацией. Первый в мире каталог OPAC был разработан в библиотеке штата Огайо в 1970 г.

Началом же эры OPAC в американских библиотеках считаются 1980-е гг. С момента появления ЭК выделялся среди других информационных ресурсов по трем аспектам: цели разработки, содержание информационных массивов и потенциальные пользователи. ЭК были рассчитаны на неподготовленного пользователя и некоммерческое использование. Прототипом для ЭК послужили карточные каталоги, что определило методы поиска и просмотра. После всеобщего признания рост числа OPAC в США, Канаде, Австралии, Великобритании и других европейских странах сопровождался их постоянным совершенствованием. Судя по активному обсуждению в зарубежной периодике конца 1980-х – начала 1990-х гг. вопросов закрытия карточных каталогов, именно в этот период OPAC стал рассматриваться как полноценный источник информации, вполне способный конкурировать с карточными каталогами.

Достаточно долгое время альтернативой OPAC считались каталоги на микроносителях (РАС – Public Access Catalogue). Понятно, что они не подключались к постоянно пополняемой БД, а содержали только определенную порцию неизменяемой информации. В 1985 г. была разработана и реализована первая коммерческая система каталогизации на компактных оптических дисках (CD–ROM). 1990-е гг., когда распространение Интернета дало основание пересмотреть функции ЭК, можно назвать поворотным этапом в его истории. Необходимость обеспечения информационного обмена на локальном и международном уровнях в режиме реального времени закрепила функции ведущего банка данных библиотек именно за интерактивными каталогами.

Исторически, в зависимости от набора поисковых возможностей, сегодня принято выделять три поколения автоматизированных библиотечных каталогов. Но из-за разнообразия конкретных вариантов ЭК не сложилось единого мнения по поводу характеристик и хронологических рамок существования отдельных поколений. Поэтому мы будем ориентироваться на самые общие подходы.

Чаще всего каталогам первого поколения (1970-е – середина 1980-х гг.) приписывают следующие черты: ограниченное количество полей доступа, нестандартность используемых библиографических описаний, неразвитость поисковых стратегий, авторитетного контроля, режима диалога. В таких каталогах, как правило, отсутствовала возможность поиска по теме, осуществлялся главным образом адресный поиск. Это позволило в свое время характеризовать ЭК как «псевдокарточные» системы.

Первые версии общедоступных автоматизированных каталогов не относили даже к классу автоматизированных информационно-поисковых систем. Однако в 1980-х гг. наметилась тенденция к интеграции ЭК с другими типами АИПС.

Каталоги второго поколения (1980–1990-е гг.) обладают возможностью многоаспектного поиска с использованием булевой логики по ключевым словам, классификационным индексам, предметным рубрикам, более широким применением авторитетных данных, выводом их для пользователей ЭК, ориентацией на необученного пользователя, полидисциплинарностью БД, отсутствием в поисковых образах документов рефератов.

Сообщения о разработке ЭК третьего поколения появились уже в конце 1980-х гг. К нему относятся каталоги, принимающие запросы на естественном языке и самостоятельно преобразующие их. В последнее время высказывается критика уже и в их адрес, обосновывается необходимость смены концепции их развития.

Первые электронные каталоги представляли собой просто перечень записей об изданиях в одном файле, что уже позволяло ускорить поиск нужной книги, газеты, журнала.

Использование электронных таблиц, а впоследствии и СУБД (более-менее широко с 1960-х годов) позволило разделять подобные записи на отдельные поля, такие как название, автор, издательство, год издания, язык, аннотация и др., что позволило более точно задавать поисковые запросы.

В настоящее время ЭК на деле превратились в мощные информационные системы по обеспечению работы библиотек и выполняют широкий круг задач.

Каждый пользователь обычно видит лишь часть возможностей ЭК в зависимости от того, какие задачи решаются им с помощью этого каталога.

Пользователь-читатель обычно знаком через web-сопряжение с собственно библиотечным каталогом в электронном виде, позволяющем в более удобной обстановке быстро найти и, возможно, заказать к выдаче интересующие издания.

Сотрудники отдела комплектования применяют программы ЭК для исследования книгообеспеченности (например, учебного процесса), заказа новых изданий, продолжения подписки, каталогизации и регистрации новых поступлений, различных видов отчётности.

Сотрудники отдела выдачи ведут с помощью ЭК картотеку читателей, получают и обрабатывают заказы на литературу, свои задачи решает руководство библиотеки и т. д.

Электронный каталог заставил по-новому посмотреть на самую устоявшуюся и консервативную библиотечную работу. В ней произошли следующие изменения:

• концентрация усилий по выполнению оригинальной каталогизации в национальных библиографических центрах и заимствование продукции другими библиотеками;

• доступность фондов библиотек через создание online сводных каталогов на региональном, национальном и международном уровнях;

• расширение поисковых возможностей, вследствие применения новой технологии формирования машиночитаемой записи, включая кодированную информацию, аннотации, полные тексты документов, оцифрованные данные, ресурсы интернета;

• обеспечение доступа к ЭК библиотек средствами интернет для удаленных пользователей;

• функционирование ЭК как неотъемлемой части интегрированной библиотечной системы от комплектования до хранения документов.

Понятие «электронный каталог» пришло к нам из США. В отличие от нашей страны, в Соединенных Штатах этот термин имеет несколько значений. В настоящее время ЭК на деле превратились в мощные информационные системы по обеспечению работы библиотек и выполняют широкий круг задач.

В России термин «электронный библиотечный каталог» появляется в отечественной печати в середине 1980-х гг. Широкое же распространение этого понятия связано с девяностыми годами прошлого столетия. Именно тогда началось стихийное создание электронных каталогов в тех библиотеках, которым удалось приобрести компьютеры. Далее понятие уточнялось по мере внедрения ЭК в повседневную библиотечную практику, усложнения его структуры и функций.

Библиотека ВУЗа, в свою очередь, направлена, с одной стороны, на обеспечение основных условий для образования и научной деятельности, с другой — на культурное развитие каждого студента. Нужно отметить, что вузовская библиотека также является информационной системой. Предоставляя читателям различных информационных ресурсов, она обеспечивает их важными информациями.

Автоматизация библиотеки БГМУ началась в 1991году. При этом главной целью ставилось создание электронного каталога библиотечного фонда. С 1992года все новые поступления, включая книги и учебники, авторефераты диссертаций, диссертации, сборники научных трудов и конференций, а также статьи из сборников вводятся в электронный каталог.

Электронные каталоги стали зачастую еще одним этапом поиска информации. Учитывая то, что поисковики Интернета осуществляют ту же самую функцию (функцию поиска), что и электронные каталоги, возникает мысль о том, что электронные каталоги - это «информационный центр».

Итак, развитие электронных каталогов достигло уже той стадии, которая позволяет обобщить накопленный опыт и очертить проблематику его ближайшего будущего. Что касается прогноза будущего электронного каталога, то очевидно, что оно будет связано с возможностью создания сводных каталогов корпоративных объединений библиотек, использования общенациональных авторитетных файлов и единых форматов. Можно также предположить, что дальнейшее развитие ЭК будет ориентировано на расширение диалога и средств помощи его пользователям.

1. Бродовский, А.И. Создание имидж-каталогов в ГПНТБ России средствами ИРБИС [Текст] /А.И. Бродский/ Научные и технические библиотеки. – 2009. - № 8. – С. 5-16.

2. Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решения [Текст]: учебно-практическое пособие / М. И. Вершинин. – СПб. : Профессия, 2007. – 232 с. – (Серия «Библиотека»).

3. Горный, Е. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы [Текст] / Zhurnal.r*:вестник сетевой культуры. Москва, 2002.

4. Губанова, С.А. Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных [Электронный ресурс] / Тверская областная библиотека им. А.М. Горького: [сайт]. - Тверь, 2003. – Режим доступа: h**t://w*w.tverlib.r*. –Дата обращения (27.10.2014).

5. Дригайло, В.Г. Основы организации работы библиотеки вуза: научно – практическое пособие [Текст] / В.Г. Дригайло - М.: Либерея-Бибинформ, - 2007. - С.513 - 514.

6. Жарикова, Л.А. Электронный библиотечный каталог [Текст] / Л.А. Жарикова, А.А. Маркова, Г.А. Скарук. – Новосибирск, 2006. – 39 с.

7. Земсков, А. И. Будущее электронных библиотек [Текст] / А. И. Земсков / Научные и технические библиотеки. - 2009. - № 4. - С. 26-35.

8. 8. Земсков, А.И. Электронные библиотеки [Текст] : учебник для вузов / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. - Москва: Либерея, 2003. - 351 с.

9. Кисловская, Г.А. Ретроспективная конверсия карточных каталогов [Текст] / Г.А. Кисловская. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 144 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. 100 + 100 выпусков ; № 109).

10. Лавренова, О. А. Электронные каталоги : тенденции и практика РГБ [Текст] / О.А. Лавренова / Научные и технические библиотеки. – 2000. – № 2. – с. 29-35.

11. Информационно-поисковый тезаурус (ИПТ) [Текст] / О.А. Лавренова/ Библиотечная энциклопедия; Российская государственная библиотека. – М.: Пашков дом, 2007. – С.424-425.

12. Лавренова, О. А. Методика разработки информационно-поискового тезауруса [Текст] / О. А. Лавренова / Российская государственная библиотека. – М: Пашков дом, 2001. – 54 с.

13. Миниярова, З. М. Подходы к индексированию в электронных каталогах. Возможности поэлементного поиска [Текст] / З.М. Миниярова / Научные и технические библиотеки. – 2005. – № 12. – С. 25-35.

14. Мосягин В. В. Базы данных, электронный каталог и банк данных библиотеки [Электронный ресурс] / В. В. Мосягин.- Режим доступа: h**t://w*w.gpntb.r*/win/ntb/ntb97/ 5/f5_01.html. - Дата обращения (27.10.2014).

15. Рыбальченко, Е. Н. Использование средств лингвистического обеспечения электронного каталога для релевантного поиска информации и выполнения различных запросов [Текст] / Е.Н. Рыбальченко / Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 7. - С. 46-51.

16. Селиванова, Ю. Стандартизация и кооперация: тенденции каталогизации конца XX в. [Текст] / Ю. Селиванова, Т. Масхулия / Библиотечное дело. — 2004. — №6 (18). — С. 18—21.

17. Сизых, И. Лингвистическое обеспечение электронного каталога [Текст] / И. Сизых/ Библиотека. - 2009. - № 6. - С. 35-38.

18. Скарук, Г.А. «Неподготовленный пользователь» электронного каталога: кто он? [Текст] / Г.А. Скарук. – Научно-техническая библиотека. – 2009. - № 7. – С. 12-20.

19. Скарук, Г. А. Тематический поиск в электронном каталоге : проблемы лингвистического обеспечения [Текст] / Г.А. Скарук. -Библиотековедение. – 2001. – № 3

20. Брежнева В. В. Информационное обслуживание : учеб. пособие / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский. – СПб. : Профессия, 2012. – 368 с.

21. Илларионова лларионова Н. Ф. Веб-сайты как важный информационный информационный ресурс // Мир библиографии иблиографии. – 2009. – – 2009. – №4. – С. 43–46.

22. Положение оложение о Третьем Всероссийском Всероссийском конкурсе конкурсе сайтов публичных публичных библиотек за 2009 г. URL: h**t://w*w.rba.r*/content/activities/tenders/ site/2009.pdf ( ite/2009.pdf (дата обращения бращения: 20.11.2013). : 20.11.2013).

23. Принципы ринципы качества ачества веб-сайтов по культуре культуре. URL: h**t://w*w.minervaplus. ( u/docums/principles_of_quality.pdf (дата обращения обращения: 14.11.2013).

Покупка готовой работы
Тема: «Электронный каталог в вузовской библиотеке»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 48
Цена: 1450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика