Дипломная работа
«Изучение русского романса xix века в общеобразовательной школе»
- 70 страниц
Введение….….3
Глава 1. Теоретические основы изучения русского романса в общеобразовательной школе….…7
1.1.К истории появления и развития жанра романса….7
1.2.Характерные особенности жанра романса….….13
1.3. Музыкальное восприятие как ведущий вид музыкальной деятельности детей при изучении жанра романса….16
Глава 2.Педагогические условия изучения русского романса XIX века на уроках музыки….….34
2.1. Содержание, формы и средства изучения русского романса XIX века на уроках музыки….34
2.2.Опытно-экспериментальная работа и ее результаты….40
Заключение…67
Список литературы…68
Актуальность исследования
С течением времени изменяются не только музыкальные стили и жанры, изменяется ритм жизни, восприимчивость музыки и поэзии, уровень чувствования. Но человек остается человеком; его желания, переживания, эмоции никуда не исчезают, а ищут и находят новые средства выражения. Постижение музыки, как и любого другого искусства, требует определённого эстетического опыта, в свою очередь, способствуя его обогащению. Разумеется, и общая эстетическая культура человека также не существует изолированно и порождается всем строем человеческого мироощущения. Ведь восприятие таких различных и сложных явлений в искусстве 19 века и 20 века, как проза Достоевского, Кафка, Ремарка, драмы Чехова, Ибсена, живопись Врубеля, Пикассо, требует не только большой эстетической культуры, но и высокой культуры чувств, большой душевной и интеллектуальной зрелости.
Романс и сегодня, в XXI веке, отражает эмоциональную жизнь русского человека. Место романса в любую эпоху - сфера человеческих чувств, так как он направлен на то, чтобы проникнуть во внутренний мир человека.
Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства, которые соприкасаются в романсе. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так и поэзия становится частью музыки. Талантливая музыка часто становится новым открытием известного стихотворения, которое продолжает жить своей собственной жизнью так же, как и его музыкальный двойник.
Подробное изучение романса в общеобразовательной школе актуально сегодня. Специалистами досконально изучена лишь история романса: его происхождение, перенесение на русскую почву, судьба романса в XIX веке и начале XX. Русский романс можно считать явлением социальным, так как он никогда не был ограничен областью субъективной лирики: сохраняя обычно форму лирического музыкального высказывания, он откликается на все значительные события современной ему действительности. Вот почему романс представляет интерес для изучения в школе. Изучая истоки русского романса и его развитие, можно придти к самым неожиданным открытиям: современная русская музыка, весьма несхожие между собой музыкальные жанры многое унаследовали от романса. Ни одно десятилетие XX века не обошлось без романса в широком понимании этого термина.
Сегодня современному слушателю, на первый взгляд, предложен богатый выбор всевозможных жанров и исполнителей. Но отыскать в этом море что-то способное затронуть человеческую душу непросто и требует работы от самого слушателя. Воспитанию художественного вкуса публики уделяется сегодня мало внимания. Популярная музыка направлена на то, чтобы удовлетворять невзыскательный вкус, нетребовательность массовой публики соответствует нетребовательности исполнителей к своему творчеству. В основном эта музыка носит развлекательный характер. Изучение жанра романса на уроках музыки будет способствовать развитию личности школьников, так как слушание романса дает человеку возможность раскрыться и обнаружить богатство своего эмоционального мира.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения жанра романса в школе, а также неразработанностью содержания, форм и методов их использования в системе современной общеобразовательной школы.
Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования «Изучение русского романса XIX века в общеобразовательной школе».
Цель исследования: определение содержание, форм и методов изучения русского романса XIX века в общеобразовательной школе.
Объект исследования – процесс музыкального образования.
Предмет исследования – педагогические условия изучения русского романса XIX века в системе музыкального образования и воспитания.
Цель, объект и предмет исследования обусловили выдвижения и решение следующих задач исследования:
1.На основе изучения педагогической, культурологической, социологической, исторической, искусствоведческой литературы исследовать жанр романса, его появление и развитие в истории музыкальной культуры.
2.Раскрыть содержание, разработать методы и средства изучения русского романса XIX века.
3.Проверить эффективность методы и средства изучения русского романса XIX века в процессе опытно- экспериментального исследования
Методологической базой данной работы явились теория музыкального восприятия в трудах Е. В. Назайкинского; психолого-педагогические исследования младших школьников Л. С. Выготского, Г. С. Тарасова; музыкально-педагогические исследования Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, П. Л. Гродзенской; научные работы Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, О. А. Апраксиной, исследования в области русского романса Б.В.Асафьева, В.А.Васиной-Гроссман и др.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщения и систематизации теоретического материала, опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальной базой явилась школа-гимназия №3 г. Уфы.
Структура выпускной квалификационной работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложении
Глава 1. Теоретические основы изучения русского романса в общеобразовательной школе
1.1.К истории появления и развития жанра романса
Слово Романс пришло к нам из Испании, где первоначально обозначало стихотворение на испанском («романском») языке, рассчитанное на музыкальное исполнение с инструментальным сопровождением. Романсом называли народную песню лирического или героического содержания. Распространившись в других странах, музыкальный термин «Романс» стал обозначать вокальный жанр. В некоторых странах романс и песня обозначаются одним словом (нем. Lied, англ. Song).
В Россию название романс пришло в середине XVIII века. Тогда романсом называли стихотворение на французском языке, положенное на музыку. Однако романс как жанр русской вокально-поэтической культуры назывался иначе - российской песней. Это и был бытовой романс, предназначенный для сольного одноголосного исполнения под клавесин, фортепьяно, гусли, гитару. От песни романс отличался и отличается большей детализацией мелодии и её связью со словами, значительной выразительной ролью инструментального сопровождения. Русский романс берет начало в так называемых российских песнях. Российской песне предшествовал так называемый кант - песнопение на три голоса с последующей заменой третьего голоса аккомпанементом на флейте и скрипке, превращавшим его в дуэт: путь к одноголосной песне-романсу, произведению, запечатлевающему личную судьбу в ее общей событийности. Второй и третий голос ушли к слушателям, внимающим внутреннему голосу лирического героя. В 1759 году вышел сборник песен под названием «Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса». Составителем его был Г. Н. Теплов, видный вельможа елизаветинского и екатерининского времен, просвещенный любитель музыки. Содержание песен этого сборника довольно ограничено: это жалобы влюбленного, который «разлучен страстию презлою», или влюбленной («к тому ли я тобой пленилась, чтоб, пламенно любя всечасно воздыхать?») и т. д. Тексты песен принадлежат русским поэтам - Сумарокову, Елагину и др.
Композиторы Ф.М. Дубянский и Ю. Козловский определили музыкальный образ российской песни конца XVIII века. К рубежу веков российская песня предстает в следующих разновидностях: пасторальная идиллия, застольная песня, элегическая песня (близкая к классическому романсу), назидательное песнопение, философская миниатюра. Наблюдая за развитием вокальной лирики этого периода, можно заметить, как постепенно всё более индивидуализируется её содержание. Мир личных чувств человека получает в нём всё более яркое и правдивое выражение. Известная условность и жеманность, свойственные многим песням из сборника Теплова и характерные для придворно-аристократического искусства, уступают место задушевной искренности. Всё явственнее проступают чисто русские черты мелодики. Способность к нежным чувствам рассматривалась как самое ценное из человеческих качеств. В своем стремлении к раскрытию "жизни сердца" художники-сентименталисты любили придавать своим произведениям характер томной грусти, меланхолии. Поэты Ю. Нелединский-Мелецкий, И. Дмитриев, Н. Карамзин сочиняли стихи «на голос», на широко-известные музыкальные образцы. Пели в этих песнях о счастье и несчастье отдельного человека, о муках и любви, об изменах и ревности, о «прежестокой страсти», вполне серьезно воспринимаемой тогда и лишь теперь, может быть, вызывающей снисходительную улыбку.
При изучении текстов российских песен конца XVIII века уже не заметна откровенная архаика, несовременность стиха, русский литературный слог к этому времени приблизился к живому языку, если и чувствуется некоторая высокопарность, то, в основном, в интонации.
Таким языком уже можно было выразить переживания живых, а не выдуманных людей. Вот почему песни эти слушали все - и дворянская интеллигенция, и городское мещанство, и крестьяне. Отсюда прослеживается проникновение бытового романса во все слои, чем объясняется необычайная популярность жанра в конце XVIII-начале XIX веков, XIX век. С развитием в русской литературе сентиментализма и особенно романтизма песенное творчество русских поэтов становится весьма разнообразным и по содержанию, и по жанровым признакам. На смену «российской песне» приходит жанр «русской песни» - своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию. Основателем этого направления был А. Мерзляков. Многие из его песен навеяны народными песнями, а некоторые фольклоризовались. Фольклоризация авторских произведений свидетельствует о том, что они выходят за рамки образованного слоя, что люди разных социальных групп переживают в ней чужую судьбу как свою собственную. Самая знаменитая песня Мерзлякова – «Среди долины ровныя…»- вышла в народ, как и многие другие «русские песни».
Высшего расцвета жанр «русской песни» достиг в творчестве двух поэтов: А. Кольцова («На заре туманной юности…», «Ах ты, степь моя…» и др.) и Н. Цыганова («Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…», «Что это за сердце…»).
«Русская песня» - своеобразный, но не единственный вид вокальной лирики первой половины XIX века. Уже в первые десятилетия появляются, а затем развиваются другие ее формы, в особенности в русле романтической поэзии - баллады В. Жуковского, М. Лермонтова, А. Тимофеева, элегические романсы А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, Н. Павлова, М. Яковлева, вольнолюбивые песни поэтов-декабристов (А. Бестужева-Марлинского, К. Рылеева, Ф. Глинки, П. Катенина) и поэтов следующего за ними поколения (А. Полежаева, Н. Огарева), гусарские песни Дениса Давыдова, студенческие песни Н. Языкова…
Наряду с камерно-вокальной классикой в 19 в. возникает и бытовой романс, стилистически близкий песне, рассчитанный на певцов-любителей. Повсеместно распространено домашнее музицирование. В условиях российской действительности, в особенности провинциальной, музицирование было не столько салонным времяпрепровождением, сколько искренним общением людей. Отсюда колоссальное распространение домашнего сентиментально-элегического романса и эмоционально возбуждающей песни. Нужна была именно и только музыка непосредственного искреннего чувства, которая давала бы возможность «отвести душу» и сама была бы высказыванием. В песне-романсе человек (автор и исполнитель) мог иносказательно выразить свои чаяния. Мистические настроения общества отражались в балладах Жуковского, мятежный дух - в вольнолюбивых стихах декабристов и т. д.
Художественным эпицентром русской музыкально-поэтической культуры становится романс-элегия. Точность психологического рисунка, реалистический жест лирического героя, содержательный характер аккомпанемента, интенсивность словесного и музыкального выражения, ритмическая и мелодическая размеренность - особенности этого вида романса. Именно эта форма и является романсом в его классической характерности. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку - как современную ему, так и последующих периодов - оказал Пушкин. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых композиторов-романсистов: А. А. Алябьев («Соловей», «Ах! Когда б я прежде знала…»), А. Н. Варламов («Что отуманилась, зоренька ясная», «Ангел», «Белеет парус одинокий»), А. А. Гурилев «Сарафанчик», «Поиграли бедной волею», «Однозвучно гремит колокольчик»), Верстовский, Яковлев, Геништа и молодой Глинка, в творчестве которого поэзия Пушкина впервые получила совершенное выражение. В эпоху Пушкина и декабристов романс становится по-настоящему крупным художественным явлением. Углубляется и обогащается его содержание. Ограниченность сентиментальных настроений уступает место правдивому выражению глубоких и многогранных человеческих чувств. Позднее в вокальную лирику проникает социально-обличительная тема; в отдельных произведениях появляются образы «маленьких» людей (пример: «Нищая» Алябьева на стихи Беранже в переводе Д. Ленского). Эта линия получила наиболее полное развитие в творчестве Даргомыжского, а еще позже - Мусоргского.
Самое ценное в музыке русского романса - его богатая и выразительная мелодия. Широкая распевность, гибкость и пластичность мелодической линии унаследованы от народной песни. Русский классический романс вырос на почве народно-песенного искусства. Важно отметить, что даже романсы, на первый взгляд, далеко отстоящие от народно-песенных истоков, никогда не утрачивают связь с ними. Интерпретаторами, как правило, были сами авторы романсов, чаще авторы музыки (Алябьев, Яковлев, Виельгорский, Глинка). Часто русские романсы исполнялись хором цыган, усиление мелодраматических моментов ломало естественный строй русской песни, экзальтировало мелодический рисунок. И тогда русская песня-романс становилась цыганской песней-романсом. Многие из них считаются теперь старинными цыганскими т. е. забывается их русское происхождение (пример: «Очи черные» Е. Гребенки, «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!» А. Григорьева). Развитие бытовой романсовой лирики сыграло важную роль в формировании русского национального музыкального стиля. Интонации бытового романса широко проникали и в оперу и в инструментальную музыку первой половины XIX века.
Таким образом, анализ результатов экспериментальной работы по изучению жанра романса в педагогическом процессе школы позволяет прийти к следующим выводам:
1. На основании полученных данных можно сделать заключение о низкой степени сформированности знаний школьников о данном жанре.
2. В ходе экспериментальной работы было установлено, что изучение жанра романса в школе будет эффективно при следующих условиях:
– если учебно-воспитательный процесс проводится комплексно и организованно;
– при взаимодействии урочной и внеурочной музыкальной деятельности учащихся;
– при органичном единстве традиционных и новых форм и методов обучения и воспитания.
Заключение
В течение жизни люди время от времени обращаются к лирическим произведениям как способу выражения и анализа своих чувств и мыслей. При неизменной оценке собственных действий человек останавливается в развитии, если же он развивается, то и выбор лирических произведений, отношение к ним будут меняться. Общение с художественным текстом учит смотреть на мир с самых разных точек зрения. Мобильность восприятия - важная способность человеческого сознания принять ранее отвергнутое, что говорит о совершаемой внутренней работе, развитии интеллекта и реализуемой возможности индивида расширить свое эмоциональное пространство. Романс - это неожиданное познание себя, а чем менее ожидаемо сообщение, тем более оно содержит информации. Вот этим и определяется ценность и неповторимость русского романса для современного человека.
Александр Блок
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального образования в общеобразовательной школе. – М., 1983.
2. Агапова И. А., Давыдова М. А. 30 музыкальных занятий для начальной школы. – М., 2002.
3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.
4. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998.
5. Алиев Ю.Б., Белобородова В.К., Николаева Е. В., Рагина Б. С., Старобинский С. Л./ Под общей редакцией Ю. Б. Алиева. Программа по музыке 1-8 классы для средних общеобразовательных учебных заведений. – М., 1993.
6. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.
7. Арчажникова Л. Г. Методика музыкального воспитания. – М., 1990.
8. Арчажникова Л. Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.
9. Асафьев Б. В. Избранные труды, том I. Москва, издательство Академии Наук, 1954.
10. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века. Ленинград, Музыка, 1975.
11. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.
12. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.
13. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. Москва, издательство Академии Наук, 1956.
14. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок. – М., 1972.
15. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1987.
16. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном искусстве//Сб. статей. – М., 1975.
17. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1989.
18. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1997.
19. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000.
20. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. – М., 1996.
21. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1989.
22. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательных школ (1-8). – М., 1982.
23. Музыка: поурочные планы 1-4 классы (по программе Абдуллина Э. Б. и др.) под науч. рук. Кабалевского Д.Б. / Авт.-сост. Максимова Т. С. – Волгоград, 2005.
24. Музыка: 1-4 классы, 5-8 классы: Программы для общеобразовательных учреждений/ Сост. Алиев В. В., Науменко Т. И., Кичак Т. Н. – М., 2003.
25. Музыка 1 класс: Поурочные планы по учебнику Ригиной Г. С./ Авт. – сост. Тузлаева О. В. – Волгоград, 2005.
26. Музыкальное искусство: Программа для общеобразовательной школы 1-4 классы./ Авт. Усачёва В.О., Школяр Л. В., Школяр В. А. – М., 2001.
27. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1975. – Вып. 10. – с.8
28. Музыкальное воспитание в школе/ Сост. Апраксина О. А. Вып.14. – М., 1979.
29. Музыкальное воспитание в школе/ Сост. Апраксина О. А. Вып.16. - М., 1985.
30. Музыкальное образование в школе/ под ред. Школяр Л. В. – М., 2001.
31. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Келдыш Г. В. – М., 1990.
32. Мусский С. А. Самые знаменитые композиторы России. – М., 2003.
33. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
34. Нестьев И. В. Учитесь слушать музыку. – М., 1987.
35. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М., 2001.
36. Осовицкая З. Е., Казаринова А. С. Музыкальная литература. – М., 2001.
37. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М., 1997.
38. Программа и планы: Музыка (пение) в Единой Трудовой Школе//Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию. – М., 1921.
39. Программа Музыка 1-4 классы начальной школы./ Авт. Критская Е. Д., Сергеева Т. П., Шмагина Т. С. – М., 2001.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – С.-П., 2002.
41. Русская музыка в школе/ под ред. Рапацкой Л.А. – М., 2003.
42. Сергеева Т. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М., 1998.
43. Сизова Л. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. – М., 1997.
44. Сизова Л. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.
45. Творческие портреты композиторов./ Попул. справочник. – М., 1989.
46. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1948.
47. Царёва Н. А. Слушание музыки: Методическое пособие. – М., 2002.
48. Шеншин А. А. Принципы и методы общего музыкального образования // музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию в школе. – М., 1921. –с.15.
49. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. – М., 2001.
50. Школяр Л. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д., Медушевский В. В., Школяр В. А. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1999.
Тема: | «Изучение русского романса xix века в общеобразовательной школе» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Обучение игре на гитаре во внеклассной работе в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Изучение минимализма на уроках музыки в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Образ женщины в художественной культуре XIX века