Дипломная работа

«Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися»

  • 97 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися учреждения дополнительного образования.8

1.1. Проблема взаимодействия как организации совместной деятельности….8

1.2. Особенности работы концертмейстера учреждения дополнительного образования….….….16

1.3. Хормейстер и концертмейстер: проблема творческого взаимодействия в вокально-хоровом образовательном процессе .26

Вывод по I главе….36

Глава II. Педагогические условия организации творческого взаимодействия хормейстера и концертмейстера в процессе вокально-хоровой работы с учащимися центра искусств.37

2.1. Содержание, формы и методы организации совместной деятельности хормейстера и концертмейстера по хоровому воспитанию учащихся центра искусств .…37

2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты….63

Вывод по II главе….76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….81

ПРИЛОЖЕНИЕ …87

Введение

Актуальность исследования. Своеобразным феноменом в системе образования в настоящее время является внешкольное дополнительное образование. Отношение к дополнительному образованию и его участию в образовании и воспитании человека было неоднозначным на протяжении всей истории: от полного непризнания – до отведения ему главной роли. Передовые мыслители сначала в философии, а затем и в педагогике рассматривали внешкольное образование как ступень, на которой человек определяет самого себя в процессе постоянного творчества, обретает свое признание, индивидуальность, место в жизни.

За последние годы выросла тяга детей к искусству, дети занимаются в музыкальных школах, в центрах дополнительного, общего и специального образования – образовательный потенциал дополнительного обучения детей неиссякаем. Ученики по собственному желанию приходят в нашу систему, около 70 % из них проходят полный курс обучения.

Несомненно, что самой широкой, массовой а в настоящее время и популярной школой музыкального воспитания является вокально-хоровое пение. Нет более верного пути для приобщения людей к бесценным сокровищам классической музыки, к гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и к творениям современных авторов.

В настоящее время актуальность приобретает изучение и осмысление хорового исполнительства как следствия совместного взаимодействия дирижера и концертмейстера. Среди концертмейстерских специализаций деятельность концертмейстера хора является наиболее трудоемкой и специализированной. Концертмейстер хора работает с солистами, коллективом и его группами; он имеет дело с хоровой партитурой, где количество строк порой доходит до восьми и более, при этом голоса иногда перекрещиваются, а нотные штили пестрят свободными сменами вокального и инструментального облика; концертмейстеру порой приходится работать с клавирной версией оркестровой партии, которую порой невозможно охватить десятью пальцами пианиста; он, наконец, подчинен не столько ансамблевым установкам и своим художественным находкам, сколько воле третьего лица – дирижера-хормейстера, мануальный язык которого концертмейстер должен понимать как свой собственный.

Рассматриваемые сегодня вопросы профессиональной деятельности концертмейстера в вокально-хоровой работе, находятся в контексте проблем взаимодействия с хормейстером. Исходя из того, как будут выстраивать и осуществлять свою профессиональную совместную деятельность концертмейстер и хормейстер, смогут ли учитывать специфические требования, предъявляемые друг к другу в организации вокально-хоровой деятельности, во многом зависит, насколько успешным будет результат данного взаимодействия в работе с обучающимися дополнительного образования.

Выявленные проблемы обусловили необходимость разработки новых подходов к организации процесса обучения в системе дополнительного образования, где основой преобразований должны стать ориентация на всестороннее взаимодействие и совместную творческую деятельность педагогов дополнительного образования для обеспечения свободного и всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства; социализацию школьников через учебную музыкальную деятельность.

При изучении многочисленных вопросов хорового исполнительства как взаимодействия дирижера и концертмейстера, одним из ведущих разделов, во многом раскрывающим творческий механизм создания художественного истолкования, является взаимодействие психологическое, лежащее в основе общения хормейстера и концертмейстера.

Во многих научных исследованиях прослеживается мысль о творческом взаимодействии хормейстера с музыкальным коллективом, роли концертмейстера детского хора: роль концертмейстера детского хора в работе над вокально-хоровыми произведениями – Е.П.Куприяновой, основы методики концертмейстерского мастерства в работе с хором - Е.Г. Хрущевой, специфика работы концертмейстера хора – В.В. Упрямовой. Большую ценность представляют работы Г.Л. Ержемского, Е.И. Кубанцевой, К.Виноградов. Для понимания сущности взаимодействия особый интерес представляют работы Л.И. Уманского, Х.Й Лийметса. и др.

В тоже время аспект взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой деятельности еще не нашел своего обобщенного отображения в научных трудах. Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования «Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися учреждения дополнительного образования».

Интерес к теме стимулирован также пятилетним сотрудничеством автора с хоровым коллективом «ДоМиСольки» «Центра искусств» города Салават (дирижер-хормейстер Сакаева З.Г.) в роли концертмейстера.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические условия организации творческого взаимодействия хормейстера и концертмейстера для успешной вокально-хоровой работы с учащимися учреждений дополнительного образования.

Объект исследования – творчески организованное вокально-хоровое воспитание учащихся в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования – педагогические условия организации совместной творческой деятельности хормейстера и концертмейстера в условиях вокально-хоровой работы с учащимися системы дополнительного образования.

Гипотеза исследования: организация вокально-хоровой деятельности с обучающимися дополнительного образования будет наиболее успешной при взаимодействии хормейстера и концертмейстера, если :

– выявлены особенности работы концертмейстера, связанные со спецификой класса, их взаимодействие при организации учебного процесса;

– изучено понятие взаимодействия хормейстера и концертмейстера на педагогическом, психологическом, эмоциональном и поведенческом уровне;

– определены педагогические условия организации совместной деятельности хормейстера и концертмейстера по хоровому воспитанию учащихся центра искусств, позволяющие добиться высоких результатов.

С учетом цели, а также в соответствии с предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть феномен «взаимодействие» в исследованиях различных наук.

2. Охарактеризовать специфику способностей концертмейстерской деятельности в зависимости от класса инструмента, в котором пианист совершает свою профессиональную деятельность.

3. Раскрыть содержание вокально-хоровой работы концертмейстера и хормейстера как одну из сторон их профессиональной деятельности.

4. Выявить специфические особенности взаимодействия хормейстера и концертмейстера в процессе обучения на уроках хора в учреждении дополнительного образования.

5. Определить уровни взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой работы с учащимися Центра искусств.

6. Экспериментально обосновать роль концертмейстера детского хора при взаимодействии с хормейстером в процессе репетиционной, исполнительской и концертной деятельности.

Опытно-экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр искусств» города Салават на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20». В эксперименте был задействованы младший хор «ДоМиСольки» под руководством хормейстера Сакаевой З.Г.

Методы исследования:

– теоретическое изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

– анализ современного состояния практической работы по изучаемой проблеме;

– методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ педагогических ситуаций, беседа, анкетирование и др.);

– опытно-экспериментальная работа с вокальным коллективом, включающая этапы подготовительный практический завершающий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что работа вносит реальный вклад в изучение взаимодействия, как организации совместной творческой деятельности хормейстера и концертмейстера, раскрывая сущность и особенности организации вокально-хоровой работы с детьми в учреждениях дополнительного образования.

Структура исследования: состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХОРМЕЙСТЕРА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ ХОРОВОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ «ЦЕНТРА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Проблема взаимодействия как организация совместной деятельности

Одним из видов педагогической деятельности является вокально-хоровая работа. Лишь в условиях взаимодействия хормейстера, концертмейстера и вокального коллектива возможно осуществление вокально-хоровой деятельности. Исходя из этого, следует рассмотреть понятие «взаимодействие» с позиций разных наук и суждений.

Что же означает «взаимодействие»? «Общепринято рассматривать взаимодействие, как одну из основных философских категорий, отражающих процессы воздействия различных субъектов (объектов) друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи [5, с.35]

В трактовке немецкого философа Иммануила Канта ««взаимодействие» – категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира [54, с.60].

Исследуем понятие «взаимодействие» в истолковании других наук глубже. Так, одной из центральных проблем всей физики является последовательное описание взаимодействия и раскрытие его механизма.

С точки зрения физической науки «взаимодействие» представляется, развивающимся во времени и пространстве процессом влияния, одних объектов на других, посредством обмена материей и движения. «Взаимодействие всегда возникает как движение материи, а любое движение включает в себя различные типы взаимодействия. У всех форм движения материи есть что-то общее, все они сводятся к взаимодействию тел, которое вызывает связь различных материальных элементов в системах, их структурных связях и контактах с другими материальными системами. Таким образом, все свойства тел производны от взаимодействий. Для всякого объекта, существовать – означает взаимодействовать, так или иначе проявлять себя относительно других тел, быть с ними в объективных отношениях» [11, с.45].

Взаимное влияние души и тела, психического и физического – так рассматривают взаимодействие в психологии. Согласно гипотезе «двойная причина – двойное последствие», принадлежащей немецким психологам К. Штамфу и Э. Бекэру, каждый физический процесс, а также каждый психический процесс, имеет две причины – физическую и психическую – причина и соответственно следствие. Эта гипотеза имеет преимущество в теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретические трудности. Ее сторонниками являются Э. Гартман, У. Джемс, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль [55, с. 67].

Взаимодействие в этой науке чаще всего рассматривается в единстве с общением, где организация совместной деятельности людей, чаще всего отображает интерактивную сторону общения. Обмен знанием и идеями относительно этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить общую деятельность, организовать ее. Участие одновременно нескольких людей в этой деятельности означает, что все должны внести особый вклад в нее. Это также позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Изучив и исследовав «взаимодействие» как явление социальной психологии, мы пришли к пониманию того, что существует некоторая связь между терминами взаимодействие и общение и часто трудно разъединить оба этих понятия. Одни ученые объединяют эти понятия, понимая общение и взаимодействие как форму коммуникации, то есть обмен информацией, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания.

По мнению Б.Ф. Ломова, необходимость совместного решения той или иной задачи неизбежно требует общения между участниками деятельности. «Общение выступает как процесс взаимодействия субъектов.Процесс общения взаимный, и каждый из его участников вступает в него как сознательное существо»[56, с. 30]. Б.Ф. Ломов подчеркивает, что важнейшим фактором, порождающим потребность во взаимодействии, является возникновение проблемной ситуации.

А. В. Петровский утверждает, «если мы понимаем взаимоотношения людей как субъект-субъект-объектный процесс (а именно так понимаются деятельностные отношения), то отношение к объекту, содержанию, цели деятельности опосредуется взаимоотношением с участником деятельности и тогда общение - это сторона, часть деятельности» [46, с.17]

По мнению А. А. Бодалева, «тот вид деятельности, который общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Например. Учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения обучаемых как друг с другом, так и с учителями. Вместе с тем это программирование нельзя рассматривать упрощенно, т.к. при реализации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от характера решаемых учителем в данный момент задач, специфики предмета, методической вооруженности учителя, от подготовленности учащихся и др.» [4, с.11]. А.А. Бодалев указывает, что в любом виде деятельности происходит распределение ролей. Права и обязанности участников общения влияют на ее содержание и форму. Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик, преимущественно, вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.

А.А. Бодалев, считая, что настоящее межличностное общение - это всегда диалог, подчеркивает, что, взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект, ОН познает своего партнера и определяет свое отношение к нему. Будучи объектом, он воспринимает чувства и влияния партнера. «Пребывание в двух «ипостасях» - объекта и субъекта - характерно для любого вида непосредственного общения»[4, c. 14].

Если процесс общения рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знанием и идеями относительно этой деятельности привносит в достигнутое взаимопонимание реализацию новых попыток развить дальнейшую совместную деятельность и организовывать ее. Участие одновременно двух людей в этой общей деятельности подразумевает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, который позволяет нам рассматривать взаимодействие – как организацию совместной деятельности.

В направлении этой деятельности для участников важно не только делиться информацией, но также и организовывать «обмен действиями», который должен спланировать общую деятельность.

При таком планировании один участник может регулировать, менять план действий сложившийся у другого, что и делает такую деятельность действительно совместной. Так, при взаимодействии хормейстера и концертмейстера в вокально-хоровой работе педагоги могут регулировать и менять план действий друг друга.

Из этого следует, что понятие «взаимодействие» включает в себя не только общение как обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовывать общую для них деятельность, чтобы выработать формы и нормы совместных действий.

В педагогике «взаимодействие» – процесс прямого или установленного обоюдного влияния людей друг на друга, предполагающее их взаимно ориентированные реакции и обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельности. Одним из ключевых понятий педагогики является педагогическое взаимодействие, это научный принцип, который является основным в воспитании. Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между педагогом и воспитанником во время обучения и образовательной работы, нацеленный на формирование личности ребенка.

Заключение

Обобщение результатов проведенного исследования, позволяет сделать следующее заключение:

Изучив, понятие «взаимодействие» в истолковании других наук, мы пришли к выводу о том, что взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой деятельности необходимо рассматривать с точки зрения социально-психологической науки. В частности, взаимодействие хормейстера и концертмейстера является согласованием индивидуального осмысления предмета совместной деятельности, двусторонней согласованной оценки и принятия целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть психологического, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов в совместной вокально-хоровой деятельности. Взаимопонимание педагогов является высшим уровнем их взаимодействия, при котором участники совместной деятельности понимают содержание и структуру настоящего и допустимого очередного действия.

Исходя из этого, стало понятно, что для успешной организации вокально-хоровой деятельности хормейстеру и концертмейстеру необходимо знать специфические особенности работы каждого.

Концертмейстер, являясь универсальным музыкантом, должен приспосабливаться к творческой манере разных преподавателей, в классах которых он работает, используя профессиональные знания, умения и навыки. Такие как чтение с листа, игра в ансамбле, транспонирование, импровизация, знание основных дирижерских жестов, основ вокала, истории музыкального искусства. Труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен и неуловим, в этом его сложность и благородство. Работа с хоровым коллективом для концертмейстера является особенно сложной и многоплановой. Умение слушать и играть в едином ансамбле хормейстер + концертмейстер + хор – самая важная деталь профессионального мастерства.

Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в совместной деятельности представляет собой особую многоуровневую систему, проявляющуюся в вокально-хоровой работе с учащимися дополнительного образования. Исходя из содержания совместной деятельности, мы выявили требования к хормейстеру и концертмейстеру необходимые при взаимодействии в вокально-хоровой работе. Личностные – готовность и способность педагогов к совместной музыкальной деятельности; сформированность мотиваций к совместной деятельности; познание специфик музыкального искусства хормейстера и концертмейстера; установки пианиста и дирижера к взаимодействию, через проявление их индивидуально-личностных позиций, музыкальных предпочтений; сформированность основ и представлений о хоровом искусстве. Предметные – освоение хормейстером и концертмейстером основных понятий возникающих при взаимодействии, в процессе вокально-хоровой деятельности, которые обеспечивают овладение основных знаний. А также усвоенный опыт обучающихся в получении певческих музыкальных знаний, их усовершенствовании, на уроках хора.

Совместное творчество хормейстера, концертмейстера и хорового коллектива объясняется психологическим фактором, где исполнительский процесс, вдруг перестает инициироваться только дирижером, а представляет собой коллективную функцию, обретая творческую свободу, раскрывая наполненность музыкальной партитуры и проникновение в тайну рождения музыки. Важным в процессе взаимодействия является знание уровней, критериев, принципов, этапов и проблем взаимодействия концертмейстера и хормейстера в организации вокально-хоровой работы. Педагоги в совместной деятельности должны прибегать к приемам психолого-педагогического воздействия на хористов, для развития основных качеств певческого голоса, путем стимулирования, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности повышая интерес к совместному музыкальному творчеству.

Проведенное исследование роли концертмейстера детского хора при взаимодействии с хормейстером, в работе над вокально-хоровыми произведениями выявило актуальность и значимость этой проблемы в воспитании интереса у обучающихся к хоровому творчеству, при взаимной деятельности хормейстера и концертмейстера, как во время репетиционных занятий, так и в моменты выступлений на сцене, стали понимать значимость взаимодействия концертмейстера и хормейстера при разучивании и исполнении песен. В результате реализации эксперимента у обучающихся появился интерес к хоровому творчеству, при взаимной деятельности хормейстера и концертмейстера, как во время репетиционных занятий, так и в моменты выступлений на сцене. Учащиеся стали понимать значимость взаимодействия концертмейстера и хормейстера при разучивании и исполнении песен. Естественное сопереживание возникает как результат непрерывного контакта партнеров, их взаимопонимания и согласия. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

- феномен взаимодействия является сложным понятием, анализ которого в гуманитарных науках (философии, социологии, психологии, педагогике) позволяет интерпретировать его в качестве одного из важнейших факторов развития профессионального мастерства при котором совместное творчество педагогов превращается в музыкальный плод творений. И как фактор активно влияющий на процесс духовного становления личности хористов.

- обоснованием значимости взаимодействия хормейстера и концертмейстера в совместной деятельности с позиции музыкально-педагогической направленности служит системный анализ взаимодействия как социального и психологического феномена и выявление в опытно-экспериментальной работе его влияния на процесс формирования навыков пения, развитие музыкального слуха и голоса, чувства ансамбля.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что все поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза, выдвинутая на защиту, доказана. В то же время, несомненно, что проблема формирования взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой работы с учащимися в учреждении дополнительного образования не исчерпана, поскольку хоровое искусство продолжает стремительно развиваться и ставить все новые и новые задачи перед хормейстером, а соответственно и перед концертмейстером в век высоких технологий.

Список литературы

1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении // Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2011

2. Бейлина С.З. «В классе профессора В.Х.Разумовской.» Ленинград.:Музыка,1982.-64с. Ил.

3. Бенцианова С. Концертмейстеры большой оперы // Музыка и время. № 6 – М., 2002

4. Бодалев А.А. Психология общения 24. С. 11

5. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.1969—1978.)

6. В.А.Васина-Гроссман «первая книжка о музыке» изд «музыка» ,Москва1976 г ,175с

7. Взаимопонимание: из чего оно складывается и как проявляется - Автор: В.Г.Kpыcькo, доктор психологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Государственного университета управления (ГУУ). h**t://w*w.elitarium.r*/

8. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца / К. Виноградов // Музыкальное исполнительство и современность / Сост. М. Смирнов. - М.: Музыка, 1988. -С. 156-178.

9. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в ВУЗе // Проблемы музыкального воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. В.К. Терентьева. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – Вып.2

10. Вопросы музыкальной педагогики, выпуск 5,составители : Натансон В.А.; Рощина Л.В.; Москва «Музыка»,1984г,133с.

11. Грушевидная Т.Г., Садохин А.П. Г91 Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 670 с.

12. Гинецинский В.И. Знания как категория педагогики. – Л., 2009.

13. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. – Л.:Музыка, 1988.-С.38.

14. Дмитриев Л.Г., Черноиващенко Н.М.; Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся педагогических училищ по специальности 03.05.00 «Муз. воспитание»,03.07.00 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» - М.: Просвещение,1989. – 207с.

15. Дмитриев Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. — М., 2011.-684с.

16. Доливо А.Л. Певец и песня. - М.; Л., 2008

17. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом.-М:Музыка,1988.-80с

18. Живов В.Л. «Хоровое исполнительство». Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для Вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» - 2003 г.

19. Живов В.Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1996.

20. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / Загвязинский В.И, Атаханов Р. – М., 2005. – 208 с.

21. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное побуждает доброе». – Москва, «Педагогика» 1973., 336с.

22. Каримова Л.Н. Хоровой класс (коллективное музицирование): программа дисциплины и методические рекомендации по формированию гуманистических ориентиров у учащихся ДМШ средствами вокально-хорового искусства. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – 36 с.

23. Кац Б.А. «Стань музыкою, слово!» - Л.Советский композитор,1983,152с.

24. Концертмейстерский класс и концертмейстерская практика: Примерная программа по дисциплине для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» / Министерство культуры Российской федерации: Научно-методический центр по художественному образованию. – М., 2002.

25. Кравченко А. И, Анурин В. Ф. Социология: Учебник для вузов — СПб.: Питер. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»), 2003

26. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.1961.

27. Кубанцева Е.И. Процесс учебой работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - №5. – С. 72-75.

28. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. – №4. – С. 52-55.

29. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - №2. – С. 38-40.

30. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991.

31. Куприянова Е.П. Роль концертмейстера детского хора в работе над вокально-хоровыми произведениями

32. Лийметс Х.Й. Взаимодействие как категория педагогики. // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Таллин, 1979. -23-26 с.

33. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса. — М., 1980. — 96 с.

34. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы/А. Люблинский. — Л., 2005.- 80 с. (Разделы № 2, 3, 5).

35. МайерЭ.Г.«Контрастыконфликты»,Ленинград,«Музыка»,1984,перевод

36. Морозов С.А. «Музыка остается с тобой» М., «Молодая гвардия»,1970,320с(Панорама)

37. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания, размышления о музыке/Пер. с англ. (предисловие В. Чачавы) / Дж. Мур. – М.: Радуга, 1999.-429с.

38. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб.статей: Вып.3/Ред. – сост. А.Лагутин. – М.:Музыка, 1991

39. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры», записки педагога. Издание 5.Москва, «Музыка»,1987, 239с.

40. Островская Е. А. Психологические основы деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства [Электронный ресурс] URL: h**t://w*w.dissercat.com/content/psikhologicheskie-aspekty-deyatelnosti-kontsertmeistera-v-muzykalno-obrazovatelnoi-sfere-ins

41. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

42. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники ,2-е изд.-Л.Музыка,1984.-160 с

43. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических отделений и факультетов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,1999.-224с.

44. Пазовский А. Записки дирижера/Общ. ред. В. Кухарского/А. Пазовский - М.: Музыка, 1966. - 560 с.

45. Педагогика: конспект лекций Шарохина Е. В., Петрова О.О., Долганова О. В

46. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.1998.528 с. 134. С.415

47. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. 0 М.: Музыка, 1974. – С. 88-110.

48. Рзянкина Т.А. Войдемте в мир музыки.Л.-изд. «Музыка»,1968.-140с

49. Соколов В.Л. Работа с хором / В.Л. Соколов. - М., Музыка. - 1998

50. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка.1990.

51. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.

52. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.

53. Упрямова В.В. Специфика работы концертмейстера хора

54. Философский словарь Энциклопедии & Словари Коллекция энциклопедий и словарей 2009-2013(интернет ресурс)

55. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

56. Хрестоматия по психологии :учебное пособие для студентов сост. В.В.Мироненко под редакцией профессора А.В.Петровского; 95. С. 110

57. Хрущева Е.Г. Основы методики концертмейстерского мастерства в работе с хором

58. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности.Теория и практика.-М.,1994.

59. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. С.91

60. Шендерович Е. М. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка, №4, 1969.

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 97
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика