Дипломная работа

«Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися»

  • 97 страниц(ы)
  • 2716 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ….3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися учреждения дополнительного образования.8

1.1. Проблема взаимодействия как организации совместной деятельности….8

1.2. Особенности работы концертмейстера учреждения дополнительного образования….….….16

1.3. Хормейстер и концертмейстер: проблема творческого взаимодействия в вокально-хоровом образовательном процессе .26

Вывод по I главе….36

Глава II. Педагогические условия организации творческого взаимодействия хормейстера и концертмейстера в процессе вокально-хоровой работы с учащимися центра искусств.37

2.1. Содержание, формы и методы организации совместной деятельности хормейстера и концертмейстера по хоровому воспитанию учащихся центра искусств .…37

2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты….63

Вывод по II главе….76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….81

ПРИЛОЖЕНИЕ …87

Актуальность исследования. Своеобразным феноменом в системе образования в настоящее время является внешкольное дополнительное образование. Отношение к дополнительному образованию и его участию в образовании и воспитании человека было неоднозначным на протяжении всей истории: от полного непризнания – до отведения ему главной роли. Передовые мыслители сначала в философии, а затем и в педагогике рассматривали внешкольное образование как ступень, на которой человек определяет самого себя в процессе постоянного творчества, обретает свое признание, индивидуальность, место в жизни.

За последние годы выросла тяга детей к искусству, дети занимаются в музыкальных школах, в центрах дополнительного, общего и специального образования – образовательный потенциал дополнительного обучения детей неиссякаем. Ученики по собственному желанию приходят в нашу систему, около 70 % из них проходят полный курс обучения.

Несомненно, что самой широкой, массовой а в настоящее время и популярной школой музыкального воспитания является вокально-хоровое пение. Нет более верного пути для приобщения людей к бесценным сокровищам классической музыки, к гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и к творениям современных авторов.

В настоящее время актуальность приобретает изучение и осмысление хорового исполнительства как следствия совместного взаимодействия дирижера и концертмейстера. Среди концертмейстерских специализаций деятельность концертмейстера хора является наиболее трудоемкой и специализированной. Концертмейстер хора работает с солистами, коллективом и его группами; он имеет дело с хоровой партитурой, где количество строк порой доходит до восьми и более, при этом голоса иногда перекрещиваются, а нотные штили пестрят свободными сменами вокального и инструментального облика; концертмейстеру порой приходится работать с клавирной версией оркестровой партии, которую порой невозможно охватить десятью пальцами пианиста; он, наконец, подчинен не столько ансамблевым установкам и своим художественным находкам, сколько воле третьего лица – дирижера-хормейстера, мануальный язык которого концертмейстер должен понимать как свой собственный.

Рассматриваемые сегодня вопросы профессиональной деятельности концертмейстера в вокально-хоровой работе, находятся в контексте проблем взаимодействия с хормейстером. Исходя из того, как будут выстраивать и осуществлять свою профессиональную совместную деятельность концертмейстер и хормейстер, смогут ли учитывать специфические требования, предъявляемые друг к другу в организации вокально-хоровой деятельности, во многом зависит, насколько успешным будет результат данного взаимодействия в работе с обучающимися дополнительного образования.

Выявленные проблемы обусловили необходимость разработки новых подходов к организации процесса обучения в системе дополнительного образования, где основой преобразований должны стать ориентация на всестороннее взаимодействие и совместную творческую деятельность педагогов дополнительного образования для обеспечения свободного и всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства; социализацию школьников через учебную музыкальную деятельность.

При изучении многочисленных вопросов хорового исполнительства как взаимодействия дирижера и концертмейстера, одним из ведущих разделов, во многом раскрывающим творческий механизм создания художественного истолкования, является взаимодействие психологическое, лежащее в основе общения хормейстера и концертмейстера.

Во многих научных исследованиях прослеживается мысль о творческом взаимодействии хормейстера с музыкальным коллективом, роли концертмейстера детского хора: роль концертмейстера детского хора в работе над вокально-хоровыми произведениями – Е.П.Куприяновой, основы методики концертмейстерского мастерства в работе с хором - Е.Г. Хрущевой, специфика работы концертмейстера хора – В.В. Упрямовой. Большую ценность представляют работы Г.Л. Ержемского, Е.И. Кубанцевой, К.Виноградов. Для понимания сущности взаимодействия особый интерес представляют работы Л.И. Уманского, Х.Й Лийметса. и др.

В тоже время аспект взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой деятельности еще не нашел своего обобщенного отображения в научных трудах. Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования «Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися учреждения дополнительного образования».

Интерес к теме стимулирован также пятилетним сотрудничеством автора с хоровым коллективом «ДоМиСольки» «Центра искусств» города Салават (дирижер-хормейстер Сакаева З.Г.) в роли концертмейстера.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические условия организации творческого взаимодействия хормейстера и концертмейстера для успешной вокально-хоровой работы с учащимися учреждений дополнительного образования.

Объект исследования – творчески организованное вокально-хоровое воспитание учащихся в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования – педагогические условия организации совместной творческой деятельности хормейстера и концертмейстера в условиях вокально-хоровой работы с учащимися системы дополнительного образования.

Гипотеза исследования: организация вокально-хоровой деятельности с обучающимися дополнительного образования будет наиболее успешной при взаимодействии хормейстера и концертмейстера, если :

– выявлены особенности работы концертмейстера, связанные со спецификой класса, их взаимодействие при организации учебного процесса;

– изучено понятие взаимодействия хормейстера и концертмейстера на педагогическом, психологическом, эмоциональном и поведенческом уровне;

– определены педагогические условия организации совместной деятельности хормейстера и концертмейстера по хоровому воспитанию учащихся центра искусств, позволяющие добиться высоких результатов.

С учетом цели, а также в соответствии с предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть феномен «взаимодействие» в исследованиях различных наук.

2. Охарактеризовать специфику способностей концертмейстерской деятельности в зависимости от класса инструмента, в котором пианист совершает свою профессиональную деятельность.

3. Раскрыть содержание вокально-хоровой работы концертмейстера и хормейстера как одну из сторон их профессиональной деятельности.

4. Выявить специфические особенности взаимодействия хормейстера и концертмейстера в процессе обучения на уроках хора в учреждении дополнительного образования.

5. Определить уровни взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой работы с учащимися Центра искусств.

6. Экспериментально обосновать роль концертмейстера детского хора при взаимодействии с хормейстером в процессе репетиционной, исполнительской и концертной деятельности.

Опытно-экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр искусств» города Салават на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20». В эксперименте был задействованы младший хор «ДоМиСольки» под руководством хормейстера Сакаевой З.Г.

Методы исследования:

– теоретическое изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

– анализ современного состояния практической работы по изучаемой проблеме;

– методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ педагогических ситуаций, беседа, анкетирование и др.);

– опытно-экспериментальная работа с вокальным коллективом, включающая этапы подготовительный практический завершающий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что работа вносит реальный вклад в изучение взаимодействия, как организации совместной творческой деятельности хормейстера и концертмейстера, раскрывая сущность и особенности организации вокально-хоровой работы с детьми в учреждениях дополнительного образования.

Структура исследования: состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХОРМЕЙСТЕРА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ ХОРОВОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ «ЦЕНТРА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Проблема взаимодействия как организация совместной деятельности

Одним из видов педагогической деятельности является вокально-хоровая работа. Лишь в условиях взаимодействия хормейстера, концертмейстера и вокального коллектива возможно осуществление вокально-хоровой деятельности. Исходя из этого, следует рассмотреть понятие «взаимодействие» с позиций разных наук и суждений.

Что же означает «взаимодействие»? «Общепринято рассматривать взаимодействие, как одну из основных философских категорий, отражающих процессы воздействия различных субъектов (объектов) друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи [5, с.35]

В трактовке немецкого философа Иммануила Канта ««взаимодействие» – категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира [54, с.60].

Исследуем понятие «взаимодействие» в истолковании других наук глубже. Так, одной из центральных проблем всей физики является последовательное описание взаимодействия и раскрытие его механизма.

С точки зрения физической науки «взаимодействие» представляется, развивающимся во времени и пространстве процессом влияния, одних объектов на других, посредством обмена материей и движения. «Взаимодействие всегда возникает как движение материи, а любое движение включает в себя различные типы взаимодействия. У всех форм движения материи есть что-то общее, все они сводятся к взаимодействию тел, которое вызывает связь различных материальных элементов в системах, их структурных связях и контактах с другими материальными системами. Таким образом, все свойства тел производны от взаимодействий. Для всякого объекта, существовать – означает взаимодействовать, так или иначе проявлять себя относительно других тел, быть с ними в объективных отношениях» [11, с.45].

Взаимное влияние души и тела, психического и физического – так рассматривают взаимодействие в психологии. Согласно гипотезе «двойная причина – двойное последствие», принадлежащей немецким психологам К. Штамфу и Э. Бекэру, каждый физический процесс, а также каждый психический процесс, имеет две причины – физическую и психическую – причина и соответственно следствие. Эта гипотеза имеет преимущество в теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретические трудности. Ее сторонниками являются Э. Гартман, У. Джемс, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль [55, с. 67].

Взаимодействие в этой науке чаще всего рассматривается в единстве с общением, где организация совместной деятельности людей, чаще всего отображает интерактивную сторону общения. Обмен знанием и идеями относительно этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить общую деятельность, организовать ее. Участие одновременно нескольких людей в этой деятельности означает, что все должны внести особый вклад в нее. Это также позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Изучив и исследовав «взаимодействие» как явление социальной психологии, мы пришли к пониманию того, что существует некоторая связь между терминами взаимодействие и общение и часто трудно разъединить оба этих понятия. Одни ученые объединяют эти понятия, понимая общение и взаимодействие как форму коммуникации, то есть обмен информацией, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания.

По мнению Б.Ф. Ломова, необходимость совместного решения той или иной задачи неизбежно требует общения между участниками деятельности. «Общение выступает как процесс взаимодействия субъектов.Процесс общения взаимный, и каждый из его участников вступает в него как сознательное существо»[56, с. 30]. Б.Ф. Ломов подчеркивает, что важнейшим фактором, порождающим потребность во взаимодействии, является возникновение проблемной ситуации.

А. В. Петровский утверждает, «если мы понимаем взаимоотношения людей как субъект-субъект-объектный процесс (а именно так понимаются деятельностные отношения), то отношение к объекту, содержанию, цели деятельности опосредуется взаимоотношением с участником деятельности и тогда общение - это сторона, часть деятельности» [46, с.17]

По мнению А. А. Бодалева, «тот вид деятельности, который общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Например. Учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения обучаемых как друг с другом, так и с учителями. Вместе с тем это программирование нельзя рассматривать упрощенно, т.к. при реализации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от характера решаемых учителем в данный момент задач, специфики предмета, методической вооруженности учителя, от подготовленности учащихся и др.» [4, с.11]. А.А. Бодалев указывает, что в любом виде деятельности происходит распределение ролей. Права и обязанности участников общения влияют на ее содержание и форму. Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик, преимущественно, вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.

А.А. Бодалев, считая, что настоящее межличностное общение - это всегда диалог, подчеркивает, что, взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект, ОН познает своего партнера и определяет свое отношение к нему. Будучи объектом, он воспринимает чувства и влияния партнера. «Пребывание в двух «ипостасях» - объекта и субъекта - характерно для любого вида непосредственного общения»[4, c. 14].

Если процесс общения рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знанием и идеями относительно этой деятельности привносит в достигнутое взаимопонимание реализацию новых попыток развить дальнейшую совместную деятельность и организовывать ее. Участие одновременно двух людей в этой общей деятельности подразумевает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, который позволяет нам рассматривать взаимодействие – как организацию совместной деятельности.

В направлении этой деятельности для участников важно не только делиться информацией, но также и организовывать «обмен действиями», который должен спланировать общую деятельность.

При таком планировании один участник может регулировать, менять план действий сложившийся у другого, что и делает такую деятельность действительно совместной. Так, при взаимодействии хормейстера и концертмейстера в вокально-хоровой работе педагоги могут регулировать и менять план действий друг друга.

Из этого следует, что понятие «взаимодействие» включает в себя не только общение как обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовывать общую для них деятельность, чтобы выработать формы и нормы совместных действий.

В педагогике «взаимодействие» – процесс прямого или установленного обоюдного влияния людей друг на друга, предполагающее их взаимно ориентированные реакции и обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельности. Одним из ключевых понятий педагогики является педагогическое взаимодействие, это научный принцип, который является основным в воспитании. Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между педагогом и воспитанником во время обучения и образовательной работы, нацеленный на формирование личности ребенка.

Обобщение результатов проведенного исследования, позволяет сделать следующее заключение:

Изучив, понятие «взаимодействие» в истолковании других наук, мы пришли к выводу о том, что взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой деятельности необходимо рассматривать с точки зрения социально-психологической науки. В частности, взаимодействие хормейстера и концертмейстера является согласованием индивидуального осмысления предмета совместной деятельности, двусторонней согласованной оценки и принятия целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть психологического, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов в совместной вокально-хоровой деятельности. Взаимопонимание педагогов является высшим уровнем их взаимодействия, при котором участники совместной деятельности понимают содержание и структуру настоящего и допустимого очередного действия.

Исходя из этого, стало понятно, что для успешной организации вокально-хоровой деятельности хормейстеру и концертмейстеру необходимо знать специфические особенности работы каждого.

Концертмейстер, являясь универсальным музыкантом, должен приспосабливаться к творческой манере разных преподавателей, в классах которых он работает, используя профессиональные знания, умения и навыки. Такие как чтение с листа, игра в ансамбле, транспонирование, импровизация, знание основных дирижерских жестов, основ вокала, истории музыкального искусства. Труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен и неуловим, в этом его сложность и благородство. Работа с хоровым коллективом для концертмейстера является особенно сложной и многоплановой. Умение слушать и играть в едином ансамбле хормейстер + концертмейстер + хор – самая важная деталь профессионального мастерства.

Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в совместной деятельности представляет собой особую многоуровневую систему, проявляющуюся в вокально-хоровой работе с учащимися дополнительного образования. Исходя из содержания совместной деятельности, мы выявили требования к хормейстеру и концертмейстеру необходимые при взаимодействии в вокально-хоровой работе. Личностные – готовность и способность педагогов к совместной музыкальной деятельности; сформированность мотиваций к совместной деятельности; познание специфик музыкального искусства хормейстера и концертмейстера; установки пианиста и дирижера к взаимодействию, через проявление их индивидуально-личностных позиций, музыкальных предпочтений; сформированность основ и представлений о хоровом искусстве. Предметные – освоение хормейстером и концертмейстером основных понятий возникающих при взаимодействии, в процессе вокально-хоровой деятельности, которые обеспечивают овладение основных знаний. А также усвоенный опыт обучающихся в получении певческих музыкальных знаний, их усовершенствовании, на уроках хора.

Совместное творчество хормейстера, концертмейстера и хорового коллектива объясняется психологическим фактором, где исполнительский процесс, вдруг перестает инициироваться только дирижером, а представляет собой коллективную функцию, обретая творческую свободу, раскрывая наполненность музыкальной партитуры и проникновение в тайну рождения музыки. Важным в процессе взаимодействия является знание уровней, критериев, принципов, этапов и проблем взаимодействия концертмейстера и хормейстера в организации вокально-хоровой работы. Педагоги в совместной деятельности должны прибегать к приемам психолого-педагогического воздействия на хористов, для развития основных качеств певческого голоса, путем стимулирования, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности повышая интерес к совместному музыкальному творчеству.

Проведенное исследование роли концертмейстера детского хора при взаимодействии с хормейстером, в работе над вокально-хоровыми произведениями выявило актуальность и значимость этой проблемы в воспитании интереса у обучающихся к хоровому творчеству, при взаимной деятельности хормейстера и концертмейстера, как во время репетиционных занятий, так и в моменты выступлений на сцене, стали понимать значимость взаимодействия концертмейстера и хормейстера при разучивании и исполнении песен. В результате реализации эксперимента у обучающихся появился интерес к хоровому творчеству, при взаимной деятельности хормейстера и концертмейстера, как во время репетиционных занятий, так и в моменты выступлений на сцене. Учащиеся стали понимать значимость взаимодействия концертмейстера и хормейстера при разучивании и исполнении песен. Естественное сопереживание возникает как результат непрерывного контакта партнеров, их взаимопонимания и согласия. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

- феномен взаимодействия является сложным понятием, анализ которого в гуманитарных науках (философии, социологии, психологии, педагогике) позволяет интерпретировать его в качестве одного из важнейших факторов развития профессионального мастерства при котором совместное творчество педагогов превращается в музыкальный плод творений. И как фактор активно влияющий на процесс духовного становления личности хористов.

- обоснованием значимости взаимодействия хормейстера и концертмейстера в совместной деятельности с позиции музыкально-педагогической направленности служит системный анализ взаимодействия как социального и психологического феномена и выявление в опытно-экспериментальной работе его влияния на процесс формирования навыков пения, развитие музыкального слуха и голоса, чувства ансамбля.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что все поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза, выдвинутая на защиту, доказана. В то же время, несомненно, что проблема формирования взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой работы с учащимися в учреждении дополнительного образования не исчерпана, поскольку хоровое искусство продолжает стремительно развиваться и ставить все новые и новые задачи перед хормейстером, а соответственно и перед концертмейстером в век высоких технологий.

1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении // Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2011

2. Бейлина С.З. «В классе профессора В.Х.Разумовской.» Ленинград.:Музыка,1982.-64с. Ил.

3. Бенцианова С. Концертмейстеры большой оперы // Музыка и время. № 6 – М., 2002

4. Бодалев А.А. Психология общения 24. С. 11

5. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.1969—1978.)

6. В.А.Васина-Гроссман «первая книжка о музыке» изд «музыка» ,Москва1976 г ,175с

7. Взаимопонимание: из чего оно складывается и как проявляется - Автор: В.Г.Kpыcькo, доктор психологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Государственного университета управления (ГУУ). h**t://w*w.elitarium.r*/

8. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца / К. Виноградов // Музыкальное исполнительство и современность / Сост. М. Смирнов. - М.: Музыка, 1988. -С. 156-178.

9. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в ВУЗе // Проблемы музыкального воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. В.К. Терентьева. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – Вып.2

10. Вопросы музыкальной педагогики, выпуск 5,составители : Натансон В.А.; Рощина Л.В.; Москва «Музыка»,1984г,133с.

11. Грушевидная Т.Г., Садохин А.П. Г91 Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 670 с.

12. Гинецинский В.И. Знания как категория педагогики. – Л., 2009.

13. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. – Л.:Музыка, 1988.-С.38.

14. Дмитриев Л.Г., Черноиващенко Н.М.; Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся педагогических училищ по специальности 03.05.00 «Муз. воспитание»,03.07.00 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» - М.: Просвещение,1989. – 207с.

15. Дмитриев Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. — М., 2011.-684с.

16. Доливо А.Л. Певец и песня. - М.; Л., 2008

17. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом.-М:Музыка,1988.-80с

18. Живов В.Л. «Хоровое исполнительство». Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для Вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» - 2003 г.

19. Живов В.Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1996.

20. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / Загвязинский В.И, Атаханов Р. – М., 2005. – 208 с.

21. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное побуждает доброе». – Москва, «Педагогика» 1973., 336с.

22. Каримова Л.Н. Хоровой класс (коллективное музицирование): программа дисциплины и методические рекомендации по формированию гуманистических ориентиров у учащихся ДМШ средствами вокально-хорового искусства. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – 36 с.

23. Кац Б.А. «Стань музыкою, слово!» - Л.Советский композитор,1983,152с.

24. Концертмейстерский класс и концертмейстерская практика: Примерная программа по дисциплине для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» / Министерство культуры Российской федерации: Научно-методический центр по художественному образованию. – М., 2002.

25. Кравченко А. И, Анурин В. Ф. Социология: Учебник для вузов — СПб.: Питер. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»), 2003

26. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.1961.

27. Кубанцева Е.И. Процесс учебой работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - №5. – С. 72-75.

28. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. – №4. – С. 52-55.

29. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - №2. – С. 38-40.

30. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991.

31. Куприянова Е.П. Роль концертмейстера детского хора в работе над вокально-хоровыми произведениями

32. Лийметс Х.Й. Взаимодействие как категория педагогики. // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Таллин, 1979. -23-26 с.

33. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса. — М., 1980. — 96 с.

34. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы/А. Люблинский. — Л., 2005.- 80 с. (Разделы № 2, 3, 5).

35. МайерЭ.Г.«Контрастыконфликты»,Ленинград,«Музыка»,1984,перевод

36. Морозов С.А. «Музыка остается с тобой» М., «Молодая гвардия»,1970,320с(Панорама)

37. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания, размышления о музыке/Пер. с англ. (предисловие В. Чачавы) / Дж. Мур. – М.: Радуга, 1999.-429с.

38. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб.статей: Вып.3/Ред. – сост. А.Лагутин. – М.:Музыка, 1991

39. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры», записки педагога. Издание 5.Москва, «Музыка»,1987, 239с.

40. Островская Е. А. Психологические основы деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства [Электронный ресурс] URL: h**t://w*w.dissercat.com/content/psikhologicheskie-aspekty-deyatelnosti-kontsertmeistera-v-muzykalno-obrazovatelnoi-sfere-ins

41. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

42. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники ,2-е изд.-Л.Музыка,1984.-160 с

43. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических отделений и факультетов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,1999.-224с.

44. Пазовский А. Записки дирижера/Общ. ред. В. Кухарского/А. Пазовский - М.: Музыка, 1966. - 560 с.

45. Педагогика: конспект лекций Шарохина Е. В., Петрова О.О., Долганова О. В

46. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.1998.528 с. 134. С.415

47. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. 0 М.: Музыка, 1974. – С. 88-110.

48. Рзянкина Т.А. Войдемте в мир музыки.Л.-изд. «Музыка»,1968.-140с

49. Соколов В.Л. Работа с хором / В.Л. Соколов. - М., Музыка. - 1998

50. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка.1990.

51. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.

52. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.

53. Упрямова В.В. Специфика работы концертмейстера хора

54. Философский словарь Энциклопедии & Словари Коллекция энциклопедий и словарей 2009-2013(интернет ресурс)

55. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

56. Хрестоматия по психологии :учебное пособие для студентов сост. В.В.Мироненко под редакцией профессора А.В.Петровского; 95. С. 110

57. Хрущева Е.Г. Основы методики концертмейстерского мастерства в работе с хором

58. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности.Теория и практика.-М.,1994.

59. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. С.91

60. Шендерович Е. М. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка, №4, 1969.

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 97
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика