Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Синтез искусств как основа развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста - Дипломная работа №32748

«Синтез искусств как основа развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста» - Дипломная работа

  • 90 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. СИНТЕЗ ИСКУССТВ ИЛИ НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ….7

1.1. Проблема цветного слуха в трудах крупнейших ученых и деятелей 17 -18 веков….…7

1.2. Цветомузыкальный слух в трудах русских композиторов….15

1.3. Идея «программности», как живописное начало в музыке…24

ГЛАВА II.ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ…33

2.1. Особенности развития музыкального восприятия у детей младшего

школьного возраста….33

2.2. Реализация педагогических методов и приемов развития

музыкального восприятия у учащихся на уроках музыки….38

2.3. Уровни развитости музыкального восприятия у младших школьников44

2.4. Методические рекомендации для учителей музыки к организации

уроков по творческому рисованию….50

Заключение….56

Список литературы…59

Приложения….63


Введение

Актуальность темы.

Синтез искусств. Интегрированные подходы. Взаимовлияние форм различной художественной специфики. Эти термины все более популярны в современной практике. Неудивительно, художественно - педагогическая практика насыщена парадоксальными противоречиями. В чем, например, заключается синтез искусств в ходе работы с младшими школьниками? В иллюстрировании? Пояснении одного вида другим? А может во взаимодополнении произведений различной художественной специфики, в то время как ребенок решает творческие задачи, передает художественный образ, выражает определенную нравственную идею?

Каждый из нас, отвечая, расставит свои акценты, определит личное проблемное поле в понимании этого термина. В слово синтез многие вкладывают различные смысловые значения. Синтез это взаимодействие различных видов искусств. Мы рассмотрим взаимодействие музыки и изобразительного искусства, где слушание музыки будет объединяться с творческим рисованием.

Вопрос о синтезе музыки и цвета выдвигался на различных этапах общественного и культурно-художественного развития. Выдвижение и решение этого вопроса имело определенную мировоззренческую основу, и было связано с системой философских и эстетических взглядов. Цветомузыка - новый экспериментальный вид художественной деятельности, основанный на синтезе музыки и цвета. Писатели-фантасты до сих пор включают цветомузыку в ряд неизменных атрибутов будущего. Но мы уже сегодня можем видеть воочию чудо явления искусства светящихся звуков, которое имеет свою интересную историю.

Первый этап развития идеи цветомузыки относится к XVII-XVIII векам. Мысль о соединении звука с цветом, основанная на прямой аналогии между оптическими и акустическими отношениями принадлежала И. Ньютону.

Реальное воплощение идея цветомузыки нашла лишь в ХХ веке, когда к ней обратились музыканты и художники. Огромный вклад в развитие цветомузыки внесли такие известные ученые, музыковеды, как А. Лассо, А. Лапп, О. Фишингер, А. Клейн, Д. Бентам, Т. Вильфред, М. Гринуолта, Д. Холл, Кирхер, Крафт, Б. Галеев, К. Леонтьев и другие.

Следует подчеркнуть, что вопрос правомерности цветомузыки как самостоятельной области искусства еще дискутируется. Между тем изучение литературы по данной теме обнаружило недостаточную степень разработанности проблемы. Исследования по выявлению и развитию музыкального восприятия у младших школьников весьма ограничены. Этим в значительной степени обусловлена актуальность предпринятого нами исследования, что послужило основанием для определения ее темы –

«Синтез искусств как основа развития музыкального восприятия у младших школьников».

Цель исследования заключается в определении и обосновании комплекса педагогических путей и условий совершенствования музыкального восприятия у младших школьников.

Объектом исследования является процесс развития восприятия музыки у младших школьников.

Предмет исследования – педагогическое руководство процессом слухоцветового восприятия музыки младшими школьниками.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития музыкального восприятия у младших школьников будет проходить успешно при условиях:

- формирования этой способности с самого начала музыкального образования в школе;

- выявления музыкальных жанров с ярко выраженной картинно-изобразительной направленностью и доступностью для восприятия младшими школьниками;

- нахождения способов, помогающих учащимся установить ассоциацию музыкально-интонационных комплексов с определенным цветом;

- выявления определенной последовательности введения в содержание музыкального образования наиболее адекватных поставленной задаче жанров и видов музыкально-художественной деятельности.

Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи исследования:

1. На основе изучения литературы философского, общенаучного и частно-научного характера: а) определить содержание, формы и методы развития музыкального восприятия у младших школьников посредством синтеза искусств; б) охарактеризовать особенности процесса слухоцветового постижения младшими школьниками образцов картинно-изобразительной музыки; в) выявить факторы и особенности развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста.

2. Теоретически обосновать и апробировать опытно-экспериментальным путем методику слухоцветового постижения картинно-изобразительной музыки учащимися младшего школьного возраста.

Методологической основой представленной работы явились учения о цветном слухе в исследованиях А.Бинэ, Ч.Майерса, Л.Б.Кастеля, Ф.И.Юрьева, А.Ригминтона; теория музыкального восприятия в трудах Е.В. Назайкинского; теория музыкальных жанров В.А. Цуккермана; теория музыкального языка Л.А. Мазеля; психолого-педагогические исследования младших школьников Л.С. Выготского и Г.С. Тарасова.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на примере изучения идеи музыки и цвета в трудах ученых разработаны содержание, формы и методы использования синтеза искусств как основы развития музыкального восприятия в практике современной общеобразовательной школы.

Практическая значимость выпускная квалификационная работа исследования определяется тем, что ее результаты могут быть использованы педагогами-учителями музыки, а так же при разработке лекционных курсов по «Методике музыкального воспитания» и «Музыкальной психологии».

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования: анализ музыковедческой, музыкально-психологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы и материалов по проблеме исследования, наблюдение, беседа, сравнение, анализ, синтез.

База исследования: эксперимент проводился на базе Сибайской средней школы №7 в младших классах.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА I. СИНТЕЗ ИСКУССТВ ИЛИ НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

1.1. Проблема цветного слуха в трудах крупнейших ученых и

деятелей 17-18 веков

Об искусстве цветомузыки было известно давно, но в, то время она не пользовалась значительным успехом. Вопрос о синтезе музыки и цвета выдвигался на различных этапах общественного и культурно-художественного развития и решался по-разному (4, с. 56).

Цветомузыка – сочетание музыки с цветосветовыми эффектами, основанное на явлении синопсии. С греческого «синопсия» это ассоциации между зрительными и слуховыми впечатлениями. Первый этап развития идеи цветомузыки относится к XVII – XVIII в. Он связан с открытием спектра в физике и установлением соответствия между семью его цветами и семью звуками гаммы. Мысль о соединении звука с цветом, основанная на прямой аналогии между оптическими и акустическими отношениями, принадлежала великому физику И. Ньютону (10, с.34). Он установил сходную закономерность в возрастании частот световых колебаний цветов спектра (от красного к фиолетовому) с возрастанием частот звуковых колебаний в диатонической мажорной гамме (при движении вверх). В сознании Ньютона эта закономерность подкреплялась пифагорейским учением о гармонии сфер, которое было воспринято Ньютоном через Кеплера (17, с.58). Цвета спектра и звуки гаммы оказывались выражением мировой гармонии и управлялись одними и теми же числами. И. Ньютон (10, с.47) утверждал, что белый цвет сумма всех цветов, поскольку в сочетании с красным можно получить розовый, с синим – голубой и т.д. Механистическая аналогия «спектр – октава», предложенная Ньютоном, легла в основу антихудожественной идеи «перевода» музыки в цвет.

По мнению ученого Пифагора (18, с.14), любое движение тела в воздухе сопровождается звуком, и космос тоже должен был звучать, притом гармонично. Предполагалось, что скорость движения зависит от того, как далека планета от Земли, а со скоростью соответственно связывалась, высота издаваемого планетой звука…Данная теория получила название «гармонии (или музыки) сфер».

Известный философ Аристотель (18,с.21) считал, что различие звука и тишины относительно, подобно тому, как медикам вследствие привычки кажется, что нет различия между тишиной и стуком при работе их, так и со всеми людьми бывает то же самое при восприятии гармонии сфер. Гармония, обычно воспринимаемая в небе разумом и зрением, музыкой переводилась в слышимые звучания.

Ученый монах, французский музыкальный теоретик Луи - Бертран Кастель (16,с.5-30) считал, что между тонами гаммы и цветами существует однозначная зависимость. До – голубой, ре – зеленый, ми – желтый, фа – оранжевый, соль – красный, ля – фиолетовый, си – синий. Им был построен «цветовой клавесин» – первый в истории цветомузыкальный инструмент. При нажатии клавиш на стоящем над клавесином сооружении отдергивались шторки и открывались различные цвета по принципу «гамма – спектр».

В XVIII предлагался ряд других вариантов реализации идеи цветомузыки, в том числе с использованием цвета по тому же принципу однозначных цветозвуковых соответствий (16,с.21).

Связь между звуком и цветом была известна еще народам древности (в Китае, Индии и др. странах Востока). Она изучается и современным сравнительным музыкознанием по наблюдениям над музыкальным бытом различных народов мира. Явление синопсии отражается на процессе творчества и восприятия музыки. При сопоставлении мажора и минора обычно возникает ощущение светотени: мажор – «светлый» лад, минор – «темный» лад. Аналогичное впечатление производят тембры, регистры, с чем связано использование всех этих средств в целях программной изобразительности (картина рассвета во вступлении к опере «Ночь перед Рождеством» и т.п.), а также в цветных кинофильмах. Отсюда и представления о «красочности», «колорите» тех или иных гармоний, сочетаний инструментов в оркестре и т.д. У некоторых музыкантов возникает более субъективные конкретно – цветовые ощущения от тональностей, аккордов, звуков, тембров и, наоборот, звуковые представления в связи с цветовыми красками природы (21, с. 95).

Гете и Л. Тик (16, с.32) обращали внимание на «цветной слух», на «окраску» звуков и тембров. Людвиг Тик сделал вывод о единстве всех искусств, о возможностях их взаимопереходов, смешений и синтеза.

По мнению Е. Гофмана (55,с.49), это не пустой образ и не аллегория, когда музыкант говорит, что краски, запахи и лучи представляются ему в виде звуков, в их сочетании он видит дивный концерт. Подобно тому как, по выражению одного остроумного физика, слух есть внутренне зрение, так и для музыканта зрение есть внутренний слух, служащий для более глубокого осознания музыки, которая одинаково вибрируется с его духом, звучит во всем, что обнимает его глаз.

С. Новалис подразумевал положительный ответ, исходящий из идеи относительности границ между органами чувств, а также между опирающимися на них искусствами и из вытекающего отсюда взаимопроникновения различных родов деятельности.

На протяжении XIX века опыты по осуществлению цветомузыки не делались, и сама идея почти не разрабатывалась, но, начиная с романтиков, широкую популярность получила мысль о цветозвуковых соответствиях, о единстве зрительных и слуховых ощущений. У каждого человека, замечаем мы это или нет, при слушании музыки или даже отдельных звуков, созвучий возникают некие цветовые или световые ассоциации, которые в психологии называют синестезией. Точно также у большинства из нас какие –то цветосветовые образы закрепляются за отдельными цифрами, днями недели, месяцами и т.д. Интересно, что есть и обратное явление: те или иные цвета вызывают определенные музыкальные ассоциации. Синестезии у всех индивидуальны. Поэтому наука пока не в состоянии, вывести какие – либо закономерности. Пионером цветомузыки заслуженно признан великий русский композитор А.Н.Скрябин. В 1910 г. он написал симфоническую поэму "Прометей", в которую впервые в мировой музыкальной практике ввел световую партию с постоянно меняющимися пластическими образами, сочетаемыми с музыкой в разнообразных отношениях, включая и противопоставления звука и света (контрапункт). Этот прием синтеза был назван "слухозрительной полифонией", и современная практика подтверждает жизнеспособность скрябинских идей. Только такой подход позволяет перейти от промежуточного жанра "световых сопровождений" к оригинальным светомузыкальным произведениям, где и звуковая и световая партии создаются совместно, для воплощения единого и целостного художественного образа. Следует указать, что "прометеевский" замысел Скрябина отнюдь не был изолированным явлением в художественной культуре. Рождение светомузыки подготавливалось всем предыдущим развитием музыки, изобразительного искусства. Выдающиеся композиторы издавна пытались воплощать в музыке, казалось бы, недоступные для нее образы видимого мира. Подлинной "музыкальной живописью" являются многие произведения Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова, К.Дебюсси, А.К.Лядова. Светоносность и полетность являются отличительными признаками большинства инструментальных пьес того же Скрябина (о том говорят их названия - "К пламени", "Мрачное пламя", "Гирлянды" и т.д.).

А.Н.Скрябин, имевший необычайно развитый цветной слух, мечтал о «синтетическом искусстве» (35, с.67).

«Цветным слухом» обладали композиторы Берлиоз, Лист, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин и некоторые другие. Но независимо от цветового слуха как психофизиологического явления, в связи с идеей программности очень большое значение приобрели внемузыкальные (в том числе цветовые) ассоциации при восприятии музыки, получили развитие категории живописности музыки и музыкальности живописи.


Заключение

Цветомузыка – это способность видеть звук, в частности, и музыку. Развитие идеи синтеза цвета и музыки проходило в нескольких этапах, начиная с XVII века. Эта идея возникла на основе механицистского мировоззрения, пифагорейского учения о «гармонии сфер» и мистификации числа семь. Эксперименты в области цветомузыки, делавшиеся в XVIII веке, были основаны на механической аналогии «гамма-спектр» (А. Ласло, А. Лапп, О. Фишингер, А. Клейн, Д. Бентам, Т. Вильфред, М. Гринуолта, Д. Холл, А. Гектор, З. Пеманека). Так же предлагался и ряд других вариантов реализации идеи цветомузыки, в том числе с использованием света по тому же принципу однозначных цветозвуковых соответствий (Кирхер, Крафт, Крюгер, Эккартсгаузен и другие).

В XIX веке идея цветомузыки, по сути, не разрабатывалась. Большое значение приобрело реальное взаимодействие музыки и изобразительного творчества, возрастание роли ассоциативных перекличек в образном строе того и другого искусства, художественная разработка категории изобразительности музыки и музыкальности живописи.

Важным этапом в разработке идеи цветомузыки стало творчество гениального русского композитора А.Н. Скрябина. Образ пламени олицетворял для него горение творческого духа. Помимо Скрябина теоретическую и практическую разработку цветомузыка получила в трудах А. Римского-Корсакова, А. Кондрацкого, Г. Гидони.

Современный педагогический процесс характеризуется повышенным вниманием к развитию идеи цветомузыки. Анализируя данные, полученные в ходе педагогического эксперимента и учитывая все необходимые подходы к вопросу, мы пришли к следующему выводу: процесс музыкального восприятия будет проходить успешно только в том случае, если слушание музыки будет объединяться с творческим рисованием.

Разноцветный урок – это возможность восхититься вместе с детьми красотой окружающего мира, устроить разноцветное «пиршество для глаз», но при этом связать и объединить разные чувственные ощущения, сделать самое обычное – музыкально – образным. Разноцветный урок – это интегрированный урок, на котором дети познают, чувствуют, действуют, воображают, импровизируют, размышляют, общаются и получают удовольствие. Разноцветный урок словно просматривает жизнь ребенка через калейдоскоп, в котором причудливо сочетаются разные стеклышки, заставляя каждый раз удивляться новой картинке. Оказывается, этот мир огромен, мы все в нем живем, и в нем цвет является важнейшей характеристикой.

Музыкальные образцы картинной программности как предмет слухоцветового восприятия младшими школьниками относятся к жанрам баркаролы, ноктюрна, пасторали. При введении их в учебных материал необходимо: ознакомление учеников с наиболее яркими, доступными восприятию детей образцами названных жанров на примере музыки XIX-XX веков; раскрытие сущности музыкально-художественного образа как некого единства звукоизобразительного и эмоционально-выразительного начал.

Восприятие младшими школьниками образцов, относящихся к жанрам баркаролы, ноктюрна, пасторали, имеет свою специфику. Она обусловлена отсутствием ассоциирования музыкально-интонационных комплексов с определенным цветом в пользу целостных эстетически переживаемых эмоционально-образных слухоцветовых представлений.

Развитие музыкального восприятия у младших школьников будет проходить также успешно происходит при следующих условиях:

определенной последовательности введения в содержание обучения названных жанров: пасторали, баркаролы, ноктюрна; сочетания слушания музыки с ее последующей словесно-метафорической характеристикой и воплощением ее колористических свойств в рисунке; поэтапного слухоцветого восприятия младшими школьниками музыкально-художественного образа, которое предусматривает целостное звукоцветовое становление этого образа в сознании слушателя на основе первично возникших впечатлений через их последующее эмоциональное переживание и детальное осмысление.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность избранного пути развития музыкального восприятия у младших школьников посредством синтеза искусств; эффективность методов и приемов работы по совершенствованию у детей музыкального восприятия. Все, что нас окружает, сияет цветом и звучит, потому что разноцветный урок - это урок музыкальный.

Гипотеза, выдвинутая нами, в начале исследования подтвердилась полностью. Цель доказана и решены поставленные задачи.


Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.:изд. центр «Академия», 1999 - 560 с.

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

3. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. – М.: Прсвещение, 1993. – 160 с.

4. Андреева М.П., Конорова Е.В. Первые шаги в музыке: методическое пособие (Под ред. Ред. П.М. Сергеевой.) – М., 1991.

5. Аникушин М. Цвет нашей жизни. Кое-что о науке колористике. (заметки о цветовосприятии)// Семья и школа – 1994. – №10. – С. 35-40.

6. Ардаширова Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими науками в педвузе. М.: Владос, 2001. – 63 с.

7. Антонов Ю. Синтез искусства на уроках изобразительного искусства // Искусство в школе – 2000. - №3. – С. 34-38.

8. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова. – 3-е изд., перераб. доп. – ташкент, 1985. – С. 273-304.

9. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 364 с.

10. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. – СПб., 1997. – 223 с.

11. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. От аналогии и синестезии к синтезу: Эволюция идей «Видения музыки» // Музыка и время, 2005, № 4. С. 62 – 66.

12. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Новые ошибки – хорошо забытые старые.// Музыкальная наука Среднего Поволжья. – Казань: Консерватория, 1999. С.48 – 54.

13. Васина – Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Просвещение, 1993. – 160 с.

14. Воспитание музыкой: из опыта работы / сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991. – 205с.

15. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Возрастная психология – 1972. - №2. – С. 114-123.

16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.

17. Выготский Л.С. Психология искусства: Минск, 1998. – 308 с.

18. Галеев Б.М. Поющая радуга: Рассказы о светомузыке и светомузыкантах. – М.: Просвещение, 1980.

19. Галеев Б.М. Рассказ о видимой музыке. – В. сб.: Панорама, М., «Молодая гвардия», 1967. – с. 130-134.

20. Галеев Б.М. Философские проблемы светомузыкального синтезирования как формы отражения действительности.: Автореф. – М., 1973. – С. 3-32.

21. Галеев Б.М. Полифоническое мышление в искусстве // Галеев Б. Исксусство космического века (Избр. статьи). – Казань: Изд–вл «Фэн», 2002. С 146 -159.

22. Галеев Б.М. Что же такое цветомузыка? //Муз.энциклопедия в 6 тт. - Т.6.М., 1982. С.108 -110.

23. Геккель Л.Е. Я не боюсь, я музыкант. – СПб, «Северный олень», 1993. – 176 с.

24. Гидони Г.И. Искусство света и цвета. Введение, генезис, формы, прогнозы. Л., 1930. – 128 с.

25. Голошумова Г.Д. Искусство и гармонизация эмоциональной сферы ребенка // Искусство в школе – 2003. - №1. – С. 21-25.

26. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993. – 256 с.

27. Дзюбенко А.Г. Цветомузыка. М., «Знание», 1973. – С.24-43.

28. Дьяков П. Синтез искусств в творчестве Эжена Делакруа // Искусство в школе – 2000. - №5. – С. 28-35.

29. Земцовский И.Д. Апология слуха // Муз. Академия – 2002. -№1. – С.1-18.

30. Зверева О.Л. , Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.: Учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

31. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. – М.: Дет. Лит, 1971. – 214 с.

32. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств – основа содержания предметов эстетического цикла // Искусство в школе – 2000. - №3. – С.16-20.

33. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств – основа содержания предметов эстетического цикла // Искусство в школе – 1997. - №5. – С.12-19.

34. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – М.Н.: нар.асвета, 1980. – 256 с.

35. Кремлев Ю.З. Очерки по эстетике музыки.: «Советский композитор», 1972. – 152 с.

36. Куранов Ю.Г. Озарение радугой.: Лирические темы искусства. – М: Просвещение, 1995. – 208 с.

37. Курпова В.П. Я слышу цвет, я вижу звук // Наука и религия – 1993. - №4. – С.38-42.

38. Кюрегян Т.П. Первовестниксветозвука // Музыкальная академия. – 2002. - №2. – С.5-19.

39. Леонтьев К.Д. Музыка и цвет. М., «Знание», 1961. – 28 с.

40. Леонтьев К.Д. Цвет Прометея. М., «Знание», 1965. – С.117-118.

41. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976. – 258 с.

42. Назайкинский Е.З. Звуковой мир музыки. – М.: Просвещение, 2002. – 130с.

43. Нечаева О.О. О Фуге Чурлениса. Из книги Ф. Розинера // Искусство в школе – 2001. - №5. – С.18-24.

44. Николаева А.Н. Особенности фортепианного стиля А.Н.Скрябина. – М.: Сов.композитор, 1083. С. 58 – 98.

45. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М., 1997. – 380 с.

46. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 1997. – 250 с.

47. Полуянов Ю. Замысел и процесс изобразительного творчества младших школьников // Искусство в школе – 1997. - №2. – С. 21-22.

48. Рагс Ю., Назайкинский Е.О. О художественных возможностях синтеза музыки и цвета (на материале анализа симфонической поэмы «Прометей» А.Н. Скрябина). – В кн.: Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., «Музыка», 1970. – С.175-189.

49. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / Ред. С.Я. Фильштейн. – М., 1994. – 154 с.

50. Ряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997. – 126 с.

51. Сабанеев Л.И. Воспоминания о Скрябине. М., Музсектор Госиздата, 1925.- 203 с.

52. Самигуллина Р.В. От Петрушки к Прометею. – Уфа. Китап, 1994. 144 с.

53. Скребкова М.Н., Филатова Р.Л. А.Н. Скрябин // Искусство в школе – 2000. - №3. – С. 28-32.

54. Сохор А.Р. Воспитательная роль музыки: изд-во «Музыка». – Ленинград, 1975. – 60 с.

55. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. – т. 2 – М., 1989.

56. Торопова А.В. Восприятие музыки как процесс актуализации бессознательного // Взаимосвязь… Материалы Второй конференции МПТУ 1994 года. – М., 1994. – С. 40-42.

57. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.

58. Щетинина А.Н. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. – 1984. - №3. – С. 25-34.

59. Элькин В.П. Уроки Макса Люшера (опыт интерпретации восьмицветового теста Люшера), СПб., 1998. – 30 с.

60. Hoffman Е.Т. GesammetteSchriften. Berlin, 1872, Bd. VII, S. 344.

61. NovalisSchriften. Jena, 1907, Bd. III S. 18.


Тема: «Синтез искусств как основа развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Синтез искусств как основа развития музыкального восприятия у младших школьников

    92 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. СИНТЕЗ ИСКУССТВ ИЛИ НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
    МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ….7
    1.1. Проблема цветного слуха в трудах крупнейших ученых и
    деятелей 17 -18 веков…7
    1.2. Цветомузыкальный слух в трудах русских композиторов….15
    1.3. Идея «программности», как живописное начало в музыке…24
    Выводы по первой главе….31
    ГЛАВА II.ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
    МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ
    ШКОЛЬНИКОВ…33
    2.1. Особенности развития музыкального восприятия у детей младшего
    школьного возраста….33
    2.2. Реализация педагогических методов и приемов развития
    музыкального восприятия у учащихся на уроках музыки….38
    2.3. Уровни развитости музыкального восприятия у младших школьников44
    2.4. Методические рекомендации для учителей музыки к организации
    уроков по творческому рисованию….50
    Выводы по второй главе….54
    Заключение….56
    Список литературы…59
    Приложения….63
  • Дипломная работа:

    Развитие музыкальных способностей у учащихся младших классов в процессе изучения музыкального фольклора

    80 страниц(ы) 

    Введение ….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА…6
    1.1. Развитие музыкальных способностей учащихся как педагогическая проблема….6
    1.2. Жанровые особенности детского музыкального фольклора….17
    1.3. Передовой педагогический опыт изучения музыкального фольклора в общеобразовательной школе…25
    Выводы по первой главе….31
    ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА…34
    2.1. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . ….34
    2.2. Динамика развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста . . . . . . . ….…45
    Выводы по второй главе….…58
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….60
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …62
    ПРИЛОЖЕНИЕ….68
  • Дипломная работа:

    Хореографические занятия как средство развития эмоционально- чувственного восприятия детей младшего школьного возраста

    67 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ХОРЕОГРАФИИ 8
    1.1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов 8
    1.2. Понятие и сущность эмоционально-чувственного восприятия детей 16
    1.3. Хореографическое искусство как основа развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников 27
    Выводы по первой главе 31
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ХОРЕОГРАФИИ.33
    2.1. Содержание, формы и методы развития эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста средствами хореографии 33
    2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 43
    Выводы по второй главе 59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
  • Дипломная работа:

    Спортивный бальный танец как средство формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста

    83 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ. 3
    ГЛАВА 1. Педагогические основы формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста на основе занятий спортивными бальными танцами
    1.1. Особенности формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема . 7
    1.2. Специфика спортивных бальных танцев как вида искусства. 22
    Выводы по первой главе….…. 31
    ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию эстетической культуры детей младшего школьного возраста на основе изучения спортивных бальных танцев
    2. 1. Содержание, формы и методы формирования эстетической культуры младшего школьного возраста на занятиях спортивными бальными танцами …33
    2. 2. Педагогический эксперимент и его результаты…. 40
    Выводы по второй главе….…. 51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…54
    Список использованной литературы…. 57
    Приложение….…. 65
  • Дипломная работа:

    Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста средствами народно-сценической хореографии

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ 6
    1.1. Понятие артистизма и его значение в хореографическом искусстве 6
    1.2. Понятие народно-сценической хореографии и ее особенности 17
    1.3. Психическое развитие детей младшего школьного возраста 24
    Выводы по главе 1 33
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ 35
    2.1. Педагогические технологии развития артистизма у детей младшего школьного возраста на занятиях народно-сценической хореографии 35
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 49
    Выводы по главе 2 59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
  • Дипломная работа:

    Использование игровой деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших школьников

    63 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    1.1. Современные научные представления о проблеме способностей: музыкальные способности, их структура.
    1.2. Особенности музыкального развития детей младшего школьного возраста.
    1.3. Игровая деятельность - путь к развитию музыкальных способностей младших школьников.
    Выводы по первой главе.
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
    2.1. Методика организации игровой деятельности на уроке…
    2.2. Условия и организация экспериментального обучения по развитию музыкальных способностей младших школьников в игровой деятельности на уроках музыки….
    2.3. Выявление уровня и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования…
    Выводы по второй главе….
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Работа над транскрипцией классической музыки в музыкальном редакторе cubase

    56 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Теоретические основы создания транскрипции произведений классической музыки
    1.1. Транскрипции произведений классической музыки….6
    1.2. Основные музыкальные редакторы с различными возможностями создания транскрипций….…22
    1.3. Музыкальный редактор Cubase ….….33
    Глава 2. Создание транскрипции произведений классической музыки
    2.1. Методика создания транскрипции произведений классической музыки в музыкальном редакторе Cubase….….40
    2.2. Творческий проект….43
    Заключение….51
    Список литературы…53
  • Дипломная работа:

    Обучение чтению на среднем этапе с использованием элементов проблемной методики

    61 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
    1.1 Психологическая, лингвистическая и коммуникативная характеристика чтения 6
    1.2 Виды и технологии чтения 12
    1.3 Этапы работы с текстом 18
    Выводы по главе 1 23
    Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 24
    2.1 История развития проблемного обучения 24
    2.2 Содержание проблемного обучения 27
    2.3 Методы проблемного обучения 31
    Выводы по главе 2 34
    Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 35
    3.1 Анализ учебно - методического комплекса “Happy English.ru”, К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман 7 класс 35
    3.2 Использование элементов технологии проблемного обучения чтению на среднем этапе на уроке английского языка в 7 классе. 39
    Выводы по главе 3 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
    CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
  • ВКР:

    Организационно-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности средствами образовательной робототехники

    80 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 7
    1.1. Внеурочная деятельность учащихся как социально-педагогическая проблема 7
    1.2. Применение элементов образовательной робототехники в урочное и внеурочное время 16
    1.3. Образовательная робототехника как способ формирования универсальных учебных действий и ключевых компетенций учащихся 25
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35
    ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 36
    2.1. Описание программы по внеурочной деятельности «Робототехника» . 36
    2.2. Примеры проектов внеурочной деятельности по «Робототехнике» 53
    2.3. Анализ результатов опытно-практической работы 59
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 63
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
    ПРИЛОЖЕНИЕ 70
  • Дипломная работа:

    ИЗУЧЕНИЕ РИТМИЧЕСКИХ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО ТЕКСТА XIX-XX вв. ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    86 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1 «Текст как явление лингвистики»…7
    1.1 Ритмические особенности текста….9
    1.1.1 Рифма, ритмика и их разновиности…10
    1.2 Стилистические особенности текста….13
    Выводы по главе 1….26
    Глава 2 «Изучение ритмико-стилистических особенностей текста и использование его потенциала при обучении говорению в старших классах СОШ»….28
    2.1 Лингво-стилистический анализ образцов французского текста
    XIX-XX вв….28
    2.2 Реализация учебно-методического потенциала поэтического и прозаического французского текста по обучению говорению в старших классах СОШ (на материале текстов французских авторов XIX-XX вв.).52
    Выводы по главе II…55
    Заключение….57
    Список литературы…59
    Приложение…64
  • Контрольная работа:

    Решения задач на Pascal Множества, Сортировки, Подпрограммы, Записи, Файлы В12

    15 страниц(ы) 

    4.4.Лабораторная работа 4
    5.Файлы.
    5.6. Лабораторная работа 5.
    6. Строковые переменные.
    6.4. Лабораторная работа 6
    Литература
  • Дипломная работа:

    Работа практического психолога по коррекции познавательной деятельности детей младшего школьного возраста страдающих задержкой психического развития

    70 страниц(ы) 

    Введение ….3
    Глава I. Теоретические основы работы практического психолога с детьми младшего школьного возраста, страдающими ЗПР
    1.1 . Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития…7
    1.2 . Характеристика познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, страдающих задержкой психического развития…15
    1.3 . Основные принципы и общая характеристика психодиагностической работы с детьми страдающими ЗПР…21
    1.4 . Теоретические основы психокоррекции познавательной деятельности у детей страдающих ЗПР…26
    Выводы …30
    Глава II. Эмпирическое исследование особенностей психокоррекции познавательной сферы детей страдающих ЗПР
    2.1 . Организация эмпирического исследования….33
    2.2 . Программа коррекционной работы по развитию познавательной сферы детей с задержкой психического развития….41
    2.3. Анализ результатов констатирующего и контрольного исследований…44
    Выводы ….52
    Заключение….54
    Список литературы….57
    Приложение….62
  • ВКР:

    Организационно-педагогические условия использования интерактивной системы опроса votum в курсе математики

    57 страниц(ы) 

    Введение 3
    ГЛАВА I. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 6
    1.1 Цели, задачи и функции контроля и проверки знаний по математики 6
    2.2 Использование интерактивной системы опроса Votum на уроках математики 14
    1.3 Описание интерактивной системы VOTUM 23
    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ 36
    2.1 Диагностика уровня качества знаний учащихся на уроках геометрии в 8 классе 36
    2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по повышению качества знаний с использованием интерактивной системы Votum на уроках геометрии 42
    2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по повышению качества знаний с использованием интерактивной системы Votum на уроках
    геометрии 45
    Заключение 53
    Список литературы 55
  • Дипломная работа:

    Web-сайт «конфликты в коллективе»

    78 страниц(ы) 

    Введение 4
    Глава 1. Обзор проблематики конфликтов в коллективе 7
    1.1. Понятие и сущность конфликта 7
    1.2. Основные подходы к изучению конфликта 9
    1.3. Характерные черты системы управления конфликтами в организации 11
    1.4. Описание методик для выявления возможного конфликта 16
    1.4.1. Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика акцентуации характера и темперамента личности 17
    1.4.2. Тест-опросник Томаса на поведение в конфликте 17
    1.4.3. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского) 18
    1.4.4. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера 19
    1.5. Результаты психодиагностического исследования 22
    Выводы 26
    Глава 2. Проектирование, структура web-сайта 28
    2.1. Выбор программных средств для создания web-сайта 28
    2.1.1. AdobeDreamweaver CC 28
    2.1.2. Текстовый редактор Notepad ++ 30
    2.1.3. Denwer 30
    2.2. Выбор аппаратных средств 33
    2.3. Структура сайта 34
    Выводы 35
    Глава 3. Разработка, тестирование и внедрение сайта на организацию 36
    3.1. Разработка сайта 36
    3.2. Разработка базы данных 38
    3.3. Тестирование сайта 39
    3.4. Размещение сайта на хостинге 41
    Выводы 45
    Заключение 46
    Список использованной литературы 47
    Приложения 49
  • Дипломная работа:

    Развитие скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся лыжными гонками

    48 страниц(ы) 


    ВВЕДЕНИЕ 2
    ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 16–17 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ 6
    1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 16–17 лет 6
    1.2 Понятие скоростно-силовых качеств 10
    1.3 Методика развития скоростно-силовых качеств лыжников 16
    ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
    2.1. Организация исследования 24
    2.2. Методы исследования 24
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 29
    ВЫВОДЫ 35
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
  • Дипломная работа:

    Развитие навыков чистого интонирования

    120 страниц(ы) 

    Введение….…. 3
    ГЛАВА 1. Теоретические основы развития навыков чистого интонирования в детском хоре.
    1.1. Исторические взгляды на проблему детского вокально-хорового воспитания в России …. 6
    1.2. Значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса….23
    1.3. Проблема развития навыков чистого интонирования в музыкально-педагогической и научно-исследовательской литера-туре…. 44

    ГЛАВА 2. Педагогические условия развития навыков чистого интонирования в детском хоре.
    2.1. Содержание, формы и методы развития навыков чистого интонирования в детском хоре… 71
    2.2 Педагогический эксперимент и его результаты… 97
    Заключение….116
    Список использованной литературы….117