Дипломная работа

«Развитие скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся лыжными гонками»

  • 48 страниц(ы)
  • 4897 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 16–17 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ 6

1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 16–17 лет 6

1.2 Понятие скоростно-силовых качеств 10

1.3 Методика развития скоростно-силовых качеств лыжников 16

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24

2.1. Организация исследования 24

2.2. Методы исследования 24

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 29

ВЫВОДЫ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Актуальность проблемы. Во все времена здоровье считалось для человека как единственная, абсолютная и непреходящая ценность. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно — залог активной насыщенной жизни и долголетия [23,c.58]. Основой, на которой базируется здоровье всегда был спорт, в котором с каждым годом растёт уровень спортивных достижений – каждый спортсмен, независимо от квалификации тактической, технической и психологической подготовленности, должен уделять огромное внимание специальной физической подготовке. Лыжные гонки давно известны как вид спорта, требующий наивысочайшего уровня выносливости. Подобно велоспорту или плаванию, лыжный спорт находится в гармонии с организмом. Во время занятий лыжами тренируется все тело и в работу вовлекается больше мышц, чем при занятиях каким-либо другим видом спорта. На лыжах можно кататься как в одиночку, так и со всей семьей, стремительно бежать или медленно скользить по снегу. Лыжи укрепляют тело, улучшают состояние сердечно-сосудистой системы и помогают привести в гармонию душу и тело [26,c.34].

Скоростно-силовая подготовка, является составной частью современного тренировочного процесса, направлена на увеличение функционального потенциала спортсменов и достижение более высокого уровня результативности в спорте.

Значительное внимание к скоростно-силовой подготовке в лыжном спорте объясняется дальнейшей интенсификацией тренировочного процесса, которая связана с развитием лыжного спорта: усложнением лыжных трасс, появлением более энергоёмких коньковых ходов и постоянно увеличивающейся конкуренции на международных соревнованиях. Скорость лыжника-гонщика при передвижении по дистанции зависит от мощности усилий, развиваемых при отталкивании лыжами и пачками, т. е. от скоростно-силовой подготовленности спортсмена.

Скоростно-силовая подготовка для лыжников-гонщиков имеет огромное значение при преодолении подъемов и в сложных метеорологических условиях: при сильном ветре, снегопаде, низких температурах и т. д., которые ухудшают скольжение и работоспособность спортсменов. На данном этапе развития лыжного спорта большое внимание уделяется возрастной преемственности средств и методов скоростно-силовой подготовки и их доле в общем объёме тренировочных нагрузок.

Являясь существенной частью теоретической подготовки специалистов по лыжному спорту, эта область недостаточно раскрыта в учебной и научно-методической литературе, тогда как в практической деятельности занимает одно из главных мест в подготовке квалифицированных спортсменов.

Цель исследования: изучение методики развития скоростно-силовых качеств у детей 16-17 лет, занимающихся лыжными гонками

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Проанализировать современные подходы к проблеме исследования, раскрыть своеобразие развития скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся лыжными гонками;

2. Рассмотреть методики развития скоростно-силовых качеств лыжников 16-17 лет.

3. Экспериментально проверить эффективность рассмотренной методики развития скоростно-силовых качеств лыжников 16-17 лет.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс лыжников 16-17 лет

Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств лыжников 16-17 лет.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что грамотно-спланированная лыжная подготовка будет способствовать более успешному развитию скоростно-волевых качеств детей 16-17 лет

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 16–17 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ

1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 16–17 лет

Возраст 16-17 лет относится к старшему школьному возрасту. В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес - 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно - 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека [5,c.21].

Ребенок среднего и старшего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется. Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека.

Артериальное давление с повзрослением ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека). Сердце юношей на 10–15\% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6–8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц [14,c.69].

Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются).

Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. Число дыхательных движений у старшего школьника - как у взрослого человека. Хорошо развиты верхние дыхательные пути. С поднятием свода носоглотки последняя становится шире. Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены.

Иммунная система у детей среднего и старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет.

Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком.

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достигнуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д.

Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.

Интенсивное нарастание массы тела требует повышенного введения в организм подростка питательных веществ. Так, калорийность пищи, получаемой детьми 13-15 лет, нужно увеличить до 3100 ккал в сутки. Суточная потребность в основном пластическом материале – белке – должна составлять в среднем 95-100 г. Повышается потребность в жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Количество кальция, необходимое подростку, достигает 1,3-1,4, а железа – 15 мг в сутки [8,c.91].

1. В литературных источниках вопросу о необходимости развития скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков уделяется недостаточное внимание. При современных условиях проведения соревнований по лыжным гонкам спортсмены должны обладать не только отличной выносливостью, но и исключительной скоростно-силовой подготовленностью, которая в значительной степени определяет спортивные результаты в лыжных гонках. В связи с этим исследование уровня развития скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков в динамике будет способствовать улучшению спортивных результатов, так как результаты исследований позволяют оптимизировать тренировочный процесс. Недостаток силовых способностей у лыжников является причиной многих технических ошибок. Чтобы способствовать их исправлению, нужно подбирать специальные скоростно-силовые упражнения с учетом индивидуальных особенностей техники. Повышению степени реализации скоростно-силовых возможностей в техническом навыке способствует педагогическая установка на мощность отталкивания в передвижении на лыжероллерах, беге и имитации лыжных ходов. При тренировке лыжников необходимо учитывать биологические особенности организма, особенности данного возраста и индивидуальные различия. Для этого эффективно постоянное ведение спортивного дневника и привлечение спортсменов к планированию результативности, объемов, интенсивности и других параметров нагрузки.

2. В тренировке лыжников используются чаще всего круговой, комплексный и метод прыжковых упражнений. Упражнения с такими отягощениями, как гири, гантели в подготовке девушек использовать не рекомендуется, но необходимо широкое применение специальных тренажеров. В тренировке лыжников применяются, как правило, нестрогодозированные упражнения, поэтому величину нагрузки необходимо определять в процентном отношении от максимального числа повторений данного упражнения (при развитии скоростно-силовых способностей не более 50 %). Было установлено, что наиболее эффективными являются специальные упражнения. Поэтому при выборе средств скоростно-силовой подготовки нужно отдавать предпочтение специфическим средствам, т. е. соответствующим по структуре движений и характеру проявления усилий соревновательному действию.

3. Анализ результатов проведенного исследования показал, что и экспериментальной группе произошло достоверное изменение показателей скоростно-силовых качеств после применения предложенной методики:

-прыжок в длину (t=-3,56, при р<0,001);

-сгибание рук в упоре лежа (t=-2,76, при р<0,01);

-бег 30 м (сек)(t=2,21, при р<0,05);

-прыжки через скакалку (t=2,31, при p<0,05).

1. Абатуров Р.А. Планирование тренировочной нагрузки в подготовительном периоде /Р.А Абатуров, И.Г. Огольцов // Лыжный спорт. – 1993. – №1. – С.35-38.

2. Аграновский М.А. Совершенствование системы подготовки лыжников-гонщиков высших разрядов / М.А. Аграновский, И.Г. Огольцов // Лыжный спорт. -1994. - №1 - С.34-35.

3. Анучин В.П. Развитие силовой выносливости у лыжников-гонщиков / В.П. Анучин, Э.М. Матвеев // Лыжный спорт, выпуск первый. – 2001. С. 11-13.

4. Арзуманов, Сергей Георгиевич.Физическое воспитание в школе учащихся 10-11 классов : учебно-методическое пособие для учителя / С. Г. Арзуманов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 413 с.

5. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990, 287 с.

6. Багин Н.А. Эффективность тренировочных нагрузок и их коррекция в тренировочном процессе лыжников-гонщиков / Н.А. Багин // Теория и практика физической культуры. – 2000 - №5 - С.33-35.

7. Баталов А.Г. Интенсивность нагрузки в лыжных гонках. / А.Г. Баталов // Лыжный спорт. – 1984. – №2. – С.32-35.

8. Беляева, Наталья Александровна.Комплексы упражнений для тренировки лыжников-гонщиков в подготовительном периоде: учебно-методическое пособие : для студентов всех специальностей / Н. А. Беляева. М.: ГУУ, 2012. - 50 с.

9. Бусарин, Александр Геннадьевич.Влияние технологии подготовки гоночных лыж на эффективность тренировочного и соревновательного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков : дисс. . кан. пед. наук. - Набережные Челны, 2009. - 155 с.

10. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник / И.М. Бутин. – М.: Академия, 2000. – 367с.

11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М,: Физкультура и спорт, 1988, 331 с.

12. Верхошанский, Юрий Витальевич. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

13. Возрастная анатомия, физиология и гигиена детей и подростков: методические рекомендации к практическим занятиям / Ярославль : Канцлер, 2011. - 65 с.

14. Дюкина, Лариса Александровна.Становление и развитие лыжного спорта (на примере лыжных гонок): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 "Физическая культура и спорт". Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2012. - 90 с.

15. Евстратов В.Д. Лыжный спорт: Учебник / В.Д. Евстратов, Г.Б Чукардин, Б.И. Сергеев. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 318с.

16. Кизько, Александр Петрович.Теоретические и методические основы функциональной подготовки спортсменов : (На примере лыж. гонок). Новосибирск : НГТУ, 2001. - 251 с.

17. Комплексный анализ развития функциональных и двигательных качеств у школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе : автореферат дис. . канд. пед. Наук. Ярославль, 2005. - 25 с.

18. Конева, Наталья Анатольевна. Технологии физкультурно-спортивной деятельности (лыжные гонки). Физическая культура (лыжный спорт) / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения. - Тюмень : Изд-во ТГУ, 2010. - 77 с.

19. Коробченко, А.И., Парфенов, С.П. Воспитание выносливости средствами лыжной подготовки : учеб.-методическое пособие / А.И. Коробченко, С.П. Парфенов. − Иркутск : ИрГУПС, 2009. – 60 с.

20. Кузнецов В.К. Силовая подготовка лыжника: Учебное пособие для тренеров и учителей физической культуры / В.К. Кузнецов. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 94с.

21. Лазарев Г.М. К вопросу последовательного и параллельного развития общей и специальной работоспособности лыжников / Г. М. Лазарев // Лыжный спорт. – 1994. – №2. – С.32-33.

22. Квашук П. В., Кленин Н. Н. Лыжные гонки. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства : примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - Москва : Совет. спорт, 2009. - 59 с.

23. Лысов, М.А.Саморегуляция психического состояния лыжников-гонщиков 15-17 лет в соревновательном периоде годичного цикла тренировки : дисс . канд. пед. наук - Москва, 2005. - 144 с.

24. Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков / В.Н. Манжосов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.

25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт,1991. – 543с

26. Москвичева, М. И. Лыжные гонки в МарГУ : лекция к спецкурсу. - Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2008. – 19 с.

27. Николаев Н.А. Воспитание скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 15-17 лет средствами национальных видов спорта Якутии : автореферат дис. . канд. пед. Наук. – М.: 1997. - 20 с.

28. Оглазов, О. В. Особенности занятий лыжными гонками : Учеб. пособие. – Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 1999. – 56 с.

29. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Учебное пособие / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, Аст, 2002. – 864с.

30. Педагогические, медико-биологические и психологические аспекты физического воспитания: материалы Международной научно-практической конференции (16 апреля 2012 г.). – Астрахань.:. 2012. – 174 с.

31. Линтарев Н. Т. Педагогический самоконтроль лыжников младших разрядов : методические рекомендации для студентов, занимающихся лыжным спортом (индивидуально или группами). - Москва : МГУС, 2006. - 42 с.

32. Пешков, А. А. Формирование готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания : на примере лыжных гонок : автореферат дис. . канд. пед. Наук. Москва, 2009. - 20 с.

33. Пичугина, К. В. Оценка физического развития детей и подростков: учебно-методическое пособие для студентов педиатрического и лечебного факультетов медицинских вузов, клинических ординаторов, интернов, участковых педиатров. - Курск : КГМУ, 2011.

34. Платонов В.Н. Подготовка юного спортсмена: Пособие для тренеров и учителей физкультуры / В.Н. Платонов, К.П. Сахновский. – Киев: Радянська школа, 1988. – 290с.

35. Полная энциклопедия оздоровительных систем, программ и упражнений. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 351 с.

36. Предрасположенность к здоровому образу жизни/ Н.А. Дикин// Физическая культура в школе. – 2011. – №2. – С.58-59.

37. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. / Т.И. Раменская. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 228 с.

38. Раменская Т.И. техническая подготовка лыжника. Учебно-практическое пособие / Т.И. Раменская. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 264 с.

39. Савосин, Л. Д. Коньковый ход в подготовке лыжников-гонщиков : учебное пособие. - Нижнекамск : Изд-во НМИ, 2007. - 213 с.

40. Сенченко В.М. Соотношение средств физической подготовки в тренировке лыжников-гонщиков / В.М. Сенченко // Лыжный спорт. – 1982 .– №1. – С.24-27.

41. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт: Олимпия-Пресс, 2001. – 519с.

42. Спортивная психология: учебник. - Якутск : Изд.-полиграфический комплекс СВФУ, 2012. - 383 с.

43. Стародубцева, Ирина Викторовна.Психология физической культуры: учебно-методическое пособие для студентов. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2011. - 75 с.

44. Успех: советы для родителей. - Москва : Просвещение, 2012. - 143 с.

45. Физическая культура в современной школе - состояние и проблемы : сборник материалов Круглого стола (18 января 2008 года). - Майкоп : Изд-во АГУ, 2008. – 111 с.

46. Филиппова, Е.Н. Структура тренировочных нагрузок в соревновательном периоде подготовки лыжников 13-14 лет с учетом их психоэмоционального состояния : автореферат дис. . канд. пед. наук. - Москва, 2007. - 20 с.

47. Фомин Н.А. На пути к спортивному мастерству: Пособие для спортивных врачей, тренеров, учителей физической культуры / Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 160с.

48. Фурсов, А. В. Оптимизация учебно-тренировочного процесса студентов-лыжников на основе показателей психофизиологического состояния : диссертация . канд. пед. наук. - Сургут, 2009. - 149 с.

49. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2002. – С.333-415.

50. Шапошникова В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков: Учебное пособие / В.И. Шапошникова. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 134с.

51. Яценко, Л. Г. Процессы утомления и восстановления у лыжниц-гонщиц при развитии выносливости : автореферат дис. . кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 25 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся лыжными гонками»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 48
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика