Дипломная работа

«Развитие скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся лыжными гонками»

  • 48 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 16–17 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ 6

1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 16–17 лет 6

1.2 Понятие скоростно-силовых качеств 10

1.3 Методика развития скоростно-силовых качеств лыжников 16

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24

2.1. Организация исследования 24

2.2. Методы исследования 24

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 29

ВЫВОДЫ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Введение

Актуальность проблемы. Во все времена здоровье считалось для человека как единственная, абсолютная и непреходящая ценность. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно — залог активной насыщенной жизни и долголетия [23,c.58]. Основой, на которой базируется здоровье всегда был спорт, в котором с каждым годом растёт уровень спортивных достижений – каждый спортсмен, независимо от квалификации тактической, технической и психологической подготовленности, должен уделять огромное внимание специальной физической подготовке. Лыжные гонки давно известны как вид спорта, требующий наивысочайшего уровня выносливости. Подобно велоспорту или плаванию, лыжный спорт находится в гармонии с организмом. Во время занятий лыжами тренируется все тело и в работу вовлекается больше мышц, чем при занятиях каким-либо другим видом спорта. На лыжах можно кататься как в одиночку, так и со всей семьей, стремительно бежать или медленно скользить по снегу. Лыжи укрепляют тело, улучшают состояние сердечно-сосудистой системы и помогают привести в гармонию душу и тело [26,c.34].

Скоростно-силовая подготовка, является составной частью современного тренировочного процесса, направлена на увеличение функционального потенциала спортсменов и достижение более высокого уровня результативности в спорте.

Значительное внимание к скоростно-силовой подготовке в лыжном спорте объясняется дальнейшей интенсификацией тренировочного процесса, которая связана с развитием лыжного спорта: усложнением лыжных трасс, появлением более энергоёмких коньковых ходов и постоянно увеличивающейся конкуренции на международных соревнованиях. Скорость лыжника-гонщика при передвижении по дистанции зависит от мощности усилий, развиваемых при отталкивании лыжами и пачками, т. е. от скоростно-силовой подготовленности спортсмена.

Скоростно-силовая подготовка для лыжников-гонщиков имеет огромное значение при преодолении подъемов и в сложных метеорологических условиях: при сильном ветре, снегопаде, низких температурах и т. д., которые ухудшают скольжение и работоспособность спортсменов. На данном этапе развития лыжного спорта большое внимание уделяется возрастной преемственности средств и методов скоростно-силовой подготовки и их доле в общем объёме тренировочных нагрузок.

Являясь существенной частью теоретической подготовки специалистов по лыжному спорту, эта область недостаточно раскрыта в учебной и научно-методической литературе, тогда как в практической деятельности занимает одно из главных мест в подготовке квалифицированных спортсменов.

Цель исследования: изучение методики развития скоростно-силовых качеств у детей 16-17 лет, занимающихся лыжными гонками

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Проанализировать современные подходы к проблеме исследования, раскрыть своеобразие развития скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся лыжными гонками;

2. Рассмотреть методики развития скоростно-силовых качеств лыжников 16-17 лет.

3. Экспериментально проверить эффективность рассмотренной методики развития скоростно-силовых качеств лыжников 16-17 лет.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс лыжников 16-17 лет

Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств лыжников 16-17 лет.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что грамотно-спланированная лыжная подготовка будет способствовать более успешному развитию скоростно-волевых качеств детей 16-17 лет

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 16–17 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ

1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 16–17 лет

Возраст 16-17 лет относится к старшему школьному возрасту. В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес - 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно - 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека [5,c.21].

Ребенок среднего и старшего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется. Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека.

Артериальное давление с повзрослением ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека). Сердце юношей на 10–15\% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6–8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц [14,c.69].

Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются).

Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. Число дыхательных движений у старшего школьника - как у взрослого человека. Хорошо развиты верхние дыхательные пути. С поднятием свода носоглотки последняя становится шире. Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены.

Иммунная система у детей среднего и старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет.

Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком.

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достигнуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д.

Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.

Интенсивное нарастание массы тела требует повышенного введения в организм подростка питательных веществ. Так, калорийность пищи, получаемой детьми 13-15 лет, нужно увеличить до 3100 ккал в сутки. Суточная потребность в основном пластическом материале – белке – должна составлять в среднем 95-100 г. Повышается потребность в жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Количество кальция, необходимое подростку, достигает 1,3-1,4, а железа – 15 мг в сутки [8,c.91].

Заключение

1. В литературных источниках вопросу о необходимости развития скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков уделяется недостаточное внимание. При современных условиях проведения соревнований по лыжным гонкам спортсмены должны обладать не только отличной выносливостью, но и исключительной скоростно-силовой подготовленностью, которая в значительной степени определяет спортивные результаты в лыжных гонках. В связи с этим исследование уровня развития скоростно-силовой подготовленности лыжников-гонщиков в динамике будет способствовать улучшению спортивных результатов, так как результаты исследований позволяют оптимизировать тренировочный процесс. Недостаток силовых способностей у лыжников является причиной многих технических ошибок. Чтобы способствовать их исправлению, нужно подбирать специальные скоростно-силовые упражнения с учетом индивидуальных особенностей техники. Повышению степени реализации скоростно-силовых возможностей в техническом навыке способствует педагогическая установка на мощность отталкивания в передвижении на лыжероллерах, беге и имитации лыжных ходов. При тренировке лыжников необходимо учитывать биологические особенности организма, особенности данного возраста и индивидуальные различия. Для этого эффективно постоянное ведение спортивного дневника и привлечение спортсменов к планированию результативности, объемов, интенсивности и других параметров нагрузки.

2. В тренировке лыжников используются чаще всего круговой, комплексный и метод прыжковых упражнений. Упражнения с такими отягощениями, как гири, гантели в подготовке девушек использовать не рекомендуется, но необходимо широкое применение специальных тренажеров. В тренировке лыжников применяются, как правило, нестрогодозированные упражнения, поэтому величину нагрузки необходимо определять в процентном отношении от максимального числа повторений данного упражнения (при развитии скоростно-силовых способностей не более 50 %). Было установлено, что наиболее эффективными являются специальные упражнения. Поэтому при выборе средств скоростно-силовой подготовки нужно отдавать предпочтение специфическим средствам, т. е. соответствующим по структуре движений и характеру проявления усилий соревновательному действию.

3. Анализ результатов проведенного исследования показал, что и экспериментальной группе произошло достоверное изменение показателей скоростно-силовых качеств после применения предложенной методики:

-прыжок в длину (t=-3,56, при р<0,001);

-сгибание рук в упоре лежа (t=-2,76, при р<0,01);

-бег 30 м (сек)(t=2,21, при р<0,05);

-прыжки через скакалку (t=2,31, при p<0,05).

Список литературы

1. Абатуров Р.А. Планирование тренировочной нагрузки в подготовительном периоде /Р.А Абатуров, И.Г. Огольцов // Лыжный спорт. – 1993. – №1. – С.35-38.

2. Аграновский М.А. Совершенствование системы подготовки лыжников-гонщиков высших разрядов / М.А. Аграновский, И.Г. Огольцов // Лыжный спорт. -1994. - №1 - С.34-35.

3. Анучин В.П. Развитие силовой выносливости у лыжников-гонщиков / В.П. Анучин, Э.М. Матвеев // Лыжный спорт, выпуск первый. – 2001. С. 11-13.

4. Арзуманов, Сергей Георгиевич.Физическое воспитание в школе учащихся 10-11 классов : учебно-методическое пособие для учителя / С. Г. Арзуманов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 413 с.

5. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990, 287 с.

6. Багин Н.А. Эффективность тренировочных нагрузок и их коррекция в тренировочном процессе лыжников-гонщиков / Н.А. Багин // Теория и практика физической культуры. – 2000 - №5 - С.33-35.

7. Баталов А.Г. Интенсивность нагрузки в лыжных гонках. / А.Г. Баталов // Лыжный спорт. – 1984. – №2. – С.32-35.

8. Беляева, Наталья Александровна.Комплексы упражнений для тренировки лыжников-гонщиков в подготовительном периоде: учебно-методическое пособие : для студентов всех специальностей / Н. А. Беляева. М.: ГУУ, 2012. - 50 с.

9. Бусарин, Александр Геннадьевич.Влияние технологии подготовки гоночных лыж на эффективность тренировочного и соревновательного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков : дисс. . кан. пед. наук. - Набережные Челны, 2009. - 155 с.

10. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник / И.М. Бутин. – М.: Академия, 2000. – 367с.

11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М,: Физкультура и спорт, 1988, 331 с.

12. Верхошанский, Юрий Витальевич. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

13. Возрастная анатомия, физиология и гигиена детей и подростков: методические рекомендации к практическим занятиям / Ярославль : Канцлер, 2011. - 65 с.

14. Дюкина, Лариса Александровна.Становление и развитие лыжного спорта (на примере лыжных гонок): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 "Физическая культура и спорт". Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2012. - 90 с.

15. Евстратов В.Д. Лыжный спорт: Учебник / В.Д. Евстратов, Г.Б Чукардин, Б.И. Сергеев. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 318с.

16. Кизько, Александр Петрович.Теоретические и методические основы функциональной подготовки спортсменов : (На примере лыж. гонок). Новосибирск : НГТУ, 2001. - 251 с.

17. Комплексный анализ развития функциональных и двигательных качеств у школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе : автореферат дис. . канд. пед. Наук. Ярославль, 2005. - 25 с.

18. Конева, Наталья Анатольевна. Технологии физкультурно-спортивной деятельности (лыжные гонки). Физическая культура (лыжный спорт) / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения. - Тюмень : Изд-во ТГУ, 2010. - 77 с.

19. Коробченко, А.И., Парфенов, С.П. Воспитание выносливости средствами лыжной подготовки : учеб.-методическое пособие / А.И. Коробченко, С.П. Парфенов. − Иркутск : ИрГУПС, 2009. – 60 с.

20. Кузнецов В.К. Силовая подготовка лыжника: Учебное пособие для тренеров и учителей физической культуры / В.К. Кузнецов. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 94с.

21. Лазарев Г.М. К вопросу последовательного и параллельного развития общей и специальной работоспособности лыжников / Г. М. Лазарев // Лыжный спорт. – 1994. – №2. – С.32-33.

22. Квашук П. В., Кленин Н. Н. Лыжные гонки. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства : примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - Москва : Совет. спорт, 2009. - 59 с.

23. Лысов, М.А.Саморегуляция психического состояния лыжников-гонщиков 15-17 лет в соревновательном периоде годичного цикла тренировки : дисс . канд. пед. наук - Москва, 2005. - 144 с.

24. Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков / В.Н. Манжосов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.

25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт,1991. – 543с

26. Москвичева, М. И. Лыжные гонки в МарГУ : лекция к спецкурсу. - Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2008. – 19 с.

27. Николаев Н.А. Воспитание скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 15-17 лет средствами национальных видов спорта Якутии : автореферат дис. . канд. пед. Наук. – М.: 1997. - 20 с.

28. Оглазов, О. В. Особенности занятий лыжными гонками : Учеб. пособие. – Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 1999. – 56 с.

29. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Учебное пособие / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, Аст, 2002. – 864с.

30. Педагогические, медико-биологические и психологические аспекты физического воспитания: материалы Международной научно-практической конференции (16 апреля 2012 г.). – Астрахань.:. 2012. – 174 с.

31. Линтарев Н. Т. Педагогический самоконтроль лыжников младших разрядов : методические рекомендации для студентов, занимающихся лыжным спортом (индивидуально или группами). - Москва : МГУС, 2006. - 42 с.

32. Пешков, А. А. Формирование готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания : на примере лыжных гонок : автореферат дис. . канд. пед. Наук. Москва, 2009. - 20 с.

33. Пичугина, К. В. Оценка физического развития детей и подростков: учебно-методическое пособие для студентов педиатрического и лечебного факультетов медицинских вузов, клинических ординаторов, интернов, участковых педиатров. - Курск : КГМУ, 2011.

34. Платонов В.Н. Подготовка юного спортсмена: Пособие для тренеров и учителей физкультуры / В.Н. Платонов, К.П. Сахновский. – Киев: Радянська школа, 1988. – 290с.

35. Полная энциклопедия оздоровительных систем, программ и упражнений. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 351 с.

36. Предрасположенность к здоровому образу жизни/ Н.А. Дикин// Физическая культура в школе. – 2011. – №2. – С.58-59.

37. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. / Т.И. Раменская. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 228 с.

38. Раменская Т.И. техническая подготовка лыжника. Учебно-практическое пособие / Т.И. Раменская. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 264 с.

39. Савосин, Л. Д. Коньковый ход в подготовке лыжников-гонщиков : учебное пособие. - Нижнекамск : Изд-во НМИ, 2007. - 213 с.

40. Сенченко В.М. Соотношение средств физической подготовки в тренировке лыжников-гонщиков / В.М. Сенченко // Лыжный спорт. – 1982 .– №1. – С.24-27.

41. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт: Олимпия-Пресс, 2001. – 519с.

42. Спортивная психология: учебник. - Якутск : Изд.-полиграфический комплекс СВФУ, 2012. - 383 с.

43. Стародубцева, Ирина Викторовна.Психология физической культуры: учебно-методическое пособие для студентов. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2011. - 75 с.

44. Успех: советы для родителей. - Москва : Просвещение, 2012. - 143 с.

45. Физическая культура в современной школе - состояние и проблемы : сборник материалов Круглого стола (18 января 2008 года). - Майкоп : Изд-во АГУ, 2008. – 111 с.

46. Филиппова, Е.Н. Структура тренировочных нагрузок в соревновательном периоде подготовки лыжников 13-14 лет с учетом их психоэмоционального состояния : автореферат дис. . канд. пед. наук. - Москва, 2007. - 20 с.

47. Фомин Н.А. На пути к спортивному мастерству: Пособие для спортивных врачей, тренеров, учителей физической культуры / Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 160с.

48. Фурсов, А. В. Оптимизация учебно-тренировочного процесса студентов-лыжников на основе показателей психофизиологического состояния : диссертация . канд. пед. наук. - Сургут, 2009. - 149 с.

49. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2002. – С.333-415.

50. Шапошникова В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков: Учебное пособие / В.И. Шапошникова. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 134с.

51. Яценко, Л. Г. Процессы утомления и восстановления у лыжниц-гонщиц при развитии выносливости : автореферат дис. . кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 25 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся лыжными гонками»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 48
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика