Курсовая работа
«Мышление и речь»
- 30 страниц
Введение 2
1. Психология мышления 3
1.1. Природа и виды мышления 3
1.2. Операции мыслительной деятельности 7
1.3. Теории мышления в психологии 9
1.4. Способы активизации мышления 13
2. Речь: понятие, виды, функции, теории и способы развития 15
2.1. Речь и ее функции 15
2.2. Виды речевой деятельности и их особенности 16
2.3. Теоретические проблемы возникновения речи 18
2.4. Развитие речи у ребенка 21
2.5. Речь как инструмент мышления 27
Заключение 29
Литература 30
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей процессов мышления и речи, а также способы развития этих процессов.
Задачами работы являются:
- рассмотрение природы, виды и функции процессов мышления и речи;
- изучение эволюции теорий данных процессов;
- рассмотрение способов активизации мышления;
- исследование способов развития речи у детей.
Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Теории, объясняющие процесс мышления, можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.
Для активизации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например, «мозговой штурм», или брейнсторминг, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод контрольных вопросов.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.
В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной или она формируется в процессе развития человека.
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. Главный вопрос, который сейчас обсуждают, - это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития. Таким образом, речь и мышление составляют друг с другом сложное единство.
. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1992.-526с.
2. Воловикова М.И. Микросемантический анализ как метод исследования процессов мышления и личности // Вопросы психологии. 2003. №1.-С.90-98.
3. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Избранные психологические труды Запорожец А.В. М.: Педагогика, 1996.-742с.
4. Давыдов В.В. Избранные психологические произведения Леонтьева А.Н. М: Педагогика, 1993.-894с.
5. Дружинина В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2000.-672с.
6. Запорожец А.В. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1992.-682с.
7. Зинченко В.П. Готовность к мысли // Вопросы психологии. 2005. №4.-С.63-75.
8. Лазарев В.С. К рефлексии психологической теории мышления // Вопросы психологии. 2005. №4.-С.41-51.
9. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. М.: Просвещение, 1998.-466с.
10. Лурия А. Р. Язык и мышление. М.: Педагогика, 1989.-426с.
11. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.-592с.
12. Петровский А.В. Избранные педагогические и психологические сочинения Блонского П.П. М.: Педагогика, 1989.-884с.
13. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки. М.: Просвещение, 1997.-522с.
14. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1997.-844с.
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.-672с.
16. Сурмава А.В. Полтора кило мозгов или живое мыслящее тело // Вопросы психологии. 2006. №1.-С.128-145.
17. Теплов Б. М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1995.-566с.
Тема: | «Мышление и речь» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение ритмической организации движений и речи у детей с нарушением речи
Дипломная работа:
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Контрольная работа:
Интеллект и речь в онтогенезе и филогенезе
Курсовая работа:
Речь и мышление сущность и особенности изучения