Курсовая работа
«Насилие в семье»
- 58 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1.НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РИСКА.5
1.1 ТИПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ….5
1.2 СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК НАСИЛИЯ….11
1.3 НАСИЛИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ….27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….52
ПРИЛОЖЕНИЯ….55
Тема насилия в семье долгое время оставалась запретной не только в российской, но и западной науке. Несмотря на всю важность и актуальность проблематики насилия, до сих пор не существует единого видения данной области в психологии, нет единой теоретической и исследовательской парадигмы, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (Каган В.Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии). Проблематика психологии насилия – обширная область разрабатывающаяся в мировой психологии последние тридцать лет (Д.Левинсон, Дж.Кабрин, Д.Финкелхор, К.Брон, Э.Миллер, и др.). В отечественной науке данная проблематика сравнительно молода (Сафронова Т.Я., Соколова Е.Т., Цимбал Е.И. и др.).
А тем временем насилие в семье в его различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30% - 40 % всех тяжких преступлений совершается в семье. 38% от общего числа убитых на почве семейно-бытовых конфликтов составляют дети, инвалиды, женщины, неспособные себя защитить. По данным официальной статистики, в каждой четвертой российской семье совершается насилие, а процесс криминализации семьи не только не ослабевает, а, наоборот, с каждым годом усиливается.
В конечном счете, главные жертвы насилия в семье - дети. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске. Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов. Именно по этому актуальность выбранной темы исследования представляется нам несомненной.
Целью данной работы является рассмотрение влияния насилия как разновидности отклоняющегося поведения на состояние современной семьи. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Рассмотреть основные виды насилия и их влияние на ребенка;
2. Обусловить взаимосвязь отклоняющегося поведения на насилие;
3. Подвергнуть анализу влияние семейного воспитания на насилие;
4. Определить степень насилия в современной нуклеарной семье.
Объектом данного исследования является семья. Предмет – насилие в семье над детьми. В процессе изучения предмета, нами была выдвинута гипотеза: чем меньше социальная группа, тем больше насилие. Следовательно, в современной нуклеарной семье его степень выше, чем в традиционной расширенной. Для подтверждения гипотезы мы провели практическое исследование насилия в современных семьях, результаты которого отраженны во второй главе.
Тема насилия является актуальной в современном пореформенном российском обществе. Не благоприятная социально–экономическая ситуация положительно влияет на рост отклоняющегося поведения в семье. Проведённое исследование показало, что девиантное поведение родителей неминуемо отражается на воспитании детей и, соответственно, на социализации ребёнка. Подвергшиеся насилию дети, помимо физических и психических отклонений, отличаются, как правило, от своих сверстников, отклоняющимися от социальных норм формами поведения. Какой же концепции воспитания необходимо придерживаться, чтобы избежать любого вида насилия над детьми? В современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики в последнее время становится популярной концепция «нерепрессивного управления» воспитательным процессом. Цель родительского воспитания не подавлять ребёнка, а направлять его.
Наиболее популярный в современном обществе тип семьи – нуклеарная семья. Но в ней накапливаются и собственные проблемы: возрастают психологические нагрузки, хозяйственно-бытовые обязанности
Практическая часть исследования показала, что до сих пор насилием в семье считается только один из его видов – физическое. Но даже оно, применяемое в отношении детей, расценивается зачастую как воспитательная мера. Также мы можем констатировать, что семейное насилие носит скрытый характер. Его участники предпочитаю решать семейные конфликты без участия государственных структур. Причины насилия респонденты видят в дивиантном поведении насильников. Сопоставление данных исследования позволяет сделать вывод, что общество хорошо понимает причины насилия, но, из-за низкой семейной культуры, расценивает как таковое, только его крайние формы – физическое насилие и сексуальное. Фактически, по результатам второго исследования, каждая среднестатистическая российская семья применяет в своей жизнедеятельности и воспитании насилие. И чем упрощенней состав семьи, тем выше степень жестокости.
Результаты исследования вынуждают сделать не очень утешительный прогноз развития ситуации на ближайшее будущее. В связи с ухудшением социально-экономической обстановки в стране практически неизбежен рост числа семейно-бытовых конфликтов и как следствие их - проявлений насилия в семье, и физического, и психического. Причем значительная часть правонарушений, связанных с насилием и направленных на членов семьи, будет носить скрытый характер.
1. Берковец Л. Агрессия : причины, последствия и контроль.-Спб., 2001–234 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия-Спб., 1997-145с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: 1999. – 598 с.
4. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. - М., 1997. – 30с.
5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.,1997. – 256 с.
6. Дэвид Фримен .Техники семейной психотерапии. – Спб., 2001-254с.
7. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско – родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. - М., 1997.-123с.
8. Ильина С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. - М., 1997.
9. Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1989 -120с.
10. Клейберг Ю.А.Психология девиантного поведения: Учебное пособие для ВУЗов. - М.,2001 – 160с.
11. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи/Психолог в детском саду №3-4.
12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоритической психологии. –М.,1998. – 528 с.
13. Пайнс Э., маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб: Издательство «Питер»,2000. – 528 с.: ил. Психология человеческой агрессивности /Сост. К.В.Сельченок.-Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001
14. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред. Н.К.Асановой.-М., 1997.
15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субьективности. Учебное пособие для вузов.-М., 1995. – 384с.
16. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998. –800 с.
17. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса.-Спб., 2001 – 156с.
18. Черепанова Е.М. Психологический стресс, помоги себе и ребенку. М., 1997.- 215с.
19. Черников А.Н. «Интегративный подход в диагностике»- М.:1997.- 278с.
20. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия- СПб.: Питер, 2000. – 194с.
21. Циркин С.Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста – СПб., 1999. – 752 с.
22. Ушаков ГГ.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.,1984 – 195с.
23. Шилов И.Ю. Фамилистика (педагогика и психология сесмьи). Практикум. - СПб.,2000 – 416с.
Тема: | «Насилие в семье» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 58 | |
Цена: | 450 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Социально-педагогические проблемы работы с жертвами насилия в семье
Дипломная работа:
Особенности детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей
Реферат:
Мужчина в семье: типы поведения
Дипломная работа:
Анализ межличностных отношений в семье