Дипломная работа
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи»
- 71 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения и речи 6
1.2. Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи 16
1.3. Трудности, возникающие в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи и пути их преодоления 25
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ 31
2.1. Методика проведения экспериментальной работы 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи 49
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества большое внимание исследователей уделяется изучению речевого развития у детей с различными нарушения и ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) предполагает, создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Потеря зрения, совмещенная с проблемами речевого развития, достаточно часто ведет к отклонению в развитии, хотя и в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые сигналы сохранными анализаторами, что формирует условия для обучения грамоте таких детей.
Таким образом, детьми с комплексными поражениями психофизического развития, имеют возможности обучаться, однако при этом нуждаются в специальном (коррекционном) обучении.
В работах дефектологов и логопедов Л.С. Волковой, Л.А. Дружининой, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Л.И. Фильчивой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Якуниной, и др., раскрываются вопросы обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью обучать грамоте детей с нарушениями зрения и речи и отсутствием надлежащего методического обеспечения данного процесса.
Цель исследования: выявить особенности готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи и разработать методические рекомендации.
Объект исследования: развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи с учетом особенностей их физиологического, психологического и речевого развития.
Предмет исследования: обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи и зрения проявляются специфические ошибки фонематического восприятия анализа и синтеза: проявляются смешения и замены звуков, близких по акустическим и артикуляторным признакам, с трудом выделяют позицию заданных звуков на слух находящихся в середине слова; наблюдаются ошибки при фонематическом синтезе.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи.
2. Подобрать методику обследования и изучить методику обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
3. Разработать комплекс методических рекомендаций по обеспечению процесса обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
Для решения поставленных задач в работе использовались методы анализа, обобщения, классификации, констатирующий эксперимент.
Теоретико - методологическая база исследования - составили учения Л. С. Выготского об общих и специфических закономерностях психики развития детей с ограниченными возможностями здоровья; методические разработки Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной об особенностях обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе обобщены теоретические подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что дополнен методический инструментарий; разработан, апробирован и внедрен эффективный комплекс по предупреждению трудностей обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
База исследования: МАДОУ детский сад № 11 комбинированного вида городского округа Нефтекамск.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения и речи
В условиях развития организационных форм и содержания образования детей с глубокими нарушениями зрения, которое происходит на современном этапе, меняются подходы к содержанию и методик дошкольного обучения этой категории детей. На сегодня, система образования детей с зрительной депривацией должна обеспечивать ребенку возможность участвовать в трудовой и социальной жизни, а также приобретать знания и умения, необходимые для этого [23].
Соответственно, главной целью образования детей с нарушением зрения является достижение ими потенциально возможного уровня образованности и формирования компенсаторных способов деятельности с коррекцией нарушений вторичного характера, чтобы обеспечить их оптимальную интеграцию в социум.
В то же время, многие вопросы комплексной коррекционной помощи детям с нарушениями зрения все еще не нашли своего решения. В частности актуальной является разработка содержания комплексной коррекционно-реабилитационной помощи детям с нарушениями зрения и речи на этапе обучения грамоте.
Исследователи Л.С. Волкова, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, Н.В. Желудева, Н.Б. Цепина указывают, что речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значительно чаще, чем у хорошо видящих детей. Но не всегда они связаны с нарушением зрения. Часть речевых нарушений является следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития и центральной нервной системы, воздействия соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, слабого развития моторики и координации.
В этой связи актуальным является исследование психолого-педагогических особенностей детей с нарушением зрения и как следствие данного процесса, нарушение речи.
Важность данной проблемы несомненна, поскольку дошкольное детство имеет чрезвычайно важное значение в процессе становления личности ребенка с пониженным зрением, формирование необходимых для обучения в школе предпосылок и важных черт личности, определяющих ее социальное поведение и деятельность в течение всей жизни.
Исходя из этого, основными задачами специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения, являются следующие:
• обеспечение условий для своевременного, полноценного и гармоничного развития каждого ребенка, с целью воспитания инициативной, творческой личности;
• привлечение детей к основным составляющим человеческой культуры - родному языку, традициям, обычаям, труду, искусству, морали и пр.;
• воспитание активного познавательного, нравственного и эстетического отношения к окружающему миру - к явлениям природы, предметам быта, к людям, к собственной личности;
• формирование у детей сенсорного (перцептивного) опыта, на основе активизации полисенсорного восприятия, ведь зрительное восприятие всегда осуществляется во взаимосвязи с другими видами ощущений (слух, осязание, обоняние, вкус и др.)
• обеспечение квалифицированной заботы об укреплении и сохранении физического и психического здоровья детей с нарушенным зрением, приучение к здоровому образу жизни [6].
Конечной целью специального дошкольного учреждения является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка, для его успешной интеграции в общеобразовательную или специальную школу и среду сверстников.
Целью данного исследования было изучение проблем, которые связаны с обучением грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи с точки зрения возможностей их диагностики и преодоления.
На первом этапе работы исследовались теоретические аспекты обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. В процессе данного этапа, на основе анализа научной литературы, было установлены, что речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значительно чаще, чем у хорошо видящих детей. Но не всегда они связаны с нарушением зрения. Часть речевых нарушений является следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития и центральной нервной системы, воздействия соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, слабого развития моторики и координации. Общая особенность таких детей - нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная классификация его результатов. Если ребенок правильно называет предмет, это не значит что, у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.
Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи к обучению грамоте и предотвращение у них нарушений письменной речи очень важны при работе по развитию речи. Содержание этой работы включает как развитие устной речи, фонетико-фонематических процессов, звуко-буквенного анализа и синтеза, так и развитие психофизических функций, которые лежат в основе полноценного формирования письма и требуют коррекции у детей с нарушениями зрения: зрительного и зрительнопространственного восприятия; зрительного гнозиса; зрительного анализа и синтеза; зрительной памяти; зрительно-моторной координации; зрительного и двигательного контроля, мелкой моторики в целом. Эти задачи реализуют на специальных коррекционных занятиях по предупреждению нарушений чтения и письменной речи.
На втором этапе исследования проводилась экспериментальная работа, целью которой была экспериментальная проверка возможностей диагностики уровня грамотности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи с последующей разработкой методических рекомендаций по обеспечению процесса обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
Для диагностики уровня нарушениями зрения и речи использовались индивидуальная и групповая форма работы с детьми, применялись методические разработки ученых, ранее исследовавших данную проблему.
Для уточнения ситуации с общим развитием детей с нарушениями зрения и речи нами были составлены психолого-педагогические характеристики на каждого ребенка. Анализ данных характеристик показал, что в эмоционально-волевой сфере у детей с наращениями зрения и речи наблюдаются существенные различия, однако при этом можно отметить, что дети, имеющие высокие и средние показатели грамотности боле эмоционально устойчивы, чем дети, не умеющие читать и писать. Отсюда можно сделать вывод, что эмоциональная устойчивость оказывает важное влияние на процессы формирования грамотности у слабовидящих детей.
На данной основе нами были разработаны методические рекомендации по обеспечению процесса обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
Таким образом, в работе нашла подтверждение гипотеза о том, что процесс обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи будет эффективным, в случае, если его основой будет анализ состояния грамотности, выявление факторов, затрудняющих данный педагогический процесс.
1. Баль Н. Н., Захарченя И. А. Обследование чтения и письма у младших школьников. - Минск: Ураджай, 2001. - 75 с.
2. Безруких М. М., Крещенко О. Ю. Диагностика трудностей обучения письму и чтению в начальной школе // Образование в России: медико-психологический аспект: 7-я Всерос. науч.-практ. конф. - Калуга, 2002. - С. 19-21.
3. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей: учеб.-метод. пособие. / Л.С.Волкова. -- Л.: Рос.гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена, 1991. - 44 с.
4. Дошкольная педагогика: Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Методика и организация воспитания в детском саду:/В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
5. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие/ Л.А. Дружинина - М.: Издательство «Экзамен», 2006
+ еще 28 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 71 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение особенностей формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения
Дипломная работа:
Развитие сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения
Дипломная работа:
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
Дипломная работа:
Арт-терапия в коррекции психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями