Курсовая работа

«Бюджетное устройство России и направления его совершенствования»

  • 46 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Бюджетное устройство Российской Федерации 5

1.1. Теоретические основы бюджетного устройства 5

1.2. Состав и структура бюджетной системы РФ 7

1.3. Принципы построения бюджетной системы РФ 14

2. Бюджетный федерализм как основа бюджетного устройства 18

2.1. Понятие бюджетного федерализма 18

2.2. Принципы функционирования бюджетного федерализма 25

2.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ 28

2.4. Зарубежные модели бюджетного федерализма 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Введение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, показатель его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой госу-дарственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система — главное звено финансовой системы государства.

Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено фе-деративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Одной из важнейших теоретических проблем, ждущей своего законодательного решения, является отсутствие единого подхода в определении сущности бюджетного федерализма.

Поэтому, целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства России и рассмотрение бюджетного федерализма как его основы.

В соответствии с целью, предстоит решение следующих задач:

• изучение теоретических основ бюджетного устройства

• рассмотрение состава и структуры бюджетной системы РФ

• нахождение принципов построения бюджетной системы РФ

• рассмотрение понятия бюджетного федерализма

• изучение принципов его функционирования

• рассмотрение перспектив развития федерализма в России

• рассмотрение зарубежных моделей бюджетного федерализма

Фрагмент работы

Наличие казначейской системы позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным. Казначейская система, таким образом, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетная система Российской Федерации, состоит из трех звеньев и включает:

* федеральный бюджет;

* бюджет субъектов федерации или региональный бюджет (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

* местный бюджет (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Заключение

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой госу-дарственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов входящих в бюджетную систему РФ.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система — главное звено финансовой системы государства.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета).

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Дискуссии о проблемах федерализма находятся в центре пристального внимания российских и зарубежных ученых-юристов, философов, политологов, экономистов, являются предметом обсуждения на различных семинарах, конференциях.

В работе рассмотрены дискуссионные вопросы о понятии "бюджетный федерализм". Приведенный краткий анализ показывает, что как в зарубежных, так и в отечественных публикациях, несмотря на многочисленные толкования, пока не сформулировано достаточно емкое и краткое терминологическое определение бюджетного федерализма.

Принципы бюджетного федерализма определены Конституцией Российской Федерации и бюджетно-налоговым законодательством.

Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:

1) полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам;

2) передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами;

3) должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;

4) следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.

С этой целью следует:

• более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;

• фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;

• создать более эффективный механизм корректировки дис-пропорций в формировании территориальных бюджетов;

• создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;

• внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М.: Инфра-м, 2004.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2006.

3. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков и Ко», 2006.

4. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М. В. и Врублевской О. В. – М.: Юрайт, 2004.

5. Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002.

6. Годин А. М., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков и Ко», 2003.

7. Государственные и муниципальные финансы / Ермасова Н. Б., Миронов М. Г., Ермакова Е. А. И др.; Под ред. Поляка Г. Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

8. Игудин А. Г., Папанова Н. А. Некоторые проблемы межбюджетных отношений в Германии и России. // Финансы, 1999, №4.

9. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2004.

10. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация. // Вопросы экономики, 1995, № 8.

11. Лавров А., Христенко В. Экономика и политика российского бюджетного федерализма h**t://w*w. mmfin.r*/off_inf/93.htm.

12. Лушин С. Бюджетная реформа // Экономист, 2005, № 2.

13. Марченко Г. В., Мачульская О. В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания. // Финансы и кредит, 2000, № 1.

14. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков И Ко», 2006.

15. Поляк Г. Б. Территориальные финансы. – М.: Вузовский учебник, 2006.

16. Реформа бюджетного федерализма в России должна решить ряд серьезных проблем. h**t://w*w.creditrussia.r*

17. Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы, 1994, № 8.

18. Российская экономика в 2006 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 28. – М.: ИЭПП, 2007.

19. Селезнев А. Проблемы бюджетной политики в 2005 г. // Экономист, 2004, № 12.

20. Федерализм: Энциклопедический словарь. М: ИНФРА-М, 1997.

21. Финансы в вопросах и ответах / Под ред. Иванова В. В., Ковалева В. В. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

22. Финансы и кредит / Под ред. Романовского М. В., Белоглазовой Г. Н. – М.: Высшее образование, 2005.

23. Финансы / Под ред. Архипова А. И., Погосова И. А. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

24. Финансы / Под ред. Ковалева В. В. – М.: «Проспект», 2001.

25. Финансы / Под ред. Лушина С. И., Слепова В. А. – М.: Экономистъ, 2005.

26. Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий. //Экономист, 2004, № 4.

27. Шуба В. Б. Бюджетный федерализм: взгляды зарубежных исследователей. // Финансы, 2004, № 8.

Покупка готовой работы
Тема: «Бюджетное устройство России и направления его совершенствования»
Раздел: Финансы
Тип: Курсовая работа
Страниц: 46
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика