Курсовая работа
«Карнавальная образность в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя»
- 29 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие карнавальной образности. Особенности гоголевского «площадного» юмора 5
1.1. Понятие карнавальной образности в мировой и русской литературе 5
1.2. Элементы карнавализации в творчестве Н.В. Гоголя…8
ГЛАВА II. Карнавальная образность в цикле «Петербургские повести» Н.В. Гоголя 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …29
В великолепной плеяде деятелей мировой культуры, и в особенности русской литературы, особое место принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю. Великолепный мастер слова, создатель великих произведений, особенных своей откровенностью и правдивостью, писатель, наделенный огромной силой творческого восприятия жизни, наделенный способностью отражать действительность в своих произведениях с неизменным художественным совершенством. В его произведениях звучит ясная, многоликая истина. Ярчайшие образы писателя отражают моральное и духовное обнищание русского человека, видящего цель в достижении чинов и стяжательстве.
Гоголь выступал ярым противником искаженного видения жизни, ее приукрашивания; ему важно было донести до читателя картины реальной действительности, со всеми бытовыми мелочами, со всеми деталями быта российского человека.
Характеры, описанные автором, беспощадно изобличают чинопочитание, меркантильность, высокомерие. И в то же время творчество Гоголя наполнено беззаветной любовью и жалостью к маленькому человеку, к его нищенскому, беззащитному положению. Гоголь первым обратил пристальное внимание на глубины народной жизни. Творчество его так же пронизано своеобразной карнавальной, смеховой традицией, чему и посвящено наше исследование.
Объектом исследования выступает цикл произведений Н.В. Гоголя «Петербургские повести».
Предмет исследования – карнавальная образность в «Петербургских повестях».
Цель нашего исследования – выявить особенности способов передачи карнавальной образности в гоголевской прозе.
Задачи, вытекающие из цели исследования:
1. Дать определение понятиям «карнавал», «смех», «площадная культура»;
2. Выявить особенности карнавальной культуры и площадного смеха; Изучить исследовательские работы, посвященные творчеству Н.В. Гоголя;
3. Провести анализ произведений цикла «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
Материалом исследования послужили повести Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель».
Методологической основой послужили труды И.О. Бахтина, Ю.В. Манна, В. Маркович, В.Н. Трубина, М.Б. Храпченко и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что она предоставляет возможность использования данных материалов в преподавательской практике как в школе, так и в вузе.
Работа состоит из введения, двух глав (практическая и теоретическая), заключения и списка используемой литературы, состоящего из 18 источников
Глава I. Понятие карнавальной образности. Своеобразие гоголевского «площадного» юмора.
1.1. Понятие карнавальной образности
в мировой и русской литературе.
Прежде всего необходимо дать определение понятиям «карнавал». Основной идеей карнавала является воплощение идеи смерти старого и рождения нового мира, своеобразной смены времен. Необходимо было пройти огромный путь, насчитывающий несколько веков, чтобы карнавал, наконец, был признан официально в 1296 году Венецианским советом. Это уникальнейшее явление культуры, которое сохраняло своеобразную связь времен, служило изображением цикличности жизненного пути. Это своеобразный народный способ восприятия неизбежности конца жизни, переосмысление его как начало новой, только зарождающейся [6; 256].
Неудивительно, что в определенный момент карнавальное начало появилось и в художественном творчестве. Образы и приемы карнавала и площадных веселий часто становятся источником для вдохновения многих деятелей искусства. Кроме того, сейчас основы карнавальной эстетики в культуре приобретают масштабы мировые, занимая не только искусство, но и науки, например, психологию, этнографию, немалый интерес представляет для изучения истории.
Но карнавал – это в первую очередь праздник мифологический, наделенный конкретными структурными и эстетическими признаками. Рассмотрим эти признаки.
Карнавал очень близок к художественно-образным формам наличием наглядного, конкретно-чувственного характера и сильного игрового элемента. И при этом он не является искусством. Карнавал находится на границе искусства и самой жизни – это и есть сама жизнь, но переданная особым, игровым образом [6; 267].
Особенно характерны для карнавальной смеховой культуры такие типажи, как шуты и дураки. Это вовсе не актеры, играющие роль дурака или простака, ставшего объектом насмешек, они и в обычной, не карнавальной жизни, ими являются. Они остаются ими все время, везде, где они ни показались. Это представители особенной жизненной формы, являющейся реальной и нереальной. Так же, как и сам карнавал, они находятся на границе реальной жизни и искусства, потому как в бытовом смысле это не просто чудаки или глупцы, но и актерами они не являются.
Карнавал является антиподом официальных праздников. Он торжествует освобождение от устоев существующего общества, отмену принятой иерархии отношений, отмену правил и законов, пусть только на время. Это действительный праздник становления, праздник времени, обновления [6; 269].
Именно освобождение от принятой в обществе иерархии имело особенное значение. На карнавале все считаются равными – в противовес официальным праздникам, где только подчеркивались различия между разными слоями общества; человек здесь рождался заново, для новых, еще не запятнанных нормами и запретами человеческих отношений.
Все это создавало особый способ общения, характерный только для площадной, карнавальной жизни. Для этого вырабатывались особенные формы речи и жеста, слишком открытые и свободные, отменяющие дистанции и границы между участниками общения, не имеющие ничего общего с принятыми в обычной, повседневной жизни, устоями этики и приличиями.
В карнавале действует принцип переворота, когда игра становится самой жизнью, а жизнь играет. Именно в этом заключается особенность, неповторимость сути карнавала: он создает особый род бытия, в которое погружаются все участники. Это – вторая жизнь народа, основанный на начале смеха. Это праздник, праздник свободы, общности, равенства и достатка.
Гоголь выступал ярым противником искаженного видения действительности, ее приукрашивания; ему важно было донести до читателя картины реальной действительности, со всеми бытовыми мелочами, со всеми деталями окружающей жизни российского человека.
Карнавальное начало появилось и в художественном творчестве. Образы и приемы часто становятся источником для вдохновения многих деятелей искусства. Кроме того, сейчас своеобразная карнавализация культуры приобретает масштабы мировые, занимая не только искусство, но и науки, например, психологию, этнографию, немалый интерес представляет для изучения истории.
Но карнавал – это в первую очередь праздник мифологический, наделенный конкретными структурными и эстетическими признаками. Рассмотрим эти признаки.
Карнавал очень близок к художественно-образным формам наличием наглядного, конкретно-чувственного характера и сильного игрового элемента. И при этом он не является искусством. Карнавал находится на границе искусства и самой жизни – это и есть сама жизнь, но переданная особым, игровым образом.
В гоголевском творчестве присутствуют многие элементы карнавализации. М.М. Бахтин считал, что самое значительное явление смеховой литературы нового времени – это творчество Н.С. Гоголя. Он подчеркнул особенности творчества писателя, которые помогают проследить связь гоголевской прозы с народно-праздничными формами на его родной почве.
Большинство рассказов первого цикла гоголевской прозы, «Вечеров на хуторе близ Диканьки», организующим ядром имеют украинские народные гуляния, так хорошо и детально знакомые Гоголю. Художественное пространство этих текстов наполнено атмосферой праздника, свободы и веселья, которые позволяют жизни выйти из привычного русла. Существенная роль отведена бесовщине, веселой и праздничной, которая отвечает дьяблериям, присущим карнавалу.
Что касается цикла «Петербургские повести», равно как и всего последующего творчества, элементы народной смеховой культуры прежде всего отражены в самом стиле.
Поразительной особенностью прозы Гоголя является то мастерство художника, что так мастерски позволило ему изобразить картины с помощью чистого карнавального смеха, смеха почти божественного, высокого. Карнавальное начало содержится в самом стиле, самой природе гоголевского творчества; это самое достояние литературы XIX века, которое невозможно было полностью оценить его современникам. По большому счету, и сейчас произведения Гоголя заключают в себе глубину философского чистого взгляда на жизнь своей эпохи, на место человека в обыденной жизни, в искусстве, в религии; так или иначе писатель затрагивает все аспекты жизни, и раскрывает их – в некоторых случаях с помощью вкрапления фантастических сюжетов, гротеска, смешивания реального и ирреального планов бытия, и достигает таким образом неожиданного, сильнейшего эффекта погружения в действительность своей прозы.
1. Алтынов П.И. «Петербургские повести» - Л.; «Детская литература», 1978. - 173с.
2. Бахтин 1965 — Бахтин М. М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М.; 1965.
3. Бурков И.А. Николай Гоголь, - М.; Просвящение, 1989. – 549с.
4. Гоголь Н.В. Собрание сочинений, т. 5 – М.; «Государственное издательство художественной литературы», 1959. – 574 с.
5. Гоголь Н.В. Избранное, - СПб.; «Наука», 2000. – 653с.
6. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв. – М., 1988. – 483 с.
7. Загибалова М.А. Смеховое начало как «стержневая» категория карнавальности в концепции М.М. Бахтина // Научные ведомости, 2008, № 12.
8. История русской литературы в четырех томах / под ред. Н.И. Пруцкова. – Л.; «Наука», 1981. – 654 с.
9. Лебедев Ю.В. История русской литературы в трех частях. Ч. 1 – М.; «Просвещение», 2007. – 483 с.
10. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М.; «Художественная литература», 1988. – 413 с.
11. Маркович В. Петербургские повести Н.В. Гоголя: Монография. – Л.; «Художественная литература», 1989. – 208 с.
12. Машинский С. Художественный мир Гоголя – М.; Просвещение, 1979. – 430 с.
13. Машинский С. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современниках. - М.; Просвещение, 2005. - 367 с.
14. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. – М.; «Просвещение», 1985. – 543 с.
15. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. М.: Просвещение, - 580 с.
16. Тихонравов Н., Заметки о словаре, составленном Гоголем. «Сборник Общества любителей российской словесности» - М.; 1891. - 113—114 с.
17. Турбин В.Н. Герои Гоголя: Кн. для учащихся. – М.; «Просвещение», 1983. – 127 с.
18. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М.; «Современник», 1984. – 653 с.
Тема: | «Карнавальная образность в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 1300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Образ петербурга и москвы в творчестве а.с. грибоедова, н.в. гоголя, а.с. пушкина
Курсовая работа:
Изображение русского национального характера в произведениях н.в.гоголя и н.с.лескова
Дипломная работа:
Традиции семейного чтения в культуре xix века (на примере семьи аксаковых)
Курсовая работа:
Воссоздание образа помещика XIX века на основе произведений Н.В. Гоголя
Дипломная работа:
Пушкинские реминисценции в романах и.с. тургенева «отцы и дети» и «дворянское гнездо»