Курсовая работа

«Образ петербурга и москвы в творчестве а.с. грибоедова, н.в. гоголя, а.с. пушкина»

  • 29 страниц(ы)
  • 3314 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ….3

Глава 1. Изображение Петербурга и Москвы в творчестве А.С. Грибоедова.

1.1 Образ Москвы и Петербурга А.С. Грибоедов «Горе от ума»….….5

Выводы по 1 главе…

Глава 2. Петербурга и Москвы Н.В. Гоголя в Петербургских повестях» и в поэме «Мертвые души».

2.1 Образ Петербурга Н.В. Гоголя в произведении «Петербургские повести»….9

2.2 Образ Петербурга в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»….….14

Выводы по 2 главе….16

Глава 3. Тема Петербурга и Москвы в произведениях А.С. Пушкина.

3.1 Петербург и Москва в пушкинской поры в романе «Евгений Онегин».»….17

3.2 Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»….22

Вывод по 3 главе….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….27СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….28

Каждый город имеет свою историческую эпоху. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.

Петербург, Москва - города, к которым в своих произведениях обращались многие писатели - от М.В. Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге А.С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.В. Гоголя, А.А. Блока, Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.

В образе Петербурга и Москвы, созданном русской литературой, можно выделить две грани, две традиции. Одна идет от Пушкина, запечатлевшего по преимуществу величественный, строгий и стройный облик града Петрова – красы и дива полнощных стран. Другая, не менее влиятельная традиция, связана с Гоголем, отчасти, также и с Некрасовым. Они раскрыли тему и образ Петербурга и Москвы совсем по-иному – как бы с точки зрения угнетенного и обреченного на гибель Евгения, чьи частные человеческие интересы пришли в противоречие с государственными замыслами и непреклонной волей Петра.

За парадной внешностью Петербурга и Москвы эти писатели разглядели холодный, жестокий, неправедный и гибельный мир человеческого горя и страдания. Каких же традиций придерживается Достоевский, создавая свой Петербург в «Белых ночах», и в «Униженных и оскорбленных», и в «Преступлении и наказании» и в «Бедных людях»? Что нового он открывает в этом городе, который до сих пор вызывает противоречивое отношение к себе многих россиян: для одних – это культурная столица, для других – это бандитский город.

Цель моей работы – изучить образ Петербурга и Москвы на примере произведений А.С. Грибоедова , Н.В Гоголя и А.С. Пушкина .

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:

-используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга Пушкина, Гоголя и Грибоедова;

-определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей;

-установить, какие приемы используют разные писатели в создании образ Петербурга и Москвы.

Объект – произведения А.С. Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина.

Предмет – образ Петербурга и Москвы.

Методы исследования:

1.Теоретические методы – изучение литературы;

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы учителями русского языка и студентами в ходе педагогической практики.

Источники исследования:

1. Педагогическая и методическая литература;

2. Лингвистическая литература;

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы состоящего из 25 источников.

Глава 1. Изображение Петербурга и Москвы в творчестве А.С. Грибоедова.

1.1 Образ Москвы и Петербурга А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Все поворотные события в жизни А. С. Грибоедова, одного из крупнейших русских драматургов XIX века, поэта и государственного деятеля, связаны с Петербургом. О творчестве Грибоедова тех лет, о его друзьях, взаимоотношениях с декабристами, с литераторами различных направлений, о памятных местах, связанных с жизнью Грибоедова, рассказывает автор книги — кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русской литературы.

Новаторство Грибоедова заключается и в создании нового для русской литературы жанра. Говорить о петербургских годах автора «Горя от ума» — значит касаться проблемы судьбы Грибоедова.

Нужно сказать, что губернское общество гоголевской поэмы, равно как и фамусовское в пьесе Грибоедова «Горе от ума», можно условно разделить на мужское и женское. Главными же представителями мужского общества являются губернские чиновники. Несомненно, тема чиновничества – одна из центральных тем в творчестве Гоголя. [4;55].

Советская наука многое сделала для прояснения этой судьбы, обнаружив несостоятельность ряда принципиальных суждений о нем, бытовавших в «веке минувшем» на правах будто бы самоочевидных истин. Однако до сих пор остается популярной легенда о Грибоедове, сложившаяся в 1830—1850-х годах, когда острый интерес русского общества к личности автора «Горя от ума» питался в основном слухами и преданиями: достоверная информация о Грибоедове в то время была крайне скудной. В этих условиях немногие известные факты (создание комедии и оправдание драматурга Следственным комитетом в 1826 году, блестящая дипломатическая карьера и трагическая гибель) оценивались и сопрягались под впечатлением событий и настроений последекабристской эпохи, эпохи общественной реакции. Именно в это время был «сконструирован» образ Грибоедова - скептика, блестящий ум которого «изнемогал в усилиях бесплодных». Под влиянием этой легенды в конце 1860-х годов было переадресовано Грибоедову стихотворение Баратынского «Надпись к портрету»:

Взгляни на лик холодный сей,

Взгляни, в нем жизни нет,

Но как на нем былых страстей

Еще заметен след. —

возникал образ холодного мыслителя на портрете Крамского (1873), рождалось блоковское представление об авторе «Горя от ума» как о «петербургском чиновнике с лермонтовской желчью и злостью в душе» (1907), создавался роман Тынянова «Смерть Вазир - Мухтара» (1927).

В «Горе от ума» отражена эпоха после 1812 года. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни 20- х годов XIX века. На первом плане широко и ярко показана барская Москва, которая возникает из разговоров и реплик персонажей комедии. «И награжденья брать, и весело пожить» - это идеал барской Москвы, это философия жизни фамусовского общества. Убежденные крепостники, невежественные люди, положение которых обязывало быть выше по уровню, боятся просвещения и новых взглядов потому, что понимают, что новая сила - сметет их как ненужный хлам, поэтому они стремятся к единению с себе подобными. В России назревали перемены, в Москву тоже проник дух свободомыслия. Чацкий, вернувшись в Москву, видит, что она не изменилась. Он говорит Софье: «Что нового покажет мне Москва, вчера был бал, а завтра будет два». Фамусов восхищается Москвой, видя в ней особый шик. Он заявляет: Решительно скажу: едва другая сыщется столица, как Москва! Любя Москву, Грибоедов сумел донести до нас ее облик с такой силой, что сейчас, спустя столько лет, думаешь о том, что это было вчера. Внешне перемены огромные, а суть осталась. Скалозуб о Москве отзывается «как о дистанции огромного размера», глупо утверждая, что после войны 1812 года она расцвела. Он говорит: «По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью». Разве это речь патриота, который любит свой народ и Россию? Фамусовское общество сделало Москву своей «кормушкой». Если сравнить Москву Грибоедова с Москвой Пушкина, то невольно напрашивается мысль, а именно: годы идут, но мало что меняется в облике города и в психологии общества, населяющего этот город. Мать Татьяны Лариной ранее жила в Москве, попав в деревню, сначала плакала, но потом привыкла, смирившись со своей судьбой. Татьяну должна была ждать такая же ужасная участь: запертая в деревне среди диких людей, она волей-неволей вынуждена повторить жизнь своей матери. Выйдя замуж за какого-нибудь отпрыска Скотининых, или ждать, когда ее повезут «в Москву, на ярмарку невест». Каким унизительным кажется нам подобное путешествие! Что, впрочем, позднее и происходит, Соседи советуют матери Татьяны: «В Москву, на ярмарку невест! Там, слышно, много разных мест». Соседи предлагают матери Татьяны деньги взаймы, по доброте душевной беспокоятся, как бы девушка не осталась незамужней. Только доброта их - на свой манер: не понимают они другого счастья, кроме своего. Бедная, бескрылая доброта бедного, бескрылого мира. Но мир этот властвует над Татьяной, он постановил: ехать в Москву. Она боится ехать, ей жалко расставаться со «своими рощами, лугами», а в то же время ее манит неизвестность. Решено, Ларины едут в Москву. («Дорожной скукою вполне, семь суток ехали они.») Пушкин любил Москву, хотя московское дворянство изобразил в насмешливых тонах. О самом городе он пишет:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Таким образом, Пушкин умел отличать парадный, казенный патриотизм светских раутов от того народного патриотизма что живет в душе каждого честного человека. Петербург и Москва пушкинской эпохи - это торговые города, обиталище старого российского барства, «ярмарка невест». Мир, в котором предстоит жить Татьяне, напоминает знакомое окружение Петушковых, Гвоздикиных и прочих.

Для русской литературы тема Петербурга и Москвы, города, соединившего отсталую Россию с Европой, стала совершенно особой. Вместе с тем в сознании писателей, некоторых видных исторических деятелей Петербург и Москва уже на рубеже XVIII-XIX веков были показателями противоречий исторического развития страны.

Писатели видели Петербург и Москву в солнечный день или в метель, в «серое мартовское утро» и в «белую ночь». В их произведениях обрисованы ситуации, типичные для большого города, и неожиданные контрасты, изображены жители столицы: обитатель доходных домов и торгующая собой женщина, интеллигент и чиновник, городской бродяга и «летающий человек», житель средней петербургской и московской квартиры и революционер.

Образ городов в произведениях русских писателей отличают разнообразие красок, деталей, подробностей городского быта, пейзажи, центральное место в которых занимает Нева, с ее каменными берегами и плавным бегом.

Петербург – город «страшный» и «великий», вечная, непреходящая тема в русской литературе.

Москва - святыня России, её сердце. Не зря захватчики всех времён и народов, будь то татарские, французские или немецкие, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить её сердце, то есть захватить Москву.

Петербург, Москва – город, так давно тревоживший многих русских писателей, стал ещё более страшным и жестоким. Он – символ той мощной силы, подавляющей слабые ростки человечности, он – сосредоточие людского горя, зеркало всей российской действительности, отражение которого мы видим по всей стране, в стенах лагерей и на задворках провинциальных городков.

1.Анциферов Н. П. Душа Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 2000. - 228 с.

2. Асмус В. Ф. «Горе от ума» как эстетическая проблема // Асмус

3. Анциферов Н. П. Быль и миф Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 2001. – 89 с.

4.Борисов Ю. Н. «Горе от ума» и русская стихотворная комедия (У истоков жанра). Саратов, 1999.-55 с.

5.Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа» - СПб., 2004.

6. Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. М., 2005.

7. Гоголь Н.В. Петербургские повести. - Л.: Художественная литература, 2001, - 328 с.

8.Гоголь Н.В. Шинель // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: Т. З.-М.: Изд-во Академии наук РФ, 2001.-С. 141-174.

9.Гоголь Н.В. Нос // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: Т. 3. М.: Изд-во Академии наук РФ, 2003. - С.79-137.

10.Зарецкий В.А. Петербургские повести Н.В. Гоголя.

11. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. С. 229 - 330.

12. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX век20.

13.Мочульский В.Н. Малороссийская и петербургская повести Н.В. Гоголя (К истории художественного творчества). Одесса: «Экономическая» типография, 1999. - 20с.

14. Набоков В.В. Библиогр. указ. / авт.-сост. Г. Г. Мартынов ; вступ. ст. В. П. Старка. – СПб. : Фолио-Пресс, 2001. – 496 с. – Из содерж.: Из комментариев к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин". – С. 133; Перевод и комментарий к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин". – C. 281-285. (на пункте дежурного библиографа зала филологии, педагогики искусства РНБ)

15. Озеров Ю.А. Цвет как компонент поэтики Н.В. Гоголя («Мертвые души») // Проблемы современного филологического образования: Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 6. М.: Ремдер, 2005. -С. 89-95.

16. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах, т.1. – М.: Художественная литература, 1985. С.468

а. Ч.1. - М., 2005

17 . Петербург Гоголя. /Рис. М. В. Добужинского. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 1999. – 106 с.

18. Тарасов Б.Н. « Взгляд»писателя // Литература в школе. - 2007.

19. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники - М.: Наука, 2010.

20. Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. М.: Интерпракс, 1994,- 156с.

21. Воропаев В.А. Гоголевский Петербург. - [электронный ресурс]

h**t://w*w.portal-slovo.r*/philology/37075.php.

22. Образ Санкт-Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». – h**t://fictionbook.r*/author/i_i_kogan/sochineniya_po_russkoyi_literature_vse_t/read_online.html? page=4

23. Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». - [электронный ресурс] h**t://slovo.ws/comp/ru/3475.html

24. Тема города в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. - [электронный ресурс] h**t://w*w.litra.r*/composition/get/coid/00087601184864176570/

25. Тема Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя. - [электронный ресурс] h**t://w*w.coolsoch.r*/arh/liter/arh3/1139.htmh**t://w*w.1143help.r*/peterburg-dostoevsk

Покупка готовой работы
Тема: «Образ петербурга и москвы в творчестве а.с. грибоедова, н.в. гоголя, а.с. пушкина»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика