Курсовая работа
«Образ петербурга и москвы в творчестве а.с. грибоедова, н.в. гоголя, а.с. пушкина»
- 29 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
Глава 1. Изображение Петербурга и Москвы в творчестве А.С. Грибоедова.
1.1 Образ Москвы и Петербурга А.С. Грибоедов «Горе от ума»….….5
Выводы по 1 главе…
Глава 2. Петербурга и Москвы Н.В. Гоголя в Петербургских повестях» и в поэме «Мертвые души».
2.1 Образ Петербурга Н.В. Гоголя в произведении «Петербургские повести»….9
2.2 Образ Петербурга в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»….….14
Выводы по 2 главе….16
Глава 3. Тема Петербурга и Москвы в произведениях А.С. Пушкина.
3.1 Петербург и Москва в пушкинской поры в романе «Евгений Онегин».»….17
3.2 Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»….22
Вывод по 3 главе….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….27СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….28
Каждый город имеет свою историческую эпоху. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.
Петербург, Москва - города, к которым в своих произведениях обращались многие писатели - от М.В. Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге А.С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.В. Гоголя, А.А. Блока, Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.
В образе Петербурга и Москвы, созданном русской литературой, можно выделить две грани, две традиции. Одна идет от Пушкина, запечатлевшего по преимуществу величественный, строгий и стройный облик града Петрова – красы и дива полнощных стран. Другая, не менее влиятельная традиция, связана с Гоголем, отчасти, также и с Некрасовым. Они раскрыли тему и образ Петербурга и Москвы совсем по-иному – как бы с точки зрения угнетенного и обреченного на гибель Евгения, чьи частные человеческие интересы пришли в противоречие с государственными замыслами и непреклонной волей Петра.
За парадной внешностью Петербурга и Москвы эти писатели разглядели холодный, жестокий, неправедный и гибельный мир человеческого горя и страдания. Каких же традиций придерживается Достоевский, создавая свой Петербург в «Белых ночах», и в «Униженных и оскорбленных», и в «Преступлении и наказании» и в «Бедных людях»? Что нового он открывает в этом городе, который до сих пор вызывает противоречивое отношение к себе многих россиян: для одних – это культурная столица, для других – это бандитский город.
Цель моей работы – изучить образ Петербурга и Москвы на примере произведений А.С. Грибоедова , Н.В Гоголя и А.С. Пушкина .
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
-используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга Пушкина, Гоголя и Грибоедова;
-определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей;
-установить, какие приемы используют разные писатели в создании образ Петербурга и Москвы.
Объект – произведения А.С. Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина.
Предмет – образ Петербурга и Москвы.
Методы исследования:
1.Теоретические методы – изучение литературы;
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы учителями русского языка и студентами в ходе педагогической практики.
Источники исследования:
1. Педагогическая и методическая литература;
2. Лингвистическая литература;
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы состоящего из 25 источников.
Глава 1. Изображение Петербурга и Москвы в творчестве А.С. Грибоедова.
1.1 Образ Москвы и Петербурга А.С. Грибоедов «Горе от ума».
Все поворотные события в жизни А. С. Грибоедова, одного из крупнейших русских драматургов XIX века, поэта и государственного деятеля, связаны с Петербургом. О творчестве Грибоедова тех лет, о его друзьях, взаимоотношениях с декабристами, с литераторами различных направлений, о памятных местах, связанных с жизнью Грибоедова, рассказывает автор книги — кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русской литературы.
Новаторство Грибоедова заключается и в создании нового для русской литературы жанра. Говорить о петербургских годах автора «Горя от ума» — значит касаться проблемы судьбы Грибоедова.
Нужно сказать, что губернское общество гоголевской поэмы, равно как и фамусовское в пьесе Грибоедова «Горе от ума», можно условно разделить на мужское и женское. Главными же представителями мужского общества являются губернские чиновники. Несомненно, тема чиновничества – одна из центральных тем в творчестве Гоголя. [4;55].
Советская наука многое сделала для прояснения этой судьбы, обнаружив несостоятельность ряда принципиальных суждений о нем, бытовавших в «веке минувшем» на правах будто бы самоочевидных истин. Однако до сих пор остается популярной легенда о Грибоедове, сложившаяся в 1830—1850-х годах, когда острый интерес русского общества к личности автора «Горя от ума» питался в основном слухами и преданиями: достоверная информация о Грибоедове в то время была крайне скудной. В этих условиях немногие известные факты (создание комедии и оправдание драматурга Следственным комитетом в 1826 году, блестящая дипломатическая карьера и трагическая гибель) оценивались и сопрягались под впечатлением событий и настроений последекабристской эпохи, эпохи общественной реакции. Именно в это время был «сконструирован» образ Грибоедова - скептика, блестящий ум которого «изнемогал в усилиях бесплодных». Под влиянием этой легенды в конце 1860-х годов было переадресовано Грибоедову стихотворение Баратынского «Надпись к портрету»:
Взгляни на лик холодный сей,
Взгляни, в нем жизни нет,
Но как на нем былых страстей
Еще заметен след. —
возникал образ холодного мыслителя на портрете Крамского (1873), рождалось блоковское представление об авторе «Горя от ума» как о «петербургском чиновнике с лермонтовской желчью и злостью в душе» (1907), создавался роман Тынянова «Смерть Вазир - Мухтара» (1927).
В «Горе от ума» отражена эпоха после 1812 года. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни 20- х годов XIX века. На первом плане широко и ярко показана барская Москва, которая возникает из разговоров и реплик персонажей комедии. «И награжденья брать, и весело пожить» - это идеал барской Москвы, это философия жизни фамусовского общества. Убежденные крепостники, невежественные люди, положение которых обязывало быть выше по уровню, боятся просвещения и новых взглядов потому, что понимают, что новая сила - сметет их как ненужный хлам, поэтому они стремятся к единению с себе подобными. В России назревали перемены, в Москву тоже проник дух свободомыслия. Чацкий, вернувшись в Москву, видит, что она не изменилась. Он говорит Софье: «Что нового покажет мне Москва, вчера был бал, а завтра будет два». Фамусов восхищается Москвой, видя в ней особый шик. Он заявляет: Решительно скажу: едва другая сыщется столица, как Москва! Любя Москву, Грибоедов сумел донести до нас ее облик с такой силой, что сейчас, спустя столько лет, думаешь о том, что это было вчера. Внешне перемены огромные, а суть осталась. Скалозуб о Москве отзывается «как о дистанции огромного размера», глупо утверждая, что после войны 1812 года она расцвела. Он говорит: «По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью». Разве это речь патриота, который любит свой народ и Россию? Фамусовское общество сделало Москву своей «кормушкой». Если сравнить Москву Грибоедова с Москвой Пушкина, то невольно напрашивается мысль, а именно: годы идут, но мало что меняется в облике города и в психологии общества, населяющего этот город. Мать Татьяны Лариной ранее жила в Москве, попав в деревню, сначала плакала, но потом привыкла, смирившись со своей судьбой. Татьяну должна была ждать такая же ужасная участь: запертая в деревне среди диких людей, она волей-неволей вынуждена повторить жизнь своей матери. Выйдя замуж за какого-нибудь отпрыска Скотининых, или ждать, когда ее повезут «в Москву, на ярмарку невест». Каким унизительным кажется нам подобное путешествие! Что, впрочем, позднее и происходит, Соседи советуют матери Татьяны: «В Москву, на ярмарку невест! Там, слышно, много разных мест». Соседи предлагают матери Татьяны деньги взаймы, по доброте душевной беспокоятся, как бы девушка не осталась незамужней. Только доброта их - на свой манер: не понимают они другого счастья, кроме своего. Бедная, бескрылая доброта бедного, бескрылого мира. Но мир этот властвует над Татьяной, он постановил: ехать в Москву. Она боится ехать, ей жалко расставаться со «своими рощами, лугами», а в то же время ее манит неизвестность. Решено, Ларины едут в Москву. («Дорожной скукою вполне, семь суток ехали они.») Пушкин любил Москву, хотя московское дворянство изобразил в насмешливых тонах. О самом городе он пишет:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Таким образом, Пушкин умел отличать парадный, казенный патриотизм светских раутов от того народного патриотизма что живет в душе каждого честного человека. Петербург и Москва пушкинской эпохи - это торговые города, обиталище старого российского барства, «ярмарка невест». Мир, в котором предстоит жить Татьяне, напоминает знакомое окружение Петушковых, Гвоздикиных и прочих.
Для русской литературы тема Петербурга и Москвы, города, соединившего отсталую Россию с Европой, стала совершенно особой. Вместе с тем в сознании писателей, некоторых видных исторических деятелей Петербург и Москва уже на рубеже XVIII-XIX веков были показателями противоречий исторического развития страны.
Писатели видели Петербург и Москву в солнечный день или в метель, в «серое мартовское утро» и в «белую ночь». В их произведениях обрисованы ситуации, типичные для большого города, и неожиданные контрасты, изображены жители столицы: обитатель доходных домов и торгующая собой женщина, интеллигент и чиновник, городской бродяга и «летающий человек», житель средней петербургской и московской квартиры и революционер.
Образ городов в произведениях русских писателей отличают разнообразие красок, деталей, подробностей городского быта, пейзажи, центральное место в которых занимает Нева, с ее каменными берегами и плавным бегом.
Петербург – город «страшный» и «великий», вечная, непреходящая тема в русской литературе.
Москва - святыня России, её сердце. Не зря захватчики всех времён и народов, будь то татарские, французские или немецкие, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить её сердце, то есть захватить Москву.
Петербург, Москва – город, так давно тревоживший многих русских писателей, стал ещё более страшным и жестоким. Он – символ той мощной силы, подавляющей слабые ростки человечности, он – сосредоточие людского горя, зеркало всей российской действительности, отражение которого мы видим по всей стране, в стенах лагерей и на задворках провинциальных городков.
1.Анциферов Н. П. Душа Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 2000. - 228 с.
2. Асмус В. Ф. «Горе от ума» как эстетическая проблема // Асмус
3. Анциферов Н. П. Быль и миф Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 2001. – 89 с.
4.Борисов Ю. Н. «Горе от ума» и русская стихотворная комедия (У истоков жанра). Саратов, 1999.-55 с.
5.Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа» - СПб., 2004.
6. Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. М., 2005.
7. Гоголь Н.В. Петербургские повести. - Л.: Художественная литература, 2001, - 328 с.
8.Гоголь Н.В. Шинель // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: Т. З.-М.: Изд-во Академии наук РФ, 2001.-С. 141-174.
9.Гоголь Н.В. Нос // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: Т. 3. М.: Изд-во Академии наук РФ, 2003. - С.79-137.
10.Зарецкий В.А. Петербургские повести Н.В. Гоголя.
11. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. С. 229 - 330.
12. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX век20.
13.Мочульский В.Н. Малороссийская и петербургская повести Н.В. Гоголя (К истории художественного творчества). Одесса: «Экономическая» типография, 1999. - 20с.
14. Набоков В.В. Библиогр. указ. / авт.-сост. Г. Г. Мартынов ; вступ. ст. В. П. Старка. – СПб. : Фолио-Пресс, 2001. – 496 с. – Из содерж.: Из комментариев к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин". – С. 133; Перевод и комментарий к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин". – C. 281-285. (на пункте дежурного библиографа зала филологии, педагогики искусства РНБ)
15. Озеров Ю.А. Цвет как компонент поэтики Н.В. Гоголя («Мертвые души») // Проблемы современного филологического образования: Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 6. М.: Ремдер, 2005. -С. 89-95.
16. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах, т.1. – М.: Художественная литература, 1985. С.468
а. Ч.1. - М., 2005
17 . Петербург Гоголя. /Рис. М. В. Добужинского. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 1999. – 106 с.
18. Тарасов Б.Н. « Взгляд»писателя // Литература в школе. - 2007.
19. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники - М.: Наука, 2010.
20. Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. М.: Интерпракс, 1994,- 156с.
21. Воропаев В.А. Гоголевский Петербург. - [электронный ресурс]
h**t://w*w.portal-slovo.r*/philology/37075.php.
22. Образ Санкт-Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». – h**t://fictionbook.r*/author/i_i_kogan/sochineniya_po_russkoyi_literature_vse_t/read_online.html? page=4
23. Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». - [электронный ресурс] h**t://slovo.ws/comp/ru/3475.html
24. Тема города в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. - [электронный ресурс] h**t://w*w.litra.r*/composition/get/coid/00087601184864176570/
25. Тема Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя. - [электронный ресурс] h**t://w*w.coolsoch.r*/arh/liter/arh3/1139.htmh**t://w*w.1143help.r*/peterburg-dostoevsk
Тема: | «Образ петербурга и москвы в творчестве а.с. грибоедова, н.в. гоголя, а.с. пушкина» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 1400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Воссоздание образа помещика XIX века на основе произведений Н.В. Гоголя
Дипломная работа:
Человек и общество в творчестве современного автора
Курсовая работа:
Изображение русского национального характера в произведениях н.в.гоголя и н.с.лескова
Дипломная работа:
«подражания корану» а.с. пушкина: история создания и изучения
Контрольная работа:
Деньги и мораль в пьесах А.Островского. Актуальность драматургии Островского