Курсовая работа

«Образ петербурга и москвы в творчестве а.с. грибоедова, н.в. гоголя, а.с. пушкина»

  • 29 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

Глава 1. Изображение Петербурга и Москвы в творчестве А.С. Грибоедова.

1.1 Образ Москвы и Петербурга А.С. Грибоедов «Горе от ума»….….5

Выводы по 1 главе…

Глава 2. Петербурга и Москвы Н.В. Гоголя в Петербургских повестях» и в поэме «Мертвые души».

2.1 Образ Петербурга Н.В. Гоголя в произведении «Петербургские повести»….9

2.2 Образ Петербурга в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»….….14

Выводы по 2 главе….16

Глава 3. Тема Петербурга и Москвы в произведениях А.С. Пушкина.

3.1 Петербург и Москва в пушкинской поры в романе «Евгений Онегин».»….17

3.2 Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»….22

Вывод по 3 главе….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….27СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….28

Введение

Каждый город имеет свою историческую эпоху. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.

Петербург, Москва - города, к которым в своих произведениях обращались многие писатели - от М.В. Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге А.С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.В. Гоголя, А.А. Блока, Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.

В образе Петербурга и Москвы, созданном русской литературой, можно выделить две грани, две традиции. Одна идет от Пушкина, запечатлевшего по преимуществу величественный, строгий и стройный облик града Петрова – красы и дива полнощных стран. Другая, не менее влиятельная традиция, связана с Гоголем, отчасти, также и с Некрасовым. Они раскрыли тему и образ Петербурга и Москвы совсем по-иному – как бы с точки зрения угнетенного и обреченного на гибель Евгения, чьи частные человеческие интересы пришли в противоречие с государственными замыслами и непреклонной волей Петра.

За парадной внешностью Петербурга и Москвы эти писатели разглядели холодный, жестокий, неправедный и гибельный мир человеческого горя и страдания. Каких же традиций придерживается Достоевский, создавая свой Петербург в «Белых ночах», и в «Униженных и оскорбленных», и в «Преступлении и наказании» и в «Бедных людях»? Что нового он открывает в этом городе, который до сих пор вызывает противоречивое отношение к себе многих россиян: для одних – это культурная столица, для других – это бандитский город.

Цель моей работы – изучить образ Петербурга и Москвы на примере произведений А.С. Грибоедова , Н.В Гоголя и А.С. Пушкина .

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:

-используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга Пушкина, Гоголя и Грибоедова;

-определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей;

-установить, какие приемы используют разные писатели в создании образ Петербурга и Москвы.

Объект – произведения А.С. Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина.

Предмет – образ Петербурга и Москвы.

Методы исследования:

1.Теоретические методы – изучение литературы;

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы учителями русского языка и студентами в ходе педагогической практики.

Источники исследования:

1. Педагогическая и методическая литература;

2. Лингвистическая литература;

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы состоящего из 25 источников.

Фрагмент работы

Глава 1. Изображение Петербурга и Москвы в творчестве А.С. Грибоедова.

1.1 Образ Москвы и Петербурга А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Все поворотные события в жизни А. С. Грибоедова, одного из крупнейших русских драматургов XIX века, поэта и государственного деятеля, связаны с Петербургом. О творчестве Грибоедова тех лет, о его друзьях, взаимоотношениях с декабристами, с литераторами различных направлений, о памятных местах, связанных с жизнью Грибоедова, рассказывает автор книги — кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русской литературы.

Новаторство Грибоедова заключается и в создании нового для русской литературы жанра. Говорить о петербургских годах автора «Горя от ума» — значит касаться проблемы судьбы Грибоедова.

Нужно сказать, что губернское общество гоголевской поэмы, равно как и фамусовское в пьесе Грибоедова «Горе от ума», можно условно разделить на мужское и женское. Главными же представителями мужского общества являются губернские чиновники. Несомненно, тема чиновничества – одна из центральных тем в творчестве Гоголя. [4;55].

Советская наука многое сделала для прояснения этой судьбы, обнаружив несостоятельность ряда принципиальных суждений о нем, бытовавших в «веке минувшем» на правах будто бы самоочевидных истин. Однако до сих пор остается популярной легенда о Грибоедове, сложившаяся в 1830—1850-х годах, когда острый интерес русского общества к личности автора «Горя от ума» питался в основном слухами и преданиями: достоверная информация о Грибоедове в то время была крайне скудной. В этих условиях немногие известные факты (создание комедии и оправдание драматурга Следственным комитетом в 1826 году, блестящая дипломатическая карьера и трагическая гибель) оценивались и сопрягались под впечатлением событий и настроений последекабристской эпохи, эпохи общественной реакции. Именно в это время был «сконструирован» образ Грибоедова - скептика, блестящий ум которого «изнемогал в усилиях бесплодных». Под влиянием этой легенды в конце 1860-х годов было переадресовано Грибоедову стихотворение Баратынского «Надпись к портрету»:

Взгляни на лик холодный сей,

Взгляни, в нем жизни нет,

Но как на нем былых страстей

Еще заметен след. —

возникал образ холодного мыслителя на портрете Крамского (1873), рождалось блоковское представление об авторе «Горя от ума» как о «петербургском чиновнике с лермонтовской желчью и злостью в душе» (1907), создавался роман Тынянова «Смерть Вазир - Мухтара» (1927).

В «Горе от ума» отражена эпоха после 1812 года. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни 20- х годов XIX века. На первом плане широко и ярко показана барская Москва, которая возникает из разговоров и реплик персонажей комедии. «И награжденья брать, и весело пожить» - это идеал барской Москвы, это философия жизни фамусовского общества. Убежденные крепостники, невежественные люди, положение которых обязывало быть выше по уровню, боятся просвещения и новых взглядов потому, что понимают, что новая сила - сметет их как ненужный хлам, поэтому они стремятся к единению с себе подобными. В России назревали перемены, в Москву тоже проник дух свободомыслия. Чацкий, вернувшись в Москву, видит, что она не изменилась. Он говорит Софье: «Что нового покажет мне Москва, вчера был бал, а завтра будет два». Фамусов восхищается Москвой, видя в ней особый шик. Он заявляет: Решительно скажу: едва другая сыщется столица, как Москва! Любя Москву, Грибоедов сумел донести до нас ее облик с такой силой, что сейчас, спустя столько лет, думаешь о том, что это было вчера. Внешне перемены огромные, а суть осталась. Скалозуб о Москве отзывается «как о дистанции огромного размера», глупо утверждая, что после войны 1812 года она расцвела. Он говорит: «По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью». Разве это речь патриота, который любит свой народ и Россию? Фамусовское общество сделало Москву своей «кормушкой». Если сравнить Москву Грибоедова с Москвой Пушкина, то невольно напрашивается мысль, а именно: годы идут, но мало что меняется в облике города и в психологии общества, населяющего этот город. Мать Татьяны Лариной ранее жила в Москве, попав в деревню, сначала плакала, но потом привыкла, смирившись со своей судьбой. Татьяну должна была ждать такая же ужасная участь: запертая в деревне среди диких людей, она волей-неволей вынуждена повторить жизнь своей матери. Выйдя замуж за какого-нибудь отпрыска Скотининых, или ждать, когда ее повезут «в Москву, на ярмарку невест». Каким унизительным кажется нам подобное путешествие! Что, впрочем, позднее и происходит, Соседи советуют матери Татьяны: «В Москву, на ярмарку невест! Там, слышно, много разных мест». Соседи предлагают матери Татьяны деньги взаймы, по доброте душевной беспокоятся, как бы девушка не осталась незамужней. Только доброта их - на свой манер: не понимают они другого счастья, кроме своего. Бедная, бескрылая доброта бедного, бескрылого мира. Но мир этот властвует над Татьяной, он постановил: ехать в Москву. Она боится ехать, ей жалко расставаться со «своими рощами, лугами», а в то же время ее манит неизвестность. Решено, Ларины едут в Москву. («Дорожной скукою вполне, семь суток ехали они.») Пушкин любил Москву, хотя московское дворянство изобразил в насмешливых тонах. О самом городе он пишет:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Таким образом, Пушкин умел отличать парадный, казенный патриотизм светских раутов от того народного патриотизма что живет в душе каждого честного человека. Петербург и Москва пушкинской эпохи - это торговые города, обиталище старого российского барства, «ярмарка невест». Мир, в котором предстоит жить Татьяне, напоминает знакомое окружение Петушковых, Гвоздикиных и прочих.

Заключение

Для русской литературы тема Петербурга и Москвы, города, соединившего отсталую Россию с Европой, стала совершенно особой. Вместе с тем в сознании писателей, некоторых видных исторических деятелей Петербург и Москва уже на рубеже XVIII-XIX веков были показателями противоречий исторического развития страны.

Писатели видели Петербург и Москву в солнечный день или в метель, в «серое мартовское утро» и в «белую ночь». В их произведениях обрисованы ситуации, типичные для большого города, и неожиданные контрасты, изображены жители столицы: обитатель доходных домов и торгующая собой женщина, интеллигент и чиновник, городской бродяга и «летающий человек», житель средней петербургской и московской квартиры и революционер.

Образ городов в произведениях русских писателей отличают разнообразие красок, деталей, подробностей городского быта, пейзажи, центральное место в которых занимает Нева, с ее каменными берегами и плавным бегом.

Петербург – город «страшный» и «великий», вечная, непреходящая тема в русской литературе.

Москва - святыня России, её сердце. Не зря захватчики всех времён и народов, будь то татарские, французские или немецкие, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить её сердце, то есть захватить Москву.

Петербург, Москва – город, так давно тревоживший многих русских писателей, стал ещё более страшным и жестоким. Он – символ той мощной силы, подавляющей слабые ростки человечности, он – сосредоточие людского горя, зеркало всей российской действительности, отражение которого мы видим по всей стране, в стенах лагерей и на задворках провинциальных городков.

Список литературы

1.Анциферов Н. П. Душа Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 2000. - 228 с.

2. Асмус В. Ф. «Горе от ума» как эстетическая проблема // Асмус

3. Анциферов Н. П. Быль и миф Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 2001. – 89 с.

4.Борисов Ю. Н. «Горе от ума» и русская стихотворная комедия (У истоков жанра). Саратов, 1999.-55 с.

5.Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа» - СПб., 2004.

6. Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. М., 2005.

7. Гоголь Н.В. Петербургские повести. - Л.: Художественная литература, 2001, - 328 с.

8.Гоголь Н.В. Шинель // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: Т. З.-М.: Изд-во Академии наук РФ, 2001.-С. 141-174.

9.Гоголь Н.В. Нос // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: Т. 3. М.: Изд-во Академии наук РФ, 2003. - С.79-137.

10.Зарецкий В.А. Петербургские повести Н.В. Гоголя.

11. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. С. 229 - 330.

12. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX век20.

13.Мочульский В.Н. Малороссийская и петербургская повести Н.В. Гоголя (К истории художественного творчества). Одесса: «Экономическая» типография, 1999. - 20с.

14. Набоков В.В. Библиогр. указ. / авт.-сост. Г. Г. Мартынов ; вступ. ст. В. П. Старка. – СПб. : Фолио-Пресс, 2001. – 496 с. – Из содерж.: Из комментариев к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин". – С. 133; Перевод и комментарий к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин". – C. 281-285. (на пункте дежурного библиографа зала филологии, педагогики искусства РНБ)

15. Озеров Ю.А. Цвет как компонент поэтики Н.В. Гоголя («Мертвые души») // Проблемы современного филологического образования: Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 6. М.: Ремдер, 2005. -С. 89-95.

16. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах, т.1. – М.: Художественная литература, 1985. С.468

а. Ч.1. - М., 2005

17 . Петербург Гоголя. /Рис. М. В. Добужинского. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 1999. – 106 с.

18. Тарасов Б.Н. « Взгляд»писателя // Литература в школе. - 2007.

19. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники - М.: Наука, 2010.

20. Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. М.: Интерпракс, 1994,- 156с.

21. Воропаев В.А. Гоголевский Петербург. - [электронный ресурс]

h**t://w*w.portal-slovo.r*/philology/37075.php.

22. Образ Санкт-Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». – h**t://fictionbook.r*/author/i_i_kogan/sochineniya_po_russkoyi_literature_vse_t/read_online.html? page=4

23. Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». - [электронный ресурс] h**t://slovo.ws/comp/ru/3475.html

24. Тема города в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. - [электронный ресурс] h**t://w*w.litra.r*/composition/get/coid/00087601184864176570/

25. Тема Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя. - [электронный ресурс] h**t://w*w.coolsoch.r*/arh/liter/arh3/1139.htmh**t://w*w.1143help.r*/peterburg-dostoevsk

Покупка готовой работы
Тема: «Образ петербурга и москвы в творчестве а.с. грибоедова, н.в. гоголя, а.с. пушкина»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика