Курсовая работа

«Сопоставительный анализ учебников русского языка для 10-11 классов»

  • 34 страниц(ы)
  • 261 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение….3

Глава 1. Теоретические аспекты использования учебников русского языка в образовательном процессе…5

§1.1. Общие требования к учебникам русского языка….5

§1.2. Структура, функции и типологии учебников русского языка.…9

Глава 2. Анализ учебников русского языка для старшего звена….…17

§2.1. Обзор учебников русского языка для 10-11 классов…17

§2.2. Сопоставительный анализ учебников русского языка….….24

Заключение….30

Список использованной литературы….…32

Данная тема представляется нам актуальной, так как в настоящее время очень активно исследуются учебники и учебные пособия по русскому языку, в частности в старших классах. Многих учителей и родителей учеников школ, лицеев и гимназий интересует их структура, их содержание. В любом коллективе преподавателей могут возникать споры о том, какая линия учебников лучше и эффективнее. Учебники русского языка могут быть различных типов, могут выполнять различные функции, а также они могут отличаться по структуре построения материала. Работ на выбранную нами тему немного, что делает её ещё более актуальной.

Объектом нашего исследования является учебник как средство получения знаний школьниками в образовательном процессе.

Предметом нашего исследования являются те учебники, благодаря которым учитель наиболее полно, интересно и понятно сможет обучить старшеклассников русскому языку.

Цель данного исследования – провести сопоставительный анализ учебников русского языка для 10-11 классов.

Нами были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические аспекты использования учебников русского языка в образовательном процессе;

2) провести анализ имеющихся учебников по русскому языку;

3) проанализировать учебники по русскому языку для 10-11 классов;

4) сделать выводы по результатам исследования.

Методы исследования, использованные в работе – описательный и сравнительно-сопоставительный.

В соответствии с поставленными задачами структура данной работы состоит из двух глав: первая глава посвящена теоретическим аспектам использования учебников русского языка в образовательном процессе; глава вторая посвящена анализу учебников русского языка для старшего звена школы.

Практическая значимость исследования представляет собой материал, который может быть использован преподавателями методики преподавания русского языка в вузах при изучении учебной литературы, которая используется в средних общеобразовательных учреждениях.

Несомненно, работа с учебниками русского языка небезынтересна в школах, так как именно эти учебники повсеместно используют учителя и обучающиеся. Методика сбора и анализа этого вида учебной литературы вполне применима на факультативных и кружковых занятиях в среднем и старшем звене.

Глава 1. Теоретические аспекты использования учебников русского языка в образовательном процессе

§1.1. Общие требования к учебникам русского языка

Основным средством обучения является учебно-методический комплекс (далее УМК) – «совокупность учебных материалов, обеспечивающих процесс изучения предмета» [23; 55]. Такое определение общего характера даёт Е.И. Литневская. Ведущим средством обучения в составе УМК является учебник. М.Т. Баранов определяет учебник по русскому языку как «специальную книгу, излагающую основы научных знаний по русскому языку и предназначенную для достижения учебных целей» [9; 61].

При создании учебной литературы авторы учебников должны опираться на традиции, а также учитывать современные тенденции в обновлении методического аппарата учебника, содержания предмета для достижения новых целей обучения. Учебники нового поколения должны давать целостную систему знаний, которые будут являться для учащихся ориентиром в самостоятельном поиске нужной информации и решении творческих задач. Они являются инструментами, при помощи которых учитель сможет открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова.

Разработанный единый методический аппарат для всех учебников обеспечивает реализацию проблемно-диалогической технологии с учётом специфики возраста и предмета. Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии способствует пониманию содержания предмета изучения. Максимально учитываются психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика.

К учебникам нового поколения выдвигаются особые требования. В современном мире компетентным выбором школьного учебника будет считаться тот, при котором лишь определили его влияние на результат процесса обучения. Но нельзя игнорировать то, что учебник используется не один год и не одним ребёнком за всё время своего существования. С момента издания его неоднократно будут подвергать анализу и оценке (авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.), которая должна быть объективна.

В нашей работе мы рассмотрели теоретические аспекты использования учебников русского языка в образовательном процессе и проанализировали учебники по русскому языку для 10-11 классов. Школьные учебники по русскому языку должны соответствовать многочисленным требованиям федерального государственного образовательного стандарта: структурным, дидактическим, методическим и требованиям, связанным с качеством оформления учебника. Структурно каждый учебник должен содержать в себе теоретические сведения о языке в виде текстов, упражнения различной направленности, а также яркий и красочный иллюстративный материал. Дидактически каждый учебник направлен на обучение русскому языку детей с разным уровнем развития, также авторы учебников предпочитают использование разных видов упражнений для достижения определённых методических целей.

Для сравнительного анализа мы выбрали три учебника русского языка для 10-11 классов: «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова и Л.А. Чешко; «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой и «Русский язык. 10-11 классы» Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А. Мищериной. Основными критериями для сравнения являлось наличие текстов разных видов и упражнений, выполняющих различные функции. По итогам нашего исследования мы можем сделать несколько выводов:

1. все учебники соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

2. основной текст в каждом учебнике подкрепляется текстами разных видов (вводным, дополнительным, вводным и дополнительным одновременно), никто из авторов не использует в своём учебнике обобщающий и заключительный тексты;

3. учебник В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова и Л.А. Чешко направлен на обучение русскому языку учащихся с более низким уровнем развития, так как в нём преобладают рецептивные упражнения и отсутствуют упражнения продуктивного и творческого характера;

4. учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой направлен на развитие речи учащихся с более высоким уровнем развития, так как в нём рецептивные упражнения заменены на упражнения продуктивной и творческой направленности, ориентированных на построение детьми собственных текстов;

5. учебник Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А. Мищериной составлен для среднестатистических учащихся, в нём нет рецептивных, пропедевтических упражнении, но также в нём отсутствуют и упражнения, направленные на развитие творческих качеств.

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007. – с. 46

2. Артеменко Н.А. Теория и методика обучения русскому языку. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – с. 201

3. Атарщикова Е.Н. Теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: Преподавание русского языка. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – с. 332

4. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. – М.: Дрофа, 2009. – с. 447

5. Бабко Г.И. Учебно-методический комплекс: теория и практика проектирования. – М.: РИВШ, 2003. – с. 128

+ еще 25 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Сопоставительный анализ учебников русского языка для 10-11 классов»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 1600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика