Дипломная работа
«Образ мусульманина в современной массовой культуре»
- 53 страниц
Введение 3
Глава I. Формирование этно-религиозных образов человека в исследованиях массовой культуры 7
1.1. Изучение массовой культуры: теории и исследования 7
1.2. Роль религии в создании этностереотипов в массовой культуре 15
Глава II. Образ мусульманина в мировой культуре 26
2.1. Особенности традиционного образа мусульманина 26
2.2. Радикализация образа мусульманина в массовом сознании 34
2.3. Экспансия массовой культуры как важнейший фактор трансформации образа человека в мусульманских странах 39
Заключение 48
Список литературы 50
Актуальность. Сегодня исламская культура может рассматриваться как сочетание нескольких культурных общностей, включающих в себя разные исламские страны, которые тесно взаимосвязаны друг с другом единой культурой, историей, исламской традицией и языком. Главным объектом мусульманской культуры является человек. Она считается традиционной, обладающей высокой степенью единства, которая основывается на религиозном фундаменте, моноцентрическом, авторитарном и каноническом. Путь к совершенству, указанный в текстах Корана и сунны, пролегает через нравственные ценности: добро, красота, милосердие, вера, представляющих собой ценности общечеловеческой культуры.
С другой стороны, с конца XX века, на Востоке повсеместно усилились неотрадиционалистские тенденции, связанные с поисками национальной идентичности, стремления вернуться к основам традиционной исламской культуры и, опираясь на них, разрешить проблемы духовного и материального развития мусульманского мира.
Подъем религиозного экстремизма и терроризма в совокупности с активизацией различного рода мусульманских движений и организаций в странах Запада, вызвал бурный рост антиисламских настроений. Акты джихадизма часто и неоправданно воспринимаются общественным сознанием, чьи ценности преимущественно формирует массовая культура, как неотъемлемый атрибут ислама и мусульманской цивилизации в целом, возлагая на исламские религиозные учреждения ответственность за террористические атаки.
Несмотря на принятую в европейских странах толерантность и политкорректность, скрыть умонастроения, выраженные словосочетаниями «столкновение цивилизаций», «межцивилизационный конфликт» не удается. Даже у людей, незнакомых с тезисами С. Хантингтона, сформировалось устойчивое предубеждение, заставляющее оценивать происходящие конфликты именно как результат непреодолимых цивилизационных противоречий, в основе которых кроется не что иное, как религия. На этом фоне во многих странах Европы стихийно растут антииммигрантские настроения. Таким образом, на повестку дня новой объединенной Европы выходят вопросы сохранения национальной культуры и уникальной европейской идентичности, вопросы безболезненной интеграции и политических прав новых жителей Европы.
Крайне негативный образ ислама, как и сам межцивилизационный конфликт, в настоящее время, время развития глобальных процессов (когда культурные различия уходят, казалось бы, на второй план), и значительного влияния средств массовой информации, культивируется публикациями в СМИ тенденциозных высказываний исламских политиков, духовных лиц, рассуждающих о неминуемой исламизации Европы, джихаде против «неверных» и создании в перспективе панисламского государства на руинах европейских Содома и Гоморры .
На радикализацию образа мусульман влияют, в первую очередь проблемы, связанные с трудностями интеграции в культурно-цивилизационное пространство европейских народов. Иммигранты-мусульмане возглавляют все списки проблемных граждан; в этой социальной группе выше всего процент безработных, инвалидов, преступников, лиц, совершающих акты насилия в семье и трудных подростков.
Естественно, что мусульмане не всегда разделяют те ценности, которые преобладают в мире. А под интеграцией многие коренные жители европейских стран понимают полную ассимиляцию, ситуацию, когда бывшие иммигранты перестают относить себя к определенному неевропейскому этно-национальному сообществу.
В этой связи особый интерес представляет рассмотрение образа мусульманина в современной массовой культуре. Образы являются мощным инструментом влияния на сознание людей и поэтому требуют к себе особого внимания.
Степень разработанности темы. Большое значение при изучении образа мусульманина в массовой культуре имеют работы историков и культурологов: Флиера А.Я., Костиной А.В., Бабич И.Л., Ткаченко Н.В., Маркова Г.И. и других. Для понимания и осмысления образа мусульманина в массовой культуре современности использовались труды как российских, так и зарубежных ученых, в частности такие работы как: «Традиционная, элитарная и массовая культуры. Концептуальные подходы к исследованию», «Массовая культура: аспекты понимания» и «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» Костиной А.В., «Культура как фактор национальной безопасности», «Массовая культура и ее социальные функции» Флиера А.Я., «Глобализация как культурная проблема» Полетаевой М.А., «Актуальные проблемы мусульманской культуры» Родионовой О.В., «Каким нам видится ислам» Малашенко А.В. и многие другие.
Цель исследования: выявление типологических особенностей образа мусульманина в массовой культуре современности на примере СМИ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить массовую культуру с точки зрения теории и исследования;
- проанализировать роль религии в создании этностереотипов в массовой культуре;
- рассмотреть особенности традиционного образа мусульманина;
- оценить экспансию массовой культуры, изучив факторы трансформации образа человека в мусульманских странах;
- выявить и проанализировать радикализацию образа мусульманина в массовом сознании.
Объектом исследования является современная массовая культура.
Предметом исследования - специфика конструирования образа мусульманина в кинематографе и СМИ.
Методология - структурный функционализм.
Методы исследования: анализ научной литературы, компаративный анализ, семиотический анализ и культурно-исторический подход.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет цели и задачи исследования, объект и предмет. Раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе представлена теоретическая часть, раскрываются понятия «массовая культура» и «стереотипы», во второй главе уделяется внимание особенностям традиционного образа мусульманина, и взаимосвязи массовой культуры и трансформации образа мусульманина и его радикализации. В заключении подводятся итоги исследования и формулируются окончательные выводы.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРАЗОВ ЧЕЛОВЕКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Изучение массовой культуры: теории и исследования
В настоящее время насчитывается внушительное количество исследований, концепций и теорий изучения «массовой культуры» из-за возрастающего к нему интереса, который формировался в течение долгих лет. Многие авторы, занимавшиеся изучением данного явления, рассматривают массовую культуру в качестве социального феномена со своей спецификой, генезисом и определенными тенденциями развития. Необходимо рассмотреть самые влиятельные теории .
Вопрос массовой культуры изучали в течение длительного времени. Прежде всего, ее отражение можно увидеть в трудах Х. Ортеги-и-Гассета. Разработанная им концепция массового общества оказалась одной из самых радикальных в своем критицизме среди прочих . Также стоит обратить особое внимание на труды З. Фрейда и представителей Франкфуртской школы. Из нынешних исследователей следует выделить исследования Анисимова С.Ф., Арбатова М., Адорно Т., Ерасова Б.С., Здравомыслова А.Т., Кораблева Г.В., Козловского С.В., Прилуцкой А.Е., Скотта Л., Уайта Д., Фитцджеральда С., Шапинской Е.Н. и некоторых других авторов.
Первоочередное внимание следует обратить на теорию массовой культуры, как культуры «массового общества», центральное положение в которой занимает массовое общество, появившееся в результате процессов урбанизации и индустриализации.
Здесь понятие «массовая культура» - это особый тип, который представляет собой альтернативу традиционным культурным формам (Н. Бердяев, Дж. Бентам, Р. Вильямс, Д. Рисмэн, Д. Томпсон, З. Фрейд, Э. Фромм, Р. Хоггарт, К. Юнг). Исследователи этого направления объясняют понятие «массовая культура» как «предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека».
Отсюда следует вывод: теории изучения масскульта как культуры «массового общества», явление массовой культуры имеет негативную окраску. Имеет смысл также рассмотреть работы знаменитого философа Х. Ортега-и-Гассета, родившегося в Испании. В своих исследованиях автор показал себя сторонником критической точки зрения по отношению к феномену массовой культуры. Более того, он создал одну из наиболее радикальных концепций массового общества. Ортега-и-Гассет объясняет понятие «общества» следующим образом: «Общество - динамическое объединение меньшинства и масс».
По мнению исследователя, меньшинство составляют лица, имеющие определенные признаки, а масса, в то же время, - это группа ничем не выдающихся индивидов. Если верить ученому, то масса - это «средние», посредственные люди. Урбанизация и узкая профессиональная специализация послужили причиной становления «массового человека». Эти факторы сыграли большую роль в ослаблении культурного потенциала личности и общества в целом. В духовном смысле они приводят к подрыву цивилизации. Итак, с точки зрения автора, именно урбанизация и индустриализация имели определяющее значение в процессе деградации культуры.
Представители Франкфуртской школы также являлись сторонниками критической позиции. Однако теории ее представителей имеют характерные черты. В целом, данное направление опирается на идею «культурной индустрии», которая гарантировала стабильность капиталистического общественного строя. Массовая культура - это одна из составляющих формирования конформизма. Более того, реакции потребителя остаются пребывать в инфантильном состоянии именно благодаря массовой культуре. Говоря простым языком, массовая культура позволяет формировать сознание потребителя и манипулировать им.
Мнение исследователей-теоретиков и историков культуры об эпохе возникновения явления массовой культуры противоречиво. Из-за спорности данный вопрос набирает популярность и приобретает немаловажное значение.
Е.П. Смольская считает, что нет никаких оснований придавать феномену массовой культуры тысячелетнюю историю. Данное явление она относит к постмодерну. Напротив, социолог Л. Уайт находит отголоски массовой культуры в Гладиаторских боях. Он считает, что зарождение массовой культуры началось с моментов попытки власти организовывать сознание людей .
Т. Адорно приравнивает эпоху «массовой культуры» со становлением в Англии капитализма в XVII-XVIII веках. Он считает, что именно это время наиболее созвучно с современным пониманием массовой культуры. В пример он приводит известного писателя-романиста Даниеля Дефо. Адорно указывает, что романы писателя были предназначены для коммерческих целей. Смольская же относит романы Дефо к «элитарной» культуре, не имеющий штампов массовой культуры. Здесь противоречие понятно, так как Даниель Дефо занимался популярной в то время коммерческой деятельностью, но при этом выступал в защиту веротерпимости и свободы слова.
Многие ученые считают, что «массовую культуру» следует воспринимать как автономное образование, которое дает возможность собственного понимания принципов данного феномена. И именно поэтому, они полагают, происходит частый разрыв формы и содержания данного образования. К примеру, А.Б. Гофман определяет «массовую культуру», как «особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней».
Другой подход дает определение массовой культуре как культуре повседневной жизни человека. То есть каждый человек через средства массовой коммуникации ежедневно впитывает определенный информационный материал, в связи с чем образуется ментальное единство. Мнение Д. Белла в данной части формирует «массовую культуру», как полезное для связи явление. Он дает определение массовой культуре, как «организации обыденного сознания в информационном обществе». Это необходимо для достижения согласия, взаимопонимания, единодушия.
Таким образом, эта система выступает связующим звеном постиндустриального общества высокой специализации и человека, интегрированного в него как «частичный» человек. По средствам массовой производительности и массового потребления, человечество изменило структуру разобщенного общества. Население начало расти и объединяться в города, а развитие связи привело объединение людей в единое целое .
Возникновение нового «массового», «срединного» человека, каковым является человек XX века, связывают с завершением формирования индустриального общества и переходом к постиндустриальной цивилизации, функционированием человека в условиях доминирования массовой культуры так называемого «массового общества» .
В основе нового массового общества лежат массовые потребления и новейшие средства массовой информации (телевидение, радио, спутниковая связь, компьютерные сети и т.д.). По выражению Эдуарда Шиллза, «массовое общество - это новый общественный порядок, общество, вобравшее в себя, несмотря на внутренние конфликты и противоречия, широкие массы населения».
В наши дни все сферы жизни общества охватываются массовой культурой, которая формирует свое семиотическое пространство, понятное большинству .
Обратимся к трудам А.Я. Флиера, в которых он выделяет следующие направления массовой культуры: социальная мифология; организация потребительского спроса; индустрия «субкультуры детства», оздоровительного досуга, культурных развлечений, система образования, система национальной идеологии, политические движения .
Для образования массовой культуры необходим фундамент, имеющий основу общих убеждений. Для массовой культуры этот фундамент строится на основе традиционной культуры. Традиции зарождаются из памяти народа, передающего свою особенную историю в массовую культуру. Народная культура имеет свои корни, в результате перенесения особого смысла которых в массы и слияния разных традиций образуется массовая культура.
В период формирования массового общества стало сильно выделяться его конфликтность и противоречивость из-за столкновения заложенных традиций разных народов. Массовая культура должна была элиминировать исключительность традиций и организовать общую, доступную связь между культурами, а не внутри них. Так же на нее возлагается функция защиты общества от распада под воздействием катаклизмов. Отсюда следует, что массовая культура - конкретное историческое явление с периодами своего формирования, которое обусловлено определенными факторами его возникновения, а не случайно возникшее явление.
Одной из важных функций массовой культуры является обмен мировоззрением, идеологией, синтезируя целостную картину мира, образуя единую поведенческую модель. Таким образом, мы можем рассматривать массовую культуру, как специфический механизм образования ситуаций понимания.
В сущности, массовая культура - это и есть та знаковая система, тот язык, который стал одинаково доступен каждому члену общества независимо от его социального статуса и включенности в профессиональную систему знания. В ее основе лежит стабильность общества, развивающая общность системы ценностей, мировоззрения, идеалов.
Массовая культура осуществляет ценностно-ориентировочные функции, формирует и развивает механизм способов коммуникативности. Таким образом, массовая культура имеет важнейшее значение в процессе социализации.
Интересно то, что именно эта основная характеристика массовой культуры подверглась критике основных исследователей. Она стала смысловым центром нападок, как не развивающий человечество процесс, а напротив, отвергающая или господствующая над ним система отчуждения. «Массовая культура» определилась, как течение пассивного принятия существующего порядка обществом, как стандартизация человека, описанная Д. Рисменом, как «человек-локатор», Э. Фроммом - «самоотчужденная личность», Гербертом Маркузе - «одномерный человек».
Такое осуждение массовой культуры послужило наложению на личность общепринятых шаблонов. Сама формулировка «массового общества» и его раскрытие исследователями предлагает заменить одиночество полным размыванием границ между собственным «Я» и окружающим миром. Отрицательное значение массовой культуры возникло из-за предъявляемых человеку условий отказа от индивидуальности.
Культурная индустрия Г. Маркузе лишает индивида личностного пространства. Отрицается процесс развития субъективности личности вместе с формирующимся массовым сознанием. Человек постепенно сливается с «молчаливым большинством», теряя собственную индивидуальность, отказываясь от личностного развития в пользу целостности системы общества.
Д. Рисмен, исследуя данный вопрос, указывает на отсутствие возможности личности демонстрировать исключительность собственного развития в условиях массовой культуры. Он оценивает данное формирование, как необходимость действовать в соответствии с установленными нормами, а не с внутренними побуждениями. Как будто он управляет радаром, выступая «человеком-локатором». То есть человеку необходимо общество, как ориентир системы ценностей, определяющий границы мировоззрения.
«Человек организации» ущемлен низким уровнем интересов, из-за сильной зависимости общественного мнения. Он действует под диктовку общественных дисциплин, боясь получить порицание за инициативу.
Такая позиция обременительна для человека, рискующего разрушить собственное «Я». Это может нарушить принцип развития цивилизации, основанный на способности к саморазвитию путем саморегуляции обмена с окружающей средой. Необходима трансформация понимания и восприятия «массовой культуры» через изменение основных идей, переориентация смысла в сторону развития индивидуальных особенностей личности за счет поиска новых форм взаимодействия с окружающим миром. Но совсем не сливание с общепринятыми, установленными нормами. В этом случае останавливается процесс развития, что и предполагает нынешняя идеология «массовой культуры».
А. Кукаркин определил задачу массовой культуры, как «обеспечение программированного поведения составных элементов «массы», внедрение в личностное и общественное мышление стандартно унифицированных систем восприятия. Противопоставление индивида массе, формирование группового самосознания служат целям производства «необходимого и выгодного продукта», в том числе и такого «продукта» как сам человек, наделяемый двумя социальными ролями: специалиста-профессионала и массового потребителя» .
Обесценивается духовный потенциал человека. То есть человек, являющейся частью «массового общества», объявляется безнадежным, не способным на духовное развитие.
В настоящее время проблемой массовой культуры занимаются многие отечественные и западные ученые, представления которых отличаются мировоззренческим и методологическим плюрализмом, признанием факта культурного многообразия как естественного состояния культуры постиндустриального общества. В центре внимания ученых находятся также жанры и типы массовой культуры, ее национальные формы.
Массовая культура выступает связующим звеном постиндустриального общества высокой специализации и человека, интегрированного в него как «частичный» человек. По средствам массовой производительности и массового потребления, человечество изменило структуру разобщенного общества. Население начало расти и объединяться в города, а развитие связи привело объединение людей в единое целое.
Для образования массовой культуры необходим фундамент, имеющий основу общих убеждений. Для массовой культуры этот фундамент строится на основе традиционной культуры. Традиции зарождаются из памяти народа, передающего свою особенную историю в массовую культуру. Народная культура имеет свои корни, за счет перенесения особого смысла которых в массы и слияния разных традиций образуется массовая культура.
Массовая культура - продукт революционных изменений, произошедших в результате технологической революции в начале ХХ века. Практически полностью оккупировав пространство различных пластов культуры, массовая культура превратилась в ключевой инструмент влияния на сознание человека и создания тех или иных образов. Массовая культура, являясь наследницей многих черт народной культуры, сыграла определяющую роль в трансформации этностереотипов.
Многие традиционные образы, визуализированные инструментами современного искусства, стали более яркими и привлекательными, в том числе и для представителей чуждых культур. В ходе модернизационных процессов, происходивших на протяжении ХХ века, ислам приобретает некоторые черты западной культуры и общественных отношений. В ислам привносились некоторые «чужие» культурные элементы, что послужило толчком к росту реакционных тенденций среди консервативных слоев мусульманского общества: в частности, именно усиленная вестернизация, проводившаяся последним шахом Ирана из династии Пехлеви, стала одним из главных мотивов консолидации оппозиционных радикальных сил, лидером которых стал Аятолла Хомейни.
Распространение исламского фундаментализма можно считать реакцией консервативной части мусульман на инвазию западного образа жизни в устои традиционного общества. Постмодернистский сдвиг в мировом развитии привел к разрушению многих традиционных укладов, в том числе и в межкультурной коммуникации. Крушение политики мультикультурализма в ряде западноевропейских государств свидетельствует о несовершенстве и непродуманности современных подходов к межкультурному общению, также политика мультикультурализма не способствовала созданию положительного образа как европейцев в глазах мусульман, так и мусульман в глазах европейцев. Создание квазигосударственных структур на территории арабского мира привело к внедрению ложных ценностей в традиционные установки консервативной части мусульман. Распространение фундаментальных течений Ислама по земному шару, а также эскалация конфликтов на этнической и религиозной почве, вызванная провалом политики мультикультурализма, стали поводом к новому витку столкновения цивилизаций. В современных реалиях особая роль в данном конфликте принадлежит массовой культуре.
Западные СМИ, телевидение и кинематограф создали образ исламской культуры как агрессивной и реакционной, воинствующей, продвигающей идею создания нового Халифата. Данный образ оказал решающее внимание на формирование мнения об исламе как о тормозящем факторе для развития стран арабского мира. Вместе с тем, в узких кругах существует понимание того, что нормы ислама, как самой молодой из мировых религий, не идут в разрез с современными реалиями.
Традиционный ислам, являясь культурой мира и взаимопонимания, не может стать орудием разрушения мира в современном обществе. Исходя из этого, арабская культура, опираясь на инструменты массовой культуры, должна противопоставить негативным и искаженным представлениям, сформированным на Западе, современный образ правоверного мусульманина. Культура ислама, несомненно, является частью современной мировой культуры, несмотря на непрекращающиеся попытки представить ее несостоятельной в глобальном мире и тормозящей общественный прогресс.
Монографии и статьи:
1. Гайнутдин Р.И. Формирование умеренности в исламе - важнейший путь профилактики экстремизма // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Материалы Всерос. научно-практ. конференции. - Махачкала, 2007. С.32-33.
2. Гатагова Л. Между страхом и ненавистью: исламофобия в России//Родина. - 2006. - №6. С.27-31.
3. Зорин Владимир. Российский ислам // Отечественные записки. - 2003. - №5.
4. Ислам в медийном пространстве: сборник материалов / под ред. Кузнецовой-Моренко И.Б. и Салахатдиновой Л.Н. - Казань: Открытое Общество. - 2004. С.89.
5. Кирчанов М.В. Ислам и русская идентичность (к проблеме русского ислама как типа русской идентичности) // Ислам на Северном Кавказе: история и современность // Материалы Всерос. научно-практ. конференции. - Махачкала, 2006. С.259-263.
6. Ковалев В. В. Аксиологические стереотипы как фактор устойчивости российского общества : автореф. д-ра. … социол. наук / В. В. Ковалев; науч. конс. Радовель М. Р.; Педаг. инст. ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет».- Ростов н/Д, 2009. С.27-28.
7. Корноухова Г.Г. Конфессионально-этические основы мусульманского предпринимательства в Российской империи конца XIX - начале ХХ века // Вестник РУДН. Серия История России. М., 2012.
8. Костина А. В. Массовая культура: аспекты понимания // ЗПУ. 2006. №1 С.28-35.
9. Костина А. В. Традиционная, элитарная и массовая культура: условия возникновения и особенности функционирования в условиях современности // Вестник ЧГАКИ. 2011. №2 (26) С.39-45.
10. Липпман У. Общественное мнение. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004.
11. Магомедов А.М., Ханбабаев К.М. Религия и процессы миротворчества в Дагестане // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. № 2 (5). - Махачкала, 2003. С.7.
12. Малашенко А.В. Каким нам видится ислам. //Россия в глобальной политике. Сентябрь - Октябрь 2006, № 5. С.126.
13. Массовая культура: учебное пособие для вузов социально-гуманитарного профиля / [К.З. Акопян и др.]. - М.: Альфа - М: Инфра - М,, 2004.
14. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: Прайм-еврознак, 2004. С.42.
15. Полетаева М. А. Глобализация как культурная проблема// Вестник МГЛУ. 2012. №11 С.56-71.
16. Ражбадинов. М.З. Египетское движение «Братьев-Мусульман», М. 2004. С.16.
17. Речкин Н. С. О формировании стереотипов в социальных системах // Власть. -2006. - № 4. С.64, 68.
18. Родионова О. В. Актуальные проблемы мусульманской культуры // Вестник МГЛУ. 2014. №11 (697) С.154-169.
19. Силантьев Р. А. Современная мусульманская культура в Рос-сии // Вопросы культурологии. - 2009. - № 4. - С.92-93.
20. Сулейманова Ш.С. Образ мусульман в федеральных СМИ // Ислам в современном мире. - 2015. - №1. - С.135-142.
21. Сюкияйнен Л.Р. Российская власть и ислам // Отечественные записки. - 2003. - №5. С.406-416.
22. Тагаев А.-Х. Исламские ценности универсальны // Народы Дагестана. 2006. № 6. С.43.
23. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3.
24. Шеремет В.И. Волны вторжений // Родина. - 2006. - №6. С.22-26.
Литература на иностранном языке:
25. Mujtaba Musavi Lari, "Western Civilization Through Muslim Eyes", Hudson Institute, Center on Islam, Democracy, and the Future of the Muslim World. Research Monographs on the Muslim World, Series No 1, Paper No 5, February 2007.
Тема: | «Образ мусульманина в современной массовой культуре» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 53 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Образ учителя в современной прозе (по роману а. иванова «географ глобус пропил»)
Дипломная работа:
Средства создания образа россии в современном газетном дискурсе и ознакомление с ними на уроках английского языка в старшем звене
Курсовая работа:
Образ человека в арабской культурной традиции
Дипломная работа:
Образ рассказчика в современной дневниковой прозе: языковой аспект
Дипломная работа:
Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе