Дипломная работа

«Формирование приемов поисково-исследовательской деятельности в процессе обучения алгебре»

  • 70 страниц
Содержание

Введение….

Глава I. Теоретические основы формирования поисково-исследовательской деятельности в процессе обучения математики…

1.1. Сущность и содержание поисково-исследовательской деятельности….

1.2. Особенности приемов организации поисково-исследовательской деятельности…

Выводы по первой главе….

Глава II. Методические основы организации поисково-исследовательской деятельности в процессе обучения алгебре.….

2.1. Методика организации приемов поисково-исследовательской деятельности учащихся в обучении алгебры….….

2.2. Динамика формирования приемов поисково-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения алгебре….….

Выводы по второй главе….

Заключение …

Литература….

Приложения…

Введение

Актуальность. Математика занимает особое место в общем образовании человека. Главное педагогическое значение математики состоит в том, что в ней, преимущественно перед другими предметами ученику предоставляется самостоятельная умственная работа. Помимо активной умственной работы, посредством уроков математики можно развивать некоторые психические функции, например, систематичность и последовательность мышления, способность к обобщению, сообразительность, способность к установлению связи между приобретенными математическими знаниями и явлениями жизни, память на числа, сосредоточенность внимания, выдержку и настойчивость в работе, это всё можно достичь только в процессе поисково-исследовательской деятельности. Это свидетельствует о важности использования возможностей математики в образовании и развитии человека. В последнее время мы наблюдаем повышенный интерес к данному вопросу со стороны методистов и учителей математики. Отчасти это связано с тем, что при переходе на сдачу выпускных экзаменов в форме ЕГЭ ученики вплотную сталкиваются с такими типами заданий, которые должны быть решены именно с применением элементов исследования. Применение поисково-исследовательской деятельности на уроках алгебры позволяют учащимся овладевать основными методами решения задач, составляющими важную часть многих эвристических алгоритмов, учиться рационально планировать поиск решения задачи, выполнять полезные преобразования условия задачи, использовать известные приемы познавательной деятельности, а также анализировать полученные результаты. Все перечисленное создает предпосылки для формирования навыков исследовательской учебной деятельности способствующей накоплению творческого потенциала школьника, его личного опыта исследователя.

Цель исследования заключается в следующем: выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать приемы и методы формирования поисково-исследовательской деятельности в средней школе.

Объект исследования: процесс обучения алгебре в средней школе.

Предмет исследования: приемы, методы и способы формирования исследовательской деятельности на уроках алгебры.

Гипотеза исследования: состоит в том, что качество процесса обучения алгебре учеников средней школы повысится, если при разработке учебного материала учитывать особенности приемов поисково-исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решение следующих задач:

1. на основе анализа имеющихся теоретических исследований выявить сущность и содержание поисково-исследовательской деятельности, а также приемы ее организации;

2. определить сущностные характеристики показателей, критериев и уровней сформированности приемов поисково-исследовательской деятельности;

3. экспериментальным путем выявить эффективность выделенных приемов поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках алгебры;

4. разработать методические рекомендации по формированию приемов поисково-исследовательской деятельности учеников для учителей средних школ.

Научная новизна: разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методика формирования приемов поисково-исследовательской деятельности.

В ходе исследования применялся комплекс методов: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, нормативных документов, наблюдение, опрос, беседа, моделирование, педагогический эксперимент.

Структура выпускной квалификационной работы обоснована логикой исследования и включает введение, две главы и заключение. В первой главе представлены: основные понятия поисково-исследовательской деятельности, отличие поисково-исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности учащихся, сущность исследовательского подхода в обучении. Вторая часть посвящена разработке методик и приемов организации поисково-исследовательской деятельности учеников на уроках алгебры.

Фрагмент работы

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

1.1 Сущность поисково-исследовательской деятельности

Раскроем суть понятия поисково-исследовательская деятельность, через анализ ближайших родовидовых понятий, и выделим отличительные черты данного вида деятельности. Отправным понятием для такого анализа явилось понятие «деятельность».

В концепции А.Н. Леонтьева деятельность представляется неразрывно связанной со своими функциональными образованиями, действиями и операциями. В контексте теории А.Н. Леонтьева, деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности как «нужде», «необходимости» в чем-либо [17].

В.А. Сластенин считает, что «деятельность учителя - воспитателя по самой своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества типовых и оригинальных педагогических задач различных классов и уровней. Однако при всем богатстве и разнообразии педагогические задачи являются задачами социального управления» [21].

В исследовании мы рассмотрели основные компоненты деятельности: потребности, мотивы, цели, предмет, действия, операции и осознанность как неотъемлимая характеристика деятельности.

Деятельность начинается с потребности и осуществляется системой действий. «Потребность» - это направленность активности человека, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности». Потребность есть предпосылка деятельности. Однако сама по себе потребность не определяет деятельность – ее определяет то, на что она направлена, т.е. предмет. Предметность деятельности является одной из основных ее характеристик. «.Основное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и предает ей определенную направленность». По предмету различают и называют деятельности, например, педагогическая, инженерная, конструкторская и т.д. [20].

Другой, не менее существенной характеристикой деятельности, является мотивированность. Мотив – это «направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность» если потребность определяет готовность к деятельности, то мотив придает активности новый, более действенный характер [4, 9].

Теоретический фундамент современных воззрений на мотивацию деятельности в учении был заложен еще в 30-40-е годы прошлого столетия Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П. Рубинштейном. В понимании сущности мотива и мотивации в целом в отечественной психологии можно выделить два направления. Представители первого направления заостряют внимание на тесной связи как каждого мотива, так и мотивации с сознанием, мировоззрением личности (Д.А. Кижнадзе, Л. Рубинштейн и др.) Второе направление представлено исследованиями А.Н. Леонтьева и его учеников (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.К. Маркова и др.), которые считают наиболее существенной деятельностную сторону мотивации и, соответственно, конституирующей характеристикой мотива – предметную направленность [17].

Деятельность всегда предметна и мотивированна - непредметной, немотивированной деятельности – как активного целенаправленного процесса не существует. И если предмет деятельности это то, на что направлена деятельность, то определение мотива – это ответ на вопрос, ради чего совершается эта деятельность.

Особенность мотива как одной из сторон мотивационной сферы состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимостью деятельности: если изменяется мотив, ради которого совершается деятельность, то это принципиально перестраивает и смысл всей деятельности, и наоборот. На основании этого мы будем рассматривать мотив деятельности личности как причину, побуждающую личность к этой деятельности, а мотивацию как процесс побуждения к деятельности.

Согласно утверждению Н.А. Сластенина, мотивация деятельности школьников имеет несколько значений [6]:

1. являясь продуктом формирования личности, она выступает как фактор ее дальнейшего развития;

2. оказывает общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов и становится источником интеллектуальной активности;

3. мобилизует творческие силы на поиск и решение познавательных задач, положительно влияет на качество знаний, их глубину и действенность, широту и систематизацию;

4. является важнейшим внутренним условием развития стремления к самообразованию;

5. имеет диагностическое значение, т.е. служит показателем развития важных качеств личности – целеустремленности, сознательности, широты и устойчивости познавательных интересов.

Таким образом, деятельность - это система действий ориентированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Следовательно, мотив может быть достигнут с помощью различны действий. Каждое действие направлено на достижение отчетливо осознаваемого промежуточного результата – цели.

Третьей определяющей человеческую деятельность характеристикой является ее целеположенность и целенаправленность. «Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности» [4]. Цели в структуре деятельности выполняют три взаимосвязанные функции:

- они направляют действия на получение нужного результата;

- они интегрируют и упорядочивают последовательность действий и ситуации;

- они позволяют оценивать продуктивность действий путем сопоставления реально достигнутых результатов с заранее выдвинутыми прогнозами.

Согласно исследованиям А.И. Леонтьева, цель связана с предметом деятельности [17]. «Создание смысла действия совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели. Теперь связь предмета действия (его цели) и того, что побуждает деятельность [ее мотивы], впервые открывается субъекту. Цели, потребности и мотивы взаимосвязаны. Потребности выполняют побуждающую функцию, цели – направляющую и организующую, а мотиву – смыслообразующую» [7].

М. Каган в зависимости от цели, которую преследуют субъект, выделил следующие виды деятельности: преобразующая, познавательная, ценносто-ориентационная, коммуникативная.

Преобразовательная деятельность охватывает все формы человеческой деятельности, которые ведут к изменению, реальному или идеальному, существующего и к сознанию, опять таки реальному или идеальному, того чего прежде не существовало. В зависимости изменился ли некий объект реально или идеально, выделяют:

- практику, т.е. изменение наличного бытия;

- проектирующую или моделирующую деятельность, т.е. изменение объекта в воображении. И ее основная функция – обеспечивать реальную материально-практическую деятельность опережающими и направляющими программами.

Заключение

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы решены поставленные частные задачи, полностью подтверждена выдвинутая гипотеза и получены следующие результаты и выводы.

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил обобщить представления о продуктивных видах деятельности и выделить среди них деятельность поисково-исследовательского характера. Под поисково-исследовательской деятельностью учащихся мы понимаем такой вид их учебной деятельности, характеристическими признаками которого являются:

• направленность на развитие творческих умений учащихся;

• постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся;

• планомерность;

• наличие системы проблемных задач поискового и исследовательского характера;

• направленность на поиск неизвестного (способа решения, информации, обозначений, сферы и условий приложения, закономерностей, свойств и т.д.);

• использование при постановке проблемы и поиске плана решения интуитивных и эмпирических приемов деятельности;

• реализация основных этапов исследовательской деятельности;

• получение нового (субъективно нового) продукта деятельности.

2. В исследовании, среди приемов поисково-исследовательской деятельности, которые мы определяем как систему действий, выполняемую в определенном порядке, в рамках поисково-исследовательской деятельности, направленную на решение проблемных заданий и представляемую в виде рекомендаций, предписаний по использованию той или другой мыслительной операции, выделено три ведущих приема: прием постановки проблемы, прием выдвижения гипотезы, прием доказательства гипотезы. Выделение именно этих приемов в качестве ведущих, обусловили результаты анализа основных этапов отдельных видов творческой деятельности.

3. Разработана структурно-функциональная модель процесса формирования приемов поисково-исследовательской деятельности учащихся, раскрыты особенности реализации этой модели в процессе обучения учащихся алгебре.

4. Выделены типы задач, которые обеспечивают наибольшую эффективность процесса формирования того или иного приема поисково-исследовательской деятельности. В соответствии с определенными нами типами задач составлен комплекс задач, направленный на формирование ведущих приемов поисково-исследовательской деятельности. В него включены задачи на обобщение, экспериментальные задачи, задачи с параметрами, задачи прикладного характера и др.

6. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методики формирования приемов поисково-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения алгебре.

Полученные научные результаты могут быть использованы в качестве теоретической основы для проведения дальнейших исследований по методике формирования приемов поисково-исследовательской деятельности обучающихся процессе изучения алгебре.

Список литературы

1. Арюткина, С.В. Формирование обобщенных приемов решения уравнений и неравенств с параметрами у учащихся 8-9 классов: автореф. дис, канд.пед.наук: 13.00.02/ С.В. Арюткина.-Саранск, 2002.-18 с.

2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский, - М.: Просвещение, 1985. – 308 с.

3. Балл, Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. – М.:Педагогика, 1990.-184 с.

4. Белокур, Н.Ф. Формирование дидактических умений будущих учителей в процессе вузовской общепедагогической подготовки (пособие по спецкурсу) / Н.Ф. Белокур. – Челябинск: ЧГПИ, 1986. – 88 с.

5. Беспалько, В.П. Слагаеме педагогической технологии/ В.П. Беспалько – М.:Педагогика, 1989. -192 с.

6. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский, - М.: Просвещение, 1964. -547 с.

7. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоений знаний в школе /Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 360 с.

8. Борисова, Л.П. Система приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике учащихся 1-5 классов: дисс. канд. пед. Наук: 13.00.02. Л.П. Борисова. – Омск,, 2001 – 121 с.

9. Буслаева, И.П. Методика формирования готовности учащихся старших классов к решению нестандартных математичеких задач: автореф.дис. канд.пед.наук: 13.00.02 / И.П. Буслаева.-М.: 1996.-17с.

10. Гнеденко, Б.В. Оформах вузовского обучения / Б.В. Гнеденко//Математика в высшем образовании: научно-методический журнал.-2004.-№2- С.102-119.

11. Гусев, В.А. Психолого-дидактические основы методики обучения математике/ В.А.Гусев.-М.: Издательство Вербум-М; Академия, 2003.-432 с.

12. Далингер, В.А. Методические системы развивающего обучения математике в школе; учебное пособие / В.А. Далингер, Л.П. Борисова. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2004. – 205 с.

13. Епишева,О.Б. Формирование приемов учебной деятельности/О.Б.Епишева//Математика в школе,-1995.-№6-С.26-29.

14. Епишева,О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: кн. для учителя/О.Б.Епишева, В.И.Крупич, - М.:Просвещение,1993.-128с.

15. Загородных,К.А. Формирование приемом учебной деятельности учащихся 5 классов при обучение решению текстовых задач: авторев.дис.канд.пед.наук: 13.00.02/К.А.Загородных, - М.,1989,-16с.

16. Ильинская,И.А. Проблемные ситуации и пути их создание на урока/И.А.Ильинская.-М.,1995.-80с.

17. Кальта, М. Особые школы для аномальных детей [Текст] / М.Кальта // Америка. – 1991. – №2. – С. 15-20.

18. Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. Ю.М. Колягин. М.:Просвещение, 1977- 109 с.

19. Кудрявцев, Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении/ Л.Д. Кудрявцев. – М.:Наука, 1977. -112 с.

20. Кузнецова Ю.А. Формирование поисковой деятельности в обучении математике учащихся 1-6 классов: автореф. дис…канд.пед.наук:13.00.02 / Ю.А. Кузнецова - Саранск, 2005. - 18 с.

21. Леонтьев,А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /

22. Лернер, И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? /И.Я. Лернер. – М.: Знание, 1978.-48 с.

23. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: кн. для учителя / А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.

24. Мордкович, А.Г. Алгебра 7 кл.: Ч.1: Учебник для общеобразоват. Учреждений. – 10-е изд. – М.: Мнемозина, 2007

25. Мордкович А.Г. Алгебра 8 кл.: Ч.1: Учебник для общеобразоват. Учреждений. – 10-е изд. – М.: Мнемозина, 2007

26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Издательство «Азъ», 1992. – 944 с.

27. Педагогический энциклапедический словарь: гл.ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-528 с.

28. Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре [Текст] / Т.В.Румянцева. – СПб., 2006. – С.82-103.

29. Сластенин В.А. Формирование индивидуального стиля самостоятельной деятельности студентов.//Совершенствование подготовки учителя в педвузе.-М.,1980.-154с.

30. Теляковский, С.А. Алгебра: Учебник для 8 кл общеобразоват. Учреждений. – 9-е изд. - М,:Просвещение, 2001

31. Фридман, Л.М. Учись учиться математике: Кн. Для учащихся. –М:Просвещение, 1985.-112с.

32. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. академия, 1995.

Примечания

Есть приложения.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование приемов поисково-исследовательской деятельности в процессе обучения алгебре»
Раздел: Математика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика