Дипломная работа
«Особенности развития выносливости у спортсменов-легкоатлетов»
- 101 страниц
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ….5
1.1. Выносливость и основы методики ее воспитания….5
1.2. Средства воспитания развития выносливости….12
1.3. Методы воспитания специфических типов выносливости….17
1.4. Методы развития и способы измерения выносливости….23
1.5. Особенности воспитания выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности….27
1.6. Этап начальной подготовки бегунов на средние и длинные дистанции….30
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ….39
2.1. Методы исследования.39
2.2. Организация исследования.43
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ.65
3.1. Результаты исследования…65
3.2. Обсуждение результатов исследования….….71
Выводы ….82
Список использованных источников….….84
Приложения….89
Актуальность исследования: Проблема воспитания выносливости широко обсуждается в спортивно-педагогической литературе. Опыт передовых педагогов, тренеров и результаты исследований показывают, что воспитание выносливости у легкоатлетов важнейшая составная часть их всесторонней подготовки.
Хороший уровень выносливости необходим практически во всех видах спорта в целях обеспечения высокого уровня работоспособности, хорошего состояния здоровья, быстрого восстановления от тренировочных и соревновательных нагрузок.
Выносливость-это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. В беге измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции.
Развитие выносливости зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательными действиями и от уровня развития других двигательных способностей. [55,с.83]
Чем выше квалификация спортсмена, тем выше экономичность выполняемой им работы. Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой, рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты.
Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Оптимальный возраст для развития выносливости – 15–17 лет.
Исходя из всего вышесказанного нами была сформулирована следующая цель исследования – Определить экспериментальным путем влияние равномерного непрерывного бега на развитие выносливости у юношей 15–16 лет.
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научно и учебно-методической литературы по основам видов выносливости;
2. Систематизировать данные, полученные в ходе тестирования;
3. Дать сравнительную характеристику физических и функциональных показателей у юношей 15–16 лет в начале и в конце эксперимента.
Объект исследования: процесс развития и формирования выносливости у юношей 15–16 лет.
Предмет исследования: методика применения комплекса специальных упражнений направленных на воспитание выносливости у бегунов на средние и длинные дистанции.
Гипотеза. Можно предположить, что на yровень развития выносливости легкоатлетов 15–16 лет оказывает положительное влияние тренировка с применением равномерного непрерывного метода, что в итоге сказывается на совершенствовании спортивного мастерства юных легкоатлетов.
Практическая значимость: Наша дипломная работа будет полезна для учителей физической культуры, для тренеров занимающихся развитием выносливости.
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Выносливость и основы методики ее воспитания
Выносливость – это способность поддержания продолжительной работоспособности на необходимом уровне. Хороший уровень выносливости
необходим практически во всех видах спорта в целях обеспечения высокого уровня работоспособности, хорошего состояния здоровья, быстрого восстановления от тренировочных и соревновательных нагрузок.
Одним из основных критериев выносливости является время в течение, которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами. [58,с.118]
Прямой способ – это когда испытуемому предлагают выполнять задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Но он почти невозможен. Чаще всего используют косвенный метод.
Косвенный метод – это когда выносливость определяется по времени преодоления какой–нибудь достаточно длинной дистанции, например 5000м. Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей человека, следует учитывать два типа показателя выносливости: абсолютные и относительные, парциальные. В практике различают два вида выносливости: общую и специальную.
Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и тому подобное). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизации. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости. Одна из важнейших особенностей общей выносливости – это способность к широкому переносу, то есть общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки и проявляемая в беге, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжной гонке, ходьбе. [28,с.74]
Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных разновидностей проявления выносливости.
Проявление общей выносливости зависит от спортивной техники (в первую очередь от экономичности рабочих движений) и от способности спортсмена «терпеть», то есть противостоять наступающему утомлению путём концентрации волевых усилий.
Биологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма спортсмена. Основной показатель потребления аэробных возможностей – это максимальное потребление кислорода (МПК) в литрах в минуту.
Специальная выносливость это способность совершать эффективную работу и преодолевать утомление в специфических тренировочных и соревновательных условиях.
В беге на средние и длинные дистанции специальная выносливость (её в этом случае также называют скоростной выносливостью) проявляется в поддержании необходимой скорости на дистанции.
Проявление специальной выносливости зависит от некоторых физиологических и психологических факторов. Основной физиологический фактор – анаэробные возможности.
Специальная выносливость классифицируется:
1) по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
2) по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
3) по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и так далее).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и другие. [49,с.19–20]
Биоэнергетические факторы включают: объем энергетических ресурсов, которым располагает организм и функциональные возможности его систем дыхания, сердечно–сосудистой, выделения и других, обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме. Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15–20 секунд. Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 секунд до 5–6 минут.
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. [54,с.90]
Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат.
При этом, чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы. [19, с.35]
Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже – то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и так далее).
От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно–психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».
Факторы генотипа (наследственности) и среды.
Общая (аэробная) выносливость сильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8).
Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62–0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы. Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской – при работе умеренной мощности. [30, с.38]
Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. [58, с.106]
Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей. Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. [25,с.70]
Главная задача на развитие выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания. Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости.
Решить их – значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.
Очень распространенным является разделение видов выносливости по энергетическим критериям:
1) аэробная;
2) аэробно–анаэробная или выносливость в смешанном режиме;
3)анаэробная лактатная и алактатная выносливость.
Обязательно необходимо представлять, что при реальных нагрузках включены все виды энергетических процессов в различных соотношениях, например при беге на 100 м. превалирует механизм креатинфосфата (КТФ) и анаэробный гликолиз, при беге на марафонской дистанции превалирует расщепление жиров и аэробное расщепление гликогена. Исходя от энергетических критериев и используемых тренировочных средств целесообразно следующее разделение видов выносливости: 1) базовая выносливость – выносливость на уровне аэробного порога; 2) темповая выносливость – выносливость на уровне анаэробного порога; 3) максимальная выносливость – выносливость на уровне VО2 max (максимального потребления кислорода); 4) лактатная скоростная выносливость; 5) алактатная скоростная выносливость.
Ключевым вопросом развития выносливости является создание аэробной базы, постепенное повышение работоспособности на уровне аэробного и анаэробного порога. Для этого необходимо освоить понятия пороговых скоростей и учет их при проведении тренировок. При классификации тренировочных средств для развития выносливости используются 5 режимов или зон интенсивности: 1) восстанавливающий (ЧСС до 140 уд/мин.); 2) развивающий (ЧСС до 160 уд/мин.); 3) экстенсивный (ЧСС 160–180 уд/мин.); 4) интенсивный (ЧСС близкий к максимальному, лактат повышается до 15–20 ммол/л); 5) максимальный (максимальная скорость или мощность, продолжительность не более 15 секунд).
Если при первых двух зонах интенсивности наиболее распространенный непрерывный метод тренировки, то следующие три зоны требуют в основном использования переменных методов – интервальный и повторный методы, фартлек. При переходе от использования непрерывного метода на использование интенсивных переменных методов используется экстенсивная интервальная работа на уровне ЧСС 170±10 уд/мин. [36,с.25]
При развитии выносливости также целесообразно придерживаться целому ряду общих основных правил, однако учитывая при этом, что приведенные в них средние показатели ЧСС и концентрации лактата крови являются направляющими и требуют индивидуализации в зависимости от возраста, пола, квалификации спортсмена, а также условий среды и так далее.
Общие правила развития выносливости: 1. Выносливость не тренируется как единое целое, тренируются отдельные виды выносливости; 2. Совершенное разделение выносливости как физического качества базируется на учёте энергетических процессов – аэробные и анаэробные (лактатные и алактатные); 3. Базой аэробной выносливости является выносливость на уровнях аэробного и анаэробного порога; 4. Выносливость на уровне аэробного порога характеризуется уровнем ЧСС ниже 150 уд/мин, концентрацией лактата крови ниже или около 2 ммол/л и большой длительностью (1–3 часа и более); 5. Выносливость на уровне анаэробного порога характеризуется уровнем ЧСС 160–170 уд/мин, концентрацией лактата крови около 4 ммол/л и длительностью работы 20–50 минут; 6. Наиболее интенсивные средства тренировки выносливости в зоне максимального потребления кислорода, опираясь на энергетику гликолиза, расщепление и восстановление креатинфосфата; 7. При переходе от превалирующего использования непрерывного метода к более интенсивным переменным методам, используют экстенсивную интервальную тренировку; 8. Принципиальная последовательность при длительном цикле развития выносливости: аэробный порог → анаэробный порог → уровень VO2 max →анаэробная лактатная работоспособность → анаэробная алактатная работоспособность; 9. Развитию скоростей аэробного и анаэробного порога способствует использование упражнений мышечной и силовой выносливости; 10. Чем выше базовые показатели аэробной работоспособности и мышечной выносливости, тем выше возможности развития специальной выносливости с использованием интенсивных средств тренировки.
Исходя из проведенной работы, нами были выявлены следующие результаты:
1. Изучив научно методическую литературу, было выявлено, что воспитание выносливости является важнейшей составной частью системы подготовки спортсмена и представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью достижения физического совершенства и высоких спортивных результатов путем воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсмена.
2. Полученные в ходе тестирования результаты показали, что равномерный непрерывный метод тренировки в целом повышает уровень развития выносливости у юношей 15–16 лет. Значительная по объему работа, являющаяся неотъемлемой частью равномерного непрерывного метода, постепенно адаптирует организм подростка к высоким тренировочным нагрузкам. Необходимо индивидуально подходить к каждому ученику при дозировании тренировочной нагрузки. Эксперимент показал, что равномерный непрерывный метод тренировки хорошо подходит на учебно-тренировочном этапе для воспитания развития выносливости бегуна на средние и длинные дистанции.
3. За время эксперимента результаты в группах улучшились, но наиболее существенные изменения произошли в экспериментальной группе. В контрольной группе изменения произошли, но не столь значимые. В контрольной группе результаты в беге на 100м. улучшились на 0,5с. (3,6%), в беге на 600м. улучшились на 5,9с. (5,5%), в беге на 1000м. улучшились на 11,3с.(5,6%), в беге на 3000м. улучшились на 17,7с.(2,6%). В экспериментальной группе результаты в беге на 100м. улучшились на 0,6с. (4,3%), в беге на 600м. улучшились на 7,2с. (6,6%), в беге на 1000м. улучшились на 15,6с.(7,7%),в беге на 3000м. улучшились на 40,7с.(6,0%). Анализируя полученные результаты мы приходим к выводу, что с увеличением длины дистанции, контрольная группа отстает от экспериментальной все больше и больше (см. результаты на 3000м.) Значит в экспериментальной группе мы воспитали развитие выносливости лучше, чем в контрольной.
Также в обеих группах изменились функциональные показатели (ЧСС в покое). За время эксперимента в контрольной группе этот показатель улучшился на 2,7 уд./мин. (с 72,1 до 69,4), а в экспериментальной группе на 11,4уд./мин. (с 73,0 до 61,6). Снижение ЧСС показало, что спортсмены экспериментальной группы стали более тренированы по сравнению со спортсменами контрольной группы.
Можно предположить, что разработанная методика эффективна.
1. Ахмадеев, Р. Р. Физиологические основы физического воспитания и спорта [Текст] : учебное пособие / Р. Р. Ахмадеев. – Уфа, 2005. – 130 с.
2. Ашмарин, Б. А. О тестах и тестировании [Текст] / Б. А. Ашмарин. –М.: Физкультура в школе, 2005. – 19 с.
3. Баренцев, С. А. Совершенствование техники бега на скорость [Текст] / С. А. Баренцев // Физическая культура в школе. – 2002. – №4. – С. 19–20.
4. Благуш, П. К. Теории тестирования двигательных способностей [Текст] / П. К. Благуш. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 165с.
5. Богданов, Г. П. Уроки физической культуры в средней школе [Текст] / Г. П. Богданов. – М.: Просвещение, 2000. – 114 с.
6. Богданов, Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников [Текст] / Г. П. Богданов. – М.: Просвещение, 2001. – 85 с.
7. Богданов, Г. П. Уроки физической культуры в 9–10 классах средней школы [Текст] / Г. П. Богданов. – М.: Просвещение, 2001. – 102 с.
8. Бойко, А.Ф. Основы лёгкой атлетики [Текст] / А. Ф. Бойко. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 188 с.
9. Бутенко, Б.И. О путях развития быстроты [Текст] / Б. И. Бутенко // Теория и практика физической культуры. – 2004. – №4. – С. 17–19.
10. Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике [Текст] / Х. Бубе. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 240 с.
11. Вайцеховский, С. М. Книга тренера [Текст] / С. М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 255 с.
12. Валик, Б. В. Легкая атлетика для юношей [Текст] / Б. В. Валик. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 288 с.
13. Валик, Б. В. Тренерам юных легкоатлетов [Текст] / Б. В. Валик. –М.: Физкультура и спорт, 2004. – 261 с.
14. Васильева, В. Е. Врачебный контроль и ЛФК [Текст] / В. Е. Васильева, Д. Ф. Демин. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 300 с.
15. Васильков, Г. А. Гимнастика в режиме дня школьников [Текст] / Г. А. Васильков. – М.: Просвещение, 2001. – 87 с.
16. Внеклассная физкультурно–массовая, оздоровительная и спортивная работа с детьми старшего школьного возраста [Текст]: инструктивно–методическое письмо. – М.: Просвещение, 2003. – 35 с.
17. Волков, В. М. Спортивный отбор [Текст] / В. М. Волков, В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 215 с.
18. Годик М.А. Спортивная метрология [Текст]: учебник для ин–тов физ. культуры ./ М.А. Годик – М: Физкультура и спорт, 2008 – 197с.
19. Гойхман, П. Н. Легкая атлетика в школе [Текст] / П. Н. Гойхман, О. Н. Трофимов. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 200 с.
20. Грасис, А.И. Родители, тренеры, партнеры, судьи [Текст] / А. И. Грасис. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 57 с.
21. Гриненко, М. Ф. С помощью движений [Текст] / М. Ф. Гриненко, Г. С. Решетников. – М.: Физкультура и здоровье, 2003. – 198 с.
22. Гужаловский, А. А. Физкультура в режиме дня учащихся [Текст] / А. А. Гужаловский. – Минск: Десна, 2002. – 91 с.
23. Дедковский, С. М. Скорость или выносливость? [Текст] / С. М. Дедковский. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 46 с.
24. Дьячков, Ф. М. Физическая подготовка спортсмена [Текст] / Ф. М. Дьячков. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 245 с.
25. Егер, К. Юным спортсменам о тренировке [Текст] / К. Егер, Г. Оельшлегель. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 98 с.
26. Жевновата, Ж. Д. Методика обучения видам лёгкой атлетике [Текст] / Ж. Д. Жевновата, Г. А. Заярин, Т. П. Короткова. – Донецк: Дон. ГУ, 2009. – 101 с.
27. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. – М.: Просвещение, 2000. – 148 с.
28. Книга легкоатлета [Текст] / А. М. Абдулова [и др.]. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 189 с.
29. Колинков, Л.С. Книга тренера по легкой атлетике [Текст] / Л. С. Колинков. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 246 с.
30. Коц, Я. М. Спортивная физиология [Текст]: учебник для ин–тов физ. культуры / Я. М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 240 с.
31. Кузнецов, В. В. Специальные скоростно–силовые качества и методы их развития [Текст] / В. В. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 4. – С. 13–17.
32. Куц, В. П. От новичка до мастера спорта [Текст] / В. П. Куц. – М.: Воениздат, 1962. – 120 с.
33. Вирен, Л. Золоченые шиповки [Текст]: пер. с финск. / Л. Вирен. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 136 с.
34. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба [Текст]: примерная программа спортивной подготовки для детско– юношеских спортивных школ, специализированных детско–юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004. – 108 с.
35. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст] / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей - Юрайт, 2002. – 266 с.
36. Ломан, В. Бег, прыжки, метания [Текст] / В. Ломан. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 98 с.
37. Макаров, А. Бег на средние и длинные дистанции [Текст] / А. Макаров. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 112 с.
38. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
39. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 538 с.
40. Межуев, В. Б. Основа основ – желание учиться [Текст] / В. Б. Межуев // Физическая культура в школе. – 2002. – №2. – С. 24–26.
41. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов [Текст] / М. Я. Набатникова. – М.: Физкультура и спорт, 2002. –280 с.
42. Назарова, Е. Н. Возрастная анатомия и физиология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
43. Никитюк, Б. А. Спортивная морфология: предпосылки возникновения и творческая роль Центрального института физической культуры и ее формирование [Текст] / Б. А. Никитюк // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №4. – С.37–39.
44. Озолин, Н. Г. Лёгкая атлетика [Текст] / Н. Г. Озолин, В. И. Ворнкина, Ю. Н. Примакова. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 288 с.
45. Петров, П. К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре [Текст] / П. К. Петров. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 112 с.
46. Петровский, В. В. Методы педагогического контроля в спортивной тренировке [Текст] / В. В. Петровский. – Киев: Здоровье, 2005. – 78 с.
47. Платонов, В. Н. Олимпийский спорт [Текст] / В. Н. Платонов, С. И. Гуськов. – Киев: Олимпийская литература, 1994. – 177 с.
48. Платонов, В. Н. Теория и методика спортивной тренировки [Текст] / В. Н. Платонов. – Киев: Вища школа, 2004. – 352 с.
49. Попов, В. Б. Беговая подготовка [Текст] / В. Б. Попов // Физическая культура в школе. – 2002. – -№2. – С.19–20.
50. Попов, В. Б. Легкая атлетика для юношества [Текст] / В. Б. Попов, Ф. П. Суслов. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 87 с.
51. Савин, Н. В. Педагогика [Текст] / Н. В. Савин. – М.: Просвещение, 2000. – 305 с.
52. Семенов, В. П. Методика преподавания легкой атлетики в школе [Текст] / В. П. Семенов. – М.: Просвещение, 2002. – 34 с.
53. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002. – 608 с.
54. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 123 с.
55. Фомин Н. А. На пути к спортивному мастерству [Текст]: адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 159 с.
56. Функциональные пробы [Текст]: учебно–методическое пособие / С. А. Лобанов [и др.]. – Уфа: Вагант, 2008. – 189 с.
57. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2000. – 205 с.
58. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 476 с.
59. Хоменкова, Л. С. Учебник тренера по лёгкой атлетике [Текст] / Л. С. Хоменкова. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 250 с.
60. Шварц, В. Б. Медико–биологические аспекты спортивной ориентации и отбора [Текст] / В. Б. Шварц, С. В. Хрущев. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 150 с.
Есть Приложения
Тема: | «Особенности развития выносливости у спортсменов-легкоатлетов» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 101 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Воспитание выносливости у юношей 15-16 лет в секции триатлона
Дипломная работа:
Воспитание общей выносливости у обучающихся 8-9 лет на уроках физической культуры по легкой атлетике
Дипломная работа:
Особенности развития одаренности у младших школьников
Дипломная работа:
Воспитание выносливости у лыжников 15-16 лет, занимающихся в секции
Дипломная работа:
Обучение технике низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов