Дипломная работа
«Гражданско-правовое регулирование института опеки и попечительства»
- 74 страниц
Введение
1. Институт опеки и попечительства
1.1. Опека (попечительство): понятие и сущность
1.2. Правовой характер института опеки и попечительства над несовершеннолетними
1.3. Правовое положение субъектов отношений, связанных с опекой и попечительством
2. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи в связи с осуществлением опеки и попечительства над детьми
2.1. Основание и порядок назначения и установления опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей
2.2. Прекращение опеки попечительства над несовершеннолетними детьми
2.3. Права и обязанности опекунов и попечителей
2.4. Права подопечного ребенка
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Количество детей, которые остались без родительского попечения, постоянно растёт. Защита прав этих детей становится всё более актуальной. Стоит отметить, что РФ занимает в СНГ и Восточной Европе второе место по количеству детей, оставшихся без родительского попечения.
Так как РФ является государством-участником Конвенции ООН о правах ребёнка, то каждый ребёнок, оказавшийся вне семейного окружения, должен быть защищён российским государством. Государство обеспечивает замену ухода за таким ребёнком. Чаще осиротевший ребёнок передаётся под опеку (попечительство). В РФ 48 % детей находятся под опекой и попечительством.
Опека над осиротевшим ребёнком обеспечивает ему право на жизнь и воспитание в семье. В связи с чем, особо важным становится правовое регулирование такого института семейного права, как опека и попечительство. При этом важно учитывать социально-экономические перемены в обществе и изменения в семейном законодательстве в целом. От того насколько урегулированы и определены в правовом аспекте элементы и отношения института опеки и попечительства семейного права, зависит эффективность административных решений по поводу судьбы осиротевших детей. Поэтому все новеллы, поправки, которые вносятся в правовой институт опеки и попечительства, необходимо тщательно анализировать в аспекте координации интересов ребёнка и государства, с целью выявления правовых недоработок и формированию адекватных предложений по их устранению. Всё это и обеспечивает актуальность темы дипломного исследования.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. Вопросами защиты осиротевших детей в правовом аспекте такие известные дореволюционные правоведы, как М.Ф. Владимирский-Буданов, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич, а также советские правоведы Л.Ю. Михеева, Н.М. Ершова. В настоящее время можно выделить работы таких авторов, как А.М. Рабец, А.М. Нечаева, Н.С. Шерстнева. Опека и попечительство рассматривались системного как институт семейного права, однако, на наш взгляд, важно систематизировать все аспекты институциональных отношений.
Объект исследования – опека и попечительство, как правовой институт семейного законодательства.
Предмет исследования – специфика правового регулирования общественных отношений, возникающих при утрате ребёнком родительского попечения и передачу его под опеку и попечительство.
Цель работы – комплексное исследование опеки и попечительства как института семейного права.
Задачи выпускной квалификационной работы:
рассмотреть понятие и сущность опеки (попечительства);
провести анализ правового характера института опеки и попечительства над несовершеннолетними;
проанализировать основных субъектов института опеки и попечительства;
рассмотреть правовое регулирование основания и порядка установления опеки, а также её прекращения над несовершеннолетними детьми;
рассмотреть основные права опекаемых (подопечных) детей;
рассмотреть права и обязанности опекунов и попечителей и их ответственность;
разработать предложения по совершенствованию правового регулирования института опеки и попечительства.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в комплексном исследовании института опеки и попечительства с выделением отличительных особенностей его правовой природы.
В рамках выпускной квалификационной работы были использованы следующие научные методы: историко-правовой, аналитический, статистический.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении определяется актуальность, степень изученности темы, цель, задачи, методология.
В первой главе рассматриваются элементы института опеки и попечительства, ретроспектива его развития.
Во второй главе проводится анализ теоретических аспектов правового регулирования отношений по опеке и попечительству.
В третьей главе рассматривается правовой статус опекунов и попечителей.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с поставленными во введении задачами и разработанные предложения по совершенствованию законодательства.
Представляется, что такой спор должен рассматриваться и разрешаться судом не в порядке искового производства, а по нормам ГПК РФ о рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, так как, несмотря на особую правовую природу акта о назначении или об отказе в назначении опекуном или попечителем конкретного лица, о чем будет сказано ниже, все же он является публично-правовым, а назначение либо неназначение опекуна или попечителя рассматривается как действие либо как бездействие органов исполнительной власти, каковыми эти органы и являются.
До недавнего времени вопрос об административно-правовой природе акта об установлении опеки и попечительства считался практически бесспорным, хотя и без достаточных оснований, так как доктрина должна была исходить из принципа добровольности назначения гражданина опекуном или попечителем уже с принятием КоБС РСФСР 1969 г. и четко объяснить, как совмещается с данным принципом публично-правовая природа данного акта.
Анализ основных тенденций развития института опеки и попечительства в исторической ретроспективе, а также его правовой природы позволил выявить следующее.
В период до 1917 г. институт опеки и попечительства был преимущественно ориентирован на защиту имущественных прав опекаемых и подопечных и носил гражданско-правовой характер, в период СССР защита имущественных прав детей отошла на второй план, а основной целью института стало воспитание ребенка и формирование его личности, соответствующей советским ориентирам в воспитании. Защита имущественных прав отошла на второй план.
В настоящее время идет спор между правоведами, к какому виду регулирования, гражданского правового или семейного относится данный институт. Ответ зависит от определения, что является главным в опеке и попечительстве: воспитание или защита имущественных прав.
После принятия закона об опеке нормы гражданского права заняли ведущее место в правовом регулировании отношений по опеке, вследствие чего защита прав несовершеннолетних растворилась в проблемах гражданско-правового характера, что не могло не сказаться на понимании сущности опеки над ребенком, оставшемся без родителей и семьи.
На наш, взгляд в отношении опекаемого (до 14 лет) на первом месте стоит воспитание, поэтому здесь прерогатива семейного права, по достижении 14 лет, попечитель больше призван представлять законные интересы подопечного и здесь прерогатива гражданского права. В целом, же институт опеки и попечительства характеризуется комплексным правовым характером.
Органы опеки и попечительства более, чем когда-либо прежде полностью освобождены от социальной помощи опекунам и попечителям и от какой-либо ответственности за судьбу подопечного, если опекуны или попечители ими назначены своевременно. Их деятельность сведена к чисто административным, властно-распорядительным полномочиям. Вся ответственность полностью переложена на опекунов и попечителей.
Анализ правового специфики правового регулирования опеки и попечительства показал следующее.
Основой возникновения правоотношений по опеке и попечительству является принцип свободного принятия опеки и попечительства и свободного отказа от ее осуществления. Гражданин соглашается добровольно принять на себя обязанности опекуна или попечителя в большой степени потому, что осознает возможность их прекращения в любое время по своему желанию.
Правообразующий состав в данном правоотношении является завершенным составом с последовательным накоплением всех его элементов. Что касается договора об осуществлении опеки и попечительства, то он не обязателен для всех правоотношений в данной сфере и является факультативным элементом правообразующего состава, который уже завершен принятием органом опеки и попечительства акта об установлении в отношении конкретного подопечного опеки или попечительства и о назначении определенного лица его опекуном или попечителем.
Не урегулирован вопрос завещания родителя, в котором определяются возможные опекуны и попечители. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внести в главу 62 ГК РФ статью 1139-1 следующего содержания:
Анализ субъектного состава института опеки и попечительства, позволил выявить определенные недоработки в Законе «Об опеке и попечительстве». Нами предложены следующие предложения по совершенствованию отдельных статей закона:
1. Дополнить ч. 4 ст. 13 закона следующим предложением: «В заявлении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть отмечено согласие потенциального опекуна (попечителя) на соответствующее назначение»;
2. Ч. 2 ст. 10 изложить в следующей редакции: «В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства обязан потребовать от данного гражданина предоставления сведений о себе. (далее по тексту)»;
В КоБС РСФСР имелись нормы об опеке с иностранным элементом. В новом СК РФ таких правил не содержится. Поэтому предлагаем дополнить ст. 20 Семейного кодекса РФ следующим положением:
«Опека и попечительство могут быть установлены над иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории РФ, и в отношении детей, проживающих вне пределов РФ. Опекунами российских детей могут быть и иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. В этих случаях необходимо исходить из законодательства РФ и государства, гражданином которого является другой участник опеки (попечительства)».
Присутствует противоречие между нормой Закона «Об опеке и попечительстве» и Семейным кодексом о прекращении опеки над детьми несовершеннолетних родителей. Так как это противоречие может привести к разночтениям в правоприменительной практике, предлагаем ч. 2 ст. 29 изложить в следующей редакции: «Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным ч. 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста шестнадцати лет».
Не урегулирован вопрос завещания родителя, в котором определяются возможные опекуны и попечители. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внести в главу 62 ГК РФ статью 1139-1 следующего содержания:
1.В случае, если завещатель является единственным родителем своего несовершеннолетнего ребенка (детей), при составлении завещания в условиях чрезвычайной ситуации он вправе определить лицо (лиц), которое после его смерти имеет преимущественное перед другими лицами право быть назначенным его опекуном или попечителем с его согласия при условии соблюдения требований, установленных законодательством об опеке и попечительстве.
2.Завещатель вправе определить имущество, за счет которого будет осуществляться опека (попечительство) и (или) выплачиваться вознаграждение опекуну (попечителю). При условии принятия назначенным лицом (лицами) на себя обязанностей опекуна (попечителя) такое имущество
не входит в состав наследства. Право на это имущество переходит к несовершеннолетнему ребенку (детям), которому должна быть установлена опека (попечительство).
3.Право указанного в завещании лица (лиц) быть опекуном (попечителем) не переходит к другим лицам ни по одному из оснований наследования.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликована в изданиях. «Российская газета», № 7, 21.01.2009
2. Конвенция о правах ребёнка ООН/принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989//Международное право в документах. – М.: ИНФРА-М. 1997
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. от 30.11.1994 (с последн. изм. 03.12. 2012) //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.-3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. от 26.01.1996 (с последн. изм. 28.11.2011)//СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. – 410.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 3. от 26.10.2001 (с последн. изм. 05.06. 2012)//СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. – 4552.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 08.12.1995 № 223-ФЗ (с последн. изм. от 13.11. 2011 № 351-ФЗ)//СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. -16
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12. 2004. № 188-ФЗ (с последн. изм.)//СЗ РФ. 2005. №1. Ст. -14
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.01.1996 № 63-ФЗ (с последн. изм.12.11.2012 № 63-ФЗ)//СЗ РФ. 1996 № 25. Ст. -2594
9. Федеральный закон Российской Федерации «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008. № 48-ФЗ (с последн. изм. 01.07. 2009 )//СЗ РФ. СЗ РФ.2008. № 17. Ст. – 1775
10. Федеральный закон Российской Федерации «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996. №8-ФЗ (с последн. изм.)//СЗ РФ. 1996. №3. Ст. – 146
11. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последн. изм.) // СЗ РФ. 1996. №52. Ст. 5880.
12. Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»//СЗ РФ. 2011. № 48. Ст.6401
13. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 04.09.2012) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»//СЗ РФ. 2009. № 21. Ст.2572
14. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 № 542 «Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в свою семью»//СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. – 2304
15. Постановление Правительства РФ от 26.07. 2010 г. № 559 «О внесении изменения в Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных»./ Российская газета от 06.08.2010 г. № 174 (5253).
16. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (в ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 15. Ст. 1434; 2006. № 16. Ст. 1748.
17. Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 N 957 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.11.2010 N 18947)
18. Приказ Минобрнауки РФ от 19.08. 1999 г. № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» // БНД. 2000. № 10.
2. Судебная практика:
19. Практика применения Федерального закона «Об опеке и попечительстве»: год со дня вступления в силу. /Информационно- аналитические материалы к парламентским слушаниям в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 17.09. 2009 г. М., 2009 г.
20. Постановление Московского Измайловского Суда от 24.03.2004 года № 4-а/1372
21. Постановление суда Ленинского района г. Костромы от 13.09. 2007 года №16-б/4112
22. Постановление суда Краснофлотского района г. Хабаровска 19.05.2009 года № 113-с/3473.
3. Литература и периодические издания:
23. Антокольская М.В. Семейное право. М.: Кнорус. 2010.
24. Бахтиаров И.П. Специфика субъектного состава правоотношений по воспитанию детей, находящихся под опекой (попечительством)//Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 7. – с. 229-232
25. Булидов П.В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве//Журнал российского права.2010. № 6. с. – 13
26. Васькин В.В. Некоторые вопросы правового регулирования распоряжения имуществом лиц, находящихся под опекой и попечительством//2010. № 2. – с. 7-9
27. Голикова С.В. Реализация принципа семейного воспитания при опеке и попечительстве в законодательстве России//Цивилист. 2011. № 1. –с. 77-82
28. Гражданское право. Учебник/под ред. проф. О.Н. Садикова. – М.: ИНФРА-М. 2008
29. Гришаев С.П. Семейное право. Учебник. – СПб.: Питер. 2011
30. Загоровский А.И. Курс семейного права Российской империи. переизд. – СПб Летний сад. 2011
31. Кирилловых А.А. Договор об опеке (попечительстве) над несовершеннолетним//Семейное и жилищное право. 2001. № 4. –с. 36-40
32. Комментарий к семейному кодексу РФ/под ред. С.А. Степанова – М.: Проспект. 2010
33. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве»/под ред. А.М. Нечаевой - СПб.: 2010.
34. Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному закону РФ «Об опеке и попечительстве». – М.: Кнорус. 2011
35. Мананкова Р.П. Правовой статус членов семьи. – Томск.: ТГУ. 2008
36. Маркосян А.В. Юридические факты в семейном праве современной России. – М.: Элит. 2009
37. Михеева Л.Ю. Правовое регулирование опеки и попечительства: проблемы теории и практики. – М.: Юрист. 2009
38. Надёжин В.В. Недееспособность граждан: юридические последствия//Юрист 2009.- № 4
39. Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве»// Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 7. – с. 85-90
40. Нечаева А.М. Охрана детей сирот в России. История и современность. – М.: Юрист.2009
41. Нечаева А.М. Семейное право Российской Федерации. – М.: Юнити. 2012.
42. Пахман С.В. Гражданское право. Серия: классики российской цивилистики. – М.: Статут. 2009
43. Полищук-Молодоженя Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус. 2009. №1. С. 40.
44. Пчелинцева Н.М. Семейное право. Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М. 2009.
45. Рабец A.M. Реформа законодательства об опеке и попечительстве в современной России: достоинства, просчеты, проблемы. М.: 2009.
46. Рабец А.М. Традиционные и современные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010
47. Темникова Н.А. Ответственность опекуна (попечителя) ребёнка по ФЗ «Об опеке и попечительстве»//Семейное и жилищное право. 2010. № 5. – с. 33-36
48. Темникова Н.А. Совместная опека//Семейное и жилищное право. 2011. №. – с. 22-25
49. Товмасян Р.В. Некоторые проблемы практики применения законодательства об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних//Вестник Омского юридического института. 2011. №17. – с. 107-110
50. Томилов А.Ю. Защита интересов недееспособного лица, находящегося под опекой и попечительством, в судебном порядке//Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 31.-с.44-47
51. Чикарина Л.Я. Социальная политика для нуждающихся в опеке и попечительстве//Труд и социальные отношения. 2009. № 2. – 137-140
52. Шерстнева Н.С. Опека и попечительство, как форма воспитания несовершеннолетних.// Семейное и жилищное право. 2009. № 2. – с. 27-29
Тема: | «Гражданско-правовое регулирование института опеки и попечительства» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 74 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Опека и попечительство как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Курсовая работа:
Сущность опеки и попечительства
Курсовая работа:
Правовая сущность опеки, попечительства и патронажа
Отчет по практике:
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми
Курсовая работа:
Опека и попечительство: сущность и порядок их осуществления