Курсовая работа
«Опека и попечительство: сущность и порядок их осуществления»
- 36 страниц
Введение 5
1. Функции органов опеки и попечительства 6
2. Подготовка документов кандидатом 10
2.1. Необходимые документы 10
2.2. Медицинские требования 11
2.3. Финансовые требования 12
2.4. Гражданско-правовые требования 13
3. Подготовка документов опекой 15
3.1. Акт обследования жилищных условий 15
3.2. Проверка материальной состоятельности кандидатов 18
4. Права и обязанности опекуна 26
5. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 28
Список использованных источников 30
Словарь терминов 32
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Приложение 3 36
Опека устанавливается над малолетними и недееспособными вследствие психического расстройства. Над пожилыми людьми устанавливается так называемое попечительство в форме патронажа (ст 41 ГК). Оно оформляется в органах опеки и попечительства, коими являются соответствующие органы местного самоуправления. Они производят назначение опекуна по просьбе подопечного и только с его согласия.
Основные этапы прохождения инстанций при установлении опеки (попечительства) выглядят таким образом:
1. Знакомство с органами опеки по месту жительства.
2. Обход врачей, сбор справок и подготовка документов для получения решения органов опеки о возможности быть опекуном.
3. Подача документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки и обследование жилищных условий.
4. Получение заключения о возможности быть опекуном.
5. Поиск ребёнка, в случае если ребенок неизвестен, в региональном банке данных о детях оставшихся без попечения родителей. Подписание согласия на опеку (отказ) на конкретного ребенка.
6. Подготовка органами опеки по месту проживания ребёнка заключения о целесообразности опеки над конкретным ребёнком и документов на ребёнка.
7. Подготовка органами опеки по месту проживания опекуна постановления главы органа местного самоуправления о назначении опеки над конкретным ребёнком. Получение копии постановления на руки.
В курсовой работе будут рассмотрены вышеназванные этапы, описаны права и обязанности органов опеки, опекуна и опекаемого.
1. Функции органов опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства - органы исполнительной власти, предназначенные для защиты прав детей на подведомственной территории, они относятся к местным органам самоуправления. Как устанавливает Семейный кодекс РФ ст. 121 п.2. «Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности опеки попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации». Из-за того, что местонахождение и название органов опеки определяется в каждой территории по-своему, они могут быть приписанными к различным по ведомственной принадлежности организациям: образованию, социальной защите или быть самостоятельным учреждением. Могут располагаться отдельно или находиться в управлении образованием, администрации района или в муниципалитете.
В Москве низовыми органами опеки и попечительства являются районные отделы по защите прав детей при муниципалитетах. Районные муниципалитеты Москвы созданы относительно недавно - с 1 января 2003 года, в связи с приведением структуры исполнительной власти в вид, установленный федеральным законодательством. Поскольку ранее органы опеки входили в состав районных исполнительных органов Правительства г. Москвы (Управ) и были со временем переданы районному самоуправлению, то многие отделы опеки и попечительства по-прежнему находятся в зданиях Управ.
В С-Петербурге органы опеки относятся к образованию и расположены в Управлениях социальной защиты. Кроме того, в городе работает Центр усыновления. Сейчас прошла реформа органов опеки и, к огромному сожалению, функции по опеке, усыновлению и ведению Регионального банка по детям разделены между ведомствами, что создаёт колоссальные неудобства.
В Самаре органы опеки относятся к Комитету по вопросам семьи, материнства и детства при Департаменте здравоохранения Администрации города.
2. Подготовка документов кандидатом
2.1. Необходимые документы
Опека (попечительство) - устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, попечительство - в возрасте от четырнадцати до 18 лет. (Здесь и далее будет называться опека). В настоящее время самое большое число детей передается под опеку, в основном, оформляют опеку над детьми их бабушки-дедушки, тети-дяди, братья-сестры и другие родственники.
Будущий опекун должен написать заявление на имя главы администрации с просьбой об установлении опеки (форма в Приложении 2) и приложить следующие документы:
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в опекуны на оформление опеки;
- финансово-лицевой счет с места жительства кандидата в опекуны (документ, подтверждающий наличие жилья);
- медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья кандидата в опекуны (форма в Приложении 1);
- справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке.
При этом, если ребенок пока не найден, все равно оформляются все эти документы, после чего можно искать ребенка под опеку. При этом кандидату предоставляется доступ к региональному банку данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Оператор предлагает ему кандидатуры, познакомившись с которыми, будущий опекун принимает решение и заполняет на ребенка заявление по результатам посещения ребенка (форма в Приложении 3)
До сих пор распространенным является мнение, что под опеку ребенок передается только тем, кто связан с ним родственными отношениями. Но это не так. Чтобы стать опекуном, совсем не обязательно быть родственником.
Не всякий человек, изъявивший такое желание, может стать опекуном. Требования к лицам, желающим стать опекунами, в принципе, такие же, как к усыновителям.
3. Подготовка документов опекой
3.1. Акт обследования жилищных условий
Для подготовки заключения о возможности быть опекуном орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования жилищных условий.
К опекунам предъявляют следующие жилищно-бытовые нормы и требования (статьи 127, 146, 153 Семейного кодекса).
С 1 марта 2005 года взамен ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР Федеральным законом №189-ФЗ введен новый Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ). Этот кодекс существенно отличается от предыдущего. В нем отсутствуют статьи аналогичные статьям: 40 ЖК РСФСР, устанавливавшей общие требования по благоустройству жилья, и статье 41, запрещавшей заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. В связи с чем, ранее применявшиеся требования сейчас уже не действуют.
Новый кодекс так же не содержит общего понятия «норма жилой площади» и устанавливает взамен неё в пункте 1 статьи 50 только «норму предоставления жилой площади» и только в случае социального найма. Установление величины нормы предоставления пунктом 2 этой же статьи отнесено к ведению органов местного самоуправления.
Таким образом, не установлены федеральные ограничения по размеру и качеству жилья, а органы опеки обязаны руководствоваться нормами местного законодательства. Регионы имеют право устанавливать свои собственные нормы. При отсутствии таких норм, суд, с учетом рекомендаций органов опеки вправе самостоятельно решать вопрос о соответствии состояния жилья заявителей санитарным и техническим требованиям для опеки.
Что означает, что теперь будущему опекуну достаточно иметь постоянную регистрацию, где бы то ни было и место для проживания, отвечающего санитарным нормам. Такая система легализует практику органов опеки и попечительства выдачи положительных заключений кандидатам, у которых нет достаточной жилплощади по месту постоянной регистрации, но имеется возможность для длительной аренды жилья или проживания у родственников. Эта ситуация также достаточно часто встречается у жителей крупных городов или у граждан, приезжающих на заработки из регионов. С принятием поправок таким кандидатам будет проще получить заключение в органах опеки и попечительства по месту фактического жительства и, в большинстве случаев, не потребуется получение Акта обследования жилищно-бытовых условий по месту постоянной регистрации.
3.3. Принятие распоряжения
Распоряжение о назначении опеки принимается главой местной администрации по месту нахождения ребенка. Но бывают обстоятельства, когда опека назначается по месту жительства опекуна. В распоряжении указываются сроки, на которые устанавливается опека, место проживания опекаемого.
С момента подписания распоряжения опекуну начисляется пособие на содержание ребенка. Размер пособия определяется органами местного самоуправления, оно увеличивается по мере роста ребенка. В Красноярске на данный момент размер пособия для детей до 1 года равен 2800р. Возникает вопрос – а можно ли даже просто прокормить младенца на эти деньги? В то время как на содержание одного ребенка такого же возраста в доме ребенка тратится около 15000р. в месяц. В разрешении этих противоречий я также вижу работу социальных служб.
Назначение и выплата средств на содержание ребенка производится на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители которых неизвестны или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи:
- со смертью родителей ;
- объявления их умершими (по суду);
- с лишением или ограничением их родительских прав (по суду);
- признанием в безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными или объявлением их умершими (тоже по суду);
- согласием родителей (родителя) на усыновление ребенка, воспитывающегося в сиротском учреждении;
- с длительной болезнью, препятствующей выполнению родителями своих обязанностей;
- отбыванием наказания в исправительных учреждениях или содержанием под стражей в период следствия;
- розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, отсутствием сведений об их месте нахождения (при наличии, заведенного в милиции розыскного дела).
Не назначаются денежные средства на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку другим лицам. Например, находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.
В дальнейшем опека также не отстраняется от жизни новой семьи. Периодически сотрудники органов опеки проверяют условия жизни опекаемых, составляя по результатам каждой проверки соответствующий акт.
4. Права и обязанности опекуна
Опекуны (попечители) несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.
Опекун (попечитель) вправе и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения опекаемого ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства; вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством) от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований; с учетом мнения опекаемого ребенка, опекун (попечитель) вправе выбирать образовательное учреждение и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования; опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками (за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка).
Документы на ребенка, получаемые опекуном (эти документы опекуну передаёт администрация учреждения, в котором находится ребёнок или органы опеки по месту его пребывания):
- Свидетельство о рождении.
- Выписка из истории развития ребёнка о состоянии здоровья ребёнка.
- Сведения о родителях, подтверждающие возможность установления опеки (решение суда о лишении или ограничении родительских прав родителей, признании их недееспособными; копия свидетельства о смерти или решение суда об объявлении родителя умершими; справка о розыске родителей; акт о подкидывании; приговор суда о помещении в места лишения свободы; письменное согласие родителей на опеку (попечительство) заверенное нотариально, по месту работы (службы), жительства или написанное лично на приеме в органах опеки и попечительства; если мать одиночка то справка из ЗАГСа, что у ребёнка единственный родитель, а отец записан со слов матери.)
- Заявление с выражением согласия ребенка, достигшего 10-ти лет.
- Документы о закреплении жилплощади за ребёнком, наличия доли собственности на жильё: копия финансово-лицевого счета, выписка из домовой книги, договор о купле-продаже, дарения, другие документы.
- Опись имущества, принадлежащего ребёнку и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность.
5. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
Согласно СК (статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей):
1. Защита прав и интересов детей в случаях
- смерти родителей,
- лишения их родительских прав,
- ограничения их в родительских правах,
- признания родителей недееспособными,
- болезни родителей,
- длительного отсутствия родителей,
- уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.»
В Семейном Кодексе Российской Федерации имеются нормы, закрепляющие права детей, находящихся под опекой (попечительством). Согласно статьям 55, 57, 148 Семейного Кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право:
- на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
- на обеспечение условий содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения их человеческого достоинства;
- на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на его получение с соответствии с жилищным законодательством;
- на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
- на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя);
- на общение с родителями и другими родственниками;
- на выражение своего мнения при решении любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка.
Дополнительные гарантии в области образования, здравоохранения, трудоустройства и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей закреплены в Федеральном Законе Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей".
1. Семейный кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ, от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ)
2. Гражданский кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 N 111-ФЗ, от 08.07.1999 N 138-ФЗ, от 16.04.2001 N 45-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 161-ФЗ, от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.12.2003 N 182-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 30.12.2004 N 213-ФЗ, от 30.12.2004 N 217-ФЗ)
3. ФЗ О Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (принят Государственной Думой 15 марта 2001 г.)
4. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 195)
5. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 10.03.2005 N 123)
6. Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием (утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217
7. Приказ МО РФ от 28 июня 2002 г. N 2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями
9. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-М., 2002
10. Материалы сайта h**t://w*w.opeka.krsk.r*/
11. Материалы сайта h**t://innewfamily.narod.r*/
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Совершенствование работы органов опеки и попечительства с неблагополучными семьями в городе (на примере Управления опеки и попечительства по Раменскому муниципальному району)
Дипломная работа:
Опека и попечительство как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Курсовая работа:
Сущность опеки и попечительства
Курсовая работа:
Правовая сущность опеки, попечительства и патронажа
Курсовая работа:
Правовая сущность опеки, попечительства и патронажа