Дипломная работа

«Организация тренингов для подростков»

  • 68 страниц(ы)
  • 3337 просмотров
фото автора

Автор: krehm

Введение

Глава 1. Психологические особенности подростков 7

1.1. Социально-психологическая характеристика подростков 7

1.2. Особенности психологической работы с подростками 14

1.3. Содержание и формы групповой социально-психогической работы с подростками 19

Глава 2. Социально - психологический тренинг как форма работы с подростками 27

2.1. Понятие социально-психологического тренинга. Психологические особенности тренинговой группы 28

2.2. Особенности организации тренинга для подростков 33

2.3. Отслеживание эффективности работы тренинговой работы с 40

подростками 40

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по организации тренингов для подростков 45

3.1. База и программа исследования 45

3.2. Организация и проведение экспериментального исследования 50

3.3. Анализ и результаты экспериментальной работы 53

Заключение 60

Список использованной литературы 63

Приложения:

1.Практические рекомендации по организации и проведению тренингов для подростков.

2. Содержание курса социально- психологического тренинга

3. Анкета участника

4. Анкета социальных навыков

5. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

6. Исследование самооценки

(Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)

7. Тест описания поведения К. Томаса

8. Оценка коммуникативных и организаторских способностей (КОС)

Участники социально-психологического тренинга во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Это особенно важно для подростков, так как именно они испытывают недостаток коммуникативных навыков. Главная задача социально-психологического тренинга - помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т. е. характерными для каждого члена группы, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя .

Несмотря на то, что необходимость тренинговой работы отражена в работах таких исследователей как В.К. Бабайцевой, С.И. Макшанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова и многих других исследователей. В настоящее время проблема организации тренингов с подростками недостаточно раскрыта и относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых. Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования, которая заключается в необходимости поиска оптимальных психологических средств развития личности подростка.

Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Организация тренингов для подростков».

Цель работы – обосновать эффективность применения тренингов для развития коммуникативных навыков в психологической работе с подростками.

Объект исследования: психологическая работа с подростками.

Предметом исследования является развитие коммуникативных навыков подростков.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования выдвигается следующая гипотеза: развитие личности подростка будет более эффективным, если использовать тренинги в процессе психологической работе с подростками.

Основными задачами данной работы являются:

1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;

2. Уточнение признаков понятия «тренинг», «групповая работа» и т.д.;

3. Разработать программу и провести тренинг с подростками;

4. Выявить влияние тренинга на изменение коммуникативных навыков подростка, а также таких личностных характеристик, как самоотношения, ценностных ориентаций и отношений к значимому окружению.

Теоретико-методологической основой исследования выступили работы:

Д. Б. Эльконин, И. С. Кон, А. Е. Личко, в которых раскрыты особенности подросткового возраста; особенности тренинговой работы с подростками К. Бабайцевой, С.И. Макшанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова.

Методами исследования данной работы являются описательный метод и метод эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явились:

МОУ СОШ № 140, г.М. В исследовании принимали участие 30 подростков в возрастном диапазоне от 13 до 15 лет.

Дипломная работа содержит введение, основную часть, состоящую из двух глав (теоретическую и практическую), заключение, библиографический список и приложения.

Среди методов мы использовали такие как: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Среди диагностических методик (см. приложения):

- Методика «Коммуникативные и организационные способности» (КОС);

- Тест Томаса;

- Шкала самооценки Дембо - Рубинштейн;

- Анкета «Социальные навыки»;

- Анкета «Способности к саморегуляции».

Данные методики являются простыми в использовании и обработке и позволяют достаточно полно оценить уровень сформированности коммуникативных знаний, умений и навыков у участников.

Работа по данной программе проводилась в период с _ по_. Занятия, продолжительностью 2 часа, проводились два раза в неделю на базе МОУ СОШ № 140 г. Москвы. Всего проведено 12 занятий (с каждой группой) (24 ч.).

Цель всей работы заключалась в создании условий для развития у подростков положительных личностных качеств, коммуникативной компетентности, развитии и совершенствовании личностных ресурсов.

Каждый участник заполнял «Анкету участника» (см. приложение), которая отражала его интересы и ожидания от участия в программе.

Ответы на вопросы «Анкеты участника» показали заинтересованность ребят в работе по программе. Свои ожидания они связывали с возможностью решения различных проблем, в частности проблем во взаимоотношениях со сверстниками, родителями. Многие участники отметили, что хотели бы научиться владеть собой в различных ситуациях.

На первом занятии ребятам был предложен подробный план и темы занятий, а также правила работы группы.

При проведении диагностической работы нами были суммированы результаты обеих групп.

Гипотеза нашего исследования о том, что социально-психологический тренинг влияет на личностные характеристики подростка, в частности происходят изменения в структуре самоотношения, ценностных ориентаций и отношений к значимому окружению подростков, подтвердилась.

Задачи исследования раскрыты

1. Тренинг – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: овладение психологическими знаниями; развитие способности познания себя и других людей; повышение представлений о собственной значимости; развитие различных способностей, навыков и умений;

Групповая психологическая работа - это обобщенное название для нескольких принципиально разных модусов психологической работы с группой. Наиболее рельефно выделяются три таких модуса: групповая психотерапия, групповое психологическое обучение и групповой личностный тренинг (или тренинг личностного роста). Основная цель тренинговых форм - развитие личности участника, его умения слушать и слышать других, говорить и убеждать, открыто высказывать свою гражданскую позицию.

2. Организован и проведен тренинг с подростками;

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у значительного количества участников повысился уровень коммуникативных и организаторских способностей. Многие подростки отметили, что занятия позволили им раскрыться, стать активнее. Кроме того, ребята отмечали, что им стало легче выражать свои чувства, и благодаря этому им стало проще находить взаимопонимание с другими людьми.

3. Анализируя проведенное исследование, организацию и реализацию программы тренинга для подростков, можно отметить эффективность данного вида работы. При анализе результатов работы участниками тренинга было отмечено, что у многих значительно повысились оценки своих умений и навыков, подростки проявляли более уверенное и спокойное поведение, эффективно использовали приобретенные навыки саморегуляции и эффективного общения с другими людьми.

Таким образом, можно отметить эффективность социально - психологического тренинга и в целом практическую значимость проведенного исследования.

Анализ теории и практики организации тренингов в процесс формирования и коррекции личности подростка, позволяет выделить необходимые условия реализации программ.

Первое: необходимо обеспечить преемственность тренингов для разных возрастов (младший подросток - подросток - старшеклассник).

Во-вторых, ведущие подростковых групп должны пройти особую профессиональную подготовку.

В-третьих, следует придерживаться специфической структуры занятий.

В-четвертых, обязательно нужно проводить динамическое диагностическое сопровождение тренингового процесса.

В-пятых, методические средства, применяемые на занятиях, должны быть разнообразными. Кроме того, следует чередовать индивидуальные и групповые формы работы и способствовать созданию особой предметно-пространственной среды тренинга.

И, наконец, принципиально важно, чтобы позиция ведущего была динамичной, обеспечивающей поддержкой и творческой. Проведение тренинговой работы требует высокой квалификации ведущих, особой организации жизнедеятельности образовательного учреждения и жесткого соответствия содержания и методического оснащения занятий поставленным целям и задачам тренинга.

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию- М, 1994. – 234с.

2. Антонов А. Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. – 1998. – № 3 - 4. – С. 52 - 68.

3. Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). – М.,1998. – 360с.

4. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – 40 с.

5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005. – 345с.

6. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990 – 122с.

41. Снайдер Д. Курс выживания подростков.- М.,1999 – 204 с.

42. Такташева Е.К. Общение и личнотсный рост: сборник учебно- методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей.- Барнаул: изд-вд АКИПКРО, 1994- 62 с.

43. Формы жестокого обращения в семье //Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами.- М, 2004.-336 с.

44. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 319 с.

45. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи.- М.: ВЛАДОС_ ПРЕСС, 2006.- 271 с.

46. Шабельников В.К. Социально- психологические основания анализа жизнедеятельности семьи как детерминирующей системы развития личности // Семейная психология и семейная психотерапия № 4, 2007.

47. Шипицина Л.М., Иванова Е.С. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.- СПб.: ЛОГУ, 1997.- с. 241.

48. Шнейдер Психология семейных отношений: Курс лекций.- М.: Апрель- Пресс, 2000.- 512 с.

49. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки.- М.: «Академия», 1997.- 278 с.

50. Я провожу тренинг. Методические рекомендации./Под. ред. Камалдинова Д. и др.– Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001. – 270с.

Примечания к работе

проверено на antiplagiat.ru, 8 приложений, 14 шрифт, 1,5 интервал, хорошо раскрыт тренинг, 68 стр+ приложения

Покупка готовой работы
Тема: «Организация тренингов для подростков»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика