Дипломная работа
«Формирование личности в процессе преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования»
- 66 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты преподавания правовых дисциплин 7
1.2. Личность педагога в преподавании правовых дисциплин 14
1.3. Требования к построению учебных занятий по юридическим дисциплинам и методы их проведения 20
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 26
2.1. Методы преподавания правовых дисциплин в условиях СПО 26
2.2. Развитие правовой культуры личности посредством преподавания правовых дисциплин 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ (МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ 48
3.1. Организация научно-исследовательской деятельности студентов ГАПОУ Туймазинский государственный юридический колледж 48
3.2. Разработка методических рекомендаций по формированию правомерного поведения у обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность темы. Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием.
Вступая в жизнь молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми. Особую актуальность данное положение приобретает в отношении будущих специалистов в области права, так как в их профессиональные обязанности входит не только правоохранительная, но и правотворческая деятельность.
Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.
Цель данной выпускной квалификационной работы - раскрыть формирование личности в процессе преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть психолого-педагогические аспекты преподавания правовых дисциплин;
- выделить личность педагога в преподавании правовых дисциплин;
- изучить требования к построению учебных занятий по юридическим дисциплинам и показать методы их проведения;
- осветить методы преподавания правовых дисциплин в условиях СПО
- проанализировать развитие правовой культуры личности посредством преподавания правовых дисциплин;
- разработать методические рекомендации по формированию правомерного поведения у обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования.
Объектом исследования являются правовое образование и правовое воспитание учащихся.
Предметом исследования является формирование личности в процессе преподавания правовых дисциплин.
Источниковая база ВКР. В ходе работы были проанализированы и использованы законодательно-правовые акты, нормативно-методические документы, научная литература и периодические издания, включая интернет- издания и электронные материалы.
Степень изученности проблемы. Вопросам организации учебно-воспитательного процесса посвящены труды Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина и др.
Важное значение для данного исследования имеют работы Л.Г. Арчажниковой, Н.К. Баклановой, Н.В. Кузьминой, Л.С. Зориловой, В.И.
Черниченко и др., где обсуждаются проблемы профессиональной подготовки специалистов, формирование их профессиональных качеств.
Организационно-педагогические проблемы образования (в том числе проблемы целей обучения в современной педагогике, содержания, форм и методов) рассмотрены в исследованиях И.А.Володарской, В.В.Краевского, И.Л. Лернера, А.М. Митиной, М.Н. Скаткина и др. Методы контекстного, развивающего, проблемного обучения исследованы в трудах А.А. Вербицкого, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина и др.
Разработка научно-методических основ преподавания правовых дисциплин в организациях среднего профессионального образования требует учета возрастных особенностей студентов, которые рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.
Для данного исследования актуальны труды К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, в которых утверждается принцип нравственной ответственности человека перед обществом.
Вместе с тем, не было обнаружено специальных исследований, посвященных вопросам преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Новизна данной ВКР. Научная новизна исследования состоят в разработке научно-методических основ преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования:
- выявлена и обоснована цель преподавания правовых дисциплин в СПО, состоящая в формировании положительно ориентированного правового сознания будущих специалистов;
- проанализирована структура правового сознания как области сознания, которая отражает правовую действительность в форме системы юридических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, правовых установок, регулирующих поведение личности в юридически значимых ситуациях.
Практическая значимость ВКР. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в образовательных организациях среднего профессионального образования в процессе преподавания юридических дисциплин.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
1.1. Психолого-педагогические аспекты преподавания правовых дисциплин
Образовательный процесс - процесс комплексный, многоаспектный. Однако если говорить о его сути, качественном своеобразии, коренным образом отличающем его от других, то надо сказать, что он имеет психолого-педагогическую природу. Можно сравнить образовательное учреждение с производственной организацией, у которой на «входе» - «сырье», а на «выходе» - «готовая продукция», в промежутке - технологии для переработки первого во второе. Образовательное учреждение предназначено для превращения новичков в высококвалифицированных специалистов. Можно сказать, что оно - «педагогическое производство». Но его технологии - психолого-педагогические технологии. Это технологии процессов формирования у студентов, курсантов, слушателей профессиональных знаний, навыков, умений, развитие у них профессиональных способностей, привычек, установок, способностей, жизненных и профессиональных ориентиров, норм поведения и другого, которые нужны им как будущим юристам, сотрудникам правоохранительных органов .
Их формирование происходит на уровне психики, сознания, затрагивает, приводит в действие различные психологические механизмы профессиональных превращений и обогащений обучающихся, формирует у них социальные и профессиональные взгляды и убеждения, отношения, развивает способности и т.п. На пути достижения нужных профессионально-образовательных результатов приходится учитывать множество психологических предпосылок, преодолевать психологические трудности, создавать психолого-педагогические условия, проявлять немалые усилия и использовать своеобразные средства. Все они имеют для образовательного учреждения и его успехов доминирующее, определяющее, приоритетное значение.
Нельзя не отметить и место психологических факторов в реформе образования, происходящей в нашей стране на рубеже XXI в., интеграции его в мировую систему образования. Очень многое будет делаться по старинке, малоэффективно, затратив (экстенсивно), если не произойдут должные изменения настроений в обществе . Реализация новых федеральных законов по вопросам образования требует психологической перестройки значительной части педагогического корпуса, принятия подлинно-гуманитарных и демократических идей, отказа от авторитарно-педагогического стиля работы, развития педагогического творчества, использования новых, более интенсивных психолого-педагогических технологий и др.
Все это свидетельствует о научной правомерности и даже необходимости психологического подхода к проблемам профессионального юридического образования.
Психолого-педагогические пути обеспечения развития и эффективности образовательного процесса в юридических образовательных учреждениях. Образовательный процесс представляет собой целостную систему, и его оптимизация может быть успешной лишь при системном походе.
Первое условие - деятельность образовательного учреждения и весь образовательный процесс должны быть приведены в полное соответствие с потребностями обновления нашего общества и создания правового государства . Любая работа может быть успешна, если ее цели осмысленны, если они правильны. Происходящие в нашей стране революционные перемены, вхождение в XXI век, мировой процесс развития образования с большой ответственностью обязывают дать верный ответ на этот вызов времени.
Образованию всегда принадлежала роль ускорителя, катализатора общественного развития и его сфер. Оно - фактор долговременного развития, главный рычаг общественных перемен. Верно говорят: строишь планы на год - сей зерно, строишь планы на несколько лет - сажай деревья, строишь планы на века - выращивай человека. Главные ориентиры образовательного процесса и условий его успешности состоят в приведении целей, содержания и методов работы с установкой на опережающую функцию; на подготовку специалистов не вчерашнего, не сегодняшнего, а завтрашнего дня, людей, способных двигать практику вперед, делать все лучше, чем делается сейчас. Нельзя идти вперед, повернув голову назад или застыв на месте .
Вопросы преподавания права в образовательных учреждениях остаются актуальными в современном обществе. Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность юридической профессии в мире. Социологические прогнозы о росте значимости правовых знаний и юридических наук, сделанные на рубеже столетий, оказались пророческими: их восхождение на Олимп началось в нашей стране в 90-е гг. XX в., и теперь формирование конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в современном мире, невозможно без овладения комплексом правовых знаний.
Известно, что право является системой государственных норм, правил, предписаний, обязанностей и запретов. Такая его трактовка скучна для учащихся, изначально настраивает их негативно по отношению к предмету. Для формирования позитивного (не идеального) образа права и его роли в жизни общества и отдельного человека необходимо изменить способы подачи материала на занятиях. Изучение российского современного права должно опираться на реальность.
Значимость правового образования и воспитания студентов в процессе преподавания правовых дисциплин возрастает в условиях переходного периода. Это обусловлено кризисным состоянием правосознания студенческой молодежи и изменением роли права в жизни общества.
Постановлением Правительства РФ в 1994 году впервые был утвержден Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования. В нем были утверждены государственные требования к минимуму содержания правового образования. В Государственный образовательный стандарт в требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин включены права и свободы человека и гражданина, но не внесены положения об обязанностях и не прописаны задачи правового воспитания студенчества.
Особенности современной системы правового воспитания заключается в том, что одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских образовательных учреждениях является модернизация и развитие правового воспитания и образования. Наряду с конкретизацией содержательных компонентов формирования правовой культуры подростков, особое внимание следует уделить созданию и внедрению эффективной технологии правовоспитательной деятельности в образовательных учреждениях, направленной на формирование личностных ценностей подростка, создание ценностно-правовой среды.
Следовательно, содержание правового воспитания включает в себя систематическое повышение правовой информированности, обогащение правокультурными ценностями, развитие необходимых навыков, умение реализовывать требования правовых норм, выработку привычек правового поведения.
Необходимым средством приближения правовых дисциплин к сфере интересов учащихся, формирования у них высоких правовых убеждений и представлений, передачи правовых знаний и закрепления умений служит отбор содержания учебного материала. Социально значимая для студентов и профессионально ориентированная в их будущей специальности информация в совокупности с определением наиболее оптимальных форм и методов передачи способствует мотивации студентов к участию в процессе познавательной деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены методические основы преподавания правовых дисциплин, обеспечивающие эффективность усвоения правовых знаний, формирования умений и навыков, способностей прогнозировать профессиональную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pr**o.gov.ru. 01.08.2014.
2. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.3.1186-03: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2003 № 2 (ред. от 28.04.2007). Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.02.2003 № 4204 // Российская газета. 2003. 27 февраля.
3. О президентской программе «Дети России»: указ Президента РФ от 18.08.1994 г. № 1696 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 17. Ст. 1955.
4. О президентской программе «Дети России» на 1998-2000 годы: указ Президента РФ от 15.01.1998 г. № 29 // Российская газета. 1998. 21 января.
5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]: [ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
+ еще 38 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Формирование личности в процессе преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 66 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Интерактивные формы обучения праву в образовательных организациях среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Особенности регулирования труда педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Правовой статус руководителя образовательной организации среднего профессионального образования: практика регулирования
Дипломная работа:
Организация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных организациях среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Прокурорский надзор за осуществлением локального нормотворчества в образовательной организации среднего профессионального образования