Курсовая работа
«Интерактивные технологии в процессе изучения синтаксиса в начальных классах»
- 32 страниц
Введение ….….3
Глава 1. Понятие и основные особенности интерактивных технологии в процессе изучения синтаксиса в начальных классах….….5
1.1.Понятие и особенности интерактивных технологий ….….5
1.2.Особенности изучения синтаксиса в начальной школе….….11
Глава 2. Практические основы использования интерактивных технологий в процессе изучения синтаксиса в начальных классах….…17
2.1. Особенности использования интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе….…17
2.2.Опыт педагогов по использованию интерактивных технологий в процессе изучения синтаксиса в начальных классах….….21
Заключение ….….29
Список литературы ….….31
Известно, человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правила построения единиц языка – словосочетания и предложения, с употребления в речи этих синтаксических единиц.
Синтаксический строй речи – единое качество, в котором проявляется уровень общей образованности и культуры личности, ее своеобразия, способности овладеть новыми навыками знаниями и умениями, воплощать полученные знания в своем мировоззрении и деятельности. Такое понимание синтаксического строя речи обеспечивает выбор методических приемов, средств изучения синтаксиса в школе, которые решают вопросы развивающего и воспитывающего обучения применительно к каждому школьнику.
Для более эффективного усвоения нового материала учителя стали все чаще применять современные технологии обучения, которые сосредоточены на раскрытии способностей ребенка и всестороннем представлении его или ее умственных способностей. Это включает в себя интерактивные технологии.
На эффективность использования интерактивных технологий в учебном процессе обратили внимание многие выдающиеся педагоги Интерактивные технологии развивают такие процессы как восприятие, внимание, память, мышление, и несомненно способствует развитию творческих способностей. То есть, интерактивные технологии направлены на всестороннее умственное развитие школьника в целом.
Интерактивные технологии будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, и облегчать работу мышления и воображения.
Актуальность данной проблемы позволили сформулировать цель и задачи курсовой работы.
Цель исследования: рассмотреть основные особенности использования интерактивных технологии в процессе изучения синтаксиса в начальных классах
Объектом исследования являются: интерактивные технологии в методике русского языка.
Предметом исследования являются: изучение синтаксиса в начальных классах
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и особенности интерактивных технологий;
2. Охарактеризовать особенности изучения синтаксиса в начальной школе;
3. Определить основные особенности использования интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе;
4. Описать опыт педагогов по использованию интерактивных технологий в процессе изучения синтаксиса в начальных классах.
Методы исследования:
– теоретические методы (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, конкретизация и др.)
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды следующих авторов: Н.П. Аникеева, Е.А. Быстрова, Т.Т. Мансурова, Т.Г. Рамзаева, Л.С. Выготский и другие.
Теоретическая значимость заключается в том, чтобы отразить роль необходимости использования интерактивных технологий в процессе изучения синтаксиса в начальной школе.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть востребованы учителями начальных классов в их практической работе по использование интерактивных технологий в процессе изучения синтаксиса.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие и основные особенности интерактивных технологии в процессе изучения синтаксиса в начальных классах
1.1. Понятие и особенности интерактивных технологий
Сегодня овладение интерактивными образовательными технологиями и их применение в ежедневной практической деятельности на занятиях в начальной школе – это профессиональная необходимость каждого педагога.
Организация процесса обучения на диалогической основе субъект-субъектного характера, при которой младшие школьники являются активными участниками учебной деятельности, демонстрирует высокую эффективность в достижении планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных) в курсе начального общего образования.
Выбор оптимальных условий и средств организации образовательного процесса обучающихся начальной школы предписывает овладеть активными формами и методами обучения, важнейшими из которых считаются интерактивные упражнения. Вследствие этого возникает необходимость в использовании интерактивных методов и форм обучения, а также утверждается рациональность их применения в процессе преподавания различных учебных дисциплин детям младшего школьного возраста[1].
Принимая во внимание то, что использование активных методов обучения, ориентированных на активизацию познавательной деятельности младших школьников, является несистематичным, введение в образовательные стандарты нового поколения требования по организации и реализации уроков с применением интерактивных форм обучения представляется нам разумным и целесообразным.
На основании включения этого требования в образовательные стандарты, что для многих школ стало в достаточной мере неожиданным, поднимается проблема готовности учебных заведений и педагогического состава к столь масштабному применению интерактивных образовательных технологий. Поиск решения в таком случае состоит в проведении анализа особенностей интерактивного обучения и продолжительной практики использования интерактивного и других видов активного обучения в школьных учреждениях [4].
Изложение основного материала статьи. С учётом рассматриваемых явлений определим, что необходимо понимать под интерактивным обучением.
Понятие «интерактивность» произошло от английских слов «inter» – «взаимный» и «act» – «действовать, действие», а значит интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (с человеком) или чем-либо (с компьютером) [1].
Из этого следует, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, реализуемый в форме совместной деятельности обучающихся, при которой каждый участник вступает во взаимодействие с другими, получает новые сведения, отвечает на возникшие вопросы, моделирует различные ситуации, оценивает действия свои действия и поступки других учащихся, а также погружается в атмосферу делового сотрудничества по разрешению поставленных вопросов и возникших проблем [1].
Среди главных задач интерактивного обучения выделяют:
– обучение самостоятельному поиску, анализу сведений и выработке правильного решения проблемы;
– формирование собственной точки зрения, строящейся на базе каких-либо конкретных фактов, высказывание её и аргументирование;
– развитие умения высказывать согласие ли несогласие со взглядами других учащихся и выражать свою позицию по отношению к событиям и объектам действительности;
– обучение командному взаимодействию: уважению мнений других участников команды (группы), проявлению снисходительности к иной точке зрения.
Данный вид обучения характеризуется тем, что:
– происходит коммуникация учеников между собой и учителем (опосредованно или непосредственно);
– коммуникативный процесс реализовывается «на равных», то есть каждый участник общения заинтересован в нём и готов к обмену опытом, высказыванию своих идей и путей решения, обсуждению проблемы и отстаиванию своей точки зрения;
– образовательный процесс организован с учётом реальных условий и ситуаций окружающей действительности.
К методическим принципам интерактивного обучения относят:
– создание глоссария;
– рассмотрение конкретных приемов на предмет целесообразности их применения;
– обязательное использование визуальных средств информации (в том числе компьютерных);
– использование индивидуальной работы;
– помощь в организации внутригруппового диалога, поддержание благоприятной атмосферы, устранение появляющегося напряжения и разрешение конфликтных ситуаций;
– подбор и реализация внутригрупповых ролей в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;
– поддержание визуального контакта с каждым ребёнком.
Интерактивный метод – совокупность требований организации коммуникации обучающихся друг с другом и с учителем в форме разнообразных игр, дискуссий на уроках различных учебных дисциплин[7].
В основе интерактивных методов находятся субъект-субъектные отношения (как и в ситуации с активными методами), когда младшие школьники выступают в качестве субъекта, а не объекта деятельности, что способствует их личностному развитию, освоению новых знаний и умений посредством поиска конкретных сведений из различных источников [6].
Подобные методы значительно превосходят пассивные, предоставляют педагогу сообщить обучающимся начальной школы больше сведений, потому как при осуществлении поиска ученики не ограничиваются жёсткими рамками. Учитель придерживается роли координатора учебного процесса, что способствует более глубокому погружению обучающихся в информационное пространство урока.
Преимуществами интерактивных форм проведения занятий являются:[5]
– порождение интереса у младших школьников;
– поощрение активного участия всех учащихся в процессе обучения;
– высокая эффективность усвоения учебного материала;
– создание ситуаций успеха у учеников;
– формирование навыков самостоятельной добычи новых знаний;
– побуждение к осуществлению самоанализа;
– формирование адекватной самооценки обучающихся;
– осуществление обратной связи (ответной реакции обучающихся);
– формирование коммуникативных компетенций.
Интерактивные технологии – это устройство образовательного процесса, при котором каждый обучающийся вносит свой вклад в совместную деятельность, осуществляемую на основе коммуникации всех её участников.
Целью интерактивных технологий является привлечение обучающихся к рассмотрению проблемы, решению задачи и презентации итогов деятельности. Необходимо, чтобы младшие школьники были увлечены в ходе занятия и настроены на достижение результатов. Достичь этого можно, к примеру, применяя метод групповой работы учащихся (в парах, мини-командах или малых группах)[19].
Использование интерактивных технологий предоставляет возможность постоянного изменения роли учащихся в процессе образования, концентрирует внимание детей на межличностной коммуникации, которая повышает индивидуальную активность. Интерактивная основа в обучении позволяет осуществлять сравнительно свободное взаимодействие в течение учебного занятия и способствует выражению мнений, появляющихся у обучающихся в ходе учебной деятельности.
Организация интерактивного обучения состоит в следующем:
– установление проблемной темы, целей и вопросов учебного занятия;
– организация учебного пространства к активной работе в ходе урока;
– разработка проблемных ситуаций, задача которых – побудить учащихся к совместной коммуникации для решения поставленных задач;
– установление ограничения времени и определение правил работы в ходе учебной деятельности;
– создание мотивационной готовности обучающихся к коллективной (парной, группой) деятельности в процессе урока;
– оптимизация системы оценивания познавательного процесса и итогов совместной работы учащихся;
– формирование внутригрупповых и межличностных умений и навыков анализа и самоанализа.
Требуется соблюдать и порядок проведения упражнения с элементами интерактивного характера:
I. Проведение инструктажа (1-2 минуты).
II. Распределение ролей или объединения в группы (2-3 минуты).
III. Работа над заданием (5-20 минут).
IV. Презентация результатов (5-10 минут).
Рефлексия результатов обучающимися является важным компонентом интерактивного обучения. Она может реализоваться в разных формах: как индивидуально, так и в парах, группах.
Выделяют такие формы интерактивного обучения, как:
– обучающие игры;
– дискуссии [3];
– работа в малых группах;
– дистанционное обучение;
– обсуждение проблемных вопросов;
– разрешение проблем («мозговой штурм», «анализ казусов», «займи позицию» и др.);
– тренинг [2];
– мастер-классы;
– образовательные квесты.
Список не является исчерпывающим, поскольку с течением времени появляются и другие формы интерактивного обучения (к примеру, методики «дерево решений», «попс-формула», интерактивная экскурсия, видеоконференция, круглый стол, фокус-группа и др.), применение которых возможно в ходе образовательного процесса.
Наряду с этим, учитель может использовать как уже существующие интерактивные формы, так и разработать новые в соответствии с целью урока и особенностями обучающихся, то есть, иными словами, принимать участие в процессе совершенствования, модернизации процесса обучения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что использование в образовательном процессе интерактивных методов и форм обучения служит инструментом для роста познавательной активности младших школьников и повышения результативности учебных занятий. Зачастую даже учащиеся, которые до этого изредка принимали непосредственное участие в учебном процессе, с большой охотой и решимостью присоединяются к другим ученикам, включатся в активную работу. Вместе с тем у младших школьников отмечается формирование способности неординарного мышления, индивидуального подхода к разрешению возникающих в процессе учебной деятельности вопросов.
Проанализированные интерактивные формы и методы могут использоваться в ходе обучения различным дисциплинам в образовательных учреждениях для формирования ключевых компетенций.
Таким образом, введение в педагогическую практику интерактивного обучения позволяет реализовать заказ общества – подготовить обучающегося, который будет способен к самостоятельному принятию решений, выражению и аргументации своей собственной точки зрения. Достижение высоких образовательных результатов учащихся начальной школы, с нашей точки зрения, может быть осуществлено благодаря использованию специализированной системы форм и методов обучения и воспитания. Рационально применять комбинацию разнообразных методов и форм организации учебного процесса, для того чтобы достигать наибольшего эффекта от их использования.
Таким образом, рассмотрев данную тему в курсовой работе, был сделан ряд выводов:
Одной из технологий, которая в последнее время широко внедряется в учебный процесс, в частности, в начальной школе, является интерактивное обучение. Изучив историю становления интерактивного обучения, было выяснено, что его возникновение и развитие тесно связаны с идеями активного обучения, возникшими ещё в древние времена. На разных этапах историко-педагогического процесса существовали и развивались разные модели активного обучения.
Интерактивные методы обучения появились в зарубежной школе в 1980-е годы и уже в 90-е получили распространение на постсоветском пространстве.
Интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса сквозь призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной, межсубъектной коммуникации учителя и учащихся, где педагог – субъект собственной профессиональной деятельности – ставит в позицию субъекта образовательной деятельности ученика.
Под термином «интерактивность» понимается принцип построения и функционирования педагогического, психологического, компьютерного и общения в режиме диалога. Интерактивным является обучение, предусматривающее межличностное педагогическое общение в процессе обучения, такую организацию процесса эффективной коммуникации, в которой участники процесса взаимодействия мобильны, открыты и активны, а учебный процесс происходит только путем постоянного, активного взаимодействия всех участников.
Изучение предмета «русский язык» имеет важную значимость для развития личности детей младшего школьного возраста. Как писал К.Д. Ушинский: «В языке одухотворяется весь народ и его родина». Язык как главное средство общения людей, является необходимой частью гуманитарной культуры, важным средством познания окружающего мира. Для осознания познавательной мотивации у учащихся, формирования их языковой и лингвистической компетенции, совершенствование коммуникативных умений, необходимо изучение грамматики языка.
Главной целью обучению русскому языку в начальных классах является развитие речи и формирование познавательной мотивации. Для достижения этой цели основным является знакомство с разделом «синтаксис», т.к. у младших школьников развивается правильный синтаксический строй речи, формируются речевые умения и навыки, дети знакомятся с правилами построения предложения и сочетания слов в предложении.
Рассмотренный опыт показывает нам, что использование интерактивных технологий обучения в работе со школьниками открывает перед педагогами широкий спектр возможностей: минимальное время, затрачиваемое на подготовку урока, умение повышать интерес к предмету и увеличивать разнообразие методов и форм работы на уроке.
Интерактивное обучение реализуется на практике как особая педагогическая технология, для которой характерны все признаки этого понятия и являющаяся совокупностью способов педагогического взаимодействия, последовательная реализация которых создает условия для развития участников педагогического процесса и предполагает его определенный результат.
1. Алмазова И. Г. Современные технологии начального образования учебное пособие. – Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2019. – 94 с.
2. Апиш М.Н., Короп З.С. Использование игровых интерактивных технологий в начальной школе. Новая наука: От идеи к результату. 2016. - № 12-2. С. 20-23.
3. Алексеева И.Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету. Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. - С. 42-44.
4. Бегиева, Б. М. Роль игровой технологии в обучении и воспитании младших школьников. Вопросы науки и образования. 2020. – №2. – С. 12–14.
5. Данилова Е.С. Использование интерактивных технологий обучения на уроках в начальной школе. В сборнике: Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. Отв. редактор и составитель Т.В. Пирязева. 2020.- С. 33-37.
6. Камалова, Г.Н. Галиева Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции. – Наука и просвещение. 2019. – N 68. – С. 76-78.
7. Колчина Г.Ю. Инновационная интерактивная технология обучения или групповая технология обучения. Инновационное развитие в XXI веке: потенциал науки и современного образования; Башкирский государственный университет. – Стерлитамак, 2019. – С. 23–24
8. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательство: Academia, 2015. – 464 с.
9. Ладыженская, Т. А. Русский язык. – Москва: Просвещение, 2016. – 81 с.
10. Лебедева, О. Н. Методика изучения синтаксиса. Дидактические материалы : методическая разработка. – Шарья, 2020. – 23 с.
11. Мансурова, Т. Т. Основные вопросы методики начального обучения русскому языку. Академические исследования в области педагогических наук. 2021. – № 6. – С. 1085–1090.
12. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для вузов / под ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва : Юрайт, 2020. – 255 с.
13. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.]; под ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва : Юрайт, 2020. – 468 с.
14. Подымова, Л. С. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. С. Подымова, В. А. Сластенин. – Москва: Юрайт, 2020. – 246 с.
15. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
16. Русский язык: 4 класс:учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2. / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 192с
17. Устинов И.Ю. Современная дидактика учебно-воспитательного процесса в вузе: проблемы и рекомендации: учебно-методическое пособие. – Воронеж: РИТМ, 2016. – 208 с
18. Черногрудова, Е. П. К вопросу об изучении понятия «словосочетание» в начальных классах: из опыта анализа учебников Начальная школа : науч. - метод. журн. 2019. - N 1. – С. 34-42.
19. Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях. Начальная школа. 2019. – № 5. – С. 13–17.
20. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. – Москва : Юрайт, 2019. – 168 с.
21. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – Москва: Просвещение, 2015. – 367 с.
Тема: | «Интерактивные технологии в процессе изучения синтаксиса в начальных классах» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Пути повышения эффективности обучения математики в школе на основе использования новых информационных технологий
Дипломная работа:
Организация учебной деятельности по изучению раздела «синтаксис» в начальной школе
Дипломная работа:
Организация учебной деятельности по изучению раздела «морфология» в начальных классах
Дипломная работа:
Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка в начальной школе
Дипломная работа:
Интерактивный метод обучения английскому языку в школе