Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Жизненная перспектива, как психологическая проблема» - Курсовая работа

  • 35 страниц(ы)
фото автора

Автор: krehm

Содержание

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования проблемы жизненной перспективы в отечественной и зарубежной психологии

1.1. Психология жизненного пути как основа исследования жизненных перспектив

1.2. Понятие жизненной перспективы. Подходы к изучению жизненной перспективы

Глава 2. Теоретический анализ жизненной перспективы, как психологической проблемы

2.1. Формирование адекватной жизненной перспективы

2.2. Проблемы становления жизненной перспективы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А

Приложение В


Введение

Актуальность проблемы исследования. Эпоха социальных перемен и кризисов, сложные условия общественной жизни требуют от человека выбора правильной жизненной линии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и достижению самореализации в будущем. В связи с этим в современных психологических исследованиях на первый план выходит так называемая «жизненная» проблематика - анализ развития личности во времени жизни, - обозначенная как «психология жизненного пути» (К.Л. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.И. Ковалев, Т. Коттле, С.Л. Рубинштейн и др.). Особое значение при разработке психологии жизненного пути приобретает феномен «жизненных перспектив личности». Большой вклад в исследование данной научной области внесли Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К. Левин, В.Ф. Серенкова, Л. Франкл и другие ученые, в работах которых раскрываются закономерности восприятия будущего, предвидения предстоящих событий, выдвижения целей и выбора путей их достижения, детерминирующее влияние жизненных планов на организацию деятельности и поведение человека в настоящем.

Данное понятие разрабатывалось в рамках событийного подхода (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.), причинно-целевой концепции психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), с точки зрения планирования целей (В.Ф. Серенкова, Г.С. Шляхтин и др.). Среди зарубежных авторов, рассматривающих данный вопрос, можно назвать Р. Кастенбаума, Т. Коттле, К. Левина, Л. Франка и др. Исследование жизненных перспектив дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек представляет свое будущее, как оно связано с прошлым и настоящим, какое место занимает в субъективной картине жизненного пути личности, как регулирует поведение. Таким образом, проблема влияния жизненных перспектив личности на организацию ее жизнедеятельности является актуальной для психологии.

Каждый человек в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Особенность психологии людей и суть их личной жизни состоят в преодолении противоречий внешнего и внутреннего мира, в поисках разнообразных подходов и способов их разрешения. Чтобы почувствовать свою жизненную силу, человек должен принять ответственность за каждое свое действие, ощутив себя хозяином собственной жизни [10]. Для этого ему необходимо на основе адекватной самооценки, анализа потенциальных возможностей проектировать жизненную стратегию. Результатом такого планирования должно стать четкое осознание и постановка близких и дальних целей. Их обозначение позволяет личности выстраивать перспективу жизненного пути. Проблема жизненного пути, а, следовательно, и жизненной перспективы личности может стоять только так: от стихийного способа жизни человека может перейти к такому, который он будет определять сам. Но суть этого определения в выборе условий, направления жизни, в выборе того образования, той профессии, которые максимально отвечали бы особенностям его личности, его желаниям, его ценностям, его способностям, в построении соответствующей перспективы (стратегии) жизни [36].

Перспектива (лат. perspectus – ясно увиденный) – это виды, планы на будущее. Под перспективой жизни понимается система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной [11].

Таким образом, выявляется противоречие между актуальностью исследования проблемы жизненной перспективы и недостаточной изученностью данной проблемы. Указанное противоречие обусловило необходимость обращения к данной проблеме и позволило определить цель исследования.

Цель исследования - теоретический анализ жизненной перспективы, как психологической проблемы.

Объект исследования -

Предмет исследования -

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Определение понятия «жизненная перспектива», рассмотрение различных подходов к определению понятия;

3. Выделение психологических проблем, жизненной перспективы личности.

Теоретико-методологической основой исследования явились: методология системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.Е. Клочко, В.П. Кузьмин и др.), теория жизненного пути и психологического времени личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн и др.), интегральная периодизация общего психического развития (В.И. Слободчиков и др.).

В работе использован комплекс методов исследования:

Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования;

Сравнение различных психологических концепций жизненной перспективы;

Обобщение и установление связей, закономерностей жизненной перспективы в психологической литературе.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 52 литературных источника.


Заключение

Подводя итоги нашей работы, хотелось бы отметить, что формирование жизненной перспективы является важной и неотъемлемой частью формирования личности человека.

Особое значение фактор жизненной перспективы приобретает в подростковом и юношеском возрасте, когда столкновение желаний и осознанных возможностей, намеченных жизненных планов и реальных обстоятельств часто приводят к серьезным внутренним конфликтам, переживаниям. Важно формирование содержательной, глубокой жизненной перспективы будущего для полноценного развития личности человека.

Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.

Особо значимыми являются исследования жизненной перспективы в раннем юношеском возрасте, одним из важнейших периодов становления личности, когда человек уже может и должен ответственно обдумывать смысл жизни и то, как лучше прожить отпущенное ему время.

Устремленность в будущее в этом возрасте становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов. Не случайно основным новообразованием в старшем школьном возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем, т.е. рождение «жизненной перспективы»: представление о своем желаемом «Я», о том, что бы хотелось совершить в жизни.


Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М: Академия, 1999. - 623 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991г. - 299с.

3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб, 1994. С. 142-162.

4. Ананьев Б.Г. Комплексное изучении человека и психологическая диагностика.//Вопросы психологии. – М., 1968, №6.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.- 380 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2001. – 365 с.

7. Аскин Я.Ф. Проблема времени. - М.: Мысль, 1966.- 200с.

8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: НЛО «Модек», 1995. – 349 с.

10. Вархамова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека: рефлексивно-гуманистический подход. М., 1998, - 345с.

11. Васильева О. С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. – №2. – 2001. – С. 74 – 85.

12. Волков Б.С. Психология ранней юности. – М.: Сфера, 2001. – 96с.

13. Выготский Л.С. Психология подростка: проблемы возраста.// Собр.соч.: в 6 т., 1983.

14. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.//Вопросы психологии, 1994. - N 3.- С. 43-52


Примечания

теория, торетический анализ, шрифт 14, 1,5 интервал, сноски в кв. скобках

Тема: «Жизненная перспектива, как психологическая проблема»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика