Курсовая работа
«Профориентация подросткового возраста»
- 33 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Сущность и содержание профориентации 5
1.2. Профориентация в школе 6
1.3. Профориентация подростков 8
1.4. Особенности профессионального самоопределения подросткового возраста 10
1.5. Роль референтной личности в подростковом возрасте 14
(при выборе профессии) 14
Глава 2. Организация работ по профориентации подростков 17
2.1 Реализация программы по профориентации подростков 17
2.2 Оценка результатов по профориентации подростков 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Анализ теоретических подходов реальных ситуаций психолого-педагогической действительности по проведению профориентационных мероприятий среди подростков обусловили проблему исследования: каковы наиболее оптимальные пути осуществления профориентации подростков, способствующих развитию личности, её профессиональных ценностей и знаний.
Проблема, в её целостности и взаимосвязи, определила выбор темы настоящего исследования: «Профориентация подросткового возраста».
Цель исследования: выявить условия профессионального самоопределения детей подросткового возраста.
Объект исследования: профориентационная деятельность психолога.
Предмет исследования: профориентация подросткового возраста
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Определить психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
3. Уточнить. особенности профессионального самоопределения подросткового возраста, а также роль референтной личности в подростковом возрасте.
4. Разработать и реализовать на практике мероприятия направленные на профориентацию детей подросткового возраста.
Методы исследования: наблюдение, системный анализ и синтез, метод экспертных оценок.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 5».
2.1 Реализация программы по профориентации подростков
При постановке цели профориентации важно учесть, что цель профориентации не определить, кем быть подростку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Поэтому целью профориентационной программы является создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии [17; 18].
Задачами профориентационной программы являются:
- предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
- ознакомление подростков с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
- способствовать личностному развитию подростков;
- выявление природных задатков и трансформации их в способности;
- ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
- совместно с подростками выявить последствия ошибки в выборе профессии;
- способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности [8].
Программа профориентации включает в себя следующие этапы:
1. Психологическое компьютерное тестирование. Цель тестирования - определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.
Методики: ДДО - дифференциально-диагностический опросник [автор Е.А. Климов]; опросник Айзенка; опросник Холланда; анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей [КОС], разработанная Б.А. Федоришиным [10; 258].
3. Профессиональные уроки, подразумевает теоретическое освещение вопросов по профориентационной работы, а также анализ результатов компьютерного тестирования. Например, на основе результатов компьютерного тестирования по опроснику Айзенка, позволяющий выявить преобладающие типы темперамента, создан лекционный урок: «Темперамент и индивидуальный стиль деятельности» [10; 188].
2. Профессиональное просвещение предусматривает предоставление учащимся актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда. Включает в себя:
- семинары, направленные на ознакомление с наиболее перспективными и востребованными профессиями на рынке труда;
- рейтинг вузов.
3. Профессиональное консультирование [групповое, индивидуальное]. Основная задача заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения.
4. Проведение тренингов личностного роста, уверенности в себе, коммуникативной компетентности, креативности [9].
5. Ролевые, имитационные, профориентационные игры [9].
Проведение профориентационной игры «Ассоциация». Цель: выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение. Более подробно описание профориентационной игры указано в приложении 1.
Основным этапом в разработке программы является составление учебно-тематического плана.
Анализ теоретических подходов реальных ситуаций психолого-педагогической действительности по проведению профориентационных мероприятий среди подростков обусловили проблему исследования: каковы наиболее оптимальные пути осуществления профориентации подростков, способствующих развитию личности, её профессиональных ценностей и знаний.
В соответствии с первой задачей, в результате анализа научной литературы нами было определено, что профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда. Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Существует две формы профориентации. Профориентация на узкой базе, состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий. Профориентация, выполняющая функции профессиональное подготовки предполагает два пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.
В соответствии со второй задачей, были выявлены психолого-педагогические особенности подросткового возраста, определяющие своеобразие процесса формирования межличностных отношений данный категории детей. Нормы межличностных взаимоотношений подростков становятся менее зависимыми от взрослых и в большей степени регулируются поведением в подростковых группах, собственное мнение создается на основе сравнения своего мнения с мнениями группы. При этом взаимоотношения со сверстниками становятся избирательными и стабильными, повышается роль нравственных характеристик, а так же морально-волевых качеств партнера в процессе взаимоотношений.
Было также выделено, что у подростка имеется значимый для него круг людей, с мнением которых он обычно считается, среди которых формирует свои мысли и черпает ценностные ориентации. Таких людей в психологии называют референтными, или значимыми. Именно они чаще всего становятся советчиками в выборе даже тех профессий, о которых у подростков достаточно смутные представления. Поэтому психолог должен в своей работе учитывать данный фактор.
В соответствии с третьей задачей бала разработана программа, состоящая из ряда мероприятий направленных на профориентацию подростков. В ходе реализации программы предусмотрено использование комплекса методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и на формирование навыков и знаний о мире профессий, а так же способностей соотносить свои психофизиологические задатки с выбираемой профессией, что полностью соответствует цели в реализованной программе. Основными методами оценки эффективности профориентационных мероприятий является наблюдение, метод экспертных оценок, при котором основными методами сбора информации для группы экспертов является анкетирование, беседа и опрос.
. Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е.И. Горбатого. И. Л. Соломин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 203с.
2. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И. Д. Блонский - М.6 - 1994. - 262с.
3. Бондарей В.П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер, П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001. -506с.
4. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 1998.- 543с.
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2000. - 159 с.
6. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО “ФУАинформ”, 2003. -312с.
7. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -420с.
8. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.-320с.
9. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Первое Сентебря, 2004. – 203 с.
10. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
11. Возрастная и педагогическая психология / сост. И.В. Дубровина, А.М, Прихоожан, В.В. Зацепин. - М.,1999. - 320с.
12. Социальная работа: Словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко.— М.: «Контур», 1998. – 480 с.
13. Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с анг. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. – 318 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
15. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений: Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 2003.- 688с.
16. Швандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Швандрин. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 544с.
17. Быков О.В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты./Hовые исследования в психологии и возрастной физиологии. Выпуск № 1[3] -М: Педагогика, 2000.- с. 13-15
18. Гинзбург М.Р. Путь к себе. – М.: Педагогика, 1991.
19. Деятельность: теория методология, проблемы./Сост. Калавин И.Т. - М.: Политиздат, 1990.
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2003.
21. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
14, 1,5, проверено на плпгиат
Тема: | «Профориентация подросткового возраста» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Конфликты в подростковом возрасте
Курсовая работа:
Особенности мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте
Курсовая работа:
Особенности развития личности с рождения до подросткового возраста
Курсовая работа:
Особенности социальной адаптации в подростковом возрасте
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике конфликтов в подростковой среде