Контрольная работа

«Основные факторы формирования личности (философский аспект)»

  • 18 страниц(ы)
  • 2092 просмотров
фото автора

Автор: Nikolina

Введение

1. Проблема личности в философии

2. Характеристика качеств личности

3. Механизмы социализации личности

Заключение

Список использованной литературы

Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, най-дется категория, сравнимая с категорией "личность" по количеству противо-речивых определений. Известный отечественный психолог В.П.Зинченко по этому поводу не без юмора отметил: "Конкурировать с понятием "человек" могло бы понятие "личность".

Личность в социальной философии - это прежде всего человек, наде-ленный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная фи-лософия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации обще-ства. (Напомним, что дифференциация - следствие общественного разделе-ния труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы ру-ководства и подчинения и т.д.). Понятие "личность" не следует путать с по-нятием "индивидуальность".

Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочета-ние в человеке природного и социального. Отметим, что социальная филосо-фия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на чело-века, и которые он формирует сам.

Какие же факторы и условия воздействуют на формирование лично-сти?

Проблема личности в философии - это прежде всего вопрос о том, ка-кое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответст-венности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

В своём первонач. значении слово "личность" обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре (лат. persona; ср. рус. "личина"). Личность вне общины или полиса (города-государства) для древнегреческой философии так же нереальна, как биологический орган, оторванный от цело-го организма ("человек - политическое животное", Аристотель). Однако уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения челове-ка и его "сущности", какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Разные религиозно-философские системы выделяют раз-ные стороны этой проблемы. Если в античной философии личность выступа-ла преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, "индивидуальная субстанция" рационального характера (Боэции), синоним нематериальной души. В философии Нового времени, на-чиная с Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности (те-ло и дух), на первый план выдвигается проблема самосознания как отноше-ния человека к самому себе; понятие "личности" практически сливается с по-нятием "Я", тождество личности усматривается в ее сознании. По Канту, че-ловек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое "Я" нравственному закону (категорическому императиву: "…поступай так, чтобы ты всегда от-носился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился к нему только как к средству").

В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференци-ровались отдельные проблемы исследования личности, ее биологические и социальные детерминанты, степени свободы личности по отношению к при-роде, обществу и самой себе. Личность и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как равные, однопорядковые величины. Отсюда, с од-ной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение личности, рассмотрение её главным образом как продукта социальной или биологической среды, а с другой - волюнтаристское понимание личной сво-боды как произвола, отрицающего естественную и историческую необходи-мость. При этом личность оказывается либо абсолютным демиургом (твор-цом), либо трагически страдающим началом, гибнущим под натиском внече-ловеческих безличных сил (романтики).

Диалектико-материалистическая философия снимает эти противопо-ложности. Если "сущность человека", не ". абстракт, присущий отдельному индивиду", а ". совокупность всех общественных отношений" (Маркс), то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла. Мир перестает быть простой совокупностью "внешних" вещей, становится чело-веческим миром, а человеческий индивид обретает социальную природу. Ос-нова формирования личности как в фило-, так и в онтогенезе (в родовом и индивидуальном развитии) - общественная производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими. Учение об общественно - исторической природе человека не снимает проблемы личности. Безличные общественные отношения, противостоящие индивиду как нечто внешнее, объективное, от его воли не зависящее, суть объективизации деятельности прошлых поколений, т.е. опять-таки "живых личностей". Бессильный в каче-стве абстрактного, изолированного индивида, человек становится творцом истории совместно с другими, в составе классов и социальных групп.

Задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осу-ществляется в культуре.

Таким образом, формирование личности, ее социализация идет как бы "извне" - через механизмы воспитания и "изнутри" - через механизмы само-социализации, саморегуляции и самозащиты. Очевидно, что содержание, способы и методы ее формирования зависят от уровня экономического, по-литического, правового, культурного развития конкретного общества, от тра-диций и обычаев народа и многих других факторов. Учесть все объективные и субъективные факторы формирования личности невозможно, поэтому не-возможно ни дать окончательного определения "личности", ни описать все возможные ее характеристики и качества, о чем предупреждал в свое время Э. Кассирер. Тем не менее обобщенным показателем личности выступает ее духовность, выражающаяся в соответствии ее поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов как коренным общественным интересам, так и своей человеческой природе.

1. Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной фило-софии. Уфа, БГПУ, 1997.

2. Митрошенков О.А. Философия. Учебник / Под ред. проф. О. Мит-рошенкова. М.: Гардарики, 2002.

3. Очерки социальной философии. М.,1994.

4. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо - Логос. Социология. Ан-тропология. Метафизика. М.,1991.

Покупка готовой работы
Тема: «Основные факторы формирования личности (философский аспект)»
Раздел: Философия
Тип: Контрольная работа
Страниц: 18
Цена: 50 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика