Контрольная работа
«Основные факторы формирования личности (философский аспект)»
- 18 страниц
Введение
1. Проблема личности в философии
2. Характеристика качеств личности
3. Механизмы социализации личности
Заключение
Список использованной литературы
Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, най-дется категория, сравнимая с категорией "личность" по количеству противо-речивых определений. Известный отечественный психолог В.П.Зинченко по этому поводу не без юмора отметил: "Конкурировать с понятием "человек" могло бы понятие "личность".
Личность в социальной философии - это прежде всего человек, наде-ленный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная фи-лософия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации обще-ства. (Напомним, что дифференциация - следствие общественного разделе-ния труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы ру-ководства и подчинения и т.д.). Понятие "личность" не следует путать с по-нятием "индивидуальность".
Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочета-ние в человеке природного и социального. Отметим, что социальная филосо-фия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на чело-века, и которые он формирует сам.
Какие же факторы и условия воздействуют на формирование лично-сти?
Проблема личности в философии - это прежде всего вопрос о том, ка-кое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответст-венности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.
В своём первонач. значении слово "личность" обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре (лат. persona; ср. рус. "личина"). Личность вне общины или полиса (города-государства) для древнегреческой философии так же нереальна, как биологический орган, оторванный от цело-го организма ("человек - политическое животное", Аристотель). Однако уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения челове-ка и его "сущности", какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Разные религиозно-философские системы выделяют раз-ные стороны этой проблемы. Если в античной философии личность выступа-ла преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, "индивидуальная субстанция" рационального характера (Боэции), синоним нематериальной души. В философии Нового времени, на-чиная с Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности (те-ло и дух), на первый план выдвигается проблема самосознания как отноше-ния человека к самому себе; понятие "личности" практически сливается с по-нятием "Я", тождество личности усматривается в ее сознании. По Канту, че-ловек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое "Я" нравственному закону (категорическому императиву: "…поступай так, чтобы ты всегда от-носился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился к нему только как к средству").
В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференци-ровались отдельные проблемы исследования личности, ее биологические и социальные детерминанты, степени свободы личности по отношению к при-роде, обществу и самой себе. Личность и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как равные, однопорядковые величины. Отсюда, с од-ной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение личности, рассмотрение её главным образом как продукта социальной или биологической среды, а с другой - волюнтаристское понимание личной сво-боды как произвола, отрицающего естественную и историческую необходи-мость. При этом личность оказывается либо абсолютным демиургом (твор-цом), либо трагически страдающим началом, гибнущим под натиском внече-ловеческих безличных сил (романтики).
Диалектико-материалистическая философия снимает эти противопо-ложности. Если "сущность человека", не ". абстракт, присущий отдельному индивиду", а ". совокупность всех общественных отношений" (Маркс), то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла. Мир перестает быть простой совокупностью "внешних" вещей, становится чело-веческим миром, а человеческий индивид обретает социальную природу. Ос-нова формирования личности как в фило-, так и в онтогенезе (в родовом и индивидуальном развитии) - общественная производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими. Учение об общественно - исторической природе человека не снимает проблемы личности. Безличные общественные отношения, противостоящие индивиду как нечто внешнее, объективное, от его воли не зависящее, суть объективизации деятельности прошлых поколений, т.е. опять-таки "живых личностей". Бессильный в каче-стве абстрактного, изолированного индивида, человек становится творцом истории совместно с другими, в составе классов и социальных групп.
Задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осу-ществляется в культуре.
Таким образом, формирование личности, ее социализация идет как бы "извне" - через механизмы воспитания и "изнутри" - через механизмы само-социализации, саморегуляции и самозащиты. Очевидно, что содержание, способы и методы ее формирования зависят от уровня экономического, по-литического, правового, культурного развития конкретного общества, от тра-диций и обычаев народа и многих других факторов. Учесть все объективные и субъективные факторы формирования личности невозможно, поэтому не-возможно ни дать окончательного определения "личности", ни описать все возможные ее характеристики и качества, о чем предупреждал в свое время Э. Кассирер. Тем не менее обобщенным показателем личности выступает ее духовность, выражающаяся в соответствии ее поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов как коренным общественным интересам, так и своей человеческой природе.
1. Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной фило-софии. Уфа, БГПУ, 1997.
2. Митрошенков О.А. Философия. Учебник / Под ред. проф. О. Мит-рошенкова. М.: Гардарики, 2002.
3. Очерки социальной философии. М.,1994.
4. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо - Логос. Социология. Ан-тропология. Метафизика. М.,1991.
Тема: | «Основные факторы формирования личности (философский аспект)» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 18 | |
Цена: | 50 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Роль учителя начальных классов в формировании личности младшего школьника
Дипломная работа:
Формирование антинаркотической компетенции у студентов - будущих педагогов
Курсовая работа:
«Роль учителя начальных классов в формировании личности младшего школьника»
Контрольная работа:
Личность и общество
Курсовая работа:
Семья и ее роль в воспитании личности. Вариант 2.