Курсовая работа
«Методика работы социального педагога по профилактике детского алкоголизма»
- 46 страниц
Введение
Глава 1. Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема
1.1. Особенности формирования детского алкоголизма
1.2. Влияние алкоголя на организм и психику ребёнка
1.3. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.
2. Социально-педагогическая деятельность по профилактике и реабилитации детей, склонных к употреблению алкоголя.
2.1. Система диагностических методик и профилактической работы с детьми склонными к употреблению алкоголя
2.2. Основные направления деятельности социального педагога с детьми склонными к употреблению алкоголя
2.3. Методика работы социального педагога с детьми склонными к употреблению алкоголя
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.
Для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Алкоголизация подрастающего поколения рассматривается как существенный индикатор неблагополучия социальной среды. Поэтому к числу важнейших задач социальной работы относится профилактика детского алкоголизма, что и обуславливает актуальность данной темы.
Проблема исследования связана с изучением причин, особенностей детского алкоголизма, обоснованием на этой основе путей и методов профилактики.
Объект: детской алкоголизм в современном обществе.
Предмет: методы профилактики детского алкоголизма.
Цель: изучить специфику детского алкоголизма, определить методы социально-педагогической работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
Задачи:
• изучить литературу, дать общую характеристику проблеме детского алкоголизма;
• изучить причины появления детского алкоголизма как социально - педагогической проблемы;
• изучить особенности работы с детьми, предрасположенными к употреблению алкоголя;
• определить формы и методы профилактики детского алкоголизма.
Методы исследования – анализ психолого-педагогической, социально-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Задачи антиалкогольного воспитания :
• информировать детей и подростков о действии алкоголя;
• воспитывать трезвеннические установки у подрастающего поколения;
• воспитывать в сознании детей нетерпимое отношение к любым проявлениям алкоголизма;
• воспитывать личностную стойкость по отношению к психоактивным веществам;
• опираться на нравственное начало в антиалкогольном воспитании;
• обучать детей здоровому образу жизни и создавать условия для его реализации;
• включать профилактику алкоголизма среди детей и подростков в содержание нравственного воспитания как составную часть;
• интегрировать усилия школы, семьи и общественности, параллельное просвещение детей и родителей.
Рассмотрим принципы профилактики антиалкогольного воспитания :
1) системность – учет в профилактической работе всей совокупности личностных и социальных факторов, определяющих готовность детей, как к реализации безопасного поведения рискованного, девиантного – в их взаимосвязи и взаимодействии;
2) парциальность – представление о воспитании антиалкогольной устойчивости как о части общего воспитательного процесса, который направлен к тому, чтобы формировать психогигиенические основы поведения и обеспечивать устойчивость в отношении всей «суммы» факторов риска;
3) проблемная адекватность – максимальное отражение в содержании программы реальных жизненных проблем, актуальных для конкретной возрастной группы и имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению к ПАВ (в том числе – в конкретном городе, районе, школе);
4) когнитивная адекватность — обязательное соответствие содержания учебных материалов и методических приёмов, языка общения с детьми во время занятий по их интеллектуальному развитию, особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала, в том числе в игровой практике;
5) социально-культурная адекватность — учёт свойственных именно нашей культуре (и её местным формам) социальных ценностей и механизмов личностного развития, принятых форм обучения, а также поведения, общения, проведения досуга, включая ритуалы потребления алкоголя и других ПАВ;
6) наркологическая адекватность – учет типичных для России форм потребления различных ПАВ, видов «любимых» ПАВ, действующих механизмов вовлечения в их потребление, особенности «народного» отношения к злоупотребляющим ПАВ;
7) использовать феномены массового сознания, массовой культуры (с учётом их возрастного аспекта);
8) персонификация – при возможности обеспечивать прямое, личное, персональное воздействие на детей, с одной стороны, их любимых героев кино и эстрады, и с другой – победивших порок – бывших больных, имеющих личное право говорить о необходимости отказа от ПАВ, чем достигается подлинность, доверительность воздействия;
9) обязательный альтернативный выигрыш - побуждать к выбору - отказу от нежелательного поведения, представляющегося выигрышным в плане реализации значимых желаний и потребностей; при этом реестр альтернативных личностно – социальных ценностей должен бьпъ адекватен уровню развития конкретной возрастной группы (для младших детей: «Я не буду курить и тем более пить, потому что я хочу быть сильным, умным, красивым»);
10) опережающее обучение – заблаговременное начало профилактического обучения – минимум за три года до возникновения необходимости принимать проблемные решения в отношении тех или иных ПАВ.
Правовая основа антиалкогольного воспитания – юридически закрепленный принцип недопустимости употреблять алкоголь детьми и подростками. Закон предусматривает административную ответственность родителей и других лиц за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство. Появление несовершеннолетних в пьяном виде в общественных местах влечет за собой наложение штрафа на их родителей. Продажа спиртных напитков лицам до 18 лет запрещена.
Основной категорией, попадающих под влияние алкогольной зависимости, являются дети. Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечения, а с позиции профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационно-педагогических мероприятий.
Рассмотрены различные черты молодых алкоголиков – это рано появляющиеся у подростков изменения личности, к которым они относят: возбудимость, взрывчатость, заострение характерологических черт, свойственных пубертатному возрасту, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, асоциальные тенденции, эмоциональное огрубение, конфликты с родителями.
Основными причинами возникновения раннего алкоголизма являются социальные причины и, следовательно, наиболее эффективными методами борьбы с этим заболеванием являются социально-педагогические методы, такие как профилактика, реабилитация и социально-психологические методы, т. е. те способы, которые могут изменить сложившееся положение – улучшить жизнь, помочь детям преодолеть их проблемы.
В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма детей – проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты не только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.
1. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М., 1988.
2. Байкова Л.А. Алкоголь – похититель рассудка. // Воспитание школьников. – 1997.– №1.
3. Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни.–М., 1991.
4. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. – М., 1994.
5. Валеев И. И. Алкоголь в России. – Уфа, 2006.
6. Воробьев С. В мире мудрых мыслей. – Уфа, 1985.
7. Всемирная организация здравоохранения. Молодежь и алкоголь. –Женева, 1974.
8. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М., 2001.
9. Дезорцев В. В. Пьянство – угроза нации и потомству. – Уфа, 2000.
10. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М., 1999.
11. Злоупотребление психоактивными веществами у подростков: Методическое пособие. – Уфа, 1998.
12. Колесов Д.В. Опыт проведения уроков, направленных на снижение потребления психоактивных веществ.//Народное образование. – 1999. – №6.
13. Корякина А.А. Алкоголь как разрушающий фактор организма // ЗОЖ. –2005г. – №7.
14. Малая медицинская энциклопедия. – М., 1989.
15. Медико-социально-психологические проблемы: Учеб. пособие. – М., 1994.
16. Основы социальной работы: Учеб. – М., 1998.
17. Панина Г.М., Пиликян К.С., Штукатура В.Л. Профилактика вредных зависимостей у детей // Воспитание школьников.– 2001. – №9.
18. Пащенков А.С. Во вред здоровью, семье, потомству. – М., 1986.
19. Поздеева Н.Р. Социально-педагогическая профилактика детского алкоголизма // Воспитание школьников. – 2000. – № 1.
20. Профилактика алкоголизма в среде учащейся молодежи // Народное образование. – 2007. – № 6.
21. Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения // Сотис. – 2006. – № 4.
22. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка. М., – 2001.
23. Савельева Г.Н. Авторская программа профилактики употребления алкоголя среди учащихся.// Народное образование. –1999. – №6.
24. Сборник лекций для проведения занятий в ООШ в рамках Недели здоровья. – Уфа, – 1999.
25. Смирнов В.Е. От вредной привычки к болезни. – М., 1992.
26. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека: Учеб.пособие. – М., 2005.
27. Трубицына Л.В. Методика проведений занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. – М., 1989.
28. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.
29. Шумакова И.Л. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход // Воспитание школьников. – 2003. – №3.
30. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М., 1986.
В приложениии анкета для несовершеннолетних и занятие на тему.
Тема: | «Методика работы социального педагога по профилактике детского алкоголизма» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 46 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Профилактика агрессивного поведения младших школьников в общеобразовательном учреждении
Курсовая работа:
Игротерапия, как метод работы социального педагога по профилактике дезадаптации поведения детей в возрасте 7-8 лет.
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике конфликтов в подростковой среде
Курсовая работа:
Основы работы социального педагога по профилактике табакокурения