Курсовая работа

««Роль учителя начальных классов в формировании личности младшего школьника»»

  • 23 страниц
Содержание

Оглавление

Введение….3

Глава 1. Теоретические аспекты развития личности детей младшего школьного возраста…6

1.1 Особенности развития личности детей младшего школьного возраста…6

1.2 Факторы формирования личности детей младшего школьного возраста…9

Глава 2. Исследование влияния учителя начальных классов на формирование личности младшего школьника….12

2.1 Профессиональные и личностные качества педагога….12

2.2 Формирование личности младшего школьника через личностные и профессиональные качества личности учителя…15

Заключение….19

Список литературы….22

Введение

Ведущие тенденции реформирования Российского образования связаны с идеей создания условий для развития личности, ее максимальной самореализации, становления как субъекта собственной жизни. Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» развитие личности ребёнка должно быть одним из приоритетных направлений государственной политики. Так как школа является одним из важных социальных институтов, она должна помогать ценностно-ориентированному развитию ребенка. Главной целью ФГОС НОО является не только обучение школьников, но также и развитие у них общечеловеческих, моральных ценностей и норм, умение общаться с другими людьми, а кроме того, сохранение психического и физического здоровья.

Младший школьный возраст является таким периодом, в котором ребенок впитывает, накапливает и усваивает все то, что накопило для него человечество. С поступлением в школу у ребенка полностью меняется уклад жизни, режим и распорядок дня, складываются новые отношения с окружающими людьми, в том числе с учителем. Учитель начальной школы является посредником между детским миром и миром взрослых. Поэтому основная его задача - это воспитать развитую личность.

Изучение развития личности младшего школьника в отечественной психологии мы можем встретить в работах следующих авторах: И.П. Подласый, В.А.Сластенин, Б.Т. Лихачев, В. А.Титов, В.В. Давыдов, А.И. Липкина, В.С. Мухина, Н.С. Чернышева, В.Н. Шашок, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и другие.

Поэтому тема курсовой работы сформулирована таким образом: «Роль учителя начальных классов в формирование личности младшего школьника».

Целью исследования является изучение особенностей влияния учителя начальных классов на формирование и развитие личности младшего школьника.

Объект исследования: личность детей младшего школьного возраста.

Предмет: роль личностных качеств учителя начальных классов в формировании личности детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1) Рассмотреть особенности и факторы развития личности детей младшего школьного возраста

2) Рассмотреть личностные и профессиональные качества личности учителя начальных классов;

3) Проанализировать влияние учителя начальных классов на развитие личности детей младшего школьного возраста.

Методы исследования в работе использованы следующие: анализ теоретических источников, анализ и синтез, сравнение, анализ научных источников и результатов деятельности исследователей по теме нашего исследования.

Теоретическая значимость исследования. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал по проблеме развития личности учеников начальной школы. Полученные данные расширяют представления об особенностях формирования личности детей.

Практическая значимость исследования. Результатами данной работы могут воспользоваться психологи-консультанты, психологи и педагоги, работающие с детьми школьного возраста, родители школьников.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, главы 1 «Теоретические аспекты развития личности детей младшего школьного возраста», главы 2 «Исследование влияния учителя начальных классов на формирование личности младшего школьника», заключения, списка используемой литературы.

Фрагмент работы

Младший школьный возраст является очень важным в плане личностного роста ребенка. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослыми и детьми [8].

Заключение

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» развитие личности ребёнка должно быть одним из приоритетных направлений государственной политики. Так как школа является одним из важных социальных институтов, она должна помогать ценностно-ориентированному развитию ребенка. Формирование личности учащегося также должно быть одной из приоритетных задач педагогов и воспитателей. Целью образования становится развитие личности.

Формирование его личности осуществляется не в условиях приспособления к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку окружающей среды и самого себя. Таким образом, младший школьный возраст является очень важным в плане личностного роста ребенка. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослыми и детьми. Зачастую этот возраст приносит ребенку новые достижения. У ребенка младшего школьного возраста в содержание представлений о себе входит понимание своих качеств, возможностей. Накопленные данные о себе, своих возможностях дополняются соответствующим отношением к самому себе. Общаясь с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о себе самом.

Именно в школьном возрасте открываются большие возможности для воспитания у детей таких ценных личностных качеств, которые вместе с интеллектуальными способностями, знаниями, умениями и навыками определяют успехи детей в различных видах деятельности. Это - самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию. В этом возрасте формируется важнейший комплекс личностных качеств человека, и именно родители в силах задать правильное направление данному процессу.

В начале школьного обучения на поведение ребенка имеют влияние следующие факторы:

- Изменение режима дня: если после учебы ребенок предоставлен сам себе, то это вносит дезорганизацию в его жизнь. В саду все было четко прописано: завтрак-прогулка-обед-сон и так далее.

- Переключение вида деятельности с игрового в саду на учебный в школе.

- Взаимоотношения в школе несколько иные, чем в саду.

- Личность учителя — дистанция значительнее, чем с воспитателем в саду. Отношения несколько иные, чем с воспитателем.

- Коллектив гораздо шире, чем в саду. В школе есть старшеклассники, которые ведут себя уверенно, в то время первоклассники чувствуют себя неуверенно.

- Потребность во впечатлениях остается прежней, нужно правильно сформировать мотивацию к учебе.

- Потребность к играм остается, важно применять их в процессе обучения.

- Круг общения в школе становится более узким: в первом классе детям важна личность учителя. Авторитет здесь - учитель и именно на него направлено внимание первоклашки. В этом возрасте дети беспрекословно доверяют характеристикам учителя на счет остальных детей. Уже к третьему классу авторитет учителя немного отходит, и появляются группы по интересам.

Говоря о роли учителя нельзя не сказать о том, что педагогическая деятельность осуществляется в образовательном учреждении, в коллективе, а значит, сам педагог выступает частью большой школьной семьи во главе с директором. Отношения между учителями в процессе работы, на переменах и во внеурочное время, являются той призмой, через которую преломляется или остается неизменным взгляд ученика на своего учителя. Уважительное отношение между коллегами, готовность оказать помощь и поддержку, демонстрирует ученикам не просто отношения между людьми, но саму модель взаимодействия двух коллег по работе, то, как строится рабочая коммуникация в организации.

Итак, период начальной школы играет важную роль в развитии личности. Направление развития, формирование личности зависит от влияния среды, возможностей ребенка и целенаправленной деятельности взрослых, являющихся для него авторитетами. Наилучшие результаты дает реализация личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной среде школы.

Список литературы

Нормативные материалы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта 2019 г).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г).

Научные и учебно-методические издания

Учебники

3. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.

4. Акимова, М.К. Психофизические особенности индивидуальности школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2012. – 160 с.

5. Бездухов В.П., Мишина С.Е. Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя/ В. П. Бездухов, С. Е. Мишина. - Самара, 2001. - 132 с.

6. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие/ Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 288 с.

7. Кондратенко, Л. Умственные способности ребенка / Л. Кондратенко. – М .: Главник, 2011. – 112 с.

8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Сфера; Юрайт, 2013. – 464 с.

9. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин/ А. Г.Маклаков. - СПб: Питер, 2017. - 582 с

10. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2012 – 456 с.

11. Приходько, Ю.А. Детская психология: очерки становления и развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.А. Приходько. – Изд. Второй, доп. – М .: Миллениум, 2014. – 192 с.

12. Психологическая диагностика интеллекта, мышления, креативности ребенка. / Сост. С. Максименко, Л. Кондратенко, А. Главник. – М .: Микрос-СВС, 2013. – 12 с.

13. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.С. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – Изд. Второй, стереотип. – М .: Академия, 2011. – 464 с.

14. Скрипченко, О.В. Справочник по педагогике и психологии: учеб. пос. для преподавателей, аспирантов и студентов педагогических учеб. заведений / А.В. Скрипченко, Т.М. Лисянский, Л.А. Скрипченко. – М., 2012. – 216 с.

Издания, не имеющие индивидуального автора

15. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

Статьи из сборников научных трудов

16. Соколова Э.А. Особенности личности учителя и проблемы взаимодействия с учениками // Психологическое сопровождение образовательного процесса. – Учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (Минск). Т. 1. № 3-1. 2013. – С. 296-303.

Статьи из журналов

17. Алексеева М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе / М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – 3-18 с.

18. Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя / И. Б. Выпряжкина// Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003. 37-41 с.

19. Кононов А.Н. Личность педагога как доминирующий фактор развития личности ученика/ А. Н. Кононов // Гуманитарные науки в XXI веке: Материалы XXXIII Международной научно-практической конференции (10.08.2016). – М.: Издательство «Спутник +», 2016. – С.40-42.

20. Куликов А.М. Взаимосвязь здоровья и эффективности обучения старшеклассников / А.М. Куликов // Школа здоровья. № 2. 2001. – С. 10–15.

21. Пазухина С.В. Эмпирическое исследование процесса формирования ценностного отношения к личности воспитанника у будущих учителей начальных классов/ С. В. Пазухина // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. № 1 (7). – 2011. – С. 113-122

22. Рыбина, Г.В. Профессиональная культура педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся/ Г. В. Рыбина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 61 – 2008

Электронные издания и Интернет-ресурсы

23. Возрастная психология. Концепция Д.Б. Эльконина: Детство.// http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html

Примечания

Антиплагиат.ру - 60%

Покупка готовой работы
Тема: ««Роль учителя начальных классов в формировании личности младшего школьника»»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 23
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует