Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Дипломная работа

«Оперативно-розыскная деятельность, использование результатов»

  • 85 страниц(ы)
фото автора

Автор: grebnevo

Содержание

Оглавление

стр

Введение…3

Глава 1. Содержание оперативно-розыскной деятельности

и её результатов

1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности….12

1.2. Основания и условия осуществления

оперативно-розыскных мероприятий….24

1.3. Понятие, виды оперативно-розыскных мероприятий….34

1.4. Результаты оперативно-розыскной деятельности

и требования к их оформлению….45

Глава 2. Основные условия использования результатов

оперативно-розыскной деятельности в расследовании

по уголовному делу

2.1. Процессуальные аспекты использования информации,

полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности

в доказывании….51

2.2. Требования, предъявляемые к результатам

оперативно-розыскной деятельности, представляемым

органу дознания, следователю, прокуратуру или в суд….57

2.3.Применение технических средств в процессе

оперативно-розыскных мероприятий и их использование

в доказывании….64

Глава 3. Порядок использования результатов оперативно-розыскной

деятельности в расследовании по уголовному делу

3.1. Особенности использования результатов….66

оперативно-розыскной деятельности на стадии

предварительного расследования на этапе возбуждения

уголовного дела

3.2. . Розыскная деятельность следователя….69

3.3.Особенности использования результатов

оперативно-розыскной деятельности на стадии

предварительного расследования в ходе непосредственного

расследования уголовного дела….72

3.4. Возможности использования результатов

оперативно-розыскной деятельности в судебном

разбирательстве….75

Заключение….76

Библиография….79

Список сокращений….82

Приложения….83


Введение

Введение

Актуальность темы дипломной работы. Криминальная ситуация в России, начиная с последнего десятилетия XX века, обострилась до крайних пределов, уровень преступности в нашей стране сегодня приближается к самым высоким мировым показателям.

Доминирующее значение в структуре современной преступности в России приобретают тяжкие посягательства, степень общественной опасности которых продолжает возрастать. Среди насильственных преступлений происходит постоянное увеличение числа похищений людей, захватов заложников, криминальных взрывов, вооружённых нападений. Повышается жестокость и агрессивность действий преступников, которые все чаще идут на активное сопротивление правоохранительным органам и изощрённое противодействие разоблачительным мерам.

Качественно новые свойства приобретает организованная преступность. Опираясь на коррумпированные связи и значительный «теневой» капитал, преступные сообщества активно влияют на экономику целых регионов, внедряются в наиболее доходные сферы коммерческой деятельности, продвигают своих ставленников в органы исполнительной и законодательной власти.

Одним из наиболее дестабилизирующих криминогенную обстановку факторов является нахождение в незаконном обороте большого количества огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Число зарегистрированных преступлений, связанных с таким оборотом, продолжает неуклонно увеличиваться.

Негативное влияние на криминогенную ситуацию оказывает беспрецедентное расширение масштабом потребления наркотиков. Медлительность и незавершённость в создании механизмов контроля и защиты новых экономических отношений от криминального проникновения способствует стремительному росту и качественному изменению экономической преступности. Тенденции криминализации экономики наблюдаются практически во всех её отраслях.

Одним из важных механизмов в борьбе с преступностью является оперативно-розыскная деятельность. «Основной характерной чертой оперативно-розыскной деятельности является её разведывательно-поисковая сущность, так как она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путём реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов».

В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при сочетании надлежащих оперативно-розыскных мероприятий со следственными действиями. Иными словами, замаскированным, организованным, тайно совершённым преступлениям и лицам, их совершившим, необходимо противопоставить такие действенные меры негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления. При этом важно, чтобы органы (должностные лица), которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, обеспечивали соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частой жизни, личную семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Оперативно-розыскная деятельность напрямую взаимосвязана с уголовно-процессуальной деятельностью. Взаимосвязанность проявляется в том, что оперативно-розыскные мероприятия, как и следственные действия, направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Но, с другой стороны, между ними существуют различия, которые проявляются в следующем:

• неодинаково правовая основа их производства, так как следователь действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

• отличаются пределы производства вышеуказанных действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться да возбуждения уголовного дела;

• различны результаты этих действий: итогом следственных действий являются доказательства; итогом оперативно-розыскных, как правило, - лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательством только после их закрепления процессуальным путём.

Оперативно-розыскные действия проводятся двумя способами: гласно и негласно. Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно.

Из вышесказанного видно, что, несмотря на то, что в иерархии уголовного процесса, оперативно-розыскная деятельность находится на нижнем уровне, по сути, она является фундаментом всего предварительного следствия. Фактический материал, собираемый в процессе оперативно-розыскных мероприятий, служит основой доказывания, как в предварительном следствии, так и процессе уголовного судопроизводства.

Борьба с преступностью, прежде всего, с рецидивно-профессиональной преступностью требует не столько проведения следственных действий, сколько негласных методов работы в процессе оперативно-розыскной деятельности. Многие виды оперативно-розыскных мероприятий направлены также на предотвращение преступлений.

Но оперативно-розыскная работа проводится не стихийно, а в определённом «правовом поле». Поэтому так важно оптимальное правовое регулирование законодателем оперативно-розыскной деятельности. Данное правовое регулирование, с одной стороны, не должно чрезмерно ограничивать возможности оперативно-розыскной деятельности, а с другой стороны не должно допускать нарушение прав человека, в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Конечно же, неправильно считать, что эффективность оперативно-розыскной деятельности обуславливается только её законодательным регулированием, но это немаловажный момент в обеспечении оперативности оперативно-розыскной деятельности.

Одной из адекватных правовых мер со стороны законодательной власти государства по правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности стало принятие Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К современной редакции Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» законодатель пришёл не сразу. Первая редакция Закона была принята 13.03.1992 года. Для целей совершенствования правовой базы борьбы с преступностью это событие имело исключительную важность. В законе было дано определение оперативно-розыскной деятельности; раскрыто её содержание, задачи и принципы; сформулированы основные положения, устанавливающие правомерность, условия и порядок оперативно-розыскных мероприятий, использования их результатов в раскрытии преступлений; закреплены права и обязанности лиц, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, регламентированы вопросы их социальной и правовой защиты.

С введением Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в действие удалось решить, таким образом, две основные задачи:

• создать правовую основу оперативно-правовой деятельности;

• придать официальный статус оперативно-розыскной деятельности, как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.

Вместе с тем первый Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» был нормативным актом переходного периода, создавался впервые и опередил по времени принятие Конституции РФ, в связи, с чем ему оказались свойственны существенные недостатки, в частности, определённая декларативность, неконкретность отдельных положений, ограничение возможностей оперативных служб, слабо проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим возникла необходимость внесения изменений и дополнений в названный Закон, приведение его в соответствие с Конституцией РФ, насущными потребностями практики.

5 июля 1995 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в новой редакции. Им был предусмотрен ряд принципиально новых правовых установлений, значительно расширивших права и возможности оперативных аппаратов в борьбе с преступностью; регламентированы основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий; более чётко сформулированы меры правовой и социальной защиты субъектов оперативно-розыскной деятельности. В новом законе был дополнен перечень оперативно-розыскных мероприятий. В него были включены:

• оперативное внедрение;

• оперативный эксперимент;

• контролируемая поставка.

Тем самым законодатель отреагировал на качественные изменения в преступности, создал условия для активизации борьбы с преступностью.

Принципиально новой, обусловленной соответствующими положениями Конституции РФ (ст. ст.23, 25), является ст. 9 вышеуказанного Закона, которая регламентирует основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Она устранила имевшийся в этой части пробел в законодательстве, установила, что подобные документы рассматриваются судьёй по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органов, ходатайствующих об их проведении.

В Законе об ОРД дана новая редакции ст. 11, регламентирующей, пожалуй, главный для оперативно-розыскной деятельности и уголовного судопроизводства вопрос об использовании результатов об оперативно-розыскной деятельности в доказывании. В ней предусмотрено, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, служить непосредственным поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также использоваться в доказывании по уголовным делам, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, регламентирующим собирание, оценку и проверку доказательств. Существенным дополнением можно считать ч.3 ст. 11, в которой предусмотрен порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности в органы дознания, следователю или в суд. Изменения коснулись и других институтов и отдельных положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

Значительным событием для законодателя и правоприменительных органов явилась проверка конституционности многих норм Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Конституционным Судом РФ. В определении от 14.07.1998 года Конституционный Суд пришёл к выводу о соответствии оперативно-розыскного законодательства Конституции РФ. это принципиальная оценка имеет важнейшее значение для подтверждения правильности основных тенденций для подтверждения правильности развития оперативно-розыскного права. Вместе с тем, в силу обязательности описательно-мотивировочной части определения Конституционного Суда, некоторые положения Закона нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Определённую динамику развитию оперативно-розыскного законодательства придают и особые мнения ряда судей Конституционного Суда по рассматриваемым вопросам.

Примером дальнейшего развития оперативно-розыскного законодательства является принятие Государственной Думой Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» вступившего в силу от 30.12.1999 года.

Известны и другие законодательные инициативы государственных органов и должностных лиц, предложения учёных по корректировке норм оперативно-розыскного права.

Несмотря на усилия законодателя, законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, требует подробного анализа как собственного нормативного материала, так и соответствующих положений Конституции РФ, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

В развитии законодательства в МВД России и другими заинтересованными ведомствами были приняты нормативные акты, детализирующие основания, условия и порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности, которая также нуждается в анализе.

В сути относительной новизны оперативно-розыскного права его применение проблемно, по ряду вопросов практика не выработала единых подходов, что порождает острую потребность в толковании и разъяснении многих норм. Всё это обуславливает актуальность темы данной дипломной работы. Выбор автором темы дипломной работы связан с интересом к проблематике оперативно-розыскного права.

Научная новизна данной дипломной работы связана с выявлением недостатков в оперативно-розыскном праве и предложениями автором дипломной работы новелл, которые могли бы усовершенствовать оперативно-розыскное законодательство РФ.

Объектом исследования в данной работе явились правоотношения, складывающие в сфере борьбы с преступностью.

Предметом исследования явились нормы оперативно-розыскного права РФ.

Цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании законодательства об оперативно-розыскной деятельности, в той его части, которая связна с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.

Исходя из цели дипломной работы, автор ставит перед собой следующие задачи:

• провести анализ содержания оперативно-розыскной деятельности и её результатов;

• провести анализ основных условий использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании по уголовному делу;

• провести анализ порядка использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании по уголовному делу.

Методология исследования. Методологической основой данного исследования является, прежде всего, общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, а также следующие специальные методы исследования: комплексный, системный, формально-логический, сравнительно-правовой.

При подготовке дипломной работы автор опирался на основные положения Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», ряда иных федеральных законов, научную литературу, относящуюся к теме исследования.

Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования. Дипломная работа включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию, приложения.


Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раскрытие преступления в обыденном понимании – это установление признаков преступления и лиц его совершивших. Но законодатель толкует это понятие шире, как процесс установления лица и признаков преступления, возбуждение уголовного дела, доказывание в процессе предварительного следствия, судебное разбирательство, приговор суда. Только после вынесения приговора суда преступление можно считать раскрытым.

Возбуждение уголовного дела происходит на основании заявления о преступлении и явки с повинной. При этом, надо учитывать, что по большинству преступлений заявления не поступают. В таких случаях главную роль в сборе информации о готовящемся или совершённом преступлении осуществляют органы ОРД.

В «узком» смысле слова оперативно-розыскная деятельность – это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющих собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно - значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств. В данном случае речь идёт о уголовно-розыскной деятельности.

ОРД не является процессуальным действием, то есть результаты ОРД, не всегда процессуальны. Но их значение в возбуждении уголовного дела очень велико. Использоваться как поводы и основания для возбуждения уголовного дела, они могут только при их правильном документальном оформлении. Сложнее обстоит дело с использованием результатов негласных ОРМ, так как в данном случае неизвестен источник, с помощью которого получена информация. На взгляд, автора работы, необходимо совершенствование уголовно-процессуального доказательства, чтобы результаты ОРД, полученные в результате негласных ОРМ можно было использовать чаще в процессе доказывания по уголовному делу. В противном случае, будет затруднена борьба с организованной преступностью и привлечение организаторов к уголовной ответственности. Позитивен в этом отношении пример Татарстана за последние годы, где в уголовном процессе использовались результаты негласных ОРМ.

ОРД связано и с самим процессом доказывания в ходе проведения предварительного расследования. Большинство следственных действий невозможно осуществить без участия в них органов ОРД. Следователь для проведения следственных действий может создавать следственную группу, в которую входят работники органа ОРД.

При проведении судебного разбирательства, результаты ОРД, как правило, не используются, что, на взгляд автора работы, не совсем правильно. Любые организации и лица могут собирать доказательства для предоставления их в суд (адвокат и др.). Органы ОРД также, должны и могут собирать дополнительные сведения для доказательства в процессе уголовного судопроизводства. Иначе в данном вопросе будут проявляться нормы двойных стандартов.

Роль ОРД велика и в защите самого процесса правосудия. У нас не принят закон о защите свидетелей. Но если он будет принят, то эффективно данную защиту смогут проводить органы ОРД. Без решения данного вопроса на законодательном уровне невозможна эффективная борьба с организованной преступностью.

Проблематично использование информации в доказывании, при снятии информации с технических каналов связи, в связи с трудностями «авторизации». Но, учитывая рост преступлений, где объектом является сама информация («хакеры» и т.д.), необходимо прорабатывать данный вопрос на законодательном уровне с одновременной разработкой техническо-программных мер по «авторизации».

В новом законе об ОРД значительно расширены условия и основания проведения ОРМ, расширен сам перечень ОРМ.

Негативным является несогласованность в отдельных вопросах (порядок предоставления результатов ОРМ) Закона об ОРД и УПК. Законодатель должен согласовать Закон об ОРД с нормами УПК РФ.


Список литературы

Библиография:

Нормативные акты:

1. Конституция РФ принятая всенародным голосованием 12.12.1993 //Российская газета 26.12.1993.

2. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3.Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001. № 174-ФЗ//Российская газета. 2002. 3 января.

4.Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997. № 1-ФЗ//СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

5.Федеральный Конституционный закон от 31.12.1996. ФКЗ-1 «О судебной системе в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. – 1.

6. Федеральный закон РФ от 17.01.1992. № 31-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»//СЗ РФ. 1992. № 2202-1.

7.Федеральный закон от 12.08.1995. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»//СЗ РФ. 1995. № 33 ст. 1912.

8. Федеральный закон РФ от 05.01.1999. № 6-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»//Российская газета. 1999 20 января.

9.Федеральный закон от 6.02.1997. № 27-ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»//СЗ РФ 1997. № 42. ст. 2336.

10. Закон «О милиции» от 18.04.1991. № 68-ФЗ//СЗ РФ. № 1026-1.

11.Федеральный закон от 03.04.1995. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности»//СЗ РФ. № 15. Ст. 1269.

12. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998. «О проверке конституционности норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»//Вестник КС РФ. 1998. № 6.

13. Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»//Бюллетень ВС РФ. 1996. № 1.

Общая литература:

14. Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность. – М.: БЕК. 1997.

15. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. – М.: Проспект. 2004.

16. Бирюлькин В.Г., Писаренко Н.М. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности//Вопросы применения Закона об ОРД. Межвуз. Сборник науч. трудов. – Омск.: ЮИ МВД РФ. 1998.

17. Григорьев В.Н. Обнаружение признаков преступлений в органах ОВД. – Ташкент.: ТВШ МВД СССР. 1986.

18. Гущин А.Н., Громов Н.А. Использование оперативно-розыскной информации в уголовно-процессуальном доказывании//Российский следователь. 2000. № 4.

19. Давлетов А.А. Уголовный процесс и ОРД: проблема конкуренции и способа собирания информации//Российский юридический журнал. 1996. № 1.

20. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов ОРД. – М.: Спарк. 1996.

21. Земскова А.В. Правовые проблемы использования результатов ОРМ в уголовно-процессуальном доказывании. Монография. – Волгоград.: ВЮИ МВД РФ. 2000.

22. Зорин Г.А. Криминалистическая методология. – Мн.: Амалфея. 2000.

23. Исиченко А.П. Оперативно-розыскная криминология. – М.: Инфра-М. 2001.

24. Кипнис Н.М. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве. – М.: Юрист. 1995.

25.Комментарий к ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»/Под. ред. Дубягина Е.П. – М.: Инфра-М, 2003.

26. Краткая сыскная энциклопедия: деятельность оперативно-розыскная, контрразведывательная, частная сыскная/Сост. Шумилов А.Ю. – М.: Изд-во Шумилова. 2000.

27. Лукашов В.А. Оперативно-розыскная деятельность ОВД. – Киев.: Юридическая литература. 1976.

28. Лупинская П.А. Основание и порядок принятия решения о недопустимости доказательств//Российская юстиция. 1994. № 11.

29. Михайлов В.И. Опрос граждан как ОРМ//Российская Юстиция. 1998. № 12.

30. Основы оперативно-розыскной деятельности/Под ред. Рушайло В.Б. – Спб.: Лань. 2000.

31. Попов А.П. Оперативно-розыскная инициация уголовно-процессуальной деятельности//Профессионал. 1998. № 5.

32. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. – М.: Российское право. 1992.

33. Судебная практика. Обзор судебной практики Конституционного Суда РФ. 1995-2000. – М.: Норма. 2003.

34. Толковый словарь русского языка/Под ред. Ожегова С.И. – Спб.: Летний сад. 2005.

35. Уголовно-процессуальное право/Под ред. Лупинской П.А. – М.: Юрайтиздат. 2001.

36. Шумилов А.Ю. Начало уголовно-розыскного права. – М.: Изд-во Шумилова. 1998.

37. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-правовой оценки сыскной информации. Монография. – М.: Изд-во Шумилова. 2000.

38. Чувилёв А.А. Оперативно-розыскное право. – М.: Норма. 1999.

39. Хомколов В.П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход. – М.: ЮНИТИ. 1999.


Тема: «Оперативно-розыскная деятельность, использование результатов»
Раздел: Криминалистика и криминология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика