Магистерская работа

«Воспитание координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры»

  • 90 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 10

1.1. Характеристика координационных способностей 10

1.2. Особенности воспитания координационных способностей детей младшего школьного возраста 23

1.3. Средства и методы воспитания координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры 35

ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 52

2.1. Организация исследования 52

2.2. Методы исследования 53

2.3. Результаты анкетного опроса 55

2.4. Теоретические обоснования разработанной методики координационных способностей у детей младшего школьного возраста . 58

2.5. Содержание разработанной методики воспитания координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры 62

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 69

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ . 70

3.1. Внутригрупповой анализ показателей уровня координационных способностей до и после педагогического эксперимента 70

3.2. Межгрупповой анализ изменения координационных способностей до и после педагогического эксперимента 72

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

ВЫВОДЫ 82

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 83

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

Введение

Актуальность. Проблема физических (двигательных) способностей - одна из наиболее значимых в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и спорта и одновременно предмет непрекращающихся обсуждений. Оно становится все более важной для практики воспитания всесторонне развитой личности, так как непосредственно относящихся с целым комплексом проблем: подготовкой выпускника к жизни, труду и защите Родины, выбором профессии в соответствии со склонностями и способностями, ориентацией и отбором для занятий определенными видами спорта [44].

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая необходимо проявления находчивости, быстрой реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической приспособленности [47].

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности точно, быстро, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно)[83]. Если все другие качества обеспечивают ребёнку возможность выполнять упражнения с нужной скоростью, силой, мощностью, высокой работоспособностью, то координационные способности позволяют выполнять эти движения с большей точностью по амплитуде, направлению, темпу, развиваемым усилиям и другим характеристикам. Координационные способности помогают ребёнку точнее согласовывать свои движения, действия с условием учебного задания, игры или эстафеты и внешними условиями осуществления двигательной деятельности [29].

Таким образом, координационные способности представляют собой специфические сенсомоторные свойства организма, обеспечивающие ему возможность тонко регулировать свои взаимоотношения с внешним миром посредством двигательной деятельности. Высокий уровень развития координационных способностей позволяет не только достигать высокой точности движений, но и значительно легче овладевать большим количеством движений, необходимых человеку в бытовой, трудовой и спортивной деятельности [85].

По мнению Ляха В.И. (2006) в младшем школьном возрасте закладывается «фундамент» данных способностей. Среди вышесказанного необходимо привлечь учащихся к оздоровительной физической культуре в связи с малоподвижностью школьников в век высоких технологий. Однако в современной научно-методической литературе воспитание координационных способностей на уроках физической культуры практически нет информации. Как показывает практика и имеющиеся литературные источники по данной теме методики с общей направленностью не достоверно эффективны [50].

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью повышать уровень развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста и недостаточной эффективностью имеющихся методик по их воспитанию у детей младшего школьного возраста.

Указанное противоречие позволило сформировать проблему: каково содержание методики воспитания координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

На основании выявленного противоречия указанной проблемы исследования была определена тема диссертационного исследования: «Воспитание координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры».

Гипотеза исследования. Предполагалось, что уровень развития координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры повысится, если в учебном процессе будет использоваться разработанная методика воспитания координационных способностей детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: разработать и экспериментальным путем проверить эффективность методики, направленной на воспитание координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры.

Объект исследования: учебный процесс, направленный на воспитание координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры.

Предмет исследования: разработанная методика, направленная на воспитание координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Разработать и обосновать методику, направленную на воспитание координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры.

3. Выявить эффективность разработанной методики, направленной на воспитание координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами оздоровительной аэробики.

Теоретическими основами исследования являлись: теория методика физического воспитания (Л.П. Матвеев 2004; Ж.К. Холодов, 2004; В.И. Лях 2006;); теория и методика оздоровительной физической культуры (Г.Н. Пшеничникова, 2009; В.Н. Давыдов, 2004; Т.С. Лисицкая, 2001).

Научная новизна заключается в следующем:

1) В содержание разработанной методики будут включены: связки базовых шагов оздоровительной аэробики без предмета; с предметами (скакалки, мячи); на возвышенности (скамейке).

2) Определена эффективность разработанной методики воспитания координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры.

3) Данная методика будет применяться в образовательных учреждениях на третьем часе физической культуры.

Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию и методику физического воспитания новыми знаниями и представлениями об организационно-методических особенностях обеспечения эффективности воспитания координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для непосредственного внедрения в практику в общеобразовательных школах, для воспитания координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

Положения, выносимые на защиту:

1. В содержание разработанной методики воспитания координационных способностей включены: связки базовых шагов

оздоровительной аэробики без предметов, с предметами и на возвышенности (скамейке).

2. Реализация разработанной методики позволяет повысить эффективность процесса воспитания координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись на Всероссийской практической конференции «Перспективы науки и образования в сфере физической культуры и спорта» 2018, 2019 гг. Тема доклада: «Воспитание координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры».

База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ Школа №18 ГО г. Уфа РБ, в них принимали участие учащиеся 9-10 лет.

Теоретическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику и методы теоретико-экспериментального исследования, которое выполнялось в три этапа в течение 2018-2020 г.г.

На первом этапе, поисковом, (декабрь 2018 - август 2019 г.г.)

проводился анализ научно-методической литературы по проблеме воспитания координационных способностей у младших школьников 9-10 лет. Это позволило сформулировать гипотезу и определить задачи исследования, а также теоретически обосновать содержание и специфику занятий. Проводился анкетный опрос для определения ведущих качеств координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

На основе анализа научно-методической литературы, анкетирования нами была разработана методика воспитания координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирования, методы математической статистики.

Второй этап, экспериментально-формирующий, (сентябрь 2020-май 2021 г.г.) был направлен на внедрение разработанной методики в систему учебного процесса. Исследование осуществлялось на базе МБОУ Школа №18 ГО г. Уфа РБ с учащимися третьего класса. С октября 2020 года по ноябрь 2020 года включительно проходило предварительное тестирование специально-двигательных способностей и сенсомоторных способностей в сформированных группах. Данные тестирования позволили определить уровень развития координационных способностей у исследуемых учащихся. Каждая из групп включила по 15 учащихся (девочек) в возрасте 9-10 лет.

Методы: педагогический эксперимент, тестирование, методы

математической статистики.

На третьем этапе, итогово-констатирующем, (июнь 2016-декабрь 2016) проводилась систематизация и обобщение экспериментальных данных. Определялась динамика развития показателей координационных способностей внутри групп, а также выполнен сравнительный анализ результатов исследования экспериментальной и контрольной групп по воспитанию координационных способностей. Были составлены практико-методические рекомендации, направленные на совершенствование урочных занятий средствами оздоровительной аэробики.

Методы: методы математической статистики.

Обоснованность и достоверность научных результатов и сделанных выводов определяются глубоким теоретическим анализом состояния изучаемых вопросов, адекватностью комплекса методов, цели и задачам исследования, достаточным объемом выборки, корректной статистической обработки экспериментальных данных.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 93 страницах компьютерного текста и состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы. Список литературы включает 92 источника, в том числе на иностранном языке - 5 и электронные ресурсы 5. Работа иллюстрирована пятью таблицами и двумя рисунками.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Характеристика координационных способностей

По мнению автора Ашмарина Б. А. (1990) координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие. Координационные способности включают в себя: пространственную ориентировку, точность

воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам, статическое и динамическое равновесие [1]. В общем виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию его двигательного действия.

Координационные способности включают в себя:

- ориентацию в пространстве;

- точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

Координационные способности делятся на общие, специальные и специфические виды. К важнейшим специфически проявляющимся координационным способностям в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся:

- способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве);

- статокинетическая устойчивость;

- способность к перестроению двигательных действий;

- способности к ориентированию в пространстве;

- способность сохранять равновесие;

- чувство ритма;

- способность к произвольному мышечному расслаблению.

В.И. Лях указывает, что наилучшим периодом для развития координационных способностей у девочек является возраст 7-9 лет [48].

Способность к ориентированию в пространстве. Под этой способностью понимается умение точно определять и своевременно изменять положение тела и выполнять движение в необходимом направлении. Эту способность человек проявляет в необходимых условиях какой-либо деятельности (на гимнастической площадке, на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол, хоккей и др.). Из этого следует, что способность к ориентированию в пространстве специфично проявляется в его каждом виде спорта. Ее проявление и становление в значительной мере зависят от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая совершенствуется на основе в совокупности

взаимодействия анализаторов (среди них главная роль принадлежит зрительному анализатору). Главным подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является постоянное единое выполнение различных заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве [52].

Пространственная ориентировка человека выражается в сохранении представлений о характере изменения видимых условий н в умении перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Учитывая изменения видимых условий, человек должен предсказывать предстоящие события, и в связи с этим складывать соответствующее поведение. Также автор Ашмарин Б.А. (1990) указывает, что пространственные отношения человека с окружающей действительностью выражаются: в относительно постоянной позе человеческого тела и неподвижностью окружающих его объектов, изменением параметров передвижения только внешних объектов (поза вратаря при пробитии штрафного удара в ворота, игрока в большой теннис); изменением параметров передвижения только человека (выполнение кувырка вперед и назад); одновременным изменением параметров передвижений человека и внешних объектов (взаимодействие соперников в спортивных играх) [78].

Пространственная ориентировка человека развивается с возрастом разновременно. Способность прогнозировать предстоящие события наиболее эффективно совершенствуется у школьников средних и старших классов. У младшего школьного возраста план действия вырабатывается труднее и со значительными ошибками. В данном школьном возрасте от 7-8 до 11-12 лет разумно воздействовать на развитие функции, обеспечивающих предварительную оценку времени начала действия. [1]

Заключение

В младшем и среднем школьном возрасте закладывается «фундамент» данных способностей. Среди вышесказанного необходимо привлечь учащихся к оздоровительной физической культуре, а именно оздоровительной аэробике, как наиболее эффективному виду деятельности в связи с малоподвижностью школьников в период компьютеризации. Однако, в современной научно-методической литературе по оздоровительной аэробике для школьников практически нет информации. Существующих оздоровительных методик по аэробике недостаточно, при этом часто они не лицензированы, имеют общую направленность, не имеют рекомендаций с учётом возрастных особенностей, уровня подготовленности и других индивидуальных особенностей занимающихся.

Необходимость разработки средств и методов, основана на противоречии между необходимостью повышать уровень развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста и недостаточной эффективностью имеющихся методик по их воспитанию у детей младшего школьного возраста средствами оздоровительной аэробики.

Анализ литературы по проблеме исследования показал о возможности совершенствования процесса физической подготовки младших школьников средствами оздоровительной аэробики.

С целью определения наиболее значимых в развитии видов специфических координационных способностей, для выявления особенностей обучения координационных способностей, повышающих эффективность учебно-тренировочного процесса на уроках физической культуры, проводилось анкетирование среди 45 учителей физической культуры. В анкетировании были предложены шесть ведущих видов координационных способностей при этом эксперты следующие: кинестетические способности; способность к реагированию; способность к динамическому равновесию; способность к статическому равновесию; чувство ритма.

По результатам анкетного опроса наибольшее количество ответов учителей физической культуры соответствуют данным теоретического анализа, приведённым в первой главе диссертации, согласно которым современные авторы наиболее часто выделяют именно эти виды специфических координационных способностей, указанных выше, повышающих эффективность учебно-тренировочного процесса на уроках физической культуры. На основе анализа научно-методической литературы, результатам анкетного опроса была разработана методика, особенностью которой являлись:

1. Связки базовых шагов.

2. Связки базовых шагов с мячом.

3. Связки базовых шагов со скакалкой.

4. Комплекс упражнений на скамейке.

Для проверки эффективности разработанной методики были проведены внутригрупповой и межгрупповой анализы показателей уровня развития координационных способностей.

В ходе внутригруппового анализа уровня изменения координационных способностей в контрольной группе не произошли изменения, также выявлено, что в контрольной и экспериментальной группах до педагогического эксперимента показатели примерно были одинаковые, после педагогического эксперимента в экспериментальной группе результаты во всех контрольных тестах достоверно улучшились: в тесте на определение кинестетических способностей (3±0,3; 4,8±0,2;<0,05); (3±0,3;

4,6±0,2;<0,05); в тесте на оценку способности к реагированию (96,5±4,9; 90,2±4,9;<0,05);(20,2±1,7; 18,2±1,4<0,05); в тесте на оценку способности к динамическому равновесию (8,4±0,3; 7,4±0,2;<0,05); в тесте на способности к статическому равновесию (18,5±0,4; 16,8±0,3;<0,05); тест н для оценки

способности к ритму( 6,7±0,1; 6,0±0,1;<0,05).

В ходе межгруппового анализа координационных способностей до педагогического эксперимента определено, что показатели координационных способностей у контрольной и экспериментальной групп не показали статистически достоверных различий ни в одном из контрольных тестов. После педагогического эксперимента в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой произошли достоверно-значимые изменения во всех контрольных тестах: в тесте на определение кинестетических способностей; (3,3±0,4; 4,4±0,2;<0,05); (3,4±0,3; 4,4±0,2;

<0,05); в тесте на оценку способности к реагированию (95,2±4,6;91,3±5,2;<0,05);(21,5±1,4; 18,6±1,4;<0,05); в тесте на оценку способности к динамическому равновесию (8,2±0,3; 7,5±0,2<0,05); в тесте на способности к статическому равновесию (18,7±0,5;17,2±0,3;<0,05); тест н для оценки способности к ритму(6,7±0,1; 6,0±0,1<0,05).

Таким образом, внутригрупповые и межгрупповые анализы показателей изменения координационных способностей свидетельствуют об эффективности разработанной методики воспитания координационных способностей у девочек 9-10 лет средствами оздоровительной аэробики.

Список литературы

1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова. - Казань: «Медицина», 2007. - 220 с.

2. Алексеева, Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики /Л.М.Алексеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 208 с.

3. Алферова, В.П. Как вырастить здорового ребенка /В.П.Алферова. - Л.: Медицина, 1991. - 416 с.

4. Апанасенко, Г.Л. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирования / Г.Л. Апанасенко, Ю.С. Чистякова // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2 - С.15-18.

5. Ашмарин, Г.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие / Г.А. Ашмарин // - М.: Академия, 2005. -287с.

+ еще 75 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Воспитание координационных способностей у детей 9-10 лет на уроках физической культуры»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Магистерская работа
Страниц: 90
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует