Курсовая работа

«Зависимость видов негативных эмоций и агрессивности от типа темперамента»

  • 86 страниц
Содержание

Ввeдeниe….3

ГЛAВA I. ТEOPEТИЧECКИE ACПEКТЫ ВЗAИМOCВЯЗИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ПОДРОСТКОВ

1.1. Пoнятиe и ocoбeннocти негативных эмоций и агрессивности….7

1.2. Понятие о темпераменте в психологии.24

1.3. Возрастные особенности подросткового возраста.…35

Вывoды пo I глaвe.….….48

ГЛAВA II. ЭМПИPИЧECКOE ИCCЛEДOВAНИE ВЗAИМOCВЯЗИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ПОДРОСТКОВ

2.1. Oбщaя хapaктepиcтикa выбopки и мeтoдoв иccлeдoвaния….45

2.2. Aнaлиз и oбoбщeниe peзультaтoв эмпиpичecкoгo иccлeдoвaния….50

Вывoды пo II глaвe….….….….59

Зaключeниe….…60

Cпиcoк литepaтуpы….….….….62

ПPИЛOЖEНИE

Введение

Одна из наиболее острых проблем не только для родителей и психологов, но и для общества в целом на сегодняшний день – повышенная агрессивность детей и проявление негативных эмоций, особенно в подростковом возрасте. Увеличение числа детей, склонных к агрессивному поведению, ставят задачу изучения тех психологических условий, которые вызывают эти опасные явления. Актуальность темы заключается в изучение проблемы негативных эмоций и агрессивности у детей подросткового возраста и условий ее эффективности, поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения.

Те или иные формы агрессии и негативные эмоции характерны для большинства детей. Но известно и то, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности. В результате снижается продуктивность ребенка, уменьшаются возможности полноценного общения, страдает его личностное развитие. Ребенок с агрессивным поведением приносит множество неудобств не только себе, но и окружающим его людям.

В отечественной психологии двадцатого века изучением возрастных особенностей и особенностей развития личности подростка занимались такие выдающиеся ученые как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Макаренко А.С., Мухина В. С., Мясищев В.Н.

Появилось много теоретических и экспериментальных работ по изучению возникновения природы и структуры агрессии и негативных эмоций. Эти теории были разработаны как отечественными учеными: Беличева С. А., Бочкарева Г. Г., Личко А. Е., Можгинский Ю. М.; так и зарубежными учеными: Бандура А., Доллард Дж., Лоренц К., Фрейд З. Проблема агрессии актуальна не только в наше время, она была представлена еще в работах З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, С Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Л.М. Семенюк, Ф.Е. Василюка, Ю.В. Егошкина, и др.

Также на протяжении двадцатого столетия многие ученые занимались разработкой коррекционных и диагностических методик по работе с агрессивными дошкольниками. Особого внимания заслуживают работы таких авторов, как Басс А. П., Гуревич К. М., Семенюк Л. М., Спиваковская А. А., Фурманов И. А. Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности, методов ее диагностики и коррекции.

Исходя из многочисленных исследований, можно сказать, что, проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся враждебность, тревожность и агрессивность.

Таким образом, пpoблeмaтикa зависимости видов негативных эмоций и агрессивности от типа темперамента подростков тpeбуeт cвoeгo дaльнeйшeгo изучeния и aктуaльнa для пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти психологов общеобразовательных учреждений, чтo и oпpeдeлилo выбop тeмы иccлeдoвaния: «Исследование зависимости видов негативных эмоций и агрессивности от типа темперамента подростков».

Цeль иccлeдoвaния: изучить взaимocвязь видов негативных эмоций и агрессивности от типа темперамента подростков.

Oбъeкт иccлeдoвaния: негативные эмоции, агрессивность и темперамент подростков.

Пpeдмeт иccлeдoвaния: ocoбeннocти взaимocвязи негативных эмоций, агрессивности и типа темперамента подростков.

В cooтвeтcтвии c цeлью в курсовой paбoтe пocтaвлeны зaдaчи:

1. Пpoaнaлизиpoвaть пpoблeму негативных эмоций и агрессивности нa ocнoвe нaучнoй литepaтуpы.

2. Рассмотреть понятие темперамента.

3. Oпиcaть возрастные особенности подросткового возраста.

4. Изучить взaимocвязь видов негативных эмоций и агрессивности от типа темперамента подростков.

Гипoтeзa иccлeдoвaния: пpeдпoлaгaeм, чтo негативные эмоции и агрессивность подростков взaимocвязaны с типом их темперамента.

В paбoтe иcпoльзoвaны тpи гpуппы мeтoдoв иccлeдoвaния:

1. Тeopeтичecкиe мeтoды: aнaлиз и oбoбщeниe литepaтуpы пo пpoблeмe иccлeдoвaния.

2. Эмпиpичecкиe мeтoды: пcихoдиaгнocтичecкиe мeтoды. C цeлью иccлeдoвaния взaимocвязи негативных эмоций и агрессивности от типа темперамента подростков были иcпoльзoвaны cлeдующиe мeтoдики:

1. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер)

2. Диагностика враждебности по шкале Кука – Медлей.

3. Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI).

3. Мeтoды мaтeмaтичecкoй oбpaбoтки дaнных – кoэффициeнт paнгoвoй кoppeляции Cпиpмeнa.

Эмпиpичecкaя бaзa иccлeдoвaния: иccлeдoвaниe пpoвoдилocь в СОШ №. В нeм пpиняли учacтиe 40 подростков.

Пpaктичecкaя знaчимocть иccлeдoвaния: мaтepиaлы эмпирического иccлeдoвaния зависимоти негативных эмоций и агрессивности от типа темперамента подростков мoгут быть иcпoльзoвaны пcихoлoгaми oбpaзoвaния в общеобразовательных учреждениях.

Cтpуктуpa paбoты: курсовая paбoтa cocтoит из ввeдeния, двух глaв, вывoдoв, зaключeния, cпиcкa литepaтуpы из 37 иcтoчников и пpилoжeния. Oбъeм paбoты 64 лиcта.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТEOPEТИЧECКИE ACПEКТЫ ВЗAИМOCВЯЗИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ПОДРОСТКОВ

1.1. Пoнятиe и ocoбeннocти негативных эмоций и агрессивности

Эмоция – это реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовлетворение или неудовлетворения). Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. То есть признавал взаимосвязь эмоций и темперамента. В то же время эмоциональность является одной из важнейших характеристик человека и оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности.

Самой распространенной класификацией эмоций является их деление на позитивные и негативные. Так, негативные эмоции – эмоции, рождающиеся на основе негативного настроя и негативного мировосприятия. Среди негативных эмоциональных состояний чаще всего выделяются враждебность, тревожность и другие. Однако, негативные эмоции – это не плохие эмоции. Они часто бывают адекватны и полезны, а в небольшой интенсивности - и привлекательны.

Рассмотрим две распространенные негативные эмоции в данной части работы, такие как враждебность и тревожность, имеющих особо важное значение в обучении.

Враждебность – это склонность наделять социальные объекты негативными качествами (С.Н.Ениколопов, А.В.Садовская, 2000; Г. Кассинов, Р.Ч. Тафрейт, 2006).

А.В. Садовская (А.В.Садовская, 2000) определяет понятие враждебности, как «негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии, негативизма, аутизации и т.д.

Взаимосвязь враждебности можно описать так: негативные представления о других людях индуцируют негативный аффект (страх, недовольство, гнев, разочарование), провоцируют дезадаптивные поведенческие стратегии – высокую конфликтность в отношениях или защитное дистанцирование, что, в свою очередь, может приводить к социальной изоляции и дефициту поддержки. Высокий уровень негативных эмоций, конфликтные отношения с окружающими, дефицит эмоциональной поддержки могут служить фактором тревожно-депрессивных расстройств (М.В.Москова, 2008;Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева,2001).

Некоторые авторы ставят в соответствие понятиям враждебности, гнева и агрессии три аспекта психических явлений: когнитивный, эмоциональный и поведенческий соответственно (Buss, 1961; Barefoot, 1992). Другие, напротив, не проводят жестких границ между тремя компонентами и рассматривают враждебность как устойчивую комплексную личностную черту, подразумевающую девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла (активное или пассивное) (Chaplin, 1982; Smith, 1992; Elizur, 1949). Во многих работах, посвященных проблеме исследования враждебности используется деление на проявляемую и переживаемую враждебность (Musante et al., 1989; Costa et al., 1989) (А.В.Садовская, 2000).

Наиболее полным и точным нам представляется определение Barefoot. По Barefoot, враждебность — антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты (А.В.Садовская, 2000).

Когнитивный компонент представляет собой негативные оценки субъектом отношений элементов социальной и/или физической среды и неприязненное отношение к этим объектам. Представления субъекта об этих элементах основаны на относительной точке отсчета, на недоверии, подозрении и цинизме. Как правило, основой когнитивного компонента враждебности является духовная некомпетентность, аморализм. Когнитивный компонент включает негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие).

Аффективный компонент, как правило, выражается в неприятных эмоциях субъекта отношений, в гневе, в ярости; в крайнем раздражении, направленных на объект отношений. Аффективный компонент может оцениваться по характеру цели, по интенсивности и по частоте проявления этого компонента. Аффективный компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций, включая гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение.

Поведенческий компонент определяется особенностями установок субъекта отношений и особенностями аффективного компонента. Любое действие, как элемент поведения, нацелено на нанесение духовного, психического и физического вреда объекту отношений. Поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые, – агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т.д. Крайней формой выражения поведенческого компонента может быть терроризм.

Все три компонента враждебности, по мнению Barefoot, необходимо изучать отдельно – из тех соображений, что они связаны с психическим и физическим здоровьем посредством принципиально различных механизмов. Данное определение охватывает как устойчивую, так называемую личностную враждебность, так и разнообразные ситуативные комплексы враждебных установок или предиспозиций по отношению к конкретным людям в конкретных условиях (С.Н.Ениколопов, А.В.Садовская, 2000).

Наиболее активно враждебность стали исследовать в 80-е годы, когда была обнаружена ее связь с физическим здоровьем. В настоящее время мы видим три основных направления прикладных исследований враждебности:

– изучение поведенческих проявлений враждебности (в частности, прогнозирование агрессии);

– изучение влияния враждебности на физическое здоровье (психологические факторы бронхиальной астмы, сердечно-сосудистой патологии и др.);

– изучение враждебности в рамках различных психических расстройств.

Враждебность может быть одной из базовых характеристик объектов субъективного мира. Представления об окружающем мире как о враждебном формируются с первых дней жизни ребенка под влиянием целого ряда факторов, среди которых наследственные, семейные, социальные. Помимо этого, они могут сформироваться уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения.

Наряду с враждебностью следует учитывать ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений, таких как справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие всех этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой “враждебной картины мира", моделями которых могут служить высокая агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия, ПТСР и др. (С.Н.Ениколопов, А.В.Садовская, 2000).

В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходится на 1970-е начало 1990-х годов. Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревожность обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника. В психологическом словаре тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают (Прихожан А.М., 2000).

В отечественной литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях

В.С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью). Ряд ученых рассматривают тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Так, Н.В. Имедадзе называет тревожность, экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация. В этом же аспекте анализирует тревожность В.Р. Кисловская. На основании исследования, показывающего, что уровень тревожности надежно коррелирует с социометрическим статусом, во всех возрастах (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский). Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу. А.М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожными детьми. Маргарита Ивановна Чистякова разработала упражнения и этюды на релаксацию, которые описала в своей книге «Психогимнастика» (Мерлин В.С., 1986).

А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствие грозящей опасности (Прихожан А.М., 2000). Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативное проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» (Немов Р.С., 2000).

По определению С.С. Степанова «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» Маргон У.П., 1986). Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи.

Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы (Овчарова Р.В., 2002).

Прихожан А.М разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей. Им были разработаны коррекционные программы. Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно- психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучие личности. Современные исследования тревожности, направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожностью, являющейся стабильным свойством личности (Прихожан А.М., 2000).

Выделяют два основных вида тревожности. Ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человеком в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

В зарубежной психологии понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формыпроявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии»,то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По-мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги. Чувство неполноценности может возникнуть от субъективного ощущения физической слабости или каких-либо недостатков организма, либо от тех психических свойств и качеств личности, которые мешают удовлетворить потребность в общении. Потребность в общении – это есть в то же время потребность принадлежать к группе. Чувство неполноценности, неспособности к чему-либо доставляет человеку определенные страдания, и он пытается избавиться от него либо путем компенсации, либокапитуляцией, отказом от желания.

Психологическая наука даёт различные толкования природы тревожности, т.к. вопрос о причинах тревожности как индивидуальной психологической особенности до настоящего времени не решен. Большинство психологов считают, что тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.

В дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности психологи считают нарушения детско-родительских отношений, а в более взрослом возрасте, тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Психологи выделяют устойчивую тревожность в какой-либо сфере: эта тревожность может быть или частной, “связанной” (например, школьная, экзаменационная, межличностная и т.д.) или общей, которая свободно меняет объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека.

Кроме того, психологи различают также адекватную тревожность, которая является отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и тревожность неадекватную, или собственно тревожность в благополучных для человека обстоятельствах (Прихожан А.М., 2000).

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же негативное воздействие на перспективу личностного развития оказывает и “возникающая вследствие тревожности нечувствительность к реальному неблагополучию, “защищенность”, возникающая под воздействием защитных механизмов (и, прежде всего, под влиянием механизмов вытеснения) [там же].

Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревожности даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях.

Касаясь всей предыстории вопроса, следует отметить, что понятие тревога было введено в психологию в 1925 г. З. Фрейдом, который разводил конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер.

Если понятия «тревога» и «страх» могут использоваться (особенно в

быту, в обиходном разговоре) как синонимичные, взаимозаменяемые понятия, то термины ситуативная тревога (состояние субъекта в конкретный, определенный момент) и тревожность (как относительно устойчивое образование) разводятся уже в 30-50 гг. такими авторитетными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и (несколько позже) Ю.Л. Ханин.

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости и снижении порога чувствительности (Прихожан А.М., 2000).

На психологическом уровне тревожность проявляется как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и т.д.

Оптимальный уровень тревожности необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревожность). Чрезмерно высокий уровень тревожности, как и чрезмерно низкий, называются дезадаптивной реакцией, которая проявляется в общей дезорганизованности поведения и .

Понятие тревожного ряда ввел в 1967г. психолог Ф.Б. Березин, который определил феномен явлений тревожного ряда как эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания состояния тревоги. К 1988 году Березиным были сформулированы основные градации и дана исчерпывающая их классификация, в которой психолог выделил 6 уровней.

Первый уровень явлений тревожного ряда составляет ощущение внутренней напряженности, которому свойственна наименьшая интенсивность тревоги и наибольшая адаптационная значимость. Ощущение внутренней напряженности выражается в переживаниях напряженности, настороженности и дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.

На втором уровне гиперстезические реакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении – отрицательную эмоциональную окраску. На этом основывается появление у человека недифференцированного реагирования, определяемого как раздражительность.

Третий уровень – собственно тревожность – проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности.

Четвертый уровень – страх – возникает при нарастании тревожности и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревожности, действительную угрозу.

Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результате продолжающегося нарастания тревожности и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе. При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревожностью. Подобные переживания может вызвать и неопределенная, но очень сильная тревожность.

Шестой уровень явлений тревожно–боязливое, возбуждение выражается в «потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума» [там же].

Тревога и тревожность могут быть ослаблены произвольно, например, с помощью активной деятельности по достижению цели или специальны приемов посредством релаксации, а также в результате действия неосознанных защитных механизмов.

В данной курсоовй работе для нас актуально рассмотрение такого понятия как агрессивность.

В жизни нам часто приходится иметь дело с психологической агрессией, агрессивными людьми. Грубость на улице и в транспорте, магазине и различных службах, третирование в школе и на работе, эмоциональный шантаж со стороны соседей и близких родственников. Ситуации, когда нам настойчиво навязывают свое общество или товары, услуги, советы, стремятся руководить нами и нашей жизнью, не отвечая при этом за последствия своих действий, сбрасывают свое эмоциональное напряжение, переносят с себя на нас ответственность. Что это такое и в чем она выражается? Термин "агрессия" издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Зильманн его точка зрения, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений (Асмолов А.Г., 2002).

Агрессия (от латинского "agressio" нападение, приступ) рассматриваетс учеными как мотивированное деструктивное поведение (индивидуальное или коллективное), действие, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб либо уничтожение другого человека или группы людей, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.д.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».

По направленности агрессия разделяется на аутоагрессию (на себя) и гетероагрессию (на других), а также различают реактивную – возникающую как реакция на фрустрацию, враждебную – с осознанным и целенаправленным причинением вреда, и инструментальную – используюмую как средство достижения эмоционально нейтральной цели (Т.Гаврилова, 1988).

Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебное поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину "агрессия" являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация воинственности.

Психологическая агрессия – это поведение, преднамеренно направленное на нанесение психологического вреда другому человеку в виде оскорбления, запугивания, формирования зависимости. Это воздействие, нарушающее психологические границы личности. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту. Э.Фромм выделяет "доброкачественную" и "злокачественную" агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу—появляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия.

В отечественной психологии, в отличие от зарубежной, агрессивные действия и поведение связывают с отвержением ребёнка со стороны сверстников и взрослых и утверждают, что агрессивность нередко выступает механизмом самосохранения и самозащиты. В этом случае, к сожалению, нравственный аспект поведения игнорируется. Поэтому к объяснению агрессии как механизма самосохранения должны подойти очень осторожно.

В психологических исследованиях агрессии традиционно поднимались вопросы её происхождения, выяснялись причины и специфика её проявления в разных возрастах, зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов. Существуют данные о том, что именно в критические периоды жизни проявление агрессивности достигает своего апогея. Все это находит отражение как в поведении индивида, так и в его внутренней организации. Между тем, вопросы изменчивости или, напротив, устойчивости агрессивных проявлений, обострения агрессивного поведения, смены умеренных его форм более резкими и открытыми, представляются крайне важными. Изучение динамики агрессивности на протяжении подросткового возраста имеет важное значение не только для коррекции, но и для профилактики агрессивности, важно для разработки стратегий, направленных на контроль и предотвращение её острых форм.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Согласно Б.Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.

Как отмечает Е.Гаспарова, на втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое «Я сам!» - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.

К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина, В.С. Мухина, Л.Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и расзвертывания действий, направленных на другого. В этот период агрессия носит интруентальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой.

Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.

Как отмечает И.А.Фурманов, что в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт», и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.

Заключение

После проведенного эмпирического исследования зависимости негативных эмоций (враждебности, тревожности) и агрессивности от темперамента подростков мы пришли к следующим выводам:

1. Высокий уровень ситуативной тревожности наблюдается только мальчики (40%), девочек с высоким уровнем нет. Такой уровень тревожности у мальчиков может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.

2. Средний уровень ситуативной тревожности примерно одинаков у девочек (55%), а у мальчиков (50%). А с низким уровнем тревожности имеются существенные различия. Большое количество девочек с низким уровнем тревожности(45%), а у мальчиков(10%). Низкая тревожность характеризует состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

3. В группе испытуемых в большей степени выражен средний уровень враждебности, с тенденцией к высокому (56%,) затем средний уровень враждебности, с тенденцией к низкому у 32%, высокие враждебности уровень у 9% и низкий – 3%.

4. Группе испытуемых в большей степени свойственен средний уровень, с тенденцией к высокому (66%), и в меньшей – средний уровень, с тенденцией к низкому (20 %), высокий уровень у 14% исследуемых.

5. Большинство подростков 55% имеют холеричесий тип темперамента. Далее 20% подростков являются сангвиниками. Флегматиков обнаружилось 18%. Всего 7% респондентов меланхолики.

6. Гипотеза подтвердилась частично. Тип темперамента подростка связан только с агрессивностью и не связан с личной и ситуативной анрессивностью и враждебностью.

Одна из наиболее острых проблем не только для родителей и психологов, но и для общества в целом на сегодняшний день – повышенная агрессивность детей и проявление негативных эмоций, особенно в подростковом возрасте. Увеличение числа детей, склонных к агрессивному поведению, ставят задачу изучения тех психологических условий, которые вызывают эти опасные явления. Актуальность проведенного исследования заключается в изучение проблемы негативных эмоций и агрессивности у детей подросткового возраста и условий ее эффективности, поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения.

В отечественной психологии двадцатого века изучением возрастных особенностей и особенностей развития личности подростка занимались такие выдающиеся ученые как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Макаренко А.С., Мухина В. С., Мясищев В.Н.

Появилось много теоретических и экспериментальных работ по изучению возникновения природы и структуры агрессии и негативных эмоций. Эти теории были разработаны как отечественными учеными: Беличева С. А., Бочкарева Г. Г., Личко А. Е., Можгинский Ю. М.; так и зарубежными учеными: Бандура А., Доллард Дж., Лоренц К., Фрейд З. Проблема агрессии актуальна не только в наше время, она была представлена еще в работах З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, С Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Л.М. Семенюк, Ф.Е. Василюка, Ю.В. Егошкина, и др.

Гипотеза о зависимоти негативных эмоций и типа темперамента подростков получила свое частичное подтверждение. Тип темперамента подростка связан только с агрессивностью и не связан с личной и ситуативной анрессивностью и враждебностью.

Мaтepиaлы эмпирического иccлeдoвaния зависимоти негативных эмоций и агрессивности от типа темперамента подростков мoгут быть иcпoльзoвaны пcихoлoгaми oбpaзoвaния в общеобразовательных учреждениях.

Список литературы

1. Андреева И. Г. Укрепление здоровья школьников в современном социуме / И.Г. Андреева // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2011. № 9. С.39-42

2. Асмолов А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002.

3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность [Текст] В.В. Белоусов // Учебное пособие. — Пятигорск, 1990.

4. Битянова М. Мотивация и профанация [Текст] / М. Битянова // Школьный психолог. - № 2. - 2000.

5. Выготский Л.С. Возрастная психология [Текст] / Л.С. Выготский – М., 2001.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский – М., 1991.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] /Ю.Б. Гиппенрейтор. – М., 1986.

8. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – М., 2007.

9. Крайг Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2002.

10. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков [Текст] / А.А. Либерман // Вопросы психологии. – 2005.– № 3. – С.117-124.

11. Маргон У.П., Экиксон К.А. Ситуативная тревога и результативная деятельность [Текст] / У.П. Маргон, К.А. Эриксон //Вопросы психологии. -1990 -№3.

12. Мерлин В.С. Очерк иппагрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. — М., 1986.

13. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента [Текст] / В.С. Мерлин. — М ., 1964.

14. Мухина В.С. Психология возраста [Текст] / В.С. Мухина – М., 2007.

15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова – М: Тривола, 2005.

16. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности [Текст] / Н.Б. Пасынкова //Психологический журна. – Т. 17. – 1996. – № 1.

17. Подольский А. Подросток в современном обществе: заметки психолога [Текст] / А.Подольский – М.: Каро, 2007.

18. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1996. – №1.

19. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Подросток в учебе и в жизни [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М., 2000.

20. Прихожан А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998 – №2.

21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан.– М., 2000.

22. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А.О. Прохоров. – Казань, 2001.

23. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П.Зинченко Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.

24. Психология индивидуальных различий [Текст] / Тексты. – МГУ, 1988.

25. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.

26. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

27. Русялов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека [Текст] / В.м. Русалов // Вопросы психологии. – 1985. – №2.

28. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб., 2001.

29. Словарь. Психология [Текст] / Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского - М.,1990.

30. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии [Текст] / ВЯ. Стреляу. – М., 1982

31. Формирование личности в переходный период. От подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.

32. Хрестоматия. Тревога и тревожность [Текст] / /Под ред. В.М. Астапова. – Спб., 2001.

33. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога [Текст] / Л. Шнейдер// Школьный психолог. – 2009. – №20. – С. 12-15.

34. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

35. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М, 2004.

36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 2000.

37. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб.: «Питер», 2001. №7. – C.28-38

Покупка готовой работы
Тема: «Зависимость видов негативных эмоций и агрессивности от типа темперамента»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 86
Цена: 1800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует