Реферат
«Коммуникативная сторона общения»
- 19 страниц
Введение….….3
1. Каналы коммуникации….5
1.1 Вербальные средства коммуникации….5
1.1.1 Лингвистический канал….5
1.1.2. Паралингвистический канал….7
1.1.3 Разговор….….…8
1.2 Невербальные средства коммуникации…11
1.2.1 Выражение лица (мимика)….…12
1.2.2 Визуальный контакт…13
1.2.3 Позы и жесты….14
1.2.4 Межличностное пространство….….15
2. Модель коммуникативного процесса….18
Заключение….….22
Список литературы….….….…23
Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. "Человек – это узел связи", – писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения [7].
В настоящей работе мы рассмотрим общение как коммуникативную деятельность. Коммуникация – смысловая сторона общения.
Начало изучению коммуникации положила психология масс, и прежде всего Габриэль Тард. Он же заложил основы общей теории коммуникации. Именно Тарду Г. принадлежала идея проследить генезис (возникновение и развитие) коммуникации и увязать его с историческими общественными изменениями. Согласно Тарду Г., роль коммуникации в обществе настолько значительна, что те или иные ее формы детерминируют определенные типы общественных отношений, в том числе и отношений власти [12].
Утверждение Тарда Г. не беспочвенно, к нему следует отнестись серьезно. Сделанный ученым прогноз относительно возможности установления тоталитарных диктатур в связи с развитием средств массовых коммуникаций в XX веке удручающе неоднократно подтвердился.
Неразрывную связь коммуникации и власти признают и современные исследователи. В этом отношении показательно уже само название работы Р. Блакара "Язык как инструмент социальной власти". Но коммуникация – это не только язык, не только вербальное взаимодействие. Тард, Лебон, Фрейд специально отмечали особую роль невербальных средств коммуникации – взгляда, мимики, жестов, поз, телодвижений и т. д. Ведь говоря о подражании (Тард Г.) и заражении (Лебон), трансе (Фрейд), психология масс, прежде всего, имела в виду невербальное взаимодействие.
Г. Тард вполне логично полагал, что изначальной формой коммуникации является разговор. Если вспомнить центральную идею Тарда Г. – о социальном подражании, то не станет неожиданностью его утверждение, что диалогу, разговору, предшествует речь – монолог отца, вождя. Семья – исходная модель общества, отец – прототип всех вождей. Зарождаясь в семье, разговор становится формой общения сначала группы, затем групп и, наконец, всего общества.
Современная теория коммуникации разрабатывается как философией, так и самыми различными науками: от социальных до технических, компьютерных дисциплин. Ее проблемная область включает в себя предельно широкий спектр явлений – от внутриличностных коммуникативных процессов (внутренний диалог в сознании индивида) до крупномасштабных коммуникативных процессов в социокультурных системах и даже в мировом сообществе в целом, где используются научно-технические достижения и задействованы средства массовой коммуникации, включая глобальные компьютерные сети.
Традиционной областью исследования социальной психологии считается межличностная коммуникация, хотя, разумеется, современных социальных психологов также интересуют как внутриличностные коммуникативные процессы, так и влияние средств массовой коммуникации на индивидов, на группы, межгрупповые отношения и т. д.[4]
В заключение еще раз отметим, что вербальные и невербальные средства коммуникации являются частями одной и той же коммуникационной системы. Поэтому процесс коммуникации осуществляется по многим или даже всем каналам одновременно. Иногда информация, поступающая по различным каналам, может передавать один и тот же смысл, нести одно и тоже содержание. Параллельное выражение одного и того же содержания одновременно по нескольким каналам усиливает эффект воздействия. Но иногда сообщения, поступающие по различным каналам, могут быть противоречивыми, несогласованными между собой, что, естественно, затрудняет их интерпретацию.
В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга, а также обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели, установки и т.п.
1. Аверьянов Л.Я. “Хрестоматия по психологии”
2. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М.: Экономика, 1988.
3. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования) // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987. 462 с.
4. Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ. Е.Г. Панфилова. М.: Ино-странная литературы, 1958.
5. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию / Пер. с нем. Т.А. Рябушкиной. М.: Прогресс, 1972. 295 с.
6. Добрович. А. Общение: наука и искусство. М.: АОЗТ “Яуза”, 1996. С. 53-65. 71-75.
7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология., М., 1999г.
8. Крысько В.Т. Социальная психология М.: ШОМЕГА-Л, 2006г.
9. Ломов Б. Научно-техническая революция и социальная обусловленность регуляции поведения личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С. 29-41.
10. Семечкин Н.И. Социальная психология. Владивосток, 2003г.
11. Серл Дж. Перевернутое слово//Вопросы философии. 1992. № 4. С. 58-70.
12. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892/1997.
Тема: | «Коммуникативная сторона общения» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 19 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Основы психологии человеческого общения
Курсовая работа:
Психология общения
Дипломная работа:
Трудности в общении подростков, воспитывающихся в детском доме
Дипломная работа:
Проектирование и разработка информационной системы «диагностика коммуникативной компетентности»