Дипломная работа

«Проектирование и разработка информационной системы «диагностика коммуникативной компетентности»»

  • 90 страниц
Содержание

Введение

Глава I. Теоретическое исследование коммуникативной компетентности

1.1. Понятие коммуникативной компетентности

1.2. Детерминанты коммуникативной компетентности

1.3. Диагностика коммуникативной компетентности

Глава II. Аспекты создания информационной системы «Диагностика коммуникативной компетентности»

2.1. Теоретическое обоснование структуры информационной системы

2.2. Техническое задание на создание электронного пособия

2.3. Структура информационной системы

2.4. Основные элементы языков, используемых при разработке информационной системы

2.5. Экономический анализ проектирования и применения информационной системы

Глава III. Исследование коммуникативной компетентности

3.1. Организация исследования

3.2. Методы и методики исследования коммуникативной компетентности

3.3. Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования коммуникативной компетентности

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы. Человек – социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом.

В последние годы наблюдается значительная интенсификация отношений в сфере общения. Бурное развитие средств связи и транспорта активизировало обмен информацией разного содержания. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий.

Коммуникативная компетентность относится к ключевым компонентам, являющимся неотъемлемой частью профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность входит в перечень знаний, необходимых для выпускников вузов, что отмечено в ГОСТе, как один из важнейших компонентов образования.

Таким образом, проблема коммуникативной компетентности наиболее актуальна на данный момент, поскольку от уровня развитости коммуникативной компетентности зависят отношения не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Общение, является главной составляющей жизни человека, а коммуникативная компетентность - составляющий фактор успешности в общении.

Коммуникативная компетентность в практическом плане, есть фактор эффективного общения, который складывается из личностной и операциональной составляющих.

К сожалению, в данный момент эта проблема мало изучена. Существует масса противоречий и несовпадение взглядов, на данную проблему. Исследователи до сих пор не могут определить, какие методики необходимы для наиболее точного и полного определения коммуникативной компетентности.

Проблема коммуникативной компетентности освещена в работах следующих российских исследователей: Г.Н. Андреева, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова, А.Л. Южанинова, Е.В. Сидоренко.

В современных исследованиях важно осуществлять мониторинг развития коммуникативной компетентности, который наиболее эффективно осуществляется с помощью программы.

В связи с тем, что на данный момент нет таких программ, которые бы могли предоставить наиболее полную картину о уровне развитости коммуникативной компетентности, мы и занялись данной проблемой.

Разработка электронных версий диагностических методик, в которые входит сбор данных, обработка и интерпретация результатов, позволяет решить ряд проблем, возникающих при обычном исследовании, при помощи бланковских методов. При наличии компьютерных ресурсов, есть возможность провести исследование на большой выборке людей за короткое время, что в значительной степени облегчает труд исследователя. Компьютерные диагностические методики помогают облегчить трудоёмкий процесс сбора информации.

С каждым годом возрастает интерес к проблеме создания, их количество увеличивается, что связано с развитием информационных технологий.

На данный момент наиболее известная компания по созданию компьютерных диагностических методик, является компания «Иматон». Программный продукт состоит из: текстового вида методики; электронной версии, представленной на цифровом носителе (дискете); подробной инструкции по эксплуатации данной методики.

Цель – создание компьютерных версий диагностических методик для исследования коммуникативной компетентности.

Объектом исследования является система социальных отношений молодых людей.

Предметом исследования является коммуникативная компетентность, присущая студентам ВУЗа.

Гипотеза.

1. Коммуникативная компетентность включает в себя понятийно-операциональную и личностную составляющую, при ведущей роли личностной составляющей.

2. Компьютерная версия методики диагностики коммуникативной компетентности более эффективна, чем традиционный бланковый метод.

Задачи:

1. Определение уровня коммуникативной компетентности у студентов разных курсов, специальности «Профессиональное образование»;

2. Дать характеристику операциональной и личностной составляющей при разных уровнях компетентности;

3. Разработка электронного диагностического инструментария для исследования коммуникативной компетентности.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ;

2. Эмпирическое исследование: тестирование, анкетирование;

3. Статистическая обработка.

Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие студенты БГПУ 1 и 4 курсов, факультета ИПОиИТ, специальности ПО, в количестве 62 человек.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретическое исследование коммуникативной компетентности

§1.1. Понятие коммуникативной компетентности.

Внедрение новых технологий и изменение ценностей в нашем обществе - объективный и хорошо наблюдаемый процесс. Приспособление к новым технологическим возможностям приводит к необходимости изменения организационных структур, а это, в свою очередь, к изменению характера трудовой деятельности. Общие тенденции развития современного труда таковы, что повышается роль информационных, координационных и согласовательных процессов, происходит внедрение групповой работы, групповых проектов. В связи с переходом к рынку наблюдается изменение профессиональных ценностных ориентиров. Все это привело к тому, что в последние десятилетия изменились профессиональные требования к специалистам. Эти требования охватывают, наряду с традиционными областями предметной (специальной) компетентности, группу требований, которые реализуются в социальных отношениях членов организации, требования, которые относятся преимущественно к социальным навыкам.

Успех личности в процессе социализации и профессионального становления определяется не только академическими знаниями, но и коммуникативной компетентностью, то есть умением полноценно общаться, решать практические проблемы, адаптироваться к условиям существования, т.е. эффективно справляться с повседневными задачами.

Так что же такое коммуникативная компетентность, какова её сущность, в чем заключается ее практическая значимость. На ряд подобных вопросов можно ответить исходя из взглядов психологов, исследовавших данную проблему. Для этого рассмотрим определения коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов, совокупность знаний умений и навыков, необходимых для построения эффективного действия в определенном круге ситуаций межличностных взаимоотношений. Эта система - необходимое условие успешной реализации личности в процессе профессиональной деятельности [2, c. 82].

Коммуникативная компетентность – владение сложными коммуниктивными навыками и умениями, формирующими адекватность умений, в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев и традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитаность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его освоенного ролевого репертуара в рамках данной профессии [20, с. 481].

Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [32, с. 48].

Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения [13, с.11].

Коммуникативная компетентность – это совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения [42, с. 59-73].

Исходя из определений, можно сделать вывод о некотором расхождении взглядов на проблему коммуникативной компетентности. В основном это понятие отождествляется или с социальной перцепцией, или с социальным мышлением, что связано с традиционно раздельным изучением этих феноменов в рамках общей и социальной психологии.

Коммуникативную компетентность можно трактовать двояко: как природная одаренность человека в общении и как компьютерная производительность. Есть «гении общения» и есть люди, которые едва могут соответствовать самым простым коммуникативным задачам и самым привычным социальным ситуациям.

Люди различаются по своей коммуникативной одаренности, также как они различаются по своей лингвистической, музыкальной, математической и другим видам одаренности. Однако подавляющее большинство, так или иначе, научаются говорить на родном языке, выполнять элементарные арифметические операции и узнавать знакомые мелодии. Вряд ли дворянские дети были равно одарены для танцев, музыки, стихосложению и владению иностранными языками. Однако благодаря специальным усилиям учителей и гувернеров большинство из них научалось «соответствовать» разнообразным ситуациям светской жизни, приобретает необходимую для этого «светскую производительность».

Можно предположить, что и современный человек достаточно одарен, чтобы развить в себе высокую коммуникативную производительность, даже если он не является «врожденным гением общенения» [47, с. 59-73].

Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

• Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

• Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

• Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [33, с.117].

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой - индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляют процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества в общении реализуются социальные отношения людей [33, с.118].

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; но общение не сводится лишь к передаче информации, это более широкое понятие. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми; например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания [2, с.81].

Общение выполняет разнообразные функции:

• личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека);

• коммуникативную (передача информации);

• инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-либо действий людей, совместной деятельности людей, принятия решений);

• экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);

• психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека);

• интегральную (общение выступает как средство объединения людей);

• социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);

• функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные способности).

В практике подготовки личности к общению в культурах разных народов сформировался коммуникативный метод. Суть его – обучение общению через общение.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [42, с.9].

Комуникативно-исполнительское мастерство личности

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и все же относительно самостоятельных умения - умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения [33, с.118].

В современных условиях делового общения возникает необходимость планировать «эмоциональную партитуру» как отдельных актов общения, так и всей системы взаимодействий. Определяющим фактором такой «эмоциональной партитуры» является психологический настрой самого человека на основе социально-психологической оценки ситуации общения.

Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства.

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных физиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности.

Эмоционально-психологическая саморегуляция непосредственно проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров. Ясно, что психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения. Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его; верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению; «считывать» изменения в лице, голосе, жесте партнера по общению; «вскрывать подтекст» мимических движений, улыбки, взгляда, жеста и т.д.; определять тон общения; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать «ход» общения.

Перцептивные навыки позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения [7].

Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Еще Л.С. Выготским отмечено стремление «всякого чувства воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству» [27, c. 38]. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении.

Важная часть коммуникативно-исполнительского мастерства - организация непосредственного общения в начальный его период. Условно это можно назвать «коммуникативной атакой», когда завоевывается инициатива в общении. Сегодня можно говорить о таких способах завоевания инициативы в общении, как оперативность в организации изначального контакта, оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению, отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия, оперативное достижение социально-психологического единства с аудиторией, формирование чувства «мы», придание взаимодействию личностного характера, организация целостного контакта, постановка вопросов, которые способны мобилизовать внимание партнера и т. д.

Сказанное дает основание рассматривать коммуникативную культуру личности как систему ее качеств, включающую:

• творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);

• культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, и, конечно, хорошая дикция);

• культуру самонастройки на общение и психо-эмоциональной регуляции своего состояния;

• культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и т.д.);

• культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;

• культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и пр.

Коммуникативная культура личности не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу ее формирования составляет опыт человеческого общения. Коммуникативная культура личности - это одна из характеристик ее коммуникативного потенциала [15].

Коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения.

Коммуникативный потенциал - это единство трех его составляющих:

• коммуникативные свойства личности характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения;

• коммуникативные способности - это способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении;

• коммуникативная компетентность - это знание норм и правил общения, например праздничного, владение его технологией и т.д.

Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности [33].

§1.2. Детерминанты коммуникативной компетентности.

Говоря о пути повышения коммуникативной компетенции, Ю.Н. Емельянов замечает, что коммуникативные умения и интеллект межличностных отношений при их несомненной важности, тем не менее, являются вторичными (как в филогенетической, так и онтогенетической перспективе) по отношению к фактору совместной деятельности людей. Поэтому, ключевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей.

Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Автор предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Это процесс бесконечный и постоянный. Он развивается от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков [13].

Исходя из этого можно выделить детерминанту коммуникативной компетентности – социальный интеллект.

Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Рассматривая социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способность, которая определяет успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством.

Заключение

В I главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические вопросы коммуникативной компетентности. Нами были рассмотрены взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему коммуникативной компетентности. Нами были даны основные определения коммуникативной компетентности и ее составляющих детерминант.

Мы рассмотрели взгляды психологов на проблему эквивалентности и различия «бланковых» и компьютерных методик.

Во II главе, нами были рассмотрены аспекты создания информационной системы «Диагностика коммуникативной компетентности». Мы рассмотрели модели построения информационной системы, описали ее основные компоненты. В этой главе рассмотрены основные тэги, используемые при разработке информационной системы, а также основные компоненты языка Delphi, на котором написаны все программные модули.

На основе наблюдений в процессе проведения диагностики с помощью бланковых и электронных версий диагностических методик, мы составили экономический анализ эффективности использования разработанной информационной системы. Мы выяснили, что лучше использовать электронные версии диагностических методик, поскольку происходит процесс улучшения условий тестирования, как для обследуемых, так и для психологов. Затрачивается значительно меньше времени на подсчет результатов тестирования. Рекомендации можно давать сразу после прохождения тестирования, таким образом, освободившись от утомительного подсчета результатов вручную.

Таким образом мы подтвердили гипотезу о том, что компьютерная версия диагностических методик коммуникативной компетентности более эффективна, чем традиционный бланковый метод.

В III части выпускной квалификационной работы описывается эмпирическое исследование, которое было произведено с помощью бланковых методик. Исследование проводилось на студентах 1 и 4 курса, института профессионального образования и информационных технологий, специальности «профессиональное образование».

Для эмпирического исследования были выбраны методы статистической обработки данных: Вычисление меры центральной тенденции, вычисление меры изменчивости, выявление различий с помощью U-критерия Манна-Уитни, выявление различий в исследуемых признаках с помощью критерия Пирсона, выявление корреляционных связей с помощью критерия Спирмена.

На основе анализа проведенного исследования, мы подтвердили поставленную нами гипотезу, о том, что между понятийно-операциональной и личностной составляющей существует достоверная связь.

Изменения в операциональной и личностной составляющей коммуникативной компетентности мы связываем с развитием профессионально важных качеств, в процессе обучения.

Список литературы

1. Алексеева Т.В. Ожидания результатов деятельности как одна из характеристик личности (на материале старшего школьного возраста) / Дис. канд. психол. наук. – М., 1995.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2004.

3. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. – Н. Новгород: издательство Н-городского университета, 1997.

4. Архангельский А.Я. 100 компонентов общего назначения библиотеки Delphi 5. — СПб.: Речь, 2002.

5. Асмолов А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001.

6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка // Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: Н.П.О Модэк, 1996.

7. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: издательство Институт практической психологии, Воронеж: Н.П.О Модек, 1996.

8. Бойко В.В. Практическая психодиагностика. – М.: Смысл, 1998.

9. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. – М.: Издательство Москоского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО Модэк, 2003.

10. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии// Вопросы психологии, 1975. - №2.

11. Геллерштейн С.Г. Антиципация в свете проблемы бессознательного // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. Март – апрель. – М., 1966.

12. Дунаев В.В. Сам себе Web-дизайнер. – СПб.: БХВ Петербург, 2002.

13. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: издательство ЛГУ, 1985.

14. Емельянов Ю.И. Практический курс социальной психологии для руководителей трудовых коллективов. – Л.: издательство ЛГУ, 1983.

15. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. – Киров, 1991.

16. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. – М.: Смысл, 1996.

17. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М.: Наука, 1986. C. 22

18. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2004. с. 394-395.

19. Колодич Е.Н. Формирование прогнозирования в процессе решения учащимися практических задач: Дис. канд. психол. наук. – Минск, 1992.

20. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

21. Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица. В кн.: Психология межличностного познания. – М.: Педагогика, 1981.

22. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М.: Академия, 2001.

23. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М.: Наука, 1980.

24. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2001.

25. Мороз А.И. Курс теории систем. - М.: Высш. шк., 1987.

26. Москвина Н. Б. Восхождение к конфликтологической компетентности: Учебное пособие к курсу «Повышение конфликтологической компетентности». – М.: АПКиПРО, 2001.

27. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. – М.: Просвещение,1995.

28. Нюттен Ж. Процесс формирования цели // Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности / Под общ. ред. В.В. Петухова. – М.: Учебно-методический коллектор "Психология", 2000]

29. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М. – М.: Наука, 1987.

30. Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста//Педагогика. – 1991. – №2.

31. Перегудов Ф.И. и др. Основы системного подхода. - Томск: ТТУ, 1976.

32. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1997. – №4.

33. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Издательство МГУ, 1989.

34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

35. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – С-Пб.: Союз, 1997.

36. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Владос, 1999.

37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Стр.486.

38. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего

39. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Наука, 1989,Т1.

40. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.

41. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2000.

42. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003.

43. Смирнова Г.Н. Проектирование экономических информационных систем: Учебник. – М., 2003.

44. Социальная психология личности / Отв. ред. Бобнева М.И. и Шорохова Е.В. – М.: Наука, 1979.

45. Социальная психология личности. – М.: Наука, 1979.

46. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Наука, 1983.

47. Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

48. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978.

49. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: изд-во Институт Психотерапии. 2002. (с.29)

50. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов / под редакцией Кутасовой Т. –М.: Международная педагогическая академия,1994.

51. Червинская К. Р. Компьютерная психодиагностика. — СПб.: Речь, 2003.

52. Червинская К. Р. Основы компьютерной психодиагностики: Пособие для врачей. — СПб.: Речь, 2003.

53. Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте. В кн.: Познание Общество. Развитие. – М.: ИП РАН, 1996.

54. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

55. Электронное пособие по языку Delphi.

56. Электронное пособие. Иллюстрированный самоучитель по Delphi 7.

57. Электронный учебник. Введение в системный анализ.

58. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. В сб.: Проблемы оценивания в психологии. – Саратов: издательство Саратовского университета, 1984.

Примечания

Есть приложения. Авторская работа.

Покупка готовой работы
Тема: «Проектирование и разработка информационной системы «диагностика коммуникативной компетентности»»
Раздел: Информатика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика