Реферат

«Принципы обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского»

  • 22 страниц
Содержание

Введение ….3

1. Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования….5

2. Педагогические закономерности и принципы дидактической системы В.А.Сухомлинского….8

3. О сущности процесса обучения и его развивающем характере (практический опыт Сухомлинского)….14

4. О развитии у детей интереса к учебе…18

Заключение…20

Список использованной литературы….22

Введение

Модернизация образовательного пространства обуславливает не-прерывный рост научного и практического интереса к разным педагогическим концепциям и технологиям, которые могут оказывать содействие формированию нового поколения, готового успешно отвечать на вызовы современности. В этих поисках происходят новые открытия научного наследства Василия Александровича Сухомлинского и новое осмысление отдельных сторон его педагогического творчества.

Дидактическая система В.А. Сухомлинского, разработанная и реализованная в 40-70-е гг. XX века в Павлышской средней школе (Украина, Кировоградская обл., с. Павлыш) обоснована с позиции авторских закономерностей, принципов, отражающих сущностные характеристики целостного педагогического процесса.

Данные несущие основы дидактической системы В.А. Сухомлинского сопряжены с приоритетными положениями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, которые ориентируют педагогов на развитие личности ученика, способной к активной учебно-познавательной деятельности, готовой к саморазвитию и непрерывному образованию на основе освоения универсальных учебных действий. Все это и нацеливает российское образование на формирование новой внутренней позиции обучающегося — его направленности на самостоятельный поиск информации, постановку учебных целей, построение жизненных планов во временной перспективе.

Дидактическая система В.А. Сухомлинского содержит решение та-ких проблем, как она построена на признании приоритета познавательной самостоятельности ученика, его способности и возможности выработать собственную точку зрения по отношению к изучаемому материалу.

Идея о «мысли, выведенной из опыта», фундаментально обоснованная в дидактической системе В.А. Сухомлинского, не потеряла своей актуальности для современной школы, поскольку основывается на все-стороннем знании психологии личности, глубоком понимании ее как процесса духовного саморазвития ученика.

Однако, дидактическая система В.А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление, при всей ее безусловной актуальности и значимости, позволяющей ей придать новый импульс для развития теории обучения, до сих пор не представлена в историко-педагогических исследованиях в целостном виде. Нуждаются в осмыслении базисные основания дидактической системы В.А. Сухомлинского, принципы ее функционирования, способствующие инициированию личностного отношения учеников к содержанию и структуре учебного знания.

Цель исследования: изучить принципы обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Проанализировать вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования;

2. Охарактеризовать педагогические закономерности и принципы дидактической системы В. А. Сухомлинского;

3. Изучить сущность процесса обучения и его развивающий характер‚ проблему развития у детей интереса к учебе (практический опыт Сухомлинского).

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение, синтез.

Фрагмент работы

1.Вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования

Последователи идей В.А. Сухомлинского (Рындак, В.Г., Мухин М.И.) выделяют те из них, которые в современных условиях развития школы приобретают особую значимость: ориентация содержания образования на потребности развития села; создание методов и форм обучения и воспитания, призванных обеспечить реальную дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса; становление профильного обучения; реализация в образовательном процессе метода проекта, который синтезирует в себе самостоятельность учащихся, их активность, творческий поиск, ориентацию на разрешение насущных проблем города, села; воспитание духовности; ориентация на красоту как важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви; идея постепенности, последовательности в вопросах обучения и воспитания взрослеющей личности, выдвинутая Ж.Ж. Руссо, пронизывающая все составные части педагогики В.А. Сухомлинского (Рындак 2003: 184).

Дидактическая система, применявшаяся В.А.Сухомлинским содержит много ценнейших обобщений и выводов.

Суть дидактических взглядов В.А. Сухомлинского выражена в следующих положениях:

во-первых, учение – это мир человеческих взаимоотношений, а потому нужно помнить, что отношение ребенка к школе, знаниям, учебному предмету во многом зависит от того, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем.

Во-вторых, учение должно приносить ребенку радость, а для этого учителю необходимо соблюдать следующие условия: учитывать индивидуальные особенности детей; в процессе обучения воздействовать не только на сознание, но и на чувства, эмоции детей; бережно относится к оценке; вооружать учащихся навыками самостоятельного учебного тру-да.

Главным предметом в современной школе, как и в школе В.А. Сухомлинского, остается человековедение. Предмет, который поможет понять психологию человека, факторы, определяющие поведение и взаимоотношения людей.

В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя:

- во-первых, дать ученикам определенный запас знаний,

- во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

Но педагог был убеждён в том, что учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляю-щей, одурманивающей, никому не нужной, вредной и для здоровья, и для умственного развития ребёнка зубрёжке.

Василий Александрович пишет, что задача школы не просто пере-дать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы раз-вития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» (Сухомлинский 1989: 375).

В дидактической системе В.А. Сухомлинского просматривается ее гуманистический характер, проявляющийся в ориентации на радость познания как специфическую ситуацию достижения успеха, совместную деятельность, опытную проверку знаний. Путь усвоения знаний он представлял как педагогическое взаимодействие учителя и ученика, «чувствование духовного мира каждого ребенка», где осуществляется эмоционально-интеллектуальная эстафета: «знания учителя — чувство учителя — чувство ученика — знание ученика» (Сухомлинский 1989: 124).

Заключение

В результате изучения темы можно сделать следующие выводы:

1.Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

2.В.А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Основным принципом процесса обучения на всех его этапах В. А. Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху.

Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского: доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни, принятие ответственности за свой выбор.

Педагогический принцип индивидуального подхода к детям отражено в следующей фразе В.А. Сухомлинского: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» Ребёнок у Сухомлинского – это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь».

Причем, это далеко не полный перечень гуманистических принципов, которые свидетельствует о безусловной гуманистической направленности его педагогической системы.

3. В.А. Сухомлинским были сформулированы группы основных принципов (исходных положений, определяющих содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения) организации процесса обучения.

- Принципы, относящиеся к форме обучения (внутренние принципы организации учебного процесса исходящие из самой сути обучения).

- Интегративные принципы (принципы, интегрирующие индивидуальные интересы участников процесса обучения).

- Деятельностные принципы (группа принципов, направленных на снятие процессуальных проблем обучения).

- Личностно-значимые принципы (группа принципов, направленных на снятие личностных проблем участников процесса обучения)

4. В целях достижения эффективности обучения В.А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В.А. являются: природа, книга, сказка, труд.

5. На основе теоретических разработок и опытно-экспериментальной работы В. А. Сухомлинский показал, что в современных условиях на первое место «выдвигается тонкая и сложная воспитательная задача: утвердить в юных душах жажду знаний, неутолимую и неискоренимую потребность на всю жизнь в пополнении знаний. Дух радости познания – вот та идейная и интеллектуальная атмосфера, которая должна сейчас царствовать в школе».

Список литературы

1. Дидактика / В.А. Ситаров // Под ред. В.А. Сластенина. — 2 изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

2. Мухин М.И. Педагогическая система В.А.Сухомлинского: Тради-ции и новаторство. Монография. - М., 1999.

3. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский и его время // Воспитание школь-ников 2018. № 1

4. Педагогика: учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Вла-сюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. – М.: Высш. шк., 2006. – 495 с.

5. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

6. Рындак, В.Г. Уроки Сухомлинского (издание 2, доп.) / В.Г. Рындак. – М.: Педагогический вестник, 2003. – 340 с.

7. Рындак В. Г. Учитель Сухомлинский. Оренбург: Изд- во ОГПУ, 2008. с. 508

8. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т.1-5, М.: Педагогика. 1989.

9. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1982. — 206 с.

10. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.

11. Челпаченко, Т.В. Дидактика В.А. Сухомлинского. Развитие дидактической идеи гармонии умственного и физического труда школьника: монография / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. — 176 с.

12. Челпаченко, Т.В. Педагогические закономерности и принци-пы дидактической системы В.А.Сухомлинского// Вестник ЧГПУ 2012 № 8

Покупка готовой работы
Тема: «Принципы обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского»
Раздел: Педагогика
Тип: Реферат
Страниц: 22
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика