Курсовая работа
«Теоретическое обоснование инновационного развития общеобразовательных учреждений»
- 31 страниц
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА
1.1 Образовательный менеджмент – теоретическая основа управления инновационным развитием
1.2 Функционирование и развитие
1.3. Методы инновационного менеджмента
ГЛАВА 2. Осуществление функций управления инновациями в МОУ
2.1. Планирование как одна из основополагающих функций управления инновационными преобразованиями
2.2 Мотивация как функция управления в инновационном ОУ
2.3 Контроль как необходимая функция для эффективного управления инновационным развитием
Глава 3. опыт реализации управления ИННОВАЦИЯМИ в школах города Рязани
3.1 Осуществление планирования в школе №51
3.2 Функция мотивации в школе №51
3.3 Контрольная функция в школе №51
3.4 Реализация метода программно-целевого управления в школе №48 города Рязани
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
В настоящее время всё более возрастает роль образовательных учреждений со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития, когда самым ценным товаром станет информация. И особенно большую роль здесь будут играть школы, где и закладываются навыки её получения и переработки. В большей мере именно от школы зависит, раскроется ли человек в будущем, найдёт ли он своё место в жизни.
Академик Ю.К. Бабанский указывал на то, что приблизительно 30 – 40% прироста национального дохода даёт образование. Известно также, что 3,5% одарённых людей обеспечивает 95 – 97% национального дохода.
Задача руководителя школой в данном случае – обеспечить необходимые условия для развития личности ребёнка, создать в своей школе атмосферу, способствующую максимальной самореализации обучаемых.
Образовательные учреждения являются, таким образом, отражением существующего общества – сложного и многогранного. И как социальный институт они вряд ли могут быть существенно лучше создавшего их человеческого сообщества по той причине, что именно оно учреждает и строит школу, разрабатывает программы и учебники, определяет цели и функции, обеспечивает финансами, создаёт правовое пространство.
Тем не менее, школа должна быть максимально приближена по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое.
В последние годы всё более заявляет о себе новая область знания – педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая инновационные процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.
В связи с этим развитием нарастает сложность как объектов управления и муниципальных образовательных учреждений в сфере инноватики:
увеличивается число связей школы с другими системами (культуры, спорта, медицины), они становятся более интенсивными;
школа получает ряд новых социально-образовательных функций;
возрастает необходимость максимально учитывать образовательные запросы местного сообщества, ориентироваться на актуальные и перспективные потребности местного рынка труда, поддерживать и развивать муниципальные историко-культурные традиции и т.д.;
появляются новые формы собственности, меняется компонентный состав и структура школ;
продолжаются инновационные процессы в образовании;
появляются новые функции в связи с введением федеральных и региональных стандартов (аттестация, аккредитация).
Наше же общество находится сейчас в состоянии кризиса, начавшегося в начале 90х годов, когда изменилась политическая ситуация в стране. Это сказывается и на образовательной системе, ведь вместе с обществом изменилось и деятельность образовательных учреждений:
получена большая возможность в проявления инициативы по сравнению с прежней системой, когда план обучения был един для всей страны;
раньше школа была ориентирована на воспроизводство существующих социальных порядков, была менее восприимчива к нововведениям;
школа прежних лет нацеливалась на формирование личности заданного типа, а не на развитие уникальных возможностей, что обусловливало достаточно авторитарную позицию учителя.
Сейчас школа сталкивается со следующими затруднениями, «оставшимися в наследство» от прежней системы образования и мешающими нормальному функционированию и развитию:
необеспеченность таких свойств управления, как целенаправленность, системность, прогностичность и т.д.;
некачественное исполнение какого-либо или всех управленческих действий (планирования, организации, мотивации, контроля);
несовершенство в определении функций управления (содержания управления);
структуры школы недостаточно гибкие и подвижные;
построен неоптимальный организационный механизм управления;
недостаточность финансирования;
недостаточная квалификация управленческих кадров;
недостаточное выявление и осознание участниками совместной деятельности образовательных потребностей населения;
отсутствие продуманных моделей выпускников;
недостаток информационного обеспечения;
недостаток научно-методического, концептуального обеспечения управленческой деятельности, управленческого образования, и т.д.
В.Н. Зайцев указывает также на ряд иных проблем, присущих современной системе образования (Приложение1).
Подсистема управления должна ориентироваться как на решение этих и других проблем функционирования и развития школы, так и на решение собственно управленческих проблем, что есть средство и условие решения проблем школы в общем.
Таким образом, из данного «проблемного поля» становится очевидна актуальность рассматриваемой темы – для эффективного управления успешным развитием школ, в том числе и муниципальных образовательных учреждений, требуется системный и научный подход.
К тому же это просто необходимо в данный момент. Как наука образовательный менеджмент существует давно, есть труды и русских исследователей по данной отрасли научного знания, но все эти разработки не применяются нынешними директорами школ в полном объёме, хотя того требует ситуация – руководителей образовательными учреждениями учили быть преподавателями истории, литературы, но не менеджерами.
Объектом нашего исследования является управление инновационным процессом в муниципальных школах.
Предметами исследования выступают составные части процесса управления инновациями (целеполагание, соорганизация, контроль, мотивация).
Целью исследования является, таким образом, систематизация и углубление существующих теоретических знаний по управлению инновационными преобразованиями в муниципальных образовательных учреждениях; анализ существующего опыта школ города Рязани.
Задачи же, стоящие перед нами как перед исследователями, следующие: анализ ряда управленческих функций, принципов, методов, которые используются при управлении инновационным развитием МОУ.
Для данной работы были использованы различные материалы как по общему, социальному, так и по образовательному менеджменту. В числе последних трудов хотелось бы выделить исследования М.М. Поташника и А.М. Моисеева, в частности их книгу «Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений», ставшую своего рода основой для дальнейшего системного изучения образовательных учреждений как функционирующие и развивающиеся социальные структуры другими авторами. В данной книге даётся довольно широкий обзор.
Во время подготовки данной работы использовались следующие методы:
анализа и синтеза имеющихся разработок других исследователей (М.М. Поташника, А.М. Моисеева, Т.И. Шамовой).
теоретический метод моделирования ситуаций, например, сравнение и обобщение собранных данных по какому-либо вопросу, систематизация материала, его синтез и анализ.
Практическая значимость данной работы видится в возможности применения её директорами муниципальных общеобразовательных школ, переходящих из режима стабильного положительного функционирования на путь целенаправленного инновационного развития.
В результате проведённой работы можно сделать ряд предложений, необходимых для правильной организации системы управленческих действий директора образовательного учреждения в области инновационного развития:
Управление инновационным развитием необходимо сделать максимально демократичным, системным, целевым;
В управлении развитием образования в учреждении не стоит одномоментно отказываться от управленческих действий, которые давали устойчивые положительные результаты в режиме функционирования: всё хорошее из режима функционирования переносится как основа в режим развития образовательной и других систем школы (развитие по «точкам роста»), а новое, апробированное в режиме развития, управленческим воздействием транслируется в режим функционирования, поднимая его на новую ступень, то есть, развивая; и развитие это может быть только инновационным путём.
Управление развитием образования (как основной сферы деятельности школы) в учреждении должно, насколько это возможно, предвосхищать, рассчитывать реально достижимые цели (результаты), а также своевременно предвидеть возникновение фактов, мешающих их достижению и реагировать на них до того, как их действие приведёт к негативным последствиям (принятие превентивных мер).
Главное внимание в инновационном менеджменте следует уделять выработке стратегии инновации и мер, направленных на её реализацию. Разработка и внедрение новых образовательных стандартов и программ становится приоритетным направлением стратегии общеобразовательного учреждения, так как определяет все остальные направления ее развития.
Необходимио наличие следующих свойств управления: целеустремлённость, осознанность, планомерность, системность. Без них управление обречено на неудачу
Переход от школы функционирующей к модели школы развивающейся – сложный и многотрудный процесс, позволяющий увидеть учебное учреждение будущего, что является важной творческой задачей руководства и педагогического коллектива школы, решение которой зависит от инновационно-исследовательской работы, способной изменить структуру, статус и назначение школы.
«Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без компаса» сказал Леонардо да Винчи. Потому и залог успеха будет также в признании директором школы себе в том, что ему не хватает знаний в области образовательного менеджмента. И не просто констатировать данный факт, но и исправить сложившееся положение путём изучения разного рода методических рекомендаций и разработок отечественных и зарубежных исследователей.
И возможно в ближайшее время директора школ станут повсеместно применять достижения инновационного менеджмента в образовании более широко, что сделает школу XXI века действительно важнейшим социальным институтом.
Нормативно-правовые акты
1.Конституция РФ
2.ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266.1 – ФЗ в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ (с изменениями, внесенными ФЗ от 16 ноября 1997 года № 144-ФЗ). М.ТК Велби, 0-13 Изд-во Проспект, 2003. – 48 с.
3.ФЗ «Об утверждении федеральной программы образования» от 10.04.2000 №51 – ФЗ
Литература
1.Абасов А.А. Инновации в системе управления гимназией. – М.: Новая школа, 1997. – 32 с.
2.Веснин В.Р. Менеджмент – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 504 с.
3.Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным учреждением в режиме функционирования и развития (программа РОСТ). – М.: Новая школа, 1997. – 80 с.
4.Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачёва Н.И. Директор школы. Учебное пособие для вузов Научн. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000. – 423 с.: ил.
5.Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М. , 1992
6.Крохалёва А.П. Профессия – управленец. – информационный сборник №28. Рязань, ИД(М)Ц, 2000
7.Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования – СПб, КАРО, 2002 – 304 с.
8.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное.– М. Азбуковник, 1998. – 944 с.
9.Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.
10.Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1988. – 1600 с., ил
11.Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции «Разработка и реализация программ развития систем образования. Опыт. Проблемы. Перспективы». / Под ред. Гальперина А.Э.; Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2001. – 84 с.
12.Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений. / Под ред. Поташника М.М. , Лазарева В.С. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.
13.Управление современной школой. Пособие для директоров школы. Под ред. чл. -корр. Российской академии образования, д-ра пед. наук М.М.Поташника – М.: АПП ЦИТП. 1992.- 168 с.
14.Фролов П.Т. Школа молодого директора: учебное пособие для студентов пед. инс-тов. – М.: просвещение, 1998. – 224 с.
15.Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
Периодические издания
1.Гузеев В. Инновационная модель контроля потребностей школы / Народное образование №7 1998 г.
2.Дарагулия К.И. Инновационные процессы в школе: аспект управления / Вестник РГПУ №1 (6) 2001 г.
3.Красношлыкова О.Г. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения. / Завуч №7 2002 г.
4.Курганский С.М. Управление школой в «режиме развития» / Школьные технологии №2 2002 г.
5.Орлова Т.Н. Теоретические основы становления и развития современных общеобразовательных учреждений / Завуч №6 2000 г.
6.Шамова Т.И. Системный подход к управлению образованием в школе / Завуч №8 2002 г.
Тема: | «Теоретическое обоснование инновационного развития общеобразовательных учреждений» | |
Раздел: | Менеджмент | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 31 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Профилактика агрессивного поведения младших школьников в общеобразовательном учреждении
Дипломная работа:
Использование игровой деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших школьников
Дипломная работа:
Организационное обеспечение деятельности стационарных и полустационарных социальных учреждений в РФ
Дипломная работа:
Особенности профессиональной мотивации онлайн-занятых педагогов в сравнении с педагогами общеобразовательных школ
ВКР:
Технология развития пространственных представлений обучающихся на уроках изобразительного искусства