Дипломная работа

«Произведения литературы как результаты интеллектуальной деятельности»

  • 53 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОБЪЕКТА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ 7

1.1 Литературное произведение как объект авторских прав 7

1.2 Виды литературных произведений 18

2 ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 29

2.1 Сущность и виды авторских прав на произведения литературы 29

2.2 Проблемы авторского права на литературные произведения и меры по их защите 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 50

Введение

Тема представленного исследования - Произведения литературы как результаты интеллектуальной деятельности

Авторское право на литературные произведения впервые было закреплено юридически в Англии в Статуте королевы Анны в XIII веке.

Основной идеей данного нормативного акта стало «поощрение учѐности» авторов произведений: впервые в истории они приобретали устойчивые права на свое творение (на 14 лет с возможностью продления), а не утрачивали его после публикации редактором . В знаменитой работе «Авторское право на литературные произведения» дореволюционный цивилист Г. Ф. Шершеневич писал: «Цель установления авторского права мы видим в необходимости изыскания источников существования, в обеспечении независимого положения в обществе, но не в простой охране результатов труда, как это бывает в экономической деятельности» .

Несмотря на то, что с этого момента прошло много времени, идея авторского права как некого гаранта творчества, подтверждающего уникальный характер текста – любой тематики, любого объема, написанного с любой целью – продолжает существовать. Авторское право по-прежнему призвано стимулировать ученых, писателей, поэтов, журналистов создавать новые работы с уверенностью как в материальной выгоде, так и в том, что форма и содержание не будут изменены.

Как бы то ни было, с течением времени, в разных экономических и общественно-политических условиях идеи авторского права реализуются по- разному. Подходы к праву на литературные произведения в СССР и США, в социалистическом и капиталистическом мире, сейчас видятся диаметрально противоположными, - а где-то между ними возникают дискуссии по поводу сроков предоставления авторских прав, идеи общественного достояния и творческого характера произведений.

Сегодня плоды интеллектуальной деятельности являются одним из самых востребованных и приоритетных показателей в экономике. Законодательство Российской Федерации (далее РФ) в области авторского права продолжает совершенствоваться, что, несомненно, приносит положительные результаты. Так, данные, предоставленные Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее МВД РФ), характеризующие состояние преступности в период 2010–2020 гг., информируют нас, что количество зарегистрированных преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав, сократилось с 6 118 до 423 . Однако несмотря на столь положительную тенденцию, право интеллектуальной собственности продолжает нарушаться, каждый год правообладатели несут баснословный ущерб.

Объектом исследования является авторское право.

Предмет исследования – определение сущности права автора и индивидуальные права автора.

Таким образом, мы ставим перед собой цель продемонстрировать суть и способ решения актуальных проблем правового регулирования защиты авторских прав на литературные произведения. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Охарактеризовать литературные произведения как объект авторского права;
  • 2. Рассмотреть существующие виды литературных произведений с точки зрения авторского права;
  • 3. Привести в общих чертах законодательный фундамент правового регулирования авторских прав;
  • 4. Выявить важные для настоящего момента проблемы защиты в сфере авторс права, а именно – исключительных прав на произведения в области литературы;
  • 5. Изложить возможные способы решения актуальных проблем правового регулирования защиты интеллектуальных прав на произведения деятельности в области литературы.

В работе была применена методологическая база исследования, которая основана на диалектическом методе, позволяющем сделать анализ изучаемой тематики выпускной квалификационной работы, в разрезе ее взаимосвязи и развития, в совокупности с актуальными проблема судебной практики.

Так же в исследовании были применены общенаучные методы: метод анализа и метод синтеза, дедукции, индукции, аналогии, формально– юридический, специально–юридический, сравнительно–правовой.

При использовании нормативно–правовой базы в исследовании были включены нормативно–правовые акты, федеральные и местные законы Российской Федерации, Конституция РФ, ГК РФ, которые относятся к гражданско-правовому регулированию договорных отношений, относящихся к договорам оказания возмездных услуг.

При написании представленной работы применялась эмпирическая база, основанная на материалах и делах судебной практики,.

Теоретическая значимость в исследовании выражена в том, что выводы и положения, которые были сформулированы, могут применяться при более глубоком изучении сферы договорных отношений по вопросам возмездного оказания услуг.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применять материал исследования как основу для научно–исследовательской деятельности в учебном процессе, по дисциплинам «Авторское право», «Гражданское право».

Научная новизна выражена в разработке рекомендаций в отношении регулирования договоров возмездного оказания услуг, а так же в положениях, представленных к защите.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2–х глав, поделенных на параграфы, заключения, список источников.

Фрагмент работы

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОБЪЕКТА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

1.1 Литературное произведение как объект авторских прав

Объектом авторских прав является «произведение литературы». При этом вп. 1 ст. 1259 ГК РФ первым видом охраняемых объектов поименованы литературные произведения. В этой связи возникает вопрос о соотношении объемов понятий «произведение литературы» и «литературное произведение». В широком смысле, безотносительно к отдельным видам интеллектуальной деятельности, термин литература (от лат. Littera — буква) означает совокупность любых письменных текстов, независимо от их содержания. При этом в литературоведении художественную литературу определяют либо как множество литературных произведений, каждое из которых представляет собой самостоятельное целое, соотнося таком образом понятия «литература» и «литературное произведение» как общее и частное , либо как вид искусства, направленного на восприятие и осмысление действительности, с последующим ее изображением как процесса , Среди цивилистов также отсутствует единство мнений по данному вопросу, например, В. Я. Ионас полагал, что литература выступает как «объективно выраженная образная форма отражения действительности средствами письменной художественной речи, а литературное произведение решает конкретную художественную задачу, связанную с этим отражением» . Некоторые авторы предлагают включать в объем содержания понятия «литературное произведение» любые результаты, воплощенные в письменной (литтеральной) форме при условии наличия в них признаков оригинальности и новизны .

Думается, что литературные произведения следует определять как в широком, так и узком смысле. В широком смысле это научные произведения, публицистические произведения и прочие, целью которых является сообщение читающей публике какой-либо информации, лежащей вне сферы художественного литературного творчества. Например, научное произведение характеризуется целью ознакомить научное сообщество с принципиально новыми идеями и понятиями, результатами исследований и экспериментов, цель учебного произведения — сообщить учащимся необходимую сумму знаний по изучаемой дисциплине, статья или монография политического характера направлена на сообщение какой-либо политической идеологии. В узком смысле - это произведения литературного художественного творчества, характерной чертой которых является описание явлений и объектов условных и (или) вымышленных.

Грань между этими видами литературных произведений условна, как условно любое деление. Например, произведения художественного творчества могут быть в определенной степени идеологизированы и политизированы (например, достаточно вспомнить значительный объем литературных произведений советского периода), они могут нести в себе часть какого-либо научного знания (примером такого творчества могут служить исторические и научно-фантастические романы). При этом подобные элементы в таких произведениях вторичны, используются автором в качестве дополнительных выразительных художественных средств, умело вплетены в сюжетную линию и усиливают эмоциональное восприятие таких произведений публикой.

Согласно Энциклопедическому словарю , литературное произведение – это «письменная форма искусства слова», в которой автор создаѐт «живое бытие» через внутреннюю и внешнюю форму слова. В целом, особенностью литературного произведения является то, что в нем литературоведы выделяют внешнюю и внутреннюю форму и содержание. Внутренняя форма непосредственно направлена на выражение и отображение содержания (сюда входят художественные образы), а внешняя – на воздействие на читателя (язык, средства выразительности); содержание же включает в себя тему, идеи, сюжет и, как правило, не затрагивается в контексте авторского права столь остро: темы и сюжетные линии с разными вариациями могут повторяться из произведения в произведение. Никому не придет даже мысль считать, например, А. Толстого и его Буратино нарушающими авторские права К. Коллоди и его Пиноккио .

С юридической точкой зрения главной чертой любого произведения становится его правообъектность, то есть обладание необходимым набором признаков, который связан напрямую с охраноспособностью произведения . Литературное произведение как один из объектов авторского права обладает и его основными признаками по законодательству, которые закреплены в ГК РФ, и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" – это новизна, оригинальность, неповторимость, уникальность (вместе с тем, в Постановлении отмечается, что отсутствие представленных критериев совсем не обязательно означает отсутствие творческого характера произведения). В. В. Лебедь, ссылаясь на цивилистов-исследователей В. Я. Ионаса, В. В. Ефремову, М. В. Гордона, приходит к выводу о том, что главной чертой любого произведения в любом случае становится новизна, так как именно она отделяет оригинальное содержание от плагиата и использование идеи другого автора от нарочитого копирования. Таким образом, «образы» можно заимствовать, а «язык» как форму внешнюю – только цитировать с указанием первоисточника.

Общим критерием, объединяющим «литературные произведения» и «произведения литературы» является литтеральная форма выражения творческого замысла автора. Литературное произведение с точки зрения этого критерия представляет собой закрепление творческого результата в письменной (литтеральной) форме. Например, нотные записи музыкальных произведений, напечатанные в учебнике или ином издании математические или иные формулы, распечатанные тексты диссертаций по данному критерию можно отнести к литературным произведениям. В этой связи под литературным произведением понимается любой результат творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства, выраженный в литтеральной форме.

Заключение

Проведенное исследование фактически подтверждает то, что развитие общества, интернет-технологий, массовых коммуникаций дало импульс к развитию правового регулирования новых сфер, выдвинуло на передний план право интеллектуальной собственности и – автора как его главного субъекта.

В условиях рыночных отношений и идеи формирования правового государства авторское право на литературные произведения неизбежно «дробится», распадаясь на правовые режимы, касающиеся отдельных его элементов – будь то персонажей произведений, названия или интервью, - и зачастую возникает множество противоречий. Противоречия связаны не только с различием в национальном праве и международном, не только с разницей в правовых семьях и подходах стран, - но и с самим духом авторского права и творчества, которое не всегда просто «вписать» в правовые рамки.

Так, если говорить о персонаже произведения, то здесь главной трудностью при определении его статуса становится его правовая связь с основным произведением; а при защите - вопрос истинного автора персонажа.

При оценке названия произведения неизбежно возникает вопрос творческого характера и критериев его определения, а при работе с переводом возникают проблемы при взаимодействии автора текста и переводчика, а также переводчика и издателя, - особенно в странах, где охрана авторского права не так сильно развита.

Наиболее острой проблемой авторского права по всему миру, как мы уже увидели, в настоящий момент становится охрана произведений, то есть эффективное – как в экономическом, так и в правовом смысле – сочетание интересов автора, издателя и читателя. Изначальная тенденция к всесторонней охране писателя и его интересов в конечном счете качнула маятник правового регулирования в другую сторону, приведя к возникновению Creative Commons, открытых лицензий и пониманию того, что «тотальная охрана произведений не востребована самими авторами» .

Как бы то ни было право – это живой механизм, и оно всегда найдет способ приспособления к изменяющимся условиям и потребностям конкретного правопорядка.

Роль защиты интеллектуальной собственности в сфере литературы и искусства с каждым годом увеличивается в связи с усилением рыночной конкуренции, воспитанием правосознания и правовой культуры у населения России. Неслучайно в России создаются различные агентства, которые специализируются на охране защиты интеллектуальных прав по определенным видам искусства, например, среди эстрадных певцов, кинематографистов и т. д. Для успешной защиты интеллектуальной собственности гражданам России необходимо ориентироваться в основных правовых актах, отражающих интересы авторов интеллектуальных продуктов.

Сейчас защита прав авторов – одна из самых трудных проблем в гражданском праве. Вопросы авторских прав имеют большую научно– практическую значимость.

Анализируя правоприменительную практику, выяснилось, что самые распространенные методы защиты прав авторов – возмещение вреда, взыскать с нарушителя нелегально полученные доходы или выплатить им компенсацию.

Однако анализ законов, правовой литературы и практики свидетельствует о необходимости доработки и усовершенствования некоторых аспектов изучаемого вопроса. В рамках исследования было выявлено и анализировано наиболее важные проблемы защиты прав авторов.

Например, в Гражданском кодексе РФ не предусмотрены нормы о определении формы изготовления и, следовательно, объекта права. Потому что эти объекты защищаются только в том случае, если они превращаются в форму изготовления. Это влечет за собой многочисленные проблемы в право применении и защите нарушенных прав авторов. Таким образом, необходимо законодательно определить и раскрывать термин «форма работы», чтобы избежать соответствующих проблем вообще. Внести эту поправку можно в пункт 1 статьи 1.

В статье 1267 ГК РФ предусмотрена защита авторских прав, если автор умер. В этом фрагменте статьи говорится: «после смерти того лица защиту авторства, имя автора, неприкосновенность произведения осуществляют наследники автора, правопреемники и другие заинтересованные лица».

Отметим, что в настоящей формулировке создаются предпосылки для того, чтобы эти лица могли предъявить претензии, возбуждать судебное разбирательство. Правила определения «заинтересованности» и требования к ним законодательством не регламентированы подробно. Таким образом, желательно исключить из ст. 1267 ГК РФ фразу «и другие заинтересованные лица».

Следовательно, на основании всего вышеизложенного следует отметить, что поставленные цель и задачи в исследовании выполнены, проведен анализ литературных источников, законодательных и нормативно– правовых актов. Подведен итог проделанной работы и предложены рекомендательного характера поправки в действующие законодательство, регулирующее гражданско-правовые отношения в рамках авторского права.

Список литературы

1. Конституция СССР 1977 года, принята Верховным Советом СССР 07.10.1977, первая публикация Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 41, ст. 617.

2. Гражданский Кодекс РСФСР 1922 года, IV сессией ВЦИК РСФСР IX созыва 31 октября 1922 года. Вступила в силу 01.01.1923, утратила силу 01.10.1964. Первая публикация «Собрание узаконении РСФСР» 1922 год № 71, ст. 904 . Известия ВЦИК № 256, 12 ноября 1922 года.

3. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, принять 11.06.1964 Верховным Советом РСФСР. Первая публикация Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. Примечание 01.01.2008 утратило силу.

4. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, принять 11.06.1964 Верховным Советом РСФСР. Первая публикация Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. Примечание 01.01.2008 утратило силу.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 54-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2014, № 320, ст. 5496.

+ еще 47 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Произведения литературы как результаты интеллектуальной деятельности»
Раздел: Гражданское право и процесс
Тип: Дипломная работа
Страниц: 53
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика