Дипломная работа
«Произведения литературы как результаты интеллектуальной деятельности»
- 53 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОБЪЕКТА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ 7
1.1 Литературное произведение как объект авторских прав 7
1.2 Виды литературных произведений 18
2 ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 29
2.1 Сущность и виды авторских прав на произведения литературы 29
2.2 Проблемы авторского права на литературные произведения и меры по их защите 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 50
Тема представленного исследования - Произведения литературы как результаты интеллектуальной деятельности
Авторское право на литературные произведения впервые было закреплено юридически в Англии в Статуте королевы Анны в XIII веке.
Основной идеей данного нормативного акта стало «поощрение учѐности» авторов произведений: впервые в истории они приобретали устойчивые права на свое творение (на 14 лет с возможностью продления), а не утрачивали его после публикации редактором . В знаменитой работе «Авторское право на литературные произведения» дореволюционный цивилист Г. Ф. Шершеневич писал: «Цель установления авторского права мы видим в необходимости изыскания источников существования, в обеспечении независимого положения в обществе, но не в простой охране результатов труда, как это бывает в экономической деятельности» .
Несмотря на то, что с этого момента прошло много времени, идея авторского права как некого гаранта творчества, подтверждающего уникальный характер текста – любой тематики, любого объема, написанного с любой целью – продолжает существовать. Авторское право по-прежнему призвано стимулировать ученых, писателей, поэтов, журналистов создавать новые работы с уверенностью как в материальной выгоде, так и в том, что форма и содержание не будут изменены.
Как бы то ни было, с течением времени, в разных экономических и общественно-политических условиях идеи авторского права реализуются по- разному. Подходы к праву на литературные произведения в СССР и США, в социалистическом и капиталистическом мире, сейчас видятся диаметрально противоположными, - а где-то между ними возникают дискуссии по поводу сроков предоставления авторских прав, идеи общественного достояния и творческого характера произведений.
Сегодня плоды интеллектуальной деятельности являются одним из самых востребованных и приоритетных показателей в экономике. Законодательство Российской Федерации (далее РФ) в области авторского права продолжает совершенствоваться, что, несомненно, приносит положительные результаты. Так, данные, предоставленные Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее МВД РФ), характеризующие состояние преступности в период 2010–2020 гг., информируют нас, что количество зарегистрированных преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав, сократилось с 6 118 до 423 . Однако несмотря на столь положительную тенденцию, право интеллектуальной собственности продолжает нарушаться, каждый год правообладатели несут баснословный ущерб.
Объектом исследования является авторское право.
Предмет исследования – определение сущности права автора и индивидуальные права автора.
Таким образом, мы ставим перед собой цель продемонстрировать суть и способ решения актуальных проблем правового регулирования защиты авторских прав на литературные произведения. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- 1. Охарактеризовать литературные произведения как объект авторского права;
- 2. Рассмотреть существующие виды литературных произведений с точки зрения авторского права;
- 3. Привести в общих чертах законодательный фундамент правового регулирования авторских прав;
- 4. Выявить важные для настоящего момента проблемы защиты в сфере авторс права, а именно – исключительных прав на произведения в области литературы;
- 5. Изложить возможные способы решения актуальных проблем правового регулирования защиты интеллектуальных прав на произведения деятельности в области литературы.
В работе была применена методологическая база исследования, которая основана на диалектическом методе, позволяющем сделать анализ изучаемой тематики выпускной квалификационной работы, в разрезе ее взаимосвязи и развития, в совокупности с актуальными проблема судебной практики.
Так же в исследовании были применены общенаучные методы: метод анализа и метод синтеза, дедукции, индукции, аналогии, формально– юридический, специально–юридический, сравнительно–правовой.
При использовании нормативно–правовой базы в исследовании были включены нормативно–правовые акты, федеральные и местные законы Российской Федерации, Конституция РФ, ГК РФ, которые относятся к гражданско-правовому регулированию договорных отношений, относящихся к договорам оказания возмездных услуг.
При написании представленной работы применялась эмпирическая база, основанная на материалах и делах судебной практики,.
Теоретическая значимость в исследовании выражена в том, что выводы и положения, которые были сформулированы, могут применяться при более глубоком изучении сферы договорных отношений по вопросам возмездного оказания услуг.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применять материал исследования как основу для научно–исследовательской деятельности в учебном процессе, по дисциплинам «Авторское право», «Гражданское право».
Научная новизна выражена в разработке рекомендаций в отношении регулирования договоров возмездного оказания услуг, а так же в положениях, представленных к защите.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2–х глав, поделенных на параграфы, заключения, список источников.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОБЪЕКТА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
1.1 Литературное произведение как объект авторских прав
Объектом авторских прав является «произведение литературы». При этом вп. 1 ст. 1259 ГК РФ первым видом охраняемых объектов поименованы литературные произведения. В этой связи возникает вопрос о соотношении объемов понятий «произведение литературы» и «литературное произведение». В широком смысле, безотносительно к отдельным видам интеллектуальной деятельности, термин литература (от лат. Littera — буква) означает совокупность любых письменных текстов, независимо от их содержания. При этом в литературоведении художественную литературу определяют либо как множество литературных произведений, каждое из которых представляет собой самостоятельное целое, соотнося таком образом понятия «литература» и «литературное произведение» как общее и частное , либо как вид искусства, направленного на восприятие и осмысление действительности, с последующим ее изображением как процесса , Среди цивилистов также отсутствует единство мнений по данному вопросу, например, В. Я. Ионас полагал, что литература выступает как «объективно выраженная образная форма отражения действительности средствами письменной художественной речи, а литературное произведение решает конкретную художественную задачу, связанную с этим отражением» . Некоторые авторы предлагают включать в объем содержания понятия «литературное произведение» любые результаты, воплощенные в письменной (литтеральной) форме при условии наличия в них признаков оригинальности и новизны .
Думается, что литературные произведения следует определять как в широком, так и узком смысле. В широком смысле это научные произведения, публицистические произведения и прочие, целью которых является сообщение читающей публике какой-либо информации, лежащей вне сферы художественного литературного творчества. Например, научное произведение характеризуется целью ознакомить научное сообщество с принципиально новыми идеями и понятиями, результатами исследований и экспериментов, цель учебного произведения — сообщить учащимся необходимую сумму знаний по изучаемой дисциплине, статья или монография политического характера направлена на сообщение какой-либо политической идеологии. В узком смысле - это произведения литературного художественного творчества, характерной чертой которых является описание явлений и объектов условных и (или) вымышленных.
Грань между этими видами литературных произведений условна, как условно любое деление. Например, произведения художественного творчества могут быть в определенной степени идеологизированы и политизированы (например, достаточно вспомнить значительный объем литературных произведений советского периода), они могут нести в себе часть какого-либо научного знания (примером такого творчества могут служить исторические и научно-фантастические романы). При этом подобные элементы в таких произведениях вторичны, используются автором в качестве дополнительных выразительных художественных средств, умело вплетены в сюжетную линию и усиливают эмоциональное восприятие таких произведений публикой.
Согласно Энциклопедическому словарю , литературное произведение – это «письменная форма искусства слова», в которой автор создаѐт «живое бытие» через внутреннюю и внешнюю форму слова. В целом, особенностью литературного произведения является то, что в нем литературоведы выделяют внешнюю и внутреннюю форму и содержание. Внутренняя форма непосредственно направлена на выражение и отображение содержания (сюда входят художественные образы), а внешняя – на воздействие на читателя (язык, средства выразительности); содержание же включает в себя тему, идеи, сюжет и, как правило, не затрагивается в контексте авторского права столь остро: темы и сюжетные линии с разными вариациями могут повторяться из произведения в произведение. Никому не придет даже мысль считать, например, А. Толстого и его Буратино нарушающими авторские права К. Коллоди и его Пиноккио .
С юридической точкой зрения главной чертой любого произведения становится его правообъектность, то есть обладание необходимым набором признаков, который связан напрямую с охраноспособностью произведения . Литературное произведение как один из объектов авторского права обладает и его основными признаками по законодательству, которые закреплены в ГК РФ, и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" – это новизна, оригинальность, неповторимость, уникальность (вместе с тем, в Постановлении отмечается, что отсутствие представленных критериев совсем не обязательно означает отсутствие творческого характера произведения). В. В. Лебедь, ссылаясь на цивилистов-исследователей В. Я. Ионаса, В. В. Ефремову, М. В. Гордона, приходит к выводу о том, что главной чертой любого произведения в любом случае становится новизна, так как именно она отделяет оригинальное содержание от плагиата и использование идеи другого автора от нарочитого копирования. Таким образом, «образы» можно заимствовать, а «язык» как форму внешнюю – только цитировать с указанием первоисточника.
Общим критерием, объединяющим «литературные произведения» и «произведения литературы» является литтеральная форма выражения творческого замысла автора. Литературное произведение с точки зрения этого критерия представляет собой закрепление творческого результата в письменной (литтеральной) форме. Например, нотные записи музыкальных произведений, напечатанные в учебнике или ином издании математические или иные формулы, распечатанные тексты диссертаций по данному критерию можно отнести к литературным произведениям. В этой связи под литературным произведением понимается любой результат творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства, выраженный в литтеральной форме.
Проведенное исследование фактически подтверждает то, что развитие общества, интернет-технологий, массовых коммуникаций дало импульс к развитию правового регулирования новых сфер, выдвинуло на передний план право интеллектуальной собственности и – автора как его главного субъекта.
В условиях рыночных отношений и идеи формирования правового государства авторское право на литературные произведения неизбежно «дробится», распадаясь на правовые режимы, касающиеся отдельных его элементов – будь то персонажей произведений, названия или интервью, - и зачастую возникает множество противоречий. Противоречия связаны не только с различием в национальном праве и международном, не только с разницей в правовых семьях и подходах стран, - но и с самим духом авторского права и творчества, которое не всегда просто «вписать» в правовые рамки.
Так, если говорить о персонаже произведения, то здесь главной трудностью при определении его статуса становится его правовая связь с основным произведением; а при защите - вопрос истинного автора персонажа.
При оценке названия произведения неизбежно возникает вопрос творческого характера и критериев его определения, а при работе с переводом возникают проблемы при взаимодействии автора текста и переводчика, а также переводчика и издателя, - особенно в странах, где охрана авторского права не так сильно развита.
Наиболее острой проблемой авторского права по всему миру, как мы уже увидели, в настоящий момент становится охрана произведений, то есть эффективное – как в экономическом, так и в правовом смысле – сочетание интересов автора, издателя и читателя. Изначальная тенденция к всесторонней охране писателя и его интересов в конечном счете качнула маятник правового регулирования в другую сторону, приведя к возникновению Creative Commons, открытых лицензий и пониманию того, что «тотальная охрана произведений не востребована самими авторами» .
Как бы то ни было право – это живой механизм, и оно всегда найдет способ приспособления к изменяющимся условиям и потребностям конкретного правопорядка.
Роль защиты интеллектуальной собственности в сфере литературы и искусства с каждым годом увеличивается в связи с усилением рыночной конкуренции, воспитанием правосознания и правовой культуры у населения России. Неслучайно в России создаются различные агентства, которые специализируются на охране защиты интеллектуальных прав по определенным видам искусства, например, среди эстрадных певцов, кинематографистов и т. д. Для успешной защиты интеллектуальной собственности гражданам России необходимо ориентироваться в основных правовых актах, отражающих интересы авторов интеллектуальных продуктов.
Сейчас защита прав авторов – одна из самых трудных проблем в гражданском праве. Вопросы авторских прав имеют большую научно– практическую значимость.
Анализируя правоприменительную практику, выяснилось, что самые распространенные методы защиты прав авторов – возмещение вреда, взыскать с нарушителя нелегально полученные доходы или выплатить им компенсацию.
Однако анализ законов, правовой литературы и практики свидетельствует о необходимости доработки и усовершенствования некоторых аспектов изучаемого вопроса. В рамках исследования было выявлено и анализировано наиболее важные проблемы защиты прав авторов.
Например, в Гражданском кодексе РФ не предусмотрены нормы о определении формы изготовления и, следовательно, объекта права. Потому что эти объекты защищаются только в том случае, если они превращаются в форму изготовления. Это влечет за собой многочисленные проблемы в право применении и защите нарушенных прав авторов. Таким образом, необходимо законодательно определить и раскрывать термин «форма работы», чтобы избежать соответствующих проблем вообще. Внести эту поправку можно в пункт 1 статьи 1.
В статье 1267 ГК РФ предусмотрена защита авторских прав, если автор умер. В этом фрагменте статьи говорится: «после смерти того лица защиту авторства, имя автора, неприкосновенность произведения осуществляют наследники автора, правопреемники и другие заинтересованные лица».
Отметим, что в настоящей формулировке создаются предпосылки для того, чтобы эти лица могли предъявить претензии, возбуждать судебное разбирательство. Правила определения «заинтересованности» и требования к ним законодательством не регламентированы подробно. Таким образом, желательно исключить из ст. 1267 ГК РФ фразу «и другие заинтересованные лица».
Следовательно, на основании всего вышеизложенного следует отметить, что поставленные цель и задачи в исследовании выполнены, проведен анализ литературных источников, законодательных и нормативно– правовых актов. Подведен итог проделанной работы и предложены рекомендательного характера поправки в действующие законодательство, регулирующее гражданско-правовые отношения в рамках авторского права.
1. Конституция СССР 1977 года, принята Верховным Советом СССР 07.10.1977, первая публикация Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 41, ст. 617.
2. Гражданский Кодекс РСФСР 1922 года, IV сессией ВЦИК РСФСР IX созыва 31 октября 1922 года. Вступила в силу 01.01.1923, утратила силу 01.10.1964. Первая публикация «Собрание узаконении РСФСР» 1922 год № 71, ст. 904 . Известия ВЦИК № 256, 12 ноября 1922 года.
3. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, принять 11.06.1964 Верховным Советом РСФСР. Первая публикация Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. Примечание 01.01.2008 утратило силу.
4. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, принять 11.06.1964 Верховным Советом РСФСР. Первая публикация Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. Примечание 01.01.2008 утратило силу.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 54-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2014, № 320, ст. 5496.
+ еще 47 источников
Тема: | «Произведения литературы как результаты интеллектуальной деятельности» | |
Раздел: | Гражданское право и процесс | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 53 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Практика регулирования передачи исключительного права на объекты иителлектуальной собственности работником образовательной организации спелого профессионального образования
Курсовая работа:
Характеристика и особенности договоров, регулирующих оборот прав на объекты интеллектуальной собственности
Дипломная работа:
Авторские права на произведения, распространенные в сети интернет
Дипломная работа:
Правовое регулирование отношений использования интеллектуальной собственности
Дипломная работа:
Коммерческая тайна (правовые аспекты)