Дипломная работа
«Мир детства в повестях Тамары Михеевой: литературоведческий и методический аспекты изучения»
- 68 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Т. МИХЕЕВОЙ
1.1. Творческая биография писателя 6
1.2. Своеобразие творческой манеры прозаика 11
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Т. МИХЕЕВОЙ
2.1. Мир ребёнка в повести «Легкие горы» 16
2.2. Игра как стимул к устойчивости в хрупком мире детей в повести «Асино лето» 23
2.3. Сказочный мир в повестях писателя 33
2.4. ды по второй главе 42
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
3.1. Методические материалы «Знакомимся с книгами Тамары Михеевой» 44
3.2. Методические рекомендации по изучению произведений современного писателя в основной школе 53
Выводы по третьей главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность темы исследования. Тема детства в русской литературе является одной из узловых проблем современного литературоведения. Универсальные черты и свойства данной темы сказываются и в произведениях, специально созданных для детей, и в произведениях «новой» литературы, в которых развивается тема детства и тема взаимоотношения взрослых и детей.
С целью привлечения внимания ребенка к художественным произведениям, где представлен мир современного подростка, постараться объяснить ему сложные взаимоотношения между миром взрослых и детей, довести постулаты жизни и предостеречь от жизненных неурядиц, считаем необходимым проанализировать актуальные проблемы современной детской литературы, выявить особенности характера подростка в современной отечественной литературе. Такой подход к искусству слова предполагает выявление самого востребованного читателя и раскрытия наболевших вопросов детской литературы с определением особенностей ее развития и влияния на подрастающее поколение. С этой целью мы обратились к творчеству еще недостаточно исследованного молодого писателя Тамары Михеевой.
Т. Михеева как яркий представитель современной отечественной детской литературы, удостоенная национальной премии «Заветная мечта», является известным писателем в кругах молодого читателя, стремящего к установлению связи между явлениями действительности. Какие же проблемы поднимает в своих произведениях, как раскрывает образ детства лауреат Бажовской премии и член Содружества детских писателей Урала, Союза писателей России, член жюри премии им. В.П. Крапивина, автор нескольких повестей для детей и подростков Т. Михеева? - это и попытаемся мы раскрыть в своем исследовании. Актуальность работы обусловлена необходимостью обращения к актуальным проблемам, нашедшим отражение
в современной детской литературе, выявления особенностей мира подростка в отечественной литературе.
Цель работы - изучить и определить феномен детства в творчестве Тамары Михеевой.
Поставленная цель предполагает решения следующих задач:
- изучить художественный мир Тамары Михеевой;
- определить своеобразие творческой манеры писателя;
- проанализировать мир детства в произведениях Тамары Михеевой;
- систематизировать имеющийся методический материал по изучению современной литературы в основной школе;
- представить методические рекомендации по изучению произведений Т.Михеевой в школе.
Объект исследования - повести современного писателя Т.В. Михеевой «Асино лето», «Легкие горы», «Две дороги - один путь».
Предмет исследования - русская словесность для детей и о детях.
Теоретическая основа ВКР. Исследователи детской литературы в своих трудах обращаются к этой немаловажной проблеме современного общества и предлагают пути решения подхода к анализу прозаических произведений, освещающих жизнь детей постсоветского пространства. При написании работы использовалась база критических статей и исследований В. Воскобойникова [4], Н. Кутейниковой [10 - 14], О. Резник [32], А. Ремез [33], Е. Романичевой [34 - 35], Е. Харитоновой [40] и других, обращались к Интернет-источникам о творчестве писателя.
Теоретическая значимость работы заключается в смелой попытке анализа названных произведений с заявленной точки зрения: выявить мир детства в ее произведениях, выделить основные мотивы и составили методические рекомендации по изучению современной литературы в основной школе на примере произведений Т. Михеевой.
Практическая значимость работы определяется методическими рекомендациями к применению ее положений и выводов в дальнейших 4
исследованиях по истории русской детской литературы; в возможности включения произведений Тамары Михеевой в школьную программу по литературе для изучения на уроках внеклассного чтения и обсуждения на внеклассных мероприятиях по литературе в основной школе, а также на занятиях по детской литературе в колледже и вузе.
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 52 наименования.
ГЛАВА I . ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Т. МИХЕЕВОЙ
1.1. Творческая биография писателя
Михеева (Сон) Тамара Витальевна появилась на свет в небольшом городке Челябинской области, которая впоследствии прославила малую родину тем, что уже вписала яркие страницы в развитие истории отечественной детской литературы своим творчеством.
Первый рассказ «Тай» был опубликован в 2000 году в челябинской газете «Свободные диалоги».
В 2001 году, после окончания Челябинского колледжа культуры и года учебы на филологическом факультете Челябинского педагогического университета, после замужества, рождения первого сына Тамара Михеева поступает в Литературный институт им. М. Горького на семинар М.П. Лобанова.
За годы учебы написала для детей четыре повести: «Две дороги - один путь», «Лысый остров», «Асино лето», «Летние истории». Первые две вышли в 2005 году в московском издательстве «Римиз», вторые - в 2008 году в Издательстве Марины Волковой в Челябинске.
В 2006 году Тамара Михеева стала финалистом премии имени В.П. Крапивина. Сказочная повесть «Асино лето» награждена Национальной премией по детской литературе «Заветная мечта» (2007). Сборник рассказов «Юркины бумеранги» в 2008 году - лауреат II степени на конкурсе произведений для подростков им. С. Михалкова.
В 2010 году Т. Михеева удостоена поощрительной награды конкурса имени Сергея Михалкова за повесть «Легкие горы».
В 2012 году писательница получила литературную премию им. Павла Бажова «За художественное раскрытие темы преодоления и обретения семьи в повести «Легкие горы».
Тамара Михеева справедливо считается одним из лучших детских авторов современности. Это подтверждают авторитетные литературные награды. Почетные звания присуждают взрослые, умные и понимающие, однако самая дорогая награда для детского писателя - это признание от тех, для кого он пишет. Ведь ребенок любит сердцем, и эта любовь неподдельна. А книги Тамары Михеевой входят в первую десятку по популярности у юных читателей.
Ей, начинающему писателю, уже в 2005 году в России учреждена Национальная премия за лучшую детскую книгу - «Заветная мечта» Большая и Малая премии. Большую премию второго сезона 2006 - 2007 года получил Леонид Саксон за роман «Аксель и Кри в Потустороннем замке». Лауреатами Малой премии стали Тварк Мэн (Владимир Белоглазкин) за рукопись рассказа «Козел» и Тамара Михеева за рукопись повести «Асино лето».
Т. Михеева - лауреат литературного конкурса художественных произведений для подростков имени Сергея Михалкова за сборник рассказов «Юркины бумеранги» (рукопись). В конкурсе приняли участие тысячи авторов из стран СНГ. Тамара Михеева заняла второе место в конкурсе. Жюри отметило, что Михеева была самым молодым и одаренным автором. Награду она получила из рук классика детской литературы Сергея Михалкова.
Отец Тамары Михеевой родом из Иркутска. После института он приехал на работу на Усть-Катавский вагоностроительный завод инженером- конструктором. Мать - коренная уралка - режиссер народного театра во Дворце культуры, талантливый человек. В семье трое детей. Тамара - средняя. Можно сказать, что она выросла во Дворце культуры, куда мама впервые взяла ее - двухмесячную - с собой на работу. Сначала девочка спала в коляске, потом на рояле. Подросла, сидела рядом с мамой во время репетиций или бродила по Дворцу культуры. Мамины репетиции, кружки во Дворце, где бывала девочка, красота самого Дворца не могли не повлиять на творческое воображение Тамары. О ее «театральном» детстве можно прочитать в рассказе «Алька» в интернет-журнале «Пролог».
Многое может повествовать читателям и открыть для них особые таинства и секреты детская книжка, запавшая в душу юного читателя и запомнившаяся на долгие годы. Нет-нет, человек с высоты прожитых лет да и вернется не раз в своих воспоминаниях к теплу домашнего очага, таинствам и очарованиям, раскрываемых в волшебной сказке; бесконечным добрым урокам и наставлениям любимой и обожаемой бабушки в долгие зимние вечера; первым слогам и словам, прочитанным самостоятельно, из «Азбуки» и «Букваря», с бесконечными подвижными играми и интеллектуальными задачами-головоломками, книжками-раскладушками из картонной бумаги с яркими иллюстрациями и симпатичными зайчиками, которые уводили в мир приключений и таинств. В это ряд вполне вписываются и произведения современного писателя Тамары Витальевны Михеевой.
Сказочный мир книг Т.В. Михеевой наполнен отнюдь не пустой фантазией. Они светлые и добрые книги, в то же время мудрые, затрагивают совершенно непростые и серьезные темы. Волшебная таежная вязь слов, особенно в описаниях природы, леса, города. Закрываешь глаза, и возникает ощущение, что ты - там вместе с героями, дышишь свежим воздухом и пробираешься сквозь сосны куда-то ввысь по зеленым, залитыми солнцем холмам, участвуешь в приключениях. Каждый найдет что-то близкое и родное для себя в этих книгах. Обращается внимание в этих произведениях на правдивость и объективность, способность доступно излагать предложенный материал детям.
Проведенная работа по анализу творчества и повестей Тамары Михеевой позволяет сделать следующие общие выводы.
Она верна воспоминаниям о детстве, без чего не состоялся бы ни один детский писатель. Вслед за «Заветной мечтой» она стала дипломантом конкурса «Юность Урала», лауреатом уже многочисленных конкурсов среди представителей отечественной литературы и даже в число организатором всероссийского конкурса юных талантов в области детской литературы.
Михеева обладает даром выдернуть человека, хотя бы ненадолго, из каждодневной суеты. Заставить чувствовать, сопереживать, думать и даже заглянуть в себя, в свою душу, которая или зачерствела или мы сознательно делаем ее невосприимчивой, защищая свой мир. Она как музыкант играет на струнах души. Ее книги светлые, добрые, трогательные, глубокие по содержанию, вроде бы написана для детей, но для такого произведения нет возрастной аудитории.
Мы считаем возможным включить произведения Тамары Михеевой на уроках и внеклассных занятиях по литературе в общеобразовательных учреждениях, на занятиях по детской литературе в колледже и в вузе. Включив в школьную программу произведения этого современного писателя, мы вызываем интерес к чтению, любовь к родному краю и воспитываем уважение к старшим и своим друзьям. Ее повести наполнены добротой, она смогла подарить героям свою изюминку, свое очарование. Основные герои произведений талантливого писателя - хорошие и добропорядочные люди, но есть и заплутавшие среди них.
Бывают такие книги, открываешь и слышишь - шумит море, или грохочут горные обвалы, рокочут далекие грозы. Читаешь их, и словно наяву видишь далекие страны, неизвестные миры. А открыв книгу Тамары Михеевой, попадаешь в лето и в сказку.
Книги Тамары Михеевой удивительны, их читают с большим удовольствием и дети, и взрослые. Это идеальные книги для семейного чтения.
Юные герои произведений Тамары Михеевой сталкиваются с дилеммой добра и зла, учатся жить не только для себя, но и для других, узнают, что такое настоящая дружба, отстаивают свое мнение, мечтают. При всей сложности тем книги «Лысый остров», «Асино лето», «Не предавай меня!» по-настоящему увлекательны, в них есть место и юмору, и неожиданным поворотам сюжета.
Произведения Тамары Михеевой оптимистичны. Несмотря на серьёзность ситуаций, в них описанных, всё время остается чувство, что выход есть.
1. Арзамасцева И.Н. «Крымский текст» детской литературы: история и современность //Литература в школе. - 2015. - № 6. - С. 4-7. - Рец. на кн.: Когда мы остаёмся одни: [молодёжная романтическая повесть] /Тамара Михеева. - М.: Аквилегия-М, 2013. - 320 с. - (Современная проза).
2. Астащенко Е. Современная детская литература в зеркале традиций. - М.: Ярославль: ИПК Литера, 2012. - 124 с.
3. Бондарева А. Когда горы кажутся лёгкими //Читаем вместе. - 2011. - № 11. - С. 33. - Рец. на кн.: Лёгкие горы / Тамара Михеева. - М.: Издательский дом Мещерякова, 2012. - 224 с.
4. Воскобойников В. Тамара Михеева (Полынный слон. Про
дельфина. Сколько в тебе корейцев. Полезное и приятное. Про звёзды. Книжкина мама. Имя для собаки) / Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ /Сост. Е. Усачёва. - М, 2012. - С. 164-170.
5. Галицких Е.О. Современная литература для детей и о детях в контексте образовательных стратегий нового века //Чтение как искусство: герменевтический аспект. Коллективная монография. - Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. - С. 5-10.
+ еще 47 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Мир детства в повестях Тамары Михеевой: литературоведческий и методический аспекты изучения» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
ОБРАЗ ПОДРОСТКА В ПОВЕСТЯХ Е. МУРАШОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Дипломная работа:
Мир детства в повести А. Лиханова «Кресна»: литературоведческий и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Тема детства в произведениях Сергея Козлова: литературоведческий и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Библейские мотивы в творчестве м. волошина: литературоведческий и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Фабула любовного «треугольника» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: литературоведческий и методический аспекты изучения