Курсовая работа
«Роль детали в романах ф.м. достоевского»
- 29 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1. Определение художественной детали 5
1.2. Вещь как художественная деталь 9
1.3. Пейзажная деталь 11
1.4. Портретная деталь 14
ГЛАВА II. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РОМАНАХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Федор Михайлович Достоевский – один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, автор выдающихся романов – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Записки из подполья», «Братья Карамазовы» и мн. др. Философская и психологическая глубина его романов безгранична, поэтому, бесспорно, интересен мир его художественных деталей, которые все вместе и создают столь сложное единое целое.
Ф.М. Достоевский как один из величайших писателей своего времени мог одним словом дать исчерпывающую характеристику какому-либо герою или общественному явлению. Художественная деталь помогает Достоевскому не только в создании образов героев или Петербурга, но и в раскрытии безграничной философской и психологической глубины романа.
Особенности функционирования художественной детали в творчестве Ф.М. Достоевского исследованы недостаточно, что обусловливает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования выступает художественная деталь в романах Ф.М. Достоевского.
Предмет исследования – роль и особенности функционирования художественной детали в романах Ф.М. Достоевского.
Цель нашего исследования – выявить и исследовать художественные детали в романах Ф.М. Достоевского.
Задачи, вытекающие из поставленной цели:
1) исследовать функционирование художественной детали в литературе;
2) дать определение художественной детали;
3) рассмотреть вещь как художественную деталь;
4) рассмотреть пейзажные и портретные детали;
5) исследовать роль художественных деталей в романах Ф.М. Достоевского.
Материалом исследования послужили романы Ф.М. Достоевского, при этом основной упор делается на роман «Идиот».
Методологической базой исследования послужили труды М.М. Бахтина, Е.С. Добина, Н.И. Колодиной, Л.В. Чернец и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике школьного и вузовского преподавания.
Структура работы следующая: введение, 2 главы (теоретическая и исследовательская), заключение и список используемой литературы, включающий 28 источников.
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Определение художественной детали
Картина изображаемого в художественном произведении мира, образы героев и персонажей произведения в своей уникальной индивидуальности складываются из отдельных элементов – художественных деталей. Роль художественных деталей в изображении предметного мира важна в любом из литературных родов, но в эпическом произведении ее возможности особенно велики.
Являясь элементом художественного целого, сама по себе деталь является мельчайшим образом, или микрообразом. В то же самое время деталь почти всегда составляет часть более крупного, чем она, образа. «Детализация предметного мира в литературе не просто интересна, важна, желательна, – она неизбежна; говоря иначе, это не украшение, а суть образа» [23; 288]. Ведь воссоздать предмет во всех его особенностях (а не просто упомянуть) писатель не в состоянии, и именно деталь, совокупность деталей «замещают» в тексте целое, вызывая у читателя нужные автору ассоциации. Автор рассчитывает при этом на опыт и воображение читающего, который мысленно добавляет недостающие элементы. Подобное заполнение неполных мест Р. Ингарден называет конкретизацией произведения читателем, которая индивидуальна у каждого отдельного человека. Использование художественных деталей не только заменяет подробные, пространные описания, но и позволяет наблюдать за динамикой изменений, происходящих в человеке. Например, Толстой уделяет много внимания глазам Наташи Ростовой. Нередко писателю достаточно лишь указать на взгляд Наташи или выражение ее глаз, чтобы читатель получил представление о ее психологическом состоянии.
К художественной детали (от франц. «detail» – подробность, мелочь) относятся преимущественно предметные подробности в широком понимании: подробности быта, портрета, пейзажа, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи (так называемая речевая характеристика). Изначально художественная деталь представлялась средством изображения (описания) объемности, конкретности предметного мира и служила в качестве гарантии жизненной достоверности и художественной правдивости. Позднее эстетические функции детали усложнились, хотя «верность деталей» осталась одним из признаков классического реализма XIX века.
Художественная деталь – компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.
Картина изображенного мира, образ героя произведения литературы в неповторимой индивидуальности складывается из отдельных художественных деталей. К художественной детали относят преимущественно предметные подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи. Некоторые художественные детали становятся многозначными символами, имеющими психологический, социальный и философский смысл.
Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа. Индивидуальная деталь, закрепляясь за персонажем, может становиться его постоянным признаком.
Все писатели широко используют в своих произведениях художественную деталь, так как она имеет огромное значение: без неё невозможно было бы емко и точно, несколькими фразами дать индивидуальную характеристику героям, показать авторское к ним отношение, создать и охарактеризовать изображаемый мир.
Ф.М. Достоевский мастерски использует в свои романах разного рода детали, благодаря чему писатель емко и точно, несколькими фразами дает индивидуальную характеристику персонажей, создает неповторимый мир произведения, показывает авторское отношение к своим героям и т.д.
Большую роль в романах писателя играет символическая деталь. Она является знаком присутствия смысла, указывает, где искать, обозначает место, где под внешним слоем текста скрыт иной слой. У Достоевского совокупность символических деталей создает весь смысловой объем текста – не в том смысле, что он заключен целиком в эту совокупность, но в том смысле, что понять его в его целом, со всеми гранями смысла, с теми нюансами, которые иногда меняют все, можно лишь посредством детали.
Ф. М. Достоевский как один из величайших писателей своего времени мог одним словом дать исчерпывающую характеристику какому-либо герою или общественному явлению. Художественная деталь помогает Достоевскому не только в создании образов героев или Петербурга, но и в раскрытии безграничной философской и психологической глубины его романов.
1. Абрамович А.И. Художественная деталь и образ // Новая Сибирь. – Иркутск: Восток, 1955. – 126 с.
2. Батурина Т.Н. О мастерстве детали и о «внешней памяти» // Ставрополье. – 1961. – № 2. – С. 18-21.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Советская Россия, 1979. – 511 с.
4. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М.: Наука, 1988. – 324 с.
5. Галанов Б. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. – М.: Советский писатель, 1974. – 248 с.
6. Грачева И.В. «Каждый цвет уже намек»: о роли художественной детали в русской классике //Литература в школе. – 1997. – № 3. – С. 49-55.
7. Добин Е.С. Искусство детали: Наблюдения и анализ. – Л.: Советский писатель, 1975. – 212 с.
8. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. – М.: АСТ Хранитель, 2007. – 784 с.
9. Достоевский Ф.М. Идиот / Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. 28. – Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1972-1990. – 672 с.
10. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Наука. Сер. «Литературные памятники», 1970. – 808 с.
11. Есин А.Б. Литературное произведение: Типологический анализ. – М.: Наука, 1992. – 180 с.
12. Колодина Н.И. Изобразительность в системе построения художественной детали // Понимание менталитета и текста. – Тверь, Пресс, 1995. – С. 150-154.
13. Колодина Н.И. Художественная деталь как средство текстопостроения, вовлекающее читателя в рефлективный акт. Дис. канд. филол. наук. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. – 168 с.
14. Кормилов С.И. Деталь художественная // Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. – М.:АСТ, 2000. – С. 56.
15. Коточигова Е.Р. Вещь // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – С.281.
16. Кричевская Л.И. Портрет героя. – М.: Прогресс, 1994. – 144 с.
17. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Наука, 1991. – 458 с.
18. Подольский Б.П. Рождение художественной детали // Знамя. Кн. 5. – М.: МГУ, 1954. – С. 187-192.
19. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского: Очерки. – М.: Наука, 1979. – 246 с.
20. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. – М.: Флинта; Наука, 2004. – 1448 с.
21. Ульченко А.А. Роль психологической детали в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Традиции и новаторство русской литературы. – М.: Флинта, 1980. – С. 119-134.
22. Цивин Р.Д. Художественная деталь и ее идейно-эстетические функции в литературном произведении. Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – Киев; Артель, 1970. – 172 с.
23. Чернец Л.В. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – 680 с.
24. Черняков А.А. Художественная деталь как объект эстетического анализа. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – М.: МГУ, 1979. – 158 с.
25. Чудаков А.П. Вещь в реальности и в литературе // Вещь в искусстве: Материалы науч. конференции 1984 г. Вып. XVII. – М.: МПГУ, 1986. – С. 235.
26. Чудаков А.П. Предметный мир литературы // Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения. – М.: Наука, 1986. – С. 251-291.
27. Щеглов М.В. Верность деталей (О роли деталей в создании литературного образа) // Новый мир. 1957. – №1. – С. 258-271.
28. Эпштейн М. О значении детали в структуре образа («Переписчики» у Гоголя и Достоевского) // Вопросы литературы. – 1984. – № 12. – С. 134-145.
Тема: | «Роль детали в романах ф.м. достоевского» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Авторская позиция в малой прозе ф.м. достоевского
Дипломная работа:
Фабула любовного «треугольника» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: литературоведческий и методический аспекты изучения
Курсовая работа:
Женский образ в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Курсовая работа:
Тема проституции в романе «преступление и наказание» ф.м. достоевского
Дипломная работа:
Пушкинские реминисценции в романах и.с. тургенева «отцы и дети» и «дворянское гнездо»