Дипломная работа
«Фольклорные истоки юмора в произведениях Л.А. Соколова: литературоведческий и методический аспекты»
- 75 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРИРОДА ЮМОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1. Специфика юмора в народных сказках (о животных, бытовых, волшебных) 6
1.2. Специфика юмора в других жанрах фольклора (шуточные песни, малые жанры, материнский и детский фольклор) 12
Выводы по I главе 18
ГЛАВА II. ПРИРОДА ЮМОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Л.А.СОКОЛОВА
2.1. Л. А. Соколов как представитель современной юмористической литературы 19
2.2. Традиции устного народного творчества в произведениях Л.А. Соколова 22
Выводы по II главе 25
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА Л.А. СОКОЛОВА В ШКОЛЕ
3.1. Методическая разработка урока по творчеству Л.А.Соколова 27
3.2. Методическая разработка урока по творчеству Л.А. Соколова 36
3.3. Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Поэтический юбилейный календарь» 48
3.4. Методическая статья по творчеству Л.А. Соколова 58
Выводы по III главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Юмор как важнейшее составляющее комического в национальном фольклоре каждого народа представляют собой явление феноменальное по своей полифункциональности и синтетичности. В них проявились народный опыт, мудрость, философия, психология, здоровая смеховая культура этноса. Как известно, в фольклоре народ не только утверждает свой духовно-эстетический идеал, но и отрицает такие явления действительности, которые противоречат представлениям человека об истине, добре, красоте, о возвышенном и героическом.
Актуальность темы настоящего исследования связана с необходимостью научного осмысления места юмора в русской литературе на материале творчества башкирского писателя Соколова Леонида Алексеевича, внесшего большой вклад в развитие русской литературы, являвшегося ведущим в республике мастером юмора. Знают творчество Леонида Соколова и за рубежом. Юмор по достоинству оценили читатели Болгарии, Германии, Канады. Рассказы Л.Соколова неоднократно переводились на башкирский и татарский язык, звучали по всероссийскому и местному радио и телевидению.
Многогранное творчество Леонида Алексеевича имеет глубокие национальные корни: оно тесно связано с традициями устного народного творчества, а также богатейшими традициями русской литературы и литературы. В своих трудах он средствами юмора изображает явления действительности: с помощью юмора поможет людям расстаться со своими недостатками, а смешной шуткой поднимает настроение читателям.
Лучшие произведения юмориста печатаются на страницах газет и журналов Москвы. Его труды печатаются в журналах «Вокруг смеха» (Санкт- Петербург), «Фонтан» (Одесса), «Чаян» (Казань), «Веселуха» (Москва), «Кукумбер» (Москва), в «Литературной газете» и, конечно, в национальных журналах - «Хэнэк-Вилы», «Бельские просторы», «Агидель». Известен в Германии, Болгарии, Канаде и Австралии.
Мы в выпускной квалификационной работе попытались дать представление о природе юмора Леонида Алексеевича, выявить фольклорные истоки юмора в его произведениях.
Объект исследования - юмористические произведения Соколова Леонида Алексеевича.
Предметом исследования служит выявление влияния фольклорных истоков на образную систему и жанровое своеобразие произведений Л.А.Соколова.
Целью дипломной работы является изучение природы юмора в творчестве Соколова Л.А.
Указанная цель предполагает реализацию следующих конкретных исследовательских задач:
- рассмотрение специфики юмора в произведениях устного народного творчества;
- изучение природы юмора в творчестве Л.А. Соколова;
- выявление фольклорных истоков юмора в произведениях Л. А. Соколова;
- составление методических разработок уроков и внеклассного мероприятия по изучению биографии и творчества Л.А. Соколова.
Гипотеза: изучение творчества Л.А.Соколова на уроках внеклассного чтения, при сопоставлении с программными произведениями русской литературы, при проведении классных часов и внеклассных мероприятий будет способствовать достижению обучающимися личностных, предметных, метапредметных результатов, формированию общекультурных компетенций при знакомстве с современной юмористической литературой.
Выпускная квалификационная работа базируется на научнотеоретических разработках классиков научно-критической и эстетикофилософской мысли, русских ученых-литературоведов, в трудах которых фундаментально рассмотрены вопросы зарождения, становления и развития сатиры и юмора в литературе. Мы ориентировались на работы В. Белинского, Н. Добролюбова, М. Бахтина, И. Волкова, Ю. Лотмана, В. Проппа, Д. Николаева, А. Макаряна, Л. Ершова, Л. Тимофеева и других.
В данной работе мы рассматриваем юмор как особый вид литературы, как принцип художественного изображения действительности (Л. Тимофеев).
Для решения поставленных выше задач нами использованы следующие методы научного исследования: аналитический (анализ произведения в единстве формы и содержания, выявление его внутренней организации), историко-сравнительный и системный.
Теоретическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что проведено литературоведческое исследование произведений современного писателя-юмориста Л.А. Соколова во взаимосвязи с традициями русского устного народного творчества, под этим углом зрения выявляются их художественные особенности.
Практическая ценность работы заключается в том, что она может быть использована при проведении уроков по русской литературе, литературных вечеров, классных часов, внеклассных мероприятий и т.д.
Научная новизна работы заключается в том, что творчество Соколова Л.А., как представителя современной литературы, практически не исследовано, а предложенные методические разработки уроков, проанализированные произведения, методические рекомендации помогут учителю при организации уроков русской литературы.
Структура дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ПРИРОДА ЮМОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1. Специфика юмора в народных сказках (о животных, бытовых, волшебных)
Самыми популярными авторами XX столетия, затронувшие проблемы именно культуры смеха, были А. Бергсон, М.М. Бахтин, занимающийся этим вопросом на примере Франсуа Рабле и культуры средневековья и Ренессанса, Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В., изучавшие смех в Древней Руси, В.Я. Пропп, в наибольшей степени показавший эту тему в устном народном творчестве, в том числе в русском. Еще у Проппа имеются указания на других ученых, изучающих явления смеха в религиозной сфере [5, 87].
По мнению В.Я. Проппа, в большей степени известной формой смеха является насмешливый смех, который выражается в различных видах. Выделяя различные виды смеха по причинам, вызывающие смех, автор отмечает: смешное в природе - то, что в той или иной степени напоминает человека; физические недостатки человека, разоблачающие недостатки духовного мира; комизм сходства, комизм отличий; комизм человека в обличье животного (на литературных примерах), когда образ животного помогает четко показать недостатки человеческого характера или поведения; то же по отношению к человеку и вещи; насмешки профессий; пародия, комическое преувеличение; посрамление воли, когда выясняется, что воля человека недостаточно сильна для реализации того или иного плана, особенно грандиозного, значительного; одурачивание; алогизмы; ложь - как средство провокации смеха и многие другие виды смеха комического [48,112]. Иначе говоря, физическая, умственная и нравственная человеческая жизнь способна стать объектом смеха в жизни.
Итак, сумеем найти ответы на вопросы о природе смеха, его причины и корни в устном народном творчестве.
Язык сказки легкий, простой, доступный для восприятия и устного изучения. В сказке нередко можем увидеть юмористическое отношение к жизни, к проблемам, к героям. Можем определить некоторые виды смеха в русской народной сказке, которые встречаются в различных видах сказки. Волков И.Ф. определяет, что это сказки о животных, и волшебные сказки, страшилки, бытовые, сатирические, докучные, небылицы, присказки, прибаутки, богатырские сказки и, наконец, сказки-былины. В этих видах сказки можем увидеть своеобразное особенное отношение к смеху и к юмору. Сказки- былины, волшебные и богатырские сказки в большей степени архаичны, в них можно заметить сюжеты, берущие свое начало в мифологии славян [16, 96]. Абсолютно иные приемы юмора и функции смеха в сатирических и бытовых сказках, сказках о животных и сказках-страшилках.
Если обратиться к сказкам-былинам, там юмор обращен против врагов, противников Руси, вражеских богатырей. Чаще всего для основания комического эффекта в былинах применяется метод гиперболизации, преувеличения, служащая как средство разрушения. В былине об Алеше Поповиче и Тугарине можем увидеть:
В вышину ли он, Тугарин, трех сажень,
Промеж плечей косая сажень,
Промежду глаз калена стрела,
Конь под ним как лютый зверь,
Из хайлища пламень пышет,
Из ушей дым столбом стоит [57, 79].
Итак, в первой главе мы рассмотрели, изучили природу юмора в народных сказках, в других жанрах фольклора. Отметим, что можно выделить несколько видов юмора в русской народной сказке, встречающихся в разных видах сказки - сказки о животных, и волшебные сказки, страшилки, бытовые, сатирические, докучные, небылицы, присказки, прибаутки, богатырские сказки и, наконец, сказки-былины. В каждом из этих видов сказки встречается свое особое отношение к смеху и к юмору. В основном объектом сказок становились социальные пороки, недостатки государственных институтов, социального устройства.
Безусловно, юмор присутствует и в шуточных песнях, малых жанрах, материнском и детском фольклоре. Если говорить о материнском фольклоре, то сюда отнесем пестушки, потешки, прибаутки, сказочки, где можем встретить юмор, целью которой является способствование налаживания связи между ребенком и взрослым.
Многообразие юмористических жанров детского фольклора очень велико - творения этого жанра представляют собой основу детского фольклора. Это выражается тем, что в детях необходимо воспитывать положительные качества, которые вызывают смех и радостное настроение, и именно в этом возрасте. К юмористическим жанрам относятся: потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, поддёвки, небылицы-перевертыши, нелепицы, анекдоты, озорные песенки, частушки, загадки, переклички.
Во второй главе изучили и проанализировали природу юмора современного писателя Соколова Леонида Алексеевича. Как мы пытались показать, специфичные качества произведений Леонида Алексеевича - это простые, незатейливые сюжеты, народность, оригинальность, снисходительное, юмористическое отношение к своим героям, порой переходящее в чувство грусти, но иногда и негодования. Персонажи произведений взяты из реальности. Герои попадают в смешное положение по разным предлогам: то из- за объективных условий, то в силу собственных субъективных недостатков. В юмористических рассказах Л.Соколов представляется как психолог: вникает в суть дела и во внутренний мир персонажа, показывает его мысли и чувства, объясняет поведение.
Мы проанализировали рассказы «Счастливчик», главный герой которого Клушкин Степан Петрович, являясь простым дворник, живет очень богато, и все время пытается избавиться от своего «нажитого». Сам рассказ напоминает сказку. В рассказе «Посылка» мы познакомились с добродушными жителями с. Ясноглядово Иваном Васильевичем Гордыбакиным и его супругой. «Гость из страны восходящего солнца» - рассказ о жизни простых, русских людей, а именно про образ русской женщины Анны Петровны, где описывается быт простого народа.
В третьей главе составили две методические разработки уроков и одну внеклассного мероприятия по изучению творчества Л. А. Соколова в школе.
Первая разработка урока на тему «Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Личность Л.А. Соколова», вторая - «Творчество Л.А. Соколова. Стиль писателя. Фольклорные традиции в творчестве писателя». Основными принципами этих уроков были: интерес к уроку, востребованность темы, данные уроки - это комбинирование четырех факторов: обучения, развития, воспитания, творчества. На протяжении всех занятий обучающиеся сами находят ответы, отстаивают свою точку зрения, учатся признавать свои ошибки. А выработка данных умений ценна в последующей самостоятельной жизни. Разумное сочетание групповых и индивидуальных форм и способов учебной деятельности обеспечат развитие коммуникативной, личностной, ценностно-смысловой компетенции обучающихся. Знакомство с жизнью и творчеством писателя способствует школьникам в большей степени познать художественную правду его творений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
Такого рода уроки являются ценным ключом патриотического воспитания школьников, развития их кругозора жизни. Это не только углубляет представления учащихся об истоках литературы, но и повышает их кругозор.
Внеклассное мероприятие составлено на тему «Поэтический юбилейный календарь». Важность и значимость юбилейного мероприятия - Л.А. Соколову в этом году исполнилось 65 лет. Считаем, что данное мероприятие - одно из успешных способов мотивации школьников, так как занятия по освоению произведений писателей-земляков должны быть запоминающими, эмоциональными.
Данное мероприятие организуется с целью приобщения детей к русской литературе, пропаганды художественными средствами литературного наследия страны и создания условий для воспитания в детях, подростках, молодёжи и их родителях уважения к национальной культуре нашей страны.
Оно направлено на выполнение следующих задач:
- привлечение внимания учащихся к важным событиям литературной жизни России;
- повышение мотивации школьников к чтению и изучению творческого наследия писателей, а также к литературно-художественному творчеству;
- формирование нравственно-мировоззренческих, в том числе гражданско-патриотических позиций школьников при помощи обращения к лучшим текстам современной российской словесности.
Изучение природы юмора в творчестве писателя должно привлечь внимание обучающихся, дать возможность узнать индивидуальность Л.А. Соколова.
Таким образом, юмор Леонида Алексеевича мягкий. Своеобразие творчества писателя устанавливается его оригинальностью, его позицией к происходящему в окружающем мире. Именно здесь выражается подлинный его дар. Художественный мир юмориста имеет глубокие национальные истоки: он вплотную связан с традициями фольклора и русской литературы прошлых веков. В своих трудах художник слова средствами юмора изображает явления действительности. Книги уфимского писателя Леонида Соколова предназначена всем любителям острого слова, доброго юмора, нестандартного отношения к событиям нашей повседневной жизни.
1. Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. — М., 1993. — 345 с.
2. Алексеева М. А. Преподавание литературы: образовательные технологии: [учеб.-метод. пособие] / М. А. Алексеева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 100 с.
3. Алексеева О. Русская народная сказка [Текст] /О. Алексеева // Русские народные сказки. Т. 1. — М.: Современник, 1987. - 123 с.
4. Аникин В.П. Русская народная сказка: пособие для учителя [Текст] / В.П. Аникин. — М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
5. Антонио И. А. Юмористический текст в обучении русскому языку как иностранному. — М., 2005. — 150 с.
+ еще 55 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Фольклорные истоки юмора в произведениях Л.А. Соколова: литературоведческий и методический аспекты» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 75 | |
Цена: | 2600 руб. |
Дипломная работа
«Изображение природы в произведениях к.ф.зиганшина: литературоведческий и методический аспекты.»Магистерская работа
«Историко-философская проза в. богданова: литературный и методический аспекты»Курсовая работа
«Эстетика «чистого искусства» в поэзии а.н. майкова и л.а. мея»Дипломная работа
«Новеллы о живой природе в повести «скитники» Камиля Зиганшина: литературоведческий и методический аспекты изучения»Дипломная работа
«Языковые и художественные средства создания образа ребенка в художественной литературе»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика