Магистерская работа
«Мифология и фольклор в казахской исторической прозе»
- 117 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Историческое прошлое как узловатая тема казахской прозы 9
1.1. Исторические личности в трилогии И. Есенберлина «Кочевники» 9
1.2. Образы Абилкайыр, Жанибек, Керей, Касым хана и Асан Кайгы, жырау Казтугана в романе «Алмас кылыш» 21
1.3. Изучение жизни и творчества И. Есенберлина в средней школе.42
Глава II. Мифология, фольклор и этнопедагогика как основа исторической прозы 75
2.1. Нравственный и духовный облик исторических личностей в романе «Жанталас» 75
2.2. Судьба человека и судьба страны как одно целое в романе «Kahap» 85
2.3. Фольклор в системе филологической и методической подготовки педагогов 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
ЛИТЕРАТУРА 111
Тема нашей диссертационной работы - «Мифология и фольклор в казахской исторической прозе». Самое сложное из произведений литературы это - историческое произведение. Писателю нужно изучать не только литературу но и историю. По историческим темам многие ценные произведение были опубликованы. Если назвать романы И. Есенберлина «Кочевники» и «Алтын орда», М. Магауина «Аласапыран», А.Кекилбаева «Уркер», А. Алимжанова «Жаушы», К. Жумадилова «Сонгы кош».
Г. Иванова: «Я читаю сейчас книгу известного казахского писателя и поэта Ильяса Есенберлина «Кочевники». Говорят, что это исторический роман-трилогия о становлении казахского народа. Но на самом деле это нечто большее. Клянусь, ничего более великого в своей жизни я не читала! У меня не найдется слов, чтобы передать всю мощь, красоту и философскую глубину этого поистине великого эпического полотна! Да простит меня Лев Николаевич Толстой, но «Война и мир» по сравнению с этим произведением - просто бульварный роман. Эта книга - одна из жемчужин мировой классической литературы! Ее должен прочитать каждый уважающий себя человек независимо от национальности! Потому что в ней ключ к пониманию истории, к пониманию эволюции человечества». Эту трилогию много раз обсуждали, многих беспокоили. Несмотря на это, в течение долгого времени, имел свою цену.
«Кочевники» состоит из трех книг. Это произведения в литературоведении называют трилогией.
Трилогия — совокупность трёх произведений искусства или науки, объединенных преемственностью сюжета, либо общей идеей. Первоначально в греческой литературе — три трагедии, объединённые в одно целое единством фабулы или идейного содержания. Трилогии встречаются в литературе (в том числе — в научной литературе и художественной литературе), киноискусстве, изобразительном искусстве, музыке, а также в компьютерных играх.
Ауэзовские традиции в казахской литературе получили в 70- годах свое дальнейшее развитие. Художественной летописью прошлого воспринимаются, созданные в жанре исторического романа произведения И. Есенберлина, М. Магауина, А. Кекильбаева, С. Сматаева. Они способствовали упрочению и обобщению жанра в казахской художественной литературе, который является и постоянным объектом исследования литературоведов и зоной обостренного внимания критиков. Среди произведений, продолжающих лучшие традиции казахского исторического романа, особое место, занимает трилогия И. Есенберлина «Кочевники». Можно без преувеличения констатировать «что трилогия художника опередила надолго историческую науку в оценке явлений, процессов, исторических личностей прошлого. И. Есенберлин, одним из первых, художественно верно отобразил пятивековую истории казахской степи, открыл своеобразие путей развития родного народа. Несмотря на неоднозначность оценки трилогии в литературной критике и литературоведении периода соцреализма, «Кочевники» сегодня особенно требуют концептуального исследования, поскольку коренным образом изменились не только задачи литературы и искусства, но и окно видение мира.
Актуальность темы исследования. Настоятельно диктуется проблемами изучения поэтики трилогии. Особенность писательского стиля И. Есенберлина проявляется уже в выборе формы изложения. Роман-хроника содержит в себе свойства, отличные от других жанров художественной прозы. Как отмечено в критической литературе ранее, роман-хроника вбирает в себя большой исторический материал, являясь источником исторической информации. И важное место здесь занимает цепочное повествование об исторических событиях, легендах. По этой причине описания жизненных коллизий и душевных переживаний героев связаны с конкретными историческими фактами и даны в сжатом виде. Вместе с тем многочисленность героев в романе, большой удельный вес монолога и диалога были вызваны особенностями романа-хроники, а также стремлением автора охватить как можно больший исторический отрезок времени.
Одной из задач современного литературоведения является научный анализ казахского исторического романа, его художественных достоинств, особенность исторических личностей.
Обьектом исследования является исторические личности в трилогии И. Есенберлина «Кочевники».
Предметом исследования - образы Абилкайыр, Жанибек, Керей, Касым хана и Асан Кайгы, жырау Казтугана в романе «Алмас кылыш», особенность и индивидуальность образа Абылай хана в романе «Жанталас», исторические образы в романе «Кахар»
Целью исследования - исторические личности в романе И. Есенберлина «Кочевники» и художественное решение.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- убедиться что «Кочевники» первый роман-хроника в казахской литературе; она - новая ступень развития исторического жанра;
- проанализировать образы Абилкайыра, Жанибека, Керея, Касым хана и Асан Кайгы, жырау Казтугана в романе «Алмас кылыш;
- анализировать особенность и индивидуальность образа Абылай хана в романе «Жанталас»;
- выявить исторические образы в романе «Кахар».
Степень изученности проблемы. Данная проблема была объектом исследования в трудах З.Г. Нигматова, К. Пирлиева, М. Сайфуллаевой и др.
Определенный вклад в решение вопросов изучения этнопедагогики, использования ее содержания и средств в учебновоспитательной работе внесли казахстанские ученые С.К. Калиев, К.Б. Жарикбаев, С.У. Узакбаева, Ж.М. Наурызбай, К.М. Кожахметова, Р.К. Дюсембинова и др.
В трудах ученых-философов Н. Сарсембаева, О.А. Сегизбаева, М.С. Орынбекова, Ж. Алтаева, К.Ш. Нурлановой, А. Касабекова и других раскрывается своеобразная природа традиций и обычаев казахов, их роль и место в культуре народа и воспитании молодежи. Среди работ по вопросам воспитания у учащихся на материале устного народного творчества можно выделить работы Г.Р. Бахтиярова, С.К. Абдильдина, У.О. Асанова, Р.К. Толеубекова.
Методологической основной исследования посулжили работы, методические пособия, статьи Зарифовой М., Кактаевой Г., Локтионовой О. Труды, посвященные историческим личностям казахского народа, такие как М.О. Ауэзова, С. Кирабаева, Е. Исмаилова, М. Каратаева, М. Магауина, А.Х. Маргулана,
М. Тынышпаева, М. Хамзина, А. Ток,самбаева, Р.Б. Сулейменова, Ш.К. Сатпаева, Х.А. Адибаева, А.И. Оразбаева, Ж.В. Касымбаева, Ч.Ч. Валиханова, Ж.О. Артыкбаева, К. Абуева.
Научная новизна настоящего исследования состоит в определении воспитательно-образовательных возможностей исторических личностей казахской прозы, разработке и проверке на практике методических условий, основных форм, методов и приемов руководства процессом нравственно-эстетического воспитания школьников средствами казахской прозы в современных условиях.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что данное исследование восполняет пробел, существующий в теории и методике преподавания казахской литературы в школе с русским языком обучения, а именно: до настоящего времени никем не разрабатывались методические условия нравственно-эстетического воспитания на материале казахского прозы
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация. Основные моменты, выводы диссертационной работы были освещены в следующих статьях автора:
1. Абилова З.М. «1лияс Есенберлиннщ «Кешпендыер» трилогиясындаFы тарихи тYЛFалар: коркемддк шешiм жэне жацаша кезкдрас» // Студенттер мен жас Fалымдардьщ «Фараби элемЬ атты хальщаралык, FEMEIM конференциясы, Алматы кдласы, К,азакстан Республикасы , 2018 ж.
2. Абилова З.М. Исторические прошлое как узловатая тема казахской прозы // Актуальные проблемы современной татарской филологии сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием, посвященной 60-летию кафедры татарской филологии и культуры филологического факультета башкирского государственного университета (г. Уфа, 30 ноября 2018 г.). - Уфа: РИЦ БашГу, 2018. - С. 39-43
3. Абилова З.М. Судьба человека и судьба страны как одно целое в романе «Кахар» // Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Международные Акмуллинские чтения). - Уфа, 2018 г. (в печати).
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ КАК УЗЛОВАТАЯ ТЕМА КАЗАХСКОЙ ПРОЗЫ
1.1. Исторические личности в трилогии И. Есенберлина «Кочевники»
Яркие, рельефно выполненные образы выдающихся представителей белой кости феодального прошлого оставил Ильяс Есенберлин. Основатели казахского ханства Керей и Жанибек, их преемники Бурындык и Касым, ханы Акназар и Тауекел, Есим, Тауке, Абулхаир, Абылай, Кенесары - вся эта внушительная когорта степных правителей выведена в замечательной трилогии И. Есенберлина «Кочевники».
Писать И. Есенберлин начал еще на фронте и, подобно многим другим, стремился проявить литературный талант в поэзии - с 1945 года стали появляться небольшие сборники его стихов и поэм. Многие стихи, переложенные на музыку, звучали по радио и с эстрады. Начинающий писатель пробовал свои творческие возможности и в драматургии - пьеса «Борьба в горах» долгое время шла в Республиканском театре юного зрителя; выступал он и как переводчик, в частности, перевел на казахский язык сказки и рассказы педагога-просветителя К.Д. Ушинского.
Однако, по мнению самого И. Есенберлина, ни в поэзии, ни в драматургии ему не удалось со всей полнотой выразить свое творческое кредо, свои нравственные принципы, и он очень скоро обратился к прозе, которая, как ему казалось, предоставляла большой простор для художественных исканий. Романы «Схватка», «Опасная переправа», «Любящие», «Золотая птица», «Прикрой своим щитом», посвященные молодой казахской интеллигенции, первоцелинникам и нефтяникам Мангышлака, поставили его в ряд крупнейших писателей республики [Валиханов, 1987: 102 ].
В своих произведениях И. Есенберлин выдвигал проблемы большого общественного звучания, показывал героев на целинных полях, заводах, в лабораториях, в аудиториях, страстно стремился ответить на многие острые вопросы действительности. И на страницах книг писатель, как и в жизни, вел непримиримую, бескомпромиссную борьбу с чуждыми нашему строю явлениями: с карьеризмом и протекционизмом, с очковтирательством, с лжепатриотизмом и национальной ограниченностью.
И. Есенберлин и здесь нам демонстрирует свое искреннее отношение национальной святыне, чем для казахов является устное многовековое словесное творчество - фольклор. В действительности он и оказался чистым родником народной мудрости, вобравшим в себе самое святое - историческую память нации, ратные деяния незабытых за много веков легендарных имен. Все это происходило тогда, когда иные излишне политизированные писатели отреклись от собственной истории, от величайших личностей прошлого. Он всем неустанно доказывал свою правду и в итоге перешел в контрнаступление от безысходности. Вот вам и мотивы его «Схваток», «Фронтов». Начиная уже с названия книги, И. Есенберлин будоражит читательское воображение. И «Актабан-шубурынды» времен жунгарского нашествия, и строительный бум на берегу Есиля новой столицы равнозначно напоминают битву в дали с той разницей, что первая - во времени, а вторая - в пространстве. Творчество Ильяс-ага вынуждает читателя думать самостоятельно. Его произведения - это, главным образом, пища для размышления, бесконечная череда ассоциаций событий, переходящих из эпохи в эпоху, из одного состояния души в другое. Они написаны не поверхностно, о чем твердили завистники, а сжато и кратко. В них крупные и значительные события спрессованы до предела возможности. Это источник ценных реалий познания себя и других. В этом заключается неповторимость и уникальность литературного наследия Ильяс-ага. Вся 40-летняя творческая жизнь И. Есенберлина в двух словах и есть «опасная переправа», ибо он предпочел неизведанное, когда большинство собратьев по перу шли по обкатанному пути.
Яркие, рельефно выполненные образы выдающихся представителей белой кости феодального прошлого оставил Ильяс Есенберлин. Основатели казахского ханства Керей и Жанибек, их преемники Бурындык и Касым, ханы Акназар и Тауекел, Есим, Тауке, Абулхаир, Абылай, Кенесары - вся эта внушительная когорта степных правителей выведена в замечательной трилогии И. Есенберлина «Кочевники».
Трилогия И. Есенберлина - значительное явление в казахской литературе не только потому, что она рисует перед читателями цельную картину истории казахов: в ней поставлены и разрешены общезначимые нравственные проблемы, - проблема мира и войны, борьбы за свободу, единения народов, - она проникнута гуманизмом.
Пройдет время, и, вполне возможно, другой прозаик создаст произведение, посвященное тем же событиям, тем же историческим личностям, которым посвящена трилогия «Кочевники», но будущий автор пойдет по уже проторенному пути, будет располагать тем обширным материалом, который впервые старательно собрал и изучил И. Есенберлин: устное творчество народа, особенности его быта, летописи и архивные документы - как казахские, так и соседних народов, все то, что дало ему заглянуть в сокрытое временем и заполнить белые пятна национальной истории .
Таким образом, трилогия И. Есенберлина - первое крупномасштабное, многоплановое произведение, первый роман- хроника в казахской литературе; она - новая ступень развития исторического жанра.
И. Есенберлин включает в роман легенду об Ак-буре, которая помогает Аблай-хану принимать трудные решения в смутные времена, а султан Касым наказывается роком за убийство священного верблюда, хозяина местных гор. Табу на тотемное животное является важнейшим условием благополучия народа, однако человек постепенно забыл древние заветы, что и привело его к трагедии. Мифы в романах содержат большую смысловую нагрузку, которая является архетипом миропонимания казахов. «Народ, у которого нет своей мифологии - не нация, а сборише людей, живущих на одной территории и подчиняющихся одним законам». Почтение народа к древним преданиям позволило авторам продуктивно использовать в романах мифы и легенды, переплетая их с историческими событиями, что усиливает интерес читателей, воспринимающих исторический роман как завет предков.
В хронике романе «Золотая Орда» И. Есенберлина нет полного и целостного изображения образов, однако это не является препятствием определении авторской концепции личности напротив, автор распределяет человеческие качества, наделяя ими отдельные образы, которые не сложно выявить методом индуктивного анализа.
Политическое наследие Кенесары сохранилось в памяти народа как его честь, гордость и достоинство. Наследие Кенесары подобно его личной судьбе испытало различные превратности. Им вдохновлялись, но и его же с неумолимой последовательностью пытались вытравить из памяти, совести, сознания народа. До сих пор ощутимы пережитки инерции подавления воли народа, его интеллекта и элементарного чувства причастности к судьбам своего этноса.
В чертах личности Кенесары, чья политика опиралась на жестокости законов войны и союзничества, явственно просматриваются гены Чингис-хана. Бартольд писал: «Чингис-хану было присуще необыкновенное самообладание и полное отсутствие односторонних увлечений, бесполезной жестокости или самодурства, сдержанность и достоинство в присутствии посторонних, огромные организаторские способности, в его армии были немыслимы воровство и ложь». Это определение в полной мере можно отнести и к хану Кенесары .
Но личная трагедия Чингис-хана иная, чем у Кенесары. Последний стоял за правое дело отстаивания свободы и независимости своего народа. А первый пошел по имперскому пути, который, в конечном счете, оказывается тупиковым, как доказывает опыт мировой истории.
Можно сделать вывод, что не менее яркий образ Кенесары хана получился у Есенберлина, где там использует факты, для того, чтобы раскрыть внутренний мир Кенесары, увидеть его «изнутри», посмотреть на мир его глазами.
Фольклор относится к числу основных средств народной педагогики. В то же время это и главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно-мифологических основах.
Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязичивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия. Именно такое воздействие, как мы уже отмечали, один из важнейших принципов народной педагогики.
Духовный мир человека, его стремление к добру и человеколюбию невозможно представить без изучения литературы. В этом плане казахская литература может выполнить пробел в гуманистическом воспитании учащихся, так как при научно-обоснованном, целенаправленном педагогическом руководстве может научить учащихся искусству жить среди людей и на этой основе способствовать формированию высоких гуманистических убеждений. Предмет казахской литературы предоставляет возможность на новом для учащихся национальном материале формировать правильные представления об истории, обычаях и традициях, мировосприятии людей в разные эпохи, глубже знакомит с особенностями развития литературного процесса, способствует показу типологической общности литератур, взаимосвязи народов, созданию положительной мотивации к чтению художественных произведений, расширению общего кругозора, помогает понять национальное своеобразие казахского словесного искусства. Все это обогащает духовный мир ребенка, развивает эстетический вкус и нравственные качества.
1. Акимбеков С. История степей: феномен государства Чингисхана в истории Евразии. - Алматы, 2016. - 912 с.
2. Алаев А.Х. Проблемы традиции и новаторства в новых дастанах (конца XIX и в начале XX века). Автореф. дис. . канд. фил. наук. - Ташкент, 1975. - 26 с
3. Ауэзов М.О. Мысли разных лет: по литературным тропам. - Алматы, 1961. - 543 с.
4. Байтанаев Б. Устно-поэтические истоки жанра рассказа в казахской литературе. Автореф. дис. . канд. фил. наук. - Чимкент, 1974. - 32 с.
5. Габдулин М. Казахское народное поэтическое творчество дооктябрьского периода: Автореф. дис. докт. филол. наук. - Алматы, 1958. - 44 с.
+ еще 85 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Мифология и фольклор в казахской исторической прозе» | |
Раздел: | Культурология | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 117 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Историко-философская проза в. богданова: литературный и методический аспекты
Дипломная работа:
Сравнительное изучение казахского и башкирского эпосов
Дипломная работа:
Сравнительный анализ казахского и башкирского эпосов «кобланды батыр»: использование результатов исследования в школе
Дипломная работа:
Фольклорно-этнографический материал в творчестве казахских и башкирских писателей
Дипломная работа:
Изучение русского фольклора в младших классах