Дипломная работа
«Народные обряды и ритуалы в романе-эпопее л.н. толстого «война и мир»»
- 83 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие о народной культуре в современной гуманитарной науке 5
1.2. Обряды и ритуалы как ключевые элементы народной культуры 14
ГЛАВА II. ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ РУССКОГО НАРОДА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
2.1. Русские обряды в романе-эпопее Л.Н.Толстого….…26
2.2. Национальные ритуалы в структуре романа-эпопеи….40
ГЛАВА III. НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ В ШКОЛЕ
Знакомство с национальными ритуалами и народными обрядами на внеклассных мероприятиях 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа элективного курса «Традиции, обычаи и обряды русского народа» для учащихся 8–10-х классов 74
Актуальность исследования обусловлена обращением к классическим произведениям и к национальной культуре в целом. На протяжении лет возрастает внимание к народной культуре не как к архаическому феномену, а как к одному из факторов, влияющих на современную жизнь страны в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Национальная культура является источником и важнейшим базовым компонентом духовной культуры народа. Свое отражение она получила и в творчестве Л.Н. Толстого.
Объект исследования – народная культура в произведении Толстого.
Предмет исследования – элементы народной культуры в структуре романа-эпопеи «Война и мир».
Цель работы – выявить отражения народной культуры в «Войне и мире» и раскрыть их функциональный смысл.
Из данной цели выводятся следующие задачи исследования: провести анализ и интерпретацию народных обрядов и ритуалов в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
В качестве теоретической базы использовались труды С.А. Токарева «Обычаи и обряды как объект этнографического исследования», С.Г. Бочарова «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», Э.В. Быкова «Культура народная, элитарная и массовая», Н.Г. Михайловой «Народная культура в современных условиях», Ю. Погорельского «Русская традиционная культура и её роль в современном обществе», Б.Н. Путилова «Фольклор и народная культура», С.А. Арутюнова «Обычай, ритуал, традиции», Ю.В. Чернявской «Народная культура и национальные традиции», К.В. Чистова «Народные традиции и фольклор: Очерки теории», А.В. Терещенко «Быт русского народа».
В ходе исследования были использованы историко-генетический, сравнительно-исторический методы, а также принципы анализа архетипов и ритуалов.
В научной литературе народная культура представлена в различных аспектах: философском, культурологическом, историческом, эстетическом, социологическом. Большее внимание уделено духовной культуре и культуре в целом как совокупности искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным и др.
Практическая значимость работы состоит в возможности решения на основе результатов проведенного исследования прикладных задач, которые возникают в преподавании в школе и вузах.
Следует заметить, что творчеству Л.Н. Толстого посвящено большое количество исследований, книг, монографий и статей. Однако тема данного исследования в науке не имеет полного структурированного анализа.
Цель и задачи научной работы определяют ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной и цитированной литературы, приложения. Во введении обоснован выбор темы исследования, определена его актуальность, практическая значимость, новизна, объект, предмет, выявлены цель и задачи, структура.
В первой главе «Содержание и формы народной культуры» изложен теоретический материал по теме научного исследования, даны определения понятий «народная культура», «обряд», «ритуал». Во второй главе «Обряды и ритуалы русского народа в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» представлен анализ и интерпретация обрядов и ритуалов в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». В третьей главе «Народные обряды и ритуалы в школе» представлены методические разработки по теме исследования. В заключении сделаны основные выводы исследования.
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие о народной культуре в современной гуманитарной науке
Народная культура – собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени [37; 214]. Понятие «народная культура» (и особенно «народ») связаны с самыми разными обыденными ассоциациями, по преимуществу ценностными представлениями, порой чисто популистского толка. В самом общем виде можно сказать, что с народной культурой в общественном сознании соотносится множество понятий и объектов, в названии которых присутствует определение «народный». В культуре и языке они представлены весьма широко: народное творчество, народное искусство, народная мудрость, молва, народные традиции, предания, верования, песни, танцы, пословицы, народные мастера, целители и т.д. [41; 2].
Субъектом народной культуры является народ – коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.
Народная культура в разных своих проявлениях – народное творчество и искусство, народный быт, уклад жизни, мифология, верования, целительство, предания – стали объектом изучения разных научных дисциплин преимущественно гуманитарного профиля: история, философия культуры, искусствоведение, фольклористика, этнология музыки, этнография, филология, эстетика, и т.д. [41; 4].
Русская традиционная культура представляет собой сложное, многоуровневое явление, которое зародилось еще в глубине веков. Несмотря на свой возраст, она до сих пор сохранила в себе первозданный смысл.
Нередко народная культура предстает как совокупность отдельных направлений, видов, жанров, даже объектов (народные керамические изделия, одежда, обряды, лубок и пр.). Часто ее пространство сужается, особенно в области искусствоведения, до художественного народного творчества, фольклора (народные песни, танцы, ремесла), а то и до словесной художественной традиции, относящейся к историческому прошлому (былины, предания, пословицы и пр.). При этом каждая научная дисциплина стремится сформировать свой предмет, свой круг интересов (например, в рамках этнографии, филологии и др.). В.Н. Путилов в 1980-1990-е гг. обобщает представление о народной культуре в работе «Фольклор и народная культура» выводит фольклор за рамки искусства в достаточно широкий социальный контекст. Это обобщенное видение требует иного подхода, учитывающего этот контекст, то есть культурологического [15].
Для интерпретации народной культуры с точки зрения изложенных позиций первостепенное значение имеет понимание субъекта – носителя этой культуры, чьи ценности, идеалы, стереотипы поведения, образ и стиль жизни она выражает, декларирует, предписывает или, напротив, накладывает запрет, не рекомендует для членов сообщества, которые представляют данную культуру, принимая ее от предков и передавая потомкам. Взгляд с таких позиций обнаруживает существенное различие между народной культурой прошлого и более поздним, а также современным ее вариантом, притом что есть основания рассматривать все эти разные феномены как народную культуру.
Осознание себя народом приходит с осознанием представителями какой-либо общности людей или нации себя в качестве некоего целого, идентификации с этим целым, помимо отождествления с семьей, членами какого-либо круга, профессионального сообщества. Образ народа расширяется до грандиозных масштабов, охватывая огромный временной и пространственный ареал, и вбирает в себя зачастую либо представителей нации или разных наций во многих поколениях, либо людей одного поколения, объединенных общей судьбой. Фактор совместного участия в историческом событии (революции, войне, борьбе за общее дело) занимает важное место в понимание образа народа.
Образ народа может быть укоренен очень глубоко в истории, тогда как в основе его лежит ощущение сопричастности к каким-то крупным историческим свершениям в жизни своей страны, общества, к ярким эпохам в культуре, которые продолжают озарять своим светом настоящее, каким бы темным и трудным оно ни казалось сегодняшним современникам. Именно благодаря культуре люди осознают себя единым народом.
Можно сделать вывод о том, что в современных условиях социальная база народной культуры довольно неопределенная, и, соответственно, эта культура так или иначе соприкасается с образцами культур и субкультур самых разных социальных и этнических сообществ, слоев, групп, идентифицирующих себя с народом. Поэтому народная культура на сегодняшний день – это «не только и не столько круг реальных объектов и процессов в культуре, сколько угол зрения или способ видения и понимания этих объектов и процессов, которые могут быть рассмотрены и совсем с других позиций». Например, как любительское творчество, как досуговые занятия, как охрана культурного наследия, как культурные ценности, обладающие тем или иным потенциалом, как субкультурные движения и даже как показатель традиционалистской нечувствительности к современным социальным изменениям [41; 7].
Своё происхождение народная культура ведёт издалека и восходит к протокультуре рода, племени. Затем её носителем становится этнос или народ. Однако раньше понятие «народ», как и «народная культура», ещё не обрели своей специфической семантики. Они стали обретать её тогда, когда у представителей единого сообщества возникло желание отделить народ от не-народа. Осознание принадлежности к народу и включённости в народную культуру пришло в тот период, когда общество приобрело более сложную иерархическую структуру. Возникшие в нём классы, сословия и группы выработали свои варианты культуры, свои обычаи и представления.
Со временем различия между ними становятся всё более существенными: в допетровскую эпоху в боярских хоромах и крестьянских избах говорили на одном языке и исполняли одинаковые обряды с одними и теми же песнями, и имели похожий жизненный уклад, в послепетровской России высшие и низшие сословия стали всё больше различаться, говорить на разных языках, ориентироваться на разные жизненные эталоны. Со временем такое положение дало основание для всевозможных теорий о двух культурах в российском обществе. Вместе с тем эти различия создали почву, на которой вырос мифологизированный образ народа, который занял видное место в отечественной культурной традиции (например, в философии, художественной литературе, публицистике).
В условиях сословного общества под народом понимали не все население страны (не всех «народившихся»), а в основном тех, кого относили к «простому народу», то есть низшие и отчасти средние классы. Это прежде всего крестьянство, городские низы, отчасти мещанство, низшее духовенство. Четкий водораздел между народом и не-народом и здесь определить затруднительно, однако он ощущается различными нашими теоретиками. Отражен он и в изданиях энциклопедического характера советского периода «народное творчество – искусство, непосредственно создаваемое трудящимися в условиях классовых обществ». «Народная культура в классово-антагонистических формациях выступает как культура низов в противоположность культуре верхов и отражает трудовую деятельность, быт, духовные запросы и чаяния непривилегированных классов и слоев сельского и городского населения». Поначалу народной культуре в России противостояла церковно-книжная традиция, потом сформировалась и светская. Историческая народная культура аккумулировала огромный социальный опыт, охватывая и упорядочивая все стороны жизни общины, сословия, этнического сообщества, ибо именно эта культура сохраняла и поддерживала этническую идентичность представителей этих социальных общностей и базировалась на этнических традициях. В наши дни понятие «народ» сохраняет этносоциальный характер.
В результате на протяжении веков народная культура создала свой, вполне оригинальный мир представлений, ценностей, норм, символов и способов их воплощения и реализации в социальных условиях жизни общины.
В XIX в., когда уклад общинной жизни и, соответственно, традиционная культура, уже начали разрушаться, расслаиваться, встал вопрос и о носителе этой культуры. Переставая быть народной культурой в прежнем, исконном смысле слова, историческая крестьянская культура становится со временем художественным наследием, признанным специалистами и обществом в целом. Признание это, правда, оказалось подверженным веяниям времени. Так, в советское время на долгие годы и десятилетия фольклор попал в разряд пережитков прошлого, архаики, и лишь в последние полтора десятилетия вновь стал объектом повышенного внимания.
В подходе к вопросу носителя народной культуры в XIX в. можно выделить следующую тенденцию. На границе XIX и XX вв. понятие «народ» в российской социально-философской традиции обрело совсем особый, метафизический смысл, в котором соединялось и представление об определенном комплексе социально-нравственных черт – генотипе русского человека, и видение его в качестве носителя широко понимаемой русской идеи, великой драматической судьбы. Личностью осознается потребность причислить себя к народу, осознать себя частью этой общности.
Есть в русской общественной мысли и социальной практике XIX–XX вв. и прямо противоположные концепции народа: возникла оппозиция просвещенных верхов и темных низов, интеллигенции и народа. Здесь уже интеллигенция, воздавая должное народу, видела в нем не столько носителя оригинальной культуры, необычайной духовной силы, сколько объект собственной культуртрегерской деятельности. Народ оказывался как бы отчужденным от настоящей культуры, цивилизации, отсталым, варварским, далеким не только от какой бы то ни было мессианской роли, но и не очень способным к элементарному устроению собственной жизни. Стремились внести в народ, то есть в низшие слои общества, идеи, представления, знания, технологии, созданные в иной среде и иной культуре.
С построением социализма общество становилось «однородным». Таким образом, перестают формироваться неофициальные слои в культуре, групповые субкультуры, а также обновляются культурные традиции. В качестве значимых фиксировались лишь профессиональные и демографические различия. В результате сложилась новая историческая общность «советский народ», а государство было провозглашено общенародным. В обществе преобладали выходцы из рабочих и крестьян, гораздо реже – из потомственной интеллигенции. Последняя с каждым новым поколением руководителем была вытеснена так называемой интеллигенцией первого поколения. В советский период народ как общность советского периода обладал своей особой культурой, подобной, скажем, культуре этнической или сословно-групповой.
Впоследствии понятие народ стало означать не всё население страны, а тех, кого относили к «простому народу», т.е. низшие, и отчасти средние классы. Эта точка зрения отражена в изданиях энциклопедического характера советского периода «народное творчество – искусство, непосредственно создаваемое трудящимися в условиях классовых обществ» [41; 10].
В наше время изменяется образ народа, в то же время и связанные с ним ценности, символы, формы социального поведения, эстетические и этические ориентиры. Народ – это уже не просто бедные в отличие от богатых, не воплощение неких идеальных качеств национального генотипа, не общество в целом. Однако несомненно, что понятие народ продолжает жить, а социокультурная и этнонациональная идентификация с народом сохраняет свою актуальность, наполняясь новыми смыслами [41; 10].
Историческая народная культура содержит огромный социальный опыт, охватывая и упорядочивая все стороны жизни общины, сословия.
Таким образом, на протяжении веков народная культура создала свой, вполне оригинальный мир представлений, ценностей, норм и символов. Переставая быть народной культурой в прежнем, исконном смысле слова, историческая крестьянская культура становится со временем художественным наследием.
Помнить своё прошлое – это основа развития человека, как личности и человечества в целом. Выделяя в русской народной культуре периоды её развития, ученые-исследователи называют древний архаический пласт культуры «золотым» ядром народной культуры. Её рудименты, дошедшие до нашего времени представляют по духу и смыслу ценностную систему жизни человека, соединившую язычество и христианство.
Мировоззрение народа, само существование которого является следствием его жизни в рамках традиционной культуры, формируется и реализуется в различных сферах жизнедеятельности. Оно является стержнем культуры и частью этнического самосознания, тесно связанного с повседневной жизнью человека – носителя фольклора [48].
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Народная культура иногда называется фольклорной, которая базируется на художественных традиционных образах, архетипах. Формирование и функционирование феномена народная культура связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики – проявления народной культуры. В наше время ее общая особенность – внепрофессиональный статус в сфере современной многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией [85; 19].
Иван Васильевич Киреевский в середине XIX столетия писал: «Уничтожить особенность жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслью переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его религиозных, общественных и личных отношениях, – одним словом, во всей полноте его жизни» [3; 218]. Эти слова весьма актуальны в настоящее время, время сознательного наступления на народную культуру, соответственно и на историю, религию, язык всех народов, как больших, так и малых. Народная культура, сформировав нравственные и культурные ценности, базирующиеся на религии данного народа, создала воспитательные системы, сформировала понимание роли своей нации в мировом историческом процессе. Опора на духовную сферу очень важна, так как народная культура формировалась на базе религиозно-нравственных догматов, которые и легли в основу как внутрисемейного уклада, так и в основу управления государством; иерархичность, подчинение младших старшим на основе уважения и почитания, любовь к родной земле и защита ее от посягательства, регламентация юридическо-правовых норм (не убий, не укради, не прелюбодействуй), обязанность для каждого – труд. Современная ситуация свидетельствует о том, что в отношении народной культуры ключевой проблемой становится перспектива ее утраты в процессе глобализации. Проблема глобализации ставит перед фактом утраты народной культуры, которая является носителем духовных ценностей и национальной самобытности. Потеряв ее, народ потеряет себя как целостную единицу, как сообщество. Он станет обезличенной массой, неспособной влиять на исторические события и осознавать себя как целостный организм.
Народная культура достаточно пластично вносит некоторые изменения в свои традиционные формы, но не меняет в целом их содержание. При попытке вторгнуться и нарушить основы народной культуры начинают происходить необратимые процессы, нарушающие целостность мира и человека, появляется новый тип культуры, который не имеет традиционных корней. При размывании и исчезновении народной культуры нарушается и со временем теряется связь между миром и человеком, и народ как целостная гармонически существующая единица исчезает.
Именно поэтому в наши дни особое значение приобретает изучение народной культуры, выявление механизмов ее бытия и закономерностей ее функционирования в различных сферах общественной жизни и сознания, в том числе и в русской классической литературе.
1.2. Обряды и ритуалы как ключевые элементы народной культуры
Творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.
Народная культура отражает особенности явлений реальной жизни и даёт обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Следовательно, народная культура имеет познавательное значение, так как в ней представлены и объяснены картины жизни, события истории и образы героев.
Народное творчество выражает жизненные стремления и социальные взгляды народа [48]. В культурологическом аспекте она будет пониматься достаточно широко и не ограничиваться ее историческим пластом, относящимся к далекому прошлому, то есть как сфера непрофессиональной культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных действий, трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных).
Традиционность – важное качество народной культуры во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.
Особенностью в области поведения и мышления является опора народной культуры на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности. Она передается в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы. Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций. Ее субъектом является народ – коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения». Индивидуальное начало в народной культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива – отсюда и анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.
Традиционная народная культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции [85; 210]
Народная культура является целостным феноменом специфического человеческого способа деятельности, системы символических форм, идеалов, ценностей, норм, которые направлены на регуляцию поведения людей и развиваются по собственным принципам, в контексте исторических особенностей, духовного, политического, социально-экономического развития определенного народа.
Задачи народной культуры:
дать оценку конкретных явлений с точки зрения добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого или не справедливого;
способствовать выработке жизненных позиций, программы поведения, действий людей;
осуществить взаимодействие с окружающим миром;
регулировать поведения людей, предписывая определенные стандарты и правила, в соотношении с которыми складывается образ жизни людей, их установки, ценностные ожидания и способы деятельности (народная культура выступает в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения).
Народная культура составляет основы народного бытия и подразумевает единение человека с миром. На ее основе формируется целостный морально-нравственный, здоровый духовно и физически этнос.
Исследователь народной культуры Н.Г. Михайлова отмечает, что в настоящее время основной чертой народной культуры является ее внепрофессиональный статус и неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе которых лежит свободное владение традицией.
В современном обществе в соответствии с социокультурными изменениями народная культура естественным образом утрачивает свое значение, ее формы, приемы и механизмы функционирования имитирует массовая культура, выступающая своеобразным «постиндустриальным фольклором». Между тем, рассматривая данный вопрос, большинство исследователей склоняется к выводу о том, что «подлинно народная культура не имеет ничего общего с «массовой культурой», напротив, эта последняя по своему содержанию и социальным функциям враждебна подлинно народной культуре».
В первой главе нашей работы дано понятие о народной культуре в современной гуманитарной науке и рассмотрены элементы народной культуры. В результате можно сделать вывод, что значение обрядов и ритуалов заключается в том, что они объединяют членов общества, охраняя традиции данного общества, которые передаются из поколения в поколение.
Народная культура представлена в виде народного творчества, народного искусства, народной мудрости, народной традиции, преданий, верований, песен, танцев, народного мастерства и пр.
На протяжении времени народная культура сумела создать мир человеческих ценностей, представлений, норм, правил, символов, нравственных и культурных ценности данного народа, основанных на религии, и воспитательные системы.
Ключевыми элементами народной культуры являются обряды и ритуалы, которые определяются как традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человеческого коллектива.
В ходе их анализа, во-первых выявлено, что обрядам и ритуалам свойственна символичность, вследствие чего утрачивается их практическая сущность; во-вторых, установлено, то ритуал основывается на международном понимании, а обряд является действие отдельно взятого народа; в-третьих, показано, что ритуалы имеют сакральный характер, а обряды – практическое значение, которые сопутствуют важным моментам жизни и деятельности людей.
Русская нaроднaя культурa представляет собой уникальное явление, так как в ней языческие обряды русского народа тесно переплетаются с православными христианскими ритуалами. Русский человек, сохраняя свои древние традиции и обычаи, в то же время многое принял из ритуалов из христианской религии.
Во второй главе представлен анализ и интерпретация обрядов и ритуалов в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». В произведении рассмотрены различные народные обряды и национальные ритуалы.
В результате выявлено, что воспроизведение обрядовой и ритуальной стороны жизни русского народа носит в романе-эпопее Л.Н. Толстого целенаправленный характер, способствуя выражению «мысли семейной», «мысли народной», помогая пониманию характера человека, изменений его мировоззрения или способствуя выделению определенных эпизодов в произведении, которые несут важную смысловую нагрузку.
В третьей главе представлены методические разработки, а именно сценарии внеклассных мероприятий. В приложении представлена программа элективного курса «Традиции, обычаи и обряды русского народа» для учащихся 8–10-х классов. В различных сферах человеческой жизнедеятельности проявляется народная культура, многие обряды и ритуалы, пройдя долгий путь видоизменений, сохранились до нашего времени. Народная культура является источником и важнейшим базовым компонентом духовной культуры народа.
Таким образом, изучению обрядов и ритуалов в школьном процессе следует уделить особое внимание. Ведь обряды и ритуалы сохранят в себе память народа, его традиции и обычаи. Знание истории и культуры своего народа, уважение к его традициям – важная цель воспитательного процесса в школе.
1. Адоньева, С.Б. Ритуал, он же – обряд. Разговор об определениях // Вып. 6. [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.folk.r* – (Дата обращения 20.04.2013).
2. Азбука веры. Православная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://azbyka.r* – (Дата обращения 20.04.2013).
3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. [Текст] – М: Педагогика, 1987.
4. Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция [Текст] / С.А. Арутюнов // Сов. Этнография. – 1981. – № 2.
5. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов [Текст] / А.К. Байбурин. – СПб.: Наука, 1993.
6. Баженова, А.И. (ред.-сост.) Мифы древних славян [Текст] / А.И. Баженова. – Саратов: Надежда, 1993.
7. Белякова, Г.С. Славянская мифология: книга для учащихся [Текст] / Г.С. Белякова. – М.: Просвещение, 1995.
8. Блинова, Г.П. Русские народные праздники (Теория и история): Учебное пособие [Текст] / Г.П. Блинова. – М.: Вузовская книга, 2000.
9. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства [Текст] / П.Г. Богатырев. – М., 1971.
10. Большая советская энциклопедия. – М., 1969-1978.
11. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2008.
12. Бочаров, С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://feb-web.r* – (Дата обращения: 20.06.2014).
13. Брудная, Л.И. Энциклопедия обрядов и обычаев [Текст] / Л.И. Брудная. – Спб.: «РЕСПЕКС», 1996.
14. Бурышкин, П.А. Масонство в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» [Текст] / Масонство и русская литература / Сост. В.И. Новиков. – М., 1998.
15. Быков, Э.В. Культура народная, элитарная и массовая [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://avt.miem.edu.r* – (Дата обращения 20.04.2013).
16. Виноградова, Л.Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности. / Славянский и балканский фольклор: Обряд [Текст] / Л.Н. Виноградова. – М., 1981.
17. Виноградова, Л.Н. Гадание // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Институт славяноведения РАН [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://pagan.r*/slowar – (Дата обращения 20.04.2013).
18. Вифлеемская звезда: Рождество и Пасха в стихах и прозе [Текст] – М.: Дет.лит., 1993.
19. Волков, Ю., Мостовая, И. Глоссарий к книге «Социология: Учебник для вузов» [Текст] / Ю. Волков, И. Мостовая. – М., 1998.
20. Геннеп, А. Обряды перехода [Текст] / А. Геннеп // Систематическое изучение обрядов. Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
21. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://vocabulary.r* – (Дата обращения 20.10.2014).
22. Гуревич, П. Словарь по культурологии [Текст] / П. Гуревич. – М., 1996.
23. Даль, В.И. Русский народ: поверья, суеверия и предрассудки [Текст] / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2005.
24. Ерасов, Б.С. Культурология. XX век. Энциклопедия [Текст] / Б.С. Ерасов. – М., 1998.
25. Забылин, М. Русский народ [Текст] / М. Забылин. – М., 1880.
26. Зеленский, В. Словарь аналитической психологии [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://vocabulary.r* – (Дата обращения: 20.12.2012).
27. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Л.Г. Ионин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2000.
28. Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник [Текст] / Ф.С. Капица. – 3-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2010.
29. Карева, М.А. Рождение ребенка в контексте русской культуры [Текст] / М.А. Карева, Н.Э. Юферева // Кафедра культурологии, миссионерский факультет, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. – М., 2010.
30. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://dic.academic.r* – (Дата обращения: 20.12.2012).
31. Крюковских, А.К. Словарь исторических терминов [Текст] / А.К. Крюковских. – М., 1998.
32. Культурология. XX в. Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 2010.
33. Лурье, Я.С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века [Текст] / Я.С. Лурье. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 1993.
34. Максимов, С. Нечистая, неведомая и крестная сила [Текст] / С. Максимов. – СПб., 1994.
35. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.biblioclub.r* – (Дата обращения: 20.12.2012).
36. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://modernlib.r*/books/meletinskiy_e/poetika_mifa/read/ – (Дата обращения: 20.12.2013).
37. Михайлова, Н.Г. Культурология ХХ век [Текст] / Н.Г. Михайлова // Энциклопедия. – М., 1998.
38. Морамарко, М. Масонство в прошлом и настоящем. Из истории масонства. Электронная Библиотека истории масонства [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.gumer.info/bibliotek_Buks – (Дата обращения: 20.04.2013).
39. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре [Текст] / Выпуск 3. Юность и любовь. Девичество. Под ред. Аникина В.П., Гусева В.Е., Толстого Н.И. – М.: Художественная литература, 1994.
40. Набоков, В.В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев [Текст] / Перевод с английского и французского; Предисловие И. Толстого. – «Независимая газета». – М., 1996.
41. Народная культура в современных условиях : Учеб. Н-30 пособие [Текст] / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. Отв. ред. Н.Г. Михайлова. – М., 2000.
42. Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия / Под ред. Р. Хоггарта [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://vocabulary.r* – (Дата обращения: 20.04.2013).
43. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры [Текст] / М.А. Некрасова. – М., 1983.
44. Носова, Г.А. Язычество в православии [Текст] / Г.А. Носова. – М.,1975.
45. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.prosv.r*/umk/ork – (Дата обращения: 20.04.2013).
46. Павлов, К.А. Взгляды современных отечественных ученых на языческие обряды и празднества восточных славян. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики [Текст] / К.А. Павлов. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 5. – Ч. 2.
47. Панкеев, И.А. Полная энциклопедия быта русского народа [Текст] / И.А. Панкеев // Т. 12. – М.: ОЛма-Пресс, 1998.
48. Погорельский, Ю. Русская традиционная культура и её роль в современном обществе [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://webmusik.r* – (Дата обращения: 20.04.2013).
49. Праздников праздник Пасха. Чтение для детей и взрослых [Текст] – М., 1990.
50. Программа лит. образования для общеобразов. учреждений. 5-11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2000.
51. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура [Текст] / Б.Н. Путилов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.
52. Путилов, Б.Н. Древняя Русь в лицах [Текст] / Б.Н. Путилов. – СПб.: Азбука, 1999.
53. Ранчин, А.М. Из опыта комментирования «Войны и мира» Л.Н. Толстого: прототипы, реалии, обряды [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.portal-slovo.r* – (Дата обращения:25.12.2012).
54. Розанова, В.В., Матвеев, И.И. Словарь русского языка. Том III / В.В. Розанова, И.И. Матвеев (Энциклопедический словарь в IV томах) [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://5fan.r* (Дата обращения: 24.09.2014).
55. Русская мифология: Энциклопедия. / Сост. Е.Мадлевской. – М.-СПб, 2011.
56. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия [Текст] / Собр. Забылиным М. Репринтное воспроизведение издания 1880г. – М.: «Автор», 1992.
57. Семенова, М.В. Мы – славяне! [Текст] / М.В. Семенова // Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1999.
58. Семенова, М.В. Быт и верования древних славян [Текст] / М.В. Семенова. – СПб.: Азбука-классика, 2001.
59. Семека, А.В. Русское масонство в XVIII веке [Текст] / Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. –М., 1991. – Т. 1.
60. Сертакова, И.Н. Социальные функции обряда и ритуала [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.analiculturolog.r* – (Дата обращения: 24.09.2014).
61. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. А-Я / Отв. ред. С.М. Толстая. – М., 2002.
62. Сливкин, А.Е. Furioso: военные аристократы и неаристократы у Л.Н. Толстого. Дискредитация рыцарского кодекса [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://magazines.r*ss.r* – (Дата обращения: 24.09.2014).
63. Словарь по этике / Под. ред. И. Кона. – М., 1981.
64. Смирнов, А. Два Бородина [описание Бородинского сражения у Толстого в «Войне и мире» и в воспоминаниях о войне 1812 г. подпоручика 12-й легкой артиллерийской роты Николая Евстафьевича Митаревского] [Текст] / А. Смирнов // Литература – Первое сентября. – 2008. – № 17.
65. Снегирев, И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды [Текст] / И. Снегирев. – М., 1838. – Вып. 1-4.
66. Соболев, Л. Мастерство писателя [«Война и мир» Л. Толстого] [Текст] / Л. Соболев // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 12.
67. Соколовская, Т. Обрядность вольных каменщиков [Текст] / Масонство в его прошлом и настоящем // Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. – М., 1991. – Т. 2.
68. Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства православной церкви [Текст] / Даниловский благовестник. – М., 2007.
69. Степанов, Н.П. Народные праздники на Святой Руси [Текст] / Н.П. Степанов. – М.: Российский раритет, 1992.
70. Тарасов, И.Н. Мифология в русской литературе [Текст] / И.Н. Тарасов. – М.: Эксмо, 2006.
71. Терещенко, А.В. Быт русского народа [Текст] / А.В. Терещенко. –
Часть 2. «Русская книга». – М., 1999.
72. Токарев, С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования [Текст] / С.А. Токарев // СЭ. – 1980. – № 3.
73. Токарев, С.А. Обряды и мифы [Текст] / С.А. Токарев // Мифы народов мира. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – Т. 2: К – Я.
74. Толстой, Л.Н. Война и мир: Роман [Текст] / Л.Н. Толстой // Т. 1. – М.: ТЕРРА, 1993.
75. Толстой, Л.Н. Война и мир: Роман [Текст] / Л.Н. Толстой // Т. 2. – М.: ТЕРРА, 1993.
76. Толстой, Л.Н. Война и мир: Роман [Текст] / Л.Н. Толстой // Т. 3. – М.: ТЕРРА, 1993.
77. Толстой, Л.Н. Война и мир: Роман [Текст] / Л.Н. Толстой // Т. 4. – М.: ТЕРРА, 1993.
78. Топоров, В.Н. О ритуале: Введение в проблематику [Текст] / В.Н. Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. – М., 1988.
79. Триль, Ю.Н. Ритуал в традиционной культуре [Текст] / Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена / Под ред. проф. Х.М.Казанова. – 2008. – В. 61.
80. Федосюк, Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://dic.academic.r* – (Дата обращения: 05.01.2014).
81. Фортунатов, Н.М. Комментарии: Л.Н. Толстой. Война и мир. Т. 2. / Русская виртуальная библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.rvb.r* – (Дата обращения: 01.04.2013).
82. Черных, А.И. Ритуалы в медиатизированном обществе [Текст] / А.И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
83. Чернявская, Ю. Народная культура и национальные традиции [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.gumer.info – (Дата обращения: 10.02.2013).
84. Чистов, К.В. Обряд // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://slovari.yandex.r* (Дата обращения: 11.01.2013).
85. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории [Текст] / К.В. Чистов. – Л., 1986.
86. Шангина, И.И. Русские традиционные праздники [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://blog.norma40.r* (Дата обращения: 11.01.2013).
87. Шеппинг, Д.О. Мифы славянского язычества [Текст] / Д.О. Шеппинг. – М.: Терра,1997.
88. Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб., 1996.
89. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
90. Энциклопедия зимних праздников: Сост. Л.И. Брудая. – СПб.: Респекс, 1993.
Тема: | «Народные обряды и ритуалы в романе-эпопее л.н. толстого «война и мир»» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 83 | |
Цена: | 2650 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Сущность романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Реферат:
Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир
Контрольная работа:
Роль Л.Н.Толстого в развитии детской литературы и детского чтения
Дипломная работа:
Языковые и художественные средства создания образа ребенка в художественной литературе
Магистерская работа:
ОБРАЗ ПОДРОСТКА В ПОВЕСТЯХ Е. МУРАШОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ