Дипломная работа
«Эвфемизмы в сфере обозначения рода занятий и их учет на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе»
- 68 страниц
Введение 3
Глава 1. Лингвистические аспекты эвфемии 5
1.1 Сущность и мотивы использования эвфемизмов 5
1.2 Определение эвфемизма как лингвокультурного явления, его функции и признаки 9
1.3 Социокультурные факторы процесса эвфемизации 15
1.4 Классификации эвфемизмов 18
1.5 Прагматический подход исследования эвфемии 23
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Явление эвфемии в немецком языке 28
2.1 Способы эвфемизации 32
2.2 Сферы употребления эвфемизмов 36
2.3 Обозначения рода занятий как важная область функционирования эвфемизмов 36
2.3.1 Иносказательные обозначения рода занятий 37
2.3.2 Эвфемистические обозначения профессий в печатных СМИ 37
Выводы по Главе 2 41
Глава 3. Использование эвфемизмов на уроках немецкого языка 42
Выводы по Главе 3 51
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения 59
Данная дипломная работа посвящена исследованию эвфемистических обозначений рода занятий в немецком языке. Эта группа языковых единиц представляет значительный исследовательский интерес. Являясь элементом структуры языка, они играют важную роль в его историческом развитии, так как эвфемизация представляет собой непрерывный процесс замены одних наименований на другие, основанный на постоянной оценке и переоценке человеком формы выражения, исходящей из стремления к успешной коммуникации. В последнее время этот процесс протекает с особой интенсивностью. Это связано с тем, что в современном мире одним из наиболее важных факторов, способствующих возникновению эвфемизмов, является их способность заменять грубые и резкие слова и выражения на более нейтральные.
Актуальность данной дипломной работы определяется тем, что, несмотря на многообразие аспектов, в которых изучается явление эвфемии, существует минимальное число специальных исследований, посвященных именно проблеме эвфемизации обозначений для рода занятий людей.
Объектом исследования данной работы являются эвфемизмы, используемые для обозначения профессий.
Предмет исследования - особенности их образования и употребления на примере печатных СМИ
Цель работы состоит в исследовании эвфемизмов в сфере обозначения рода занятий в немецком языке и в разработке их практического применения на уроках в школе.
Объект, предмет и цель исследования позволили определить следующий круг задач:
1. Изучить лингвистические аспекты эвфемии;
2. Рассмотреть особенности процесса эвфемизации в немецком языке;
3. Исследовать эвфемизмы, используемые для обозначения рода занятий;
4. Проанализировать употребление эвфемизмов, обозначающих
профессии, на примере печатных СМИ;
5. Разработать методику применения подобных эвфемистических единиц на уроках немецкого языка
В Главе 1 рассматриваются основные определения понятия «эвфемии», его специфика и функции, способы образования, а так же освещаются социокультурные факторы процесса эвфемизации.
Глава 2 посвящена исследованию эвфемистических единиц в немецком языке, которые используются для обозначения профессий. Материалом исследования послужили немецкий словарь эвфемизмов, а так же немецкая газета «Berliner Zeitung» (1994-2005).
В Главе 3 анализируется методика использования эвфемизмов для обозначения профессий при обучении немецкому языку. Методическая ценность данной работы заключается в том, что посредством изучения темы эвфемистических единиц на уроках немецкого языка реализуется воспитание этических ценностей у обучающихся.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что в ней наглядно представлена тенденция применения эвфемизмов для обозначения рода занятий. Кроме того, разработанная нами методика работы с эвфемистическими обозначениями профессий может быть использована учителем на уроках немецкого языка.
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВФЕМИИ
1.1 СУЩНОСТЬ И МОТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВФЕМИЗМОВ
Эвфемия представляет собой сложный универсальный
коммуникативный феномен и по своей структуре считается многогранным языковым явлением, играющим важную роль в истории развития общества.
В рамках изучения культуры народов эвфемизмы начали исследоваться с XIX века. Такие этнографы, как Д.К. Зеленин, А. Мейер, Дж. Фрезер в первую очередь уделяли внимание проблематике табу в первобытных сообществах.
Уже на начальных стадиях существовали определенные запреты, которые основывались на религиозных и моральных нормах человека. Явление эвфемии уходит корнями в далёкое прошлое и является неразрывно связанным с явлением табу, которое входит в область изучения науки этнографии. «Табу» - термин полинезийского происхождения: «ta» -
«отличать, выделять», «ри» - «всецело», tapu - tabu - «всецело выделенный, особо отмеченный». обозначающий систему строгих запретов на определённые действия. У первобытных народов табу были связаны со всевозможными аспектами обыденной жизни: болезнями, свадьбами, родами, похоронами, приёмом пищи, сельскохозяйственным трудом, охотой и другими видами деятельности людей.
Среди всевозможных запретов особо значимое место занимали так называемые языковые табу - запреты на употребление тех или иных слов и выражений. Они возникли на почве мифологических верований и были связаны с представлениями древних людей о магической связи между словом и предметом, которое оно называет. Люди древности были движимы мотивами религиозного и нравственного характеров. Эмоциональную основу табу составляло чувство суеверного страха перед наказанием за нарушение запрета, а также чувство стыда по отношению к некоторым физиологическим процессам. В современном обществе слова-табу подвергаются запрету не из- за чувства страха, а из понимания того, что эти выражения считаются неприемлемыми и могут оскорбить чувства определенного человека.
Известный английский этнолог и религиовед Дж. Фрезер описал словесные табу у разных народов земного шара в одной из глав фундаментального исследования «Золотая ветвь». Дж. Фрезер выделил две группы: 1) личные собственные имена (живых и умерших людей,
родственников, богов, правителей и других священных особ), 2) общие или нарицательные слова [Фрезер, 1998].
А. А. Реформатский объединил понятия «табу» и «эвфемизмы» в своей одноименной работе «Табу и эвфемизмы». Как отмечал ученый, «для замены табу - слов, нужны другие слова - эвфемизмы. Эвфемизмы - замененные разрешенные слова, которые употребляются вместо запрещенных слов и выражений» [Реформатский, 2011: 56].
Таким образом, на замену табуированных слов, на помощь пришли другие слова - эвфемизмы (термин греческого происхождения: ео - «хорошо», phemо - «говорю» - «говорю вежливо»). Под эвфемизмами подразумеваются эмоционально нейтральные слова или выражения, употребляемые вместо синонимичных им слов или выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми или нетактичными.
Эвфемизм заменяет исходное значение, которое считается оскорбительным или неприятным и используется ораторами в целях смягчения потенциально нежелательного эффекта, что позволяет сохранить социальную гармонию в общении и избегать нелицеприятных слов и выражений.
Подводя итог, необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной науке о языке доминирует широкое понимание явления эвфемии.
В нашей работе были рассмотрены теоретические основы эвфемии как языкового явления, а также проведено исследование особенностей функционирования эвфемизмов, обозначающих род занятий в немецком языке.
В первой главе были рассмотрены основные точки зрения относительно функционирования эвфемизмов.
Мы выяснили, что основными мотивами эвфемизмов являются религиозные, моральные, этикетные, маскирующие и облагораживающие.
Нами были изучены различные социокультурные факторы ПРОЦЕССА эвфемизации.
Мы рассмотрели ведущие функции эвфемизмов, которыми являются смягчение негативной информации, маскировка действительности и соблюдение морально-этических норм.
Мы исследовали различные классификации эвфемизмов связанные со структурными компонентами, тематической отнесенностью и уровнями функционирования.
Во второй главе процесс эвфемизации был рассмотрен на примере немецкого языка.
Нами были проанализированы основные способы возникновения эвфемизмов, среди них наиболее распространенными являются лексико-семантические способы. Также представлены различные сочетания способов образования эвфемизмов внутри лексико-семантических, морфологических способов. Было установлено, что комплексные способы образования эвфемизмов дают возможность создания неисчерпаемого количества эвфемизмов.
Кроме того, в этой главе были выделены 11 основных сфер жизни, подвергающиеся данному процессу.
В результате анализа этих сфер, мы выяснили, что сфера профессий наиболее ярко подвержена эвфемии. Главной причиной этому служит повышение престижа профессий.
Нами были проанализированы 10 статей в такой немецкоязычной газете, как “Berliner Zeitung”. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время эвфемистические единицы, обозначающие профессии, широко употребляются в СМИ, главным образом с целью повышения престижа профессий и соблюдения политкорректности.
В третьей главе был проведен анализ с методической точки зрения применения темы эвфемистических единиц, обозначающих профессии, и составлены соответствующие упражнения, применимые на уроках немецкого языка в школах. Было установлено, что данная тема является необходимым компонентом в изучении иностранного языка, так как она формирует этические ценности у обучающихся, реализует усвоение специфической лексики, которая позволяет избегать неблагозвучную лексику и заменять ее на приемлемую.
Из всего вышесказанного необходимо отметить, что эвфемизмы - это важная составляющая в немецком языке. Данная тема является актуальной в настоящее время, так как употребление эвфемистических единиц в речи представляет собой систему культурных норм поведения человека в современном обществе.
1. Арапова, Н. С. Эвфемизмы [Текст]: Русский язык: Энциклопедия / Н. С. Арапова, гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М., 1990. - 636 с.
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. - М.: Едиториал УРСС, 2007. - 576 с.
3. Беликов, В.И. Социолингвистика [Текст] / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. - М.: Открытое общество, 2001. - 437 с.
4. Бердова, Н. М. Эвфемизмы в современном немецком языке [Текст]: автореф. дис. канд. филол. наук / Н.М. Бердова. - Киев: 1981. - 19 с.
5. Болотнова, Н. С. Эвфемизация в современном словоупотреблении и языковая компетенции личности [Текст] / Н. С. Болотнова // Языковая компетенция: грамматика и словарь. - Новосибирск, 1998. - С. 19-23.
+ еще 57 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Эвфемизмы в сфере обозначения рода занятий и их учет на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности языка тоталитарных режимов и их учет на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Анимализмы в немецкой, английской и русской фразеологии и их использование на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Говорящие имена в художественной литературе и их изучение на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Переименование топонимов в немецком и английском языках и их изучение на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Анализ фразеологических единиц с компонентом «числительное» и их изучение на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе